Робототехнический комплекс «Капитан»

16

На снабжении инженерных войск состоят различные робототехнические комплексы для решения тех или иных задач. На днях стало известно о продолжении работ по еще одному проекту такого рода. В будущем на вооружение может поступить РТК «Капитан». Это модульный комплекс на основе универсальной платформы со сменным оснащением для решения широкого круга задач.

Инициатива и интерес


Комплекс «Капитан» создан в Центральном научно-исследовательском и опытно-конструкторском институте робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК) из г. Санкт-Петербург. Разработка велась в инициативном порядке, и готовый образец был представлен в 2017 г. С тех пор «Капитан» вместе с другими разработками института регулярно демонстрировался на профильных выставках.



В последний день ноября Группа информационного обеспечения сухопутных войск раскрыла актуальные данные по проекту «Капитан». Сообщается о запуске инициативной работы по совершенствованию этого РТК в интересах инженерных войск. Целью таких работ названо дальнейшее развитие наземных робототехнических комплексов инженерной разведки и разминирования.


Конфигурация для наблюдения и разведки

Какие-либо подробности технического характера о проводимых доработках не приводятся. Также не уточняются перспективы «Капитана». При этом последние сообщения могут говорить об интересе к новому РТК со стороны министерства обороны, а также указывают на возможность принятия такой техники на снабжение в будущем.

Базовая платформа


К настоящему времени ЦНИИ РТК разработал целую линейку малогабаритных робототехнических комплексов. Изделие «Капитан» именуют самым передовым образцом в этой линейке, не уступающим зарубежным РТК своего класса. Комплекс может решать широкий круг задач и предлагается для использования подразделениями различных служб и ведомств.


Компоненты комплекса

РТК «Капитан» построен на основе универсальной платформы в виде компактного гусеничного шасси. Она имеет размеры 620 х 465 х 215 мм и весит 35 кг. Имеются посадочные места для монтажа разнообразного оборудования массой до 20 кг. Используется электрическая силовая установка с аккумуляторными батареями. Гусеничная ходовая часть включает две пары активных приводных рычагов с собственными гусеничными цепями. Скорость передвижения такой платформы ограничена 1,5 м/с, а ее конструкция обеспечивает высокую маневренность и проходимость в разных условиях.

В рекламных материалах по проекту «Капитан» ранее упоминалась возможность создания колесного шасси. Готова ли такая модификация – неизвестно. Пока этот комплекс демонстрировался только на гусеницах.

Платформа способна передвигаться по снегу глубиной до 10 см и по траве высотой 30 см. Обеспечивается подъем на уклон 30°. Возможно движение по лестницам и другим сложным элементам рельефа. При постоянном движении аккумуляторов хватает на 4 ч, в режиме наблюдения с места – на 8 ч.


Для вождения платформа РТК «Капитан» оснащена носовой и кормовой видеокамерами, а также несет два ультразвуковых дальномера и пару блоков освещения. Управление осуществляется с операторского пульта, выполненного в ударопрочном кейсе. При использовании радиосвязи обеспечивается работа на дальностях до 500 м (городская застройка) или до 1200 м (открытая местность). «Капитан» также может нести катушку с оптоволоконным кабелем длиной 300 м и с его помощью вести обмен данными.

По модульному принципу


Базовая платформа способна нести полезную нагрузку разных типов в виде тех или иных устройств. ЦНИИ РТК отмечает, что при ее создании использовался новаторский подход. Для соединения компонентов комплекса используются унифицированные крепежные элементы, а электрические соединения и протоколы обмена данных стандартизированы. Такие меры упрощают эксплуатацию комплекса, а также способны обеспечить его дальнейшее развитие.

На крыше платформы расположен т.н. многооборотный корневой шарнир – устройство для монтажа многофункционального манипулятора. На его стреле может ставиться необходимое оснащение. Установка ряда приборов осуществляется прямо на корпус или на приводные рычаги. Шарнир оснащен встроенным разъемом для передачи команд и данных. Замена оборудования не представляет сложности и занимает минимальное время.


Модуль манипулирования представляет собой поворотное основание с двухколенчатой стрелой, на которой имеется разъем под оборудование. Конструкция модуля позволяет работать с объектами массой до 8 кг при вылете до 500 мм. Максимальный вылет манипулятора составляет 1,2 м, но масса груза при этом сокращается до 3 кг. Ранее сообщалось о разработке усиленной версии манипулятора с грузоподъемностью до 20 кг.

Модуль манипулирования может оснащаться захватным устройством с собственной камерой и дальномером, комплектом оптико-электронных средств или специальными приборами инженерного назначения. Для обезвреживания опасных предметов предусматривается установка гидроразрушителя.

При помощи манипулятора с несколькими степенями свободы и специального оснащения со схожей подвижностью, РТК «Капитан» может добираться до труднодоступных мест и вести наблюдение или взаимодействовать с объектами. Штатное захватное устройство может дополняться теми или иными инструментами, от ножниц до средств поражения. Оптические средства позволяют вести наблюдение на дальностях до 500 м днем и ночью.


Разработан т.н. комплект инструментов для инженерной разведки. Он включает поперечные штанги для установки между передними или задними активными рычагами. На них ставятся крюки, щупы, вилы или ножи для взаимодействия с различными объектами. Допускается комбинирование инструментов – в зависимости от стоящей задачи.

Представитель своего класса


РТК «Капитан» в целом выглядит достаточно удачной разработкой, способной выполнять широкий круг работ. В основе проекта лежат любопытные конструктивные и технические решения, позволяющие получить широкие возможности и достаточно высокие характеристики. Уже создано 15 различных элементов целевой нагрузки, при помощи которых организуются 4 основные конфигурации. Возможна разработка новых устройств.


При этом следует признать, что «Капитан» не является уникальной разработкой. Комплексы такого рода с аналогичными техническими особенностями и близкими характеристиками активно разрабатываются как в нашей стране, так и за рубежом. Они находят применение в разных структурах и обеспечивают спасение людей или решение боевых задач. Таким образом, российский РТК «Капитан» оказывается очередным представителем достаточно популярного класса техники.

Необходимо отметить, что популярность этого класса роботов имеет объективные причины. Легкие платформы с манипуляторами и сменной нагрузкой, способные вести наблюдение или взаимодействовать с объектами, давно показали свой потенциал и зарекомендовали себя наилучшим образом. Поэтому любой новый образец такого класса, построенный на современных технологиях и компонентах, сразу может рассчитывать на интерес со стороны заказчиков – хотя ему и придется столкнуться с конкуренцией.


Согласно недавнему сообщению Минобороны, в настоящее время РТК «Капитан» проходит некую доработку. Ее характер не уточняется, но указано, что она выполняется в интересах инженерных войск. Это свидетельствует об интересе армии к новому отечественному роботу. По всей видимости, «Капитан» прошел предварительные испытания, по результатам которых организация-разработчик получила рекомендации по совершенствованию комплекса. Выполнив такие мероприятия, ЦНИИ РТК сможет получить заказ на серийное производство.

Таким образом, в ближайшем будущем могут появиться новые любопытные сообщения. На этот раз их темой станет принятие РТК «Капитан» на снабжение инженерных войск. Это изделие станет хорошим и полезным дополнением для других комплексов, уже поставленных в серию и освоенных армией.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -6
    3 декабря 2020 18:21
    Вот, на Луну один такой отправить, а ещё один на Марс. Лучше полигона для обкатки платформы не придумать, и страна вернется в число стран способных доставить самоходные шасси для изучения иных планет Солнечной системы.
    1. -4
      3 декабря 2020 18:59
      Ну, как всегда, минусы , и отсутствие хоть каких-то аргументов. Преложите другой вариант быстро создать луноход, к примеру, практически с нуля!
      1. -2
        3 декабря 2020 22:28
        Цитата: Бережливый
        Преложите другой вариант быстро создать луноход, к примеру, практически с нуля!

        Купить у китайцев можно например. Даже с ракетой. Такие тележки тоже на али-экспресс продаются. А вообще такие "комплексы" еще сорок лет назад вовсю по телевизору у нас показывали. До сих пор что ли дорабатывают?
        1. +1
          4 декабря 2020 16:26
          Цитата: Saxahorse
          такие "комплексы" еще сорок лет назад вовсю по телевизору у нас показывали. До сих пор что ли дорабатывают?

          Телевизионщики технологию обкатали и передали в войска. Процесс не быстрый же
          1. 0
            4 декабря 2020 22:59
            Цитата: Борис ⁣Бритва
            Телевизионщики технологию обкатали и передали в войска. Процесс не быстрый же

            Так точно! Не быстрый! К 2099 году он научится предметы с земли поднимать!

            В общем главное дайте еще денег! А там или "ишак сдохнет" или " страна загнется" и так и так никто за результат не спросит. negative
  2. +4
    3 декабря 2020 18:43
    Автору спасибо за статью.
    1. 0
      4 декабря 2020 17:27
      Цитата: красноярск
      Автору спасибо за статью.

      Комментаторам спасибо за комментарии.
      Чарли Клайну и Биллу Дювалю спасибо за интернет.
      Николаю Михайловичу Карамзину - за ввод в обращение "гуманного" слога.
      А Кириллу и Мефодию - за нашу письменность.

      Кого забыл?
      1. 0
        4 декабря 2020 18:01
        Цитата: Борис ⁣Бритва

        Комментаторам спасибо за комментарии.
        Чарли Клайну и Биллу Дювалю спасибо за интернет.
        Николаю Михайловичу Карамзину - за ввод в обращение "гуманного" слога.
        А Кириллу и Мефодию - за нашу письменность.

        Кого забыл?

        Себя. Поблагодари себя за плоский юмор.
        1. 0
          4 декабря 2020 18:18
          Цитата: красноярск
          Себя

          Я лишь сделал то, что кто-нибудь сделать должен был. Рано или поздно.
          Тут половина регулярных пользователей читает часто не статьи, а комменты. Есть даже такие, которые не теряют времени на чтение ни того, ни другого, а просто сразу берут и пишут. И почему при таких раскладах многие благодарят авторов статей, но ни кто еще не удосужился поблагодарить трудяг-комменнтаторов? Эта несправедливая ситуация не могла длиться вечно.
          1. 0
            4 декабря 2020 18:34
            Цитата: Борис ⁣Бритва

            Тут половина регулярных пользователей читает часто не статьи, а комменты.

            По себе судите?
            Лично мне статья понравилась своей краткостью с достаточной информацией по вопросу. Никаких домыслов и догадок. Комментировать данную статью считаю неправильным, по той простой причине, что я не дока в этих вопросах.
            И вообще, К. Рябов один из уважаемых мной авторов ВО.
            1. 0
              4 декабря 2020 20:52
              Цитата: красноярск
              По себе судите?

              Имею привычку смотреть вокруг.
  3. -4
    3 декабря 2020 20:09
    Лет 15 назад,это было бы актуально..А сейчас не считаю что об этом говорить нужно..
  4. 0
    3 декабря 2020 20:26
    Их и так полно.
    Поэтому - может поступить, может не поступить. - писать рано.

    Хоть бы раз дали сводку, сколько и чего УЖЕ полступило в войска.

    А то обещалок было много , а реальной инфы - мало.
  5. +18
    3 декабря 2020 22:20
    Обнадеживает то, что конструкторская школа продолжает развиваться. Успехов разработчикам.
    1. 0
      4 декабря 2020 16:28
      Цитата: Smirnoff
      конструкторская школа продолжает развиваться

      Как вы это поняли?
  6. 0
    26 января 2021 16:38
    Не надо ворчать, данные апп-ты могут использовать везде и в любых департаментах.
    Применять их можно везде, хоть в атаке роем тараканов ! Хихихи !