Уничтожить авианосец: охота на самолёты ДРЛО
Обнаружить авианосную ударную группу (АУГ) это одно, гораздо сложнее обеспечить её сопровождение и уничтожение. Какова в этом роль самолётов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО)? Почему самолёты ДРЛО критически важны для безопасности АУГ и отчего так важно их уничтожить? Как можно это осуществить? Попробуем разобраться.
Почему так важно уничтожить самолёты ДРЛО
АУГ сложно обнаружить и уничтожить по двум причинам. Во-первых, потому что она активно избегает обнаружения. Во-вторых, потому что огневые средства АУГ могут уничтожить значительную часть атакующих самолётов и противокорабельных ракет (ПКР). Самолёты ДРЛО являются критичным элементом, который необходим для выполнения этих задач.
Если нет самолёта ДРЛО, который осуществляет патрулирование в стороне от АУГ, затрудняя определение местоположения кораблей и осуществляя обнаружение самолётов-разведчиков противника, то кораблям придётся включать собственные РЛС, что сразу их демаскирует. При этом самолёты-разведчики, используя оборудование радиотехнической разведки (РТР), обнаружат корабль раньше, чем он обнаружит их. И смогут подойти к нему достаточно близко, постепенно снижая высоту полёта и используя радиогоризонт, как прикрытие.
Самолёты ДРЛО прикрывают АУГ со всех сторон.
Радиогоризонт – это вторая проблема отсутствия самолёта ДРЛО, поскольку без него некому будет выдавать целеуказание зенитным управляемым ракетам (ЗУР) с активной радиолокационной головкой самонаведения (АРЛГСН) для того, чтобы они могли поражать низколетящие цели на большом расстоянии. А без этого противовоздушной обороне (ПВО) корабля придётся отражать массированный налёт низколетящих ПКР лишь на финальном участке их полёта, что при массированном налёте вызовет перегрузку целевых каналов зенитно-ракетных комплексов (ЗРК).
Конечно, противник может использовать истребители в качестве «эрзац» ДРЛО, но их эффективность будет заведомо ниже, из-за худших характеристик РЛС и меньшего сектора её обзора. Кроме того, после включения РЛС истребители также могут быть обнаружены и атакованы. Даже если от ракет воздух-воздух (В-В) большой дальности истребители и смогут уклониться, то на выполнение задач ДРЛО времени у них уже не останется – пока они будут маневрировать, ПКР успеют долететь до своих целей.
Какими же средствами можно уничтожить самолёты ДРЛО, охраняющие АУГ?
Летающая крепость
В годы противостояния США и СССР одним из основных способов уничтожения АУГ противника было нанесение массированных ударов ПКР с помощью бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3. Для поражения АУГ должны были привлекаться несколько полков Ту-22М3. При этом считалось, что они понесут значительные потери от авиации противника. Способов обеспечения их безопасности на тот момент не было, поскольку не существовало истребителей с сопоставимой дальностью. Нет у нас таких машин и сейчас.
Однако в США вполне могут появиться машины дальнего радиуса действия, способные эффективно уничтожать воздушные цели. В статье «B-21 Raider: бомбардировщик или нечто большее?» мы рассматривали потенциальные возможности этой машины по противодействию воздушным целям.
Считается, что B-21 Raider сможет нести ракеты класса воздух-воздух, противоракеты воздух-воздух, способные сбивать ракеты В-В противника, и лазерное оружие самообороны. Его РЛС с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) и средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) будут превосходить по характеристикам аналогичные системы, установленные на истребителях, а характеристики малозаметности будут сопоставимы.
В сочетании всё это позволит B-21 Raider превратиться в «летающую крепость» и стать грозным противником авиации.
Таким образом, при решении задач по уничтожению АУГ противника B-21 Raider может находиться на «острие копья» и выполнять не привычные для бомбардировщиков функции доставки ПКР, а решать задачи по уничтожению самолётов ДРЛО противника и защите носителей ПКР от авиации противника. Выполнение этой задачи должно осуществляться одновременно с налётом беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) типа Gremlins.
При этом в качестве носителей ПКР будут выступать бомбардировщики B-52H, B-1B, B-2. А возможно, что для решения задачи запуска КР/ПКР вне зоны действия ПВО противника в основном будут использоваться транспортные самолёты, как и в случае с БПЛА типа Gremlins. Тогда как бомбардировщики B-21 Raider будут осуществлять разведывательно-ударные операции в глубине порядков противника.
Для прикрытия B-21 Raider в США существовал проект дальнего истребителя Penetrating Counter Air (PCA), предназначенного для завоевания превосходства в воздухе в глубине территории противника. Считается, что эта машина будет крупнее самолётов F-15 и F-22 для размещения большего запаса топлива и вооружений, а её стоимость составит порядка 300 миллионов долларов.
Информации по этой машине крайне мало, предположительно наработки по ней будут реализованы в американском истребителе шестого поколения. Значит ли это, что от сопровождения B-21 Raider в глубине территории противника было решено отказаться, из-за его способностей по самообороне от самолётов противника? Или все истребители шестого поколения будут тяжёлыми машинами? Что вполне укладывается в прогнозы развития тактической авиации. Ответ мы узнаем в ближайшие 5-10 лет.
ПАК ДА и ПАК ДП
В России сейчас нет авиационного комплекса, способного сопровождать ударные самолёты на большом удалении от мест базирования и обеспечить уничтожение самолётов ДРЛО и истребителей противника. Для реализации такого авиационного комплекса необходимо несколько критичных систем/технологий – противоракет В-В и лазерного оружия самообороны. Только они (в комплексе с мощным бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО) и малозаметностью) смогут обеспечить маломаневренным крупногабаритным боевым машинам превосходство над истребителями противника.
Без указанных технологий, даже если перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) будет создан, то он останется «классическим» дозвуковым малозаметным бомбардировщиком, аналогом устаревающего B-2. Не то, чтобы это было совсем плохо – возможно, ПАК ДА станет просто недорогой и надёжной заменой Ту-160М и Ту-95МСМ. Но в части борьбы с авиацией противника, существенно осложняющей задачу уничтожения АУГ, он нам никак не поможет.
Периодически появляется информация о создании перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата (ПАК ДП), который должен заменить МиГ-31. Иногда его ещё называют МиГ-41.
Если исходить из официально озвучиваемых тактико-технических характеристик (ТТХ) МиГ-41 – максимальной скорости 5М, крейсерской скорости 2,5М, высоты полёта до 45 000 метров, наличия радиооптической фазированной антенной решетки (РОФАР), противоспутникового оружия и лазерного оружия самообороны, то вырисовывается машина будущего, способная изменить расклад сил в воздухе. Но насколько всё это близко к реальности? Вопрос открытый.
Неофициальный концепт МиГ-41.
Для дальнего истребителя, способного обеспечить уничтожение самолётов ДРЛО, прикрывающих АУГ, более интересными можно считать характеристики многофункционального дальнего перехватчика (МДП) проекта 70.1 (701), разрабатываемого ОКБ «МиГ» в 80-х годах XX века:
- максимальный взлётный вес – 70 580 кг;
- нормальный взлётный вес (заправка 52%) – 48 590 кг;
- нормальный взлётный вес (заправка 100%) – 61 490 кг;
- вес пустого самолёта – 35 020 кг;
- длина – 32,8 м;
- размах крыльев – 19,65 м;
- высота – 7,36 м;
- двигатели – два ТРДДФ нового поколения;
- максимальная скорость 2 500 км/ч;
- крейсерская скорость на высоте 17 000 м соответствует М=2,2;
- практическая дальность полета на сверхзвуковой скорости 7 000 км;
- практическая дальность полета на дозвуковой скорости 11 000 км;
- экипаж 2 человека;
- нормальная грузоподъёмность 3 370 кг;
- максимальная грузоподъёмность – 12 460 кг;
- РЛС большой мощности.
Концепты изделия 70.1
Изделие 70.1 планировалось вооружить ракетой В-В сверхбольшой дальности КС-172, способной поражать крупногабаритные воздушные цели на дальности до 400 километров и высоте до 30 километров. Ракета КС-172 ОКБ «Новатор» включала в себя две ступени. На первой размещалась система инерциального наведения, АРЛГСН и осколочно-фугасная боевая часть направленного действия.
Многофункциональный перехватчик с радиусом действия свыше 5 000 километров мог бы стать серьёзным подспорьем при атаке АУГ, обеспечив уничтожение самолётов ДРЛО, а возможно, и самолётов тактической авиации. Впрочем, судя по всему, пока ПАК ДП находится так же далеко от серийного производства, как и ПАК ДА, если не дальше.
Теоретически серьёзной угрозой для самолётов ДРЛО и тактической авиации противника мог бы стать боевой лазерный комплекс «Пересвет» в авиационном исполнении. Но если возможность его создания хотя бы озвучена, то тактико-технические характеристики и назначение скрыты «туманом войны».
Существуют ли ещё какие-то способы уничтожения самолётов, обеспечивающих охранение АУГ?
Стая «Охотников»
С 2012 года в России создаётся БПЛА С-70 «Охотник» компании «Сухой». Предполагается, что основным назначением этой машины будет взаимодействие с истребителями пятого поколения Су-57. И одна из задач этого взаимодействия – расширение радиолокационного поля истребителя Су-57.
Фактически истребитель Су-57 может не задействовать свою РЛС в активном режиме, а использовать РЛС БПЛА «Охотник» для того, чтобы сохранить все преимущества своей малозаметности, нанося удары «из тени». Это означает, что на БПЛА «Охотник» должна быть установлена РЛС, сопоставимая по возможностям с РЛС Су-57, что косвенно подтверждается значительной прогнозируемой стоимостью этой машины, составляющей порядка 1 миллиарда рублей (примерно 15-17 миллионов долларов США).
Чем интересен БПЛА «Охотник» с точки зрения противостояния АУГ?
Судя по всему, его БРЭО будет достаточно продвинутым, по сравнению с другими БПЛА, что позволит ему эффективно работать по воздушным целям. Взлётная масса порядка 20-25 тонн позволит разместить мощную РЛС с АФАР, а полезная нагрузка 4-8 тонн позволит использовать тяжёлые ракеты В-В большой дальности типа Р-37/РВВ-БД.
Ракеты В-В Р-37/РВВ БД могут уничтожать крупные маломаневренные воздушные цели на расстоянии до 300 километров – именно такими целями являются самолёты ДРЛО.
Предполагаемая максимальная дальность полёта БПЛА «Охотник» составит 6 000 километров. А если он будет оснащён системой дозаправки в воздухе, то дальность полёта может быть гораздо больше. Максимальная высота полёта составит 18 километров. Управление БПЛА «Охотник» может осуществляться через спутник. Поскольку для работы по воздушным целям не требуется передача таких огромных массивов информации, как при картографировании поверхности или при обнаружении и распознавании наземных и надводных целей. Также может быть реализован резервный вариант управления БПЛА «Охотник» с самолётов управления на базе Ту-214ПУ или Ту-214СУС.
Применённые в конструкции БПЛА «Охотник» технологии снижения заметности повысят шансы этой боевой машины при встрече с авиацией и ЗРК противника. Предположительно эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) БПЛА «Охотник» будет меньше, чем у Су-57. Учитывая, что основной целью БПЛА «Охотник» будут самолёты ДРЛО, РЛС которых работает в активном режиме, они вполне могут определить их положение средствами РТР и осуществить пуск ракет В-В большой дальности типа Р-37/РВВ-БД за пределами зоны обнаружения РЛС самолётов ДРЛО, без включения собственной РЛС.
Несмотря на высокую стоимость, БПЛА «Охотник» всё равно будут гораздо дешевле даже истребителей четвёртого поколения. То, что считается дорогим для того, чтобы гонять «бармалеев» в Сирии, совсем недорого для решения задач по уничтожению АУГ. Поэтому для атаки АУГ вполне практично задействовать 4-8, а то и более БПЛА, даже с учётом риска того, что часть из них будет потеряна.
Выводы
Можно предположить, что ударная группа из 4-8 БПЛА «Охотник» (управляемых через спутник с наземного пункта управления или с самолёта управления на базе Ту-214ПУ/Ту-214СУС) сможет обеспечить уничтожение самолётов ДРЛО, обеспечивающих прикрытие АУГ с направления атаки ПКР.
Радиус действия ударной группы на базе БПЛА «Охотник» составит порядка 3 000 километров от места базирования. При оснащении БПЛА «Охотник» системой дозаправки в воздухе радиус поражения возрастёт до 5 000 километров (здесь уже ограничительным фактором будут самолёты управления на базе Ту-214ПУ или Ту-214СУС).
Примерные зоны досягаемости БПЛА «Охотник» без учёта дозаправки и дальности действия ракетного оружия, исходя из базирования в Мурманске и в Комсомольске-на-Амуре. Красные линии – дальность по прямой. Зелёные линии – учтена необходимость облёта границ третьих стран.
Уничтожение самолётов ДРЛО позволит повысить выживаемость авиационных средств разведки и нападения. А также уменьшить вероятность уничтожения ПВО противника атакующих ПКР. Что в конечном итоге существенно увеличит вероятность успешного уничтожения кораблей АУГ.
Остаётся открытым вопрос преодоления ПКР помех и ложных целей, выставляемых кораблями АУГ.
Но об этом поговорим в следующем материале.
Информация