Военное обозрение

Боевые корабли. Крейсера. Хороший результат странного эксперимента

23
«Поворотись, сынку, экий ты…». Если к кому в японском флоте эти слова нашего Гоголя применимы больше – прошу озвучивать в комментариях. Но то, что сами японцы классифицировали создание Юдзуру Хираги как «экспериментальный легкий крейсер» - это факт.



Другой вопрос, а что они ставили целью этих экспериментов?

И это весьма непростой вопрос. Ответить на него мог бы сам Хираги, но увы, с 1943 года он это сделать не может.

Боевые корабли. Крейсера. Хороший результат странного эксперимента
Юдзуру Хираги

Вообще, конечно, во многих источниках говорится о том, что «Юбари» строился как некий испытательный стенд для силовых установок нового поколения.

Можно было бы поверить, если не тот факт, что крейсер немного отличен от самолета или танка. И заменить в нем двигатель – это очень своеобразная задача. Как мне кажется, дело несколько в иных новациях, но давайте пойдем по порядку.

Действительно, ну какие новые силовые установки можно испытывать на крейсере? Меняя их туда-сюда, или как еще? Скорее всего, дело было в проблеме перевода с японского. Конечно, никакие силовые установки во множественном числе никто в Японии испытывать не собирался, там больные на голову очень плохо выживали.

Речь шла о действительно экспериментальном (для Японии) корабле – легком крейсере, естественно, на нефтяном питании, с новыми вооружениями и новыми задачами. Напомню, построили это чудо в 1923 году. Первая Мировая только что закончилась, и Япония в ней приняла участие, действуя вместе с кораблями Антанты. То есть, было на кого посмотреть и у кого поучиться.

Надо заметить, что очень сильно загруженным войной французам японцы помогли, строя для них эсминцы.

Соответственно, по окончании войны, сразу же начались поиски новых форматов кораблей, более эффективных и современных. Уже в 1917 году начались приниматься программы развития японского императорского флота.

Сперва в МГШ (Морской Генеральный штаб) хотели построить три скаута водоизмещением 7200 тонн и шесть очень маленьких крейсеров водоизмещением 3500 тонн. Потом решили так не экспериментировать, а построить восемь легких крейсеров по 5500 тонн. А девятым решили построить один малый легкий крейсер в качестве пробы.


В принципе, японский «малый легкий крейсер» - это если нормально перевести на европейскую практику, то лидер эсминцев.

Так как строительство этого нового недокрейсера не было первоочередной задачей, то строили его так… не спеша. Откладывая, «перенося вправо» и так далее. Имя при закладке ему дали в честь реки Аясе, как это было со всеми японскими легкими крейсерами.

Однако построить не успели, в 1920 году грянул очередной пересмотр проектов и приоритетов. К первоначальным восьми крейсерам по 5 500 тонн решили добавить четыре скаута-разведчика по 8 000 тонн водоизмещением. Ну вот был такой пунктик у японцев, обязательно должны быть эскадренные разведчики.

Глава бюро базового проектирования секции судостроения Морского Технического Департамента (МТД) Юдзуру Хирага предложил еще один путь развития, позволяющий создавать и строить более современные корабли.

Идея Хираги была проста и сложна одновременно. Хирага предложил уменьшать вес корпуса за счёт включения в его силовой набор горизонтальной и вертикальной броневой защиты. А высвободившийся вес потратить на что-то более нужное, вооружение, топливо или еще что-то такое.

В МГШ оценили и разрешили Хираге провести такой эксперимент… с недостроенным «Аясе». И процесс пошел, 23 декабря 1921 года «Аясе» был переименован в «Юбари». Сложно сказать, почему, но переименовали.


Согласно техническому проекту «Юбари» должен был развивать ту же скорость, что и крейсера водоизмещением 5 500 тонн, то есть, 35,5 узла, дальность плавания 5500 миль на скорости 14 узлов, иметь вооружение из шести орудий 140-мм и четырех торпедных аппаратов 610-мм.

И на все это щедро отводилось целых 3 150 тонн водоизмещения.

Хираги и Фудзимото, который заведовал КБ, выложились по полной программе, применив в конструкции нового корабля много новшеств, главным из которых был перевод котлов на жидкое топливо. Но и помимо новых котлов были новинки типа максимального объединения дымоходов для уменьшения числа труб, использование бортовой и палубной брони для увеличения продольной прочности корпуса, размещение бронированных каналов дымовой трубы над броневой палубой.

За «Юбари» взялись по полной программе: работы по переделке начались в июне 1922 года, а 5 марта 1923 крейсер был уже спущен на воду. И пошел на испытания.


Испытания показали, что корабль и Хираги и Фудзимото получился. Перегруз составил 419 тонн или 14% от водоизмещения и составил 4 019 тонн при 2/3 запасов на борту. Вообще многовато, у той же «Кумы» было 5 580 против 5 500 официальных.

Бронирование.

Крейсер имел бронепояс, который защищал силовую установку. Длина бронепояса 58,5 м при ширине 4,15 м и толщине 38 мм.

В верхней части бронепояс состыковывался с бронепалубой, толщина которой равнялась 25 мм.
Нижняя часть дымовой трубы и воздухозаборники защищались броней 32-мм.
Надстройка не бронировалась. Только дух бусидо.
Башни имели бронирование 10 мм.

Силовая установка.

Крейсер имел 8 котлов аналогичных тем, что использовались на эсминцах типа «Минекадзе» (у эсминца котлов было 4) и 3 турбозубчатых агрегата от «Мицубиси» мощностью 19 300 л.с. каждый. То есть, суммарно 57 900 л.с.


Запас топлива состоял из 916 тонн мазута, который хранился в междудонном пространстве, под трюмной палубой. Запас должен был обеспечить дальность 5000 заявленных миль, но перегруз и выросший расход топлива снизил дальность до 3 300 миль.

Здесь возникли проблемы, потому что как лидер эсминцев «Юбари» имел сомнительную ценность, поскольку те же «Минекадзе» имели дальность 3 600 миль.

На ходовых испытаниях 5 июля 1923 года в районе острова Косикидзима при мощности машин 62 336 л. с. «Юбари» развил 34,786 узла. Снижение скорости относительно контрактной в 35,5 было следствием перегрузки.

Вооружение.

Главный калибр «Юбари» состоял из шести 140-мм орудий тип 3.


Это основное орудия противоминного калибра, которое устанавливали на все корабли от линкоров (типы «Исэ», «Нагато», «Тоса», «Кии»), линейных крейсеров («Амаги»), легких крейсеров («Тэнрю», «Кума», «Нагара» и др.), минные заградители, авианосцы («Хосё»).


Орудия не новые, разработаны еще перед Первой Мировой войной, но актуальности не потеряли. Орудия №1 и №4 с бронещитами располагались на полубаке и в корме. Спаренные закрытые (башенные) установки №2 и №3 размещались над ними, на носовой и кормовой надстройках.


Размещение всех шести орудий линейно-возвышенно в диаметральной плоскости не только позволяло использовать их все в бортовом залпе, но и по три, если надо было вести огонь по курсу или в кормовом секторе.

Боеприпасы хранились в погребах, расположенных на трюмной палубе в оконечностях. Поднимались они электрическими подъемниками до палубы, а до самих орудий – вручную по податочным трубам.

Максимальная дальность стрельбы при угле возвышения в 35° достигала 19,7 км. Скорострельность до 8 выстрелов в минуту у спаренных башенных установок и до 6 выстрелов у одиночных орудий.

Зенитное вооружение.

С зенитным вооружением если судить по современным меркам, на «Юбари» все было плохо. Но для 20-х годов – вполне. 76,2-мм зенитное орудие «Тип 3» на надстройке между торпедными аппаратами и два пулемета 7,7-мм. В общем, от дирижабля отбиться вполне было возможно.

Еще на корабле у носовой надстройки располагались две 47-мм сигнальные пушки системы Ямаути.

Минно-торпедное вооружение.

Два двухтрубных торпедных аппарата 610-мм «Тип 8». Наводились при помощи электродвигателей, что было весьма прогрессивно. Боекомплект состоял из 8 парогазовых торпед «Тип 8». Хранились торпеды в центральной части корпуса, боевые части в погребе.

Сектор наведения ТА был невелик, всего около 20 градусов на каждый борт.

Минное вооружение состояло из 48 мин, которые сбрасывались при помощи минных рельсов.

Экипаж.

Экипаж «Юбари» состоял из 340 человек. Офицеры располагались в каютах в носовой части на верхней палубе в полубаке и на нижней палубе. Унтер-офицеры размещались в кубриках в центральной надстройке и на верхней и нижней палубах. Рядовой состав жил в кубриках, шесть в носовой части на нижней и трюмной палубах, и три кубрика в корме, на нижней палубе.

Размещение было грамотным, экипаж размещался близко к боевым постам, правда, в кубриках на нижних палубах были проблемы с вентиляцией, так как нижний ряд иллюминаторов приходилось держать закрытым из-за угрозы заливания.

Камбуз (на весь экипаж) находился в надстройке вокруг дымовой трубы, а в корме, на нижней палубе, была устроена баня для команды.

Боевая служба.


В строй «Юбари» вошел 1 декабря 1923 года. Несмотря на то, что уже в 1924 году крейсер вывели в резерв, он постоянно совершал походы (в том числе и дальние), в основном в район Китая. До 1932 года «Юбари» использовался как учебный корабль.

Боевое крещение крейсер получил участвуя в Первом Шанхайском инциденте в 1932 году. «Юбари» подавлял китайские береговые батареи.

Далее была учебная служба, несколько ремонтов и модернизаций. Например, пулеметы 7,7-мм были заменены на 13,2-мм спаренные установки.


3 декабря 1941 года крейсер перешёл на Кваджалейн. После вступления Японии во Вторую Мировую войну «Юбари» вместе с крейсерами «Тэнрю» и «Тацута» и шестью эсминцами принял участие в первой попытке захвата острова Уэйк. Захват не получился, американцы уперлись по полной программе и артиллерией (батарея из 6 орудий 127-мм) и авиацией (аэродром и 12 ударных самолетов) потопили два японских эсминца, «Хаяте» и «Кисараги».

Вторая попытка была более удачной и остров был захвачен. «Юбари» также принимал участие в операции.

Далее «Юбари» принимал участие в нескольких десантных операциях японского флота. 10 марта 1942 года самолеты с «Йорктауна» пытались разделать «Юбари» под орех, но крейсер отбился, хотя корпус был весьма сильно поврежден. «Юбари» кое-как дошел до Рабаула, после чего встал на месяц на ремонт.

После ремонта крейсер оперировал из Рабаула, сопровождая транспорты, перевозившие десанты и грузы. Участвовал в попытке захвата Порт-Морсби.


В августе 1942 года корабль принял участие в сражении у острова Саво. «Юбари» не получил никаких повреждений, хотя в бою участвовал более чем активно. Сперва почти в полной темноте торпедисты крейсера попали торпедой в тяжелый крейсер «Винсеннес». 610-мм торпеда вывела крейсер из строя, плюс потерявший ход «Винсеннес» стал мишенью для всей японской группы кораблей.

Второй жертвой «Юбари» стал эсминец «Ральф Тэлбот», который осветил «Юбари» прожектором и начал выходить в торпедную атаку. Японцы добились пяти попаданий в «Тэлбота», на эсминце начался пожар, американцы отказались от торпедных пусков и вышли из боя.

Участвуя в противостоянии американцам на Нью-Джорджии, «Юбари» участвовал в различных столкновениях в качестве лидера эсминцев. 5 июля 1943 года крейсер подорвался на магнитной мине Mk.12. Корабль получил пробоину в левом борту, но команда отработала спасение на совесть и «Юбари» своим ходом прибыл в Рабаул, где стал на первичный ремонт. Далее пришлось идти в Японию, где в Йокосуке простоял на ремонте до октября.

3 ноября «Юбари» пришел в Рабаул, к месту службы и на следующий день был отправлен в нокдаун американскими бомбардировщиками. 11 ноября американцы повторили налет и крейсеру снова перепало от близких взрывов. 24 ноября крейсер третий раз получил повреждения корпуса от американских бомб и был отправлен на ремонт в Японию, ведя на буксире поврежденный эсминец «Наганами».

И с декабря 1943 по март 1944 года «Юбари» помимо ремонта был изрядно модернизирован.


Были демонтированы одиночные орудия ГК №1 и №4. Вместо носового орудия №1 было установлено зенитное орудие «Тип 10 модель Е» 120-мм.

Вместо кормового орудия установили строенный зенитный автомат 25-мм, два таких же автомата были установлены по бокам от мачты. Общее количество стволов 25-мм автоматов было доведено до 25 (3 х 3, 4 х 2, 8 х 1).

Вместо прожектора на дальномерном посту надстройки была смонтирована РЛС для обнаружения надводных целей.

На корме установили два бомбосбрасывателя на 6 глубинных бомб каждый.

Все эти доработки утяжелили корабль, потому пришлось отказаться от запасных торпед, укоротить обе мачты. Тем не менее, водоизмещение все равно выросло и составило 3 780 тонн. Скорость, естественно, упала до 32 узлов, что все равно оставалось неплохо для не самого современного корабля.


25 апреля 1944 года «Юбари» оказался на Палау, где взяв на борт 365 солдат и 50 тонн груза, вместе с транспортом №149 и двумя эсминцами вышел к острову Сонсорол. Утром 27 апреля грузы и пополнение были доставлены и корабли пошли обратно на Палау.

На пути конвоя оказалась американская подводная лодка «Блюгилл», которая выпуслила по японским кораблям 6 торпед. Дальность была около 2,5 км, промахнуться было сложно.

В 10:04 «Юбари» был поражён в район котельного отделения № 1 торпедой.

Котельные отделения №1 и №2 были затоплены почти сразу, крейсер потерял ход и начал крениться на правый борт с дифферентом на нос. В 10:11 начался пожар в топливных цистернах.

Экипаж боролся за корабль почти сутки, но безуспешно. Вода прибывала, и в 10.15 утра 27 апреля «Юбари» все-таки затонул всего в 35 милях от острова Соронсол. При торпедировании и в борьбе за живучесть погибло 19 членов экипажа.

Что можно сказать по поводу эксперимента Хираги?

Можно сказать, что у него получилось. Во всем мире лидеры эсминцев создавали, «раскармливая» эсминцы на 1000-1200 тонн и получая таким образом новый класс кораблей.


Хираги пошел совершенно другим путем, максимально поработав над легким крейсером именно за счет новых решений в конструкции корабля.

И реально получился максимально сильно вооруженный и быстроходный корабль с неплохой дальностью действия. Даже бронирование было. Условное, но было.

Эксперименты по сдваиванию дымовых труб, установки спаренных башенных орудий ГК, которые стали прототипами для башенных установок 127-мм, нефтяные котлы – все это пригодилось потом, при отработке проектов новых кораблей.

Были, конечно, и недостатки, вызванные в основном перегрузом, значительно больше расчетной нормы. Но такие проблемы были во всех флотах мира.

То, что из-за устаревания «Юбари» не смог быть нормальным лидером эсминцев, это «вина» новых эсминцев типа «Кагеро» и «Асасио», которые имели просто огромный запас хода в 5 000 миль и прекрасную скорость. Но это были современные корабли, а «Юбари», который был родом из 20-х годов, вообще должен был быть списан в 1939 году.


Тем не менее, крейсер прослужил почти всю войну, несмотря на то, что его толком нельзя было модернизировать, поскольку небольшие объемы помещений не позволяли установить новейшие системы связи и увеличить экипаж, для усиления того же ПВО.

Тем не менее, корабль эффективно выполнял свои задачи, а потому можно делать вывод о том, что мысль Хираги о создании лидера эсминцев из легкого крейсера была не так уж и плоха.
Автор:
23 комментария
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 8 декабря 2020 07:27
    +6
    Поблагодарю автора. Не знаю насколько точна статья в техническом и историческом аспекте, но прочитал с удовольствием.
  2. Стройбат запаса
    Стройбат запаса 8 декабря 2020 08:20
    0
    Спасибо. Не знал о таком "эксперименте". Очень интересно.
  3. рюрикович
    рюрикович 8 декабря 2020 08:33
    +4
    Если у линкоров с их приличныии водоизмещениями перегрузка в 3-4 сотни тонн не столь критичны, то для крейсера с его 3-5 кт такой расклад влияет прилично на его ТТХ. Адмиралы всегда хотят много всего . Вот конструкторам и приходится извращаться, а морякам расхлебывать на собственной шкуре результат общего "труда" адмиралов и конструкторов request
    Типичный малый крейсер для службы при эскадре,типа эсминцы отгонять,благо 140мм орудия неплохой аргумент для такого дела. Толька малая дальность требует чаще заправляться. Неплохой такой экспериментальный кораблик smile Типа аналог "Изумруда" времен РЯВ.
  4. Виктор Ленинградец
    Виктор Ленинградец 8 декабря 2020 10:33
    +8
    Огромное спасибо, Роман!
    Юбари - корабль этапный, сродни Новику и Дредноуту, До него строительство кораблей велось по британским традициям, где основой проектирования являлся тоннаж и вооружение. Исходя из этого вычерчивался корпус, который пройдя модельные испытания в бассейне требовалось доработать, выполнить прочностной расчет, рассчитать мощность силовой установки, суммировать нагрузки, а в качестве замыкающей определить систему бронирования. Так как в нагрузки эскизного проекта уложиться не удавалось, то именно бронирование подвергалось сокращению.
    Хирага понял главное - необходимо строго придерживаться одобренного эскиза, добиваясь взаимопоглощения нагрузок прочностных связей корпуса и бронирования.
    То что Юбари был перетяжелен позволило в дальнейшем более точно определять составляющие нагрузок, а то, что при этом корабль оказался вполне удачным сослужило дурную службу флоту Микадо. Отныне строительная перегрузка стала знаменем японских корабелов и адмиралов: "И так сойдет!". Только Тоне и Тикума были спроектированы сразу с должным запасом водоизмещения.
    Не стоит мучиться с классификацией Юбари. Это экспериментальный корабль, а то что и ему нашлось применение на войне - вполне естественно. В СССР в начале войны использовали в т.ч. учебный крейсер "Комминтерн"!
  5. Undecim
    Undecim 8 декабря 2020 12:07
    +14
    Другой вопрос, а что они ставили целью этих экспериментов?
    И это весьма непростой вопрос. Ответить на него мог бы сам Хираги, но увы, с 1943 года он это сделать не может.
    Вообще, конечно, во многих источниках говорится о том, что «Юбари» строился как некий испытательный стенд для силовых установок нового поколения.
    Можно было бы поверить, если не тот факт, что крейсер немного отличен от самолета или танка. И заменить в нем двигатель – это очень своеобразная задача. Как мне кажется, дело несколько в иных новациях, но давайте пойдем по порядку.

    Автор с каким то маниакальным упорством "гонит отсебятину", высасывая из пальца какие то совершенно небывалые подробности и игнорируя напрочь все доступные источники.
    Ни в каких источниках опытный крейсер Yubari не именуется опытным стендом для силовых установок. И для того, чтобы узнать цель постройки, не надо прибегать к спиритизму и обращаться к душе Юдзуру Хирага.
    Открываем источник Jentsura, Hansgeorg. Warships of the Imperial Japanese Navy, 1869-1945. Naval Institute Press, page 108. Читаем.
    Although a test bed for various new designs and technologies. Переводим.
    Он был испытательным стендом для новых конструкторских и технологических решений.
    То есть крейсер строился для того, чтобы на практике проверить конструкторские идеи, направленные на обеспечение максимальной огневой мощи и скорости при минимально возможном водоизмещении, а так же технологические решения, разработанные для воплощения этих идей. Учитывая, что эти идеи ранее в японском, да и в других флотах не применялись, японцы совершенно логично, приняли решение опробовать их на экспериментальном корабле.
    Самое главное, что нуждалось в проверке - это броневой корпус. Бортовая обшивка, и верхняя палуба на большей части длины были спроектированы из броневой стали. Это решение позволяло практически полностью исключить вес бронирования из нагрузки масс корабля, то есть броня работала не только для защиты от артиллерийских снарядов, но также для обеспечения общей прочности корпуса. Учитывая, что в то время строительная механика корабля тогда не могла дать гарантированный ответ, в какой степени бронирование участвует в "работе" корпуса, в какой мере сохранит броня свою стойкость против снарядов и осколков после гибки, строжки, резки, сварки, апробация таких решений на опытном корабле абсолютно правильная. В СССР этот вопрос не смогли решить и спустя 25 лет при проектировании "большого эсминца" проекта 47 и от применения брони в качестве силового элемента корпуса отказались.
    Второе - это обводы корпуса, в частности - клиперный нос.
    В МГШ оценили и разрешили Хираге провести такой эксперимент… с недостроенным «Аясе». И процесс пошел, 23 декабря 1921 года «Аясе» был переименован в «Юбари». Сложно сказать, почему, но переименовали.
    Никакого "недостроенного "Аясе" не существовало в природе. Переименование было проведено на стадии проектирования.
    1. тасха
      тасха 8 декабря 2020 13:33
      +1
      Может быть так, что все эксперименты начались с учётом пока ещё неизвестных, но ожидаемых ограничений по тоннажу?
      1. Undecim
        Undecim 8 декабря 2020 13:40
        +3
        Строительство экспериментального крейсера было заложено в "Программе 8-4" 1917 года, когда еще никто о будущей Вашингтонской конференции не думал.
        1. тасха
          тасха 8 декабря 2020 13:52
          0
          Это так, но заложили его только в июне 1922. И да, версия о затолкать как можно больше крейсера в наименьшее водоизмещение в интернете живёт.
          1. Undecim
            Undecim 8 декабря 2020 14:09
            +2
            Меня не интересуют "версии интернета". Я предпочитаю источники, созданные специалистами, желательно той страны, объект которой рассматривается. С Японией вопрос осложняется языком, но это преодолимо, хотя и затратно по времени.
            1. тасха
              тасха 8 декабря 2020 14:13
              0
              Конечно, вы правы.
              Порылся и нашёл в книге Robert C Stern "The Modern Cruiser: The Evolution of the Ships that Fought the Second World War", что изменения в конструкцию крейсера были внесены как раз по итогам Вашингтонской конференции. Источник не японский, но логично, что строили его уже с учётом ограничений.
              1. тасха
                тасха 8 декабря 2020 14:49
                0
                Текст не получается, я картинку из книжки вставлю
              2. Undecim
                Undecim 8 декабря 2020 22:25
                +2
                А я порылся и нашел гораздо более авторитетный Lacroix, Eric & Linton Wells II. Japanese Cruisers of the Pacific War, где этот проект с Вашингтонской конференцией не связан никак.
                Японские источники не привожу.
                1. тасха
                  тасха 9 декабря 2020 06:43
                  +1
                  Источник авторитетный. Да, крейсер планировали построить ещё по программе 8-4, но заложили только в 1922 и начали экспериментировать.

                  Моя ошибка, я не выложил предыдущую страницу из книги:
                  Robert Stern пишет о действиях японского морского министра Адмирала Като по возвращении из Вашингтона.
    2. ignoto
      ignoto 15 декабря 2020 20:29
      +1
      Видимо, автор статьи не очень внимательно прочитал работу С.В. Сулиги опубликованную в приложении к журналу " Моделист-конструктор" "Морская коллекция" № 9 за 2005 год.
      Сулига пишет о том, что первоначально крейсер должен был строиться по программе 1917 года для проверки на нем экспериментальной энергетической установки. Но Хираге удалось убедить МГШ использовать его постройку для проверки тех конструктивных принципов, которые он планировал применить в проектах более тяжелых кораблей.
  6. Alexey RA
    Alexey RA 8 декабря 2020 13:28
    +5
    Камбуз (на весь экипаж) находился в надстройке вокруг дымовой трубы, а в корме, на нижней палубе, была устроена баня для команды.

    Это к вопросу о часто упоминаемой "отвратительной обитаемости японских кораблей, на которых не было элементарных удобств для команды". smile
    Захват не получился, американцы уперлись по полной программе и артиллерией (батарея из 6 орудий 127-мм) и авиацией (аэродром и 12 ударных самолетов) потопили два японских эсминца, «Хаяте» и «Кисараги».

    Не было на Уэйке во время первого десанта 12 самолётов. 8 "Уайлдкэтов" из 12 были потеряны ещё до десанта - их накрыли на земле японские бомберы. Так что десантный отряд атаковали всего 4 истребителя, потопив ЭМ "Кисараги".
  7. MooH
    MooH 8 декабря 2020 14:23
    0
    Интересный кораблик, а я про него раньше даже и не слышал. Спасибо Роману за ценную статью.
  8. Кonstanty
    Кonstanty 8 декабря 2020 14:50
    +2
    Вообще многовато, у той же «Кумы» было 5 580 против 5 500 официальных.


    Не знаю, знает ли Aвтор, что он не описал перегрузку корабля, а всего два значения - первое в Вашингтонских (длинных) тоннах, по 1016 кг каждое, второе в метрических тоннах. Для кораблей класса Nagara было запланировано стандартное водоизмещение 5500 тs, что соответствует 5588 метрическим тоннам. Что еще интереснее, эти корабли после ввода в строй имели еще более низкое стандартное водоизмещение - 5253 тs!

    Вообще, вопрос водоизмещения, различения ее типов (и, как следствие, выводов, сделанных на основе неверной информации) не является сильной стороной Aвтора.
  9. Костя Лавинюков
    Костя Лавинюков 8 декабря 2020 16:29
    0
    Похож на голландский крейсер Тромп, о котором уже была статья.
  10. Ryaruav
    Ryaruav 8 декабря 2020 20:05
    0
    по всем оценкам боевых кораблей япония не производила передовые образцы, либо в этих образцах были такие изьяны которые просто сильно принижали достоинства
    1. Engineer
      Engineer 9 декабря 2020 11:32
      0
      Какие-то странные оценки вам попадались.
      Изъяны, сильно принижающие достоинства есть у большинства знаменитых кораблей.
      Из того что мне попадалось достаточно очевидно что японцы совершили мощный рывок в кораблестроении догнав и во многом перегнав Англию и США
  11. Не_боец
    Не_боец 9 декабря 2020 20:40
    +1
    Может ли броня использоваться как элемент конструкции с сохранением защитных свойств? Да, пример - ИЛ 2
    1. Как элемент конструкции да. На мой диванный взгляд 38 мм броневой стали всяко прочнее 10-12 мм обычной обшивки. Да еще и на внутреннем наборе можно сэкономить. Сколько? Прочностные характеристики брони есть, считать надо.
    2. Сохранение защитных свойств. Тут не корабль строить надо а опытный отсек и проводить по нему реальные стрельбы. Всяко дешевле будет и информации поболее.
  12. Евгений Селезнев
    Евгений Селезнев 10 декабря 2020 19:50
    0
    Хорошая история.
  13. Viktor Afanasev
    Viktor Afanasev 28 марта 2021 02:40
    0
    Спасибо автору!
    Интересная статья! good