Military Review

KamAZ-4310: to the era of "Mustangs"

23

The last, the deepest modernization of platform 4310 KamAZ-5350 "Mustang-M". Source: gruzovikpress.ru


Multipurpose vehicle


In previous parts the story about the birth and development of KamAZ-4310, the operation of a tactical truck in the Soviet Army, we bypassed. Meanwhile, the 4310 and its modifications were widespread in the armed forces, although they were noticeably inferior to the original military Ural-4320.

In addition to onboard KamAZ trucks and artillery tractors (guns up to 7 tons), 4410 truck tractors worked in the army for towing 15-ton semi-trailers. From the very moment the military truck appeared from Naberezhnye Chelny, a pressurized K-4310 van body was developed for it. The van was a modernized extended version of the Ural analogue of the K-4320. The body had a payload of about 5 kg and a dead weight of 800 kg.


Off-road KamAZ with a canopy from the Urals-4320. Source: auto.ru

The KamAZ-4310 platform was widely used in the signal troops. The first was the R-417 Baget-1 mobile digital tropospheric radio relay station, developed in the early 1980s. To operate in rough and mountainous terrain, the R-423-1 Brig-1 station was later created, which also received a chassis from Naberezhnye Chelny as a mobile platform.

KamAZ-4310 also carried SPN-4 noise jamming systems, R-934B automated jamming stations, which allow detecting and suppressing aviation radio communication facilities. Since 1986, the 35N6 antenna installation and the hardware of the Kasta-2E1 low-altitude radar station have been mounted on trucks. The station, located on two KamAZ trucks, made it possible to detect aircraft in the air at a distance of up to 105 km and was used by the air defense forces, coastal and border guards.

In the interests of the rear


For the needs of military repairmen, the KamAZ-4310 (and later the more powerful 43101) became a mobile platform for the PARM-1AM, PARM-3A / 3M and PRM SG workshops, MS-DA welding units and ATO-Z signal service repair stations.


Army tank ATs-7-4310 with pumping system. Source: vk.com

The relatively long platform of a military truck and a carrying capacity of 5 tons were excellent for accommodating tank trucks for various purposes.

We will not separately load readers with a cumbersome abbreviation. We only note that on the 4310 platform they built oil tankers with a 5,5-cc tank for diesel fuel (gasoline, kerosene) and a 300-liter tank for oil. A simpler machine with a 7-cc tank exclusively for motor fuel is still working in the army. For the RChBZ troops, KamAZ-4310 was built with a multi-purpose auto-filling station ARS-14K to solve a wide range of tasks - degassing, disinfection and deactivation of equipment, buildings and terrain. Smoke screens were supposed to be installed in the troops by the TDA-2K vehicle, capable of masking objects up to 1 km long.


One of the latest variations of the MTP-A2 military tow truck at the Army-2017 forum. Source: dishmodels.ru

The light technical assistance vehicle MTP-A2 was developed at 21 NIIII in the late 1980s. But a tow truck based on KamAZ-4310 went into production only in the early 1990s. The damaged equipment MTP-A2 could be transported in a semi-submerged state. The MTP-A4320 evacuator became similar (only on the Ural-2.1 base). That is, two identical highly specialized technical assistance vehicles on different platforms are currently serving in the army.

Fighting qualities


KamAZ received the baptism of fire in the mountains of Afghanistan. At the same time, not only all-wheel drive trucks, but also completely civilian vehicles of the 53rd series, took part in the conflict.

KamAZ trucks have deservedly become popular and beloved vehicles among drivers. First of all, the comfortable cab with a berth was highly appreciated. The army did not know such a luxury before - the jobs of Uralov and ZiL were both closer and simpler. Few problems arose with difficult-to-operate KamAZ-740 diesel engines, annoying leaks of coolant and engine oil.

Also in Afghanistan, there was a weak mine resistance of cabover trucks.


Source: pavl23.ru

After the war, in the late 90s, the Russian army conducted comparative tests of KamAZ-4310 and Ural-4320 for detonation with an anti-tank mine. Similar mannequins were planted in the cabins. And they detonated a mine with 6,5 kg of explosives under the front left wheel. In the case of the 4310, this was fatal to the driver. After the explosion, parts of the dummy were in a funnel, the wheel arch was torn apart, and fragments riddled the roof of the cab. In the video report from the tests, you can hear the following eerie thesis:

"There is no living space for the driver."

An embarrassment occurred with an all-terrain vehicle from Miass during similar tests. The truck was sent to the mine in second gear with the steering wheel fixed, but the detonator was triggered only by the last wheel on the left side. The wheel was blown off the hub by an explosion, but the Ural-4320 was able to continue moving on its own.

This allowed for another crash test. Only now the truck with the dummy was being pulled by a cable. This time everything worked properly. And after the mine detonated at the dummy, even a foot on the accelerator pedal remained. In fact, only minor contusions and minor injuries threatened the passenger and the driver of the bonneted truck.

The cabover layout of KamAZ (associated primarily with its unification with civilian vehicles) significantly weakened the protection against frontal shelling.

Bullets falling below the windshield line freely penetrated the cockpit and hit the crew.

Ural-4320 to a certain extent was deprived of this drawback.

However, both cabins from the very moment of development had the main drawback - the impossibility of integrated booking.

The local armor had to be hung on the cockpit panels. That increased the final mass and was not particularly effective.

Eternal competitors in the sand


And another one история comparison of competitors from Miass and Naberezhnye Chelny.

Six years ago, MSTU "MAMI" tested the support cross-country ability of three all-terrain vehicles - KamAZ-4350 (4x4), KamAZ-43114 (6x6) and Ural-4320-31 (6x6). For the purity of the experiment, all trucks were shod in the same Kama-1260 tires. All machines were tested on dry free-flowing sand (moisture content 6% and burial depth up to 3 m).
And the two-axle 4-ton KamAZ, as expected, did not perform in the best way. Despite the highest power density - 20,3 liters. from. per ton. KamAZ-4350 had a maximum specific tire load - 7,7 t / m3.

The problem of the three-axle 6-ton KamAZ was the overloaded front axle, which accounts for up to 35% of the vehicle's weight when fully loaded. This was the reason for the last third place in all tests.


KamAZ-43114. Source: autowp.ru

In the bonneted Urals (similar carrying capacity), the front wheels accounted for about 31% of the mass. It would seem that this is not the most cardinal difference. But this (including) allowed the all-terrain vehicle from Miass to win all trials. And maintain the highest speed on the sand - 30 km / h.

Two-axle KamAZ on loose sand did not accelerate more than 27,5 km / h. And the 43114 was generally able to squeeze out only 26,9 km / h.

The Ural also surpassed its competitors in traction and coupling properties, that is, traction on the hook.

In search of perfection, the testers carried out a series of experiments with different tire pressures. As expected, it turned out that the lower the pressure (within reasonable limits, of course), the higher the pull on the hook.

Ural-4320-31 in this discipline, with a slight advantage, defeated all-terrain vehicles from Naberezhnye Chelny. The pull on the hook in the Urals was 1,8% higher than that of a two-axle all-terrain vehicle, and 3,6% higher than that of a three-axle one.

"Mustang" to order


All comparisons with the Urals and combat experience did not benefit the KamAZ all-terrain vehicles.

And over time, the Ministry of Defense transferred these vehicles from the tactical military level to the operational one. Only the Ural-4320 and its modifications remained in the role of a tactical truck.

In the late 1980s, the military formulated requirements for new combat KamAZ trucks. In accordance with them, the army waited for two-, three- and four-axle all-terrain vehicles with independent suspension, hydromechanical transmission, more powerful engines and with the ability to overcome a ford up to 1,75 meters deep. (Previously it was 1,5 meters.)

At the same time, the new cars had to keep an average speed on rough terrain of at least 40 km / h, which was unattainable for the classic 4310.

Development work received the code "Mustang". We began to develop hydromechanics together with US.

But with the collapse of the Soviet Union, the topic was closed.


KamAZ 43118. Source: autowp.ru


PP-91 on the KamAZ 43118 chassis. Source: autowp.ru


KamAZ-43118 has slightly changed in appearance since the mid-1990s. In the photo: a modernized mobile complex for special processing (MKSO) (chassis KAMAZ-43118), manufactured by Promsnabzashchita. Source: gruzovikpress.ru

Naberezhny Chelny did not forget about the modernization of the original 4310 machine.

In the late 1980s (in parallel with work on the Mustangs), they began to design the conditionally second generation of military off-road vehicles.

By the mid-1990s, a 240-horsepower KamAZ-43114 with a carrying capacity of 6 tons and a heavy 10-ton KamaAZ-43118 with a 260-horsepower 7403 diesel engine appeared in the Russian army. The latter model was fitted with (among other things) sections of the new PP-91 pontoon fleet. The truck's wheelbase was lengthened by 353 mm. The track was slightly expanded and a 10-speed gearbox was installed.

It turned out to be a kind of cabover giant, which partially occupied the niche of KrAZ trucks imported by that time. The truck tractor was also refined, which received the updated index 44118.

On the second generation series, the plant workers for the first time tried to establish a local cabin reservation.

By the way, due to the sealing of the equipment of the trucks, in Naberezhnye Chelny it was still possible to achieve the required ford depth of 1,75 meters.


KamAZ-43114. Source: autowp.ru

The Mustang theme ran from 1989 to 1998. Such a long period was explained both by the difficult financial condition of the plant, and by the fire that occurred in the engine shop, the elimination of the consequences of which required $ 1990 million in the early 150s.

Serial "Mustangs" were a unified family of off-road trucks, which included 4350 (4x4), 5350 (6x6) and 6350 (8x8). The carrying capacity of KamAZ trucks was 4, 6 and 10 tons, respectively. Power ranged from 240 to 360 hp. from.

Thus, two branches of military off-road KamAZ vehicles appeared in the Russian army at once - the classic descendants of the 4310 model and the new ones from the Mustang family.

In further history, the range of machines only expanded. The factory workers offered the army armored versions. And even extreme 730-horsepower all-terrain vehicles.

The ending should ...
Author:
23 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. polpot
    polpot 8 December 2020 18: 11
    +7
    Thank you, wonderful series of articles, we are waiting for the end of the cycle.
    1. Blacksmith 55
      Blacksmith 55 8 December 2020 18: 26
      +4
      I'm looking forward to it.
      Thank you.
  2. Virus-free crown
    Virus-free crown 8 December 2020 18: 15
    +4
    KamAZ-4310 and its descendants, I think, have a high potential, not yet fully disclosed! good
    The article is interesting, I look forward to continuing! drinks
  3. Chonkin
    Chonkin 8 December 2020 18: 30
    +7
    I was looking forward to the sequel, and now (unfortunately) the end ...
    He lived in LF for 16 years.
    My father built the plant and then worked at the Foundry.
    In the army he served at KamAZ, first as a kung, then in Chechnya as a nurse (also KamAZ).
    Never let you down.
    1. Andrei Nikolaevich
      Andrei Nikolaevich 8 December 2020 19: 16
      +2
      For two years I have been driving a Kamaz box. Car! I still remember the sound of his diesel.
  4. AKKUL
    AKKUL 8 December 2020 18: 45
    0
    A small amendment: it was not just the engine shop that burned down, but the engine plant.
    1. lucul
      lucul 8 December 2020 19: 23
      +5
      A small amendment: it was not just the engine shop that burned down, but the engine plant.

      And then, you think from the butt on fire? ))))
      I always said that engine building (designing new motors) was a taboo for the USSR / Russia. According to the West, we should not have been doing this - at most, licensed copying of antediluvian American engines (as for the Gas-53 American Motor 1936).
      And they did everything for this so that we would not be engaged in motor building.
      1. Zaurbek
        Zaurbek 10 December 2020 08: 42
        0
        Unfortunately, the violation of the rules and technical safety has not been eliminated so far.
  5. Krasnoyarsk
    Krasnoyarsk 8 December 2020 18: 49
    +3
    Thanks, very interesting.
  6. dgonni
    dgonni 8 December 2020 18: 54
    +2
    In Afghanistan, he drove on KamAZ nalivniks, they called them suicide bombers.
    Undermining a land mine for a carrier is a definite death. For the Ural smiled like a land mine under the front left wheel exploded and the dummy's right leg remained on the gas pedal. As a rule, the driver was injured in both legs with numerous fractures but survived.
    Kraz is another matter. Three meters of life, as they said. True clumsy and not dynamic. But in terms of survivability when undermined, the leader.
    1. Zaurbek
      Zaurbek 10 December 2020 08: 44
      0
      Ideally, there should be a truck on single units, but in bonnet and bonnet versions and whoever needs it, orders it.
      1. dgonni
        dgonni 10 December 2020 09: 43
        -1
        I agree. In principle, Zil's projects were like that in the 70s.
        1. Zaurbek
          Zaurbek 10 December 2020 12: 11
          +1
          Moreover, Ural and Kamaz are cars of the same weight niche .... Bridges, a diesel box, it is quite possible to have a common one. The only thing Kamaz is easier to scale 4x4, 6x6, 8x8, 10x10. And "nosed" ones longer than 6x6 cannot be made
          1. dgonni
            dgonni 10 December 2020 12: 53
            -1
            I agree. the same 131st zil could be produced in a 4x4 version. Wouldn't be a bad alternative to shishiga. and the logistics in terms of spare parts would have been better. But history does not know the subjunctive declension unfortunately
            1. Zaurbek
              Zaurbek 10 December 2020 14: 56
              +1
              This is a problem for both the USSR and the Russian Federation
            2. Togilen
              Togilen 16 January 2021 14: 00
              0
              Well, the first was a 4327 first cab 131, then 4331. Then too the cab pulled bull (like in dimensions Airborne climb)
          2. Togilen
            Togilen 16 January 2021 13: 57
            0
            Well, there was 4322, which had about 40% of the KAMAZ cab (from a solid roof, rear wall and windshield, everything else was either cut off or built up), its engine and gearbox. And before 4320 (and modification) with a diesel engine 740 (third set) and a box kamaz-141.
            Bridges in the Urals had their own, because no one in the USSR in the Urals after the launch of KAMAZ have not followed, and the bridge 375 is a non-coherent beam and main gear housing and pressed into its tubular axle housing. Therefore, to raise rn car 375/4320 it was risky, as it did with KAMAZ 43118.
            Nevertheless, the Urals - a thoroughbred army vehicle (BAT), KamAZ - AMS.
  7. The leader of the Redskins
    The leader of the Redskins 8 December 2020 19: 00
    0
    I never tire of thanking the author for an interesting and informative cycle.
  8. infantryman2020
    infantryman2020 9 December 2020 06: 45
    +1
    In the Armed Forces, two families of trucks, duplicating each other, are developing in parallel.
    It is clear that the industry must be supported, but common sense must remain. They tried to sort out these two families at the tactical and operational level, but to no avail.
    By world standards of building the armed forces, such a situation is game.
    1. Zaurbek
      Zaurbek 10 December 2020 08: 46
      0
      The Urals are generally 90% on defense orders. Only last year they made a new car with a new cab (tractor and dump truck) 6x4 and new diesels.
      1. Togilen
        Togilen 16 January 2021 13: 44
        0
        Sales of "road" Ural C 25.328 and T25.420 began in 2018.
  9. saygon66
    saygon66 9 December 2020 12: 00
    0
    - In our DOSAAF, the drivers on KamAZ received an additional 45 hours of driving ... smile
  10. flc9800
    flc9800 9 December 2020 17: 14
    +1
    Thanks to the author for interesting articles! Eh, 4310 ... DMB 1989 soldier

Военное обозрение

КамАЗ-4310: к эпохе «Мустангов»

23

Последняя, самая глубокая модернизации платформы 4310 КамАЗ-5350 «Мустанг-М». Источник: gruzovikpress.ru


Автомобиль многоцелевого назначения


В предыдущих частях рассказа про рождение и развитие КамАЗ-4310 эксплуатацию тактического грузовика в Советской Армии мы обошли стороной. Между тем 4310 и его модификации получили широкое распространение в вооруженных силах, хотя и заметно уступали исконно военному Урал-4320.

Помимо бортовых КамАЗов и артиллерийских тягачей (орудия до 7 тонн), в армии работали седельные тягачи 4410 для буксировки 15-тонных полуприцепов. С самого момента появления военного грузовика из Набережных Челнов для него разработали герметизированный кузов-фургон К-4310. Фургон представлял собой модернизированную удлиненную версию ураловского аналога К-4320. Кузов имел полезную нагрузку около 5 800 кг и собственный вес в 1 520 кг.


Внедорожный КамАЗ с кунгом от Урала-4320. Источник: auto.ru

Большое распространение платформа КамАЗ-4310 получила в войсках связи. Первой стала мобильная цифровая станция тропосферной радиорелейной связи Р-417 «Багет-1», разработанная в начале 1980-х годов. Для работы в условиях пересеченной и горной местности позже была создана станция Р-423-1 «Бриг-1», также получившая в качестве мобильной платформы шасси из Набережных Челнов.

КамАЗ-4310 возил на себе и комплексы постановки шумовых помех СПН-4, автоматизированные станции помех Р-934Б, позволяющие обнаруживать и подавлять авиационные средства радиосвязи. С 1986 года на грузовики монтировались антенная установка 35Н6 и аппаратная часть маловысотной радиолокационной станции «Каста-2Е1». Станция, размещенная на двух КамАЗах, позволяла обнаруживать авиасредства в воздухе на дальности до 105 км и использовалась в войсках ПВО, береговой и пограничной охраны.

В интересах тыла


Для нужд военных ремонтников КамАЗ-4310 (и позже более мощный 43101) стал мобильной платформой для мастерских ПАРМ-1АМ, ПАРМ-3А/3М и ПРМ СГ, сварочных агрегатов МС-ДА и ремонтных станций войск связи АТО-З.


Армейская цистерна АЦ-7-4310 с перекачивающей системой. Источник: vk.com

Относительно длинная платформа военного грузовика и грузоподъемность в 5 тонн отлично подходили для размещения автоцистерн различного назначения.

Не будем отдельно загружать читателей громоздкой аббревиатурой. Отметим лишь, что на платформе 4310 строили топливомаслозаправщики с 5,5-кубовой цистерной для дизтоплива (бензина, керосина) и 300-литровый бак для масла. В армии работает до настоящего времени и более простая машина с 7-кубовой цистерной исключительно для моторного топлива. Для войск РХБЗ КамАЗ-4310 строился с многоцелевой авторазливочной станцией АРС-14К для решения широкого спектра задач – дегазации, дезинфекции и деактивации техники, зданий и местности. Дымовые завесы должна была ставить в войсках машина ТДА-2К, способная маскировать объекты протяженностью до 1 км.


Одна из последних вариаций военного эвакуатора МТП-А2 на форуме Армия-2017. Источник: dishmodels.ru

Машина технической помощи легкого класса МТП-А2 была разработана в 21 НИИИ в конце 1980-х годов. Но в серию эвакуатор на базе КамАЗа-4310 пошел только в начале 1990-х годов. Поврежденную технику МТП-А2 могла перевозить в полупогруженном состоянии. Аналогичной (только на базе Урал-4320) стал эвакуатор МТП-А2.1. То есть в армии в настоящее время служат две одинаковые узкоспециализированные машины техпомощи на разных платформах.

Боевые качества


Боевое крещение КамАЗы получили в горах Афганистана. При этом в конфликте участвовали не только полноприводные грузовики, но и вполне гражданские машины 53-й серии.

КамАЗы заслуженно стали популярными и любимыми машинами среди водителей. В первую очередь высокой оценки удостоилась удобная кабина со спальным местом. Такой роскоши в армии ранее не знали – рабочие места Уралов и ЗиЛов были и теснее, и проще. Немногочисленные проблемы возникали со сложными в эксплуатации дизелями КамАЗ-740, досаждающими протечками охлаждающей жидкости и моторного масла.

Также в Афганистане проявилась слабая противоминная стойкость грузовиков бескапотной компоновки.


Источник: pavl23.ru

Уже после войны в российской армии в конце 90-х годов провели сравнительные испытания КамАЗ-4310 и Урала-4320 на подрыв противотанковой миной. В кабины посадили подобия манекенов. И взорвали под передним левым колесом мину с 6,5 кг взрывчатки. В случае с 4310 это было фатальным для водителя. Части манекена после подрыва оказались в воронке, колесная ниша разворочена, а осколки изрешетили крышу кабины. В видеоотчете с испытаний можно услышать следующий жутковатый тезис:

«Жизненное пространство для водителя отсутствует».

С вездеходом из Миасса на аналогичных испытаниях случился конфуз. На мину грузовик отправили на второй передаче с зафиксированным рулем, но детонатор сработал только последним колесом левого борта. Колесо взрывом сорвало со ступицы, но Урал-4320 смог в дальнейшем продолжить движением своим ходом.

Это позволило провести еще один краш-тест (crash test). Только теперь грузовик с манекеном тянули на тросе. В этот раз все сработало штатно. И после подрыва мины у манекена даже нога на педали акселератора осталась. Фактически, пассажиру и водителю капотного грузовика грозили только легкие контузии и незначительные травмы.

Бескапотная компоновка КамАЗа (связанная прежде всего с его унификацией с гражданскими машинами) заметно ослабила и защиту от фронтального обстрела.

Пули, попадающие ниже линии ветрового стекла, свободно проникали в кабину и поражали экипаж.

Урал-4320 в определенной мере этого недостатка был лишен.

Однако обе кабины с самого момента разработки имели главный недостаток – невозможность интегрированного бронирования.

Навешивать локальную броню приходилось на панели кабины. Что увеличивало итоговую массу и не отличалось особой эффективностью.

Вечные конкуренты на песке


И еще одна история сравнения конкурентов из Миасса и Набережных Челнов.

Шесть лет назад в МГТУ «МАМИ» провели испытания опорной проходимости трех вездеходов – КамАЗ-4350 (4х4), КамАЗ-43114 (6х6) и Урал-4320-31 (6х6). Для чистоты эксперимента все грузовики обули в одинаковые шины Кама-1260. Все машины испытывались на сухом сыпучем песке (влажность 6% и глубина залегания до 3 м).
И двухосный 4-тонный КамАЗ ожидаемо выступил не самым лучшим образом. Несмотря на самую высокую удельную мощность – 20,3 л. с. на тонну. КамАЗ-4350 обладал максимальной удельной загруженностью шин – 7,7 т/м3.

Проблемой трехосного 6-тонного КамАЗа оказалась перегруженная передняя ось, на которую приходится до 35% массы машины с полной загрузкой. Это и стало причиной последнего третьего места во всех испытаниях.


КамАЗ-43114. Источник: autowp.ru

У капотного Урала (аналогичной грузоподъемности) на передние колеса приходилось около 31% массы. Казалось бы, не самое кардинальное различие. Но это (в том числе) позволило вездеходу из Миасса победить во всех испытаниях. И поддерживать на песке наибольшую скорость движения – 30 км/ч.

Двухосный КамАЗ на сыпучем песке не разгонялся больше 27,5 км/ч. А 43114 вообще смог выжать только 26,9 км/ч.

Превзошел Урал своих конкурентов и в тягово-сцепных свойствах, то есть тяге на крюке.

В поисках совершенства испытатели провели целую серию экспериментов с различным давлением в шинах. Ожидаемо оказалось, что чем ниже давление (в разумных пределах, разумеется), тем выше тяга на крюке.

Урал-4320-31 в данной дисциплине с небольшим перевесом победил вездеходы из Набережных Челнов. Тяга на крюке у Урала была выше, чем у двухосного вездехода на 1,8%, а чем у трехосного – на 3,6%.

«Мустанг» на заказ


Все сравнения с Уралами и боевой опыт играли не на пользу вездеходам КамАЗ.

И со временем Министерство обороны перевело эти машины из тактического войскового звена в оперативное. В роли тактического грузовика остался только Урал-4320 и его модификации.

В конце 1980-х военные сформулировали требования к новым боевым КамАЗам. В соответствии с ними в армии ждали двух-, трех- и четырехосные вездеходы с независимой подвеской, гидромеханической трансмиссией, более мощными моторами и с возможностью преодолевать брод глубиной до 1,75 метра. (Ранее было 1,5 метров.)

При этом новые машины должны были держать среднюю скорость на пересеченной местности не менее 40 км/ч, что для классического 4310 было недостижимо.

Опытно-конструкторские работы получили шифр «Мустанг». Разрабатывать гидромеханику принялись совместно с НАМИ.

Но с распадом Советского Союза тему закрыли.


КамАЗ 43118. Источник: autowp.ru


ПП-91 на шасси КамАЗ 43118. Источник: autowp.ru


КамАЗ-43118 с середины 1990-х годов внешне изменился незначительно. На фото: модернизированный мобильный комплекс специальной обработки (МКСО) (шасси КАМАЗ-43118), выпускаемый компанией «Промснабзащита». Источник: gruzovikpress.ru

Не забывали в Набережным Челнах и модернизации исконной машины 4310.

В конце 1980-х (параллельно с работами над «Мустангами») приступили к конструированию условно второго поколения военных внедорожников.

К середине 1990-х в российской армии появился 240-сильный КамАЗ-43114 грузоподъемностью 6 тонн и тяжелый 10-тонный КамаАЗ-43118 с 260-сильным дизелем 7403. На последнюю модель устанавливали (помимо прочего) секции нового понтонного парка ПП-91. У грузовика удлинили на 353 мм колесную базу. Немного расшили колею и установили 10-ступенчатую КПП.

Получился этакий бескапотный гигант, занявший частично нишу импортных к тому времени КрАЗов. Подвергли доработке и седельный тягач, получивший обновленный индекс 44118.

На серии второго поколения заводчане впервые попытались установить локальное бронирование кабины.

Кстати, за счет герметизации оборудования грузовиков, в Набережных Челнах все-таки удалось достичь требуемой глубины преодолеваемого брода в 1,75 метра.


КамАЗ-43114. Источник: autowp.ru

Тема «Мустангов» тянулась с 1989 года по 1998 год. Столь длительный срок объяснялся и тяжелым финансовым состоянием завода, и случившимся пожаром в моторном цеху, на устранения последствий которого потребовалось в начале 1990-х годов 150 млн долларов.

Серийные «Мустанги» представляли собой унифицированное семейство внедорожных грузовиков, в которое вошли 4350 (4х4), 5350 (6х6) и 6350 (8х8). Грузоподъемность КамАЗов, была соответственно 4, 6 и 10 тонн. Мощность варьировалась от 240 до 360 л. с.

Таким образом, в российской армии появилось сразу две ветки военных внедорожных КамАЗов – классические потомки модели 4310 и новые из семейства «Мустанг».

В дальнейшей истории гамма машин только расширялась. Заводчане предлагали армии бронированные версии. И даже экстремальные 730-сильные вездеходы.

Окончание следует...
Автор:
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. polpot
    polpot 8 декабря 2020 18:11
    +7
    Спасибо , прекрасная серия статей , ждем окончания цикла .
    1. Кузнец 55
      Кузнец 55 8 декабря 2020 18:26
      +4
      Жду с нетерпением .
      Спасибо .
  2. Корона без вируса
    Корона без вируса 8 декабря 2020 18:15
    +4
    У КамАЗ-4310 и его потомков я думаю высокий потенциал, еще до конца не раскрытый! good
    Статья интересная, жду продолжения! drinks
  3. Чонкин
    Чонкин 8 декабря 2020 18:30
    +7
    С нетерпением ждал продолжение, а теперь (к сожалению) окончание...
    16 лет прожил в НЧ.
    Отец завод строил, а потом работал, на Литейном.
    В армии служил на КамАЗе, сначало кунг, потом в Чечне на санитарке(тоже КамАЗ).
    Никогда не подводил.
    1. Андрей Николаевич
      Андрей Николаевич 8 декабря 2020 19:16
      +2
      Я два года, на кунге "Камазе" проездил. Машина! До сих пор помню звук его дизеля.
  4. AKKUL
    AKKUL 8 декабря 2020 18:45
    0
    Небольшая поправка: сгорел не просто моторный цех а завод двигателей.
    1. lucul
      lucul 8 декабря 2020 19:23
      +5
      Небольшая поправка: сгорел не просто моторный цех а завод двигателей.

      А то ,думаете от окурка загорелся ? ))))
      Всегда говорил - моторостроение (проектирование новых моторов) было табу для СССР/России . По мнению Запада ,мы не должны были этим заниматься - максимум ,лицензионное копирование допотопных амер.движков (как для Газ-53 амер.мотор 1936г).
      И они делали всё для этого ,чтобы моторостроением мы не занимались.
      1. Zaurbek
        Zaurbek 10 декабря 2020 08:42
        0
        К сожалению, нарушение правил пож и тех безопасности у нас не изжито до сих пор.
  5. красноярск
    красноярск 8 декабря 2020 18:49
    +3
    Спасибо, очень интересно.
  6. dgonni
    dgonni 8 декабря 2020 18:54
    +2
    В Афгане водил на камазах наливниках называли смертниками.
    Подрыв на фугасе для водилы однозначная смерть. За урал улыбнуло типа фугас под передним левым колесом взорвался и правая нога манекена осталась на педали газа . Как правило водитель получал травму обеих ног с многочисленными переломами но оставался в живых.
    Краз это другое дело. Три метра жизни как говорили. Правда неповоротливый и не динамичный. Но в плане выживаемости при подрыве лидер.
    1. Zaurbek
      Zaurbek 10 декабря 2020 08:44
      0
      В идеале, должен быть грузовик на единых агрегатах , но в капотном и б.капотном исполнении и кому надо, так и заказывает.
      1. dgonni
        dgonni 10 декабря 2020 09:43
        -1
        Согласен. В принципе проэкты Зила такими и были в 70х годах.
        1. Zaurbek
          Zaurbek 10 декабря 2020 12:11
          +1
          Тем более Урал и Камаз машины одной весовой ниши....Мосты, коробку дизель вполне можно иметь общую. Единственно Камаз проще масштабировать 4х4, 6х6, 8х8, 10х10. А "носатые" длиннее 6х6 уже не сделаешь
          1. dgonni
            dgonni 10 декабря 2020 12:53
            -1
            Согласен. тот же 131й зил можно было выпускать в варианте 4х4. Была бы неплохая альтернатива шишиге. да и логистика в плане запчастей былабы лучше. Но история не знает сослагательного склонения к сожалению
            1. Zaurbek
              Zaurbek 10 декабря 2020 14:56
              +1
              Это беда и СССР и РФ
            2. Тогилен
              Тогилен 16 января 2021 14:00
              0
              Ну первый 4327 был сперва с кабиной 131, затем с 4331. Потом уж кабину бычка втащили (хотели в габариты ВДВ влезть)
          2. Тогилен
            Тогилен 16 января 2021 13:57
            0
            Ну так был 4322 у которого было примерно 40% кабины камаза (из цельного крыша, задняя стенка и ветровое стекло, все остальное либо обрезалось либо наращивалось), его двигатель и коробка. А до этого 4320 (и модификации) с дизелем 740 (третья комплектация) и коробкой камаз-141.
            Мосты у Урала были свои, потому что никто в СССР за Уралом после запуска камаза не следил, а мост 375 представляет собой не цельную балку, а картер главной передачи и запрессованных в нее трубчатых кожухов полуосей. Посему поднимать гп автомобиля 375/4320 было рискованно, как это на КАМАЗе сделали с 43118.
            Но тем не менее Урал - чистокровный армейский автомобиль (ВАТ), КамАЗ - АМН.
  7. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 8 декабря 2020 19:00
    0
    Не устаю благодарить автора за интересный и познавательный цикл.
  8. пехотинец2020
    пехотинец2020 9 декабря 2020 06:45
    +1
    В Вооруженных силах параллельно живут своей жизнью и развиваются два семейства грузовых автомобилей, дублирующие друг-друга.
    Понятно, что промышленность надо поддерживать, но здравый смысл должен оставаться. Разрулить эти два семейства по тактическому и оперативному звену пытались, но безрезультатно.
    По мировым меркам строительства вооруженных сил подобная ситуация - дичь.
    1. Zaurbek
      Zaurbek 10 декабря 2020 08:46
      0
      Урал вообще на 90% на оборонных заказах. Только в прошлом году они новый авто сделали с новой кабиной (тягач и самосвал) 6х4 и новыми дизелями.
      1. Тогилен
        Тогилен 16 января 2021 13:44
        0
        Продажи "дорожных" Урал C 25.328 и Т25.420 начались в 2018 году.
  9. saygon66
    saygon66 9 декабря 2020 12:00
    0
    - У нас в ДОСААФе водилы на КамАз получали дополнительно 45 часов вождения... smile
  10. flc9800
    flc9800 9 декабря 2020 17:14
    +1
    Спасибо автору за интересные статьи ! Эх , 4310 ... ДМБ 1989 soldier