Военное обозрение

КамАЗ-4310: к эпохе «Мустангов»

23

Последняя, самая глубокая модернизации платформы 4310 КамАЗ-5350 «Мустанг-М». Источник: gruzovikpress.ru


Автомобиль многоцелевого назначения


В предыдущих частях рассказа про рождение и развитие КамАЗ-4310 эксплуатацию тактического грузовика в Советской Армии мы обошли стороной. Между тем 4310 и его модификации получили широкое распространение в вооруженных силах, хотя и заметно уступали исконно военному Урал-4320.

Помимо бортовых КамАЗов и артиллерийских тягачей (орудия до 7 тонн), в армии работали седельные тягачи 4410 для буксировки 15-тонных полуприцепов. С самого момента появления военного грузовика из Набережных Челнов для него разработали герметизированный кузов-фургон К-4310. Фургон представлял собой модернизированную удлиненную версию ураловского аналога К-4320. Кузов имел полезную нагрузку около 5 800 кг и собственный вес в 1 520 кг.


Внедорожный КамАЗ с кунгом от Урала-4320. Источник: auto.ru

Большое распространение платформа КамАЗ-4310 получила в войсках связи. Первой стала мобильная цифровая станция тропосферной радиорелейной связи Р-417 «Багет-1», разработанная в начале 1980-х годов. Для работы в условиях пересеченной и горной местности позже была создана станция Р-423-1 «Бриг-1», также получившая в качестве мобильной платформы шасси из Набережных Челнов.

КамАЗ-4310 возил на себе и комплексы постановки шумовых помех СПН-4, автоматизированные станции помех Р-934Б, позволяющие обнаруживать и подавлять авиационные средства радиосвязи. С 1986 года на грузовики монтировались антенная установка 35Н6 и аппаратная часть маловысотной радиолокационной станции «Каста-2Е1». Станция, размещенная на двух КамАЗах, позволяла обнаруживать авиасредства в воздухе на дальности до 105 км и использовалась в войсках ПВО, береговой и пограничной охраны.

В интересах тыла


Для нужд военных ремонтников КамАЗ-4310 (и позже более мощный 43101) стал мобильной платформой для мастерских ПАРМ-1АМ, ПАРМ-3А/3М и ПРМ СГ, сварочных агрегатов МС-ДА и ремонтных станций войск связи АТО-З.


Армейская цистерна АЦ-7-4310 с перекачивающей системой. Источник: vk.com

Относительно длинная платформа военного грузовика и грузоподъемность в 5 тонн отлично подходили для размещения автоцистерн различного назначения.

Не будем отдельно загружать читателей громоздкой аббревиатурой. Отметим лишь, что на платформе 4310 строили топливомаслозаправщики с 5,5-кубовой цистерной для дизтоплива (бензина, керосина) и 300-литровый бак для масла. В армии работает до настоящего времени и более простая машина с 7-кубовой цистерной исключительно для моторного топлива. Для войск РХБЗ КамАЗ-4310 строился с многоцелевой авторазливочной станцией АРС-14К для решения широкого спектра задач – дегазации, дезинфекции и деактивации техники, зданий и местности. Дымовые завесы должна была ставить в войсках машина ТДА-2К, способная маскировать объекты протяженностью до 1 км.


Одна из последних вариаций военного эвакуатора МТП-А2 на форуме Армия-2017. Источник: dishmodels.ru

Машина технической помощи легкого класса МТП-А2 была разработана в 21 НИИИ в конце 1980-х годов. Но в серию эвакуатор на базе КамАЗа-4310 пошел только в начале 1990-х годов. Поврежденную технику МТП-А2 могла перевозить в полупогруженном состоянии. Аналогичной (только на базе Урал-4320) стал эвакуатор МТП-А2.1. То есть в армии в настоящее время служат две одинаковые узкоспециализированные машины техпомощи на разных платформах.

Боевые качества


Боевое крещение КамАЗы получили в горах Афганистана. При этом в конфликте участвовали не только полноприводные грузовики, но и вполне гражданские машины 53-й серии.

КамАЗы заслуженно стали популярными и любимыми машинами среди водителей. В первую очередь высокой оценки удостоилась удобная кабина со спальным местом. Такой роскоши в армии ранее не знали – рабочие места Уралов и ЗиЛов были и теснее, и проще. Немногочисленные проблемы возникали со сложными в эксплуатации дизелями КамАЗ-740, досаждающими протечками охлаждающей жидкости и моторного масла.

Также в Афганистане проявилась слабая противоминная стойкость грузовиков бескапотной компоновки.


Источник: pavl23.ru

Уже после войны в российской армии в конце 90-х годов провели сравнительные испытания КамАЗ-4310 и Урала-4320 на подрыв противотанковой миной. В кабины посадили подобия манекенов. И взорвали под передним левым колесом мину с 6,5 кг взрывчатки. В случае с 4310 это было фатальным для водителя. Части манекена после подрыва оказались в воронке, колесная ниша разворочена, а осколки изрешетили крышу кабины. В видеоотчете с испытаний можно услышать следующий жутковатый тезис:

«Жизненное пространство для водителя отсутствует».

С вездеходом из Миасса на аналогичных испытаниях случился конфуз. На мину грузовик отправили на второй передаче с зафиксированным рулем, но детонатор сработал только последним колесом левого борта. Колесо взрывом сорвало со ступицы, но Урал-4320 смог в дальнейшем продолжить движением своим ходом.

Это позволило провести еще один краш-тест (crash test). Только теперь грузовик с манекеном тянули на тросе. В этот раз все сработало штатно. И после подрыва мины у манекена даже нога на педали акселератора осталась. Фактически, пассажиру и водителю капотного грузовика грозили только легкие контузии и незначительные травмы.

Бескапотная компоновка КамАЗа (связанная прежде всего с его унификацией с гражданскими машинами) заметно ослабила и защиту от фронтального обстрела.

Пули, попадающие ниже линии ветрового стекла, свободно проникали в кабину и поражали экипаж.

Урал-4320 в определенной мере этого недостатка был лишен.

Однако обе кабины с самого момента разработки имели главный недостаток – невозможность интегрированного бронирования.

Навешивать локальную броню приходилось на панели кабины. Что увеличивало итоговую массу и не отличалось особой эффективностью.

Вечные конкуренты на песке


И еще одна история сравнения конкурентов из Миасса и Набережных Челнов.

Шесть лет назад в МГТУ «МАМИ» провели испытания опорной проходимости трех вездеходов – КамАЗ-4350 (4х4), КамАЗ-43114 (6х6) и Урал-4320-31 (6х6). Для чистоты эксперимента все грузовики обули в одинаковые шины Кама-1260. Все машины испытывались на сухом сыпучем песке (влажность 6% и глубина залегания до 3 м).
И двухосный 4-тонный КамАЗ ожидаемо выступил не самым лучшим образом. Несмотря на самую высокую удельную мощность – 20,3 л. с. на тонну. КамАЗ-4350 обладал максимальной удельной загруженностью шин – 7,7 т/м3.

Проблемой трехосного 6-тонного КамАЗа оказалась перегруженная передняя ось, на которую приходится до 35% массы машины с полной загрузкой. Это и стало причиной последнего третьего места во всех испытаниях.


КамАЗ-43114. Источник: autowp.ru

У капотного Урала (аналогичной грузоподъемности) на передние колеса приходилось около 31% массы. Казалось бы, не самое кардинальное различие. Но это (в том числе) позволило вездеходу из Миасса победить во всех испытаниях. И поддерживать на песке наибольшую скорость движения – 30 км/ч.

Двухосный КамАЗ на сыпучем песке не разгонялся больше 27,5 км/ч. А 43114 вообще смог выжать только 26,9 км/ч.

Превзошел Урал своих конкурентов и в тягово-сцепных свойствах, то есть тяге на крюке.

В поисках совершенства испытатели провели целую серию экспериментов с различным давлением в шинах. Ожидаемо оказалось, что чем ниже давление (в разумных пределах, разумеется), тем выше тяга на крюке.

Урал-4320-31 в данной дисциплине с небольшим перевесом победил вездеходы из Набережных Челнов. Тяга на крюке у Урала была выше, чем у двухосного вездехода на 1,8%, а чем у трехосного – на 3,6%.

«Мустанг» на заказ


Все сравнения с Уралами и боевой опыт играли не на пользу вездеходам КамАЗ.

И со временем Министерство обороны перевело эти машины из тактического войскового звена в оперативное. В роли тактического грузовика остался только Урал-4320 и его модификации.

В конце 1980-х военные сформулировали требования к новым боевым КамАЗам. В соответствии с ними в армии ждали двух-, трех- и четырехосные вездеходы с независимой подвеской, гидромеханической трансмиссией, более мощными моторами и с возможностью преодолевать брод глубиной до 1,75 метра. (Ранее было 1,5 метров.)

При этом новые машины должны были держать среднюю скорость на пересеченной местности не менее 40 км/ч, что для классического 4310 было недостижимо.

Опытно-конструкторские работы получили шифр «Мустанг». Разрабатывать гидромеханику принялись совместно с НАМИ.

Но с распадом Советского Союза тему закрыли.


КамАЗ 43118. Источник: autowp.ru


ПП-91 на шасси КамАЗ 43118. Источник: autowp.ru


КамАЗ-43118 с середины 1990-х годов внешне изменился незначительно. На фото: модернизированный мобильный комплекс специальной обработки (МКСО) (шасси КАМАЗ-43118), выпускаемый компанией «Промснабзащита». Источник: gruzovikpress.ru

Не забывали в Набережным Челнах и модернизации исконной машины 4310.

В конце 1980-х (параллельно с работами над «Мустангами») приступили к конструированию условно второго поколения военных внедорожников.

К середине 1990-х в российской армии появился 240-сильный КамАЗ-43114 грузоподъемностью 6 тонн и тяжелый 10-тонный КамаАЗ-43118 с 260-сильным дизелем 7403. На последнюю модель устанавливали (помимо прочего) секции нового понтонного парка ПП-91. У грузовика удлинили на 353 мм колесную базу. Немного расшили колею и установили 10-ступенчатую КПП.

Получился этакий бескапотный гигант, занявший частично нишу импортных к тому времени КрАЗов. Подвергли доработке и седельный тягач, получивший обновленный индекс 44118.

На серии второго поколения заводчане впервые попытались установить локальное бронирование кабины.

Кстати, за счет герметизации оборудования грузовиков, в Набережных Челнах все-таки удалось достичь требуемой глубины преодолеваемого брода в 1,75 метра.


КамАЗ-43114. Источник: autowp.ru

Тема «Мустангов» тянулась с 1989 года по 1998 год. Столь длительный срок объяснялся и тяжелым финансовым состоянием завода, и случившимся пожаром в моторном цеху, на устранения последствий которого потребовалось в начале 1990-х годов 150 млн долларов.

Серийные «Мустанги» представляли собой унифицированное семейство внедорожных грузовиков, в которое вошли 4350 (4х4), 5350 (6х6) и 6350 (8х8). Грузоподъемность КамАЗов, была соответственно 4, 6 и 10 тонн. Мощность варьировалась от 240 до 360 л. с.

Таким образом, в российской армии появилось сразу две ветки военных внедорожных КамАЗов – классические потомки модели 4310 и новые из семейства «Мустанг».

В дальнейшей истории гамма машин только расширялась. Заводчане предлагали армии бронированные версии. И даже экстремальные 730-сильные вездеходы.

Окончание следует...
Автор:
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. polpot
    polpot 8 декабря 2020 18:11
    +7
    Спасибо , прекрасная серия статей , ждем окончания цикла .
    1. Кузнец 55
      Кузнец 55 8 декабря 2020 18:26
      +4
      Жду с нетерпением .
      Спасибо .
  2. Корона без вируса
    Корона без вируса 8 декабря 2020 18:15
    +4
    У КамАЗ-4310 и его потомков я думаю высокий потенциал, еще до конца не раскрытый! good
    Статья интересная, жду продолжения! drinks
  3. Чонкин
    Чонкин 8 декабря 2020 18:30
    +7
    С нетерпением ждал продолжение, а теперь (к сожалению) окончание...
    16 лет прожил в НЧ.
    Отец завод строил, а потом работал, на Литейном.
    В армии служил на КамАЗе, сначало кунг, потом в Чечне на санитарке(тоже КамАЗ).
    Никогда не подводил.
    1. Андрей Николаевич
      Андрей Николаевич 8 декабря 2020 19:16
      +2
      Я два года, на кунге "Камазе" проездил. Машина! До сих пор помню звук его дизеля.
  4. AKKUL
    AKKUL 8 декабря 2020 18:45
    0
    Небольшая поправка: сгорел не просто моторный цех а завод двигателей.
    1. lucul
      lucul 8 декабря 2020 19:23
      +5
      Небольшая поправка: сгорел не просто моторный цех а завод двигателей.

      А то ,думаете от окурка загорелся ? ))))
      Всегда говорил - моторостроение (проектирование новых моторов) было табу для СССР/России . По мнению Запада ,мы не должны были этим заниматься - максимум ,лицензионное копирование допотопных амер.движков (как для Газ-53 амер.мотор 1936г).
      И они делали всё для этого ,чтобы моторостроением мы не занимались.
      1. Zaurbek
        Zaurbek 10 декабря 2020 08:42
        0
        К сожалению, нарушение правил пож и тех безопасности у нас не изжито до сих пор.
  5. красноярск
    красноярск 8 декабря 2020 18:49
    +3
    Спасибо, очень интересно.
  6. dgonni
    dgonni 8 декабря 2020 18:54
    +2
    В Афгане водил на камазах наливниках называли смертниками.
    Подрыв на фугасе для водилы однозначная смерть. За урал улыбнуло типа фугас под передним левым колесом взорвался и правая нога манекена осталась на педали газа . Как правило водитель получал травму обеих ног с многочисленными переломами но оставался в живых.
    Краз это другое дело. Три метра жизни как говорили. Правда неповоротливый и не динамичный. Но в плане выживаемости при подрыве лидер.
    1. Zaurbek
      Zaurbek 10 декабря 2020 08:44
      0
      В идеале, должен быть грузовик на единых агрегатах , но в капотном и б.капотном исполнении и кому надо, так и заказывает.
      1. dgonni
        dgonni 10 декабря 2020 09:43
        -1
        Согласен. В принципе проэкты Зила такими и были в 70х годах.
        1. Zaurbek
          Zaurbek 10 декабря 2020 12:11
          +1
          Тем более Урал и Камаз машины одной весовой ниши....Мосты, коробку дизель вполне можно иметь общую. Единственно Камаз проще масштабировать 4х4, 6х6, 8х8, 10х10. А "носатые" длиннее 6х6 уже не сделаешь
          1. dgonni
            dgonni 10 декабря 2020 12:53
            -1
            Согласен. тот же 131й зил можно было выпускать в варианте 4х4. Была бы неплохая альтернатива шишиге. да и логистика в плане запчастей былабы лучше. Но история не знает сослагательного склонения к сожалению
            1. Zaurbek
              Zaurbek 10 декабря 2020 14:56
              +1
              Это беда и СССР и РФ
            2. Тогилен
              Тогилен 16 января 2021 14:00
              0
              Ну первый 4327 был сперва с кабиной 131, затем с 4331. Потом уж кабину бычка втащили (хотели в габариты ВДВ влезть)
          2. Тогилен
            Тогилен 16 января 2021 13:57
            0
            Ну так был 4322 у которого было примерно 40% кабины камаза (из цельного крыша, задняя стенка и ветровое стекло, все остальное либо обрезалось либо наращивалось), его двигатель и коробка. А до этого 4320 (и модификации) с дизелем 740 (третья комплектация) и коробкой камаз-141.
            Мосты у Урала были свои, потому что никто в СССР за Уралом после запуска камаза не следил, а мост 375 представляет собой не цельную балку, а картер главной передачи и запрессованных в нее трубчатых кожухов полуосей. Посему поднимать гп автомобиля 375/4320 было рискованно, как это на КАМАЗе сделали с 43118.
            Но тем не менее Урал - чистокровный армейский автомобиль (ВАТ), КамАЗ - АМН.
  7. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 8 декабря 2020 19:00
    0
    Не устаю благодарить автора за интересный и познавательный цикл.
  8. пехотинец2020
    пехотинец2020 9 декабря 2020 06:45
    +1
    В Вооруженных силах параллельно живут своей жизнью и развиваются два семейства грузовых автомобилей, дублирующие друг-друга.
    Понятно, что промышленность надо поддерживать, но здравый смысл должен оставаться. Разрулить эти два семейства по тактическому и оперативному звену пытались, но безрезультатно.
    По мировым меркам строительства вооруженных сил подобная ситуация - дичь.
    1. Zaurbek
      Zaurbek 10 декабря 2020 08:46
      0
      Урал вообще на 90% на оборонных заказах. Только в прошлом году они новый авто сделали с новой кабиной (тягач и самосвал) 6х4 и новыми дизелями.
      1. Тогилен
        Тогилен 16 января 2021 13:44
        0
        Продажи "дорожных" Урал C 25.328 и Т25.420 начались в 2018 году.
  9. saygon66
    saygon66 9 декабря 2020 12:00
    0
    - У нас в ДОСААФе водилы на КамАз получали дополнительно 45 часов вождения... smile
  10. flc9800
    flc9800 9 декабря 2020 17:14
    +1
    Спасибо автору за интересные статьи ! Эх , 4310 ... ДМБ 1989 soldier