Современные БПЛА турецкой разработки

19

Средний БПЛА Bayraktar TB2 - самая известная турецкая разработка. Фото Wikimedia Commons

В последние годы турецкая оборонная промышленность показала свой потенциал в области беспилотных летательных аппаратов. Созданы, поставлены на вооружение и выведены на международный рынок несколько образцов такой техники разных классов. Осуществляется самостоятельная разработка БПЛА, в т.ч. с применением зарубежных комплектующих, а также закупаются готовые образцы. Рассмотрим основные особенности современного беспилотного воздушного флота Турции.

Образцы и их количество


По открытым данным, БПЛА разных классов и типов имеются у всех видов вооруженных сил Турции. Такая техника в разных количествах эксплуатируется сухопутными войсками, военно-воздушными и военно-морскими силами, а также жандармерией. Количество и состав группировок БПЛА определены в соответствии с задачами потребностями каждой составляющей вооруженных сил. При этом основное внимание уделяется развитию среднего и тяжелого направления, а с недавнего времени на вооружение поступают и барражирующие боеприпасы.



По данным справочника IISS The Military Balance, на начало 2020 г. наиболее крупный «флот» БПЛА имелся у армейской авиации. Основной его элемент – 33 средних беспилотника Bayraktar TB2, изготовленные собственными предприятиями в последние годы. Имелось неуказанное количество тяжелых Falcon 600 / Firebee, средних CL-89 и Gnat, а также легких Harpy – все иностранного производства.


Тяжелый БПЛА TAI Anka ранней модификации. Фото TAI

В составе ВВС указывалось наличие более 20 тяжелых Anka-S и до 10 импортных Heron. Средние БПЛА были представлены 18 изделиями Gnat 750. Морская авиация располагала 3 тяжелыми Anka-S и 4 средними Bayraktar TB2. Схожий парк техники имеется у жандармерии – до 4 аппаратов Anka-S и до 12 TB2. На вооружении армии и ВВС также состоят барражирующие боеприпасы нескольких типов. Значительную часть этих арсеналов уже составляют образцы турецкого производства – STM Kargu.

Необходимо напомнить, что в настоящее время турецкая армия проводит операции в Сирии и Ливии, и в них активно используются современные БПЛА и барражирующие боеприпасы. Применение такой техники ожидаемо сопровождается постоянными потерями. К примеру, в небе над Ливией только в этом году было потеряно до 15-18 аппаратов TB2.

При этом производство и закупки БПЛА продолжаются. Кроме того, в этом году начались поставки техники новых моделей. В результате этих процессов точное количество беспилотной техники в строю постоянно изменяется. По всей видимости, в следующих справочниках данные будут существенно отличаться от опубликованных ранее. В какую сторону – станет ясно позже.


Разведывательно-ударный Anka-S. Фото TAI

Собственные разработки


Наибольшую известность в последнее время получил средний БПЛА Bayraktar TB2 от компании Baykar Makina. Эта разведывательно-ударная машина была создана в начале десятых годов на базе «чистого» разведчика TB1. Ее первый полет состоялся в 2014 г., а вскоре началась эксплуатация в интересах турецкой армии. Позже появились контракты на поставку такой техники третьим странам.

«Байрактар» TB2 представляет собой средний (максимальный взлетный вес 650 кг) БПЛА большой продолжительности полета – до 25-27 ч. Аппарат оснащается бензиновым двигателем мощностью 100 л.с. зарубежного производства и импортной оптико-электронной системой. Не так давно стало известно об отказе со стороны поставщиков этих компонентов, и Турция вынуждена искать замену. Беспилотник способен нести и применять управляемые ракеты и бомбы нескольких типов. Боевые качества существенно ограничиваются грузоподъемностью всего 150 кг.

Современные БПЛА турецкой разработки

Барражирующий боеприпас Kargu-2 и его пульт управления. Фото STM

В 2010 г. компания Turkish Aerospace Industries (TAI) начала испытания первого БПЛА семейства Anka. В 2013 г. он был принят на вооружение, после чего началась разработка новых изделий. Беспилотники линейки Anka позиционируются как тяжелые аппараты с большой продолжительностью полета. Заказчикам предлагается несколько модификаций с разным оснащением и отличающимися функциями.

Базовая платформа представляет собой БПЛА с взлетным весом ок. 1600 кг, прямым крылом и бензиновым двигателем мощностью 170 л.с. Аппарат может оставаться в воздухе до суток и нести полезную нагрузку в 200 кг. Дальность боевой работы первых модификаций ограничивается параметрами средств связи и не превышает 200 км. В серийной модификации Anka-S использовали спутниковую связь, увеличившую боевой радиус. БПЛА этого типа могут вести разведку и атаковать цели при помощи управляемого вооружения.

В прошлом году компания STM начала серийное производство и поставки барражирующих боеприпасов Kargu-2. В начале года сообщалось о наличии заказа на 365 таких изделий. Осенью стало известно о планах по новому контракту, за счет которого число Kargu-2 доведут до 500 ед. Начаты продажи зарубежным странам. Ранее сообщалось о применении таких БПЛА армией Азербайджана.


Bayraktar Akıncı в боевой конфигурации. Графика Baykar Makina

Kargu-2 представляет собой легкий (7 кг) и компактный (600х600 мм) беспилотник-квадрокоптер с электродвигателями и упрощенным оптико-электронным блоком. Он способен нести боевые части разных типов и наносить удары по целям на дальности до 5 км от оператора. Продолжительность барражирования – 30 мин. Заявлена возможность группового применения боеприпасов; один «рой» включает до 29 изделий.

Перспективные проекты


Год назад состоялся первый полет перспективного тяжелого разведывательно-ударного БПЛА Bayraktar Akıncı. Согласно планам недавнего прошлого, это изделие должно было поступить на вооружение до конца 2020 г., однако теперь эти события сдвинулись на конец 2021-го. Ввиду принадлежности к другому классу, БПЛА Akıncı имеет минимальную преемственность с предыдущими аппаратами семейства «Байрактар».

Bayraktar Akıncı строится по нормальной аэродинамической схеме с крылом типа «чайка». Использованы два турбовинтовых двигателя АИ-450Т украинского производства мощностью по 750 л.с. Максимальный взлетный вес доведен до 5,5 т, боевая нагрузка – 1350 кг на шести пилонах. БПЛА сможет оставаться в воздухе не менее 45-48 ч и летать с крейсерской скоростью 250 км/ч. Управление осуществляется через спутниковый канал, что увеличивает боевой радиус.


Опытный образец БПЛА Anka-2 в полете. Фото TAI

На этот года также было запланировано принятие на вооружение БПЛА TAI Anka-2 или Aksungur. Это серьезно переработанный вариант предыдущего проекта Anka с перестройкой планера, силовой установки и т.д. Предлагается двухбалочная схема с двумя поршневыми двигателями. За счет всех доработок максимальная взлетная масса доводится до 3,3 т при полезной нагрузке 750 кг.

Компания STM завершает разработку барражирующего боеприпаса Alpagu. Это будет компактный БПЛА с двумя складными крыльями и электродвигателем, запускаемый из трубчатого транспортного контейнера. Изделие массой менее 2 кг сможет атаковать цели на дальностях до 5 км и находиться в воздухе до 10 мин. Предполагается, что барражирующий боеприпас с невысокими летными характеристиками и минимальными габаритами будет полезен для пехоты и спецподразделений.

Беспилотный прогресс


За последние годы турецкая промышленность сумела разработать и довести до принятия на вооружение целый ряд БПЛА всех основных классов, что положительно сказалось на возможностях армии. При этом процессы проектирования не останавливаются, и в ближайшем будущем ожидаются совершенно новые образцы с улучшенными возможностями и характеристиками.


Барражирующий боеприпас STM Alpagu в пусковой установке. Фото STM

Впрочем, развитие направления не идет гладко. Так, одной из главных проблем остается зависимость от иностранных комплектующих, в т.ч. ключевых. Недавний отказ зарубежных партнеров поставлять двигатели и оптико-электронные станции может серьезно ударить по турецкому производству. Заявлена возможность заместить иностранные комплектующие турецкими, но удастся ли выполнить эти планы без потерь в качестве и темпах производства – неясно.

В конфликтах последнего времени турецкие БПЛА хорошо показали себя с точки зрения боевого применения. Этот факт используется в рекламе, а также становится поводом для критики зарубежных средств ПВО. Однако необходимо учесть, что в Сирии, Ливии или в Нагорном Карабахе беспилотники турецкого производства имели дело с крайне слабой и неорганизованной ПВО. Несмотря на это, имели место чувствительные потери. Как себя покажут разрекламированные «Байрактары» в условиях конфликта с хорошо вооруженным противником – большой вопрос.

Тем не менее, наблюдаемые процессы наглядно показывают потенциал современных беспилотных летательных аппаратов и барражирующих боеприпасов, а также демонстрируют, что создавать достаточно удачные конструкции такого рода могут даже страны без развитой авиационной промышленности. Можно не сомневаться, что турецкий опыт последних лет уже изучается третьими странами и будет использован при составлении планов на будущее.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -7
    8 декабря 2020 04:13
    турецкие БПЛА,нельзя считать "турецкой разработкой",так как они,как и российские,напичканы импортными комплектующими,а схемы сдёрнуты с американских.
    1. +10
      8 декабря 2020 04:44
      И что дальше? В американских ЛА полно не американских комплектующих!
      1. -6
        8 декабря 2020 05:21
        Цитата: Дядя Ваня Сусанин
        И что дальше? В американских ЛА полно не американских комплектующих!

        а то дальше,что комплектующие "не американские",разработаны в америке, а производятся в странах третьего мира,или в китае,так дешевле, разницу улавливаем ?
        1. 0
          8 декабря 2020 18:07
          Вы на сто процентов уверены, что они разработаны в Америке, а вы в курсе, что многие модели Боингов разрабатывали наши инженеры и конструкторы в Москве? Я уж про По молчу которое для американцев индусы делают hi
    2. +6
      8 декабря 2020 09:57
      Хоть с марсианских. Факт остается фактом- турки в серьез занялись БПЛА,а в будущем начнут и свои разработки. Да они будут примитивные,но постепенно будут совершенствоваться
      На что способны турецкие БПЛА видно на примере Карабаха.
  2. -5
    8 декабря 2020 06:33
    Турецкую компанию по производству беспилотников возглавляет зять Эрдогана, поэтому госфинансирование в неё льется рекой.

    Может, пора создать российскую компанию во главе с зятем Шойгу? laughing
    1. +5
      8 декабря 2020 09:32
      TAI - госкомпания.
      STM - частник.
      Байрактар - частник, которому помогли на ключевом этапе деньгами и поддержали заказом.

      Если бы зять Путина не прибирал к рукам высоколиквидные активы, а сделал какой-то проект вроде Байрактара, или Маска, или Лэй Дзюня, я думаю все бы это бурно поддерживали и ставили в пример wink .
    2. 0
      8 декабря 2020 09:45
      Цитата: Оператор
      возглавляет зять Эрдогана

      Причём тут это? Основные работы были до женитьбы.


      В марте 2016 года они обручилась и поженились 14 мая 2016 года.

      Baykar Makina — турецкая авиастроительная компания, основана в 1984 году
      С 2000 года Baykar Makina начала работы в области авиастроения, в частности, в разработке и производстве беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)
      Компания в 2007 году разработала первый турецкий беспилотный разведывательный дрон Kale-Baykar Mini.
      За разработку и производство БПЛА Bayraktar Tactical Class компания Baykar Makina получила 9-ю технологическую премию в 2010 году.
      В 2014 году успешно завершил испытания новое изделие компании — ударный дрон Bayraktar TB2
  3. +1
    8 декабря 2020 09:04
    Там же у них есть и Анка РЭР на отваге видел фото ,плюс бпла у них есть с рэб
  4. -1
    8 декабря 2020 09:15

    36 БПЛА Турции. В статье не написаны даже все БПЛА которорые на вооружении стоят. К примеру, нет Bayraktar Mini и Vestel Karayel.
    1. -1
      8 декабря 2020 09:17

      Директор TUSAŞ (TAI) Исмайыл Котил: С 5 декабря 2020 года турецкий новейший дрон Aksungur (Anka-2) выходит в серийное производство.

      Кратко характеристиках БПЛА Aksungur:

      1. +1
        8 декабря 2020 09:18

        Испытательный полет ​Bayraktar ТB-2S

        Новая оптика CATS и радар MIlSAR
        Система связи со спутником (Satcom)
        Новый двигатель от турецкой компании TUSAS TEI (предположительно PD-170).
  5. +1
    8 декабря 2020 10:22
    Кирилл, мне понравился Ваш обзор. Тема БПЛА нова и потому интересна.
    У меня пожелание: продолжать подобную тему. Но с дополнением,что на сегодняшний день известно о средствах борьбы с дронами? Это тоже тема обширная и интересная.
    ПС. Хотелось бы знать :как у нас обстоит с БПЛА? Предвижу тут море эмоций и притом с двух крайних позиций: а)" мы сильнее всех";б)"шеф, усе пропало"
  6. +2
    8 декабря 2020 16:12
    Все публикации о БПЛА не имеют смысла без информации о помехозащищенности канала связи и управления, и уязвимости пункта.управления. А так получается, что они эффективны в борьбе с папуасами. Все разговоры о конфликте в Карабахе не несут правдивую информации о задействованных средствах борьбы с БПЛА. Мы на данный не можем опровергать Пашиняна. Он нам нужен.
  7. 0
    8 декабря 2020 16:24
    нет одного из главных ТТХ это АФАР .
  8. +12
    8 декабря 2020 22:15
    Турецкие производители БПЛА уже совершили ощутимый рывок, и имеют серьезную фору. Надо догонять...
  9. 0
    10 декабря 2020 01:43
    Не то что у нас, очередные Фсёпобедящие АналоГовнеты.
  10. -1
    13 февраля 2021 15:22
    Хотелось бы спросить у Рябова в чем и какими были"чувствительные потери"Турции в Нагорном Карабахе или в Ливии.Кроме пропогандистких заявлениях о 10 сбитых турецких бпла,фактически потеряны турками были единицы.В Нагорном Карабахе силы ПВО были организованы российскими и иранскими специалистами.Вся система пво обьединеная с российской.
  11. 0
    18 августа 2022 19:31
    Молодцы турки. Нам нужно выйти хотя бы на их уровень в плане разработки и производства современных БПЛА.