Военные переправы: от Дария и Цезаря до наших дней

23

Наведение понтонно-мостовой переправы для транспортировки военной техники на озере Комсомольском.

Как известно, главная цель временных мостов, возводимых в военное время, заключается в обеспечении преодоления рек, озер и иных препятствий войсками на пути их движения, маневра, эвакуации.

В древности


Один из первых в мире подобных мостов был описан еще великим историком Геродотом в его знаменитой «Истории». Геродот рассказал миру, как был построен временный мост через пролив Босфор. Греческий инженер Мандрокл, выходец с острова Самос, по поручению персидского царя Дария Первого (552–485 гг. до н. э.) построил плавучий понтонный мост. Он соединил два берега пролива Босфор в самом узком месте, где ширина Босфора не превышала 660 метров. Пройдя через этот мост, войска Дария Первого вторглись в Европу, преследуя отступающих скифов.

Чрез многорыбный Боспор перекинув мост, посвятил я
Гере картину сию в память о мосте, Мандрокл.
Славу самосцам стяжал, себе же венец лишь почетный,
Царскую волю свершив, Дарию я угодил.

- посвятил Мандрокл тем событиям надпись в храме Геры на Самосе.



Преемник Дария Первого Ксеркс, начав войну против греческих полисов, решил организовать самую грандиозную на тот период временную переправу через пролив Дарданеллы. Персы собирались состыковать корабли своего флота таким образом, что многочисленная армия могла бы перейти по ним с одного берега пролива на другой. Однако вмешалась природа: шторм нарушил планы всесильного Ахеменида. Почему Ксеркс и приказал высечь море, а войска были вынуждены переправляться через пролив на кораблях обычным способом.

Следующую впечатляющую страницу в истории военного мостостроения открыл Гай Юлий Цезарь. В 55 г. до н. э. Цезарь, который вёл в то время Галльскую войну, распорядился построить деревянный мост через реку Рейн. Историки считают наиболее вероятным местом его строительства участок на 11 км ниже Бонна, где глубина реки достигает 6 метров, а ширина – 400 метров. 400-метровый деревянный мост через Рейн легионеры Цезаря воздвигли всего за десять дней.

В Средние века искусство строительства военных мостов в Европе пришло в упадок: крепостные рвы считались очень надежным препятствием для войск неприятеля, что уж говорить о широких и бурных реках? Тем не менее, в Новое время практику мостостроения стали активно осваивать голландцы и англичане, а в Петровскую эпоху передовые технологии пришли и в Российскую империю.

В России


В России искусство мостостроения достигло небывалых высот. Наиболее отчетливо преимущества отечественного мостостроения проявились в годы Великой Отечественной войны, когда советским войскам приходилось в кратчайшие сроки сооружать временные мосты и переправы через реки и даже проливы для того, чтобы облегчить задачи по передвижению войск.

К тому же, в результате боевых действий оказались разрушенными тысячи старых автомобильных и железнодорожных мостов, что потребовало от советского руководства и вооруженных сил оперативного их восстановления. Всего за годы Великой Отечественной войны только на железных дорогах СССР и Восточной Европы было восстановлено 2 756 больших и средних мостов, а также 13 022 малых моста, и ещё построено 155 больших и средних мостов.

В 1943 году немецкие войска построили канатную дорогу через Керченский пролив, через которую пропускалось до тысячи тонн грузов в сутки. Когда Красная армия освободила Керченский полуостров, дорога стала использоваться в интересах советских войск, а затем в 1944 году советскими военными был построен временный железнодорожный мост через Керченский пролив, общая длина его составляла более 4,4 км. Это был один из наиболее выдающихся примеров советского мостостроения в годы Великой Отечественной войны. К сожалению, мост был разрушен в результате аварии с ледоколом, врезавшимся в его опоры.

Несмотря на развитие воздушного транспорта, вооруженные силы России и других стран мира и в наши дни уделяют много внимания оперативному строительству мостов. Как только разрушаются гражданские мосты, на помощь приходят военные: достаточно вспомнить недавнее возведение военными временного моста у села Новолитовск в Приморье. Он был построен усилиями военнослужащих мостового батальона бригады материально-технического обеспечения Восточного военного округа.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    10 декабря 2020 18:07
    Переправа переправа..Берег левый, берег правый........ drinks
    1. +4
      10 декабря 2020 19:22
      Лёд шершавый, кромка льда. Кому память, кому Слава, кому темная вода
      ....
  2. +9
    10 декабря 2020 18:09
    И это ВСЁ?
    Хотелось бы более серьёзные статьи читать.
    1. +3
      10 декабря 2020 19:50
      Более серьёзно всё у китайцев. Вот переправа через Янцзы.


      Впрочем, наши тоже умеют. Хотя речушка маловата.


      А вот история. Американцы, 1918 год.
      1. +3
        10 декабря 2020 22:25
        А что китайцы? МЛЖ-ВТ и НЖМ-56 - это для ЖДВ огого. Номинально 400 метров шириной, срок возведения сутки
        1. +3
          10 декабря 2020 22:57
          Там сутки, а китайцы собрали мост за 26 минут.
          1. +4
            11 декабря 2020 10:39
            26 минут на что? на стыковку понтонов? - верю, вполне можно. Или на подготовку сборочных площадок, доставку и разгрузку, сборку понтонов и их сведение на оси моста. По нормативам ЖДВ ВС РФ сутки отсчитываются от момента отдачи приказа на сооружение переправы. За полчаса ни мы, ни китайцы даже все понтоны на воду спустить не сможем.
            И это, по нашим нормативам так же необходимо обустраивание береговой линии на круглогодичное использование, включая перепад во время паводков, а это сваебойные и иные веселые и не быстрые работы. Китайцы таким не заморачивались в принципе, мост на один день.
            https://youtu.be/q_Rl7wJVhEc - вот, отрывок из новостей про учения с МЛЖ-ВТ. Можно оценить различия. Кстати, визуально китайский мост - копия старого ПМП НЖМ-56, только без рельс
  3. +7
    10 декабря 2020 18:11
    Маловато будет, тема интересная .
  4. +4
    10 декабря 2020 18:22
    Память , память .
    Где это был построен мост под уровнем реки во время ВОВ ?
    С самолета немцы не замечали , ночами машины перевозили войска и вооружение .
    Настил моста был на 20-30 см. ниже уровня воды .
    Освежите память кто знает .
    1. +7
      10 декабря 2020 18:36
      Цитата: Кузнец 55
      Освежите память кто знает .

      Добрый вечер!Вероятно Вы это событие имеете в виду?
      Не всё уместилось,но от себя добавлю,что в конце речь идёт о строительстве ещё и ложных мостов.
      hi
      1. +4
        10 декабря 2020 18:47
        Спасибо , об этом и хотел сказать . Последнее время память подводит , старею наверное . ))))))
        Материал автор мог и обширнее дать .
        Еще одно замечание . Римляне построили мост через Рейн за 10 дней , наверное у них уже был опыт строительства , ведь с бухты - барахты покой мост не построить .
        А тема интересна , спасибо .
        1. +2
          10 декабря 2020 23:06
          В Воронеже,через речку Воронеж,сейчас водохранилище с 1972года,шириной два с половиной километра.С низкого левого восточного берега на высокий правый западный,захваченный вермахтом.Сейчас практически центр города,на нем мемориал ВОВ "Чижевский плацдарм".Битва за Воронеж осталась в тени "Сталинграда",эти битвы были в одно время.Город был сметен на 90 процентов.Под Воронежем,Венгрия похоронила свою вторую армию.
      2. +2
        10 декабря 2020 21:25
        Привет, Серёжа. hi Немцы тоже по-всякому форсировали реки.


    2. +2
      10 декабря 2020 21:00
      Такие мосты в ВОВ строились неоднократно, и немцами тоже. Про немецкий мост читал в мемуарах лётчика - штурмовика.
    3. +2
      10 декабря 2020 22:58
      В Воронеже,через речку Воронеж,сейчас водохранилище,шириной два километра.
  5. +7
    10 декабря 2020 19:28
    Печально, что вся история военных переправ от Дария и Цезаря до наших дней уложилась в девять абзацев....
  6. +3
    10 декабря 2020 19:29
    Если я не ошибаюсь, то в 1944 в Беларуссии также притапливали гати на болотах в целях маскировки.
  7. +2
    10 декабря 2020 22:11
    В Средние века искусство строительства военных мостов в Европе пришло в упадок: крепостные рвы считались очень надежным препятствием для войск неприятеля, что уж говорить о широких и бурных реках?

    Ну вообще-то крепостной ров является тяжелым препятствием не сам по себе, а в совокупности с обитателями крепости, которые со стены весьма активно возражают против появления архитектурных излишеств.

    И радикально решить вопрос чудовищных потерь осаждающих при инженерной подготовке штурма смогли только с появлением артиллерии, когда конструкция оборонительных сооружений изменилась.
  8. +1
    10 декабря 2020 22:34
    http://saper.isnet.ru/index-texnica.html
    http://army.armor.kiev.ua/engenear/index.shtml
    http://army.armor.kiev.ua/engenear/nem-pontony.shtml
    http://army.armor.kiev.ua/engenear/nem-pontony-b.shtml
    Даже здесь и то куда как толковей и понятней
  9. 0
    11 декабря 2020 09:55
    Вот классно, что современные понтонеры могут наводить такие переправы, что на вооружении стоят современные системы, что военнослужащие обучены их использовать.
    Но вот у меня в голове возник глупый вопрос, а могут ли эти обученные понтонеры соорудить переправу из "подручных материалов"? Как их деды - топором, пилой, лопатой?
    1. 0
      13 декабря 2020 10:29
      Понтонёры не могут, не их профиль, а вот мостостроительные подразделения ИВ могут, с использованием ПЗМК ( пункта заготовки мостовых конструкций) с эксплуатацией ЛРВ-2 ( лесопильной рамой войсковой, эл.инструмента с ЭСД-16И ( эл.станции дизельной, инженерной) и л\с ВИК (взвод заготовки инженерных конструкций) для РСМ ( района строительства моста) с использованием КМС-Э ( комплекта мостостроительных средств, электрифицированный) с темпом строительства НДМ ( низководного деревянного моста) до 18п.м. в час и грузоподъёмностью до 90т.
  10. 0
    11 декабря 2020 09:59
    через пролив Босфор. Греческий инженер Мандрокл, выходец с острова Самос, по поручению персидского царя Дария Первого (552–485 гг. до н. э.) построил плавучий понтонный мост. Он соединил два берега пролива Босфор в самом узком месте, где ширина Босфора не превышала 660 метров.
    Вот и весь панэллинский патриотизм . Про греческих гоплитов - наёмников и вспоминать не хочется . За то Македонским наверное гордятся - как же , мечту эллинов о мести осуществил . , зато спартанец Леонид вероятно поливал древнегреческим матом пастухов-греков , которые в обход Фермомпил персидских лучников по козьим тропам водили ..
  11. 0
    13 декабря 2020 10:08
    Мост Цезаря через р.Рейн