Тяжелые беспилотники Китая. Развитие и перспективы

32
Тяжелые беспилотники Китая. Развитие и перспективы

CH-3 - первый БПЛА серии "Цайхун". Фото Globalsecurity.org

Китай активно занимается разработкой и развитием беспилотных летательных аппаратов. В интересах вооруженных сил создаются новые образцы всех основных классов. В последние годы большое распространение получили БПЛА тяжелого класса с высокими летно-техническими характеристиками, способные вести разведку и наносить удары. Развитие этого направления продолжается, и ожидаются новые примечательные результаты.

В процессе строительства


В настоящее время КНР является одним из мировых лидеров в области строительства БПЛА. Разработаны и предлагаются заказчикам сотни моделей и модификаций такой техники гражданского и военного назначения. На вооружение разных родов войск НОАК принят целый ряд беспилотников всех основных классов, включая тяжелые.




Серийный CH-4B из состава ВВС Алжира. Фото Wikimedia Commons

По известным данным, БПЛА среднего и тяжелого класса поступили на вооружение ВВС, армейской авиации, флота, морской пехоты и т.д. Сообщается об эксплуатации, как минимум, десятков беспилотных комплексов разных типов. При этом разные рода войск могут использовать одинаковую технику или получать машины разных типов – в соответствии со спецификой их задач и условий работы.

При развитии беспилотной техники используются разные подходы. Разрабатываются новые самостоятельные проекты. Параллельно осуществляется развитие нескольких семейств техники, предусматривающее последовательную модернизацию готовых образцов. Кроме того, идут научно-исследовательские работы, направленные на создание принципиально новой техники.

Беспилотная «Радуга»


Любопытным примером последовательного развития технологий и техники является семейство БПЛА «Цайхун» («Радуга») от China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC). Разработка первого образца этой линейки, CH-1, началась в 2000 г.; ее целью было создание среднего БПЛА разведывательного БПЛА. Позже размеры и масса беспилотников «Цайхун» росли, а также расширялся круг решаемых задач. В последних проектах от CASC используются принципиально новые идеи.


Макет "летающего крыла" CH-7. Фото Globalsecurity.org

На данный момент самым совершенным серийным «радужным» БПЛА является изделие CH-4. Это БПЛА с взлетным весом 1,3 т и полезной нагрузкой 350 кг, с размахом крыла 18 м. Продолжительность полета – 40 ч. Модификация CH-4A несет только оптико-электронные средства разведки, а проект CH-4B предусматривает наличие шести пилонов для оружия. CH-4 состоит на вооружении НОАК и поставляется третьим странам. Такая техника уже использовалась в локальных конфликтах. Путем дальнейшего совершенствования конструкции создан БПЛА CH-5 с полезной нагрузкой в 1 т, способный летать до 60 ч.

В 2021-22 гг. ожидается появление серийных БПЛА CH-7. В отличие от предшественников, это будет малозаметное «летающее крыло» с внутренним отсеком вооружений. Ожидается, что такой аппарат будет развивать высокую дозвуковую скорость и оставаться в воздухе до 12-15 ч. В других проектах семейства «Цайхун» предусматривается использование схемы конвертоплана, двухбалочной архитектуры и т.д.


БПЛА Wing Loong I. Фото Robotrends.ru

Разные образцы линейки «CH» поступили на вооружение 14 зарубежных стран. Наибольшей популярностью среди заказчиков пользуются БПЛА CH-4A/B. В зависимости от своих потребностей, зарубежные армии заказывали технику той или иной модификации. Вероятно, перспективный CH-7 принципиально нового облика тоже не останется без внимания – если его предложат зарубежным заказчикам.

Беспилотные «Птеродактили»


Большое значение для ВВС НОАК и других стран имеют проекты серии «Винлун», также известные как Chengdu Pterodactyl. Проекты этой линейки разрабатывались в Chengdu Aircraft Industry Group с 2005 г. В 2009 г. провели первый полет изделия Pterodactyl I, а в 2011-м его приняли на вооружение китайской армии.

Все версии «Винлуна» строятся по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом и V-образным оперением. Первый БПЛА семейства имел крыло размахом 14 м и весил 1,1 т. Полезная нагрузка составляла 200 кг. На базе первой машины линейки было создано пять модификаций с теми или иными особенностями. Отличия были связаны с составом бортовой аппаратуры, принципами управления, возможностью несения вооружений и т.д. Поздние проекты линейки предусматривают связь через спутник и имеют функцию автономного опознавания целей с последующей атакой по команде оператора.


"Винлуны" на выставке. Впереди БПЛА второй модели, за ним - базовое изделие. Фото Wikimedia Commons

В 2017 г. на вооружение приняли БПЛА «Винлун II». Он крупнее и тяжелее (взлетный вес 4,2 т), а также несет большую полезную нагрузку. Предусматривается установка обзорно-прицельной РЛС, дополняющей оптику. Количество пилонов для оружия увеличено до 12. Основные функции и возможности в целом остались прежними.

БПЛА «Винлун I» разных модификаций приняты на вооружение НОАК и восьми зарубежных армий. Более новые «Винлун II» закуплены шестью иностранными государствами. В общей сложности построено несколько сотен БПЛА всех версий.

Программа «601-S»


В контексте тяжелых БПЛА и путей их развития особый интерес представляет программа «601-S». Ею занимается корпорация Aviation Industry Corporation of China (AVIC) в сотрудничестве с другими научно-исследовательскими и проектными организациями. Целью программы является поиск решений для создания БПЛА будущего. В первую очередь, отрабатываются технологии снижения заметности. Также известно о поисках в других областях.


Экспериментальный БПЛА "Лицзянь". Фото Robotrends.ru

Экспериментальный проект «Тяньну» («Небесный арбалет») предусматривал строительство «летающего крыла» с размахом более 2 м и парой килей. С его помощью проверялась управляемость подобного БПЛА на основных режимах. Затем испытания проходили аппараты «Фэньжэн» и «Юньгун» с иными средствами управления. Сообщалось о разработке «летающего крыла» обратной стреловидности.

Ориентировочно в 2013-14 гг. проводились испытания полноразмерных БПЛА «Лицзянь» и «Анцзянь». Подробности этих работ, по очевидным причинам, не раскрывались. Считается, что наработки по последним проектам серии «601-S» прямо сейчас могут использоваться при создании реальных разведывательных и/или ударных беспилотников. Можно ожидать, что любое новое беспилотное «летающее крыло» китайской разработки имеет отношения к опытам AVIC и смежников.

Развитие продолжается


Изучая зарубежные разработки и создавая собственные проекты, КНР за несколько десятилетий смогли сократить отставание от иностранных государств в области беспилотных летательных аппаратов. Более того, удалось даже войти в узкий круг лидеров, обладающих всеми ключевыми технологиями и продолжающих их развитие.


Опытный "Анцзянь" и его создатели. Фото Globalsecurity.org

Силами разных организаций и предприятий создаются как отдельные проекты, так и целые семейства, основанные на общих идеях и решениях. При этом имеют место как проекты для последующего внедрения, так и исключительно экспериментальные разработки. Судя по известным данным, последние позволили создать задел для нескольких важных прорывов. Вероятно, их удастся реализовать в ближайшие годы.

Любопытно, что результаты научно-технической деятельности используются не только для модернизации своих вооруженных сил. Разработав массу новых проектов разного рода, Китай получает возможность выйти на международный рынок и успешно конкурировать с другими ведущими странами по количеству проданной техники.

В целом развитие направления БПЛА в Китае представляет большой интерес. Китайская промышленность смогла в ограниченное время сосредоточить усилия, освоить и развить новые для себя технологии, а также выйти на лидерские позиции. Очевидно, что такие процессы не будут останавливаться. Результатом этого станет усиление существующего беспилотного «воздушного флота» НОАК и других армий, а также появление новых образцов техники с теми или иными любопытными особенностями.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    8 декабря 2020 18:17
    Ну, и в России занимаются безпилотниками. Надысь, двух нтв-шников турки поймали, за съемку в запретной зоне производства Байкатаров. Оно и верно, зачем на мелочи размениваться. Рогозин сказал, что сделает станцию больше Мира и МКС, вместе взятых. Ну, если не сделает, то денег освоит точно больше, чем за МКС с Миром. laughing
    1. +2
      8 декабря 2020 18:20
      Ну насчет денег это уж точно...
      1. +2
        8 декабря 2020 18:23
        Рогозину, взять бы пример с индусов:

        Доставка на космодром первого индийского спутника. Взлетел, отработал и окупился.
    2. +1
      8 декабря 2020 18:57
      Цитата: Ипатий
      и в России занимаются безпилотниками

      И долго будут заниматься ...вместо производить ? Ну, хорошо...наконец-то занялись...наконец-то разработали...наконец-то произвели ! Когда это будет? Но.ведь нужно время для организации,освоения ,приобретения опыта (то бишь,набить "шишек"...) и прочего подобного... Может подумать и над тем,чтобы ...или взять на временное вооружение "какие-нибудь" БПЛА (пусть отечественного производства...) или купить у кого-нибудь (например,у Китая...Турции...)...Временно! wink
      1. -1
        8 декабря 2020 19:01
        И долго будут заниматься ...вместо производить ? Ну, хорошо...наконец-то занялись...наконец-то
        Вы, может недопоняли. А я, просто под прикрытием сарказма, так озвучил две новости из последних. Планы рогозина и задержание двух журналистов, которым теперь грозит срок от 5 до 15.
        1. 0
          8 декабря 2020 19:05
          Не в какой запретной зоне они ,нтвшники,не снимали.Уже домой вернулись.
        2. +3
          8 декабря 2020 19:43
          Да уж какой тут сарказм,когда на полном сурьёзе заявляют ,что Россия отстаёт в " сфере БПЛА" лет на 25 ! На 25 или меньше,но,пожалуй ,всё же придется согласиться,что отстаёт ! И мы не знаем,когда ВС России будут "насыщены" отечественными БПЛА ,"неимеющиханалоговмире" ! Я сказал то,что хотел сказать;особенно не вдаваясь в "истинный" смысл вашего коммента ! Ну, настанет "момент".когда появятся российские беспилотники в достаточном кол-ве и нужного "качества"!Но необходимо ещё и время ,чтобы выработать организационную структуру,тактику применения,соотношение аппаратов разного целевого назначения...Это будет легче,быстрее сделать .если на вооружении будут "временные" БПЛА !
      2. -2
        8 декабря 2020 19:07
        Цитата: Nikolaevich I
        или купить у кого-нибудь (например,у Китая...Турции...)...Временно!

        Так уже у Израиля покупаем.
        1. +1
          8 декабря 2020 19:45
          Цитата: OgnennyiKotik
          Так уже у Израиля покупаем.

          Ну,на Израиле "свет клином" не сошёлся !
    3. -1
      9 декабря 2020 09:31
      Коммунисты КНР обоснованно не торопятся продать Москве свои БПЛА. Нет никакой гарантии, что информация об уровне и по существу разработок не уйдет на Запад.
  2. +7
    8 декабря 2020 18:21
    Китайцы молодцы, вперед ломятся как на танке фактически по всем направлениям....
    1. +1
      8 декабря 2020 19:31
      Дракон проснулся, а вот зачем его демократоры "разбудили и откормили"..?
      Теперь как бы это "дитетко" своих спонсоров не скушало...
      1. +1
        8 декабря 2020 19:44
        да нехай сожрет, растили против России, а оно вона как обернулось
        1. 0
          8 декабря 2020 19:47
          Да кабы сожрал, да остановился...
          а то ведь мы рядом...
          1. +1
            8 декабря 2020 19:53
            ну придется включать китай в состав РФ еще одним федеральным округом...
            1. +2
              8 декабря 2020 19:56
              Это можно good
              И экономику поднимем, и демографию поправим, и Си заполучим, и коррупционеров к стенке... вот заживем...
        2. +2
          8 декабря 2020 21:14
          Цитата: faiver
          да нехай сожрет, растили против России, а оно вона как обернулось

          Как обернулось??
  3. 0
    8 декабря 2020 20:09
    почему бы нам по примеру Китая не купить у Китая передовой ударник и скопировать, и отталкиваясь от него развиваться дальше? гордость не позволяет или не продадут современный? правда сделать это надо было лет 15 назад
    1. 0
      8 декабря 2020 20:12
      купить ударник можем, а вот скопировать это большой вопрос...
    2. +5
      8 декабря 2020 21:19
      Цитата: _Ugene_
      почему бы нам по примеру Китая не купить у Китая передовой ударник и скопировать, и отталкиваясь от него развиваться дальше? гордость не позволяет или не продадут современный? правда сделать это надо было лет 15 назад

      БПЛА можем сами создавать , научный и производственный потенциал колоссальный - нету воли руководства, желания военных - такое ощущение, что и у военных есть свой маленький Чубайс.
  4. +2
    8 декабря 2020 20:23
    Стыдно , ребята , за отечественные большие БПЛА , а если следовать логике , то и за отечественные спутниковые каналы предачи информации .
    1. 0
      8 декабря 2020 21:18
      да много за что стыдно...
  5. +1
    8 декабря 2020 20:58
    https://static.wixstatic.com/media/8e610e_b368086d002d4a769ca3da84e6807051~mv2.jpg/v1/fill/w_600,h_398,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01/8e610e_b368086d002d4a769ca3da84e6807051~mv2.jpg
    Вот машина CH-3 - первый БПЛА серии "Цайхун".-прям,ну вылитый самолет-утка Берта Рутана ,кажется Вариезе назывался! И далее-сплошной копипаст и передер!)))С другой стороны-кто нам не дает?
    1. +2
      17 февраля 2021 07:22
      Цитата: 113262а
      Вот машина CH-3 - первый БПЛА серии "Цайхун".-прям,ну вылитый самолет-утка Берта Рутана ,кажется Вариезе назывался! И далее-сплошной копипаст и передер!)))С другой стороны-кто нам не дает?


      У нас и свои наработки имеются , поэтому и копировать чужое не требуется.

      Самолет МиГ-8 , был разработан в ОКБ-155 Микояна, Гуревича

      Первый полет: 1945 г.







      1. 0
        17 февраля 2021 12:52
        Это цельнодеревянная конструкция,мотор от ПО-2,и оно БОООЛЬШОЕ! У Рутана-пнеопласт и стеклопластик!
        1. +1
          17 февраля 2021 15:34
          Цитата: 113262а
          Это цельнодеревянная конструкция,мотор от ПО-2,и оно БОООЛЬШОЕ! У Рутана-пнеопласт и стеклопластик!

          Ну,простите, в 1945 году в распоряжении МиГ не было ни пенополистирола , ни стеклопластика request

          Но разве речь об этом должна вестись, а не о ШКОЛЕ, НАРАБОТКАХ ?
  6. 0
    10 декабря 2020 08:38
    Да, заполонят морские просторы Стелс - ударными дронами и смогут парализовать всю военную активность на море для США, Австралии, Японии.
  7. 0
    12 декабря 2020 08:56
    смотришь на внешний вид, и абсолютно всё ты видел уже.
    Они как двоечники которые списывают а ты им говоришь "перефразируй" а в итоге списывают всё дословно
  8. 0
    9 января 2021 20:53
    Пока догоняли Америку, Китай ушёл далеко вперёд. Глядя на исчезающий Китай, вдруг, обнаружили впереди себя шароварную Турцию?!? А в затылок уже дышат Индонезия и ЮАР!!! Наверное никто из них не смотрит наши всепбеждающие мультики...
  9. 0
    30 января 2021 01:56
    Цитата: 501Legion
    смотришь на внешний вид, и абсолютно всё ты видел уже.
    Они как двоечники которые списывают а ты им говоришь "перефразируй" а в итоге списывают всё дословно

    они то списывают да под копирку а мы даже списать не в состоянии, - нет бабла ни на бумагу ни на шариковые ручки вот поэтому до сих пор "царапаем пером пергамент" wassat
  10. 0
    23 февраля 2021 02:16
    Вот эта борьба с кибернетикой хруща-кукурузника ..нам уже лет 70 обходится дорогой ценой и похоже еще далее так и будет...ни какие инвестиции не помогут...нет элиты инженерной в в области микроэлектроники..эльбрус -это фейк ...жутко отстаём и света в тоннеле не видно печально ..спасибо фурсенко и ливанову ,-что добили классическую науку в РОССИИ
  11. 0
    5 марта 2021 09:10
    А что нам мешает закупать, китайские бпла? Китайцы ж не стесняются закупать у нас технику которую пока не умеют делать. Покупают, тырят технологии, экономя на этом не малые деньги, потом начинают применять в деле. Причем, покупать не обязательно, можно менять. Предложить товар который возьмут китайцы, пока имеется. Но это пока. Надо брать, изучать и внедрять. Наша "сами с усами", приводит только к отставанию, чем дальше тем больше. И это уже видно даже таким обывателям как мы, диванным экспертам.