Военное обозрение

F-22, Су-57 и J-20. Сходства и различия

75

F-22A в полете. Фото US Air Force


К настоящему времени созданы и поставлены в серию всего три типа истребителей 5 поколения тяжелого класса. На разных стадиях производства и эксплуатации находятся американский F-22A, российский Су-57 и китайский J-20. Несмотря на принадлежность к одному поколению и классу, эти машины заметно отличаются друг от друга. Их разработчики выполняли отличающиеся требования и реализовывали разные концепции – что привело к известным результатам.

Вопросы развития


Главное отличие трех проектов истребителей последнего поколения на данный момент заключается в их количестве и статусе. Так, США начали работы по 5 поколению раньше других стран и первыми получили готовый самолет. Серийное производство истребителей F-22A завершили еще в 2011 г., когда конкуренты только начинали испытания своих машин.

Пентагон планировал в полной мере использовать отрыв от других стран для строительства крупного флота F-22A. Однако в дальнейшем программу производства несколько раз сокращали, и ВВС получили лишь 186 серийных самолетов. Только через несколько лет после этого Китай начал выпуск своего истребителя J-20. Согласно разным сообщениям, уже построено не менее 50 таких машин. Российская промышленность, в свою очередь, не торопится. Сейчас ведется постройка первых серийных образцов, которые передадут ВКС в ближайшее время.


F-22A с открытыми грузоотсеками. Также видна форма управляемых сопел двигателей. Фото Wikimedia Commons

Следует отметить, что заметная разница в «возрасте» сказалась на ходе проектов. США пришлось самостоятельно нарабатывать весь необходимый опыт и искать требуемые решения. Отставая на несколько лет, Китай и Россия могли учитывать известные аспекты американских работ и соответствующим образом корректировать свои планы. Кроме того, в основе трех проектов изначально лежали отличающиеся требования, что было связано с разными потребностями ВВС.

В итоге три современных тяжелых истребителя 5 поколения заметно отличаются друг от друга, как внешне, так и внутренне. Рассмотрим основные их отличия в облике, а также их причины технического и концептуального характера.

Самолет как платформа


Рассматриваемые самолеты представляют собой малозаметные двухдвигательные истребители с рядом общих черт и отличий. Так, проекты объединяет идея строительства планера из металлов и композитов, что дает оптимальное соотношение прочности и массы. Кроме того, использованы схожие решения по снижению заметности, двигатели с управляемым вектором тяги и т.д.


Су-57на испытаниях. Фото ОАК

При разработке F-22A малозаметность была одной из главных целей, что сказалось на облике самолета. Такие требования привели к формированию характерных обводов и некоторых особенностей внутреннего строения конструкции. Кроме того, самолет получил специальное радиопоглощающее покрытие.

В зарубежной прессе упоминается, что при создании J-20 тоже принимались меры по снижению заметности, однако они не столь эффективны, как в случае с F-22A. Точные данные о параметрах заметности российского Су-57 отсутствуют, а имеющиеся оценки серьезно различаются. При этом считается, что при разработке этого самолета малозаметность не была ключевой характеристикой, и ради нее не стали жертвовать другими параметрами.

F-22A, Су-57 и J-20 имеют двухдвигательные силовые установки с высокими характеристиками. Обеспечивается тяговооруженность больше единицы, необходимая для роста летных данных. На ряде режимов с правильным подбором нагрузки все три самолета могут осуществлять сверхзвуковой полет без включения форсажа.

F-22, Су-57 и J-20. Сходства и различия

Опытный Су-57 с двигателями двух типов. Фото ОАК

Одно из основных требований к Су-57 касалось сверхманевренности. Ключевым компонентом для решения этой задачи стал двигатель с управляемым вектором тяги. Двигатели АЛ-41Ф1 и «Изделие 30» способны отклонять вектор в двух плоскостях, что требуемым образом сказывается на маневренности. В американском проекте F-22A двухплоскостное управление вектором посчитали излишним и угрожающим малозаметности. Вследствие этого двигатели Pratt & Whitney F119-PW-100 имеют плоское сопло, перемещаемое только по вертикали. До недавнего времени китайский J-20 оснащался двигателями без управления вектором тяги. В последних версиях проекта используются изделия WS-10B-3, способные обеспечить сверхманевренность.

Рассматриваемые самолеты получили самое современное радиоэлектронное оборудование, разработанное в трех странах. Используются полностью цифровые прицельно-навигационные комплексы, РЛС с АФАР, «сетецентрические» средства обмена данными и т.д. Имеются важные нововведения. К примеру, на Су-57 используется набор отдельных антенн, дополняющих основную РЛС. «Стеклянная кабина» давно стала стандартом для современных истребителей, и рассматриваемые машины не стали исключением.

Боевой потенциал


Американский F-22A и российский Су-57, несмотря на развитие авиационных средств поражения, сохраняют встроенные пушки. Китайские военные и инженеры придерживаются других концепций развития авиации, из-за чего их истребители нового поколения не имеют пушек.


Вид снизу. Можно рассмотреть конфигурацию основных грузоотсеков. Фото Wikimedia Commons

Для обеспечения малозаметности истребители 5 поколения должны нести ракетное и бомбовое вооружение во внутренних отсеках, защищенных от облучения. Так, F-22A имеет крупный центральный грузоотсек с 6 точками подвески. По бокам от него имеется два дополнительных отсека, на одну ракету каждый. Под крылом могут устанавливаться четыре съемных пилона. Российский проект Су-57 предусматривает размещение двух основных отсеков большого объема вдоль фюзеляжа. В центроплане имеются два дополнительных отсека. Сообщалось, что в четырех отсеках имеется 8 точек подвески. Еще столько же при необходимости устанавливается под крылом. J-20 по конструкции отсеков похож на F-22A и способен нести не менее 6 ракет «воздух-воздух» либо иное оружие. Под крылом предусмотрены 4 дополнительные точки подвески.

Прицельные комплексы всех трех истребителей изначально были совместимы с современными авиационными вооружениями. Также принимались меры, обеспечивающие простую и быструю интеграцию новых образцов. Некоторые ракеты и бомбы новых типов изначально создавались с учетом особенностей истребителей 5 поколения.

Концепции и требования


Таким образом, три тяжелых истребителя 5 поколения, имея общие черты, существенно отличаются друг от друга в ключевых особенностях и характеристиках. Причины этого просты: военные трех ведущих стран имеют разные взгляды на развитие истребительной авиации и выдвигают отличающиеся требования.


Китайские J-20 в полете. Фото Wikimedia Commons

Целью американского проекта являлось создание истребителя, способного незаметно подойти к цели на дистанцию атаки с применением ракет большой дальности. Бой на меньших дистанциях и работа по наземным целям не исключались, но никогда не рассматривались в качестве основных функций. По этой причине F-22A имеет характерный внешний вид и не показывает сверхвысокой маневренности, хотя и способен нести значительный боекомплект.

Российский истребитель нового поколения Су-57 создавался в качестве универсальной машины для дальнего и ближнего боя, а также для поражения наземных целей. Вследствие этого высокий приоритет получили летные и маневренные характеристики, прицельный комплекс и вооружение. Малозаметностью в некоторой мере пожертвовали.

Точные цели разработчиков китайского J-20 неизвестны, но облик этой машины служит прозрачным намеком. Похоже, что базовая концепция этой машины представляет нечто среднее между российской и американской. Приоритетом являются и дальний, и ближний воздушный бой. Для этого самолет несет развитое БРЭО и вооружение, а также имеет характерную аэродинамическую схему, повышающую маневренность. Потенциал для ударной работы под вопросом.


J-20, вид снизу. Видны особенности аэродинамического облика и конфигурация отсеков вооружения. Фото Wikimedia Commons

При всем этом следует учитывать вопросы стоимости. Весьма продвинутый и совершенный F-22A оказался слишком дорогим даже для США, из-за чего программу производства несколько раз сокращали. Российский Су-57 уже пошел в серию, но его стоимость остается темой споров и потенциальным риском. Китай, похоже, нашел возможности для массового производства своего J-20, но каким будет итоговое количество такой техники – большой вопрос.

Необходимо напомнить, что F-22A, Су-57 и J-20 не являются единственными истребителями последнего поколения. К нему также относят ряд других разработок, как доведенных до серии, так и остающиеся на стадии проектирования. Все они создаются в разных странах по их собственным требованиям – и тоже отличаются друг от друга, несмотря на определенные сходства и общие моменты. Кроме того, уже начаты изыскания по теме следующего 6 поколения, и результаты этих работ в разных странах вновь будут разными. Какими путями пойдет дальнейшее развитие истребителей, и как на него повлияют нынешние разработки – покажет время.
Автор:
75 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Профайлер
    Профайлер 9 декабря 2020 05:59
    +17
    Точные данные о параметрах заметности российского Су-57 отсутствуют, а имеющиеся оценки серьезно различаются. При этом считается, что при разработке этого самолета малозаметность не была ключевой характеристикой, и ради нее не стали жертвовать другими параметрами.


    Опубликованы фото с особенностями конструкции воздухозаборника нашего истребителя .
    На фотографии изображена специальная решётка КРР – (коаксиально-радиальная решётка), так называемый "радар блокер" .

    Речь идёт об особой конструкции, которая позволяет уменьшить радиолокационную заметность боевого самолёта при подсветке радиолучём "в лоб".
    Она размещается в его воздухозаборнике и при этом сама КРР (радар-блокер) выполняется из радиопоглощающего материала.

    Ранее по поводу воздухозаборников Су-57 шли споры. Состояли они в следующем: воспользуются ли российские авиаконструкторы опытом американских коллег из Lockheed Martin, которые создали S-канал, приводящий к снижению заметности? Такой вариант также призван исключить или как минимум снизить прямое фронтальное просвечивание ЛКД (лопаток компрессора двигателей). Этот приём американцы реализовали на своём F-22.

    Если фото это итоговый вариант Су-57, то можно констатировать, что этот спор окончен: российские авиаконструкторы "заморачиваться " с S-каналом не стали. Вместо этого использована упомянутая коаксиально-радиальная решётка в качестве радар-блокера.
    1. VO3A
      VO3A 9 декабря 2020 11:42
      -14
      Очень примитивный анализ самолётов для 5-го поколения ! Реальным самолётом 5-го поколения является только F-35. Он полностью интегрирован в информационную (сетецентрическую) систему США и является её универсальной частью. Все остальные , перечисленные самолёты, могут стать самолётами 5-го поколения, при необходимости и наличии информационных систем. Даже F22 не полностью интегрирован в информационную систему и его возможности ограничены , интенсивно идут доработки. Те самолёты F35,которые продаёт США в другие страны и не имеют доступа к их информационной системе , не представляют никакой ценности и не являются самолётами 5-го поколения ! Покупать эти самолёты не имеет смысла, они представляют собой ценность только в американской сетецентрической системе. США обманывает своих партнёров, которые фактически покупают самолёты не для себя , а для США, но за свои деньги. Интересны работы Израиля, которые создают свою информационную систему и переделывают, точнее перенастраивают F-35 под свои системы. Это уже приносит им выгоду военную, а в перспективе и коммерческую...
      1. Поганини
        Поганини 9 декабря 2020 12:55
        +6
        Очень смешно, шутка прошла! ) Назвать самолётом 5 поколения ведро: 1) не имеющее крейсерского сверхзвука, 2) повышенную заметность в РЛ и ИК диапазонах (привет круглое сопло)) 3) смехотворную скорость (пепелац даже выйти из боя не способен) 4) боевой радиус с гулькин...хм...нос 5) смешное количество ракет ВВ - это лютая хуцпа. )) А потом их в Израиле "птичка" сбивает. А бедные американцы, не ведающие своего щастья, вынуждены дозаказывать F-15 и шершни. Ну воевать то на чём то всё таки надо.
        1. Bobik012
          Bobik012 2 января 2021 02:58
          0
          Зря Вы так его. Машинка неплохая. Лучший из когда-либо построенных СВВП (ну, реально же, лучший!), А во всём остальном жертва ошибочной концепции, когда из вертикалки начали лепить универсальную вундервафлю. Получилась просто вафля. Потому f-35 (да и f-22, по несколько иным причинам) ждёт участь f-117 - вывод из эксплуатации и списание без лишней шумихи после освоения инвестиций. В Америке адекватные люди тоже это понимают, потому, опять же без особого шума возобновляют производство f-15 (очень неплохого самолёта, кстати).
          Заклинания адептов "ЭПР 0,0000001 м2" и "сетецентричности" всего лишь заклинания (блажен, кто верует). "Сетецентричность" банально лечится самыми дешманскими средствами РЭБ, а эффективность СТЕЛС-технологий, походу, не осо́бо эффективна (от каламбура до тафтологии один шаг :-) ). Но на то они и адепты!
          Вот ещё забыл! У него же "трёхконтурный двигатель". Господа сектанты, как это вы упустили сей аспект божественной теории?!
      2. Эль Чувачино
        Эль Чувачино 9 декабря 2020 13:19
        0
        У всех стран свои требования и видения к пресловутому (право, тошнит уже) пятому поколению.
        1. VO3A
          VO3A 9 декабря 2020 16:32
          +1
          Ну здесь я с вами не согласен. Самолёт 5-го поколения становится таковым, если он является элементом Боевой Информационной Системы, которая позволяет вести разведку, целеуказание и уничтожение целей в воздухе, на земле , и на море в реальном времени ! Для того чтобы самолёт был универсальным элементом такой сетецентрической системы , он должен обладать определёнными свойствами. Это незаметность ,которая обеспечивается малой ЭПР и размещением оружия во внутренних отсеках. Это результативность скрытой разведки за счёт использования АФАР и пассивных режимов работы, обладать мощными вычислительными ресурсами на борту для работы в реальном времени и скрытые каналы связи с высокой производительностью. Для контроля больших пространства он должен обладать возможностью работы на сверхзвуке без форсажа. В случае его обнаружения иметь возможность за счёт сверхманевренности оторваться от преследователей и средств ПВО.... Вот откуда берутся признаки самолёта 5-го поколения. Но основное условие это вхождение в БИС в качестве основного универсального элемента ! Теперь надеюсь понятно всем , чтобы не тошнило...
          1. Инженер-технарь
            Инженер-технарь 13 декабря 2020 22:50
            +1
            VOЗА, вот такая фигня во временеа СССР называлась Разведывательно-ударный комплекс. Единственно что функции разделялись. МиГ-31 работал по воздушным целям объединенный с СИСТЕМОЙ ПВО, Ту-22М3 и Су-24 по наземным целям. Поясняю МиГ-31 получал текущую информацию в реальном времени и работал в информационном поле ПВО объединяющим и перехватчики и ЗРВ и даже ПВО флота. И это в далеком 1988 году, когда я служил на КП ПВО Бригады ЗРВ во Владивостоке. Приятно что первым самолетом 5 -го поколения по Вашему определению был именно наш МиГ-31.)
            1. VO3A
              VO3A 14 декабря 2020 12:41
              +1
              позволяет вести разведку, целеуказание и уничтожение целей в воздухе, на земле , и на море в реальном времени !

              В какой-то приближении ДА ! Но только его видели все, да , сбить было трудно ! И это касалось только ПВО, а как же воевать на земле и в море ?
              Ту-22М3 и Су-24 по наземным целям

              В реальном времени ? Это уже фантазии и сказки! Да и получали они координаты цели по радиоканалу и теоретически могли вручную ввести эти координаты в комплекс...Но практически это было не возможно и не использовалось, да и каком реальном времени могла идти речь ?
            2. Глаз вопиющего
              Глаз вопиющего 19 января 2021 01:13
              0
              Цитата: Инженер-технарь
              Поясняю МиГ-31 получал текущую информацию в реальном времени и работал в информационном поле ПВО объединяющим и перехватчики и ЗРВ и даже ПВО флота.


              В зависимости от того, как определить термин "получал текущую информацию", это можно сказать и о Як-1. А так - еще Су-15 умел выходить на цель по командам АСУ ПВО.
          2. Bobik012
            Bobik012 2 января 2021 03:08
            +1
            Не курите ЭТО больше
          3. wisealtair
            wisealtair 4 февраля 2021 15:59
            0
            А с чего вы решили, что у Су57 НЕТ т.н. "Боевой Информационной Системы"?
            И что у Су57 нет малой ЭПР и размещения оружия во внутренних отсеках?
            И F35 вообще не умеет летать на сверхзвуке, ни с форсажем, ни без сфорсажа. Форсаж ему запретил включать Локхид Мартин не так давно, ибо хвост разваливается.
            И вы вообще гуглили, какие процессоры стоят в БЦВМ F35? На F35 стоят PowerPC производства NXP на проектных нормах 90 нм )
            БРЭО на Су-57 построена на УВСС - универсальной вычислительной сетевой системе. Эта железка основана на 24-х ядрах Эльбрус Vliw. Причем, в Су-57 ДВЕ такие системы. Его вычислительная мощь превосходит такову на F35, и значительно.
            1. Volkof
              Volkof 6 февраля 2021 23:31
              0
              Вы даже не понимаете о чём речь! Не на самолёте стоит БИС, а самолёт входит в эту систему, интегрируется в неё, является её важным элементом...Может обмениваться информацией, получать целеуказание и обеспечивать целеуказание для наземных, морских, воздушных элементов этой системы...
      3. EvilLion
        EvilLion 9 декабря 2020 14:52
        -2
        Гуня с BMPD, пиши под своим ником.
      4. petroff
        petroff 15 декабря 2020 11:12
        0
        А как насчёт безфорсажного сверх звукового полёта у F35?
        Или у него от пятого поколения только интегрирование в информационную систему!?
        Таки с тем же успехом можно и беспилотных охотников обозвать пятым поколением... Интеграция есть, остальное неважно...
        1. служивый.
          служивый. 17 декабря 2020 16:09
          0
          А что важней интеграция или бесфорсажный сверхзвук?А может всё вместе?Всё вместе у амеров уже есть....у нас врядли скоро будет....
          1. petroff
            petroff 18 декабря 2020 15:09
            0
            В смысле есть всё вместе!?
            Ф35 не имеет безфорсажного сверхзвукового режима полёта.
      5. engenius
        engenius 17 декабря 2020 18:50
        +1
        Все таки F-35 это более дешевая версия F-22 и замена для F-16. Сетецентрические возможности через Link-16 имеют почти все истребители США построенные с 2000 года. Аналогичная система, пусть и не столь масштабная есть и в ВКС России. Реальным шагом для F-35 является и ик-оптическая станция работающая на больших расстояниях. Поэтому да, без возможностей США или других стран с летающими танкерами и самолетами Авакс, F-35 это по факту немного продвинутый самолет четвертого поколения с компромисными ограничениями. Но нужно отдать должное, серийная цена на это чудо удалось уменьшить до уровня самолетов 4 поколения. Правда по поводу Су-57 заявлялось, что его производственная цена не превышает 40 млн$. Тут даже американцы с китайцами прикурят от зависти!
      6. Желтый пузырь
        Желтый пузырь 6 февраля 2021 15:55
        0
        Странно f35 создавала контора Яковлева планер и сопло двигатель, а где наш новый самолет.
    2. mmaxx
      mmaxx 9 декабря 2020 16:53
      +3
      S-канал давно стоит на всех типах Су-27. Ну, америкосы.... Нашли новшество.
      1. EvilLion
        EvilLion 14 декабря 2020 08:10
        -1
        Где такую траву взять?
        1. mmaxx
          mmaxx 14 декабря 2020 09:02
          -1
          Вы не поверите! Они реально S-образные. Причем именно с этой целью. И видел и знаю(.
          1. EvilLion
            EvilLion 14 декабря 2020 09:49
            +1
            Фото в студию.
            1. mmaxx
              mmaxx 14 декабря 2020 16:23
              -1
              Низзя. Мне по башке дадут. Хотя я могу на заводе сфотать. Без движка. Но все равно не буду. Но поверьте на слово)))). Канал воздухозабоника Су-27/30 S-образный. Это факт. Як-130 тоже. И это не секрет вообще. Спорить тут вообще не о чем.
    3. Сергей Сфыеду
      Сергей Сфыеду 15 декабря 2020 19:04
      +1
      Ну и как такая решетка может быть радар-блокером при облучении в лоб? Самхивает на дезу.
  2. ROSS 42
    ROSS 42 9 декабря 2020 05:59
    +8
    Спасибо за сравнительный анализ. Главное - вычленение схожести Су-57 с именно F-22А, а не сравнение с F-35... yes
    Необходимо напомнить, что F-22A, Су-57 и J-20 не являются единственными истребителями последнего поколения. К нему также относят ряд других разработок, как доведенных до серии, так и остающиеся на стадии проектирования. Все они создаются в разных странах по их собственным требованиям – и тоже отличаются друг от друга, несмотря на определенные сходства и общие моменты.

    К слову, о поколениях, действительно, необходимо напомнить, что:
    13 декабря 2011 года сборочный цех корпорации Lockheed Martin в Мариэтта (штат Джорджия) покинул последний серийный истребитель F-22A, с бортовым номером 10-4195. Он стал 195-м F-22A, выпущенным, начиная с 1997 года.

    F-35 выпущено более 500. Количество J-20, при развитии китайского ВПК, тоже может расти быстрыми темпами. А чем ответит Россия? Теми семьюдесятью шестью Су-57, которые должны (или будут? И будут ли?) поставлены в войска до 2028 года?
    Иногда количество способно перерасти в качество. Недаром концепция использования «дроновых роёв» приобретает реальные формы и начинает входить в тактику современного боя.
    Кроме того, уже начаты изыскания по теме следующего 6 поколения, и результаты этих работ в разных странах вновь будут разными.

    Ага...Тут ведь главное, нáчать и углýбить.
    F-22, Су-57 и J-20. Сходства и различия

    И тут, самое главное, следует различить (при всех преимуществах и недостатках одной модели перед другой) наличие того или иного самолёта в природе (как и возможность появления в достаточном количестве, включая не только планер и вооружение, но и рлс и прочую электронную(!!!) начинку, также и малозаметность).
    А по сему можно сравнивать, можно бить в грудь копытом, можно плевать и «бросать чепчики», но нельзя уйти от факта «ПРИСУТСТВИЯ» этого пятого элемента поколения в войсках.
    1. Пиджак в запасе
      Пиджак в запасе 9 декабря 2020 06:28
      +3
      Цитата: ROSS 42
      нельзя уйти от факта «ПРИСУТСТВИЯ» этого пятого элемента поколения в войсках.

      Т.е. вы предлагаете тоже наклепать 500 штук?
      Не считая того, что эти 500 "пингвинов" идут в войска десятка стран, с чем нам при всём желании не сравняться, так вы же сами написали, что на подходе следующее, шестое поколение.
      Зачем плодить заведомо устаревшую технику?
      Чтоб потом, как было с танками, ставить их рядами по лесам?
      Может оптимальнее делать их в достаточном количестве, не перенапрягая бюджет.
      1. Профайлер
        Профайлер 9 декабря 2020 06:38
        +8
        Цитата: Пиджак в запасе

        Т.е. вы предлагаете тоже наклепать 500 штук?

        МО и Генштабу решать,сколько и чего нужно армии для круга отводимых ей задач.
        Но при этом реально было бы не плохо ,если бы наша "клепалка" (ВПК) позволяла нам без надрыва при необходимости произвести хоть 1000, хоть 10 000 Су-57...

        Но ,учитывая, как оно есть на самом деле , это МЕЧТЫ.
      2. ROSS 42
        ROSS 42 9 декабря 2020 06:46
        +3
        Пока на словах:
        Цитата: Пиджак в запасе
        Т.е. вы предлагаете тоже наклепать 500 штук?

        Я предлагаю заниматься сравнением того, что есть.
        Цитата: Пиджак в запасе
        Не считая того, что эти 500 "пингвинов" идут в войска десятка стран, с чем нам при всём желании не сравняться

        А нам и не надо сравниваться в количестве самолётов в блоке НАТО. У нас и авианосцев нет. Нам нужно сравнивать нашу стратегию (оборонительную, в которой и сил и средств требуется меньше - наступление/оборона = 3/1) со стратегией США и НАТО и иметь действенное оружие для стопроцентной отдачи.
        Цитата: Пиджак в запасе
        так вы же сами написали, что на подходе следующее, шестое поколение.

        Это автор писал. Я процитировал.
        Цитата: Пиджак в запасе
        Зачем плодить заведомо устаревшую технику?
        Чтоб потом, как было с танками, ставить их рядами по лесам?

        Это вы к модернизаторам Т-72...
        Цитата: Пиджак в запасе
        Может оптимальнее делать их в достаточном количестве, не перенапрягая бюджет.

        Телегу не ставят впереди лошади. Сначала вырабатывается стратегия и тактика ведения боя (для разных родов войск и для разных условий ведения боя), а потом думают, куда поставить танки («оба по центру»), когда вставить «изделие 30» в самолёт пятого поколения и что будет с «Адмиралом Кузнецовым» к 2022 году.
        1. Пиджак в запасе
          Пиджак в запасе 9 декабря 2020 07:15
          +4
          Цитата: ROSS 42
          Сначала вырабатывается стратегия и тактика ведения боя (для разных родов войск и для разных условий ведения боя), а потом думают, куда поставить танки («оба по центру»

          Не, в нашем случае лошадь - это размер кошелька и технологический уровень промышленности.
          Ибо в случае возможности "клепалки" делать 1000 самолётов ( один день - один полк), тактика боя одна, грубо говоря можно идти в атаку цепью.
          а когда каждый танк верховный лично считает и одна винтовка на троих бойцов, тактика будет совершенно другая. Хошь не хошь, а придется короткими перебежками.

          Ну а про стратегию согласен.
          Сначала нужно четко определиться, чего же мы хотим, кто такие эти "мы" и прочая-прочая-прочая.
          Хотя, о чем это я, наивный, идеология у нас запрещена Конституцией.
        2. Герман 4223
          Герман 4223 9 декабря 2020 16:37
          +1
          Соотношение три к одному нужно только на участке прорыва,остальным просто перерезают коммуникации или окружают и они сами уходят. Для обороны войск нужно не меньше просто потому что вы не можете знать где противник будет наступать.
      3. служивый.
        служивый. 17 декабря 2020 16:11
        0
        Наверное у нас в достаточном количестве?
    2. Поганини
      Поганини 9 декабря 2020 09:23
      -3
      Китаец авансом отнесён к пятому колену. Когда ПГО отломают - можно будет о чём-то говорить, а пока - рановато ему. ) А сколько боеготовых F-22 осталось после всяких торнадо, никто толком не знает. Может и сотня всего, у нас столько же Су-35, которые считаются равными Раптору в ВБ. Хотя на мой вкус, вряд ли у Раптора есть шансы, Хибины уведут его рокетки в молоко и здравствуй БВБ. А там - без шансов. И выйти из боя он не сможет - скорость и боевой радиус маловаты.
    3. Инженер-технарь
      Инженер-технарь 13 декабря 2020 22:53
      +2
      Насчет F-22 меня терзают смутные сомнения. Их очень быстро сняли с производства. Линии разобрали. И не допускали к участию ни в одном реальном конфликте. Вот, что-то с ним не то. Не было в истории США такого самолета информация о котором столь замалчивалась. Более того, Израиль просил продать, а ему фиг сказали, то же самое Японцам ответили.
      1. Сергей Сфыеду
        Сергей Сфыеду 15 декабря 2020 19:08
        0
        Саудовские журналисты пишут, что Трамп вроде бы одобрил продажу Ф-22 Израилю. Достоверность неизвестна. Как неизвестна и реакция Байдена и конгресса, если это правда.
    4. Bobik012
      Bobik012 2 января 2021 03:18
      0
      Когда СУ-57 массово появятся в войсках, f-22 и f-35 уже спишут (f-117 как пример), и придётся его сравнивать с f-18 по факту ПРИСУТСТВИЯ.
  3. Леха с Андроида.
    Леха с Андроида. 9 декабря 2020 06:03
    +1
    Какими путями пойдет дальнейшее развитие истребителей, и как на него повлияют нынешние разработки – покажет время.

    Смотря какая задача будет стоять перед политиками этих стран ...наступать или обороняться ...из этого и будут формировать концепцию применения этих истребителей.
    Несомненно американцы свой Ф-22 будут использовать как истребитель прорыва ПВО противника.Наши и китайские более будут подходить для оборонительных боев ...отсюда и разные требования к малозаметности этих машин. hi
    1. EvilLion
      EvilLion 9 декабря 2020 09:55
      0
      Прорывалка в F-22 не влезет.
    2. A.A.G.
      A.A.G. 9 декабря 2020 19:02
      +1
      "...Смотря какая задача будет стоять перед политиками этих стран ...наступать или обороняться ..."
      Уточните,пожалуйста,Вы о ком?Из рассматриваемых стран?Ясно,-не о нас в плане наступления.Касаемо КНР,США,-не думаю,что они всерьёз рассматривают вариант прямого "междусобойчика".В отношении третьих стран,-при определённых условиях, и мы туда попадаем,-возможна агрессия.Тут у них условия несколько розняться:Китай на некоторую глубину восточной,юго-восточной части РФ может работать со своей территории.США,-с баз союзников,в основном с запада,юга...Извините,какой-то армагедонистый сюжет рисую...
      Думается,что грызть будут по чуть-чуть,локалками.Карабах,Молдова,Средняя Азия,Прибалтика....Там куснули,здесь тявкнули...Естественно,сопровождая экономическим, финансовым,прессингом.Как лайки останавливают медведя,гиены кончают льва.
      Вроде как вываливаюсь за рамки обсуждаемой статьи.Однако,счетаю,такой аспект необходимо учитывать,если обсуждаем требования к ИА внастоящий и перспективный периоды. hi
  4. Поганини
    Поганини 9 декабря 2020 09:11
    -4
    Ну Слава КПСС, что F-35 автор не вставил в пятое поколение - респект и уважуха. Хотя искренне рад, что это поделие идёт в ВВС США. Это является одним из многих доказательств того, что воевать с нами они не собираются. Просто не смогут на пингвинах.
  5. EvilLion
    EvilLion 9 декабря 2020 09:54
    +6
    На ряде режимов с правильным подбором нагрузки все три самолета могут осуществлять сверхзвуковой полет без включения форсажа.


    Что, J-20 тоже? На движках от Су-27? Хотя китайцы могут говорить что угодно, все равно, никто не проверит, а на экспорт они его не выставят и через 20 лет. Потому что никто не купит, т. к. профессионалы понимают какова цена китайским поколениям.

    их истребители нового поколения не имеют пушек.


    Ну логично. На стелс будут в БД подвешивать пушку в контейнере. ЛОЛ. Потому что пушка она не только и не столько, как "пистолет" воздушного боя, она позволяет производить предупредительные выстрелы трассирующими, если нужно заставить кого-то сесть. Ну и если вы идете впритык к перехватываемому, то при получении приказа на уничтожение вы не факт, что сможете ракетами сразу воспользоваться, т. к. есть минимальная дальность.

    Что же касается J-20 в целом, то когда я впервые увидел фотографию отсеков мне захотелось долго и истерично ржать, аки конь. Видно, что основной отсек короткий и неглубокий и в нем могут быть размещены только ракеты воздух-воздух или бомбы малого диаметра (SDB). Когда создавался F-22 его делали исключительно воздушным бойцом, и подобное решение всех устраивало, потом уже к нему прикрутили возможность использования SDB, чтобы хоть как-то использовать его и по земле. Был ли в этом вообще смысл, учитывая небольшое число выпущенных машин, я не уверен. Все-таки у американцев есть и всякие F-15E.

    Китайцы, как могли это скопировали, или точнее слепили из того, что было, используя популярную в 80-ые годы аэродинамическую схему. Я не говорю, что он нефункционален в этой роли, но в целом J-20 это лишенный каких-либо амбиций проект, устаревший к моменту создания, который, возможно, в ближайшие десятилетия будет заменен на что-то более адекватное. При этом ничто не мешает китайцам построить сотню таких машин и отрабатывать на них особенности применения, как немцы в своей время игрались в танчики, вроде, Pz-I. Ну и в каких-то аспектах сэкономить.

    Почему это так важно, да по той же самой причине, по которой в свое время создавали F-117. Перехватчику малозаметность не особо нужна, а включив радар, он всем по курсу будет говорить: "Я здесь". Ну и само по себе снижение ЭПР, чтобы оно работало, должно происходить не в разы, а на порядки, т. к. дальность обнаружения пропорциональна корню 4-ой степени из ЭПР. И если, допустим у Су-57 ЭПР вдвое выше, чем у F-22, то это совсем не то, как противостояние 2 танков с 76 мм пушками, только у одного броня 50 мм, а у другого 100. Очевидно, что у второго огромное преимущество. Самолет же с вдвое большим ЭПР будет обнаруживаться с дистанции большей лишь на 19%.

    Вот где малозаметность очень важна, так это при прорыве вражеской ПВО для доставки противнику подарков потяжелее, которые Су-57 в своем брюхе и привезет. Как и F-35 (бомбы у него даже крупнее, но как быть с длинными ракетами). Только F-35, именно, как самолет, штука бюджетная, а нашим ВВС в любом случае нужен дальний перехватчик, т. к. никакого отдельного МиГ-41 делать никто не будет, слишком дорого, то можно функции совместить в одной машине.

    Я не думаю, что китайцы этого не понимают, но они, похоже, физически не могут пока создать подобной конфигурации, клепание айфонов не дает познаний в материаловедении и соответствующих технологий.

    И то, что Су-57 в серии "задерживается" (F-22 до нее добирался намного дольше) не должно никакого удивления вызывать, т. к. это намного более передовая машина, чем J-20. В первую очередь, как самолет, из чего уже вытекают его прочие возможности.
    1. A.A.G.
      A.A.G. 9 декабря 2020 19:27
      0
      На взгляд не специалиста,вроде,все верно изложили...Плюс.
      Однако, ИМХО: сохранили стереотипы относительно технологических возможностей Китая.Из разных источников,-там,действительно,с этим не то,чтобы прорыв, а планомерное ускорение.
      Хорошо это или плохо,-вопрос другой.С одной стороны напрягаеют США-хорошо.
      С другой,-а если,как в своё время СССР и США,начнут "делить" мир между собой?Нас по Уральскому хребту поделят?
  6. Глебович
    Глебович 9 декабря 2020 10:42
    +3
    Во всех статья про истребители пятого поколения не раскрывается тема гидропривод и гидрооборудования, а это один из критериев который относит истребители к пятому поколению. Современные гидросистемы по сложности сопоставимы с двигателями.
  7. CastroRuiz
    CastroRuiz 9 декабря 2020 15:13
    +1
    Da uzh. J-20 eto dorabotanaya kopia MiG 1.44.
  8. Рядовой СА
    Рядовой СА 9 декабря 2020 15:33
    0
    Что -то ещё шведский "Вигген" (Saab 37) от фото от J-20 смутно вспоминается .
    Аэродинамика в стиле "Утка"?
  9. фа2998
    фа2998 9 декабря 2020 17:13
    0
    Цитата: Поганини
    А сколько боеготовых F-22 осталось

    А какая разница?В штатах Ф-22 считается устаревшим самолетом.Сравнивать его с Су-57(которого еще нет)-некорректно.Пока мы произведем,в вменяемых количествах-они новый самолет выкатят!
    Наши планы-самолет с двигателем 2 этапа-2024,и до 2028 г.-76 ед.-в 2 раза меньше чем сейчас Ф-22.И это без сдвиганием вправо,что нередко и нас. hi
  10. Knell Wardenheart
    Knell Wardenheart 9 декабря 2020 18:19
    0
    Не могу отделаться от впечатления ,что Китайский самолет очень громозкий и я бы даже сказал несколько нелепый. Его "сверхманевренность" плохо вписывается в такие радикальные игры с соплами , он длинноват,толстоват, передние крылья врятли добавят ему улучшение качеств по комплексу , а воздухозаборники просто гигантские.
    В качестве эрзац-Ф22, возможно он имеет некоторую нишу ,учитывая количественные возможности наращивания, доступные Китайской экономике - но вот удачность совмещения вызывает у меня скепсис.
    1. Zaurbek
      Zaurbek 9 декабря 2020 23:17
      +1
      Скорее это увеличенный Ф35 . По концепции.
      1. Аркон
        Аркон 10 декабря 2020 20:07
        +1
        Цитата: Zaurbek
        Скорее это увеличенный Ф35 .


        Скорее это украденный Миг 1.44
        1. Zaurbek
          Zaurbek 10 декабря 2020 22:58
          +1
          Я к тому, что не истребитель завоевания превосходства в воздухе
          1. EvilLion
            EvilLion 14 декабря 2020 08:14
            0
            Вы куда вообще смотрите? В него ничего, кроме ракет "воздух-воздух" не влезает.
            1. Zaurbek
              Zaurbek 14 декабря 2020 08:54
              +1
              Для 5 поколения бомбы имеют размеры, как у ракеты. длинные и малого диаметра. И крыльями для планирования. В том числе и в РФ. И иногда квадратного сечения, для большего объема ВВ в них.
              1. EvilLion
                EvilLion 14 декабря 2020 09:47
                +2
                Ты КАБ-1500 вообще видел? Она, правда, для Су-57 и не предназначена, но ракеты весом 700+ кг вполне. Вес SDB не превышает 200 кг, планирующие же бомбы являются чисто нишевым оружием, которое ни обычную ФАБ-250-270, ни КАБ-500, ни тем более изделия очень большой мощности не заменят. Я уж молчу про всякие БЕТАБа, которые в принципе не могут быть компактными и легкими.
                1. Zaurbek
                  Zaurbek 14 декабря 2020 10:00
                  +1
                  В проблема? В стелс варианте с внутренними подвесами используют малого диаметроа до 250кг весом бомбы (системы наведения настолько совершенны, что попадает уже + или - 1 метр).....для большего калибра - внешняя подвеска и другие цели в других условиях, когда превосходство в воздухе уже получено.
                  1. EvilLion
                    EvilLion 14 декабря 2020 10:03
                    0
                    Ты понимаешь, что 250 кг - это просто недостаточно для многих объектов? И F-35 Несет бомбы до 905 кг. Более того, такие объекты должны поражаться в первую очередь, выявленный командный пункт под метрами бетона ждать не будет, пока вы в воздухе победите.
                    1. Zaurbek
                      Zaurbek 14 декабря 2020 10:10
                      +1
                      Товарищ, для тех кто в танке.....:
                      1. С повышением точности нужно меньше ВВ в боеприпасе.
                      2. Когда дело доходит до объектов, которые надо поражать бомбами от 500кг, превосходство в воздухе уже достигнуто и не нужно их засовывать внутрь самолета.
                      3. Для экстренных целей американцы предполагают использовать В-2(21)......но для этого надо знать его ТОЧНЫЕ координаты. а если разведка с воздуха не работает, вы их не получите. А враг ей работать не даст.
                      1. EvilLion
                        EvilLion 14 декабря 2020 10:38
                        +1
                        Вообще-то превосходство в воздухе достигается в т. ч. и поражением высокозащищенных объектов.

                        Попасть, если бомба не может пробить защиту, толку будет мало. То, что точность выросла, и вообще управляемость стала дешевле, и как результат у нас появилась более легкая бомба КАБ-250, требования к разрушающему действию не снижает. В той же Сирии, где вроде бы сверхмощной фортификации нет, иногда применялись даже КАБ-1500.

                        Ракеты, воздух-поверхность во-1 являются весьма длинными, во-2 даже легкая Х-25 весит от 300 кг. Более серьезные образцы, вроде, Х-38 тянут и на 500-600 кг и даже больше.
                      2. Zaurbek
                        Zaurbek 14 декабря 2020 13:11
                        0
                        Сначала выбиваются обзорные рлс....склады с оружием и горючим, комплексы ПВО......для всего этого того, что помещается в отсеки , хватит.
      2. yehat2
        yehat2 4 февраля 2021 10:42
        +2
        не украденный. Китайцы в 90-е купили по нему документацию и даже специалистов с МИГа возили к себе.
    2. EvilLion
      EvilLion 14 декабря 2020 08:14
      0
      А бомбы куда подвешивать? На фото видно, что для них нет места.
  11. Злая будка
    Злая будка 13 декабря 2020 12:52
    0
    для использованя как перехватчик прям вполне. а им вполе это и надо.
    1. Zaurbek
      Zaurbek 14 декабря 2020 08:55
      0
      АФАР позволяет прекрасно работать и по воздуху и по земле/воде......зачем себя ограничивать чем то? И для Китая удары по кораблям так же важны , как и ПВО. это две большие опасности для Китая.
      1. Злая будка
        Злая будка 15 декабря 2020 17:10
        0
        то есть по вашему другой сделать 5го поколения это вот взать сделать..как на бумаге опа и скорость*10, всего то нуль приписать. нешмогли они) да и то что сделалии им явно показалось нужнее а то бы сделали всё таки иначе. это прям тяготеет к перехватчику ударному.
        1. Zaurbek
          Zaurbek 15 декабря 2020 18:09
          0
          Трезвый, но вашей мысли не понял
  • Mikle2000
    Mikle2000 10 декабря 2020 19:34
    0
    Ничего себе одно поколение. Выпуск одного самолета прекращен 10 лет назад, другого еще не начат и мало того никто не может сказать когда энтот выпуск начнется и начнется ли вообще
    1. EvilLion
      EvilLion 14 декабря 2020 08:15
      0
      Это ты не можешь, а в контракте все прописано.
  • RVAPatriot
    RVAPatriot 10 декабря 2020 22:05
    0
    Статья не о чем...
  • Злая будка
    Злая будка 13 декабря 2020 12:51
    0
    в неуд за одно тока фото ф22 на заглавную drinks
    а в америке страшилки ходят что ф22 плохо интегрируется в ввс пво боеговто при непрерывном дежурстве будет штук эдак 20 (24часа*30 суток), что только рлс при том слабая а вот су57 имеют кучу особых недоступных раптору прицелов и радаров разных частот. при том в круговую имеет и рэб и ртр и рлс в частности.
  • Чарик
    Чарик 15 декабря 2020 12:12
    -2
    Повторюсь-Су57 и Джи20- "всё" это сцап-царапнуто с Ф22-35
  • Bobik012
    Bobik012 2 января 2021 03:27
    0
    Цитата: фа2998
    Пока мы произведем,в вменяемых количествах-они новый самолет выкатят!

    Вот тут согласен. Производство f-15 уже возобновляется
    1. Глаз вопиющего
      Глаз вопиющего 19 января 2021 01:18
      0
      Цитата: Bobik012
      Производство f-15 уже возобновляется


      Оно и не прекращалось.
  • FrankyStein
    FrankyStein 3 февраля 2021 16:19
    0
    Опять слышу об отсутствии сверхманевренности ф22. Да с какого перепугу он не сверхманевренный?
  • yehat2
    yehat2 4 февраля 2021 10:41
    +1
    что-то я так и не понял, кто же сделал основное требование к су-57 сверхманевренность?
    почему это требование постоянно всплывает, но так же постоянно непонятно, кто его выдвинул?
  • wisealtair
    wisealtair 4 февраля 2021 16:02
    0
    Цитата: ROSS 42
    F-35 выпущено более 500.


    Угу, а их боевая готовность всего 5%. До сих пор 1000+ проблем, обнаруженных в F35 и обозначенных открыто, в официальном отчете Пентагона, у всех истребителей не устранены. Большинству просто запрещено подниматься в воздух.
    Я тоже могу болванок настрогать.
  • Nick Rex
    Nick Rex 23 февраля 2021 21:18
    -1
    ,"..F22a не показывает сверхвысокой маневренности.."
    "..су57 получил высокие летные и маневренные х-ки..".
    Ндя.. чушь это все собачья.судя по известным видео,су57 это как грузчик из пропащинска и балерина большого театра вместе будут исполнять лебединое озеро.и су57 будет отнюдь не балериной.отнюдь!
    Откуда берется столько спеси?это ведь демагогия чистой воды хех
  • aleksandrkotov797
    aleksandrkotov797 24 февраля 2021 23:23
    0
    Единственное сходство всех самолетов то, что все они летают.