F-22, Су-57 и J-20. Сходства и различия

75

F-22A в полете. Фото US Air Force

К настоящему времени созданы и поставлены в серию всего три типа истребителей 5 поколения тяжелого класса. На разных стадиях производства и эксплуатации находятся американский F-22A, российский Су-57 и китайский J-20. Несмотря на принадлежность к одному поколению и классу, эти машины заметно отличаются друг от друга. Их разработчики выполняли отличающиеся требования и реализовывали разные концепции – что привело к известным результатам.

Вопросы развития


Главное отличие трех проектов истребителей последнего поколения на данный момент заключается в их количестве и статусе. Так, США начали работы по 5 поколению раньше других стран и первыми получили готовый самолет. Серийное производство истребителей F-22A завершили еще в 2011 г., когда конкуренты только начинали испытания своих машин.



Пентагон планировал в полной мере использовать отрыв от других стран для строительства крупного флота F-22A. Однако в дальнейшем программу производства несколько раз сокращали, и ВВС получили лишь 186 серийных самолетов. Только через несколько лет после этого Китай начал выпуск своего истребителя J-20. Согласно разным сообщениям, уже построено не менее 50 таких машин. Российская промышленность, в свою очередь, не торопится. Сейчас ведется постройка первых серийных образцов, которые передадут ВКС в ближайшее время.


F-22A с открытыми грузоотсеками. Также видна форма управляемых сопел двигателей. Фото Wikimedia Commons

Следует отметить, что заметная разница в «возрасте» сказалась на ходе проектов. США пришлось самостоятельно нарабатывать весь необходимый опыт и искать требуемые решения. Отставая на несколько лет, Китай и Россия могли учитывать известные аспекты американских работ и соответствующим образом корректировать свои планы. Кроме того, в основе трех проектов изначально лежали отличающиеся требования, что было связано с разными потребностями ВВС.

В итоге три современных тяжелых истребителя 5 поколения заметно отличаются друг от друга, как внешне, так и внутренне. Рассмотрим основные их отличия в облике, а также их причины технического и концептуального характера.

Самолет как платформа


Рассматриваемые самолеты представляют собой малозаметные двухдвигательные истребители с рядом общих черт и отличий. Так, проекты объединяет идея строительства планера из металлов и композитов, что дает оптимальное соотношение прочности и массы. Кроме того, использованы схожие решения по снижению заметности, двигатели с управляемым вектором тяги и т.д.


Су-57на испытаниях. Фото ОАК

При разработке F-22A малозаметность была одной из главных целей, что сказалось на облике самолета. Такие требования привели к формированию характерных обводов и некоторых особенностей внутреннего строения конструкции. Кроме того, самолет получил специальное радиопоглощающее покрытие.

В зарубежной прессе упоминается, что при создании J-20 тоже принимались меры по снижению заметности, однако они не столь эффективны, как в случае с F-22A. Точные данные о параметрах заметности российского Су-57 отсутствуют, а имеющиеся оценки серьезно различаются. При этом считается, что при разработке этого самолета малозаметность не была ключевой характеристикой, и ради нее не стали жертвовать другими параметрами.

F-22A, Су-57 и J-20 имеют двухдвигательные силовые установки с высокими характеристиками. Обеспечивается тяговооруженность больше единицы, необходимая для роста летных данных. На ряде режимов с правильным подбором нагрузки все три самолета могут осуществлять сверхзвуковой полет без включения форсажа.

F-22, Су-57 и J-20. Сходства и различия

Опытный Су-57 с двигателями двух типов. Фото ОАК

Одно из основных требований к Су-57 касалось сверхманевренности. Ключевым компонентом для решения этой задачи стал двигатель с управляемым вектором тяги. Двигатели АЛ-41Ф1 и «Изделие 30» способны отклонять вектор в двух плоскостях, что требуемым образом сказывается на маневренности. В американском проекте F-22A двухплоскостное управление вектором посчитали излишним и угрожающим малозаметности. Вследствие этого двигатели Pratt & Whitney F119-PW-100 имеют плоское сопло, перемещаемое только по вертикали. До недавнего времени китайский J-20 оснащался двигателями без управления вектором тяги. В последних версиях проекта используются изделия WS-10B-3, способные обеспечить сверхманевренность.

Рассматриваемые самолеты получили самое современное радиоэлектронное оборудование, разработанное в трех странах. Используются полностью цифровые прицельно-навигационные комплексы, РЛС с АФАР, «сетецентрические» средства обмена данными и т.д. Имеются важные нововведения. К примеру, на Су-57 используется набор отдельных антенн, дополняющих основную РЛС. «Стеклянная кабина» давно стала стандартом для современных истребителей, и рассматриваемые машины не стали исключением.

Боевой потенциал


Американский F-22A и российский Су-57, несмотря на развитие авиационных средств поражения, сохраняют встроенные пушки. Китайские военные и инженеры придерживаются других концепций развития авиации, из-за чего их истребители нового поколения не имеют пушек.


Вид снизу. Можно рассмотреть конфигурацию основных грузоотсеков. Фото Wikimedia Commons

Для обеспечения малозаметности истребители 5 поколения должны нести ракетное и бомбовое вооружение во внутренних отсеках, защищенных от облучения. Так, F-22A имеет крупный центральный грузоотсек с 6 точками подвески. По бокам от него имеется два дополнительных отсека, на одну ракету каждый. Под крылом могут устанавливаться четыре съемных пилона. Российский проект Су-57 предусматривает размещение двух основных отсеков большого объема вдоль фюзеляжа. В центроплане имеются два дополнительных отсека. Сообщалось, что в четырех отсеках имеется 8 точек подвески. Еще столько же при необходимости устанавливается под крылом. J-20 по конструкции отсеков похож на F-22A и способен нести не менее 6 ракет «воздух-воздух» либо иное оружие. Под крылом предусмотрены 4 дополнительные точки подвески.

Прицельные комплексы всех трех истребителей изначально были совместимы с современными авиационными вооружениями. Также принимались меры, обеспечивающие простую и быструю интеграцию новых образцов. Некоторые ракеты и бомбы новых типов изначально создавались с учетом особенностей истребителей 5 поколения.

Концепции и требования


Таким образом, три тяжелых истребителя 5 поколения, имея общие черты, существенно отличаются друг от друга в ключевых особенностях и характеристиках. Причины этого просты: военные трех ведущих стран имеют разные взгляды на развитие истребительной авиации и выдвигают отличающиеся требования.


Китайские J-20 в полете. Фото Wikimedia Commons

Целью американского проекта являлось создание истребителя, способного незаметно подойти к цели на дистанцию атаки с применением ракет большой дальности. Бой на меньших дистанциях и работа по наземным целям не исключались, но никогда не рассматривались в качестве основных функций. По этой причине F-22A имеет характерный внешний вид и не показывает сверхвысокой маневренности, хотя и способен нести значительный боекомплект.

Российский истребитель нового поколения Су-57 создавался в качестве универсальной машины для дальнего и ближнего боя, а также для поражения наземных целей. Вследствие этого высокий приоритет получили летные и маневренные характеристики, прицельный комплекс и вооружение. Малозаметностью в некоторой мере пожертвовали.

Точные цели разработчиков китайского J-20 неизвестны, но облик этой машины служит прозрачным намеком. Похоже, что базовая концепция этой машины представляет нечто среднее между российской и американской. Приоритетом являются и дальний, и ближний воздушный бой. Для этого самолет несет развитое БРЭО и вооружение, а также имеет характерную аэродинамическую схему, повышающую маневренность. Потенциал для ударной работы под вопросом.


J-20, вид снизу. Видны особенности аэродинамического облика и конфигурация отсеков вооружения. Фото Wikimedia Commons

При всем этом следует учитывать вопросы стоимости. Весьма продвинутый и совершенный F-22A оказался слишком дорогим даже для США, из-за чего программу производства несколько раз сокращали. Российский Су-57 уже пошел в серию, но его стоимость остается темой споров и потенциальным риском. Китай, похоже, нашел возможности для массового производства своего J-20, но каким будет итоговое количество такой техники – большой вопрос.

Необходимо напомнить, что F-22A, Су-57 и J-20 не являются единственными истребителями последнего поколения. К нему также относят ряд других разработок, как доведенных до серии, так и остающиеся на стадии проектирования. Все они создаются в разных странах по их собственным требованиям – и тоже отличаются друг от друга, несмотря на определенные сходства и общие моменты. Кроме того, уже начаты изыскания по теме следующего 6 поколения, и результаты этих работ в разных странах вновь будут разными. Какими путями пойдет дальнейшее развитие истребителей, и как на него повлияют нынешние разработки – покажет время.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

75 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    9 декабря 2020
    Точные данные о параметрах заметности российского Су-57 отсутствуют, а имеющиеся оценки серьезно различаются. При этом считается, что при разработке этого самолета малозаметность не была ключевой характеристикой, и ради нее не стали жертвовать другими параметрами.


    Опубликованы фото с особенностями конструкции воздухозаборника нашего истребителя .
    На фотографии изображена специальная решётка КРР – (коаксиально-радиальная решётка), так называемый "радар блокер" .

    Речь идёт об особой конструкции, которая позволяет уменьшить радиолокационную заметность боевого самолёта при подсветке радиолучём "в лоб".
    Она размещается в его воздухозаборнике и при этом сама КРР (радар-блокер) выполняется из радиопоглощающего материала.

    Ранее по поводу воздухозаборников Су-57 шли споры. Состояли они в следующем: воспользуются ли российские авиаконструкторы опытом американских коллег из Lockheed Martin, которые создали S-канал, приводящий к снижению заметности? Такой вариант также призван исключить или как минимум снизить прямое фронтальное просвечивание ЛКД (лопаток компрессора двигателей). Этот приём американцы реализовали на своём F-22.

    Если фото это итоговый вариант Су-57, то можно констатировать, что этот спор окончен: российские авиаконструкторы "заморачиваться " с S-каналом не стали. Вместо этого использована упомянутая коаксиально-радиальная решётка в качестве радар-блокера.
    1. -14
      9 декабря 2020
      Очень примитивный анализ самолётов для 5-го поколения ! Реальным самолётом 5-го поколения является только F-35. Он полностью интегрирован в информационную (сетецентрическую) систему США и является её универсальной частью. Все остальные , перечисленные самолёты, могут стать самолётами 5-го поколения, при необходимости и наличии информационных систем. Даже F22 не полностью интегрирован в информационную систему и его возможности ограничены , интенсивно идут доработки. Те самолёты F35,которые продаёт США в другие страны и не имеют доступа к их информационной системе , не представляют никакой ценности и не являются самолётами 5-го поколения ! Покупать эти самолёты не имеет смысла, они представляют собой ценность только в американской сетецентрической системе. США обманывает своих партнёров, которые фактически покупают самолёты не для себя , а для США, но за свои деньги. Интересны работы Израиля, которые создают свою информационную систему и переделывают, точнее перенастраивают F-35 под свои системы. Это уже приносит им выгоду военную, а в перспективе и коммерческую...
      1. +6
        9 декабря 2020
        Очень смешно, шутка прошла! ) Назвать самолётом 5 поколения ведро: 1) не имеющее крейсерского сверхзвука, 2) повышенную заметность в РЛ и ИК диапазонах (привет круглое сопло)) 3) смехотворную скорость (пепелац даже выйти из боя не способен) 4) боевой радиус с гулькин...хм...нос 5) смешное количество ракет ВВ - это лютая хуцпа. )) А потом их в Израиле "птичка" сбивает. А бедные американцы, не ведающие своего щастья, вынуждены дозаказывать F-15 и шершни. Ну воевать то на чём то всё таки надо.
        1. 0
          2 января 2021
          Зря Вы так его. Машинка неплохая. Лучший из когда-либо построенных СВВП (ну, реально же, лучший!), А во всём остальном жертва ошибочной концепции, когда из вертикалки начали лепить универсальную вундервафлю. Получилась просто вафля. Потому f-35 (да и f-22, по несколько иным причинам) ждёт участь f-117 - вывод из эксплуатации и списание без лишней шумихи после освоения инвестиций. В Америке адекватные люди тоже это понимают, потому, опять же без особого шума возобновляют производство f-15 (очень неплохого самолёта, кстати).
          Заклинания адептов "ЭПР 0,0000001 м2" и "сетецентричности" всего лишь заклинания (блажен, кто верует). "Сетецентричность" банально лечится самыми дешманскими средствами РЭБ, а эффективность СТЕЛС-технологий, походу, не осо́бо эффективна (от каламбура до тафтологии один шаг :-) ). Но на то они и адепты!
          Вот ещё забыл! У него же "трёхконтурный двигатель". Господа сектанты, как это вы упустили сей аспект божественной теории?!
      2. 0
        9 декабря 2020
        У всех стран свои требования и видения к пресловутому (право, тошнит уже) пятому поколению.
        1. +1
          9 декабря 2020
          Ну здесь я с вами не согласен. Самолёт 5-го поколения становится таковым, если он является элементом Боевой Информационной Системы, которая позволяет вести разведку, целеуказание и уничтожение целей в воздухе, на земле , и на море в реальном времени ! Для того чтобы самолёт был универсальным элементом такой сетецентрической системы , он должен обладать определёнными свойствами. Это незаметность ,которая обеспечивается малой ЭПР и размещением оружия во внутренних отсеках. Это результативность скрытой разведки за счёт использования АФАР и пассивных режимов работы, обладать мощными вычислительными ресурсами на борту для работы в реальном времени и скрытые каналы связи с высокой производительностью. Для контроля больших пространства он должен обладать возможностью работы на сверхзвуке без форсажа. В случае его обнаружения иметь возможность за счёт сверхманевренности оторваться от преследователей и средств ПВО.... Вот откуда берутся признаки самолёта 5-го поколения. Но основное условие это вхождение в БИС в качестве основного универсального элемента ! Теперь надеюсь понятно всем , чтобы не тошнило...
          1. +1
            13 декабря 2020
            VOЗА, вот такая фигня во временеа СССР называлась Разведывательно-ударный комплекс. Единственно что функции разделялись. МиГ-31 работал по воздушным целям объединенный с СИСТЕМОЙ ПВО, Ту-22М3 и Су-24 по наземным целям. Поясняю МиГ-31 получал текущую информацию в реальном времени и работал в информационном поле ПВО объединяющим и перехватчики и ЗРВ и даже ПВО флота. И это в далеком 1988 году, когда я служил на КП ПВО Бригады ЗРВ во Владивостоке. Приятно что первым самолетом 5 -го поколения по Вашему определению был именно наш МиГ-31.)
            1. +1
              14 декабря 2020
              позволяет вести разведку, целеуказание и уничтожение целей в воздухе, на земле , и на море в реальном времени !

              В какой-то приближении ДА ! Но только его видели все, да , сбить было трудно ! И это касалось только ПВО, а как же воевать на земле и в море ?
              Ту-22М3 и Су-24 по наземным целям

              В реальном времени ? Это уже фантазии и сказки! Да и получали они координаты цели по радиоканалу и теоретически могли вручную ввести эти координаты в комплекс...Но практически это было не возможно и не использовалось, да и каком реальном времени могла идти речь ?
            2. 0
              19 января 2021
              Цитата: Инженер-технарь
              Поясняю МиГ-31 получал текущую информацию в реальном времени и работал в информационном поле ПВО объединяющим и перехватчики и ЗРВ и даже ПВО флота.


              В зависимости от того, как определить термин "получал текущую информацию", это можно сказать и о Як-1. А так - еще Су-15 умел выходить на цель по командам АСУ ПВО.
          2. +1
            2 января 2021
            Не курите ЭТО больше
          3. 0
            4 февраля 2021
            А с чего вы решили, что у Су57 НЕТ т.н. "Боевой Информационной Системы"?
            И что у Су57 нет малой ЭПР и размещения оружия во внутренних отсеках?
            И F35 вообще не умеет летать на сверхзвуке, ни с форсажем, ни без сфорсажа. Форсаж ему запретил включать Локхид Мартин не так давно, ибо хвост разваливается.
            И вы вообще гуглили, какие процессоры стоят в БЦВМ F35? На F35 стоят PowerPC производства NXP на проектных нормах 90 нм )
            БРЭО на Су-57 построена на УВСС - универсальной вычислительной сетевой системе. Эта железка основана на 24-х ядрах Эльбрус Vliw. Причем, в Су-57 ДВЕ такие системы. Его вычислительная мощь превосходит такову на F35, и значительно.
            1. 0
              6 февраля 2021
              Вы даже не понимаете о чём речь! Не на самолёте стоит БИС, а самолёт входит в эту систему, интегрируется в неё, является её важным элементом...Может обмениваться информацией, получать целеуказание и обеспечивать целеуказание для наземных, морских, воздушных элементов этой системы...
      3. -2
        9 декабря 2020
        Гуня с BMPD, пиши под своим ником.
      4. 0
        15 декабря 2020
        А как насчёт безфорсажного сверх звукового полёта у F35?
        Или у него от пятого поколения только интегрирование в информационную систему!?
        Таки с тем же успехом можно и беспилотных охотников обозвать пятым поколением... Интеграция есть, остальное неважно...
        1. 0
          17 декабря 2020
          А что важней интеграция или бесфорсажный сверхзвук?А может всё вместе?Всё вместе у амеров уже есть....у нас врядли скоро будет....
          1. 0
            18 декабря 2020
            В смысле есть всё вместе!?
            Ф35 не имеет безфорсажного сверхзвукового режима полёта.
      5. +1
        17 декабря 2020
        Все таки F-35 это более дешевая версия F-22 и замена для F-16. Сетецентрические возможности через Link-16 имеют почти все истребители США построенные с 2000 года. Аналогичная система, пусть и не столь масштабная есть и в ВКС России. Реальным шагом для F-35 является и ик-оптическая станция работающая на больших расстояниях. Поэтому да, без возможностей США или других стран с летающими танкерами и самолетами Авакс, F-35 это по факту немного продвинутый самолет четвертого поколения с компромисными ограничениями. Но нужно отдать должное, серийная цена на это чудо удалось уменьшить до уровня самолетов 4 поколения. Правда по поводу Су-57 заявлялось, что его производственная цена не превышает 40 млн$. Тут даже американцы с китайцами прикурят от зависти!
      6. 0
        6 февраля 2021
        Странно f35 создавала контора Яковлева планер и сопло двигатель, а где наш новый самолет.
    2. +3
      9 декабря 2020
      S-канал давно стоит на всех типах Су-27. Ну, америкосы.... Нашли новшество.
      1. -1
        14 декабря 2020
        Где такую траву взять?
        1. -1
          14 декабря 2020
          Вы не поверите! Они реально S-образные. Причем именно с этой целью. И видел и знаю(.
          1. +1
            14 декабря 2020
            Фото в студию.
            1. -1
              14 декабря 2020
              Низзя. Мне по башке дадут. Хотя я могу на заводе сфотать. Без движка. Но все равно не буду. Но поверьте на слово)))). Канал воздухозабоника Су-27/30 S-образный. Это факт. Як-130 тоже. И это не секрет вообще. Спорить тут вообще не о чем.
    3. +1
      15 декабря 2020
      Ну и как такая решетка может быть радар-блокером при облучении в лоб? Самхивает на дезу.
  2. +8
    9 декабря 2020
    Спасибо за сравнительный анализ. Главное - вычленение схожести Су-57 с именно F-22А, а не сравнение с F-35... yes
    Необходимо напомнить, что F-22A, Су-57 и J-20 не являются единственными истребителями последнего поколения. К нему также относят ряд других разработок, как доведенных до серии, так и остающиеся на стадии проектирования. Все они создаются в разных странах по их собственным требованиям – и тоже отличаются друг от друга, несмотря на определенные сходства и общие моменты.

    К слову, о поколениях, действительно, необходимо напомнить, что:
    13 декабря 2011 года сборочный цех корпорации Lockheed Martin в Мариэтта (штат Джорджия) покинул последний серийный истребитель F-22A, с бортовым номером 10-4195. Он стал 195-м F-22A, выпущенным, начиная с 1997 года.

    F-35 выпущено более 500. Количество J-20, при развитии китайского ВПК, тоже может расти быстрыми темпами. А чем ответит Россия? Теми семьюдесятью шестью Су-57, которые должны (или будут? И будут ли?) поставлены в войска до 2028 года?
    Иногда количество способно перерасти в качество. Недаром концепция использования «дроновых роёв» приобретает реальные формы и начинает входить в тактику современного боя.
    Кроме того, уже начаты изыскания по теме следующего 6 поколения, и результаты этих работ в разных странах вновь будут разными.

    Ага...Тут ведь главное, нáчать и углýбить.
    F-22, Су-57 и J-20. Сходства и различия

    И тут, самое главное, следует различить (при всех преимуществах и недостатках одной модели перед другой) наличие того или иного самолёта в природе (как и возможность появления в достаточном количестве, включая не только планер и вооружение, но и рлс и прочую электронную(!!!) начинку, также и малозаметность).
    А по сему можно сравнивать, можно бить в грудь копытом, можно плевать и «бросать чепчики», но нельзя уйти от факта «ПРИСУТСТВИЯ» этого пятого элемента поколения в войсках.
    1. +3
      9 декабря 2020
      Цитата: ROSS 42
      нельзя уйти от факта «ПРИСУТСТВИЯ» этого пятого элемента поколения в войсках.

      Т.е. вы предлагаете тоже наклепать 500 штук?
      Не считая того, что эти 500 "пингвинов" идут в войска десятка стран, с чем нам при всём желании не сравняться, так вы же сами написали, что на подходе следующее, шестое поколение.
      Зачем плодить заведомо устаревшую технику?
      Чтоб потом, как было с танками, ставить их рядами по лесам?
      Может оптимальнее делать их в достаточном количестве, не перенапрягая бюджет.
      1. +8
        9 декабря 2020
        Цитата: Пиджак в запасе

        Т.е. вы предлагаете тоже наклепать 500 штук?

        МО и Генштабу решать,сколько и чего нужно армии для круга отводимых ей задач.
        Но при этом реально было бы не плохо ,если бы наша "клепалка" (ВПК) позволяла нам без надрыва при необходимости произвести хоть 1000, хоть 10 000 Су-57...

        Но ,учитывая, как оно есть на самом деле , это МЕЧТЫ.
      2. +3
        9 декабря 2020
        Пока на словах:
        Цитата: Пиджак в запасе
        Т.е. вы предлагаете тоже наклепать 500 штук?

        Я предлагаю заниматься сравнением того, что есть.
        Цитата: Пиджак в запасе
        Не считая того, что эти 500 "пингвинов" идут в войска десятка стран, с чем нам при всём желании не сравняться

        А нам и не надо сравниваться в количестве самолётов в блоке НАТО. У нас и авианосцев нет. Нам нужно сравнивать нашу стратегию (оборонительную, в которой и сил и средств требуется меньше - наступление/оборона = 3/1) со стратегией США и НАТО и иметь действенное оружие для стопроцентной отдачи.
        Цитата: Пиджак в запасе
        так вы же сами написали, что на подходе следующее, шестое поколение.

        Это автор писал. Я процитировал.
        Цитата: Пиджак в запасе
        Зачем плодить заведомо устаревшую технику?
        Чтоб потом, как было с танками, ставить их рядами по лесам?

        Это вы к модернизаторам Т-72...
        Цитата: Пиджак в запасе
        Может оптимальнее делать их в достаточном количестве, не перенапрягая бюджет.

        Телегу не ставят впереди лошади. Сначала вырабатывается стратегия и тактика ведения боя (для разных родов войск и для разных условий ведения боя), а потом думают, куда поставить танки («оба по центру»), когда вставить «изделие 30» в самолёт пятого поколения и что будет с «Адмиралом Кузнецовым» к 2022 году.
        1. +4
          9 декабря 2020
          Цитата: ROSS 42
          Сначала вырабатывается стратегия и тактика ведения боя (для разных родов войск и для разных условий ведения боя), а потом думают, куда поставить танки («оба по центру»

          Не, в нашем случае лошадь - это размер кошелька и технологический уровень промышленности.
          Ибо в случае возможности "клепалки" делать 1000 самолётов ( один день - один полк), тактика боя одна, грубо говоря можно идти в атаку цепью.
          а когда каждый танк верховный лично считает и одна винтовка на троих бойцов, тактика будет совершенно другая. Хошь не хошь, а придется короткими перебежками.

          Ну а про стратегию согласен.
          Сначала нужно четко определиться, чего же мы хотим, кто такие эти "мы" и прочая-прочая-прочая.
          Хотя, о чем это я, наивный, идеология у нас запрещена Конституцией.
        2. +1
          9 декабря 2020
          Соотношение три к одному нужно только на участке прорыва,остальным просто перерезают коммуникации или окружают и они сами уходят. Для обороны войск нужно не меньше просто потому что вы не можете знать где противник будет наступать.
      3. 0
        17 декабря 2020
        Наверное у нас в достаточном количестве?
    2. -3
      9 декабря 2020
      Китаец авансом отнесён к пятому колену. Когда ПГО отломают - можно будет о чём-то говорить, а пока - рановато ему. ) А сколько боеготовых F-22 осталось после всяких торнадо, никто толком не знает. Может и сотня всего, у нас столько же Су-35, которые считаются равными Раптору в ВБ. Хотя на мой вкус, вряд ли у Раптора есть шансы, Хибины уведут его рокетки в молоко и здравствуй БВБ. А там - без шансов. И выйти из боя он не сможет - скорость и боевой радиус маловаты.
    3. +2
      13 декабря 2020
      Насчет F-22 меня терзают смутные сомнения. Их очень быстро сняли с производства. Линии разобрали. И не допускали к участию ни в одном реальном конфликте. Вот, что-то с ним не то. Не было в истории США такого самолета информация о котором столь замалчивалась. Более того, Израиль просил продать, а ему фиг сказали, то же самое Японцам ответили.
      1. 0
        15 декабря 2020
        Саудовские журналисты пишут, что Трамп вроде бы одобрил продажу Ф-22 Израилю. Достоверность неизвестна. Как неизвестна и реакция Байдена и конгресса, если это правда.
    4. 0
      2 января 2021
      Когда СУ-57 массово появятся в войсках, f-22 и f-35 уже спишут (f-117 как пример), и придётся его сравнивать с f-18 по факту ПРИСУТСТВИЯ.
  3. +1
    9 декабря 2020
    Какими путями пойдет дальнейшее развитие истребителей, и как на него повлияют нынешние разработки – покажет время.

    Смотря какая задача будет стоять перед политиками этих стран ...наступать или обороняться ...из этого и будут формировать концепцию применения этих истребителей.
    Несомненно американцы свой Ф-22 будут использовать как истребитель прорыва ПВО противника.Наши и китайские более будут подходить для оборонительных боев ...отсюда и разные требования к малозаметности этих машин. hi
    1. 0
      9 декабря 2020
      Прорывалка в F-22 не влезет.
    2. +1
      9 декабря 2020
      "...Смотря какая задача будет стоять перед политиками этих стран ...наступать или обороняться ..."
      Уточните,пожалуйста,Вы о ком?Из рассматриваемых стран?Ясно,-не о нас в плане наступления.Касаемо КНР,США,-не думаю,что они всерьёз рассматривают вариант прямого "междусобойчика".В отношении третьих стран,-при определённых условиях, и мы туда попадаем,-возможна агрессия.Тут у них условия несколько розняться:Китай на некоторую глубину восточной,юго-восточной части РФ может работать со своей территории.США,-с баз союзников,в основном с запада,юга...Извините,какой-то армагедонистый сюжет рисую...
      Думается,что грызть будут по чуть-чуть,локалками.Карабах,Молдова,Средняя Азия,Прибалтика....Там куснули,здесь тявкнули...Естественно,сопровождая экономическим, финансовым,прессингом.Как лайки останавливают медведя,гиены кончают льва.
      Вроде как вываливаюсь за рамки обсуждаемой статьи.Однако,счетаю,такой аспект необходимо учитывать,если обсуждаем требования к ИА внастоящий и перспективный периоды. hi
  4. -4
    9 декабря 2020
    Ну Слава КПСС, что F-35 автор не вставил в пятое поколение - респект и уважуха. Хотя искренне рад, что это поделие идёт в ВВС США. Это является одним из многих доказательств того, что воевать с нами они не собираются. Просто не смогут на пингвинах.
  5. +6
    9 декабря 2020
    На ряде режимов с правильным подбором нагрузки все три самолета могут осуществлять сверхзвуковой полет без включения форсажа.


    Что, J-20 тоже? На движках от Су-27? Хотя китайцы могут говорить что угодно, все равно, никто не проверит, а на экспорт они его не выставят и через 20 лет. Потому что никто не купит, т. к. профессионалы понимают какова цена китайским поколениям.

    их истребители нового поколения не имеют пушек.


    Ну логично. На стелс будут в БД подвешивать пушку в контейнере. ЛОЛ. Потому что пушка она не только и не столько, как "пистолет" воздушного боя, она позволяет производить предупредительные выстрелы трассирующими, если нужно заставить кого-то сесть. Ну и если вы идете впритык к перехватываемому, то при получении приказа на уничтожение вы не факт, что сможете ракетами сразу воспользоваться, т. к. есть минимальная дальность.

    Что же касается J-20 в целом, то когда я впервые увидел фотографию отсеков мне захотелось долго и истерично ржать, аки конь. Видно, что основной отсек короткий и неглубокий и в нем могут быть размещены только ракеты воздух-воздух или бомбы малого диаметра (SDB). Когда создавался F-22 его делали исключительно воздушным бойцом, и подобное решение всех устраивало, потом уже к нему прикрутили возможность использования SDB, чтобы хоть как-то использовать его и по земле. Был ли в этом вообще смысл, учитывая небольшое число выпущенных машин, я не уверен. Все-таки у американцев есть и всякие F-15E.

    Китайцы, как могли это скопировали, или точнее слепили из того, что было, используя популярную в 80-ые годы аэродинамическую схему. Я не говорю, что он нефункционален в этой роли, но в целом J-20 это лишенный каких-либо амбиций проект, устаревший к моменту создания, который, возможно, в ближайшие десятилетия будет заменен на что-то более адекватное. При этом ничто не мешает китайцам построить сотню таких машин и отрабатывать на них особенности применения, как немцы в своей время игрались в танчики, вроде, Pz-I. Ну и в каких-то аспектах сэкономить.

    Почему это так важно, да по той же самой причине, по которой в свое время создавали F-117. Перехватчику малозаметность не особо нужна, а включив радар, он всем по курсу будет говорить: "Я здесь". Ну и само по себе снижение ЭПР, чтобы оно работало, должно происходить не в разы, а на порядки, т. к. дальность обнаружения пропорциональна корню 4-ой степени из ЭПР. И если, допустим у Су-57 ЭПР вдвое выше, чем у F-22, то это совсем не то, как противостояние 2 танков с 76 мм пушками, только у одного броня 50 мм, а у другого 100. Очевидно, что у второго огромное преимущество. Самолет же с вдвое большим ЭПР будет обнаруживаться с дистанции большей лишь на 19%.

    Вот где малозаметность очень важна, так это при прорыве вражеской ПВО для доставки противнику подарков потяжелее, которые Су-57 в своем брюхе и привезет. Как и F-35 (бомбы у него даже крупнее, но как быть с длинными ракетами). Только F-35, именно, как самолет, штука бюджетная, а нашим ВВС в любом случае нужен дальний перехватчик, т. к. никакого отдельного МиГ-41 делать никто не будет, слишком дорого, то можно функции совместить в одной машине.

    Я не думаю, что китайцы этого не понимают, но они, похоже, физически не могут пока создать подобной конфигурации, клепание айфонов не дает познаний в материаловедении и соответствующих технологий.

    И то, что Су-57 в серии "задерживается" (F-22 до нее добирался намного дольше) не должно никакого удивления вызывать, т. к. это намного более передовая машина, чем J-20. В первую очередь, как самолет, из чего уже вытекают его прочие возможности.
    1. 0
      9 декабря 2020
      На взгляд не специалиста,вроде,все верно изложили...Плюс.
      Однако, ИМХО: сохранили стереотипы относительно технологических возможностей Китая.Из разных источников,-там,действительно,с этим не то,чтобы прорыв, а планомерное ускорение.
      Хорошо это или плохо,-вопрос другой.С одной стороны напрягаеют США-хорошо.
      С другой,-а если,как в своё время СССР и США,начнут "делить" мир между собой?Нас по Уральскому хребту поделят?
  6. +3
    9 декабря 2020
    Во всех статья про истребители пятого поколения не раскрывается тема гидропривод и гидрооборудования, а это один из критериев который относит истребители к пятому поколению. Современные гидросистемы по сложности сопоставимы с двигателями.
  7. +1
    9 декабря 2020
    Da uzh. J-20 eto dorabotanaya kopia MiG 1.44.
  8. 0
    9 декабря 2020
    Что -то ещё шведский "Вигген" (Saab 37) от фото от J-20 смутно вспоминается .
    Аэродинамика в стиле "Утка"?
  9. 0
    9 декабря 2020
    Цитата: Поганини
    А сколько боеготовых F-22 осталось

    А какая разница?В штатах Ф-22 считается устаревшим самолетом.Сравнивать его с Су-57(которого еще нет)-некорректно.Пока мы произведем,в вменяемых количествах-они новый самолет выкатят!
    Наши планы-самолет с двигателем 2 этапа-2024,и до 2028 г.-76 ед.-в 2 раза меньше чем сейчас Ф-22.И это без сдвиганием вправо,что нередко и нас. hi
  10. 0
    9 декабря 2020
    Не могу отделаться от впечатления ,что Китайский самолет очень громозкий и я бы даже сказал несколько нелепый. Его "сверхманевренность" плохо вписывается в такие радикальные игры с соплами , он длинноват,толстоват, передние крылья врятли добавят ему улучшение качеств по комплексу , а воздухозаборники просто гигантские.
    В качестве эрзац-Ф22, возможно он имеет некоторую нишу ,учитывая количественные возможности наращивания, доступные Китайской экономике - но вот удачность совмещения вызывает у меня скепсис.
    1. +1
      9 декабря 2020
      Скорее это увеличенный Ф35 . По концепции.
      1. +1
        10 декабря 2020
        Цитата: Zaurbek
        Скорее это увеличенный Ф35 .


        Скорее это украденный Миг 1.44
        1. +1
          10 декабря 2020
          Я к тому, что не истребитель завоевания превосходства в воздухе
          1. 0
            14 декабря 2020
            Вы куда вообще смотрите? В него ничего, кроме ракет "воздух-воздух" не влезает.
            1. +1
              14 декабря 2020
              Для 5 поколения бомбы имеют размеры, как у ракеты. длинные и малого диаметра. И крыльями для планирования. В том числе и в РФ. И иногда квадратного сечения, для большего объема ВВ в них.
              1. +2
                14 декабря 2020
                Ты КАБ-1500 вообще видел? Она, правда, для Су-57 и не предназначена, но ракеты весом 700+ кг вполне. Вес SDB не превышает 200 кг, планирующие же бомбы являются чисто нишевым оружием, которое ни обычную ФАБ-250-270, ни КАБ-500, ни тем более изделия очень большой мощности не заменят. Я уж молчу про всякие БЕТАБа, которые в принципе не могут быть компактными и легкими.
                1. +1
                  14 декабря 2020
                  В проблема? В стелс варианте с внутренними подвесами используют малого диаметроа до 250кг весом бомбы (системы наведения настолько совершенны, что попадает уже + или - 1 метр).....для большего калибра - внешняя подвеска и другие цели в других условиях, когда превосходство в воздухе уже получено.
                  1. 0
                    14 декабря 2020
                    Ты понимаешь, что 250 кг - это просто недостаточно для многих объектов? И F-35 Несет бомбы до 905 кг. Более того, такие объекты должны поражаться в первую очередь, выявленный командный пункт под метрами бетона ждать не будет, пока вы в воздухе победите.
                    1. +1
                      14 декабря 2020
                      Товарищ, для тех кто в танке.....:
                      1. С повышением точности нужно меньше ВВ в боеприпасе.
                      2. Когда дело доходит до объектов, которые надо поражать бомбами от 500кг, превосходство в воздухе уже достигнуто и не нужно их засовывать внутрь самолета.
                      3. Для экстренных целей американцы предполагают использовать В-2(21)......но для этого надо знать его ТОЧНЫЕ координаты. а если разведка с воздуха не работает, вы их не получите. А враг ей работать не даст.
                      1. +1
                        14 декабря 2020
                        Вообще-то превосходство в воздухе достигается в т. ч. и поражением высокозащищенных объектов.

                        Попасть, если бомба не может пробить защиту, толку будет мало. То, что точность выросла, и вообще управляемость стала дешевле, и как результат у нас появилась более легкая бомба КАБ-250, требования к разрушающему действию не снижает. В той же Сирии, где вроде бы сверхмощной фортификации нет, иногда применялись даже КАБ-1500.

                        Ракеты, воздух-поверхность во-1 являются весьма длинными, во-2 даже легкая Х-25 весит от 300 кг. Более серьезные образцы, вроде, Х-38 тянут и на 500-600 кг и даже больше.
                      2. 0
                        14 декабря 2020
                        Сначала выбиваются обзорные рлс....склады с оружием и горючим, комплексы ПВО......для всего этого того, что помещается в отсеки , хватит.
        2. +2
          4 февраля 2021
          не украденный. Китайцы в 90-е купили по нему документацию и даже специалистов с МИГа возили к себе.
      2. 0
        14 декабря 2020
        А бомбы куда подвешивать? На фото видно, что для них нет места.
    2. 0
      13 декабря 2020
      для использованя как перехватчик прям вполне. а им вполе это и надо.
      1. 0
        14 декабря 2020
        АФАР позволяет прекрасно работать и по воздуху и по земле/воде......зачем себя ограничивать чем то? И для Китая удары по кораблям так же важны , как и ПВО. это две большие опасности для Китая.
        1. 0
          15 декабря 2020
          то есть по вашему другой сделать 5го поколения это вот взать сделать..как на бумаге опа и скорость*10, всего то нуль приписать. нешмогли они) да и то что сделалии им явно показалось нужнее а то бы сделали всё таки иначе. это прям тяготеет к перехватчику ударному.
          1. 0
            15 декабря 2020
            Трезвый, но вашей мысли не понял
  11. 0
    10 декабря 2020
    Ничего себе одно поколение. Выпуск одного самолета прекращен 10 лет назад, другого еще не начат и мало того никто не может сказать когда энтот выпуск начнется и начнется ли вообще
    1. 0
      14 декабря 2020
      Это ты не можешь, а в контракте все прописано.
  12. 0
    10 декабря 2020
    Статья не о чем...
  13. 0
    13 декабря 2020
    в неуд за одно тока фото ф22 на заглавную drinks
    а в америке страшилки ходят что ф22 плохо интегрируется в ввс пво боеговто при непрерывном дежурстве будет штук эдак 20 (24часа*30 суток), что только рлс при том слабая а вот су57 имеют кучу особых недоступных раптору прицелов и радаров разных частот. при том в круговую имеет и рэб и ртр и рлс в частности.
  14. -2
    15 декабря 2020
    Повторюсь-Су57 и Джи20- "всё" это сцап-царапнуто с Ф22-35
  15. 0
    2 января 2021
    Цитата: фа2998
    Пока мы произведем,в вменяемых количествах-они новый самолет выкатят!

    Вот тут согласен. Производство f-15 уже возобновляется
    1. 0
      19 января 2021
      Цитата: Bobik012
      Производство f-15 уже возобновляется


      Оно и не прекращалось.
  16. 0
    3 февраля 2021
    Опять слышу об отсутствии сверхманевренности ф22. Да с какого перепугу он не сверхманевренный?
  17. +1
    4 февраля 2021
    что-то я так и не понял, кто же сделал основное требование к су-57 сверхманевренность?
    почему это требование постоянно всплывает, но так же постоянно непонятно, кто его выдвинул?
  18. 0
    4 февраля 2021
    Цитата: ROSS 42
    F-35 выпущено более 500.


    Угу, а их боевая готовность всего 5%. До сих пор 1000+ проблем, обнаруженных в F35 и обозначенных открыто, в официальном отчете Пентагона, у всех истребителей не устранены. Большинству просто запрещено подниматься в воздух.
    Я тоже могу болванок настрогать.
  19. -1
    23 февраля 2021
    ,"..F22a не показывает сверхвысокой маневренности.."
    "..су57 получил высокие летные и маневренные х-ки..".
    Ндя.. чушь это все собачья.судя по известным видео,су57 это как грузчик из пропащинска и балерина большого театра вместе будут исполнять лебединое озеро.и су57 будет отнюдь не балериной.отнюдь!
    Откуда берется столько спеси?это ведь демагогия чистой воды хех
  20. 0
    24 февраля 2021
    Единственное сходство всех самолетов то, что все они летают.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»