Прообраз M61 Vulcan -германский авиационный пулемет «Fokker-Leimberger»
Пулемет «Fokker-Leimberger» был создан в 1916 году. Один из первых пулеметов использующих внешний привод многоствольной системы оружия. Был построен всего один опытный образец, который в результате стечения обстоятельств попадает в Соединенные Штаты в конце 20-х годов, когда А.Фоккер глава компании «Fokker Werke GmbH» перебирается в США и основывает там отделение своей компании. В боевых действиях участия не принимал. Был использован для создания первых образцов американского шестиствольного пулемета М61 «Вулкан».
Идея создания пулемета идет от секретного циркуляра, который был направлен инспектором Прусского Авиакорпуса майором В.Зейгертом компаниям и фирмам, занимающимся созданием вооружения для установки на летательные аппараты. В документе было указано, что имеющиеся на вооружение авиационного корпуса пулеметы уже не отвечают настоящим требованиям ведения боевых действий. Требуемые пулеметы должны иметь небольшой вес, быть съемного типа, иметь высокую скорость огня с летательных аппаратов на скоростях более 200 км/ч, обеспечивать безотказную работу на большой высоте и минусовой температуре, иметь малые габаритные характеристики и обеспечивать возможность ведения стрельбы из них вертикально-вниз. Инспектор выдвинул свои предложения по достижению данных характеристик и принципу работы новых систем авиационных пулеметов:
- автоматика оружия механического принципа – работа основных узлов от энергии выстрела;
- привод пулемета внешнего исполнения, который будет использовать энергию авиационного двигателя через специальное устройство или использование электрического привода от собственного источника питания типа батарей или аккумуляторов;
- предпочтительно создание пулеметной системы многоствольного типа с естественным охлаждением ствольной группы;
Разработку новых авиационных пулеметов так же предложили и некоторым компаниям, которые не создавали подобного оружия, но имели для этого необходимую базу. Компаниям была предложена материальная и финансовая помощь в случае признания их разработки нового авиационного пулемета перспективной. Инспектор В. Зейгерт обещал предоставить рабочую силу, требуемые материалы, самолеты и дирижабли для испытаний, и другие возможности.
Именно данный документ (невозможно не согласиться с разумностью подхода постановки задачи) и послужил необходимым катализатором, который дал толчок на создание новых видов авиационного вооружения работающих на новых принципах автоматики. Разработками стали заниматься такие компании как «Фоккер», «Siemens», «Szakatz-Gota» и некоторые другие фирмы, кроме того были представлено ряд независимых идей и разработок.
Но практически ни одно оружие не было создано до окончания ПМВ, исключением была лишь компания «Siemens», успевшая успешно опробовать новое вооружение в реальном воздушном бою. Данный пулемет мог бы пойти на вооружение немецких самолетов в 1919 году, и на этом история создания пулеметов могла бы подойти к концу, если бы не окончание ПМВ.
Fokker-Leimberger
Компания «Fokker Werke GmbH» так же занималась созданием авиационного пулемета согласно требований циркуляра. Разработкой занимался ведущий инженер Либбе, под руководством которого были разработаны два эскизных проекта:
- система прямоприводного пулемета на основе кривошипошатунных механизмах автоматики германского варианта пулемета «Максим» - MG08;
- система «Leimberger» - революционная система с использованием 12-ти ствольной связки быстровращающихся стволов, внешнего привода автоматики и подачи боеприпасов на ленте особого исполнения.
Последняя система была спроектирована согласно ранее представленного меморандума Инспекции прусского авиакорпуса.
Устройство и конструкция
12-ть стволов были собраны в ротор барабанного типа. Патронник ствольной группы состоял из двух обельных элементов, раздельными в продольной плоскости и представлял собой систему Брича (два поворотных элемента). Патроны подавались в широкой ленте, которая на половину опоясывала барабан.
Сам барабан внешне напоминает уменьшенную копию велосипедной звездочки. Вращающийся барабан протягивал патронную ленту, и патроны ложились в полукруглые коморы. Барабан расположен сверху обойму и являлся ее частью. Второй барабан в нижнюю полукруглую комору которого попадал патрон при установке обоймы вращался в противоположную сторону. Патроны при вращении барабанов зажимались в полукруглых коморах (верхней и нижней). Такая схема «система Брича», в которой патронную ленту протягивает вращением двух барабанов с полупатронниками называют «The Nutcracker» или Орехокол. При такой системе не требуется отдельный механизм подачи ленты. При производстве стрельбы патроны не извлекается из патронной ленты, и остаются в ней при выходе ленты (гильзы остаются в ленте).
Еще одной особенностью реализации такой схемы является отсутствие отдельного механизма запирания – его функцию исполняет ударник. После удара по капсюлю, он становится в перекос из-за воздействия зеркала копира, что связан с приводом механическим исполнением.
Требования к эксплуатации
Новый авиационный пулемет получался очень простым , что повышало его надежность. Он не имел тех дефектов, что присутствовали у внешнеприводного пулемета германского производства «MG08». Скорострельность нового пулемета теоритически была ограничена только скоростью привода, надежностью механизмов и деталей пулемета и качеством подаваемых патронов.
Установленный на летательном аппарате пулемет «Fokker-Leimberger», должен был находиться в постоянной готовности к применению. Механизм пулемета (12-ти ствольная система) должен был находиться в постоянном вращении. Это обуславливалось большим временем необходимым для раскрутки многоствольной системы пулемета (пока раскучивался блок стволов летательный аппарат, просто пролетал мимо цели). Для производства стрельбы из пулемета требовалось включить подачу ленты нажатием на спуск, сразу выключался разобщитель и патронная лента начинала свое движение. При отпускании спуска, включался разобщитель, подача патронной ленты прекращалась – происходила остановка стрельбы.
Испытания пулемета
Авиационный пулемет «Fokker-Leimberger» как опытный образец был несколько раз установлен на германские самолеты. Пулеметы устанавливали как с механическим приводом, так и с электрическим приводом. Сведений о проведении стрельб из пулемета точных нет, баллистических характеристик 12-ти ствольного блока тоже нет. Используемый патрон 7.92х57мм Маузер обеспечивал достаточную стабилизацию полета пули, ствольный блок имел естественное охлаждение стволов и небольшой темп стрельбы отдельно взятого ствола. Это позволяет сделать вывод о высокой живучести всей системы «Fokker-Leimberger» в целом и теоритически скорострельность пулемета могла быть очень высокой. Заявленные характеристики скорострельности были ограничены качеством используемых патронов.
Опытные образцы авиационного пулемета «Fokker-Leimberger» особенно страдали от поставляемых патронов. Качество немецких патронов резко упало в последние годы ПМВ. Патроны часто продольно разрывало в момент производства выстрела. Конструкция полупатронников имеет к этому непосредственное отношение и обуславливает повышенные требования к используемым боеприпасам.
Источники информации:
http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/strelkovoe-oryjie/6274-pylemet-fokker-leimb.html
http://alternathistory.org.ua/pulemet-fokker-leimberger-germaniya
http://raigap.livejournal.com/151707.html
Информация