Военное обозрение

Достижения и перспективы отечественных БПЛА

47

"Орлан-10" - один из основных БПЛА российской армии. Фото Минобороны РФ


В последние 10-15 лет российская армия уделяет особое внимание беспилотным летательным аппаратам. Создаются, закупаются и принимаются на вооружение беспилотные комплексы разного назначения с разными характеристиками, позволяющие покрыть все потребности вооруженных сил. За счет этого уже создан один из крупнейших в мире «воздушных флотов» БПЛА, а в будущем он станет еще больше и сможет выполнять более широкий круг задач.

Текущие достижения


Нынешние процессы строительства и развития беспилотного направления были запущены в двухтысячных годах – хотя на вооружении сохраняются и более старые образцы, созданные еще в советское время. Освоение современных БПЛА началось с разработки собственных образцов и закупки иностранных изделий, необходимых для накопления опыта.


Расчет готовит к запуску БПЛА "Элерон-3". Фото Минобороны РФ

Со временем количество отечественных разработок росло, и часть этих образцов была принята на вооружение разных родов войск. В настоящее время БПЛА нескольких классов состоят на вооружении сухопутных войск, ВВС, ВМФ, ВДВ и ряда силовых структур. При этом пока распространение получают только комплексы легкого и среднего классов. Тяжелые БПЛА, в т.ч. ударного назначения еще не дошли до полноценной службы, но их появление в строю ожидается в ближайшее время.

По известным данным, в российской армии сейчас имеется ок. 70 рот, отвечающих за эксплуатацию БПЛА. Им принадлежат сотни беспилотных комплексов двух десятков типов, включающие не менее 2 тыс. летательных аппаратов. Благодаря этому Россия оказывается одной из главных «беспилотных держав» мира. По количеству БПЛА в строю наша страна уступает только США и Израилю.


"Элерон" на пусковом устройстве. Фото Минобороны РФ

Процессы разработки и модернизации беспилотной техники не прекращаются. Также продолжается производство аппаратов по имеющимся и вновь появляющимся контрактам. Осваиваются новые направления. Все это позволяет предполагать, что наш флот беспилотников, как минимум, не будет уменьшаться в количественном отношении, а в качественном его ждут настоящие прорывы.

Состояние парка


На данный момент подавляющее большинство армейских БПЛА относится к легкому классу; в основном это аппараты, предназначенные для ведения мониторинга и разведки. Так, наиболее массовым является комплекс «Орлан-10» с летательным аппаратом массой всего 14 кг, способный нести 5 кг полезной нагрузки. Предлагаются разные варианты полезной нагрузки, включая аппаратуру связи и средства РЭБ.

Большое значение для войск имеют БПЛА серии «Элерон». Такие аппараты построены по схеме «летающее крыло» и имеют массу от 3,4 до 15 кг. Они способны находиться в воздухе в течение продолжительного времени и вести разведку, не привлекая внимания. Более крупные и тяжелые образцы серии имеют сменную нагрузку. Схожие характеристики и возможности имеют более новые БПЛА семейства «Тахион». К этому же классу относится ряд других образцов российской разработки и лицензионного производства.


Запуск БПЛА "Тахион". Фото Минобороны РФ

Основным отечественным БПЛА среднего класса на данный момент является «Форпост» – лицензионная копия израильского IAI Searcher II. Эта машина имеет взлетный вес более 430 кг и несет средства разведки. По мере продолжения производства, степень локализации росла, а зависимость от импортных комплектующих сокращалась. Кроме того, завершаются работы по БПЛА «Форпост-Р». Он крупнее и тяжелее предшественника, имеет увеличенную продолжительность полета. Кроме того, проект предусматривает использование только российских комплектующих и программного обеспечения.

Особенности эксплуатации


Существующий парк БПЛА в войсках пригоден только для наблюдения и ведения разведки – и армия активно пользуется этим. Свои разведывательные роты с беспилотниками созданы во всех крупных соединениях сухопутных, воздушно-десантных и других войск. Их задачей является сбор данных о противнике и обстановке в целом, целеуказание для различных огневых средств и т.д.


Средний БПЛА "Форпост". Фото Минобороны РФ

В рамках сирийской операции беспилотные авиационные комплексы показали свои возможности в области разведки и целеуказания. С их помощью обеспечивается работа боевой авиации, в т.ч. стратегической, и дружественных сухопутных подразделений. Различные варианты подобного взаимодействия БПЛА и другой техники регулярно отрабатываются на учениях.

В последние годы Минобороны неоднократно сообщало о внедрении БПЛА в новых областях. Так, беспилотные аппараты теперь могут обеспечивать работу артиллерийских систем разных типов, вплоть до систем большой мощности 2С7М. Данные от беспилотника-разведчика используются как для подготовки к ведению огня, так и для корректировки после первых выстрелов.

Начата эксплуатация БПЛА в инженерных и железнодорожных войсках. С их помощью саперы и железнодорожники могут оценить обстановку и определить план дальнейших действий – при строительстве или разрушении объектов, при прокладке дорог или ремонте т.д.


Комплекс "Орион" с тяжелыми беспилотниками. Фото компании "Кронштадт"

Тяжелая перспектива


На вооружении российской армии пока отсутствуют БПЛА тяжелого класса, способные показывать более высокие летные характеристики. Из-за отсутствия таких платформ остается открытым вопрос ударных беспилотников. Однако работы в этом направлении начались еще несколько лет назад и вскоре дадут все желаемые результаты.

Наибольшие успехи показывает беспилотный комплекс «Орион». Он успешно справился с испытаниями и даже прошел проверку в Сирии. Весной этого года Минобороны приняло первый комплекс с тремя БПЛА. Ожидается запуск серийного производства. С некоторыми проблемами столкнулся проект схожего назначения «Альтиус-У». Этот БПЛА пока проходит испытания, но имеет все шансы поступить на вооружение в ближайшем будущем.


Тяжелый "Альтиус-У" в полете. Фото Минобороны РФ

Особый интерес представляет проект С-70 «Охотник», уже доведенный до испытаний прототипа. Он предусматривает создание «летающего крыла» с развитыми разведывательно-ударными возможностями и способностью работать как самостоятельно с максимальной автономностью, так и в одном строю с пилотируемым истребителем 5 поколения.

Тематика беспилотников, способных взаимодействовать с самолетами, получает развитие. На форуме «Армия-2020» впервые показали макет перспективного БПЛА такого рода под названием «Гром». Ожидается, что такой аппарат сможет нести оружие для борьбы с воздушными и наземными целями, а также будет брать на себя наиболее опасную боевую работу.

Одноразовые беспилотники


В последние годы отечественная промышленность обратила внимание на направление т.н. барражирующих боеприпасов – легких БПЛА, несущих боевую часть и способных атаковать наземные цели. Уже представлено несколько разработок этого класса, они проходят испытания – но на вооружение пока не принимаются. Вероятно, решение об этом будет принято в ближайшем будущем.


Барражирующий боеприпас "Ланцет". Фото Концерна "Калашников"

В недавнем прошлом был представлен боеприпас «Куб-БЛА». Это малогабаритное изделие (размах крыла 1,2 м) с боевой частью массой 3 кг. Изделие способно совершать полет продолжительностью до получаса. В течение этого времени оператор может следить за обстановкой и искать цель для удара. Позже представили боеприпас «Ланцет». Он отличается аэродинамической схемой, более совершенной оптико-электронной системой и увеличенной боевой нагрузкой.

Настоящее и будущее


БПЛА ряда классов уже стали неотъемлемым атрибутом российской армии. Производство техники существующих типов продолжается, что позволяет продолжать перевооружение и создавать новые подразделения разведки и мониторинга. Параллельно разрабатываются другие образцы, в т.ч. совершенно новых классов с иными рабочими и боевыми возможностями.

Таким образом, к настоящему времени «воздушный флот» российских беспилотников стал крупной и полноценной силой, способной решать поставленные задачи. А прямо сейчас он стоит на пороге нового этапа своего развития. Уже созданы аппараты новых классов с расширенными возможностями, и в ближайшее время они дойдут до полноценной эксплуатации. Тяжелые ударные машины дополнят легких разведчиков – и Россия войдет в круг мировых лидеров не только по количеству БПЛА, но и по их качеству и возможностям.
Автор:
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. lucul
    lucul 10 декабря 2020 18:11
    +6
    С некоторыми проблемами столкнулся проект схожего назначения «Альтиус-У». Этот БПЛА пока проходит испытания, но имеет все шансы поступить на вооружение в ближайшем будущем.

    Не жалеть никаких денег и разработать свои моторы - Альтиус -это наш единственный шанс на БПЛА ДЛРО .
    Шутка ли - потолок в 12 000м, дальность в 10 000км , и 48 часов в воздухе .
    1. donavi49
      donavi49 10 декабря 2020 18:16
      +7
      Если брать РЕДы (то что на Альтиусе) - то от начала разработки до сертификата прошло около 10 лет.
      1. Аэродромный
        Аэродромный 10 декабря 2020 18:26
        +1
        Уже созданы аппараты новых классов с расширенными возможностями, и в ближайшее время они дойдут до полноценной эксплуатации. Тяжелые ударные машины дополнят легких разведчиков – и Россия войдет в круг мировых лидеров не только по количеству БПЛА, но и по их качеству и возможностям.
        лучше по факту объявлять,"планы" и "прожекты" уже надоели.приняли в войска- ура. а так...много чего уже расписывали.
        1. Эль Чувачино
          Эль Чувачино 10 декабря 2020 18:58
          -1
          Цитата: Аэродромный
          лучше по факту объявлять

          Кому лучше?
    2. _Ugene_
      _Ugene_ 10 декабря 2020 21:08
      0
      Шутка ли - потолок в 12 000м, дальность в 10 000км , и 48 часов в воздухе .
      что бы эти хар-ки реализовать нужна спутниковая система управления бпла, с этим пока туго
    3. Алексей Бобрин
      Алексей Бобрин 12 декабря 2020 09:38
      +2
      Наш единственный шанс не только БЛА Альтиус, а и Сириус тоже.
    4. ElTuristo
      ElTuristo 12 декабря 2020 13:37
      -1
      Ага на бумаге...
    5. ElTuristo
      ElTuristo 24 января 2021 12:43
      0
      Да там кроме моторов все немецкое,планер,авионика:)А так да тебя уже услышали,денег не пожалеют:)
  2. SaLaR
    SaLaR 10 декабря 2020 18:12
    +4
    А кто то писал что всё пропало.. А вроде бы что то да есть....)
    1. Аэродромный
      Аэродромный 10 декабря 2020 18:29
      -1
      Цитата: SaLaR
      А кто то писал что всё пропало.. А вроде бы что то да есть....)

      да ещё и не один...
  3. OgnennyiKotik
    OgnennyiKotik 10 декабря 2020 18:12
    +1
    Им принадлежат сотни беспилотных комплексов двух десятков типов, включающие не менее 2 тыс. летательных аппаратов. Благодаря этому Россия оказывается одной из главных «беспилотных держав» мира. По количеству БПЛА в строю наша страна уступает только США и Израилю.

    Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика.
    1. lucul
      lucul 10 декабря 2020 18:19
      +4
      Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика.

      Хотите сказать ,что Турция ведущая держава БПЛА ? )))
      1. Intruder
        Intruder 10 декабря 2020 22:14
        +2
        единственная, которая активно не стесняясь применяет их везде где может! Особенно имея собственное производство и разработку у себя, а не занимаясь закупками старья в Израиле и Китае, как многие другие страны...
        1. Cottodraton
          Cottodraton 11 декабря 2020 06:10
          +5
          Ага, а электроника то чья там? Не уж то своя?
          1. Artunis
            Artunis 11 декабря 2020 12:39
            +5
            Там кроме планера ничего своего нет от слова "совсем".
    2. petroff
      petroff 15 декабря 2020 13:33
      +1
      Полностью согласен!!! Только США и уступает!!! fellow
  4. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 10 декабря 2020 18:32
    +4
    Ну, что ж. Количественно мы, действительно, не в последних рядах. Но вот качественно...
    В реальных боевых условиях при активных ПВО и РЭБ наши БПЛА ещё не работали, да и ударные пока только в разработке.
    Будем ждать и надеяться.
  5. Knell Wardenheart
    Knell Wardenheart 10 декабря 2020 18:46
    +7
    Впору начинать работы над средним БПЛА-перехватчиком для разборок с разной шушерой типа "Байрактаров" .
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 10 декабря 2020 18:51
      0
      Нужно делать универсальную, относительно дешёвую, массовую турбореактивную платформу. В вариантах РЭБ, ДРЛО, ретранслятор, штурмовик, истребитель и тд
      Что-то типа проекта Зонд от Сухого. На турбореактивных двигателя АИ-222-25, используемых на учебном самолёте Як-130. Можно и на РД-33 с АЛ-31, с соответствующими доработками.
      1. Knell Wardenheart
        Knell Wardenheart 10 декабря 2020 19:00
        +7
        Я бы больше ставил на винтовые электродвигатели. Все таки для БПЛА оборонного характера важна маневренность и время автономности ,и стоимость эксплуатации.
        1. OgnennyiKotik
          OgnennyiKotik 10 декабря 2020 19:07
          +2
          Думаю возможность поднимать 3-4 тонны полезной нагрузки важнее. Это полноценная РЛС и весь спектр управляемого и не управляемого вооружения стоящий на вооружении. Можно и пушку поставить.
          Турбореактивные БПЛА более 24 часов воздухе могут находятся, этого более чем достаточно.
          Электродвигатели это больше для малых БПЛА и дронов камикадзе.
          Одно другое не отменяет. 2 направления нужны равносильно: рои дронов малых классов и ударно-разведывательные «большие» БПЛА.
          1. Knell Wardenheart
            Knell Wardenheart 10 декабря 2020 19:10
            +2
            Да это понятно, я сейчас больше говорю про концепт охотника за БПЛА по указанию наземных станций . Возможно это было бы более продуктивно против "роя дронов" ,чем все эти современные ракетно-пушечные ухищрения. А для этой задачи нужна именно автономная дешевая машинка с дешевой же эксплуатацией , способная что называется "парить" часами как хищная птица . Ударники это да , турбореактивные,тут без вариантов.
      2. Intruder
        Intruder 10 декабря 2020 22:17
        +6
        и по—стоимости с тем самым ЯК—130, и плюс расходы на обслуживание и ценник летного часа, тогда уж лучше легкий турбовинтовой штурмовик с двумя пилотами, в качестве охотника за БЛА!:)
        1. OgnennyiKotik
          OgnennyiKotik 11 декабря 2020 00:15
          -1
          Цитата: Intruder
          стоимости с тем самым ЯК—130, и плюс расходы на обслуживание и ценник летного часа

          Совершено верно
          Цитата: Intruder
          легкий турбовинтовой штурмовик с двумя пилотами, в качестве охотника за БЛА!

          Два трупа в летающем гробу.

          Идлиб, Ливия, Карабах это прошлые войны, нужно готовится к будущем. У тех же турок Аксунгур в серию пошёл, Акинчи активно летает. Они будут уже с АФАР, ракетами воздух-воздух, GBU-39, КР, JDAM и тд
          Реактивный БПЛА Goksungur планируют первый полёт в 2021 году, в серию в 2023 году.
          Количество проектов в США по БПЛА зашкаливает, Loyal Wingman делают 4 компании по контракты, 10 хотят войти в него. Вот их будут тысячи и к войне с ними нужно готовится.
          1. Intruder
            Intruder 11 декабря 2020 09:45
            +1
            если брать, сегодняшнее время и подготовку пилотов, то ды:) два трупа гарантированно, плюс и авиатехники "заточенной" (всякие электронные ружья" и комплексы войсковой РЭБ/РЭП не берем, для борьбы с БЛА сейчас нет! Хотя лучше легкий штурмовик или версия противопартизанского ударника, с низкой стоимостью и соответствующей боевой нагрузкой именно для борьбы с малоразмерными БЛА, чем лепить отдельный беспилотный истребитель—перехватчик, тратить деньги на исследования и разработку, и на обучение (специализацию) операторов (в области перехвата БЛА) и прочую наземную инфраструктуру центров управления, которые также будут нуждаться в защите от ударных дронов и барражирующих боеприпасов!
            1. OgnennyiKotik
              OgnennyiKotik 11 декабря 2020 09:51
              +3
              Задачу нужно разбить на 2 части:
              1. Рои малых БПЛА, дронов-камикадзе
              2. «Тяжелые» БПЛА. Начиная с Байрактара заканчивая перспективными перспективными реактивными.
              Против них нужные разные средства. Я говорил про вторых. Против первых только уничтожение носителей. Против единичных войсковое ПВО.
              1. Intruder
                Intruder 11 декабря 2020 12:17
                +2
                ну тоды, малокалиберная ЗСУ с дистанционным подрывом воздушным БЧ боеприпаса, или малокалиберные УР, с матричными осколочными БЧ, что—то дешевое без ГСН...; по примеру эконом—решений в модернизации НАРов различных калибров с целью сделать их управляемыми!
                А тяжелых и ударных БЛА, лучше "ложить на землю" простыми (винтовые, максимально турботропы) и легкими (такими же дешевыми) пилотируемыми ударниками с различной целевой нагрузкой на узлах внешней подвески, что увеличит их универсальность в области армейской авиации!
              2. Pamir
                Pamir 11 декабря 2020 23:47
                +2
                Плюсанул Вам Kot,вот тут точнейше подмечено,требуется разделять БПЛА на классы.Есть уже оперативники,больших массо-габаритов,это разведчки-наводчики и отчасти стреляющие или сбрасывающие боезапас как классическая авиация.Вот с ними однозначно борьба как с классической авиацией требуется ПВО-ПРО,не вопрос типа Тунгуска-Тор-и даже новейший С350"Витязь".
                Но главная проблема,воздушные роботокамикадзе-пехота,она задавит массой,производство которой не требует высоко-квалифицированной силы и высокой профильности предприятий для производства БПЛА.Поэтому здесь ЗРК и ПЗРК будут не очень кстати.Тут требуется дешевый подход,тупо блокирование соими операторами РЭБ управления БПЛА,чтобы в штопор или посадка без подрыва с помощью операторов своих РЭБ,РЭПС.Тут только создание непроницаемых облаков и стен,над и с фронтов своей группировки.Тогда при атаке дронами и только для оставшихся прорвавшихся единиц камикадзе-БПЛА актуальны ствольные ПЗРК,для них уже нет особых проблем,это не десятки БПЛА,при попытке уничтожения которых,перегрев стволов ПЗРК обеспечен,и не требуется супермногоканольных РЛС.
              3. petroff
                petroff 15 декабря 2020 13:41
                +3
                На три.
                1 малые и баражирующие боеприпасы
                2 средние, универсальные, разведка и наблюдение.
                3 тяжёлые, ДРЛО, штурмовые, истребительные.
      3. petroff
        petroff 15 декабря 2020 13:35
        +2
        Угу и стоить они будут как Як-130.
  6. Бережливый
    Бережливый 10 декабря 2020 18:49
    +3
    Альтиус и Ореон зависят от австрийских двигателей, из за шантажа сшы нам эти двигатели перестали продовать, и отказали в лицензии на их выпуск. Так что, максимум, на купленных и полученных от австрийцев двигателях мы получим еще несколько Ореонов, а дальше. ..ждите когда появятся свои поршневые двигатели для ударных беспилотников. При должном финансировании, по некоторым данным, наши такие двигатели за 2-3 года создадут, и запустят в производство!
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 10 декабря 2020 18:58
      +1
      Цитата: Бережливый
      При должном финансировании, по некоторым данным, наши такие двигатели за 2-3 года создадут, и запустят в производство!

      Уже лет 20-30 эти 2-3 года длятся. Нужно уже забить на эти движки и строить БПЛА на турбореактивных двигателях.
      1. Бережливый
        Бережливый 10 декабря 2020 19:19
        +6
        Огненный Котик-турбореактивные попрожорлевее, и потяжелее, ударник с ними весить будут как легкий истребитель, да и цена выйдет у такого беспилотника почти как у обычного истребителя!
    2. Intruder
      Intruder 10 декабря 2020 22:19
      +2
      С Байденом, уже не получим мы движки, так что Орионам не хватит! Максимально только покупать в сборе или Kits, кое—какое "не первой свежести" у китайцев, или как та самая ZaLa у Израиля!
  7. Bez 310
    Bez 310 10 декабря 2020 22:13
    +12
    Такую статью можно было публиковать в газете "Правда".
    Заголовок - заглядение, у нас ведь только достижения
    и перспективы, а не провалы и опоздания.
    Так завуалировано рассказать о том,что у нас нет "боевых"
    БПЛА, а те, что есть - это только маленькие летающие камеры,
    мог только мастер военной журналистики.
    И ведь не сразу и поймешь, что по части БПЛА мы опять позади
    планеты всей, вон и Шойгу недавно "просил" ускорить работу в
    этом направлении.
  8. 113262а
    113262а 10 декабря 2020 23:02
    +9
    РФ третья полсле сша и Израиля? Что,даже Поднебесную обошли,в которой БЛА-уже на уровне отделения мотопехоты -в штате! Пока что о такой насыщенности дронами в войсках нам надо только мечтать!
    1. Blackgrifon
      Blackgrifon 11 декабря 2020 18:15
      +1
      Вопрос в количестве. КНР имеют ударники, а мы юзаем легкие для разведки и для формиования РУКов. Тут интересно, что с ланцетами будет.
      + ждем, чем закончится Гром и Охотник. Будем надеяться, что успехом (крупной серией хороших машин).
  9. Владимир247
    Владимир247 11 декабря 2020 06:12
    +1
    Даже читать неинтересно, как для слабоумных пишут...а народ хавает, и комментирует всерьез... laughing
    Одни пректы. Будет...планируется...в ближайшем будущем...и тд и тп.... wassat
    А ведь должны быть статьи, о новом штатном расписании в армии, о должностях операторов в ротах и батальонах, о проблемах подготовки... но что мы видим на сайте ? А всё то же : сладкие речи о будущем.... fellow
  10. malo
    malo 11 декабря 2020 08:50
    +15
    Оппоненты, конечно, далеко убежали. Не легко догнать будет. Надо действовать. Или отвечать ассиметрично.
  11. Boris63
    Boris63 11 декабря 2020 11:22
    +5
    Сын работает в компании "Кронштадт", месяца 1,5-2 работали почти без выходных. Вроде как доводят ещё 3 БПЛА и боеприпасы к ним. Точно, не спрашивал, но в разговоре он упоминал...
  12. xomaNN
    xomaNN 11 декабря 2020 15:54
    +4
    Благодаря этому Россия оказывается одной из главных «беспилотных держав» мира. По количеству БПЛА в строю наша страна уступает только США и Израилю.

    Очень надеюсь, что это 3 место не убаюкивает военных. Тяжелые и ударные БЛА пока слабое место. Ждём-с.
    ----
    Посмотрел парад победный в Баку. Там большие БПЛА турецкие и израильские провезли по площади заслуженно. Особенно обидно армянам было видеть трофейные РСЗО, бронетехнику , которую тоже на трейлерах везли. Результаты работы этих БЛА. Профукали в Ереване время и деньги ни на то потратили drinks
  13. Алексей Бобрин
    Алексей Бобрин 12 декабря 2020 09:37
    +3
    На самом деле список БЛА более обширен
  14. Кузь
    Кузь 12 декабря 2020 11:58
    +14
    За БПЛА сейчас всерьез взялись. И не все попадает в прессу и новости.
    1. ElTuristo
      ElTuristo 12 декабря 2020 13:45
      +3
      Взялись не за БПЛА а другое место...
  15. Просто Аркадий
    Просто Аркадий 13 декабря 2020 14:29
    +4
    Данная статья напомнила мне кинофильм 30-х годов "Если завтра война". Победоносно-пафосно без учёта реалий.
  16. Просто Аркадий
    Просто Аркадий 13 декабря 2020 14:33
    +4
    Цитата: Cottodraton
    Ага, а электроника то чья там? Не уж то своя?

    Да,Чубайс в Сколково разработал. Ночей не спал,всё о Родине думал. Американской.
  17. petroff
    petroff 15 декабря 2020 13:56
    +3
    Почитал, и почему то вспомнилась Северная Корея с её самым крупным флотом в мире... Не по линейным кораблям и авианосцам... А именно по числу кораблей, точнее лодок и не только подводных, но и моторных...