Ушёл из жизни пилот, впервые превысивший скорость звука

46

Чарльз Элвуд Йегер родился 13 февраля 1923 года в штате Западная Вирджиния.

После окончания средней школы в июне 1941 года был призван в Военно-воздушные силы США с подготовкой авиамеханика. После вступления США во Вторую мировую войну в декабре 1941 года и изменения стандартов ВВС США, благодаря природному таланту пилота и необычайно острому зрению, был принят на летную подготовку.

Чарльз Йегер ветеран Второй мировой войны. В июне 1943 года в качестве пилота-истребителя в составе 357-й истребительной группы ВВС США прибыл на базу Королевских ВВС Лейстон (Великобритания). За время боевых действий сменил три истребителя типа P-51 Mustang, каждый из которых называл Glamorous Glen – в честь своей девушки Гленнис. (в феврале 1945 года стала его женой). 5 марта 1944 года, во время своего восьмого боевого вылета, был сбит над территорией оккупированной Францией, воевал в рядах французского Сопротивления, бежал в Испанию и возвратился в Великобританию, добился разрешения участвовать в боях у главнокомандующего силами союзников в Европе генерала Дуайта Эйзенхауэра. 12 октября 1944 года за один боевой вылет сбил пять самолетов противника. Совершил 61 боевой вылет, официально подтверждены 11 сбитых самолетов противника и один возможно сбитый; в том числе реактивный истребитель Me 262.

В феврале 1945 года возвратился в США и на правах военнослужащего, бежавшего из плена и вернувшегося в строй, выбрал место службы рядом со своим домом, на базе ВВС США Райт-Филд (ныне – база Космических сил США Райт-Паттерсон), в качестве летчика-испытателя самолетов, прошедших ремонт. Служил в отделе летных испытаний авиационных систем, закончил Высшую летную школу авиационного обеспечения, после чего принял предложение об участии в программе летных испытаний экспериментальных летательных аппаратов X-1 Национального совета США по аэронавтике NACA; ныне –NASA) на базе ВВС США Мьюрок (ныне – база Космических сил США Эдвардс, штат Калифорния).

Чарльз Йегер вписал свое имя в историю покорения неба, выполнив 14 октября 1947 года полет на экспериментальном ракетоплане Bell X-1 Glamorous Glennis, во время которого впервые в истории превысил скорость звука (1,05 Маха).

12 декабря 1953 года на экспериментальном ракетоплане Bell X-1A Йегер установил новый рекорд скорости полета – 2,44 Маха.

18 мая 1953 года Йегер управлял самолетом, сопровождавшим Sabre 3, который пилотировала Жаклин «Джеки» Кокрэн, ставшая в этом полете первой в мире женщиной, преодолевшей звуковой барьер.

Йегер командовал несколькими эскадрильями и крыльями ВВС США в Соединенных Штатах, Западной Германии, Франции, Испании, Республике Корея. Участник войны во Вьетнаме, совершил 127 боевых вылетов. В 1962 году стал начальником Школы летчиков-испытателей ВВС США, где проходили обучение будущие астронавты – гражданские (для NASA) и военные (для ВВС США). Сам Йегер не мог стать астронавтом, поскольку имел только среднее образование.

В 1975 году вышел в отставку в звании бригадного генерала ВВС США, время от времени продолжал полеты в ВВС США и NASA в качестве консультанта. В конце 1980-х – начале 1990-х установил несколько рекордов в классе легких самолетов по скорости, дальности и выносливости. Повторил свой рекордный полет на F-15D Eagle Glamorous Glennis III 14 октября 1997 года. Этот полет должен был стать его последним для ВВС США. Однако в 2000 году его призвали обратно, и он продолжал летать до конца 2012 года. Один из своих последних полетов Йегер совершил в возрасте 89 лет 14 октября 2012 года, вновь преодолев звуковой барьер над базой ВВС США Неллис в качестве второго пилота McDonnell Douglas F-15 Eagle.

В 1986 году президент США Рональд Рейган назначил Йегера членом комиссии Роджерса по расследованию катастрофы 28 января 1986 года космической транспортной системы Space Shuttle и орбитального корабля Challenger.

Чарльз Йегер стал одним из главных героев книги Тома Вулфа The Right Stuff («Нужная вещь», 1979), рассказывавшей об экспериментальной ракетной авиации, создании NASA и пилотируемой программе Mercury. В 1983 году по книге был поставлен одноименный фильм (в русском переводе «Парни что надо»), где Сэмюэл Шепард сыграл Чарльза Йегера, а сам Йегер – Фреда, бармена из «Панчо Плейс».

Чарльз Йегер был техническим консультантом по трем видеоиграм-симуляторам полетов компании Electronic Arts. Игра Chuck Yeager's Advanced Flight Trainer, в которой широко использовались его образ и голос, в 1987 году стала самой продаваемой игрой Electronic Arts.

Награжден многими медалями и знаками отличия США и других стран, в том числе президентской медалью Свободы, медалью «Серебряная Звезда» с бронзовыми дубовыми листьями («медаль асов»), медалью «Бронзовая Звезда» с бронзовым гербом доблести (за помощь в спасении товарища-летчика из оккупированной Франции), медалью за победу во Второй мировой войне. Его имя внесено в Национальный зал славы аэронавтики и Международный зал славы аэронавтики и астронавтики. Многократно признавался одним из величайших пилотов всех времен.
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +22
    10 декабря 2020 06:43
    Чистого неба вам, лётчик Чарлз Йегер в новом мире!
    Да, это человек...
    1. +16
      10 декабря 2020 06:46
      Этому англосаксу я отдам воинские почести! soldier
      1. +10
        10 декабря 2020 06:56
        Вечного полёта Чарлз Йегер soldier
        1. +14
          10 декабря 2020 07:12
          Цитата: Аэродромный
          Вечного полёта Чарлз Йегер soldier

          Присоединюсь пожалуй к Вашему последнему напутствию Пилоту.
          И добавлю,что был несколько удивлён,что Чак Йегер был жив до сих пор, ведь кажется , прошла целая ВЕЧНОСТЬ с момента когда проходили первые испытания по преодолению "звукового барьера" с его участием ...
          А прожил,без малого - 98 лет, и не малую часть жизни, более 60 лет (!!!) - как лётчик,фронтовик ( 11 сбитых самолётов Люфтваффе ,один из которых реактивный Ме-262 "Швальбе"/Ласточка ),это ему принадлежит ставшая знаменитой фраза - «Когда я в первый раз увидел реактивный самолёт, я его сбил» , и как выдающийся лётчик-испытатель.


          Bell X-1

          1. +2
            10 декабря 2020 10:59
            Где-то, кажется в журнале "Авиация и Время", в конце 90х-начале 2000х видел фото Чака Егера рядом с нашим МиГ-15, захваченным американцами в Корее.
            Именно Ч.Егер первым испытывал этот советский реактивный истребитель на авиабазе США.
            1. +3
              11 декабря 2020 07:01
              Цитата: пищак
              Где-то, кажется в журнале "Авиация и Время", в конце 90х-начале 2000х видел фото Чака Егера рядом с нашим МиГ-15, захваченным американцами в Корее.
              Именно Ч.Егер первым испытывал этот советский реактивный истребитель на авиабазе США.

              МиГ-15 в Южную Корею угнал северокорейский перебежчик.
              И самолёт действительно испытывал Йегер, и даже попадалась информация( не знаю на сколько ей можно доверять),что он изначально отказывался "облётывать" советскую машину, но в приказном порядке вынужден был согласиться.
              1. 0
                11 декабря 2020 09:11
                Цитата: Профайлер
                Цитата: пищак
                Где-то, кажется в журнале "Авиация и Время", в конце 90х-начале 2000х видел фото Чака Егера рядом с нашим МиГ-15, захваченным американцами в Корее.
                Именно Ч.Егер первым испытывал этот советский реактивный истребитель на авиабазе США.

                МиГ-15 в Южную Корею угнал северокорейский перебежчик.
                И самолёт действительно испытывал Йегер, и даже попадалась информация( не знаю на сколько ей можно доверять),что он изначально отказывался "облётывать" советскую машину, но в приказном порядке вынужден был согласиться.

                hi Профайлер, Спасибоще за Ваш Отклик и Дополнение! good
                А более подробно эта история с захватом( с обещанным американцами денежным "призом" пилоту-перебежчику) МиГа была описана в том же журнале! yes

                Ну и, за давностью лет и пережитыми стрессами, забыл уже, как именно Йегером была достигнута сверхзвуковая скорость-в пикировании или впервые-в горизонтальном полёте( насколько знаю-это тогда, на заре сверхзвука, было принципиально важно, ведь даже Ме-262, с их профилем крыла, при смещении фокуса подъёмной силы на околозвуковых скоростях и срыве в уже неуправляемое пикирование, с большой высоты, бывало, достигали сверхзвука-в единственный и последний раз, перед встречей с землёй?!)?! winked
                1. 0
                  20 декабря 2020 09:28
                  Цитата: пищак
                  Ну и, за давностью лет и пережитыми стрессами, забыл уже, как именно Йегером была достигнута сверхзвуковая скорость-в пикировании или впервые-в горизонтальном полёте

                  А вот на этом аппарате - Bell X-1,фото выше, в моём комментарии.
                  1. 0
                    22 декабря 2020 10:12
                    hi От меня Плюс и не понял, кто и за что минусил! what
                    Спасибо за Ваш ответ, Профайлер! yes
                    Меня интересовал не сам самолёт, а в горизонтальном полёте или в пикировании( ведь англичане и американцы ещё с 1943 года экспериментировали с достижением околозвуковых скоростей, круто пикируя с большой высоты на Спитфайрах и Мустангах, достигнув таким образом даже 0,85÷0,92М!) была достигнута сверхзвуковая скорость!
                    Так вот, кому это тоже интересно-Чак Егер впервые превысил скорость звука, условное число Маха, именно в пологом пикировании!
      2. +7
        10 декабря 2020 08:28
        Человек прожил долгую и славную жизнь. Достоин уважения.
      3. +3
        10 декабря 2020 09:31
        Да.
        Только судя по фамилии он немец из первого или второго поколения эмигрантов родившихся в США.
        Уточнил: отец этнический немец, мать - англичанка-американка.
  2. +15
    10 декабря 2020 06:47
    Ну что сказать - американский Валерий Чкалов ! hi Ас !
    1. +4
      10 декабря 2020 11:20
      Человек достойно служил своей стране, респект и память
  3. +10
    10 декабря 2020 06:52
    Светлая память! Великий пилот навсегда ушёл на небо! Спасибо за Победу, наш союзник!
  4. +9
    10 декабря 2020 07:00
    Каждая страна имеет своих заслуженных людей и героев, которыми гордится.
  5. +16
    10 декабря 2020 07:01
    Человек -легенда. Без примесей. Как будто в него атомный реактор встроенный... Какая энергетика.
    Ветеран! Земля пухом.
  6. +6
    10 декабря 2020 07:13
    Прожил не просто долгую но и насыщенную, полезную если можно так сказать, жизнь! hi
  7. +8
    10 декабря 2020 07:14
    Вечная память покорителям небес...

    12 октября 1944 года за один боевой вылет сбил пять самолетов противника.

    Интересно, какие это были самолеты, и кто сидел за штурвалом этих самолетов..?
    5! за один вылет..
    Помним Бернета и Горовца, величайшие были Асы!
  8. +4
    10 декабря 2020 07:18
    " Честь отдать ".
    1. +7
      10 декабря 2020 08:23
      Цитата: Рядовой СА
      " Честь отдать ".

      stop no no no - Воздать почести !
  9. +8
    10 декабря 2020 07:20
    О том, что мужик "кремень" говорит тот факт, что даже диванные патриоты боятся открыть рот и сказать о нем годость, хотя многие из них впервые услышали его имя. Испытатели авиационной и космической тезники первого поколения ГЕРОИ вне зависимости от национальности. Йегер, Гагарин, Армстронг и многие, многие другие - уже не люди, а мировая история авиации и космонавтики
    1. -6
      10 декабря 2020 08:37
      Причем тут патриоты? Приплетатель уровня мастер.
      1. +3
        10 декабря 2020 13:19
        Да не, он прав. Потому что вчера они же радовались смерти американского пилота. Странно что их тут сейчас не слышно...
        1. 0
          10 декабря 2020 17:58
          Да не, он прав. Потому что вчера они же радовались смерти американского пилота. Странно что их тут сейчас не слышно...

          Спасибо за понимание
  10. +5
    10 декабря 2020 07:21
    Цитата: serg.shishkov2015
    Светлая память! Великий пилот навсегда ушёл на небо! Спасибо за Победу, наш союзник!

    А ведь ДА!
    Спасибо, напомнили. Он воевал как наш союзник soldier
    Ура! Высокого неба и удачи в вечном полете этому герою good
  11. +5
    10 декабря 2020 07:36
    Удивительной судьбы человек. Трудно поверить ! Его жизненный путь
    модно расписать на десятки человек. Это действительно человек легенда.
  12. -21
    10 декабря 2020 07:41
    И чего все так шумят? Ну, помер очередной убивец. Сколько он народу в Корее и Вьетнаме угробил? Земля ему стекловатой!
    1. -14
      10 декабря 2020 07:55
      так это либерасты возбухли laughing .
    2. +20
      10 декабря 2020 07:59
      Цитата: anclevalico
      И чего все так шумят? Ну, помер очередной убивец. Сколько он народу в Корее и Вьетнаме угробил? Земля ему стекловатой!

      Ты ещё Кожедубу после Кореи того- же пожелай . Гуманист хренов и патриот хренов.
      1. -10
        10 декабря 2020 08:40
        А ну то есть если человеку все равно - то патриот (что у местной публики уровня эха Москвы считается оскорблением и смысл этого слова переиначен), а если не все равно - хороший эльф гражданин мира? Лечитесь...
        1. +2
          10 декабря 2020 18:13
          А ну то есть если человеку все равно - то патриот (что у местной публики уровня эха Москвы считается оскорблением и смысл этого слова переиначен), а если не все равно - хороший эльф гражданин мира? Лечитесь...

          Послушайте, я например тоже был исаытателем авиационной и космической техники, а по пути с работы в машине всегда слушаю "эхо Москвы". Сейчас еду в метро и читаю ВО. У Вас есть какие то вопросы? Может мне машину сжечь за то, что радио настроено на 91,2, или смартфон под поезд бросить из за того что он осквернен запуском сайта "Военное Обозрение"? Извините, но для вульгарного фанатизма важно не содержание идеалогии, а рьяное навязывание своей точки зрения и слепая вера в свою правоту.
          1. -3
            10 декабря 2020 18:40
            А так ли уж плоха слепая вера в свою правоту.Нацисты вон тоже граждан СССР фанатиками называли.
            1. 0
              13 декабря 2020 20:25
              Плоха не сама вера, плоха как вы правильно сказали "слепая" вера. На то она и слепая, что человек не видет и не хочит ничего слышать о своих ошибках, а это путь вникуда.
      2. +9
        10 декабря 2020 09:08
        Цитата: Рядовой СА
        Ты ещё Кожедубу после Кореи того- же пожелай . Гуманист хренов и патриот хренов.

        Особо учитывая, что Йегер не был ни в Корее,ни во Вьетнаме...
    3. Комментарий был удален.
  13. -1
    10 декабря 2020 08:30
    Что это за супердед?!!!! belay Рэмбо и Бэтман отдыхают. yes
  14. Комментарий был удален.
  15. +5
    10 декабря 2020 08:46
    Он был пилот, он любил небо и свою работу. Почёт и уважение, мир его душе !
  16. +5
    10 декабря 2020 08:55
    По сути человек один из символов 20-го века, на жизнь которого пришлось покорение сверхзвука и космоса.
  17. +5
    10 декабря 2020 09:03
    Ушел человек-легенда!
    Таких, рожденных летать, очень немного было.
  18. -6
    10 декабря 2020 10:49
    Вот это пафос. Однако, пусть гордятся США. Здесь своих героев много.
  19. +4
    10 декабря 2020 11:19
    Они уходят .. Те, кто помнит Войну - и у нас, и у них. Тем более жаль, когда уходят такие, ковавшие Победу своими руками.
    Прожить большой человеческий век, достичь всех высот в буквальном и переносном смысле, и быть всегда связанным с небом - для Пилота это счастливая жизнь. Rest in Peace, Charles Elwood Yeager ! Спасибо, союзник ! soldier
  20. +4
    10 декабря 2020 11:56
    Chelovek, letchik, geroy i nastoyashchaya mirovaya legenda.
  21. 0
    10 декабря 2020 15:46
    "Йегер командовал несколькими эскадрильями и крыльями ВВС США в Соединенных Штатах, Западной Германии, Франции, Испании, Республике Корея. Участник войны во Вьетнаме, совершил 127 боевых вылетов."

    На территории Европы и Азии он, однако, не столь однозначен биографически. Если у въетнамцев, корейцев и китайцев ("китайские добровольцы") к нему, наверняка, есть обоснованные претензии, то на территории Европы, только военная мощь СССР, во время оно, предотвратила операцию "Немыслимое" и все варианты планов атомных авиационных бомбардировок. А этот человек, судя по биографии, имел к ним прямое отношение в качестве их непосредственного потенциального исполнителя и руководителя, в тот исторический момент, уровня эскадрильи и крыла. Поэтому, без нормальной документированной биографии, к нему не стоит относиться излишне восторженно - его выдающиеся научно-технические достижения и рекорды, в лучшем случае, третьестепенные детали основной деятельности, в течении жизни.
    Вообще же, истинные герои США скорее служат не по заграничным театрам боевых действий и заокеанским авиабазам а служат до окончательной отставки в Военно-воздушных силах Национальной гвардии США и не принимают участие в реальных войнах, участвуя только в учениях. Но они, как и полагается настоящим героям, малочисленны, неизвестны и скромны; узнаем о них мы нескоро. Они, например, летая на своих истребителях, тихо и незаметно, попутно занимаются поиском потерявшихся в море, пустыне или лесу, тушат пожары и боряться с наркотрафиком и криминальной миграцией. Такие вот дела...
    1. +2
      10 декабря 2020 17:38
      Знаете, есть враги, которые заслуживают куда больше уважения, чем иные друзья.
      1. 0
        10 декабря 2020 23:54
        В 1954 он точно имел активное отношение к подготовке ядерного нападения: "The squadron flew F-86H Sabres and transitioned from air defense to a tactical nuclear mission while under his command." А про въетнамский период он ну такой скромняшка, краткий, как истинный спартанец (на сотню с гаком вылетов то...): "Combat has always been the ultimate flying experience for Chuck Yeager and he finally returned to it in 1966 when he took command of the 405th Fighter Wing. With his headquarters at Clark Air Base in the Philippines, Yeager commanded five squadrons and detachments scattered across Southeast Asia: two tactical bomber squadrons flying B-57s out of Clark and Phan Rang Air Base in South Vietnam; a squadron of F-100 fighter-bombers based in Taiwan; a pair of F-102 air defense squadrons flying out of Da Nang, South Vietnam; and detached units flying a variety of aircraft, including F-4s out of places like Da Nang and Udorn and Bankok, Thailand.".
        Цитаты с его сайта. Думаю, лучше подождать обнародования документов и работы профессиональных биографов.
  22. +2
    10 декабря 2020 18:34
    Цитата: Аэродромный
    Вечного полёта Чарлз Йегер soldier

    Как там в песне:
    "Мы, не чокаясь, пьем по сто
    Пухом небо тебе, офицер"
  23. -6
    10 декабря 2020 18:41
    ОН БЫЛ ВРАГОМ!!! И этим все сказано.