42 cm kurze Marinekanone L/16 - 420-мм немецкая сверхтяжелая мортира «Гамма»

420мм мортира Gamma Mörser была разработана и построена компанией «Крупп» еще до начала ПМВ как супертяжелая осадная гаубица. Во время ПМВ осадные гаубицы были использованы при взятии Ковенской крепости. После окончания ПМВ все осадные гаубицы, кроме одной, были разобраны. Во время ВОВ 420мм мортиру использовали при осаде Севастополя в 1942 году.

42 cm kurze Marinekanone L/16 - 420-мм немецкая сверхтяжелая мортира «Гамма»


История создания
Задолго до первой Мировой войны на заводах Круппа начали разработку целой серии сверхтяжелых орудий для осады сильно укрепленных крепостей. Разработка мортиры «Gamma Mörser» была третьим проектом в этой серии и являлась по сути увеличенной 30.5 cm Beta-Gerät. Инженеры Круппа уже имели хороший опыт построения сверхтяжелых орудий – четыре «40 cm L/35 guns» были поставлены в Италию для их монтажа в прибрежных башнях близнецах в Таранто и Ла-Специи.


Начало разработок - решение прусского генштаба, было решено оснастить армию большими орудиями для осады крепостей противника. В апреле 1909 года прототип мортиры был готов к испытаниям на полигоне Круппа. Испытания показали перспективность орудия и в 1911 году мортиру доставили для артиллерийских войсковых испытаний. Испытания прошли успешно.

42 cm kurze Marinekanone L/16 - 420-мм немецкая сверхтяжелая мортира «Гамма»


В генштабе разработали план нападения на Францию (французские крепости Намюр и Льеж), с одновременным нападением на Бельгию. Для этого потребовалось бы восемь 420мм мортир «Gamma Mörser» и 16 30.5 cm Beta-Gerät. В 1913-1914 годах было построено еще четыре 420мм мортиры. До начала ПМВ было построено 5-ть мортир «Gamma Mörser», еще 5 были построены во время войны. Планировали построить еще около 18 экземпляров. Единственная уцелевшая мортира, которая учувствовала в ВОВ была спрятана немцами на полигоне Круппа в Меппене. Ее стали использовать в 30-х годах для тестирования свойств бетона.

Устройство и конструкция
Мортира относилась к классу «Bettungsgeschütz» - установка на фундамент из бетона. Для установки мортиры требовался подъемный рельсовый кран. Мортиру обслуживали 250 человек, транспортировка к месту использования происходила железнодорожным способом – на десяти платформах. Собирали и устанавливали мортиру в течение 4-х дней, требовалось дождаться застывания бетонного фундамента. Горизонтальные углы наведения 23 градуса, вертикальные углы наведения до 75 градусов. Казенник системы «Welin» винтового типа. Механизм отката состоял из двух гидравлических тормозов (верхняя часть ствола) и гидропневматического накатника (нижняя часть ствола).

42 cm kurze Marinekanone L/16 - 420-мм немецкая сверхтяжелая мортира «Гамма»


Боеприпас
Во время ПМВ 420мм мортира использовала два типа боеприпаса (бетонобойный и фугасный) весом 886 килограмм (начальная скорость 370м/с) и 760 килограмм. Во Время ВОВ использовали бетонобойный снаряд массой 1003 килограмма. Заряжание раздельного типа, применялись пороховые заряды общей массой до 77.8 килограмм. Число пороховых зарядов - от 1-го до 4-х единиц.

Перед ВОВ в германии создают артиллерийский резерв главного командования СВ. Единственная 420мм мортира «Gamma Mörser» поступает в его распоряжение, в дивизион сверхтяжелых орудий. В 1942 году, в составе 459-й отдельной батареи мортира принимала участие в артиллерийском сражении за Севастополь. Его использовали в боях на линии Мажино, подавлении восстания в Варшаве.

42 cm kurze Marinekanone L/16 - 420-мм немецкая сверхтяжелая мортира «Гамма»


Основные характеристики 42 cm kurze Marinekanone L/16:
- калибр – 420мм;
- боевой вес – 140 тонн;
- длина ствола – 6.72 метра;
- углы наведения горизонт/вертикал – 23/43-75 градусов;
- скорость снаряда (1003 кг) – 452 м/с;
- скорость стрельбы – один выстрел в 8-мь минут;
- дальность поражения до 14.2 километра;
- угол поворота – 46 градусов.


Источники информации:
http://asww.org/content/view/55/48/
http://www.fungi.gnorimiesgiasex.com/p-42_cm_Gamma_M%C3%B6rser
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. Azzzwer 16 августа 2012 11:18
    да уж[center][/center]
  2. UzRus 16 августа 2012 12:24
    Вот это монстрила! Обслуживающий штат - 250 человек!
    1. bairat 16 августа 2012 12:47
      Вы еще больше удивитесь узнав сколько человек обслуживало "Дору"
  3. Братец Сарыч 16 августа 2012 12:55
    Вспомнилось про Швейка, эпизод про кадете Биглера, вообразившего себя генерал-майором - там шофер говорит, что больше сорокадвухсантиметровок же не делают!
    Орудие почтенное, но вроде и чехи делали такого же калибра орудия в то время...
    Братец Сарыч
    1. alex86 16 августа 2012 22:09
      Что интересно, это всё делалось при ограниченных возможностях по транспортировке подобных монстров. Правда,о маневренных действиях иречи не было (ПМВ).

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня