Новый французский авианосец – пустая трата времени и средств?

26

Именем де Голля


Франция имеет на вооружении один авианосец (не считая универсальных десантных кораблей). Водоизмещение авианосца Charles de Gaulle – 42 000 тонн, что значительно больше, чем у итальянских Giuseppe Garibaldi и Cavour. На борту корабля могут базироваться до 40 летательных аппаратов. Основой его авиагруппы является истребитель Dassault Rafale. Машина интересная, знаковая для Европы, и в целом представляющая собой на данный момент вершину развития истребителей четвёртого поколения (близкие «по духу» Eurofighter Typhoon, но в отличие от него только начинают получать современные РЛС с активной фазированной антенной решёткой).


Отметившийся в сирийской кампании Charles de Gaulle – корабль далеко не старый. Его ввели в эксплуатацию в 2001 году. Для сравнения, «Адмирал Кузнецов» ввели в эксплуатацию в 1991-м. При этом по последним данным из озвученного ТАСС источника в судостроении – о списании пока что речь не идёт. Более того, в 2022 году модернизированный корабль должен выйти на ходовые испытания…



Программа Porte Avion Nouvelle Generation


При этом французы понимают, что Charles de Gaulle не вечен. О его замене говорили и раньше, только делалось это в качестве пространных предположений.

Сейчас же руководство Пятой Республики взялось за дело всерьёз. Как сообщил блог Центра анализа стратегий и технологий, во время своего недавнего выступления на головном предприятии французской атомной промышленной корпорации Framatome в городе Ле-Крёзо Эмманюэль Макрон сказал о старте практической реализации программы Porte Avion Nouvelle Generation (PANG), предполагающей разработку и постройку перспективного авианосца для французских ВМС. Корабль получит ядерную силовую установку.


Лидер Франции заявляет:

Как вы знаете, Charles de Gaulle завершит службу в 2038 году. Вот почему я решил, что будущий авианосец, которым будет вооружена наша страна и наш флот, будет ядерным, как и Charles de Gaulle. Ваш завод в Ле-Крёзо, который на протяжении своей долгой истории производил оборудование, необходимое для нашего флота, будет производить, среди прочего, несколько основных частей ядерного реактора будущего авианосца, выковывая и обрабатывая их прямо здесь. Этим выбором мы подтверждаем стремление Франции сохранить свою стратегическую независимость.

Показанные изображения дают общее представление о том, каким видят корабль. Сразу ясно, что Франция не хочет строить «Шарль де Голль номер два». Как, впрочем, и условный аналог нового британского авианосца типа Queen Elizabeth: лишённый, как известно, стартовой катапульты. И использующий в качестве основы авиакрыла истребители с укороченным взлётом и вертикальной посадкой F-35B: c довольно ограниченным (на фоне полноценного палубника F-35C) боевым радиусом.


В отличие от «британца» французский корабль должен получить три электромагнитных стартовых катапульты типа EMALS и аэрофинишеры AAG: всё как на новейшем американском авианосце «Джеральд Форд». Правда, Porte Avion Nouvelle Generation, или PANG (название программы, по которой создают корабль) будет всё же меньше заокеанского визави. Если водоизмещение (полное) последнего составляет 100 тысяч тонн, то авианосец ВМС Франции будет иметь 75 тысяч тонн, что, впрочем, намного больше, чем у теперешнего французского авианосца.

Предполагается, что длина создаваемого по программе PANG корабля составит 300 метров, а ширина – 30. В основе силовой установки должны лежать два ядерных реактора типа К22, имеющие тепловую мощность по 220 МВт каждый. Скорость полного хода авианосца составит примерно 27 узлов. В состав экипажа войдут две тысячи человек.

Корабль получит одну крупную надстройку и радиолокационный комплекс Thales SeaFire, имеющий четыре неподвижных АФАР на надстройке. Для защиты от атак с воздуха корабль сможет применять зенитные ракеты Aster и несколько артиллерийских 40-мм зенитных комплексов Thales/Nexter RapidFire.


Что касается авиагруппы, то её основу, как и можно было предположить, будет представлять истребитель нового поколения (чаще всего эту машину рассматривают как представителя шестого поколения), создаваемый в рамках программы Future Combat Air System. Если верить макету, представленному на Ле-Бурже 2019 (который, очевидно, олицетворяет лишь общее виденье авиастроителями текущей ситуации) – это довольно крупная опционально пилотируемая машина, которая сможет нести очень широкий набор вооружений и получит беспилотных ведомых.


Всего на борту перспективного корабля смогут базироваться около 30 таких машин. Помимо истребителей авианосец сможет нести несколько самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления Northrop Grumman E-2D Advanced Hawkeye, вертолёты и БПЛА. Использовать их будут при помощи двух крупных подъёмников. В эксплуатацию корабль хотят ввести в 2038 году.

Море иллюзий


Конечно, перевооружение флота – дело важное и нужное. Тем более что Франция рассматривает себя как возможного политического лидера ЕС. Однако не стоит забывать и про другую сторону вопроса. В 2022-м в Пятой Республики должны пройти президентские выборы. И столкнувшийся с серьёзными и зачастую неразрешимыми вызовами Эмманюэль Макрон всячески старается заявить о себе.

Могла ли программа PANG начать реализовываться без Макрона и его тезиса о необходимости европейского оборонного суверенитета? Возможно. Однако нужно понимать, что строительство крупных кораблей – объективно не главная забота современной Франции. В этой связи примечательней всего история с новой атомной подлодкой для ВМС страны Suffren – головного корабля типа Barracuda. Её заложили в 2007 году и передали ВМС лишь в ноябре 2020-го. С заложенным в 2009 году вторым кораблём серии история примерно схожа.


Даже на фоне испытывающего очень большие трудности российского судостроения такие темпы, что называется, «ни в какие ворота». Лучше у Пятой Республики обстоят дела со строительством надводных кораблей: Naval Group, напомним, недавно спустила на воду последний фрегат типа FREMM, предназначенный для ВМС Франции. Это десятый фрегат FREMM, построенный Naval Group, и девятый – предназначенный для Военно-морских сил Франции.

Однако нужно понимать, что одно дело – строительство фрегатов, а другое – крупного атомного авианосца совершенно нового типа. Цели и задачи для которого, кстати, только предстоит определить: пока что потенциал авианосца выглядит совершенно избыточным. Возможно, французы со временем решат пойти другим путём, более рациональным. Построив больше одного авианосца, но с меньшим водоизмещением. Чтобы один из кораблей всегда находился в строю, в то время как другой будет проходить ремонт и модернизацию.


Ещё одну интересную идею в прошлом году выдвинула председатель Христианско-демократического союза (ХДС) Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр, предложив создать общеевропейский авианосец. Сейчас это больше похожа на шутку, однако со временем инициатива может показаться вполне разумной. По крайней мере, такая программа имела бы символичный характер, чего не скажешь про PANG. «Чисто» французский авианосец может стать символом только чрезмерных (для одной страны) трат, постоянных переносов сроков и несбывшихся иллюзий о возрождении былого величия.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -7
    15 декабря 2020 05:37
    Начинаю собирать макет истребителя 7-го поколения. bully А экипаж общеевропейского авианосца( в качестве обслуги) предлагаю составить из укропов и элиты прибалтийских "тигров". Для ЕС потери минимальны, а для НАС( Россиян) моральное удовлетворение...
  2. +6
    15 декабря 2020 05:41
    «Чисто» французский авианосец может стать символом только чрезмерных (для одной страны) трат
    Ежегодно Франция зачем-то тратит на нелегальных мигрантов и "беженцев" до двадцати миллиардов евро.
    В эксплуатацию корабль хотят ввести в 2038 году.
    За 18 лет на "незваных гостей" французы потратят сотни миллиардов, за которые они могли бы построить две полноценные авианосные группировки с двумя атомными авианосцами.
    Шарль де Голль, наверное, перевернулся в могиле...
    1. 0
      17 февраля 2021 14:00
      - C чего бы? С де Голля и началось нашествие мигрантов во Францию... Что уж он хотел сделать - уже не спросишь, но, слив все французские колонии и открыв двери страны не только для рождённых вне метрополии французов, но и для лиц нефранцузского происхождения, сотрудничавших с колониальной администрацией, де Голль положил начало нынешнему кошмару массовой миграции...
  3. -1
    15 декабря 2020 05:51
    «Чисто» французский авианосец может стать символом только чрезмерных (для одной страны) трат, постоянных переносов сроков и несбывшихся иллюзий о возрождении былого величия." Наши патриоты тоже мечтают о таком.
    1. +1
      4 марта 2021 16:48
      Цитата: Пессимист22
      постоянных переносов сроков

      а вот тут я не соглашусь.
      французы в кооперации с США, Германией и Южной Кореей могут достаточно бодро строить крупные корабли. При необходимости, могут подключить Турцию, англичан и скандинавов. Плюс ядреная промышленность у них тоже есть своя и относительно развитая, лучше чем в GBR. Так что построить они авик могут, прочем если напрягутся - года за 3.
      Не знаю, сколько займет внутренний монтаж и доводка, но построить как раз проблем я вижу мало.
      Вопрос только в бюджете - хватит-ли его французам.
  4. w70
    -3
    15 декабря 2020 07:24
    Российским морякам остается только пускать слюньки
  5. -1
    15 декабря 2020 07:37
    грезят былым величием....авик тут не поможет, нет, для понтов хорош, конечно, но для всего остального..
    1. +2
      16 декабря 2020 21:51
      А зачем Кузю ремонтируют ?
      Видимо для понтов попроще
      1. -2
        16 декабря 2020 22:07
        инерция мышления, типа, надо и все!
  6. +1
    15 декабря 2020 10:15
    Как вы знаете, Charles de Gaulle завершит службу в 2038 году. Вот почему я решил, что будущий авианосец, которым будет вооружена наша страна и наш флот, будет ядерным, как и Charles de Gaulle.

    Из построения фразы выходит, что если бы Шарль де Голь завершал службу в 2037, или 2039 году, то Макрон принял бы решение, что ему больше подойдёт какая-нибудь газотурбинная силовая установка. Надо будет поспрашать у астрологов - какие-такие особенности ожидают человечество в 2038 году?
  7. -3
    15 декабря 2020 12:46
    Сегодня Франция это страна которая плотно сидит на крючке у Мусульманского мира. И не дай бог ихнему авианосцу что-то сделать такое что не понравится людям в Анкаре, Эр-рияде, Тегеране и в других центрах ислама.

    Завтра же французы получат ночь длинных ножей у себя на улицах - будь то в Марсель, Париж или другие города Франции !!! Хоть с авианосцем хоть без, хоть с атомным хоть с не атомным - французы лузеры в их противостоянии со странами Востока !!! Надо иметь во главе страны мудрых политиков а не тупиц типа Макрона. И строительство нового авианосца это громкий пук в лужу на фоне тотального поражения Франции !!!
  8. +16
    15 декабря 2020 13:43
    Вчера Скоморохов рыдал от жалости к бедной Франции, у которой ну никак не хватит денег и ума авианосец построить, который ей и совсем не нужен. Сегодня Легат ту же шарманку завел.
    Еще раз напомню изречение, которой более пятисот лет.
    Давать советы все не прочь,
    Не зная, как себе помочь.
    ...
    Делами заработай право
    Других учить себе во славу.
  9. +4
    15 декабря 2020 14:22
    Я вот одного не понял, зачем на авианосец на палубу эту часовню с крестами поставили? К 2038 году актуальнее минарет забабахать.
    А по делу: завидуем молча. А то реакция на этот французский авианосец напоминает недавний пост: "Пресса Украины: Ослабленная санкциями Россия может не осилить строительство 4-х десантных кораблей."
    Нам своим ВМФ надо заниматься, а не чужие проекты обгаживать.
    Вот если построим когда-нибудь 23560, то можно будет и посмеяться над лягушатниками, а пока молчим в тряпочку.
    Делами заработай право
    Других учить себе во славу.

    Undecim абсолютно прав.
    1. 0
      15 декабря 2020 20:43
      23560 это миноносец. Не над чем смеяться будет - масштаб несравнимый. Вообще уже не смешно - у них есть нормальный Де Голль, а значит и что-то типа АУГ.
      1. -1
        15 декабря 2020 21:09
        Ну такой себе "миноносец", на замену АРК. Наш в 18тыс тонн и 200 м длины и 20 ширины, против их 75тыс тонн 300 м длины и 30 ширины....Меньше конечно, но по составу вооружения должен стать очередным "убийцей тех самых АУГ"... Так, что посмеяться всё же можно будет немного, совсем чуть-чуть. Другое дело, что вряд ли мы с французами морские баталии устраивать будем.
        А что до корабелов, то конечно, нам пока до "ихних" далеко. Поэтому, если осилим эти 18тыс тонн, то тогда можно будет уже и на "Вильяма нашего Шекспира" замахнуться.
  10. +1
    15 декабря 2020 15:14
    Правильно ли я понимаю назначение авианосцев?
    К побережью далекой вражеской страны подходят БДК и УДК, высаживают десант. Неподалеку находится авианосец, с которого взлетают бомбардировщики и штурмовики для поддержки десанта, взлетают истребители для прикрытия десанта с воздуха, взлетает самолет-разведчик, отслеживающий передвижения вражеских войск... В каких местах планеты Россия планирует проведение таких операций? Учитывая стоимость строительства авианосца и его эксплуатации, а также оборонительную доктрину, может быть, не надо России торопиться с авианосцами?
    1. +5
      15 декабря 2020 16:00
      Цитата: pyagomail.ru
      Правильно ли я понимаю назначение авианосцев?
      К побережью далекой вражеской страны подходят БДК и УДК, высаживают десант. Неподалеку находится авианосец, с которого взлетают бомбардировщики и штурмовики для поддержки десанта, взлетают истребители для прикрытия десанта с воздуха, взлетает самолет-разведчик, отслеживающий передвижения вражеских войск...

      Нет, неправильно.
      Для ВМФ СССР и РФ авианосец был в первую очередь средством ПВО, способным прикрыть с воздуха корабельные группы при выходе за эффективный радиус береговой авиации (300-350 км от аэродрома).

      Ибо ПВО соединения или корабля на базе ЗРК ограничена радиогоризонтом, который на ПМВ (любимых высотах ПКР) составляет всего 30-35 км. А резерв с берегового аэродрома - при дальности до него более 350 км - просто не успеет прийти на помощь до того, как обнаруженная группа самолётов противника собьёт дежурное звено и выпустит ПКР по кораблям.

      То есть, АВ был нужен флоту уже при обороне "бастиона" - на том же СФ береговая авиация не могла прикрыть километров 250-300 рубежа обороны.
      1. +2
        15 декабря 2020 16:35
        Вы правы, но, как я понимаю, авианосец один не ходит - нужна АУГ с кораблями охранения, снабжения и т.д. Не получится ли эта АУГ больше корабельной группы, которую призвана охранять? Далее, получается, что дежурные истребители должны постоянно барражировать над корабельной группой, высматривая и уничтожая ПКР, которые пущены с расстояния 500 - 1000 км? И еще - в этом случае, авианосец может быть небольшим, на 10...30 истребителей?
        1. +2
          15 декабря 2020 17:38
          Цитата: pyagomail.ru
          Вы правы, но, как я понимаю, авианосец один не ходит - нужна АУГ с кораблями охранения, снабжения и т.д. Не получится ли эта АУГ больше корабельной группы, которую призвана охранять?

          Часть функций классического эскорта АУГ при "игре от обороны" возьмут на себя прикрываемые авианосцем корабельные группы. Так что численность непосредственного эскорта АВ в данном случае можно будет сократить.
          Цитата: pyagomail.ru
          Далее, получается, что дежурные истребители должны постоянно барражировать над корабельной группой, высматривая и уничтожая ПКР, которые пущены с расстояния 500 - 1000 км?

          Самолёт ДРЛО + несколько дежурных пар. Главный плюс авианосца в том, что резерв с него подойдёт на угрожаемое направление быстрее, чем противник выйдет на рубеж пуска.
          Цитата: pyagomail.ru
          И еще - в этом случае, авианосец может быть небольшим, на 10...30 истребителей?

          Не получится.
          Во-первых, нужна полноценная группа палубных самолётов ДРЛО, способная работать 24/7. И, естественно, техническая возможность поднять их с палубы в воздух. И тут мы плавно подходим к катапульте.
          Во-вторых, нужно обеспечить численность палубного резерва нашего АВ хотя бы на уровне численности ударников + группы расчистки воздуха у противника. И при этом ещё держать в воздухе дежурные пары и CAP собственно авианосца.
          В-третьих, нужно обеспечить высокий темп подъёма этого резерва в воздух, иначе он либо будет вводиться в бой по частям, либо поспеет уже к шапочному разбору. И тут мы плавно подходим к нескольким катапультам. smile
          1. 0
            15 декабря 2020 20:05
            Спасибо, исчерпывающе.
    2. +2
      15 декабря 2020 21:20
      Цитата: pyagomail.ru
      К побережью далекой вражеской страны подходят БДК и УДК, высаживают десант. Неподалеку находится авианосец, с которого взлетают бомбардировщики и штурмовики для поддержки десанта, взлетают истребители для прикрытия десанта с воздуха, взлетает самолет-разведчик, отслеживающий передвижения вражеских войск... В каких местах планеты Россия планирует проведение таких операций? Учитывая стоимость строительства авианосца и его эксплуатации, а также оборонительную доктрину, может быть, не надо России торопиться с авианосцами?

      Вы мудрый человек и все правильно понимаете! мало того для авианосца нет ни самолетов (только звено СУ), нет эскорта (Россия может оторвать от берегов на помощь авианосцу не более чем один.. в лучшем случае пару старых крейсеров) нет достаточного количества БДК (четыре на флот), и главное нет лишней пехоты и бронетехники выкидывать пару батальонов на верную гибель куда то в Африку, под прикрытие звена Су без снабжения боеприпасами и едой ... а еще нет целей у нашей миролюбивой страны нападать на мирные далекие страны Африки и Азии ... единственное назначение Кузи распил бабла и понты.
  11. +1
    16 декабря 2020 18:04

    представляющая собой на данный момент вершину развития истребителей четвёртого поколения

    Весьма сомнительное заявление.
  12. -1
    17 декабря 2020 00:14
    Франции авианосец нужен как зайцу триппер.
    Эта убогая страна воевать может только с папуасами. После Наполеона они присирали все военные действия. Повоевали на стороне Гитлера... и что. Рейхстаг французская дивизия обороняла, было дело. Только обороняли херово.
    Вино делают прекрасное, и жратву. Вот этим пусть и занимаются.
    1. 0
      24 декабря 2020 17:02
      Шапками закидаем!
  13. Комментарий был удален.
  14. 0
    13 февраля 2021 04:10
    строительство крупных кораблей – объективно не главная забота современной Франции. В этой связи примечательней всего история с новой атомной подлодкой для ВМС страны Suffren

    что-то мне это напоминает... слегка так.
  15. -1
    1 апреля 2021 22:29
    А чО за шатёр на палубе? Французские цыгане?