Поставлять или не поставлять? Вот в чём вопрос…

Поставлять ли России ЗРК С-300 Ирану?

Поставлять, так как заключенный контракт не противоречит международным санкциям в отношении Ирана, а внутренние запреты можно аннулировать - 1300 (87.01%)
87.01%
Не поставлять, так как решение уже принято, и отходить от него нельзя - 124 (8.3%)
8.3%
Не могу дать однозначный ответ - 58 (3.88%)
3.88%
Другое, в комментариях - 12 (0.8%)
0.8%
После того как в российской (да, кстати, и не только российской) прессе разгорелась нешуточная дискуссия по поводу иска, который иранская сторона подала в Третейский суд Женевы по поводу невыполнения Россией своих обязательств по поставкам зенитно-ракетных комплексов С-300, слово был вынужден взять официальный представитель МИД Исламской Республики господин Мехманпараст. Он, в частности, заявил, что СМИ целого ряда стран чересчур активно взялись освещать данную тему с очевидной целью посеять неприятие между Россией и Ираном.

Очевидно, Мехманпараст таким образом попытался прокомментировать недавнюю публикацию, вышедшую в газете «Коммерсантъ», которая со ссылками на некоего неназванного источника то ли в Кремле, то ли в российском МИДе, указывала на возможность в отместку за поданный иск прервать поддержку Ирана на международной арене со стороны России. Естественно, иранская сторона, ознакомившись с таким материалом, даже если он никак и не согласовывался с официальной позицией российских властей, решила попытаться сгладить конфликт силами собственного МИДа.


Мехманапарст подчеркнул, что многие СМИ своими необдуманными публикациями пытаются нанести ущерб двусторонним контактам России и Ирана, а иск в женевский суд, по его словам, это не более чем желание начала поставок российских ЗРК С-300, желание добиться того, чтобы договор, заключенный между двумя странами, был выполнен.

С одной стороны опасения Ирана понятны, но с другой стороны – не слишком ли часто и открыто иранская сторона заявляет о том, что её иск – инструмент для возможного старта российских поставок, которые были сведены на нет международными санкциями в отношении Ирана и президентским указом образца 2010 года. Ведь при всем уважении к независимости женевского суда, сегодня западная трактовка независимости не всегда стыкуется с объективным пониманием этого термина.

Однако многие специалисты, в том числе и российские, сегодня всё чаще говорят о том, что для начала (возобновления) поставок российских зенитно-ракетных комплексов никаких судебных решений и не требуется. В частности, Руслан Пухов (глава Центра анализа стратегий и технологий) склонен полагать, что иранский иск останется без удовлетворения, потому что Запад не хочет своими же руками открывать путь российской военной технике в Тегеран. Но даже, несмотря на бесперспективность иска, по мнению господина Пухова, Россия может преспокойно возвращаться к сделке по С-300 и доводить ее до логического завершения – прямых поставок. Пухов уверен, что никаких международных норм Российская Федерация при этом не нарушает, так как санкции, принятые в отношении Ирана, не распространяются на оборонительные вооружения, к которым С-300 и относится. Мало того, контракт можно выполнять на основании хотя бы того, что подписание его состоялось в 2007 году, когда никаких испепеляющих санкций по вооружениям против Тегерана принято еще и не было. Кроме того, Руслан Пухов указывает на поставки Россией в Иран комплексов «Тор-М1», которые (поставки) не вызвали негатива у мирового сообщества. Не вызвали-то они, конечно, не вызвали, да только дело было далеко не вчера…

Получается, что сегодня Россия стоит перед серьезным выбором: попытаться отстаивать и дальше свои интересы в Центральной Азии, оперируя юридическими парадигмами (оборонительное оружие – не наступательное оружие, а значит, под санкции не подпадает); либо окончательно показать, что кроме чисто дипломатической сферы защита наших интересов сегодня никак не может быть проявлена. А ведь выбор, действительно, не простой. Не простой он еще и потому, что Россия уже позволила себе заявить о невыполнимости того самого контракта на поставку ЗРК в Иран. Поэтому неожиданное начало поставок вызовет у многих вопросы, связанные с последовательностью российского руководства. Хотя в мире хватает примеров, когда и другие мировые, скажем так, игроки грешили непоследовательностью, и даже не удосуживались объявить о своей предыдущей ошибке – мол, мы просто взвесили все «за» и «против» и решили пойти по альтернативному сценарию.

Как известно, большая политика – такое дело, при котором любая ошибка самым причудливым образом может превратиться чуть ли ни в стратегический ход, который тем или иным политиком был продуман заранее. Но если так, то что же мешает официальной Москве заявить о своём «стратегическом ходе» - мол, мы тоже взвесили, подумали и поняли, что поставки С-300 в Иран никак не могут быть противопоставлены международным санкциям, ибо оружие - оборонительное.

Однако пока это всего лишь наши домыслы, а вот позиция официальная остается вполне однозначной. Ее снова сформулировал замглавы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству господин Дзиркалн. Он заявил, что представители Ирана, цитата: не правы. При этом далее он привел весьма интересный аргумент по поводу неправоты иранской стороны. По его мнению, обращение в международные суды – не лучший способ решения проблем между Россией и Ираном.

В общем, вся эта ситуация лишний раз доказывает, что Россия заняла какую-то странную позицию, выйти из которой сухими и чистыми окажется весьма и весьма сложно. С одной стороны – чаяния Ирана, с другой – международное сообщество, которому эти чаяния как кость в горле. Россия старается угодить и тем, и другим, а в итоге, чего уж греха таить, сегодня остается буквально посередине между противодействующими сторонами, отбиваясь от копий и стрел, летящих и слева, и справа.

Очевидно, что выход из этой ситуации, каким бы непопулярным он не показался, только один: принять сторону либо Ирана, либо так называемого мирового сообщества. А уж какая сторона в этом случае для официальной Москвы будет предпочтительней – так тут нашим политикам нужно всё действительно взвесить и принять, наконец, правильное решение.

Но если Россия вдруг решит начать поставки С-300 в Иран, то придется обратиться к президентскому указу, подписанному в свое время Дмитрием Медведевым. Напомним, что согласно пунктам контракта Россия должна была поставить в Иран пять дивизионов С-300 ПМУ-1, однако Медведев ввел запрет на поставки С-300, а также танков, других бронемашин, артиллерийских систем, самолетов, кораблей и вертолетов. При этом ссылался президент Медведев при подписании этого указа в июне 2010 года на резолюцию Совбеза ООН за номером 1929. Ситуация с тем, каким образом под запрет на поставки попали сугубо оборонительные ЗРК С-300, до сих пор вызывает много вопросов. Именно поэтому, если Россия пойдет навстречу Ирану, то сначала придется выполнить определенный пересмотр внутренних указов, подписанных на самом высоком уровне.
Автор:
Володин Алексей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

55 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти