От новостей до опасений. Каким будет бомбардировщик Xian H-20?

31

Неизвестный самолет, показанный в репортаже телеканала CCTV7. Возможно, он имеет отношение к проекту H-20

В настоящее время китайская Xi'an Aircraft Industrial Corporation разрабатывает перспективный стратегический бомбардировщик-ракетоносец H-20. С его помощью в будущем будет проведена радикальная модернизация дальней авиации ВВС НОАК. Китайские авиастроители не спешат раскрывать свои секреты, однако зарубежные специалисты все равно пытаются определить облик и возможности будущего самолета, используя ограниченные доступные данные.

Новости и слухи


Необходимость создания нового дальнего бомбардировщика для ВВС НОАК давно не являлась секретом. Первые данные о реальных работах в этом направлении появились в 2015-16 гг. Тогда в зарубежной прессе на уровне слухов появились упоминания о запуске перспективного проекта, подробности которого пока отсутствовали.



В дальнейшем стало известно, что разработкой бомбардировщика занимается корпорация XAIC, а проект носит индекс H-20. Облик машины и технические характеристики до сих пор не раскрыты. Однако еще несколько лет назад китайские авиастроители публиковали рекламные материалы, в которых фигурировали некие неизвестные самолеты футуристического облика. Вполне возможно, что эти изображения имели отношения к реальному H-20 – хотя эта версия не подтверждалась и не опровергалась официально.

Большой интерес к китайскому проекту проявляют официальные структуры зарубежных стран. Xian H-20 регулярно упоминается в документах разведывательных и аналитических организаций. К примеру, в октябре этого года китайский проект рассматривался в очередном докладе британского Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI). Эта публикация привлекла внимание прессы и стала поводом для появления массы любопытных статей.

Официальной информации о проекте H-20 пока крайне мало и она не отвечает на основные вопросы. При этом в зарубежных публикациях уже сложилась достаточно подробная картина. Более того, на основе ограниченной информации, предположений и прогнозов делаются далеко идущие выводы. Очевидно, что подобная аналитика в будущем может разбиться о реальные данные – или получить подтверждение.

Технические предположения


Согласно самой популярной и правдоподобной версии, корпорация XAIC разрабатывает малозаметный дозвуковой дальний бомбардировщик схемы «летающее крыло». Он должен будет брать на борт большое количество ракет и/или бомб с рекордной общей массой и доставлять их на большую дальность. По всем ключевым характеристикам будущий H-20 должен превосходить существующий бомбардировщик H-6 всех модификаций.


Одно из первых предположений относительно облика H-20. Графика Vpk.name

По своим габаритам новый H-20 не будет уступать наличному H-6. При этом схема «летающее крыло» дает выигрыш в летных характеристиках, увеличивает доступные объемы для топлива и вооружения, а также упрощает мероприятия по снижению заметности. В этом отношении новейший китайский бомбардировщик похож на американские самолеты B-2A и B-21.

Ожидается, что H-20 сможет летать с высокой дозвуковой скоростью. Дальность полета без дозаправки, согласно китайским и зарубежным источникам, достигнет 12 тыс. км. За счет использования самолетов-заправщиков этот параметр может быть увеличен. Таким образом, в распоряжении ВВС НОАК впервые появится бомбардировщик с межконтинентальной дальностью. При этом к боевому радиусу самого самолета следует прибавить дальность полета его ракет.

По разным оценкам, боевая нагрузка H-20 достигнет 45 т. Максимальную дальность полета удастся получить при нагрузке до 20 т. В номенклатуру вооружений войдут боеприпасы разных типов, уже состоящие на вооружении дальней авиации. Кроме того, пока нельзя исключать разработку совершенно новых образцов с повышенными характеристиками. В частности, в этой сфере могут использовать гиперзвуковые технологии. Очевидно, что самолет сможет использовать обычные и ядерные вооружения.

Впрочем, высказываются и более скромные оценки. Так, в сентябре этого года Пентагон опубликовал доклад о военном потенциале Китая. Его авторы полагают, что дальность полета H-20 будет ограничена 8-9 тыс.км, а боевая нагрузка составит лишь 10 т. Насколько такие оценки соответствуют реальному проекту – неизвестно.

Польза перевооружения


Стратегическая авиация ВВС НОАК в настоящее время располагает восемью полками дальних бомбардировщиков H-6 нескольких поздних модификаций. В их распоряжении имеется ок. 160 самолетов, способных нести то или иное ядерное и конвенциональное оружие. Несмотря на все меры по модернизации и обновлению, бомбардировщики семейства H-6 морально устарели и серьезно ограничивают развитие потенциала стратегических ядерных сил в целом.


Более поздний вариант. Графика Scmp.com

Для восстановления потенциала дальней авиации требуется массовое строительство и введение в строй современной техники в виде бомбардировщиков H-20. Даже оценочные и неподтвержденные данные показывают, что по своим тактико-техническим характеристикам такая машина будет превосходить имеющиеся самолеты. При этом речь идет не только о преимуществах в скорости и дальности, но и о других немаловажных факторах, таких как номенклатура боеприпасов, малозаметность и т.д.

Бомбардировщики H-6 даже с дозаправкой в полете способны эффективно работать только в пределах т.н. Первой цепи островов. Боевой радиус перспективных H-20 значительно больше и позволяет контролировать более удаленные регионы, в т.ч. Гавайские острова и о. Гуам, где находятся ключевые военные объекты вероятного противника. Более того, самолет с дальностью до 12 тыс.км сможет атаковать цели на Западном побережье континентальной части США. Также зарубежные специалисты выражают беспокойство относительно способности H-20 действовать через Арктику и «держать на прицеле» всю Северную Америку.

Вопрос сроков


Остается открытым вопрос сроков появления перспективного самолета и начала его службы. В 2016-17 гг., когда появились первые сообщения о проекте H-20, упоминалась возможность выполнения первого полета в течение следующих 3-5 лет. Насколько реалистичными были такие прогнозы – неизвестно. Если летные испытания прототипа и начинались, то Китай о них не сообщал, а достоверная информация в зарубежных источниках не появлялась.

Ранее в зарубежных СМИ высказывалась версия о возможном публичном показе бомбардировщика в 2019 г. Уже подходит к концу следующий 2020-й, а H-20 так и не показали. Следующим пройдет проверку прогноз о передаче первых самолетов ВВС в начале двадцатых годов. Как и ранее, точность таких оценок остается под вопросом, а Китай не спешит подтверждать или опровергать их.

Впрочем, учитывая сроки начала работ и необходимое время, можно предполагать, что перевооружение дальней авиации ВВС НОАК действительно стартует не позднее середины двадцатых годов. Вполне возможно, что к 2025 г. в строю будут первые эскадрильи, готовые к службе и выполнению боевых задач. Позже на новую технику перейдут другие подразделения.


H-6K - пока самый новый дальний бомбардировщик ВВС НОАК. Фото Wikimedia Commons

При этом пока остается без ответа вопрос о будущем старой техники. Ясно, что новые H-20 будут постепенно вытеснять устаревшие H-6. Однако неизвестно, произойдет ли полная их замена. Возможно, отдельные бомбардировщики старой модели будут продолжать службу и далее. Им оставят вспомогательную функцию и, возможно, некоторые задачи, недоступные для новых H-20.

Надежды и опасения


В целом вокруг проекта Xian H-20 складывается любопытная ситуация. Работы по этому бомбардировщику продолжаются, а их ожидаемый результат представляет большой интерес для ВВС НОАК. В нынешней ситуации любой современный бомбардировщик способен кардинально повысить потенциал китайской дальней авиации. А появление малозаметного H-20 с высокой дальностью и грузоподъемностью будет настоящим прорывом.

Являясь исключительно полезным для Китая, будущий H-20 вызывает очевидные опасения третьих стран, территория и районы интересов которых попадают его в зону ответственности. Хотя точные характеристики и возможности этого самолета пока остаются неизвестными, все эти страны пытаются дать оценку, сделать выводы и принять меры. Насколько правильными были эти оценки, и удастся ли третьим странам подготовиться к появлению H-20 – станет ясно только после его «премьеры».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    14 декабря 2020 05:57
    Ущипну китайцев за самолюбие! А ведь H-6K, вовсе не "китаяц"! Это лицензионная версия Ту-16, разработка КБ Туполева.
    1. -4
      14 декабря 2020 06:10
      Увы, китайцы с тех пор ушли настолько далеко, что им нас трудно увидеть, даже оглянувшись.
      1. 0
        14 декабря 2020 06:38
        Цитата: Михаил м
        китайцы с тех пор ушли настолько далеко

        В чём?
        Только не надо отделываться "во всём". И демагогии тоже не надо, вроде экономики, ВВП, дорог/мостов и так далее. Статься об оружии всё же.
        С флотом всё понятно, по крайней мере количественно. С БПЛА тоже - есть, продают, какие-то испытывают, про какие-то рассказывают. А ещё?
        1. +3
          14 декабря 2020 07:42
          Новый автомат Type 19,
          тяжелая реактивная система залпового огня с управляемыми снарядами калибра 370 мм,
          подвижный грунтовой комплекс с межконтинентальной ракетой DF‑41,
          БРСД DF‑17 с маневрирующим гиперзвуковым боевым блоком,
          сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета DF‑100,
          истребитель пятого поколения J‑20.
          1. +4
            14 декабря 2020 07:50
            Цитата: Михаил м
            Новый автомат Type 19,
            тяжелая реактивная система залпового огня с управляемыми снарядами калибра 370 мм,
            подвижный грунтовой комплекс с межконтинентальной ракетой DF‑41,
            БРСД DF‑17 с маневрирующим гиперзвуковым боевым блоком,
            сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета DF‑100,
            истребитель пятого поколения J‑20.

            И в чём же именно перечисленные Вами образцы китайских вооружений превосходят наши настолько, что о них можно сказать:
            китайцы ушли настолько далеко, что им нас трудно увидеть, даже оглянувшись
            ?
        2. Комментарий был удален.
        3. +1
          14 декабря 2020 20:19
          С флотом всё понятно, по крайней мере количественно. С БПЛА тоже - есть, продают, какие-то испытывают, про какие-то рассказывают. А ещё?


          А ещё станция с грунтом с Луны начала свой путь к Земле. Этого достаточно, чтобы оценить возможности страны. И ещё китайцев много . Ну ,очень много laughing
          Зажмурились, чтобы не разглядеть сверхдержаву ? Не поможет.
          1. 0
            27 декабря 2020 16:05
            Луна-24 1976 год, доставка лунного грунта в СССР. Кто на кого оглядывается, у нормальных людей, вопрос даже не возникает...
        4. 0
          12 февраля 2021 08:28
          Вы правы, в нынешней конкретике конечно нет, но позитивная динамика развития их экономики и науки не оставляют нам шансов.
      2. +7
        14 декабря 2020 08:55
        Цитата: Михаил м
        Увы, китайцы с тех пор ушли настолько далеко, что им нас трудно увидеть, даже оглянувшись.


        Создавать стратегические бомбардировщики, не то же самое, что электронику клепать. У них даже автопром, который заметно вырос в последнее время, использует то в основном японские/европейские агрегаты из основных: коробки, двигатели... А ещё нужна школа.
        Не зря, стратегической авиацией, до сих пор располагают всего две страны, Россия и США.
        1. 0
          31 декабря 2020 17:12
          У них даже автопром, который заметно вырос в последнее время, использует то в основном японские/европейские агрегаты из основных: коробки, двигатели...

          И? Все придумано уже давно до них, а если посмотреть что там в мире, в целом, используют, то окажется, что никто полноценно на исключительно своих узлах и агрегатах уже давно автомобили не строит, а использует разные комплектующие. К тому же китайцы свое тоже делают. У Geely, например, свой полуторалитровый движок трехцилиндровый есть на 110 лошадей и наверняка у остальных автопроизводителей из поднебесной свои разработки есть. Больше вопросов к качеству производимого, но тут скорее из той оперы, что про "любой каприз за ваши деньги", а не в принципиальной криворукости китайских производителей.
          Создавать стратегические бомбардировщики, не то же самое, что электронику клепать. А ещё нужна школа.

          Китацы эти Ту-16 сколько уже эксплуатируют, больше полувека? Они живут в вакууме и не знают как выглядит современный стратегический бомбер? Что значит нужна школа? Что она им даст и почему у них её нет? С помощью реверс-инжениринга, современных материалов и средств проектирования можно добиться высоких результатов. Они выкатили J-20 в 2017 году в войска и сдается мне, что он не сильно-то уступает 57-му, который у нас целый один против 28 китайских. Да, он тоже не сильно массовый и летает на российских движках, но, я думаю, это вполне себе может измениться, учитывая что они делают с другими вещами, где уже достигли конкурентного уровня.
          Не зря, стратегической авиацией, до сих пор располагают всего две страны, Россия и США.

          Тут вопрос, а зачем другим странам стратегическая авиация? Советская и американская стратегическая авиация это пережиток Холодной войны - борьбы двух систем. Зачем кому-то кроме ядерных супердержав вообще она нужна была? У Британии была и, как оказалось, этот баян козе не к лицу, Французам вообще пофиг было, не у них конечно был F.1 для таких целей, но это что-то ближе к Су-24/F-111, а не к стратегам. Китай в те времена был где-то на задворках цивилизации, а технологический уровень был не соизмерим. После резкого прогресса в средствах ПВО и появления нормальных МБР стратеги оказались на задворках истории. Их роль в ядерной триаде мизерная, на фоне остальных средств. Это теперь средство доставки конвекционных средств поражения и мощные торпедоносцы, нежели что-то, что нагоняло ужас на обывателей 60-х. H-6 ака Ту-16 не выглядит устаревшим для такого применения, но условный H-20, конечно, повысит способности стратегической авиации - быстрее, незаметнее.
    2. +6
      14 декабря 2020 06:13
      Цитата: Владимир61
      Это лицензионная версия Ту-16, разработка КБ Туполева.

      Уже далеко не он, двигатели иные, авионика и остальное оборудование иное, уже не говоря про вооружение
    3. +6
      14 декабря 2020 10:51
      Цитата: Владимир61
      Ущипну китайцев за самолюбие! А ведь H-6K, вовсе не "китаяц"! Это лицензионная версия Ту-16, разработка КБ Туполева.

      Нет смысла "щипать", китайцы в курсе...
      Вызывает вполне серьезные сомнения в возможностях КНР по созданию такой платформы. Даже бомбардировщики уровня конца 80-х годов (Ту-22М) непосильны для ВПК КНР. Осуществить "технологический прыжок" через 1-2 поколения нереально. Все сложные военные разработки Китая базировались на технологической базе предоставленных прототипов (истребители, танки, авианосцы). С бомбардировщиками тяжко придется. На основе опыта эксплуатации Ту-16 (проекта 60-х годов) невозможно произвести стеллс-бомбардировщик 5 поколения. Не верю...
    4. +3
      14 декабря 2020 16:18
      Ущипните себя - с таким же успехом можно заявить, что "Лада - гранда" тот же FIAT, а "Газель" - FORD.
  2. +3
    14 декабря 2020 06:07
    однако зарубежные специалисты все равно пытаются определить облик и возможности будущего самолета, используя ограниченные доступные данные.
    Потом, ссылаясь друг на друга, превращают эти предположения в истину, и быстро забывают свои высказывания, увидев реальность.
    По всем ключевым характеристикам будущий H-20 должен превосходить существующий бомбардировщик H-6 всех модификаций.
    Вот тут угадали. Даже детсадовцы удивятся, если это "предсказание" не исполнится.
    Как итог: в Китае появится нечто, о котором никто не знает, но уже пора бояться.
    1. -1
      14 декабря 2020 08:47
      Цитата: Михаил м
      в Китае появится нечто, о котором никто не знает, но уже пора бояться.

      Судя по твоим репликам ты уже боишься. Делаешь это уверенно. С упорством достойным иного применения.
  3. +5
    14 декабря 2020 06:07
    Цитата: Владимир61
    А ведь H-6K, вовсе не "китаяц"! Это лицензионная версия Ту-16

    Неа.
    Лицензионная версия - это H-6.
    А Н-6К - это их разработки на основе туполевской машины и наших более новых двигателей, но с собственной авионикой.
  4. -1
    14 декабря 2020 06:12
    В этом отношении новейший китайский бомбардировщик похож на американские самолеты B-2A и B-21.
    А на ПАК ДА для ВКС РФ он не будет похож?
  5. +3
    14 декабря 2020 06:18
    А вообще забавно, никто ничего толком не знает, но все чего-то обсуждают, щёки надувают, статьи пишут, картирки рисуют.... Гонорары получают.
  6. +1
    14 декабря 2020 08:19
    Целая статья ни о чём , кроме фото , где изображён
    Неизвестный самолет, показанный в репортаже телеканала CCTV7. Возможно, он имеет отношение к проекту H-20
  7. +8
    14 декабря 2020 10:17
    Также зарубежные специалисты выражают беспокойство относительно способности H-20 действовать через Арктику и «держать на прицеле» всю Северную Америку.


    Умиляет.
    То что через 15-20 лет появится флот из сотен бомбардировщиков H-20 на границах России КНР, должен больше беспокоить отечественных военных аналитиков.

    Китай уже относился к РФ как к "младшему брату" в конце 2000-х.
    Введение "антидемпинговых" пошлин на китайскую продукцию в 2015-м (бульдозеры шины и т.п.), не оставляет иллюзий китайскому руководству в "словах дружбы и взаимного уважения" - до поры, они делают вид, что "верят". Двуличную политику РФ к партнерам, не видит разве что слепой.
    Еще одна причина - экономика РФ значительно уступает экономике поднебесной, в добавок не отличаясь стабильностью и эффективностью.
    Инфраструктура КНР модернизирована - одна из лучших в мире сеть автомобильных дорог, ВСМ, аэропортов, мосты, утилизация отходов, канализация, водоснабжение (проект переброски воды с юга на север), близок к завершению проект борьбы с бедностью.
    В РФ инфраструктура застряла на уровне США 70-х, провал программы утилизации, про борьбу с бедностью - даже говорить смешно, пара девальваций и население РФ получает за свои труды вдвое меньше китайских коллег.

    РФ все еще опережает КНР в военных разработках, но этот эффект быстро нивелируется вложениями последнего, в НИОКР.
    Причина разительного отличия проста - в КНР дают развиваться экономике - снижают налоги (НДС с 17% до 13%), бесплатно подводят дороги и эл. энергию к объектам, которые создают определенное количество рабочих мест.
    В РФ же подняли НДС с 18% до 20%, что бы кормить непомерные расходы бюджета (чем ухудшили положение населения).

    В целом подобная негативная тенденция РФ будет сохраняться, не трудно предсказать, как в будущем будут относится "китайские партнеры" к "северному соседу".

    Так что это РФ надо думать, чем будет грозить потенциал флота H-20 на границах РФ и выстраивать политику с поднебесной уже сейчас.
    1. 0
      14 декабря 2020 13:25
      Все верно. И- воруют на темах меньше.
  8. -1
    14 декабря 2020 13:21
    "Неизвестный самолет" по гондолам шасси и "морде" уж очень похож на Н-6К, закрытый фальш-панелями. А ведь это было бы забаыно: "стелс" на базе фрейма Ту-16. :)
  9. +1
    14 декабря 2020 13:25
    "В габаритах H-6K"- "боевая нагрузка 45 тонн"? Хм, это ж максимальная боевая нагрузка у Ту-160 (со взлетной массой под 280 тонн) а тут- "пепелац" в 3 раза меньше :) Массу топлива включили в "боевую нагрузку", видимо :)
  10. 0
    14 декабря 2020 14:35
    Uveren, shto ikh shpioni v SSHA sperli dostatok info po B-2 i svoy klon ( namnogo khuzhe B-2 ) tak i sdelayut. No eshcho vopros dvizhok ostalsa.
  11. -3
    14 декабря 2020 18:02
    Помнится в этоже время 15-16 г наши власти ангожировали ПАКДА. Ооо не ужто они начало работ китая за свои выдавали? И заметьте-китайцы уже планер выкатили, а у нас пока только рисунки.
  12. 0
    14 декабря 2020 23:22
    Я так понимаю, двигатели появились.
  13. +1
    14 декабря 2020 23:24
    Цитата: Дмитрий Владимирович
    То что через 15-20 лет появится флот из сотен бомбардировщиков H-20 на границах России КНР, должен больше беспокоить отечественных военных аналитиков.

    Аналитиков ?
    Не военщину нашу ?
    Да плевать на "аналитиков".
  14. 0
    15 декабря 2020 00:54
    ни какого бомбера у китайцев не будет....можно уметь копировать технику немного дорабатывать , но свое ,чего нигде нет китай никогда не создал , после пороха что 5000 лет назад изобрёл....нет школы конструкторской, кстати и в подводном флоте так же....китай это ловкие руки+ костный мозг....не крылатая нация мудрая но не парящая , без фантазии
    1. Комментарий был удален.
  15. 0
    15 декабря 2020 13:35
    Глянул на фото сверху как будто ту-16 внутрь стелса запихнули
    . Что то родственное угадывается.
  16. +1
    16 декабря 2020 03:58
    "Неизвестный самолет, показанный в репортаже телеканала CCTV7. "
    лол, автор явно знаток китайской авиации
  17. 0
    23 января 2021 09:33
    Китайцам дальние стратеги нужны как воздух, не знаю как сейчас дело обстоит, раньше ракеты не долетали до США, получалось в случае заварушки, США мог раскатать Китай без ответа. В принципе и сейчас может)

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»