Северный морской путь: льды тают − напряженность растет

67

Источник: wikipedia.org

Безальтернативный путь


Глобальное потепление позволило человечеству открыть новые судоходные маршруты. И Северный морской путь среди них не единственный.

В Канаде верят в конкурентоспособность Северо-Западного прохода, который пока даже окончательно не вскрывается летом ото льда. У канадцев побережье вблизи прохода гораздо менее освоенное и почти не заселено. Нет крупных портов и ледокольного флота. В общем, для полноценного освоения данного альтернативного варианта канадцам придется ждать еще большего потепления и нескольких сотен миллиардов долларов инвестиций.



Есть информация о существовании Кросс-полярного морского пути, но здесь все настолько туманно, что даже нет четко определенного маршрута.

Северный морской путь: льды тают − напряженность растет
Источник: wikipedia.org

В случае с Северным морским путем у России ситуация видится гораздо более оптимистичной. И территория относительно обжита, и крупные порты есть, и ледокольный флот интенсивно вводится в строй. К некоторым портам Севморпути подведены железнодорожные ветки, что гораздо упрощает логистику. Если сравнивать этот путь с морским маршрутом через Суэцкий канал, то время плавания сокращается примерно на 40%.

Для Севморпути в российском Кодексе торгового мореплавания существует отдельное определение:

«Водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединёнными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнёва в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар».

У России вполне четкая позиция по поводу Севморпути – это настоящее национальное достояние, возведенное в ранг первостепенных государственных интересов.

В США транспортный коридор вдоль территории России готовы рассматривать исключительно как интернациональную структуру. Вокруг этого противоречия и строится противостояние Москвы и Вашингтона.

Доводы России и Соединенных Штатов


Ситуация с Севморпутем полна не очевидных юридических тонкостей. В пользу неограниченной эксплуатации кораблями иностранных государств данной магистрали играют нормы Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года.

В соответствии с Конвенцией суда любых государств имеют право на свободную навигацию в пределах исключительной экономической зоны прибрежного государства, которая равняется расстоянию в 200 морских миль от береговой линии за вычетом 12 морских миль территориального моря и 12 миль прилежащей зоны. По этому правилу часть Северного морского пути действительно может свободно использоваться сторонними судами, в том числе и военными.

При этом стоит помнить, что морская магистраль вдоль северных границ России очень изменчива и ее конфигурация зависит от замерзания морей, погоды и гидрологических условий. Все это лишь добавляет неразберихи в зарубежных умах относительно статуса Севморпути.

В ответ на иностранные притязания российское руководство объявляет северную транспортную магистраль «исторически сложившейся национальной транспортной коммуникацией». А также ссылается на статью 234 «Покрытые льдом районы» упоминаемой Конвенции ООН.

В условиях экстремального климата и тяжелой ледовой обстановки прибрежные страны (в данном случае, Россия) могут самостоятельно регулировать судоходство для предотвращения возможного экологического ущерба. Безопасность и предупреждение чрезвычайных ситуаций ложатся в данном случае на плечи прибрежной страны.

Юридически границы описываются расплывчатым термином «покрытых льдом районов». То есть России фактически позволено взять под контроль всю Арктику.

Кроме этого, по сложившейся столетиями традиции, властные полномочия на территорию передаются государству-первооткрывателю. В этой истории юридических козырей гораздо больше у России.

Но Соединенные Штаты наряду с северными странами блока НАТО это не совсем устраивает.

НАТО движется на северо-восток


Северный морской путь стал в последние годы настоящим центром притяжения для потенциальных противников России. Руководствуясь однобоко понимаемыми положениями Конвенции ООН по морскому праву, военные корабли стран НАТО все чаще пробуют на прочность российскую оборону в регионе.

Среди потенциальных объектов контроля выступает не только сам Севморпуть, но богатые залежи полезных ископаемых, скрытых в континентальном шельфе. В нейтральных водах Арктической зоны организуются учения, в которых участвуют не только страны НАТО, но и «нейтральные» Швеция и Финляндия.

Как отмечают в российском оборонном ведомстве, в прошлом году в Арктике продолжилось наращивание интенсивности и масштабов мероприятий оперативной и боевой подготовки вооружённых сил НАТО, общее количество которых увеличилось на 17%. Разведдеятельность возросла на 15%. В прибрежных государствах усиливаются системы противоракетной обороны. А часть стран возобновляет подводное патрулирование региона.

С 2018 года воссоздаётся второй оперативный флот ВМС США, в зону ответственности которого как раз и входит часть северной морской магистрали у берегов России. К 2022 году США должны сформировать вместе с европейцами объединенное командование вооруженных сил НАТО «Атлантика», которое вместе с командованием тыла обеспечат оперативную переброску американских войск в Европу.

Буквально в 60 км от российской границы норвежцы строят у себя новую РЛС. Кроме этого, в Норвегии в 2018 году удвоена численность дислоцированных морских пехотинцев США.
Британские субмарины с «Томагавками» с 2016 года патрулируют Арктику, а сухопутные подразделения оттачивают навыки «войны на морозе» в Норвегии.

С определенной уверенностью можно сказать, что санкционная политика США и Евросоюзе кроме прочих своих целей имеет фокус и на ослаблении влияния России в арктическом регионе.

В этой связи низкие цены на нефть также видятся инициаторами из-за рубежа как один из факторов, ограничивающих ресурсы Москвы в развитии Северного морского пути.


Источник: dailystorm.ru

Среди ответных мер в России разработаны особые правила прохождения военных судов иностранных государств по Северному морскому пути. Во многом это было сделано из-за угроз Вашингтона заблокировать морскую магистраль, а также в связи с заметно возросшей активностью стран НАТО в Арктике.

Во-первых, уведомление о визите военного корабля должно прийти не позже, чем за 45 суток. В документе должно отражаться наименование корабля, время плавания и четкий маршрут. Кроме этого, в уведомлении отдельно описываются водоизмещение судна, осадка и параметры двигательной установки.

Формально, всего этого требует забота о безопасности, утвержденная статьей 234 «Покрытые льдом районы» вышеупомянутой Конвенции ООН.

Во-вторых, на военное судно в обязательном порядке отправляется российский лоцман. Движение судна находится под полным контролем российского ВМФ. И в случае чрезвычайной ситуации на помощь военному судну придут ледоколы.

Лед преткновения


Проливы Северного морского пути – еще одна заноза, которая крепко сидит в умах американского истеблишмента. Речь идет о проливах Вилькицкого, Шокальского, Санникова и Лаптева, к которым, по мнению Вашингтона, должен быть применен режим транзитного международного судоходства. И в этом с США солидарны страны НАТО, входящие в Арктический совет.

Проблема данных проливов была поднята еще в 60-х годах прошлого века, когда суда США пытались прорваться через советские арктические проливы Вильницкого и Шокальского. Пройти не удалось. И страны обменялись дипломатическими нотами протеста.

Тогда СССР однозначно вышел победителем – после 1967 года американцы оставили попытки прорыва. Тем не менее, сейчас этот вопрос снова на повестке дня. Во многом его решение зависит от возрастающей мощи вооруженных сил России в арктическом регионе.

Несмотря на то, что сейчас развитие ситуации вокруг Северного морского пути можно скорее назвать вялотекущей, в будущем возможны обострения. Связаны они будут с дальнейшим отступлением льдов на север и освобождением акватории для беспрепятственного прохода судов без ледокольного сопровождения.

Это, кстати, серьезно упростит разработку полезных ископаемых на континентальном шельфе, который, напомним, считается российской территорией.

Если руководство страны не продолжит свою линию отстаивания суверенитета в данном регионе, заинтересованные страны будут готовы к провокациям.

В самом «безобидном» варианте развития Вашингтон объявит о санкциях против владельцев судов, пользующихся северной транспортной магистралью. Пример «Северного потока-2» тому подтверждение.

В случае дальнейшей эскалации Норвегия и США вполне в состоянии в одностороннем порядке объявить Севморпуть международной транспортной магистралью. А второй флот Пентагона будет гарантировать безопасность прохода судов.

В этом случае холодное противостояние на Севере вполне может стать горячим глобальным конфликтом.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

67 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -9
    16 декабря 2020 15:08
    Почему американцы не спешат строить ьедоколы? Да им и не надо, как растает они и без ледоколов приплывут защищать чужое.
    1. +6
      16 декабря 2020 15:15
      Цитата: evgen1221
      Да им и не надо, как растает они и без ледоколов приплывут защищать чужое.

      А вы уверенны, что люды в Арктике растают ?
      1. -5
        16 декабря 2020 17:28
        Ну в общих чертах для более менее судоходства вполне себе за 10 лет растают.
        1. +1
          16 декабря 2020 19:29
          Прочитал проблемную статью, понравилось. Маленько взгрустнулось: хоть я и не был в полярке (однажды была возможность, но начальство не пустило, направило на другой пароход), но льдами ходил много раз, сам скалывал обледенение и даже немного работал на ледоколе. А ещё вспомнились визборовские строчки: "Мы стояли с пилотом ледовой проводки, с ледокола смотрели на гаснущий день..."
          А НАТА эта и американцы - наглые мерзавцы! am
          1. +1
            19 декабря 2020 23:34
            Цитата: Владимир Машков
            "Мы стояли с пилотом ледовой проводки, с ледокола смотрели на гаснущий день..."

            Нда ...... "Пилот ледовой проводки". А это хто ??
            1. 0
              20 декабря 2020 11:16
              Цитата: tihonmarine
              Цитата: Владимир Машков
              "Мы стояли с пилотом ледовой проводки, с ледокола смотрели на гаснущий день..."

              Нда ...... "Пилот ледовой проводки". А это хто ??

              Вообще-то я знаю, что пилоты называются "ледовой разведки". И творчество любимого барда Юрия Иосифовича знаю хорошо, много раз слышал версию со словами "пилот ледовой разведки". Как и другую версию: "Ледокол тот за старость из полярки списали, вертолётчик разбился, теперь инвалид..." Юра часто пел разные версии с разными словами. Но в последнее время почему-то пишут именно ту, что я упомянул: вероятно она была первой.
              1. +1
                20 декабря 2020 15:36
                Цитата: Владимир Машков
                Вообще-то я знаю, что пилоты называются "ледовой разведки".

                Ну так то правильнее. Или же лоцмана ледовой проводки.
      2. +2
        19 декабря 2020 15:48
        Растают. Говорю как житель Севера. Морозов с каждым годом всё меньше.
    2. +9
      16 декабря 2020 15:18
      Между нами тает лёд...(С)
      Пролив Вилькицкого - это российская территория, воякам из НАТО там делать нечего. Пускай строят ледоколы и идут в обход островов. А Гудзонов залив тоже международные воды? И наши ракетоносцы могут туда заходить?
      1. -3
        17 декабря 2020 14:50
        Цитата: Бородач
        А Гудзонов залив тоже международные воды? И наши ракетоносцы могут туда заходить?

        А стремятся?
      2. 0
        10 февраля 2021 13:16
        В этом плане Гудзонов залив аналогичен Охотскому морю - на бумаге это международные воды, на практике - нет. Разборки на тему, какой линией соединить два мыса, что бы объявить это внутренним водами - не утихнут нигде и никогда
    3. -3
      17 декабря 2020 13:03
      Когда льды растают, можно будет легко захватить Аляску (Алясочку).
      1. 0
        20 декабря 2020 15:18
        Читал статью и вспомнил один наш юридический приоритет который мы сами отвергаем. Сталин в СССР границы проложил до северного полюса, а кое кто-то не хороший отказался от них под конвенции ООН. Однако РФ как наследник СССР может здесь предъявить эту сторону вернуть старые границы заявив о нелегитимности их изменения
        1. +1
          25 декабря 2020 15:28
          Ну тогда надо обязательно выходить из Конвенции ООН по Морскому праву
          1. 0
            27 декабря 2020 21:43
            Здесь выход в части 10 мильной зоны только в нашу пользу получается.
  2. +5
    16 декабря 2020 15:09
    в российском Кодексе торгового мореплавания
    А это наших "партнеров" не устраивает !
  3. -1
    16 декабря 2020 15:11
    Вот сначала пусть американцы построят хотя бы 2 новых атомных ледокола, а потом уж рыпаются laughing
    А то у них ща есть "полтора" - да и те... "для галочки" wassat
  4. +4
    16 декабря 2020 15:11
    Кроме этого, по сложившейся столетиями традиции, властные полномочия на территорию передаются государству-первооткрывателю. В этой истории юридических козырей гораздо больше у России.

    И в то время, когда русские суда бороздили Арктику, такого государства, как Соединённые Штаты Америки, не было и в помине на карте мира.
    1. 0
      16 декабря 2020 21:23
      Цитата: tihonmarine
      И в то время, когда русские суда бороздили Арктику, такого государства, как Соединённые Штаты Америки, не было и в помине на карте мира.

      Штатов не было, а вот их европейские "коллеги" и СМП им уже закрывали - в 1619 году вышел царский указ о полном запрещении морской торговли между Архангельском и Мангазеей
      Инициатором столь странного решения выступил тобольский воевода князь Иван Семенович Куракин, который еще тремя годами ранее доносил царю Михаилу Федоровичу о желании иноземцев проникнуть в Мангазею и далее к Енисею. https://iz.ru/829146/georgii-oltarzhevskii/prizrak-zhizni-kak-voznik-i-pogib-pervyi-russkii-gorod-v-zapoliare
  5. +3
    16 декабря 2020 15:12
    В случае дальнейшей эскалации Норвегия и США вполне в состоянии в одностороннем порядке объявить Севморпуть международной транспортной магистралью. А второй флот Пентагона будет гарантировать безопасность прохода судов.

    Объявить могут. Гарантировать - нет. Что-то гарантировать они могут только там, где у России нет жизненно-важных интересов. Довод "Америка с нами" в таких случаях не срабатывает.
    1. +6
      16 декабря 2020 15:23
      Цитата: Лесовик
      Что-то гарантировать они могут только там, где у России нет жизненно-важных интересов.

      Написано всё верно. Но уже многие интересы России продаются через подставных лиц, трансконтинентальным корпорациям.
  6. +7
    16 декабря 2020 15:16
    Получается, что согласно международным юридическим нормам
    мореплавания, часть СМП свободна для плавания судов и военных
    кораблей всех стран. А Россия пытается, пока безуспешно, закрыть
    свободное использование этой части СМП. В общем, под "наш СМП"
    заложена любимая мина США под названием "свобода мореплавания".
    Возможно, я что-то неправильно понимаю...
    1. 0
      16 декабря 2020 16:07
      Цитата: Bez 310
      часть СМП свободна для плавания судов и военных
      кораблей всех стран.

      Так и есть. Самый короткий маршрут через северный полюс свободен laughing
    2. +3
      16 декабря 2020 16:59
      Свобода мореплавания не предполагает освобождения от уплаты портовых сборов.Я из статьи понял одно,что США и Ко не хотят платить указанные сборы по СМП.Довелось как-то пообщаться с коллегой из Анадыря, задал вопрос, на совещаниях Вас часто хвалят, мол деньги гребете лопатой, у вас что движуха офигенная.Нет отвечает,живем за счёт ледокольного и лоцманского сбора.Карту видели.Так вот,что бы пройти этот путь, судовладельцу придется выложить круглую сумму,не заходя в порты размещённые на побережье, лоцманский и обязательно ледокольный,его отменят когда на Новой земле будут яблони цвести. А если еще в порты заходить, то совсем круглая сумма получается.Вот виды портовых сборов взимаемых в российских портах в зависимости от регионов:
      1) корабельный;
      2) канальный;
      3) ледокольный;(не уплачивается, если порт считается не замерзающим)
      4) лоцманский;
      5) маячный;
      6) навигационный;
      7) причальный;
      8) экологический;
      9) транспортной безопасности акватории морского порта;
      10) инвестиционный.
      Часть из них уплачивается администрации морских портов, часть Росморпорту.Деньги не малые.Особенно на Севере.Отсюда весь сыр-бор.А то полезные ископаемые и т.д.Да кстати, ранее сборы взимались в у.е (т.е.в долларах)., сейчас в рублях, чем меньше курс рубля, тем дешевле в долларах.
      1. -1
        16 декабря 2020 17:08
        Цитата: parusnik
        Я из статьи понял одно,что США и Ко не хотят платить указанные сборы по СМП.

        Вы не так все поняли.
        1. +2
          16 декабря 2020 17:12
          А конкретно, что я не понял.Откройте мне глаза.Хочу разобраться.
          1. +2
            16 декабря 2020 17:33
            Цитата: parusnik
            А конкретно, что я не понял.Откройте мне глаза.Хочу разобраться.

            Разберитесь.
            Еще раз прочитайте статью, и увидите, что в статье ничего о
            "сборах" нет, там о том, что СМП, по большей части, - "общий",
            согласно международной Конвенции, а Россия, путем различных
            юридических зацепок и невнятных формулировок, пытается
            запретить свободный проход военным кораблям других стран.
            Суть конфликта в том, что США не собирается выполнять эти
            "самодеятельные" требования России в части прохода по СМП.
            Сейчас у ВМС США нет ледоколов, которые могут обеспечить
            проход кораблей по СМП, но скоро они появятся, и нет сомнений
            в том, что ВМС США обязательно предпримут попытку прохода
            по СМП согласно своему пониманию Конвенции.
            1. 0
              16 декабря 2020 17:40
              "общий"
              ..Значит, бесплатный. О чем писал выше.Портовые сборы платить не хотят.Россия противодействует.Такая ситуация, в своё была с Суэцем, когда "общим" хотели объявить.
              1. 0
                16 декабря 2020 18:38
                Цитата: parusnik
                .Значит, бесплатный.

                Считайте, как хотите, мне без разницы.
                Какие портовые сборы с военных кораблей,
                которые не собираются заходить в наши
                порты? Вы это...
                1. +1
                  16 декабря 2020 18:48
                  Постановление Правительства РФ от 2 октября 1999 г. № 1102
                  "О Правилах плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации".Сборы за услуги.13. Корабли и суда не облагаются налогами за их проход через территориальное море Российской Федерации.14. Сборы с кораблей и судов, проходящих через территориальное море Российской Федерации, взимаются только для оплаты оказанных им услуг. Эти сборы взимаются без дискриминации....Думал Вы в теме..Извините.
                  1. -1
                    16 декабря 2020 18:55
                    Цитата: parusnik
                    Извините.

                    Извиняю.
                    Я веду речь о военных кораблях ВМС США и НАТО,
                    а их Постановление Правительства РФ не интересует,
                    они руководствуются совсем другими, международными
                    документами.
                    Не отвечайте, не надо...
                    1. 0
                      16 декабря 2020 18:57
                      Извиняю.
                      ...Благодарю.Это не ответ.Благодарность.
                  2. +2
                    16 декабря 2020 20:19
                    . в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации

                    И как раз к СМП все это не относится
                    Сборы с кораблей и судов, проходящих через территориальное море Российской Федерации, взимаются только для оплаты оказанных им услуг. Эти сборы взимаются без дискриминации.

                    А здесь все правильно. В территориальных водах придётся платить на общих основаниях, своим то же самое, что и иностранцам. И только за конкретные оказанные услуги. И не получится своим скидку сделать- иностранцы тут же потребуют такой же скидки, в какой форме она бы не была оформлена. И никаких налогов не может быть за проход без оказанных услуг.
    3. +2
      16 декабря 2020 19:18
      Правильно. А возможно, и не часть. Конвенция в некоторых случаях допускает проход через территориальные воды.
      1. +1
        16 декабря 2020 19:28
        Цитата: Avior
        Конвенция в некоторых случаях допускает проход через территориальные воды.

        Да, там возможны варианты.
        В общем, несмотря на попытки России представить СМП
        внутренним российским маршрутом, остаются открытыми
        вопросы в международном праве, которые нам никто не
        даст закрыть.
        Короче, корабли ВМС США и НАТО пойдут по СМП, как
        только у них появятся силы и возможность ледокольного
        сопровождения. А в районах, не требующих ледокольного
        сопровождения, эти корабли появятся в очень ближайшем
        будущем. Можно вспомнить недавний инцидент с кораблем
        ВМС США в заливе Петра Великого.
        1. 0
          16 декабря 2020 21:25
          Можно вспомнить недавний инцидент с кораблем ВМС США в заливе Петра Великого
          .
          И не только его.
          В этом году ВМС США очень сильно активизировались в Баренцевом море.

          1 мая учения по противолодочной войне в Норвежском море USS Donald Cook, USS Porter (DDG 78) и HMS Kent (F78);
          С 4 по 8 мая операция PHOTOEX в Баренцевом море USS Porter, USS Donald Cook, USS Roosevelt и HMS Kent (F78)
          С 7 по 9 сентября операции в Баренцевом море USS Ross, HMS Sutherland (F81) и HNoMS Thor Heyerdahl (F314).
          19 октября USS Ross зашел в Баренцево море.
          1. -1
            16 декабря 2020 21:28
            Цитата: Lex_is
            И не только его.

            Конечно!
            И никакие крики про "Нечего делать у наших берегов!"
            не мешают ВМС США и НАТО решать свои задачи.
      2. +1
        16 декабря 2020 19:47
        Цитата: Avior
        Конвенция в некоторых случаях допускает проход через территориальные воды.

        Некоторых... Статья 17. Право мирного прохода. - При условии соблюдения настоящей Конвенции суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море. Статья 18. 1. Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: a) пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод... Статья 26. Иностранные суда не могут облагаться никакими сборами лишь за их проход через территориальное море. 2. Иностранное судно, проходящее через территориальное море, может облагаться только сборами в оплату за конкретные услуги
        1. +3
          16 декабря 2020 20:52
          Пожалуй, проход через проливы между островами, если судно идёт из тмеждународных вод в международные, под это вполне подходит.
          1. 0
            16 декабря 2020 21:38
            При условии если обогнуть проблема....
            Статья 37 Настоящий Раздел применяется к проливам, используемым для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны.
            Статья 38 1. В проливах, указанных в статье 37, все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода, которому не должно чиниться препятствий, за исключением того, что, если пролив образуется островом государства, граничащего с проливом, и его континентальной частью, транзитный проход не применяется, если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в исключительной экономической зоне.
            1. +1
              16 декабря 2020 21:48
              Это, я так понимаю, к данному случаю не относится
              1. 0
                16 декабря 2020 23:29
                У автора цитата "Для Севморпути в российском Кодексе торгового мореплавания существует отдельное определение: «Водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды... " - к внутренним водам все эти положения не относятся....
                и ниже "А также ссылается на статью 234 «Покрытые льдом районы» упоминаемой Конвенции ООН" - но в этой статье "в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны, где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства" - большая часть года в современных условиях....
                1. +2
                  16 декабря 2020 23:39
                  Там ещё важное требование одинаковых условий и сборов со всех судов, если они есть
                  К тому же могут быть проблемы с доказательством необходимости этих требований- есть специальный суд по морскому праву
  7. +5
    16 декабря 2020 15:26
    а кто знает, когда в таком количестве растают льды ????
    через 20 лет, а может 40 или 50
    Всё в мире поменяется уже, Америка сейчас то уже не такая уж и великая, а тут и Китай, каким он будет через 20 к примеру лет.
    На данный момент, Россия, как раз всё делает правильно, грамотно, не спеша. И флот увеличивает и вооружение, не тратя на это всё что есть.
    А учитывая перспективы развития авиации, флота, ракетного вооружения, средств РЭБ и.т.д. можно будет без проблем контролировать пространство от берега на 500, а то и 1000 км
    1. +1
      17 декабря 2020 11:15
      И флот увеличивает


      Численность полноценных кораблей ВМФ непрерывно уменьшается.
  8. +2
    16 декабря 2020 15:42
    В штаб-квартире НАТО: Шеф, шеф! Все пропало! Льды в Арктике, каждый день стремительно тают, поднялась со дна морского земля Санникова, с анкилонами, они приняли российское гражданство! Нил замерзает, Средиземное море покрывается льдом!Саудовскую Аравию замело снегом!Пора наращивать в районе СМП наши военные силы.
    В этом случае холодное противостояние на Севере вполне может стать горячим глобальным конфликтом.
    1. 0
      16 декабря 2020 15:53
      посмеялся laughing вот как потают все, так и приходите, а пока прекратите шухер наводить-оснований нет..
  9. -1
    16 декабря 2020 15:52
    А нам как-то неинтересны мечтания полосатых и их холуев, по причине того, что шерифа не волнуют проблемы индейцев из НАТО.
  10. -1
    16 декабря 2020 16:40
    В случае дальнейшей эскалации Норвегия и США вполне в состоянии в одностороннем порядке объявить Севморпуть международной транспортной магистралью. А второй флот Пентагона будет гарантировать безопасность прохода судов.


    Есть такие примеры в истории по отношению к России?
  11. Комментарий был удален.
    1. -1
      16 декабря 2020 18:26
      Как бы ни стараться СМП трудно конкурировать с Суэцким каналом, а кораблям НАТО нечего делать у наших северных берегов , поэтому политика ограничения судоходства полностью оправдана
    2. 0
      16 декабря 2020 18:59
      О 110 годах наблюдений за климатом Вы верно подметили. Не все это понимают, увлёкшись "глобально-потепленно-углекислотной" истерией.

      Я вот чего не понял после прочтения статьи: Крым по мнению Автора и Редакции - чей? what
    3. +3
      16 декабря 2020 19:04
      В одном комментарии информации больше,чем в статье good drinks
      1. +3
        17 декабря 2020 21:55
        Цитата: Korax71
        В одном комментарии информации больше,чем в статье good drinks

        Спасибо. Только комментария больше нет, увы. Наверное, уж слишком много информации там было. lol
    4. 0
      16 декабря 2020 21:09
      Цитата: А. Привалов
      Климатические наблюдения ведутся в этом регионе более 110 лет, но никаких явных изменений климатических факторов не выявлено.

      Но что-то все-таки меняется - "Мы видим, что и погода нам в этом деле тоже позволяет, климат тоже меняется, и наши газовозы себя тоже очень хорошо там показывают, в плане того, что когда эти ранние рейсы делались в мае, практически весь путь по Севморпути они прошли самостоятельно. Были трудные участки, где требовалась поддержка атомных ледоколов, но вот эти два рейса нам дали уникальный опыт, который сейчас нас заставляет вместе с "Атомфлотом" пересматривать концепцию ледокольного обеспечения наших СПГ-проектов" - директор департамента морской транспортировки "НОВАТЭКа" Александр Семенов https://www.interfax.ru/russia/734643
      1. +3
        17 декабря 2020 00:17
        Цитата: BrTurin
        Цитата: А. Привалов
        Климатические наблюдения ведутся в этом регионе более 110 лет, но никаких явных изменений климатических факторов не выявлено.

        Но что-то все-таки меняется - "Мы видим, что и погода нам в этом деле тоже позволяет, климат тоже меняется, и наши газовозы себя тоже очень хорошо там показывают, в плане того, что когда эти ранние рейсы делались в мае, практически весь путь по Севморпути они прошли самостоятельно. Были трудные участки, где требовалась поддержка атомных ледоколов, но вот эти два рейса нам дали уникальный опыт, который сейчас нас заставляет вместе с "Атомфлотом" пересматривать концепцию ледокольного обеспечения наших СПГ-проектов" - директор департамента морской транспортировки "НОВАТЭКа" Александр Семенов https://www.interfax.ru/russia/734643

        В наши дни СМП открыт плюс -минус 20 дней в году. Я знаком с рассуждениями некоторых исследователей, которые утверждают, что к 2050 году он будет свободен от льда 100 дней в году. Даже если они окажутся правы, существенно ничего не изменится. Да и я не смогу воочию убедиться в этом, увы...
        1. +1
          17 декабря 2020 00:41
          Цитата: А. Привалов
          Я знаком с рассуждениями некоторых исследователей

          К сожалению одни утверждают одно, другие другое... есть мнение, что большое поступление пресной воды приведет к изменению течений, что приведет в противоположному результату - похолоданию (можно вспомнить прошлый год, когда как-то дружно начали писать, что ледник Якобсхавн в Гренландии растет). Пресная вода, усиленное выделение метана в Арктике, теперь еще и водовороты - "По мере того как Арктика нагревается, этот механизм миграции водоворотов исчезнет, ​​потому что летом льда не будет, а зимой он будет более подвижным, — объясняет Маршалл. — Таким образом, мы ожидаем увидеть в будущем Арктику гораздо более нестабильной, что будет иметь серьезные последствия для крупномасштабной динамики климатической системы".https://ria.ru/20201216/vodovoroty-1589534423.html В таких условиях делать прогнозы дело не благодарное...
          1. +3
            17 декабря 2020 08:39
            Цитата: BrTurin
            В таких условиях делать прогнозы дело не благодарное...

            Совершенно верно. К слову, последние 30 лет я живу на берегу моря. Хожу на один и тот же пляж. Если льды так сильно уже растаяли, то уровень морских вод в мире должен был бы хоть чуточку подняться. Однако, ничего такого не происходит. Пляж не уменьшается, камни на пирсе в воду не уходят. Даже на старых рыболовных мостках четко видна серозеленая полоса уровня моря.
            1. 0
              17 декабря 2020 13:46
              Цитата: А. Привалов
              Если льды так сильно уже растаяли, то уровень морских вод в мире должен был бы хоть чуточку подняться.

              Поднимется, не поднимется...
              "вероятность того, что уровень вырастет более чем на 39 сантиметров к 2100 году, составляет лишь около 5 процентов. Эдвардс отмечает, что в их модели, даже если антарктические ледники действительно будут разрушаться стремительно, максимальный рост уровня Мирового океана не превысит полметра, а наиболее вероятный рост составит 14-15 см https://www.interfax.ru/world/649640 ледники еще далеко не растаяли, подождем... да и попадалось мнение, что рост температуры приведет к росту числа опреснителей, т..ч. количество воды используемой на опреснение так же нивелирует подъем уровня (правда там проблемы с рассолом после опреснения)... Как говорил одни персонаж - "Это науке неизвестно. Наука пока еще не в курсе дела"...
  12. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
                    1. Комментарий был удален.
                      1. Комментарий был удален.
  13. 0
    17 декабря 2020 10:44
    За 10 месяцев 2020 через СМП прошло 1 млн 280 тыс тонн транзитных грузов.Общий оборот в этом году будет более 31 млн тонн.По транзитным грузам увеличение почти в два раза.Основные груза энергонасители.В основном из иностранцев ходят постоянно китайская COSCO.Китайцам пока и жд транспорта хватает.10 тыс поездов и более 900 тыс контейнеров на европу отправили.Без России с ЖД ни как.
  14. 0
    17 декабря 2020 11:39
    Когда нибудь льды растают (или нет). А пока ..."на бога (природу) надейся, а сам не плошай"
  15. 0
    17 декабря 2020 12:47
    Лёд тает - надо спасать белых медведей. Хотя бы кормить их.
    1. 0
      13 января 2021 04:17
      Лучше ставить цели более комплексно: прикормить, дрессировать, научить ходить в разведку, создать диверсионные группы:)
  16. -3
    31 декабря 2020 02:11
    Цитата: BrTurin
    Поднимется, не поднимется...

    Читал, если температура в Арктике поднимется на 1,5 градусов-побережье из вечной мерзлоты превратиться в болото. Не пройти, ни проехать. И смысл тогда что то там в болоте добывать?
    1. 0
      13 января 2021 04:15
      Шельф это не совсем побережье.И кстати если температура поднимается настолько , это для нас плюс- тогда и нужно добывать ибо дешевле.Вопрос в наличии буровых платформ и их состоянии.
  17. -1
    4 января 2021 18:39
    Будет где Цирконы на реальных целях испытать...
  18. Комментарий был удален.
  19. 0
    13 января 2021 04:13
    Ждать таянья льдов , чтобы устраивать в Арктике полноценные учения? У них оригинальные затеи:) Это все попытка пощекотать нервы. Ну и что нам теперь? Ледоколов у них нет,так что торговые суда проводить будет большой проблемой ( даже без противодействия с нашей стороны( .А противодействие устроить можно,просто проблему нужно решать по мере поступления,а то с их финансами они явно могут устроить "гонку" ,которая наша мягко выражаясь " небогатая" страна не выиграет.А подводные лодки? Да пускай плавают пока у них Топоры только TASM:) Во что они палить будут?Их сбить вообще не проблемма,а из подо льда их не запустишь.Хотя все это очень неприятно,но основная проблема,это наша тупая власть,которая слишком много времени ничего не делала, чтобы поднять экономику на приемлемый уровень! Лев дохнет- вокруг сразу гиены начинают шрариться:(
  20. 0
    4 февраля 2021 09:26
    Что мешает Западу проложить Севморпуть не нарушая госграницы РФ?Построят пару ледоколов и Россия окажется с носом.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»