«Полёт на Су-30 стал вершиной моей карьеры»: как американский пилот оказался на новом для себя самолёте

34

В ходе Вьетнамской войны боевая авиация США показала резкое снижение боевой эффективности в сравнении с конфликтом на Корейском полуострове 1950-х годов. Если раньше на один американский самолёт приходилось десять вражеских, то к 1968 году данное соотношение составляло 2,5 к 1.

В этой связи было проведено специальное исследование, по итогам которого рекомендовалось включать в учебные бои самолёты различных типов. В итоге данная идея вылилась в создание так называемых подразделений «агрессоров». Состоящие у них на службе самолёты имитировали советские машины (например, своей раскраской) или вовсе являлись ими, будучи закупленными у третьих стран.



Домашней базой «агрессоров» является Неллис, штат Невада. Здесь проходит службу подполковник Ян Куц Шталь. В своё время он поинтересовался у немецкого пилота, летавшего в учебных боях на МиГ-29, какой тип самолёта являлся бы более адекватным, в ответ на что ему посоветовали «Игл»:

F-15C каждый раз превосходят нас на Red Flag [учения] – вам следует летать на модели C.


Со слов Шталя, в ходе полётов «агрессор» должен уметь воспроизводить нюансы пилотирования, свойственные лётчикам противника:

Когда мы смотрим, например, на J-20, мы делаем упор на попытку заглянуть в сознание китайского пилота.


Как поясняет Шталь, настоящим везением является возможность полёта на машине потенциального неприятеля. Когда в 2016 году на учения Red Flag, проходившие на Аляске, прибыли индийские пилоты, ему выпал такой шанс.

Время от времени судьба улыбается, и нам становится доступен конкретный объект, о котором мы хотим узнать больше. Например, мне повезло, что мне довелось летать на Су-30МКИ […] Как «агрессоры» мы стремимся использовать любую такую возможность. Полеты на Су-30 определенно были вершиной в моей карьере

- говорит Шталь, оказавшийся на новой для себя машине.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +38
    15 декабря 2020 06:02
    В ходе Вьетнамской войны боевая авиация США показала резкое снижение боевой эффективности в сравнении с конфликтом на Корейском полуострове 1950-х годов. Если раньше на один американский самолёт приходилось десять вражеских, то к 1968 году данное соотношение составляло 2,5 к 1.


    "Это вы американцы врёте зря" В Корее вы были разбиты в воздухе в пух и прах, подаваемое вами соотношение потерь - банально подтасовка. Во Вьетнаме последовало продолжение...



    Клипов на "Фантом" группы "Чиж" множество, на любой вкус и настроение. Вот ещё версия от War Thunder.

    1. +5
      15 декабря 2020 07:18
      Спасибо.
      Цитата: Диван-батыр
      Вот ещё версия от War Thunder.

      Мне понравилось. wink good
    2. +12
      15 декабря 2020 13:25
      "..."Это вы американцы врёте зря" В Корее вы были разбиты в воздухе в пух и прах, подаваемое вами соотношение потерь - банально подтасовка. ..."
      - воистину !!
      - можно погуглить "корея черный вторник"
      Цитирую
      "... 12 апреля вошло в историю как "черный" четверг авиации США. В этот день американцы совершали массированный налет на мосты через реку Ялуцзян в районе Уйцзю. Уничтожить их должны были 48 бомбардировщиков B-29 "Superfortress" ("Суперкрепость"), которых сопровождали 76 истребителей прикрытия.

      Против них действовали всего 44 МиГа. Впрочем, у них было и преимущество: американские самолеты сопровождения шли со скоростью бомбардировщиков - всего 700 километров в час - и на средней высоте в 7000 метров. Советские летчики встретили их на высоте 10 километров и спикировали на полной скорости под разными углами атаки. В результате были уничтожены 10 "Суперкрепостей" и три истребителя соперника. После этого руководство ВВС США почти месяц не рисковало отправлять за пределы 38-й параллели большие группы самолетов.

      Еще одним "черным" днем для американской авиации стало 30 октября того же года. На этот раз бомбить корейский аэродром в Намси отправилась 21 летающая крепость, прикрывать которые должны были почти 200 истребителей разных типов. С советской стороны в бою приняли участие 44 МиГа, еще 12 машин остались в резерве прикрыть аэродромы. Судьбу сражения решило то, что заслон из истребителей F-86 опоздал с выходом - "Сейбры" планировали перехватить советские самолеты немного в другом районе, но просчитались. Защищать B-29 остались машины более низкого класса.

      В итоге были уничтожены 12 бомбардировщиков В-29 и четыре истребителя F-84, американцы были обращены в бегство, а на аэродром Намси в тот день не упало ни одной бомбы. Советские летчики недосчитались одного МиГа. После этого боя руководство ВВС США отказалось от использования "Суперкрепостей" в дневное время и перевело их на ночные полеты.
      ..."
      - но америкосы, как впрочем и израильтяне, - по своей доброй традиции - своих потерь - НЕ ПРИЗНАЮТ
      8-)))

      - но от плана "разбомбить" 50 советских городов ядреными бонбами (Drposhot) - вынуждены были отказаться, поскольку после Кореи поняти - что тривиально - НЕ ДОЛЕТЯТ...
      8-)
      1. +9
        15 декабря 2020 13:42
        но америкосы - по своей доброй традиции - своих потерь - НЕ ПРИЗНАЮТ:

        Точных данных по общим потерям самолетов в воздушных боях Корейской войны нет до сих пор. Дело в том, что не каждую описанную летчиками победу можно было подтвердить фотоснимками или останками самолета противника. Советское командование приняло за правило вести строгую статистику, когда победа засчитывалась только при наличие таких доказательств. Дело еще и в том, в том, что за каждый ПОДТВЕРЖДЕННЫЙ сбитый самолет - сбивший его летчик получал весьма крупную денежную премию... Так что учет "сбитых" был оччень строгим.

        По данным Игоря Сейдова из книги "”Красные дьяволы” - за время боевых действий в небе Кореи советские летчики провели 1872 воздушных боя, в которых сбили 1097 самолетов противника, из которых 642 истребителя F-86 и 69 бомбардировщиков B-29. Потери СССР в боях составили 319 самолетов МиГ-15 и Ла-11. Любопытно, что американские данные не просто отличаются от советских, но дают кардинально другую картину. Утверждается, что в воздушных боях они сбили более 700 МиГов, а сами потеряли только 147 самолетов! Столь грубая подтасовка фактов вызывает у специалистов лишь усмешку, видимо, американское командование очень хотело оправдать огромные военные расходы в глазах налогоплательщиков.

        Отметим, что за первые полтора месяца воздушных боев были подбиты всего три советских МиГа, тогда как потери противника были в разы больше. А зону действия наших истребителей вдоль корейско-китайской границы американские летчики позже назвали "Аллея МиГов", тем самым признавая, что небо в этой части корейского полуострова уверенно контролировали советские асы.
    3. +4
      15 декабря 2020 18:21
      класика, видео совпадает со словами.
  2. +16
    15 декабря 2020 06:06
    Как «агрессоры» мы стремимся использовать любую такую возможность.

    Лучше и не признаешься ! ЗачЁт ! wassat
  3. +15
    15 декабря 2020 06:14
    мы делаем упор на попытку заглянуть в сознание китайского пилота.
    Авиационные психологи не меньше. Американцы не могут до сих пор "заглянуть" в сознание русских, но при этом стремятся проделать это с китайцами. Не находите странным?
    Полеты на Су-30 определенно были вершиной в моей карьере
    Хоть тут не стал лукавить и сказал честно, что понравилось.
  4. +26
    15 декабря 2020 06:15
    Во Вьетнаме был ОДИН бой с участием нашего лётчика. Наш инструктор с местным курсантом отрабатывали полёт на малой высоте на невооружённой спарке Миг-21У. Были атакованы звеном *Фантомов*.Управление взял наш пилот. Три атаки Ф-4 были безуспешны- все ракеты прошли мимо. Но маневрирование на форсаже на малой высоте привело к быстрому расходу топлива. На остатках стали набирать высоту для безопасного катапультирования. В этот момент топливо кончилось, двигатель заглох и Миг-21У завис на *свечке*. И в этот момент в него попала ракета. Но оба пилота остались живы. Единственная потеря МиГ-21У во Вьетнаме. Общий счёт между Миг-21 и Ф-4- 4/1 в пользу наших! Так, что мерикосы врите, но меру знайте!
    1. +1
      15 декабря 2020 18:39
      на видео которое я разместил, есть его фото. (Mig 21 vs F 4 Fantom Russian Army) имя не смог найти, в каком то видео отрывок которого есть в клипе называют имя и звание.
  5. +4
    15 декабря 2020 07:18
    Жаль, что индийский пилот этого янки не катапутировал где -нибудь над заснеженной Аляской ! !!
    1. 0
      15 декабря 2020 13:15
      Что-то мой интерес к продаже наших Су-57 индусам пострадал изрядно. bully
  6. +11
    15 декабря 2020 07:26
    . Он не восхищается нашим самолетом, а говорит о том, что удалось полетать на новом.
    1. +7
      15 декабря 2020 07:43
      Цитата: Сергей79
      . Он не восхищается нашим самолетом, а говорит о том, что удалось полетать на новом.

      Да, почему-то автор не указал оценку самолёта лётчиком. А то, что они летают на нашей технике, это мы и так в курсе.
    2. -1
      15 декабря 2020 13:45
      Цитата: Сергей79
      . Он не восхищается нашим самолетом, а говорит о том, что удалось полетать на новом.

      - да, но почему-то назвал этот полет "вершиной(!) свой карьеры".
      8-))
      1. +1
        15 декабря 2020 23:56
        Цитата: tikhonov66
        Цитата: Сергей79
        . Он не восхищается нашим самолетом, а говорит о том, что удалось полетать на новом.

        - да, но почему-то назвал этот полет "вершиной(!) свой карьеры".
        8-))

        Это как разведчик попал в комнату с важными разведданными. Он же из эскадрильи агрессор и ему архиважно знать на что способны машины потенциального противника.
        1. 0
          19 декабря 2020 11:03
          Моё не авторитетное мнение такое. Что может понять пилот, который не управлял данным видом самолета, да простят меня профлётчики! Он может только оценить легкость или сложность управления машиной, но пилотировать он будет то, что пилотировал на своей. Ну откуда он может знать и выполнять другие фигуры пилотажа, по другому пилотировать, если этому его не учили на данном самолёте, не рассказали что это возможно!...) Как то так...
      2. 0
        16 декабря 2020 22:20
        Потому что это было что-то новенькое, что вставило и чел получил кучу андреалина. Но в целом "Вершина Карьеры" штука проходящая и через короткое время "Вершиной карьеры" может оказаться более свежее, другое событие.
  7. +10
    15 декабря 2020 07:47
    В конце 80-ых - начале 90-ых, была программа по обмену опытом между нашими и американскими лётчиками,американцев командировали к нам и,они летали на наших МиГ и Су, наши испытатели,соответственно,отправлялись в Америку и,летали на F-16 и F-15.
    Остались не только воспоминания наших летчиков о полетах на американских самолетах,но и отчеты о преимуществах и недостатках американских самолетов.
    Данные отчеты доступны и,выполнены очень профессионально и,конечно вызывает интерес.
    Были времена,было взаимное уважение.
  8. qaz
    +4
    15 декабря 2020 07:57
    Цитата: rotmistr60
    Полеты на Су-30 определенно были вершиной в моей карьере
    Хоть тут не стал лукавить и сказал честно, что понравилось.

    Он не про боевые качества самолёта, а про то, что ему как пилоту в качестве "агрессора" удалось полетать на настоящем российском самолёте.
  9. +2
    15 декабря 2020 08:26

    F-18 против Су-30 - впечатление пилота ВМФ США (перевод ролика от канала The Ready Room)
    1. +8
      15 декабря 2020 09:36
      13:38 - пилот говорит что тактика у него сливать скорость и энергию - т.е. человек специально переводит бой на низкие скорости и большие углы. Все эксперты в один голос говорят, что Сушки в этом плане имеют значительный перевес в плане углов и маневренности (это так же подтверждает сам американец). Получается знает, но специально переводит бой на такие режимы полета. Какой следует вывод? Единственное объяснение - индонезийцы не очень могут в пилотирование.
      Причем все три раза американец делает одинаковый доворот на цель срезая через низ после схождения.. и каждый раз Сушка проигрывает одинаково...
      1. +1
        16 декабря 2020 01:59
        Сушка каждый раз проигрывает одинаково, но почему-то индусы и индонезийцы заявляют о своих победах с разгромным счётом по итогам учений, вот такой вот феномен из серии "10 к 1" длинная спагетина озвученная ещё в фильме топган. Украинцы кстати ещё на советских Су-27 также обыграли натовцев совсем недавно
  10. +3
    15 декабря 2020 10:22
    В целом можно только позавидовать такой возможности в подготовке пилотов
    Неллис, штат Невада

    Интересная база, но техники "агрессора" не увидел, только F-16 перекрашенные

    , ещё евровайтер

    И..... вот этот самолёт не распознал, похож на F111, но не он
    1. +4
      15 декабря 2020 11:17
      Напомнило игру F-19, где, чтобы войти, надо было опознать самолёт по силуэту. "Торнадо"?
      1. +1
        15 декабря 2020 11:55
        Всё верно, спасибо, не узнал. Ну вот и получается что самолёты ВКС, Ближнего Востока и Китая имитируют F-16, но в том числе отрабатывают и бои с членами НАТО wassat , хороши союзнички , прям Rafale и Gripen не хватает в коллекцию
    2. +1
      15 декабря 2020 14:07
      Цитата: Runoway
      Интересная база, но техники "агрессора" не увидел, только F-16 перекрашенные
      Эти F-16 и есть самолёты aggressor
      Цитата: Runoway
      ещё евровайтер
      Eurofighter явно в гостях на учениях ...
      Цитата: Runoway
      вот этот самолёт не распознал, похож на F111, но не он
      Tornado, ударная версия, скорее всего немецкие, они там живут
      1. +1
        15 декабря 2020 14:27
        Состоящие у них на службе самолёты имитировали советские машины (например, своей раскраской) или вовсе являлись ими, будучи закупленными у третьих стран

        Я искал как раз закупленные у третьих стран
        1. +2
          15 декабря 2020 14:35
          Цитата: Runoway
          искал как раз закупленные у третьих стран

          А вот эти имеют свои базы, прогуглите например draken international; судьбу F-21 Kfir в штатах... - найдёте базы базирования hi
    3. +1
      16 декабря 2020 17:34
      В советских Марах (ТуркВО)такая часть стояла, на МиГ-23МЛД, разрисованные, на килях коньячные желтые полосы со звездами. Зубры были реальные, потом на МиГ-29 переучились и почти сразу развал союза, перевод в русскую Жердевку и разгон части...
  11. 0
    15 декабря 2020 13:51
    Цитата: bober1982
    Были времена,было взаимное уважение


    - для военных - возможно... Они ПОНИМАЮТ с кем могут столкнуться.
    А силу - америкосы - традиционно УВАЖАЮТ.
    У них даже есть специальный термин "неприемлимые потери". И с противником, способным нанести такие потери - америкосы НЕ СВЯЗЫВАЮТСЯ.
    ...
    Но для правящего класса США - русские по-жизни - это люди второго сорта.
    1. +2
      15 декабря 2020 18:29

      По поводу того, насколько американские военные уважительно относятся к русским, в конце, но понятно.
  12. +1
    15 декабря 2020 16:27
    Во-первых, этот Шталь скорее всего немец. Во-вторых, он служит в качестве "агрессора" ("агрессоры" - это пилоты ВВС РФ на актуальных самолётах).
  13. 0
    16 декабря 2020 17:16
    Это соотношение потерь из пропагандисткого фильма Топган приведено? Вопросов нет аргумент! laughing
  14. 0
    16 декабря 2020 17:20
    ---Самое интересное в статье - неявное сравнение Миг-29 и Ф-15.