Military Review

December 17 - Day of Strategic Missile Forces

33
December 17 - Day of Strategic Missile Forces

Every year on December 17, Russia celebrates the Day of the Strategic Missile Forces (Strategic Missile Forces). Until 1995, the Day of the Strategic Missile Forces was celebrated on November 19 as part of the "Day of Missile Forces and Artillery", although the decree of the Council of Ministers of the USSR, in accordance with which the post of commander-in-chief of the missile forces was established in the structure of the USSR Armed Forces, the General Staff of the Strategic Missile Forces, as well as other military management, came out on December 17, 1959.


It was established as a professional holiday in 1995 by decree of the President of Russia No. 1239 of December 10, 1995. In 1997, the Strategic Rocket Forces, the Military Space Forces, the Rocket and Space Defense Troops of the Air Defense Forces of the RF Armed Forces were merged into a single service of the RF Armed Forces - the Strategic Rocket Forces. Since June 2001, the Strategic Missile Forces have been transformed into two branches of the Forces - the Strategic Missile Forces and the Space Forces.

Today, the Strategic Rocket Forces are a separate branch of the Armed Forces of the Russian Federation, the main component of our strategic nuclear forces (SNF). The Strategic Missile Forces are troops of constant combat readiness, carrying continuous duty and ready to carry out assigned combat missions at any time by order of the President of the Russian Federation - the Supreme Commander of the Russian Armed Forces.


History this type of troops originates after the end of World War II and is inextricably linked with the creation of rocket technology. The first missile unit in the Soviet Army - the special purpose brigade of the reserve of the Supreme High Command (RVGK) - was formed in July 1946 on the basis of the 92nd Guards Gomel mortar regiment.

In 1946-1959, in our country, a new nuclear missile was actively created and designed. weapon, as well as the first samples of ICBMs. In December 1959, the USSR Armed Forces included one formation armed with ICBMs (R-7 and R-7A missiles), as well as 7 engineering brigades and more than 40 engineering regiments of medium-range missiles (RSD) armed with R-5 and R-missiles. 12 with a range of 1200 and 2000 km, respectively. About half of these regiments were part of the distant aviation Air Force

In 1959-1965, missile units and formations equipped with ICBMs and IRBMs were actively deployed and put on combat duty. By the early 1970s, more and more powerful and sophisticated ballistic missiles were being adopted, monoblock warheads were replaced by multiple warheads, ICBMs received individual targeting systems.

By the mid-1980s, the serial production of Topol mobile ICBMs began. The massive deployment of the Topol mobile ground missile system (PGRK) as part of the Strategic Missile Forces grouping of the Republic of Kazakhstan made it possible to solve the problem of its survivability in the face of a possible enemy nuclear strike.


Currently, the Strategic Missile Forces have three missile armies, 12 missile divisions, of which four - with silo launchers and eight - with mobile missile systems. In total, they are armed with more than 400 launchers with mobile and stationary missiles.

Along with the Yars complexes, the Strategic Missile Forces puts on alert the newest Avangard complexes with a hypersonic unit, and is also preparing to put the Sarmat complex into service. In addition, the Strategic Missile Forces are still armed with the "Voevoda", "Stilet", "Topol-M" and mobile systems "Topol" and "Topol-M". The re-equipment to new complexes is proceeding in stages.

PC-24 "Yars" is a Russian strategic missile system with a solid-fuel intercontinental ballistic missile mobile and mine based with a multiple warhead. The defeat range is declared at 11 thousand kilometers.

According to the commander of the troops Sergei Karakaev, the share of modern weapons in the Strategic Missile Forces this year has reached 81%.

Since its inception, the Strategic Missile Forces have never been used as a military force, however, along with other components of the domestic strategic nuclear forces (SNF), the Strategic Missile Forces are a significant argument in solving a large number of problematic issues of a military-political nature.

Voennoye Obozreniye congratulates current and former servicemen of the Strategic Missile Forces on their professional holiday!
33 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Errr
    Errr 17 December 2020 04: 32
    +17
    An earthly bow to the keepers of silence. hi
  2. Lech from Android.
    Lech from Android. 17 December 2020 04: 44
    +15
    however, along with other components of the domestic strategic nuclear forces (SNF), the Strategic Missile Forces are a significant argument
    Today, the Strategic Missile Forces of Russia are the main trump card against the hawks of the war of the United States and NATO ... if we had not had the Strategic Missile Forces, we would have suffered the fate of Hiroshima and Nagasaki long ago.
    After that, Russia would have collapsed as Yugoslavia into small principalities.
    Reading INOsmi, I clearly see all the concerns of our aggressive neighbors from south to north that our country has a nuclear triad capable of destroying them.
    Therefore, my respect and gratitude to all the servicemen of the Strategic Missile Forces for their service in the interests of our people. hi
  3. Crowe
    Crowe 17 December 2020 04: 47
    +19
    Happy Holidays, men!
    1. Crowe
      Crowe 17 December 2020 04: 48
      +18

      Knock over a glass with a sigh
      I'll sit back and straighten my shoulders.
      As a child, I played ping-pong well.
      So a little bit ... a rocketman!
  4. evgen1221
    evgen1221 17 December 2020 05: 10
    +3
    And what will the sun-faced man say for these (galoshes).
  5. Thrifty
    Thrifty 17 December 2020 05: 11
    +10
    Happy holiday STRATEGY-ROCKETS! soldier You are part of our strategic triad, guarantors of the integrity of Russia! !! drinks PS-Only do not throw boots on the remote control, while it is too early (just kidding) !!! laughing
  6. 2 Level Advisor
    2 Level Advisor 17 December 2020 06: 17
    +13
    Well, our fellow rocket scientists are in reserve and are now on alert .. Happy holiday to all! Good, health and good luck) and shifts according to the standards, and not as usual laughing
  7. Aag
    Aag 17 December 2020 06: 45
    +14
    Thanks for the congratulations.
    All those involved, employees, on duty, storekeepers, veterans, trades with the Holiday!
  8. Landscaping
    Landscaping 17 December 2020 06: 57
    +8
    Happy Holidays!
  9. DAK70
    DAK70 17 December 2020 07: 44
    +6
    I congratulate all the servicemen of the Strategic Missile Forces on the holiday !!!!
    ps I don’t know about the official holiday there, but I served in the Strategic Missile Forces since 1987 and all the years of service the holiday was on December 17, not November 19.
    1. Gennady Bogdanov
      Gennady Bogdanov 17 December 2020 15: 40
      +3
      The day of the Strategic Missile Forces appeared relatively recently, the holiday was celebrated on November 19. Happy holiday, missilemen! Special congratulations to the 382nd Guards Missile Regiment! Driver mechanic 8G142, DMB76, spring!
  10. Million
    Million 17 December 2020 07: 45
    +4
    I join in the congratulations!
  11. Serg65
    Serg65 17 December 2020 08: 02
    +3
    Those eager to get to the city of Washington for free (flight time 20 minutes) with a holiday !!! soldier drinks
    1. novel66
      novel66 17 December 2020 09: 53
      +4
      and rather the railway complex for armament! drinks
  12. 2 Level Advisor
    2 Level Advisor 17 December 2020 09: 04
    +6

    Actually, here)
  13. andr327
    andr327 17 December 2020 09: 13
    +5
    Happy Holidays to all those involved in the Strategic Missile Forces! Health, luck and standby. Special thanks to those who are waiting for the missile men at home.
  14. LVMI1980
    LVMI1980 17 December 2020 09: 29
    +5
    more on the topic (pacifists, try to refute)
  15. silberwolf88
    silberwolf88 17 December 2020 10: 17
    +3
    All those who are involved in both the military and the creators of the MOTHERLAND missile shield with the Holiday ... Hurray Hurray Hurray !!!
  16. Sergej1972
    Sergej1972 17 December 2020 10: 30
    +3
    Previously, the Strategic Missile Forces were a type of armed forces. When listing the types of aircraft, they were indicated first.
  17. Moore
    Moore 17 December 2020 10: 44
    +4
    This APU BRK "Topol" in the photo ...
    Probably, they, the products of the design thought of the USSR, had the most difficult fate of all other rocket systems that come to mind.
    This is a triumphant birth with an almost instant change of "Pioneers", and intensive exploitation until the 91st, and the eerie "lack of spare parts" and aging in the 90s, and again wear and tear in the 2000s ... The service life is comparable to a fairly simple iron 8k63 - this is taking into account a much thinner element base and total complexity. Low bow to you, 168!
    1. Nikon OConor
      Nikon OConor 17 December 2020 11: 11
      +4
      Voevod also has a difficult fate, especially after the 2000s. When the service life (after 30 years) had to be extended every year, and for this it was necessary to call in specialists from the independent YuzhMash. Our Kartalin division did not survive this (although Hollywood filmed a movie about it with old Dolph, albeit anti-Russian, but still). But the Orenburg missile army got out, albeit with losses. Sorry for Kartaly, but we'll break through!
      Happy holiday again!
    2. Nikon OConor
      Nikon OConor 17 December 2020 12: 25
      +2
      I apologize for the misunderstanding. Р36М2 "Voevoda", the last of the modifications of the RS-20 (SS-18 Satan * NATO). Therefore, it is customary in the Strategic Missile Forces to call the entire product line "Voyevods". Although at the beginning of the 2000s, there were older modifications in Kartaly.
      1. Mikhail m
        Mikhail m 18 December 2020 17: 49
        0
        When I was in the Strategic Missile Forces, the names 15A14, 15A18 (M) were used. And did not care about the NATO classification. I have never heard the word "Voevoda".
        1. Nikon OConor
          Nikon OConor 19 December 2020 09: 04
          0
          We have never heard of it, because, as you said, you don’t care about the classification, and it looks like not only the NATO one. Well, the code "15" refers to all the equipment involved in the system of the regiment with the "Voyevods". As an example: 15N1341 "Rodnichok", 15V94 - Tower machine-gun mount (BPU), technical means of detecting TSO "Shield" 15V105, TSO "Radian M" 15V86R, even the entire complex of protection and defense of the launcher has the code 15V86I (integral), So that 15A14 is a product code in the military, but not a classification or name of missiles.
          1. Mikhail m
            Mikhail m 19 December 2020 21: 43
            0
            Is 15A15 also a Voevoda?
  18. Nikon OConor
    Nikon OConor 17 December 2020 10: 54
    +5
    The formidable weapon was not handed over for nothing,
    We are always ready to obey orders!
    Nuclear missile strike masters
    Motherland Russia, you hope for us!

    Happy Holidays, comrades !!! soldier
    Thank you for your congratulations.
  19. Slon_on
    Slon_on 17 December 2020 11: 52
    +3
    Happy Holidays, Strategists! For your health! drinks
  20. Old26
    Old26 17 December 2020 15: 49
    +4
    All involved - Happy Holiday!
  21. Orkraider
    Orkraider 17 December 2020 16: 11
    +3
    All with a holiday, and those involved in it - a deep bow! Happy Holidays, defenders of our Motherland !!!
  22. Vadim Golubkov
    Vadim Golubkov 17 December 2020 16: 40
    +3
    Happy holiday, Raketchikov! This is our reliable shield guarding the Motherland!
  23. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 17 December 2020 21: 07
    +1
    Happy holiday, missilemen! Happy holiday, Strategic Missile Forces!

    The main thing is to start!
  24. DPN
    DPN 17 December 2020 22: 14
    +2
    In general, Soviet Holidays are being eradicated, you should not smell them. A former rocket engineer himself, part of it was formed from ARTILLERY and on November 19 there is a HOLIDAY. Today, some holidays, though they have forgotten seamstresses, shoemakers and many other professions without which a person would not have survived and the infantry would be forgotten, and where it does not crawl on the belly, there will be no WORLD.
  25. Radikal
    Radikal 18 December 2020 02: 00
    +1
    A documentary series dedicated to the Strategic Missile Forces is now broadcasting on "Zvezda" - this is the pride of the Soviet military-industrial complex, the Ministry of Defense, and the shame of the current clown! sad
    Happy holiday to all those who are involved in the creation and those who are now protecting this weapon are on the database, honor and glory to them! soldier

17 декабря - День ракетных войск стратегического назначения

33
17 декабря - День ракетных войск стратегического назначения

Ежегодно 17 декабря в России отмечается День ракетных войск стратегического назначения (РВСН). До 1995 года День РВСН отмечался 19 ноября в рамках "Дня ракетных войск и артиллерии", хотя постановление Совета Министров СССР, в соответствии с которым в структуре Вооруженных сил СССР была учреждена должность главнокомандующего ракетными войсками, образован Главный штаб РВСН, а также иные органы военного управления, вышло 17 декабря 1959 года.

В качестве профессионального праздника установлен в 1995 году указом Президента России № 1239 от 10 декабря 1995 года. В 1997 году произошло объединение Ракетных войск стратегического назначения, Военно-космических сил, войск ракетно-космической обороны Войск Противовоздушной обороны ВС РФ в единый вид ВС РФ — Ракетные войска стратегического назначения. С июня 2001 года Ракетные войска стратегического назначения преобразованы в два рода войск — Ракетные войска стратегического назначения и Космические войска.



Сегодня Ракетные войска стратегического назначения – это отдельный род войск Вооруженных сил Российской Федерации, основной компонент наших стратегических ядерных сил (СЯС). РВСН являются войсками постоянной боевой готовности, несущими непрерывное дежурство и готовыми к выполнению поставленных боевых задач в любой момент времени по приказу президента РФ – верховного главнокомандующего ВС России.


История этого рода войск берет свое начало после завершения Второй мировой войны и неразрывно связана с созданием ракетной техники. Первая ракетная часть в Советской Армии – бригада особого назначения резерва Верховного главного командования (РВГК) – была образована в июле 1946 год на базе 92-го гвардейского Гомельского минометного полка.

В 1946-1959 годах в нашей стране активно создавалось и проектировалось новое ракетно-ядерное оружие, а также первые образцы МБР. В декабре 1959 года в составе ВС СССР было одно соединение, вооруженное МБР (ракеты Р-7 и Р-7А), а также 7 инженерных бригад и более 40 инженерных полков ракет средней дальности (РСД), вооруженных ракетами Р-5 и Р-12 с дальностью 1200 и 2000 км соответственно. Около половины из этих полков входило в состав дальней авиации ВВС.

В 1959-1965 годах шло активное развертывание и постановка на боевое дежурство ракетных частей и соединений, оснащенных МБР и РСД. К началу 1970-х годов на вооружение принимались все более мощные и совершенные баллистические ракеты, моноблочные боеголовки сменились на разделяющиеся, МБР получили системы индивидуального наведения на цель.

К середине 1980-х годов началось серийное производство мобильных МБР "Тополь". Массовое развертывание подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК) "Тополь" в составе группировки РК РВСН позволило решить проблему ее живучести в условиях возможного ядерного удара противника.


В настоящее время в составе РВСН находятся три ракетные армии, 12 ракетных дивизий, из которых четыре - с шахтными пусковыми установками и восемь - с мобильными ракетными комплексами. В общей сложности на их вооружении находится более 400 пусковых установок с ракетами мобильного и стационарного базирования.

Наряду с комплексами "Ярс", РВСН ставит на боевое дежурство новейшие комплексы "Авангард" с гиперзвуковым блоком, а также готовится к постановке на вооружение комплекса "Сармат". Кроме того, на вооружении РВСН пока также остаются комплексы шахтного базирования "Воевода", "Стилет", "Тополь-М" и мобильного - "Тополь" и "Тополь-М". Перевооружение на новые комплексы идет поэтапно.

PC-24 "Ярс" - российский стратегический ракетный комплекс с твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой мобильного и шахтного базирования с разделяющейся головной частью. Дальность поражения заявлена в 11 тысяч километров.

По словам командующего войсками Сергея Каракаева, доля современных вооружений в составе РВСН в этом году достигла 81%.

С момента своего создания РВСН никогда не применялись, как военная сила, однако наряду с другими компонентами отечественных стратегических ядерных сил (СЯС) РВСН являются значимым аргументом при решении большого количества проблемных вопросов военно-политического характера.

«Военное обозрение» поздравляет действующих и бывших военнослужащих Ракетных войск стратегического назначения с профессиональным праздником!
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    33 комментария
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +17
      17 декабря 2020
      Земной поклон хранителям тишины. hi
    2. +15
      17 декабря 2020
      однако наряду с другими компонентами отечественных стратегических ядерных сил (СЯС) РВСН являются значимым аргументом
      На сегодняшний день РВСН России являются основным козырем против ястребов войны США и НАТО...не будь у нас РВСН нас давно бы постигла судьба Хиросимы и Нагасаки.
      После этого бы Россию развалили бы как Югославию на мелкие княжества.
      Читая ИНОсми я четко вижу все озабоченности наших агрессивных соседей от юга до севера наличием у нашей страны ядерной триады способной уничтожить их .
      Поэтому мое почтение и благодарность всем военнослужащим РВСН за их службу в интересах нашего народа. hi
    3. +19
      17 декабря 2020
      С Праздником,мужчины!
      1. +18
        17 декабря 2020

        Опрокину рюмочку со вздохом,
        Приосанюсь да расправлю плечи.
        В детстве я в пинг-понг играл неплохо.
        Стало быть, немножечко… ракетчик!
    4. +3
      17 декабря 2020
      А что солнеликий за эти ( галоши) скажет.
    5. +10
      17 декабря 2020
      С Праздником СТРАТЕГИ -РАКЕТЧИКИ! soldier Вы часть нашей стратегической триады, гаранты сохранности целостности России! !! drinks ПС-Только валенок на пульт не кидайте, пока ещё рано (шутка)!!! laughing
    6. +13
      17 декабря 2020
      Ну что коллеги-ракетчики в запасе и несущие сейчас боевое дежурство.. С праздником всех! Добра, здоровья и удачи) и смен по нормативам, а не как обычно laughing
    7. +14
      17 декабря 2020
      "ВО" спасибо за поздравления.
      Всех причастных,-служащих,дежурящих,запасников,ветеранов,промыслов с Праздником!
    8. +8
      17 декабря 2020
      С Праздником!
    9. +6
      17 декабря 2020
      Всех военнослужащих РВСН поздравляю с праздником!!!!
      p.s. Уж и не знаю там про официальный праздник, но служил в РВСН с 1987 года и все года службы праздник был 17 декабря, а не 19 ноября.
      1. +3
        17 декабря 2020
        День РВСН появился сравнительно недавно, праздник отмечали 19 ноября. С праздником, ракетчики! Особые поздравления 382 гвардейскому ракетному полку! Механик- водитель 8Г142 , ДМБ76, весна!
    10. +4
      17 декабря 2020
      Присоединяюсь к поздравлениям!
    11. +3
      17 декабря 2020
      Жаждущих бесплатно попасть в город Вашингтон (подлетное время 20 минут) с праздником!!! soldier drinks
      1. +4
        17 декабря 2020
        и скорее жд комплекс на вооружение! drinks
    12. +6
      17 декабря 2020

      Собственно говоря, вот)
    13. +5
      17 декабря 2020
      Всех причастных к РВСН с праздником! Здоровья, удачи и дежурного режима. Особая благодарность тем, кто ждет ракетчиков дома.
    14. +5
      17 декабря 2020
      еще на тему( пацифисты-попробуйте опровергуть)
    15. +3
      17 декабря 2020
      Всех кто причастен и военных и создателей ракетного щита РОДИНЫ с Праздником ... Ура Ура Ура!!!
    16. +3
      17 декабря 2020
      Раньше РВСН были видом ВС. При перечислении видов ВС их указывали первыми.
    17. +4
      17 декабря 2020
      Вот эта АПУ БРК "Тополь" на фото...
      Наверное, им, порождениям конструкторской мысли СССР, выпала самая нелёгкая судьба из всех других приходящих на память ракетных систем.
      Это и триумфальное рождение с практически мгновенной сменой "Пионеров", и интенсивная эксплуатация до 91-го, и жутковатое "беззапчастье" и старение в 90-е, и снова работа на износ в 2000-е... Всё вынесла родимая. Срок эксплуатации сравним с достаточно простым железом 8к63 - это с учётом гораздо более тонкой элементной базы и общей сложности. Низкий поклон тебе, 168!
      1. +4
        17 декабря 2020
        У "Воевод" тоже сложная судьба, особенно после 2000-х. Когда срок эксплуатации (после 30-ти лет) нужно было продлевать каждый год, а для этого необходимо было зазывать специалистов с незалежного "ЮжМаша". Наша Карталинская дивизия этого не пережила (хотя про неё даже кино голивуд снял со стариной Дольфом, хоть и антироссийский, но все-же). Но Оренбургская ракетная армия выкарабкалась, хоть и с потерями. Жаль Карталы, но прорвемся!
        Еще раз с праздником!
      2. +2
        17 декабря 2020
        Прошу прощения за непонятку. Р36М2 "Воевода", последняя из модификаций РС-20 (SS-18 Сатана *НАТО). Поэтому в РВСН принято называть всю линейку изделий "Воеводами". Хотя на начало 2000-х, в Карталах стояли более старшие модификации.
        1. 0
          18 декабря 2020
          В бытность мою в РВСН ходили названия 15А14, 15А18(М). И плевать было на классификацию НАТО. Слово "Воевода" не слышал ни разу.
          1. 0
            19 декабря 2020
            Не слышали ни разу, потому-что, как Вы уже сказали, Вам плевать на классификацию, и похоже не только натовскую. Ну а шифр "15" относится ко всему оборудованию задействованному в системе полка с "Воеводами". Как пример: 15Н1341 "Родничок", 15В94 - Башенная пулеметная установка (БПУ), технические средства обнаружения ТСО "Щит" 15В105, ТСО "Радиан М"15В86Р, даже весь комплекс охраны и обороны ПУ имеет шифр 15В86И (интегральная), Так, что 15А14 - это шифр изделия в войсках, но никак не классификация или название ракет.
            1. 0
              19 декабря 2020
              15А15 тоже "Воевода"?
    18. +5
      17 декабря 2020
      Грозное оружие вручили на не даром,
      Мы всегда готовы выполнить приказ!
      Мастера ракетных ядерных ударов,
      Родина Россия, ты надеешься на нас!

      С Праздником нас товарищи!!! soldier
      Спасибо за поздравления.
    19. +3
      17 декабря 2020
      С праздником, Стратеги! За ваше здоровье! drinks
    20. +4
      17 декабря 2020
      Всех причастных - с Праздником!
    21. +3
      17 декабря 2020
      Всех с праздником, а причастным к нему - низкий поклон! С праздником, защитники нашей Родины!!!
    22. +3
      17 декабря 2020
      С праздником, Ракетчиков! Это наш надёжный щит на страже Родины!
    23. +1
      17 декабря 2020
      С праздником,ракетчики! С праздником,РВСН!

      Главное нАчать !
    24. DPN
      +2
      17 декабря 2020
      В общем искореняются Советские Праздники ,не должно ими пахнуть. Сам бывший ракетчик,часть образовалась из АРТИЛЛЕРИИ и 19 Ноября есть ПРАЗДНИК. Сегодня же одни праздники ,правда забыли швей,сапожников и много других профессий без которых человек не выжил бы и про пехоту забыли ,а где она на брюже не проползёт МИРА не будет.
    25. +1
      18 декабря 2020
      По "Звезде" сейчас идёт документальный сериал посвященный РВСН - это гордость советского ВПК, минобороны, и позор нынешнего клоуна! sad
      С праздником всех тех, кто причастен к созданию и тем, кто сейчас бережёт это оружие, находится на БД, честь и слава им! soldier

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»