Военное обозрение

АНПА против АУГ

77

В предыдущих материалах мы рассмотрели возможности по обнаружению авианосных ударных групп (АУГ) космическими средствами разведки, стратосферными электрическими БПЛА, высотными и средневысотными БПЛА класса HALE и MALE. Непосредственно перед нанесением удара на АУГ может быть организована «загонная охота» с помощью стаи малогабаритных БПЛА на базе крылатых ракет и уничтожение самолётов ДРЛО на направлении атаки.


Рассмотрим ещё одно перспективное направление − автономные необитаемые подводные аппараты (АНПА).

Сразу оговорим несколько моментов.

Зачастую в комментариях к статьям озвучивается что-то типа:

«Зачем говорить о том, чего нет?»
«У нас этого никогда не будет».

И т.д. и т.п.

У нас много чего нет. Например, у нас фактически нет авианосцев (не считать же за таковой несчастного «Кузнецова»), но разговоры о его создании муссируются не одно десятилетие. У нас нет высотных БПЛА, но год назад не было и средневысотных, а в этом году они уже пошли в войска. Нет многоразовых ракет-носителей и производства спутников сотнями и тысячами в год, но пару лет назад такого не было ни у кого. И у нас нет никаких фундаментальных препятствий, чтобы освоить эти технологии (зато есть множество причин, чтобы не освоить).

В наше время стремительно развиваются гражданские и военные технологии, в результате чего появляются (ещё невозможные с десятилетие назад) системы и комплексы. Причём речь идёт не о мифической «антигравитации», а о вполне земных технологиях, типа лазерного оружия, которое хоть и начало создаваться достаточно давно, только сейчас дозрело до практического применения. Поэтому мы постараемся учитывать технические прогнозы сегодняшнего и завтрашнего дня. Ну а верить в них или нет − личное дело каждого.

Откуда на всё это взять деньги? На всё может и не получится, но денег в стране более чем достаточно. Вопрос надо ставить скорее об их целевом/нецелевом использовании.

Подводные глайдеры


Ранее мы рассмотрели высотные электрические БПЛА, потенциально способные месяцами или даже годами находиться в воздухе. Что-то концептуально схожее есть и для флота.

Речь идёт о так называемых подводных глайдерах, использующих эффект подводного планирования за счёт изменения плавучести и диффирента. Также их подводная часть может быть соединена кабелем с надводной, несущей солнечную батарею и антенны связи.

В качестве примера можно привести аппарат Wave Glider, имеющий двухсекционную структуру. Корпус с рулевой установкой, литий-ионными аккумуляторами и солнечными батареями связан с подводной частью-рамой кабелем длиной 8 метров. Крылья рамы совершают колебательные движения и придают Wave Glider скорость около двух километров в час.


Wave Glider

Wave Glider обладает хорошей устойчивостью к штормовым условиям. Автономность аппарата составляет 1 год без проведения технического обслуживания. Платформа Wave Glider является открытой. И в неё может быть интегрировано различное оборудование. Стоимость одного аппарата Wave Glider составляет около 220 000 долларов.


Схемы перемещения глайдеров разного типа

Wave Glider создан с использованием гражданских технологий. И используется в гражданских целях – для измерения сейсмической активности, магнитного поля, качества воды в районах глубоководного бурения, поиска утечек нефти, изучения солёности, температуры воды, океанских течений и многих других задач.

В военных целях аппараты Wave Glider испытывают для решения задач по поиску подводных лодок, защите портов, разведке и наблюдению, съёму метеоданных и ретрансляции связи.

В России разработку подводных глайдеров осуществляет АО «НПП ПТ «Океанос». Первый практический образец – глайдер МАКО, с рабочей глубиной погружения до 100 метров, был разработан и испытан в 2012 году.


Опытный глайдер МАКО компании АО «НПП ПТ «Океанос»

Эксперты предполагают возможность развёртывания в перспективе сотен и даже тысяч подводных глайдеров, действующих в рамках единой распределённой сетецентрической структуры. Автономность подводных глайдеров может достигать пяти лет.

К их преимуществам (помимо высокой автономности) относят малую стоимость создания и эксплуатации, низкий уровень собственных физических полей, простоту развёртывания.

Если взять за основу стоимость аппарата Wave Glider 220 тысяч долларов США, то в год может быть произведено 200 аппаратов на сумму 44 миллиона долларов. Через 5 лет их будет уже 1000 единиц. И в дальнейшем это количество может поддерживаться на постоянном уровне.

Много это или мало? Площадь вод мирового океана составляет 361 260 000 квадратных километров. Таким образом, при запуске 1000 подводных глайдеров на 1 глайдер будет приходиться по 361 260 квадратных километров (это квадрат со стороной 601 км).


Одна тысяча подводных глайдеров, распределённая по поверхности вод Мирового океана.

По факту, интересующая нас площадь водной поверхности будет значительно меньше, также уберём приграничные воды, поверхность, покрытую льдом. И в конечном итоге один подводный глайдер будет приходиться на квадрат со стороной порядка 100−200 километров.

Чем эти глайдеры могут заниматься? В первую очередь, решать задачи радиотехнической разведки (РТР) – осуществлять обнаружение излучения радиолокационных станций (РЛС) самолётов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и РЛС самолётов противолодочного обнаружения (ПЛО), радиообмена по каналам связи Link-16. Также может быть осуществлено обнаружение сигналов гидроакустических буёв, работающих в активном режиме, средств подводной акустической связи, работы гидроакустических станций (ГАС) в активном режиме.

В России разрабатываются неакустические методы обнаружения малошумных целей по кильватерному, тепловому и радиоактивному следам, а также по полям следности от движения винтов под водой. Возможно, что некоторые из них могут быть реализованы в составе оборудования подводных глайдеров.

Суммарная информация, полученная по спутниковым каналам передачи данных от всей сети подводных глайдеров, позволит с высокой вероятностью осуществлять обнаружение надводных кораблей, самолётов ДРЛО и ПЛО, подводных лодок противника.

Может ли одиночный корабль «проскочить» сотни подводных глайдеров? Скорее всего, да. Сможет ли это сделать АУГ? Маловероятно. И чем больше будет кораблей и самолётов в составе АУГ, тем с более высокой вероятностью можно будет вскрыть её местоположение.

АНПА против АУГ
Корабли и самолёты АУГ оперируют на огромной территории, площадью десятки тысяч квадратных километров.


Может ли противник обнаружить подводные глайдеры? Может, но не все. И он никогда не будет уверен, что обнаружил их все. Сам глайдер обладает минимальной заметностью, а передача данных на спутник может осуществляться короткими пакетами.

Кроме того, как и в случае со стратосферными электрическими БПЛА, с высокой вероятностью появится множество не только военных, но и гражданских глайдеров. Обнаружение и уничтожение их всех потребует от противника значительной активности, которая демаскирует его перед другими средствами разведки.

Одной разведкой задачи глайдеров исчерпываться не будут. Они могут использоваться для подачи ложных сигналов в радиолокационном и акустическом диапазонах для умышленного привлечения внимания противника и отвлечения его ресурсов от поиска других угроз.

Нельзя исключать и возможность использования глайдеров в качестве своеобразных мобильных минных полей. Впрочем, это уже будут значительно более крупные, сложные и дорогие изделия.

Автономные необитаемые подводные аппараты


В принципе, рассмотренные в предыдущем разделе подводные глайдеры также относятся к лёгким АНПА, но в рамках данной статьи мы будем использовать эту аббревиатуру применительно к беспилотным подводным аппаратам большей размерности.

Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» выполнило научно-исследовательские работы (НИР) по роботизированному подводному аппарату «Суррогат».


Изображение АНПА «Суррогат».

Длина корпуса АНПА «Суррогат» составляет 17 метров, расчетное водоизмещение 40 тонн. Глубина погружения до 600 метров, максимальная скорость 24 узла, дальность плавания более 600 морских миль. Основная задача АНПА «Суррогат» – это имитация магнитоакустических характеристик различных подводных лодок.


Схема АНПА «Суррогат».

АНПА типа «Суррогат» могут использоваться для отвлечения противолодочных сил противника, прикрытия развёртывания ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН). Потенциально габариты позволяют размещать их на внешнем корпусе многоцелевых атомных подводных лодок (МЦАПЛ) и РПКСН.


Подводная атомная ракетно-баллистическая лодка (ПЛАРБ) «Огайо» с закреплёнными на корпусе малогабаритными ПЛ для транспортировки диверсантов. Аналогично на корпусе МЦАПЛ/РПКСН могут быть закреплены несколько АНПА «Суррогат».

Применяя АНПА «Суррогат», МЦАПЛ и РПКСН могут как повысить свою живучесть, так и реализовывать новые тактические схемы по противодействию НК и ПЛ противника.

Аппараты типа АНПА «Суррогат» можно считать «первой ласточкой» среди вооружений такого типа. В дальнейшем их конструкция будет усложняться, а список решаемых задач расширяться – это и разведка, и ретрансляция связи, и использование АНПА в качестве вынесенной оружейной платформы, причём не только для торпедного оружия или противокорабельных ракет (ПКР), но и для таких специфичных для подплава вооружений, как зенитно-ракетные комплексы (ЗРК).

Размещение ЗРК на обитаемых и необитаемых подводных лодках может существенно изменить формат войны на море, во многом нивелировав возможности самолётов ПЛО и ДРЛО, прикрывающих АУГ.


В России имеется значительный задел по созданию АНПА. В качестве примера можно привести глубоководный АНПА СГП «Витязь-Д» разработки ЦКБ МТ «Рубин».


АНПА СГП «Витязь-Д» разработки ЦКБ МТ «Рубин».

АНПА СГП «Витязь-Д» предназначен для обзорно-поисковой и батиметрической съемки, отбора проб верхнего слоя грунта, гидролокационной съемки рельефа дна, измерения гидрофизических параметров морской среды. Аппарат имеет нулевую плавучесть, в конструкции использованы титановые сплавы и сферопластик повышенной прочности. Он приводится в движение четырьмя маршевыми и десятью подруливающими электродвигателями. Полезная нагрузка включает эхолоты, гидролокаторы, средства гидроакустической навигации и связи, видеокамеры и другое научно-исследовательское оборудование. Радиус действия − 150 км, автономность аппарата около суток.

Также разработаны АНПА серии «Клавесин», которые существуют в двух модификациях – «Клавесин-1Р», разработки Института проблем морских технологий дальневосточного отделения российской академии наук (ИМПТ ДВО РАН) и «Клавесин-2Р-ПМ», разработки ЦКБ МТ «Рубин» (скорее всего, изыскания велись этими организациями совместно).


АНПА «Клавесин-1Р» (вверху) и «Клавесин-2Р-ПМ» (внизу).

Масса АНПА «Клавесин-1Р» составляет 2,5 тонны при длине корпуса 5,8 м и диаметре 0,9 м. Глубина погружения до 6000 м, дальность хода до 300 км, скорость хода 2,9 узлов. Оборудование АНПА «Клавесин-1Р» включает гидролокаторы бокового обзора, электромагнитный искатель, магнитометр, цифровую видеосистему, акустический профилограф, датчики температуры и электропроводности. Движение осуществляется от аккумуляторных батарей.

На базе АНПА, а также плавающих, подводных и вмораживаемых гидроакустических буев, подключающихся через спутники Гонец-Д1М к командному центру, компанией «Океанприбор» планируется создание системы навигации и связи «Позиционер».

Система должна обеспечить навигацию АНПА и связать их с наземными, воздушными и морскими центрами управления в режиме реального времени с использованием связи в УКВ-диапазоне, с возможностью прямого управления АНПА.

Можно обратить внимание, что существующие и перспективные АНПА пока имеют достаточно ограниченную дальность хода. Возможно, этот вопрос может быть радикально решён за счёт широкого применения перспективных аккумуляторов, энергоустановок неатомных подводных лодок (НАПЛ) или даже создания компактных ядерных реакторов, аналогичных установленному на АНПА «Посейдон». Такой реактор, в случае обеспечения ему достаточного ресурса, может быть установлен не только в АНПА, но в малогабаритных атомных подводных лодках, выполненных на базе неатомных и дизель-электрических ПЛ. Этот вопрос мы подробно рассматривали в статье Ядерный реактор для НАПЛ. Отложит ли «Посейдон» яйцо Доллежаля.


Схема реактора с жидкометаллическим теплоносителем, предположительно установленного на АНПА «Посейдон».

Представляет интерес и сам АНПА «Посейдон». Даже если не рассматривать возможность поражения кораблей АУГ непосредственно ядерной боевой частью АНПА «Посейдон», он может быть эффективно использован для вскрытия режима скрытности АУГ.

В рамках решения этой задачи на АНПА «Посейдон» вместо ядерной боевой части может быть установлено разведывательное оборудование и/или оборудование для имитации магнитоакустических характеристик различных подводных лодок. Масса АНПА «Посейдон» составляет порядка 100 тонн. Это позволит разместить на нём достаточно массивное оборудование, а ядерный реактор способен обеспечить его необходимой энергией.


АНПА «Посейдон»

После первичного обнаружения АУГ средствами космической разведки по радиолокационным изображениям и/или кильватерному следу (пусть они и потеряют её в дальнейшем), средствами РТР высотных БПЛА по активности самолётов ДРЛО (пусть они даже впоследствии будут сбиты) и подводными глайдерами за счёт перехвата каналов связи Link-16 и неакустических признаков, в предполагаемую зону движения АУГ направляются несколько условных АНПА «Посейдон-Р». Они должны перемещаться на максимальной скорости, с максимально возможным резким и непредсказуемым изменением траектории движения и глубины погружения (до 1000 метров).

С одной стороны, это позволит ПЛО противника обнаружить АНПА «Посейдон-Р». С другой стороны, их поражение будет затруднено из-за высокой (до 110 узлов) скорости и сложной траектории движения. Периодически, через неравные промежутки времени, скорость АНПА «Посейдон-Р» должна снижаться на короткий промежуток времени для обеспечения эффективной работы ГАС.

Противник не может знать, что это – АНПА «Посейдон» с ядерной боевой частью или АНПА «Посейдон-Р», выполняющий функцию разведки. Следовательно, противник никак не сможет игнорировать эту ситуацию и будет вынужден бросить на уничтожение АНПА «Посейдон-Р» все имеющиеся силы, провести манёвр уклонения. Это приведёт к взлёту самолётов и вертолётов ПЛО, увеличению скорости движения надводных кораблей и подводных лодок, интенсивному радиообмену между ними, сбросу гидроакустических буёв, торпед и глубинных бомб.

Дальность хода АНПА «Посейдон-Р», составляющая свыше 10 000 километров, позволит им сутками «гонять» АУГ, что в итоге с высокой вероятностью приведёт к её обнаружению различными средствами разведки.

Выводы


В среднесрочной перспективе океан может быть насыщен большим числом лёгких АНПА – подводных глайдеров, способных непрерывно осуществлять мониторинг окружающей обстановки в течение нескольких лет, образуя распределённую разведывательную сеть, контролирующую огромную площадь водной поверхности и глубин. Это значительно усложнит задачу скрытного перемещения корабельных и авианосных ударных группировок, а в перспективе и одиночных кораблей и подводных лодок.

В свою очередь, «тяжёлые» АНПА могут применяться как ведомые компаньоны для надводных кораблей и подводных лодок, которые могут быть использованы для осуществления разведки, ретрансляции связи или использования в качестве вынесенной оружейной платформы. Они принимают на себя основные риски уничтожения их противником. В перспективе многие боевые задачи АНПА смогут решать и полностью автономно. В частности, осуществлять ведение разведки и ретрансляцию связи в составе распределённых сетецентрических систем разведки и связи.

Высокие технические характеристики АНПА «Посейдон» с ядерным двигателем позволяют рассматривать его не только как инструмент стратегического ядерного сдерживания, но и как основу для создания комплекса, который может применяться для вскрытия местоположения АУГ.

В совокупности АНПА различного типа составят ещё один разведывательный «слой», дополняющий возможности спутниковой разведки, стратосферных электрических БПЛА и высотных/средневысотных БПЛА класса HALE и MALE.
Автор:
Использованы фотографии:
robotrends.ru
77 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Undecim
    Undecim 19 декабря 2020 05:56
    +6
    Предлагаю открыть на сайте раздел "Песочница", куда будут помещаться подобные детские фантазии.
    1. БДРМ 667
      БДРМ 667 19 декабря 2020 06:27
      +3
      Цитата: Undecim
      Предлагаю открыть на сайте раздел "Песочница", куда будут помещаться подобные детские фантазии.


      Верно... И расшифровка аббревиатуры ПЛАРБ в статье выглядит совершенно не профессионально, действительно, чуть ли не по детски :
      Подводная атомная ракетно-баллистическая лодка (ПЛАРБ) «Огайо»

      Если и расшифровывать "ПЛАРБ", то хотя бы так :
      Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами /носитель/ (ПЛАРБ)

      Или в более более развёрнуто-поясняющем формате :
      Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) — атомная подводная лодка, вооружённая соответствующими её классу межконтинентальными баллистическими ракетами (БРПЛ)
      1. Сергей Валов
        Сергей Валов 19 декабря 2020 10:39
        +7
        ПЛАРБ - это устоявшаяся аббревиатура с начала 60-х гг. (подводная лодка атомная с баллистическими ракетами) см. Морской атлас т.3 ч.2 1966г.
    2. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 19 декабря 2020 09:45
      +4
      Какие фантазии? Автор написал все то что уже существует в серии и виде прототипов. Правда не у нас, а у США и стран «запада».

      1. С.Викторович
        С.Викторович 19 декабря 2020 10:17
        -1
        Находящиеся в разработке аппараты типа "Посейдон" и их носители целесообразно ориентировать на задачи разведки и ПЛО.
      2. Lex_is
        Lex_is 19 декабря 2020 10:49
        +2
        От реальности у автора только названия и картинки.
        Вот так сейчас в реальности выглядит связь с АНПА на западных перспективных образцах:

        Беспроводная локальная вычислительная сеть (Wi-Fi IEEE 802.11g) дальность действия — 300м (оптимальная дальность — 150 м)
        Спутниковая связь: Iridium
        Гидроакустическая система связи: отслеживание координат АНПА, получения статусных сообщений системы дальность действия — 1200 м
        Извлечение данных: проводная локальная вычислительная сеть (Ethernet) или беспроводная локальная вычислительная сеть (Wi-Fi)


        А вот так выглядит реальная работа АНПА:
        Планирование миссии
        Запуск АНПА, проверка систем, загрузка миссии в бортовой компьютер
        Спуск АНПА, подача команды на выполнение
        Наблюдение за выполнением миссии
        Окончание миссии в точке финиша, подъём АНПА на борт
        Извлечение и анализ полученных данных
        1. Alex777
          Alex777 19 декабря 2020 22:31
          +1
          Вот так сейчас в реальности выглядит связь с АНПА на западных перспективных образцах...

          12 000 спутников Starlink Илона Маска кардинально изменят ситуацию.
          1. Lex_is
            Lex_is 19 декабря 2020 22:34
            +1
            Не изменят, там проблема не в спутниках, их и сейчас достаточно, проблема в передачи данных в подводном положении.
      3. Александр К_2
        Александр К_2 19 декабря 2020 16:59
        +1
        Так автор и пишет про США, страны Европы и высказывает свои мечты и пожелания в отношении России. Есть хорошая поговорка : чего на свете не бывает! Зачем запрещать человеку МЕЧТУ ? laughing
    3. yehat2
      yehat2 18 февраля 2021 16:44
      +1
      планы такого рода постоянно муссируются во многих флотах и порой реализуются.
      например, немецкая противолодочная сеть в финском заливе или линия локации США в Атлантическом океане. Не вижу ничего странного в их реализации.
      Но мне не нравится, что океан замусоривается каким-то военным барахлом в мирное время.
      я бы принял какие-нибудь дежурные станции, которые при необходимости раскидывают в своем квадрате такие аппараты и развернутую сеть, прикрывающую свои территориальные воды и берега, но не расставлять хлам по всему океану.
      Кроме того, у меня большие вопросы к связи - сможем-ли мы пользоваться такой сетью?
  2. Пиджак в запасе
    Пиджак в запасе 19 декабря 2020 05:57
    0
    Про сеть глайдеров интересно. Давно пора.
    А вот про ядерную силовую установку не понял. Пожалуй дороговато будет.
  3. Lex_is
    Lex_is 19 декабря 2020 06:10
    +5
    АВТОНОМНЫЕ НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ ПОДВОДНЫЕ аппараты, в режиме реального времени с использованием связи в УКВ-диапазоне и с возможностью прямого управления осуществляющие ведение разведки и ретрансляцию связи - это мощно! laughing wassat fool

    Даже прекрасней чем "Посейдон", гоняющийся за АУГ по непредсказуемым траекториям!
    1. Владимир_2У
      Владимир_2У 19 декабря 2020 12:47
      -2
      передача данных на спутник может осуществляться короткими пакетами

      Система "Гонец" уже в наличии! Дело за малым...
      1. Lex_is
        Lex_is 19 декабря 2020 14:46
        +2
        Дело за малым...

        Отменить физические законы и значение слова "автономный"? laughing wassat
        1. Владимир_2У
          Владимир_2У 19 декабря 2020 15:01
          0
          Особых нарушений законов не вижу, а малым считаю громадные средства и жлобство косность руководства ВМФ.
          1. Lex_is
            Lex_is 19 декабря 2020 17:16
            +2
            Особых нарушений законов не вижу


            Печально, что тут ещё сказать?

            Радио и спутниковая связь с подводными объектами обычными радио и спутниковыми сетями невозможна.
            Точнее возможна но на сверхнизких частотах
            76 Гц как в США или 82 Гц как у нас требующих передающих фидеров длинной 50 км и не о каких объемах данных и управлении там и речи идти не может.
            1. Владимир_2У
              Владимир_2У 19 декабря 2020 17:38
              +1
              Всплывающая антенна уже изобретена или пока нет, не напомните?
              1. Lex_is
                Lex_is 19 декабря 2020 17:57
                +2
                Конечно изобретена, и давно.

                Жаль что вы слабо представляете себе что это такое.
                Но я вам подскажу:
                Глубина погружения ПЛ при радиоприеме в диапазонах:
                СДВ, ДВ 100-60 м
                СВ, КВ 85- 50 м
                Скорость хода ПЛ при радиоприеме 2,5-4 уз
                Длина кабельной антенны 700 м

                700 метровый хвост, незаметно тащащийся за ползущим на малой глубине на 4 узлах АНПА - это круто! А главное - очень незаметно. laughing
                1. Владимир_2У
                  Владимир_2У 19 декабря 2020 18:31
                  0
                  Цитата: Lex_is
                  700 метровый хвост, незаметно тащащийся за ползущим на малой глубине на 4 узлах АНПА - это круто

                  Вы всё про длинные волны, буксируемые антенны и полноразмерные ПЛ.
                  Связь из подводного положения с помощью ВБАУ на основе плавающего кабеля, в плавающий по поверхности конец которого вмонтированы согласующие устройства и антенны высокочастотных диапазонов. Данное решение используется, преимущественно, в диапазонах спутниковой связи

                  http://janto.ru/repository/014/01.html
                  Ну и слово "всплывающая" это не слово "буксируемая" только с ошибками, это совсем другое слово.
                  1. Lex_is
                    Lex_is 19 декабря 2020 18:37
                    +1
                    Жаль что вы даже свою же ссылку осилить не смогли, там именно то, что я рассказывал и написано.

                    Но чтоб, бывает, не у всех получается.
                    1. Владимир_2У
                      Владимир_2У 19 декабря 2020 18:41
                      -1
                      Цитата: Lex_is
                      Жаль что вы даже свою же ссылку осилить не смогли, там именно то, что я рассказывал и написано.
                      Да ладно, вы всё по ДВ и СДВ вещаете, а я про КВ и СВ. там даже картинка про антенну на верёвочке по волнам плывущую есть, присмотритесь.
                      1. Lex_is
                        Lex_is 19 декабря 2020 18:54
                        +2
                        про антенну на верёвочке по волнам плывущую есть, присмотритесь.

                        Это ВБАУ, 30 летней давности с подъемной рамочной антенной для связи и навигации по спутниковой системе "Парус" которая такая же хрень, но ещё более гемморойная и со значительно меньшими возможностями по приему передаче данных. Кабельная система - это ее развитие.
                      2. Владимир_2У
                        Владимир_2У 19 декабря 2020 18:58
                        -2
                        Так всё таки давно изобрели для средних и коротких волн?
                        Цитата: Lex_is
                        Это ВБАУ, 30 летней давности с подъемной рамочной антенной для связи и навигации по спутниковой системе
                        И что, всё, в развитии средства связи остановились с тех пор? Это вы осилите?
                      3. Lex_is
                        Lex_is 19 декабря 2020 19:05
                        +2
                        Нет не остановились. Но принципиально не иичего чего не изменилось и не не изменится.
                      4. С.Викторович
                        С.Викторович 19 декабря 2020 20:37
                        -1
                        Тем не менее, с определенными ограничениями, но связь с подводными лодками существует. Она может быть создана и в интересах приема данных с необитаемых подводных аппаратов и передачи команд управления на них, в т.ч. на основе развития ранее использованных решений. Очевидные направления развития - повышение помехозащищенности каналов, создание развитой группировки низко- и среднеорбитальных спутников, создание наземной группировки живучих передающих центров.
          2. Оператор
            Оператор 19 декабря 2020 18:37
            -5
            НПА с немагнитным титановым корпусом без разделения на отсеки и бортовым оборудованием, установленном на едином шасси, имеет магнитную антенну в виде катушки миллиметровой проволоки развернутой длиной в несколько километров, закрепленной на внутренней стороне корпуса.
  • С.Викторович
    С.Викторович 19 декабря 2020 08:17
    -3
    Вариантов придумать можно много, но, в целом, для российского флота направление перспективное. В частности, "Посейдоны" будет чем занять. Для реализации необходимо создание соответствующей системы связи и управления.
  • Юрий В.А
    Юрий В.А 19 декабря 2020 09:01
    +6
    Какой правовой статус будет у этих водоплавающих средств, определяющий их принадлежность и неприкосновенность ? Что помешает в мирное время "траулерам в штатском" отлавливать или банально топить эти объекты ?
    Пять лет назад китайцы не сильно церемонились с подобными американскими изделиями.
    1. Сергей Валов
      Сергей Валов 19 декабря 2020 10:47
      -1
      В мирное время массово они особо и не нужны, вполне сойдёт учебная служба в близлежащих к собственным берегам водах. Их надлежит массово разворачивать в мировом океане в предвоенный период. Что касается « отлавливать или банально топить» то отличить Посейдон под водой от обычной ПЛ весьма сложно, можно перепутав и на ответку нарваться.
      1. Юрий В.А
        Юрий В.А 20 декабря 2020 04:53
        +1
        Оперативно скрытно развернуть глобальную сеть таких устройств в предвоенный период вряд ли получится, к тому же загодя произведённые наверняка испортятся на складах.
        Отличить Посейдон под водой, конечно, не просто, но хотя мы понимаем, что российская техника не ломается, не исключён небольшой глюк ( в том числе и в самоликвидаторе ) и всплывший Посейдон попадёт не в те руки.
        1. Сергей Валов
          Сергей Валов 20 декабря 2020 08:12
          -1
          Скрытно, конечно, не получится, но оно и не надо, если инициатор конфликта не мы. Про хранение на складах я не говорил, наоборот, я писал, что аппараты надо эксплуатировать вблизи собственных берегов, как минимум для тренировки операторов. Вероятность попадания Посейдона в чужие руки конечно есть, значит над этой проблемой необходимо постоянно работать. Кстати, Вы обозначили ещё один серьезный недостаток безэкипажной/беспилотной техники.
    2. AVM
      19 декабря 2020 10:52
      -2
      Цитата: Юрий В.А
      Какой правовой статус будет у этих водоплавающих средств, определяющий их принадлежность и неприкосновенность ? Что помешает в мирное время "траулерам в штатском" отлавливать или банально топить эти объекты ?
      Пять лет назад китайцы не сильно церемонились с подобными американскими изделиями.


      Хороший вопрос, который применим ко всем БПЛА в нейтральном пространстве. Насчёт "отлавливать" отучить достаточно просто - закладываются определённые алгоритмы, которые в определённой ситуации осуществляют подрыв изделия, когда одна-две такие штуки рванут на траулере и образуют пару десятков трупов, желающих резко поубавиться.

      Насчёт топить - так их надо будет найти, опознать, а то ведь можно потопить и свои или просто гражданские, затем как-то реализовать "топить" - торпеда будет дороже глайдера, глубинная бомба разве что. Но ведь сам факт охоты может быть "вскрыт" и иметь последствия.

      Что касается сложных АНПА, то охотясь на них можно и самим стать жертвой, они ведь могут быть оружейной платформой и в случае обнаружения атаки получить приказ на применение оружия. Кроме того, по сути эту будут малоразмерные подводные лодки, малозаметные сами по себе, и недалеко может быть их носитель, который установит факт атаки и примет соответствующие меры.

      ПМСМ, случаи конечно будут, но не системно, а так - нагадить исподтишка. В случае обострения обстановки (предвоенный период) конечно начнётся охота на глайдеры, но всегда можно не выпускать их все сразу, а держать пару-тройку сотен на складах - один из их плюсов, возможность быстрого развёртывания, в т.ч. авиацией.

      И опять таки, говоря о глайдерах, противник никогда не может быть уверен, что выловил все, это наложит отпечаток на тактику применения АУГ.
      1. Юрий В.А
        Юрий В.А 19 декабря 2020 12:25
        +1
        Так в этом и вопрос - какие последствия, кто будет предъявлять, на каком основании ? Одно дело чужой надводный военный корабль в нейтральных водах под государственным флагом или всплывшая подводная лодка и другое - непонятное устройство севшее на хвост или копошившееся неподалёку с непонятными намерениями. Как это устройство отличит простой интерес от враждебных умыслов ? И навряд ли заарканив, аппарат будут вытаскивать на палубу, полевой сапер, обнаружив незнакомую конструкцию не бежит же показывать её товарищам.
        1. Andrey.A.N.
          Andrey.A.N. 31 января 2021 09:02
          0
          Сначала поймай её, если такой шустрый. Глюки там так-же вероятны как метеорит в голову. Вообще автор упускает, что основой морской разведки и целеуказания в оборонительной доктрине РФ являются загоризонтные ионосферные РЛС типа Контейнер, Волна, Подсолнух, Телец и прочие.
          1. Юрий В.А
            Юрий В.А 31 января 2021 11:01
            0
            Ну, не все такие заторможенные, придётся повторить - китайцы уже поймали и трофейных летающих беспилотников куча, глюков не бывает разве что в кирпиче, и, вероятно, нужную голову он уже разок нашёл.
            1. Andrey.A.N.
              Andrey.A.N. 31 января 2021 11:23
              0
              Не путай рельсы с коромыслом, китайцы глушили сигнал беспилотника, чтоб оператор ослеп, беспилотники старые своего интеллекта только на посадку. По вашему электроника часто глючит? Там не чему выходить из строя, ничего, что подлежит износу. Твой телефон без тупых вмешательств, хоть один глюканул?
              1. Юрий В.А
                Юрий В.А 31 января 2021 11:56
                0
                Всё смешал - старый ослепший оператор по рельсам скрылся за горизонтом в подсолнухах... Китайцы выловили подводный аппарат.
                1. Andrey.A.N.
                  Andrey.A.N. 31 января 2021 12:15
                  0
                  Обезьяничать нехорошо, я конечно понимаю, что ты тут отдыхаешь и тебе стремно признавать, что такой умный и перся в тупик. Ну расскажи, чего твой папа особо важного охранял?
                  1. Юрий В.А
                    Юрий В.А 31 января 2021 13:57
                    0
                    Это настолько важно и сложно, что тебе не понять и вообще, отстань, надоел.
                    1. Andrey.A.N.
                      Andrey.A.N. 31 января 2021 14:12
                      -1
                      И ты иди спи.
                    2. Andrey.A.N.
                      Andrey.A.N. 31 января 2021 14:15
                      -1
                      Хотя ты не уснешь, типа проклятием работа?
  • sevtrash
    sevtrash 19 декабря 2020 10:27
    0
    Да, беспилотные аппараты это тренд. В воздухе безоговорочный, в море и на земле в развитии. Скоро подводным лодкам будет бессмысленно выходить в море, сразу по выходу их действия будут контролироваться БПА. Оптимальнее будет находится в закрытом водном бассейне - типа Байкала - куда добраться БПА будет труднее. Хотя и туда доберутся.
  • Nikolaevich I
    Nikolaevich I 19 декабря 2020 10:27
    +4
    Ёлы-палы! Дались Автору эти зенитные комплексы на подлодках! Ну,ладно были попытки впендюрить зуры на подлодки для "крайней" самообороны !Но Автор мечтает создать морских подводных охотников за еропланами ! А в таком случае понадобится "по любому" надводный модуль с пассивными и активными средствами обнаружения и целеуказания ...причём,вряд ли он будет крохотным ! Вражьи противолодочные средства обзаведутся радарами с АФАР,способными обнаруживать "птичку" на достойном расстоянии и эти модули становятся "доносчиками" ,даже без активных средств !
    1. AVM
      20 декабря 2020 22:43
      0
      Цитата: Nikolaevich I
      Ёлы-палы! Дались Автору эти зенитные комплексы на подлодках! Ну,ладно были попытки впендюрить зуры на подлодки для "крайней" самообороны !Но Автор мечтает создать морских подводных охотников за еропланами ! А в таком случае понадобится "по любому" надводный модуль с пассивными и активными средствами обнаружения и целеуказания ...причём,вряд ли он будет крохотным ! Вражьи противолодочные средства обзаведутся радарами с АФАР,способными обнаруживать "птичку" на достойном расстоянии и эти модули становятся "доносчиками" ,даже без активных средств !


      Силы ПЛО - это маломаневренные самолёты и вертолёты, действующие на малой высоте. Скрыться им в океане негде. И их не так уж и много. Внезапно появившийся ЗРК способен вынести всё в зоне видимости, по крайней мере до тех пор, пока у самолётов ПЛО не появится лазерное оружие самообороны. И экипажи самолётов ПЛО, которые прилетят на замену сбитым, будут чувствовать себя ну очень неуютно, поскольку будут понимать, что могут повторить участь предшественников.

      А что касается лазерного оружия самообороны, то США не зря планируют поставить на Вирджинию лазерное оружие мощностью порядка 500 кВт, а ЗРК на ПЛ при этом они не заморачиваются. Не исключено, что их аналитики считают, что это более перспективное решение.
      1. Nikolaevich I
        Nikolaevich I 21 декабря 2020 09:01
        0
        Цитата: AVM
        Силы ПЛО - это маломаневренные самолёты и вертолёты, действующие на малой высоте.

        Малые высоты -это не "догма" ! Маловысотность противолодочных ЛА во многом определяется техническими возможностями оборудования(средств обнаружения),"призванного" обнаружить подлодку на глубине ! При задаче обнаружить антенную систему ЗРК подлодки с помощью "высокочувствительного" радара с "продвинутой" АФАР,а тем более радиоизлучение подлодки (или лазерное...) малая высота и не понадобится (!)...и дальность обнаружения подлодки увеличится ! Сейчас "звёздный час" беспилотников... скоро появятся (да и уже появляются...) морские противолодочные БПЛА ! И "экипажам самолётов ПЛО " не будет нужды бояться !
        1. AVM
          21 декабря 2020 17:49
          0
          Цитата: Nikolaevich I
          Цитата: AVM
          Силы ПЛО - это маломаневренные самолёты и вертолёты, действующие на малой высоте.

          Малые высоты -это не "догма" ! Маловысотность противолодочных ЛА во многом определяется техническими возможностями оборудования(средств обнаружения),"призванного" обнаружить подлодку на глубине ! При задаче обнаружить антенную систему ЗРК подлодки с помощью "высокочувствительного" радара с "продвинутой" АФАР,а тем более радиоизлучение подлодки (или лазерное...) малая высота и не понадобится (!)...и дальность обнаружения подлодки увеличится ! Сейчас "звёздный час" беспилотников... скоро появятся (да и уже появляются...) морские противолодочные БПЛА ! И "экипажам самолётов ПЛО " не будет нужды бояться !


          Да, но ПЛ никто не заставляет "охотиться" на самолёт ПЛО, она может использовать ЗРК только в случае атаки. А если мы говорим о АНПА, оснащённом ЗРК, то в некоторых случаях она вообще может им пожертвовать, отправив АНПА активно отвлекать силы ПЛО (вряд ли что-то сильнее отвлечёт авиацию ПЛО, чем обстрел их зенитными ракетами), а сама продолжит выполнять боевую задачу.
  • Алексей Зоммер
    Алексей Зоммер 19 декабря 2020 11:36
    -3
    Спасибо автору, за способность не шаблонно и самостоятельно мыслить и трезвый взгляд на вопросы борьбы с АУГ на современном отрезке времени. drinks
  • Оператор
    Оператор 19 декабря 2020 12:01
    -9
    РФ - это не нищеброды САСШ и ЕС: нам не нужны ударные АНПА с ограниченной дальностью, у нас есть ударный НПА "Посейдон" неограниченной дальности со 100-Мтн БЧ на борту bully

    При доведении штатной численности "Посейдонов" до 100 единиц и решения вопроса сплошного "стеклования" и радиоактивного загрязнения 700-км прибрежной полосы обоих Америк, Евразии (за исключением российской территории) и Африки можно будет специализировать несколько десятков дополнительных НПА для уничтожения АУГ и КУГ противника.

    В связи с тем, что гидроакустические шумы от работы винтомоторных установок надводных кораблей имеют ярко выраженную индивидуальную сигнатуру, применить ложные цели в этой сфере не получится. Низкочастотная составляющая шума от кораблей АУГ и КУГ при их следовании в акватории с глубинами от 600 метров (типичная ситуация для океанской зоны) пеленгуется под водой на расстоянии до 700 км.

    Получив внешнее целеуказание от радиотехнических и радиолокационных спутников через свернизкочастотный радиопередатчик "Зевс", НПА будут осуществлять слежение оружием вне зоны ПЛО корабельных соединений все время пребывания АУГ и КУГ вне военно-морских баз. Учитывая скорость НПА в 180 км/ч максимальное время сближения с целями составит не более 4 часов.

    Крайне малые водоизмещение (40 тонн) и мощность силовой установки в крейсерском режиме (сотни киловатт), а также немагнитный титановый корпус и большая глубина погружения НПА (1500 метров) защитит их от обнаружения средствами береговой, корабельной и авиационной противолодочной обороны противника, что позволит сократить дистанцию слежения оружием практически до радиуса поражения ядерным взрывом без сближения с АУГ и КУГ - т.е. практически мгновенно после получения радиокоманды на атаку.

    Мощность термоядерного заряда НПА в 100 Мтн позволит уничтожить и вывести из строя (в зависимости от расстояния плавсредств до эпицентра взрыва) все корабли АУГ и КУГ.
    1. С.Викторович
      С.Викторович 19 декабря 2020 17:49
      0
      Приведенная схема применения НПА "работает" через "Зевс", но "Зевс" в одном экземпляре и не защищен. Убрали "Зевс", нет схемы и НПА не нужны. Т.е. подобные схемы не наберешь из сейчас готовых деталей, нужны системный подход и проектирование.
      1. Оператор
        Оператор 19 декабря 2020 18:26
        -7
        Как убрать "Зевс", расположенный на нашей территории с антеннами на 10-км глубине - ядерным взрывом? Но это и есть начало войны.

        А в качестве резервных радиопередатчиков сверхдлинных волн всегда можно задействовать воздушные линии ЛЭП с несущей частотой 50 Герц, которых в России как грязи.

        Системный подход в действии laughing
  • Нестор Влаховски
    Нестор Влаховски 19 декабря 2020 12:27
    +3
    «Зачем говорить о том, чего нет?»
    Думать и пытаться анализировать вообще полезно, главное не зацикливаться на навязчивых идеях, как то поиск и уничтожение авианосцев.
    год назад не было и средневысотных, а в этом году они уже пошли в войска
    нет их и сейчас, ни в какие войска единичные опытные образцы пойти не могли. Не вводите людей в заблуждение.
    у нас нет никаких фундаментальных препятствий, чтобы освоить эти технологии
    отставание в высокотехнологичном оборудовании электронике, это не фундаментальное препятствие?
    предполагают возможность развёртывания в перспективе сотен и даже тысяч подводных глайдеров, действующих в рамках единой распределённой сетецентрической структуры.
    И чем эта концепция отличается от давно применяемых полей авиасбрасываемых разведывательных буев? Средняя скорость упомянутых глайдеров находится в пределах 1-2км/ч, то бишь они даже течению толком противостоять не могут. Технологии потенциально интересны, но какой-то революции в этой области ждать не приходится.
    1. AVM
      20 декабря 2020 22:36
      0
      Цитата: Нестор Влаховски
      «Зачем говорить о том, чего нет?»
      Думать и пытаться анализировать вообще полезно, главное не зацикливаться на навязчивых идеях, как то поиск и уничтожение авианосцев.


      Всего лишь рассмотрение решения задачи с разных сторон. Я не считаю, что АУГ в существующем виде жилец в среднесрочной перспективе. Только для колониальных войн.

      Цитата: Нестор Влаховски
      год назад не было и средневысотных, а в этом году они уже пошли в войска
      нет их и сейчас, ни в какие войска единичные опытные образцы пойти не могли. Не вводите людей в заблуждение.


      https://rg.ru/2020/10/26/pervyj-peredannyj-v-vojska-bpla-orion-pokazali-na-video.html

      Цитата: Нестор Влаховски
      у нас нет никаких фундаментальных препятствий, чтобы освоить эти технологии
      отставание в высокотехнологичном оборудовании электронике, это не фундаментальное препятствие?


      Нет, локальное. Его можно решать разными способами. Купи, укради, скопируй – идеи, технологии, готовые изделия. Мир слишком сложен и в нём полно игроков, имеющих свои интересы. Даже в самые сложные годы холодной войны СССР добывал и нужные технологии, и оборудование.

      Цитата: Нестор Влаховски
      предполагают возможность развёртывания в перспективе сотен и даже тысяч подводных глайдеров, действующих в рамках единой распределённой сетецентрической структуры.
      И чем эта концепция отличается от давно применяемых полей авиасбрасываемых разведывательных буев? Средняя скорость упомянутых глайдеров находится в пределах 1-2км/ч, то бишь они даже течению толком противостоять не могут. Технологии потенциально интересны, но какой-то революции в этой области ждать не приходится.


      Концепция в чём-то та-же, но на новом уровне. Всё-таки это будет более устойчивая и автономная структура. Скорость 1-2 км/ч не предел, может быть и выше.

      Дьявол кроется в деталях – спутниковая связь, лучшая автономность, некоторая мобильность, способность менять глубину и т.д. В результате сеть глайдеров по эффективности может превзойти буи на порядок.
      1. Нестор Влаховски
        Нестор Влаховски 21 декабря 2020 17:59
        0
        Я не считаю, что АУГ в существующем виде жилец в среднесрочной перспективе.

        Авиация - бог войны в настоящее время и будет таковой оставаться в обозримом будущем. А это значит авианосцы будут актуальны еще очень долго. Для любых войн.
        По "ориону". Я когда писал предыдущий комментарий думал, что их хотя бы несколько летающих образцов, но реальность превзошла ожидания. Летающий экземпляр лишь один, взлетел он еще в 2016 году и это ему присвоили войсковой индекс. Супостаты уже трепещут от таких прорывав.
        Нет, локальное.
        локальным оно было бы, если, скажем, отсутствовало призводство современных ИК матриц, но зато отечественная электроника могла в высококачественную оптику. Но нет, плохо апсолютно поэвсем фронтам. А уж "фундаментальное" это отставание или "системное" решите для себя сами.
        Купи, укради, скопируй
        в сытых 00-х так и делали, закупали и "цап-царапали" очень много лицензий и технологий, а потом кто-то решил сыграть в сильного и независимого..
        Даже в самые сложные годы холодной войны СССР добывал и нужные технологии, и оборудование.
        "добыть" получилось всего несколько раз, а вот покупал все перечисленное у несчастных загнивающих буржуигов за дорого, стабильно, регулярно и по многу.
        В результате сеть глайдеров по эффективности может превзойти буи на порядок.
        на порядок превзойти никак не может уже просто потому что глайдер значительно дороже и тяжелее буя, а скорость аж в 3км/ч не обеспечит радикального преимущества.
  • Андрей из Челябинска
    Андрей из Челябинска 19 декабря 2020 14:17
    +8
    Серия окончательно уехала в фэнтези
    1. Lex_is
      Lex_is 19 декабря 2020 17:20
      +4
      Зато увлекательно, не то что серая реальность со строительством кораблей по 8 лет.
      Я уже жду в следующей серии постройки "Звёзды смерти", окончательный разгром всех армий земли и начало битвы за Марс.
      1. Вадим237
        Вадим237 19 декабря 2020 21:18
        0
        Эту задачу оставим одноступенчатому воздушно космическому самолёту бомбардировщику носителю тех же управляемых ядерных блоков на подобие Авангарда или беспилотных орбитальных истребителей в габаритах X 37. Думаю после 2030ого эта тема у МО появится а там на перспективу для защиты своих интересов ресурсов и тд к этому самолёту и ЯЭРДУ привяжут как буксир для межпланетных путешествий.
    2. AVM
      20 декабря 2020 22:27
      0
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Серия окончательно уехала в фэнтези


      А в чём фентези то, Андрей? Всё, что описано, за исключением "Посейдона" в предполагаемой ипостаси "Посейдон-Р" это не мои "придумки", а соответствующих организаций-разработчиков. И сети глайдеров, и "Суррогат", и "Позиционер".

      Как уже в комментариях отметили, "придумки" наших оппонентов простираются куда дальше.
  • bk0010
    bk0010 19 декабря 2020 14:28
    0
    Аппарат ценой 220 000 долларов не может содержать средства разведки, они дорогие, им нужна энергия, движение за счет энергии волн - это хорошо, но этого недостаточно.
    Хорошо бы наделать дешевых имитаторов подводных лодок, выпустить в Тихий океан штук 500, в основном в местах развертывания и дежурства, пускай штаты выявляют настоящую.
  • Сергей Куликов_3
    Сергей Куликов_3 19 декабря 2020 16:20
    -4
    Статья правильная, но в ней только "Посейдон" реально сможет угрожать АУГ. Мне вот интересно, а почему все решили что "Посейдон" чисто ядрёнобатон или разведчик!? А может на нём установлены торпеды скоростные или Ониксы? И кто сказал что АУГ нужно искать по морям-океанам, можно ведь контролировать подходы, благо что ждать "Посейдон" может долго, очень долго.
  • Fan-Fan
    Fan-Fan 19 декабря 2020 17:08
    +1
    Отличная фантастика, особенно вот это:
    Дальность хода АНПА «Посейдон-Р», составляющая свыше 10 000 километров, позволит им сутками «гонять» АУГ,
    эдак загоняем совсем мы американцев.
    1. AVM
      20 декабря 2020 22:23
      0
      Цитата: Fan-Fan
      Отличная фантастика, особенно вот это:
      Дальность хода АНПА «Посейдон-Р», составляющая свыше 10 000 километров, позволит им сутками «гонять» АУГ,
      эдак загоняем совсем мы американцев.


      А в чём фантастика? Если на нём жидкометаллический ядерный реактор, то в этом нет ничего удивительного. Информация, можно сказать, практически официальная.
  • Eroma
    Eroma 19 декабря 2020 17:16
    +1
    Ну не знаю, я бы как Саурон отлил кольцо всевластия и мне бы даже ядерные ракеты противника подчинялись бы! am
    1. Lex_is
      Lex_is 19 декабря 2020 17:23
      +2
      Мелко мыслите!
      Кольцо всевластия одно, а повинующихся атомно-подводных Дронов десятки тысяч.

      Масштабно, солидно, пацаны зауважают!
      А кольцо - это мелкий и пошлый пережиток прошлого.
      1. Eroma
        Eroma 19 декабря 2020 17:34
        0
        Зато вокруг кольца какие страсти! Все его хотят и с уважением тоже всё нормально, сверкнул разок в ООН и рубль стал мировой резервной валютой good

        А управление огромной сворой чудомаших это сплошной "геморрой", то ПО заглючило, то батарея села, то в сетях запуталась, то китайцы скомуниздить пытаются и бегай по всем морям и океанам как ошалелый wassat
  • dgonni
    dgonni 19 декабря 2020 21:41
    +1
    Респект. Ну глайдеры и подводные беспилотники мальца отдают экзотикой и фантазёрством. Поэтому матрасы пошли проверенным путём. А именно созданием надводных беспилотников с нормальным таким водоизмещением в 2-2.5 тыс тонн! Ну по крайней мере в их прессе такие параметры озвучены.
    Учитывая что в таком водоизмещении можно напихать всякой всячины в плане освещения как надводной так и подводной обстановки. А также то что ИИ в плане навигации и судозодства у них уже обкатан. То можно к бабке не ходить а уверенно утверждать, что матрасы наклепают таких лоханок быстро и в достаточных объёмах для создания подвижных рубежей на пути разворачивания наших АПЛ или для закрытия прикрытия целых районов. Ну и в качестве приманки они идеально подойдут. Ибо сифонить в эфир смогут не хуже АУГ.
    Так что пока они не рванули в отрыв можно и нам что то в этом плане подумать построить.
    Но опять всё упирается в отсутствие надёжных автоматизированных ГЭУ а также елементной базы для создания ИИ и всего сопутствующего для автономной работы месяцами.
    И этот разрыв возник не сегодня и не вчера.
    Можно вспомнить как пример бывший дойчевский Нюрнберг который у нас был Адмиралом Макаровым. При наличии Всей! Документации и немецких специалистов наши так и не смогли наладить работу автоматики и вахта в котельном м машинном отделении была в 3 раза больше чем у немцев по штату и факту!
  • Михаил Захаров
    Михаил Захаров 20 декабря 2020 01:20
    +3
    АУГ еще долго будет продолжать доминировать на просторах мирового океана. флот при поддержке авиации всегда будет сильнее чем флот лишенный поддержки с воздуха
  • mongol9999
    mongol9999 20 декабря 2020 14:18
    +1
    Я правильно понимаю, что по международному морскому праву судно без экипажа может быть приравнено к морскому призу и обращено в свою собственность?
    1. AVM
      20 декабря 2020 22:19
      0
      Цитата: mongol9999
      Я правильно понимаю, что по международному морскому праву судно без экипажа может быть приравнено к морскому призу и обращено в свою собственность?


      Эта ситуация будет разрешена в любом случае, я недавно писал статью про необитаемые надводные корабли. Проектов таких кораблей очень много, в т.ч. гражданских. Так что юридически ситуацию явно отрегулируют.

      У военных как всегда преимущество. Если ННК или АНПА вооружены, то атака на них может вызвать автоматическую реакцию - ответную атаку или самоуничтожение путём тарана противника и самоподрыва.
  • владимир1155
    владимир1155 20 декабря 2020 18:48
    0
    поддерживаю Андрея Митрофанова, уважаемый Андрей Митрофанов нанес свей правдой сокрушительный удар по устаревшим анахронизмам ретроградским концепциям огромных всем видимых авианосных монстров. . действительно война в карабахе показала что крупные видимые объекты становятся анахронизмами и пачками гибнут. Будущее за БПЛА, и подводными аналогами БПЛА, главное скрытность и мобильность... 21 век уже, не 19, нтр не стоит на месте, А пока ретрограды сторонники ненужных и уязвимых анахронизмов=надводных монстров еще только мечтают об АВ, те устареют не начавши строиться, ибо устарели еще в 1903 году.
  • lshka
    lshka 20 декабря 2020 19:14
    0
    Вопрос: а ведь пущенный в "разнос" ядерный реактор-это ведь тоже бомба по своей сути? Так допустим тот-же "разведывательный Посейдон" может не плохой "Бах" устроить.
  • dragon_13364
    dragon_13364 21 декабря 2020 11:02
    +1
    Например, у нас фактически нет авианосцев (не считать же за таковой несчастного «Кузнецова»), но разговоры о его создании муссируются не одно десятилетие.
    - мой любимый вопрос "А ЗАЧЕМ?" Вот зачем РФ для обороны ПОБЕРЕЖИЙ нужен авианосец? Ладно 1, ну максимум 2-а сделаем для группировки для поддержки операций типа Сирии, но тут нам нафиг не нужно равняться на США с их армадами. Посмотрите на Францию, Италию, Британию или Японию - там нет реально крупных группировок с авианосцами во главе. Так что для нас это какая-то новая гонка вооружений, под овации ура-патриотов. Глупо, бессмысленно, зато много пафоса и угробленный бюджет.
    лазерного оружия, которое хоть и начало создаваться достаточно давно, только сейчас дозрело до практического применения.
    - ну лазер в атмосфере (кроме лунной и с натяжкой марсианской) вообще не особо эффективен. Так, с курса сбить или системы наведения засветить (и то, если они на микроэлектронике или там цифровые матрицы используются, а с лампами и дешёвыми "фотиками-мыльницами" не эффективно).
    Если же говорить по теме статьи / -ей, то, как мне кажется, стоит искать решение безопасности океана и обнаружения кораблей, подлодок в некоем гибридном варианте: АНПА и БПЛА (лучше спутник), или АНПА и стратосферные метеозонды... В общем подобная концепция.
    1. AVM
      21 декабря 2020 15:00
      0
      Цитата: dragon_13364
      ... - ну лазер в атмосфере (кроме лунной и с натяжкой марсианской) вообще не особо эффективен...


      Это глубокое заблуждение.

      https://topwar.ru/167342-sekrety-kompleksa-peresvet-kak-ustroen-rossijskij-lazernyj-mech.html

      P. S. Для исключения вопросов и споров о влиянии атмосферы и погоды на работу лазеров крайне рекомендуется изучить книгу А. С. Борейшо «Мощные мобильные химические лазеры», по крайней мере, главу 6 под названием «Распространение лазерного излучения на оперативных дистанциях».


      А вот и сама книга:
      http://www.mathnet.ru/php/archive.phtml?wshow=paper&jrnid=qe&paperid=2828&option_lang=rus
      1. dragon_13364
        dragon_13364 22 декабря 2020 08:12
        0
        ок, я не эксперт, потому могу заблуждаться.
        спасибо за ссылку на книгу
  • Борис Черников
    Борис Черников 22 декабря 2020 22:52
    -2
    в принципе идея подводных дронов для разведки правильная,как вариант делать их для запуска через ТА или же крепить на АПЛ и ДЭПЛ..вышла лодка в нужный квадрат-запустила дрона,тот провел разведку дальше и передал данные или поставил помехи.в дальнейшем можно делать что-то уровня дэпл пираньи,чтобы выйти в квадраты и пускать дронов поменьше дальше..
  • Selevc
    Selevc 23 декабря 2020 20:18
    -1
    На этом сайте так много статей в том или ином роде превозносящие авианосцы и почти ни одной об их недостатках !!! А недостатков масса и многие из них серьезны, системны и очевидны !!!

    Какие авианосцы ??? - автор видимо в глубоком бреду ??? Сегодня ракеты настолько быстры - что никто из личного состава корабля не успеет сказать "мама" как авианосец будет поражен ракетами. Сегодня ракеты настолько точны что они могут не просто попасть в сам корабль а поразить его надстройки - тем самым превратив идущий курсом плавучий аэродром в огромное дрейфующее корыто !!!

    Да авианосец очень сложно потопить - но в реальной боевой ситуации значительное повреждение этого левиафана еще хуже чем его потопление !!! Потому что этот недобитый динозавр будет тормозом и обузой для всей АУГ - а также наиболее вероятно сорвет планы всей боевой операции.

    А в случае войны с применением ЯО вообще любой авианосец это гарантированная братская могила для тысяч членов его экипажа !!!

    Вся история морских сражений - это почти всегда были битвы Давида и Голиафа... И Голиафы кстати далеко не всегда побеждали !!!
  • AVM
    24 декабря 2020 14:37
    0
    defpost.com, 24 декабря

    23 декабря ВМС США опубликовали запрос предложений (RFP) по проектированию, разработке и изготовлению беспилотных подводных аппаратов (БПА) большого водоизмещения Snakehead ("змеиная голова", LDUUV).

    С помощью этого предложения правительство планирует на конкурсной основе заключить контракт с одним поставщиком на изготовление БПА в 2021 финансовом году. Предложения ожидаются в начале 2021 года.

    Программа Snakehead LDUUV возглавляется исполнительным офисом программы Naval Sea Systems Command (NAVSEA) по беспилотным и малым боевым кораблям (PEO USC). Проект для этой программы был опубликован в октябре.

    Snakehead LDUUV это многоцелевой аппарат с большим временем пребывания в море, развертываемый с подводных лодок, с возможностью реконфигурации полезных нагрузок. Это самый большой американский БПА, предназначенный для размещения и развертывания с подводных лодок, и был обозначен как предмет для ускоренного приобретения.

    "Змеиная голова" будет обеспечивать руководство и управление, навигацию, автономию, ситуационную осведомленность, основные коммуникации, маневрирование, другие функциональные возможности.

    Эти аппараты слишком велики, чтобы быть запущенными из торпедных аппаратов подводной лодки, и, таким образом, будут полностью интегрированы с модернизированным сухим палубным укрытием (Mod-DDS) и системой управления полезной нагрузкой (PHS) на подлодках. Первые БПА будут предназначены для разведки оперативной среды (IPOE). Будущие миссии могут включать развертывание различных полезных нагрузок.

    В феврале 2019 года было объявлено, что компания General Atomics Electromagnetic Systems (GA-EMS) получила контракт от Advanced Technology International (ATI) на разработку и демонстрацию прототипа литий-ионной отказоустойчивой аккумуляторной системы (LiFT) для прототипа Snakehead LDUUV.

    http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=30769
  • Intruder
    Intruder 18 февраля 2021 18:55
    0
    Как-то, все сложили в одну корзину: Посейдон и Витязь-Д, плюс платформу ЗРК, а также и АНПА «Суррогат» – имитацию магнитоакустических характеристик различных подводных лодок....