НПО «Энергомаш» провело первые огневые испытания ракетного двигателя РД-171МВ

93
НПО «Энергомаш» провело первые огневые испытания ракетного двигателя РД-171МВ

Российский новый ракетный двигатель РД-171МВ, разработанный НПО "Энергомаш" для ракеты-носителя "Союз-5", прошел огневые испытания. Об этом сообщил глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин.

И еще одна хорошая новость от наших двигателестроителей: "Энергомаш" сегодня провел первое полноразмерное огневое испытание самого мощного в мире жидкостного ракетного двигателя РД-171МВ. Все параметры в норме

- написал Рогозин в Твиттере.



Новый двигатель РД-171МВ является модификацией двигателя РД-171М, который применяется на первой ступени ракеты-носителя "Зенит". Он разрабатывается для новых ракет-носителей среднего класса "Союз-5" (Иртыш) и ракет сверхтяжелого класса.

В НПО "Энергомаш" ранее рассказали, что мощность РД-171МВ составляет 246 тыс. лошадиных сил, а тяга при массе в 10 тонн превышает 800 тонн. Первый двигатель планируется передать заказчику в 2021 году для установки на первой ступени ракеты-носителя "Союз-5" (Иртыш), запуск которой запланирован на 2022 год с космодрома Байконур.

Ракету-носитель среднего класса "Союз-5" (Иртыш) разрабатывает Ракетно-космическая корпорация "Энергия" по ранее утвержденному Роскосмосом эскизному проекту. В ноябре этого года стало известно, что Роскосмос в очередной раз перенес сдачу эскизного проекта нового российского ракетного комплекса "Союз-5" на восемь месяцев. Как следует из материалов госкорпорации, размещенных на сайте госзакупок, новой датой назначено 30 июля 2021 года. Причиной переноса названо отсутствие средств.
  • https://twitter.com/Rogozin
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

93 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -14
    19 декабря 2020 08:05
    Рогозин не дремлет! feel
    "А вскорости мы на луну полетим,
    что нам с Америкой драться?"(Высоцкий)
    1. Комментарий был удален.
    2. +5
      19 декабря 2020 08:41
      Союз с двигателями РД107-4 штуки на первой ступени развивает -330тонн,а с этим двигателям РД171-800тонн. Это будет уже совсем другая ракета,с другими задачами.Кстати Ангара со своими РД191-4 штуки на первой ступени-9тонн ,уже полегче ,чем один РД171.
      Слава СОВЕТСКОЙ технике.
      Жаль терять после каждого пуска эти двигатели ,пора уже продумать возвращение ступеней.
      1. 0
        19 декабря 2020 08:52
        Цитата: Бар1
        Жаль терять после каждого пуска эти двигатели ,пора уже продумать возвращение ступеней.

        Осталось решить куда возвращать? и от куда? (траектория полета ракеты наклонная, точнее почти парабола) Сибирь, тайга, горы.... Дирижаблей еще нет. Амерам хорошо, на берегу моря запускают,( feel там яблоки), можно приводнить или управляемый спуск на платформу. recourse
        1. +5
          19 декабря 2020 08:59
          Цитата: Mavrikiy
          Осталось решить куда возвращать? и от куда? (траектория полета ракеты наклонная, точнее почти парабола) Сибирь, тайга, горы.... Дирижаблей еще нет. Амерам хорошо, на берегу моря запускают,( там яблоки), можно приводнить или управляемый спуск на платформу.


          ориентироваться конечно приходится на космодром Восточный,оттуда взлёт ,ну а посадка может и на простую площадку ,не такую бронированную,как на космодроме.
          А постороить дирижабль при современном !печатном деле!,что у них ,что у нас,такой пустяк,что и говорить смешно. fellow
          1. +1
            20 декабря 2020 15:41
            Стесняюсь спросить: а чем поможет дирижабль? Его надо упаковать в первую ступень? Или он поймает летящую на бешеной скорости многотонную трубу?
          2. +1
            20 декабря 2020 15:45
            Кстати, а в чём вообще проблема с её возвращением? Отрывается парашют?
          3. 0
            20 декабря 2020 18:30
            Цитата: Бар1
            А постороить дирижабль при современном !печатном деле!,что у них ,что у нас,такой пустяк,что и говорить смешно.
            Только "Гинденбург" линейкой считали, а сейчас суперкомпьютеры и даже близко ни по размеру, ни по грузоподъёмности не подобрались.
      2. +1
        19 декабря 2020 09:13
        очень не нравится кому то Советская техника,не будем показывать пальцем ,хотя это конечно ТОПВО.
        1. +3
          19 декабря 2020 09:37
          Цитата: Бар1
          хотя это конечно ТОПВО.

          Скажите пожалуйста, что это "ТОПВО"?
          1. +1
            19 декабря 2020 10:02
            Цитата: aleksejkabanets
            Скажите пожалуйста, что это "ТОПВО"?

            это такой секрет полишинеля.
      3. -1
        19 декабря 2020 10:16
        для Ангары продумывают возврат некоторых ступеней по теме "Байкал"
        1. -5
          19 декабря 2020 11:48
          Цитата: Борис Черников
          для Ангары продумывают возврат некоторых ступеней по теме "Байкал"

          а мысли от напряга не скисли ,за двадцать то лет думать об одном и том же?
          1. 0
            19 декабря 2020 12:19
            ну учитывать 90 и 00ые как "разработку" уже не комильфо,в те годы большинство работ велось левой пяткой одним коллективом с целью "занять время",а вот реальные финансы именно сейчас хотят направить с целью начала нормальной работы
        2. 0
          19 декабря 2020 16:38
          Цитата: Борис Черников
          для Ангары продумывают возврат некоторых ступеней по теме "Байкал"

          Да уже даже испытывают (наверное):
          https://ria.ru/20190826/1557911610.html
          1. 0
            19 декабря 2020 17:12
            ну пока инфы про испытания не попадались,Может решили в следующем году,так что ждем-с
        3. 0
          21 декабря 2020 07:45
          А если попробовать сделать "отделяемый двигатель", который сидел бы в корпусе ракеты "на конус", и не выпадал при работе, а после работы выпадал бы сам (или отстреливался пиропатронами) и на индивидуальном парашюте приземлялся? А труба, шут с ней, пусть падает... Дарю идею.
          1. -1
            21 декабря 2020 09:14
            если двигатель такой упадет с парашютом-его можно будет только выкинуть,не говоря уже о том,что из-за высокого давления подход "отделяемых" двигателей приведет к взрыву топлипроводов
            1. -1
              21 декабря 2020 15:01
              Про топливопроводы ничего не скажу - не знаю, но если НВД внедрить в корпус двигателя, а к нему топливо подводить по трубопроводам низкого давления , но большего диаметра? К парашюту приспособить устройство для гашения скорости в последний момент перед касанием земли (как при сбросе техники). Думаю , это всё равно будет дешевле, чем терять каждый раз двигатели.
              1. -3
                21 декабря 2020 17:52
                а ещё это заставит уменьшить массу выводимого груза.. РД-170 весит 10 тонн,даже если предположить что поставим системы гашения и парашюты то речь пойдет о система в 1,5 тонны.т.е. от условного Зенита-2 от его 13,7 тонны можно спокойно выкинуть эти 1,5 тонны,не говоря уже о переделки самой ракеты,чтобы засунуть туда бааальшой сверток парашюта,а это ещё считай 0,5 тонны железа..итого минут 2 тонны-слишком много
                1. 0
                  21 декабря 2020 18:39
                  Всё ж не минус две тонны полезной нагрузки, а минус две тонны веса 2+3ступени+полезной нагрузки, это не одно и то же.... Но я ещё подумаю, раз вы такой laughing
                  1. -2
                    21 декабря 2020 18:42
                    tongue увы,но это именно минус 2 тонны к полезной нагрузки,ибо резать уже не откуда
                    1. 0
                      21 декабря 2020 18:58
                      Ладно, тогда так. Ракету делать в сечении не круглой, а овальной. На протяжении верхних 2/3 первой ступени идут сверху вниз два ослабленных "шва" (но не вдоль полуосей). После отделения первой ступени происходит подрыв остатков топливно окислительной смеси, и корпус, как ствол ружья, раскрывается "розочкой" на два лепестка. За счёт тяжести двигателя, эта штука будет падать двигателем вниз. За счёт несимметричности "лепестков" эта фигня будет крутиться в воздухе, аки винт вертолёта, и уменьшать скорость падения. (Чтоб падало именно движком вниз, длинну " лопастей" можно варьировать 2/3 или 1/2 или 10%). И за секунду до касания включается на остатках топлива в запасном баке, основной движок.
                      1. -2
                        21 декабря 2020 19:08
                        не факт что прокатит-целенаправленно ослаблять конструкцию-значит увеличивать шансы аварии ракеты,поэтому все и предлагают всю ступень сажать
                      2. 0
                        21 декабря 2020 19:12
                        Ну, это, допустим для грузовиков... Но ладно, если понадобится кому-то многоразовая ступень - пишите. Я ещё чё-нибудь придумаю. Но Маску ключи от домофона не выдавайте hi
                      3. 0
                        21 декабря 2020 19:33
                        Любит он, Маск, на всё готовенькое прийти. А я ему не НАСА. Пусть готовит корзину варенья и бочку печенья.
                      4. -1
                        21 декабря 2020 20:14
                        laughing хорошо,если меня Рогозин спросит-я ему ваши контакты дам
                      5. +1
                        21 декабря 2020 20:55
                        Ну, Рогозину, ладно , можно. У меня приёмные часы с 9 до 18 в дни, когда я не на смене... Но корзину варенья пусть тоже несёт. Свободный рынок у нас, или уже где? bully
      4. +1
        19 декабря 2020 11:26
        Так ведь думали уже о возвращении ступеней. И не так давно.
        Однако, что сегодня?
        Опять шараханья... опять метания... Снова эксплуатация только советского наследия и ничего более. Кроме словесного пиара.
        Ну какой толк в этом испытании? Если РД-171МВ - это просто модификация старины РД-170?
        Да, есть прекрасные старые, проверенные временем движки РД-170 и РД-180. Коли есть необходимость - возьмите и сделайте на их основе РН! Ведь РД-170 потянет любую ПН даже к Луне играючись. Летают же РН "Атлас" на 180-м? Но нет. Не могут. Вместо этого - какие-то модификации, усовершенствования двигателей... Уже под то ли "Союз-5", то ли под "Енисей"...
        Но это снова путь по сути в тупик. Ибо опять одноразовость...
        А ведь было же высказано правильно обозначенное направление. Была же выдвинута идея принципиально новой РН "Амур-СПГ". Вот куда надо было бросить все силы. Все умы. Все деньги. В разработку метановых двигателей  двигателях РД-0162/РД-0169. В отработку возврата первых ступеней РН. Но... Испытали на огневых РД-0162Д2А, и на этом все заглохло...
        А ведь смысл концепции многоразовости, похоже, дошел даже до Рогозина. Товарищ понял, как можно экономить колоссальные средства на пусках.
        Но что сегодня? С РН "Амур-СПГ"?
        А ничего. Кроме привычного нытья об отсутствии средств, кормления завтраками, словесного пиара в постоянно будущем времени в стиле "сделам... сконструируем... испытаем... произведем... заткнем на пояс мошенника Маска..."
        Да и поздно уже, наверное... Пока Амур довезут (таки хочется на это надеяться) до стартового стола, уже, возможно, увидим в деле Starship/SuperHeavy. Что разом поставит все точки в вопросе правильного выбора концепции для РН.
        1. +1
          19 декабря 2020 11:45
          Цитата: Косм22
          А ведь смысл концепции многоразовости, похоже, дошел даже до Рогозина. Товарищ понял, как можно экономить колоссальные средства на пусках.

          Коллега, спасибо за содержательный комментарий. hi
          Только в задачи рагозина и всей этой шоблы не входит экономия гос.средств, а наоборот -их распил.
          Берут старый советский двигатель, модернизируют, выдают за новый, отчитываются в величайшей перэмоге и вуаля, распилены деньги на ниокры и т.д., а дальше премии , шумиха, выступления о новейшем нетаналагафвмире.
        2. -3
          19 декабря 2020 11:53
          Цитата: Косм22
          Так ведь думали уже о возвращении ступеней. И не так давно.

          "недавно" -это по вашему 20 лет,я про Байкал? Надо ещё подумать лет 50?
          насчёт Рогозина -этот философ на должности главного технического специалиста нашего космоса,как показало его пребывание на этой должности не способен НИЧЕГО решать сам,что ему спускают ,то он и делает.
          Какая например причина ,что Ангара5 между первым и вторым пусками прошло 6 лет? Они нам не говорят.Да и без них ясно ,что ждут команду оттуда,ну а те не заинтересованы в развитии России.
          1. +1
            19 декабря 2020 12:13
            Цитата: Бар1
            насчёт Рогозина -этот философ

            Нет философа с такой фамилией.
            1. -4
              19 декабря 2020 12:26
              Цитата: iouris
              Цитата: Бар1
              насчёт Рогозина -этот философ

              Нет философа с такой фамилией.

              ничё то вы не знаете.
              1. 0
                20 декабря 2020 18:32
                Цитата: Бар1
                ничё то вы не знаете.
                Расскажите.
                Знаем такого журналиста.
                1. +1
                  20 декабря 2020 18:43
                  Цитата: Симаргл
                  Расскажите.
                  Знаем такого журналиста.

                  да хотя бы в педию гляньте.

                  В 1996 году на философском факультете МГУ защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Русский вопрос и его влияние на национальную и международную безопасность» (специальность 23.00.03 — «Политическая культура и идеологии»)[2]. В 1999 году там же защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Проблемы национальной безопасности России на рубеже XXI века» (специальность 09.00.10 — «Философия политики и права»)[3].

                  В 2016 году защитил в Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова диссертацию на соискание степени доктора технических наук по специальности «теория вооружения, военно-техническая политика, система вооружения»[4][5][6]


                  https://ru.wikipedia.org/wiki/Рогозин,_Дмитрий_Олегович
                  да уж,и швец и жнец и на дуде игрец,толи технический филосов,толи филосовский техник,выбирайте сами.
                  1. +1
                    20 декабря 2020 20:11
                    Цитата: Бар1
                    выбирайте сами
                    Да я уж понял, что чтобы стать доктором всяческих наук, нужно было на журналиста учиЦЦа.
          2. -5
            19 декабря 2020 12:22
            Я не о Байкале речь вел, об Амуре. Ведь мысли правильные высказывались. Но в принципе было бы неплоха даже идея с Байкалом для Ангары. Не суть важно, какая посадка у первой ступени - пропульсивная или в режиме БЛА. Лишь бы ступень вернуть. Хотя бы с этого начать.
            Жаль, что деньги в РК идут куда угодно, только не на развитие именно перспективных направлений, за которыми будущее космонавтики.
            Причина же длительного перерыва в пусках Ангары на мой взгляд лежит на поверхности. Она стала ясна после отказа МО РФ принять изделие по результатам первого полета.
            Вероятнее всего, заявленные характеристики не соответствовали выявленным. Проще говоря, нужную МО ПН первый вариант Ангары не тянул.
            Потому 6 лет доводили до ума, подтягивали характеристики до паспортных. Удалось ли довести - непонятно. Ибо ПН как таковой и во втором полете не было, а МО отмалчивается.
            1. +3
              19 декабря 2020 12:25
              wink тут кстати, в РК подсчитали,что окупаемость возвращаемой ступени начинается после 48го пуска..
              1. -5
                19 декабря 2020 12:42
                Вероятно, РК сделал эти подсчеты во время прыжков на батуте?
                Он путает понятия "окупаемость" со "себестоимостью" и "амортизацией".
                Если первая ступень совершила 10 циклов "взлет-посадка", то в себестоимость запуска включается только 10% себестоимости изготовления ступени. Плюс, конечно, расходы на межполетное техобслуживание, но они по сути мизерны в сравнении с ценой всего изделия.
                1. 0
                  19 декабря 2020 17:07
                  ну спросите у МНИИ Агат они провели расчеты,но как понимаю что целый институт ничто по сравнению с мнением "эксперта топвара" ?
            2. +5
              19 декабря 2020 12:35
              Цитата: Косм22
              Проще говоря, нужную МО ПН первый вариант Ангары не тянул.

              а какие требования к Ангаре у МО,озвучьте весь список пожалуста?
              25 тонн тащит на НО ,не хуже Протона,что ещё надо?
              1. -5
                19 декабря 2020 13:03
                Озвучиваю: я их не знаю. И никто не знает. Ибо в открытом доступе их нет. А МО их не разглашает. Промелькнула цифра 27,5 т, но пока, видимо, Ангара на полпути даже к паспортным 24,5 т.
                Что касается озвученных Вами данных о 25 тоннах, которые якобы тащит Ангара, то не надо принимать все написанное в Вики на веру. Не стоит путать паспортные бумажные данные с реальными.
                По поводу последних повторюсь. Судя по тому, что МО РФ категорически отказалось принимать в эксплуатацию изделие после первого полета, его реальные характеристики оказались гораздо худшими по сравнению с заявленными паспортными. На каком основании МО сделало такой вывод - мне неведомо. Ибо и в первом, и во втором случае РН была запущена практически пустой, без ПН. Протестировать ее с полноценной ПН, с озвученными Вами 25 т не было возможности.
                Тем не менее, МО от нее отказалось после первого пуска. Молчит и после второго.
                Я никаких выводов не делаю. Я просто констатирую факты.
            3. +3
              19 декабря 2020 16:05
              Цитата: Косм22
              Причина же длительного перерыва в пусках Ангары на мой взгляд лежит на поверхности. Она стала ясна после отказа МО РФ принять изделие по результатам первого полета.


              Ошибаетесь. Причина - перенос производства на новую площадку.

              Цитата: Косм22
              Вероятнее всего, заявленные характеристики не соответствовали выявленным. Проще говоря, нужную МО ПН первый вариант Ангары не тянул.


              Там нет первых или вторых вариантов. А5 взлетевшая на днях точно такая же как в 2014-м году. Улучшились технологии её производства.

              Цитата: Косм22
              Потому 6 лет доводили до ума, подтягивали характеристики до паспортных. Удалось ли довести - непонятно. Ибо ПН как таковой и во втором полете не было, а МО отмалчивается.


              "Опять выдумки, шалунишка" © не моё lol МО уже заказало 4 серийные ракеты под свои ПН.
              1. -2
                19 декабря 2020 18:10
                О!
                Как же без оппонента!
                1. Причин на самом деле три.
                1.1. Перебои в работе ГКНПЦ им. М.В. Хруничева из-за перевода производств из Москвы в Омск.
                1.2. Неготовность космодрома Восточный для старта «Ангары» (причины известны - постоянный строительный брак и космическое воровство, даже 163 открытых уголовных дела не снижают аппетиты).
                1.3. Неготовность МО принять РН. Именно после первого старта.
                2. Во многих источниках действительно говорится о том, что и второй экземпляр ушел без значительных переделок. Это говорит как раз не в пользу Ангары, а свидетельствует, наоборот, о больших проблемах. Ибо уложись первая РН в паспортные данные - военные приняли бы ее без разговоров. Но - не уложилась. Вторая, видимо, тоже. Осталась с теми же проблемами.
                3. МО заказало 4 изделия. Но мы не знаем, как это делается? В каких случаях военные прикладывают руку к голове с бравым возгласом "Есть!"?
                Причина отданного Кремлем приказа МО сделать заказ понятна. После переезда в Омск полетела некая часть производств, разорвались технологические цепочки.
                Вынужденно загуляли «Протон-ПМ», КБХА и ВМЗ. Почти 16000 человек. Не просто рабочих, а спецов, разогнали ветеранов. В самом же Омске дела шли тоже не блестяще, не помогали никакие авральные режимы.
                Вот с целью, образно говоря, поддержки штанов и сохранения оставшихся кадров и был отдан приказ руководством России Министерству обороны сделать предварительный заказ на Ангару. Авансом. Людей надо было обеспечить хоть какой-то работой.
                Сделала бы такой предварительный заказ любая гражданская компания, обладающая хоть малейшей независимостью? Заказ на РН, которая ни разу не летала даже с половиной заявленной ПН? Купила бы она кота в мешке?
                Вопрос риторический.
                1. +1
                  19 декабря 2020 18:57
                  Цитата: Косм22
                  О!Как же без оппонента!


                  Пургу порете постоянно. lol

                  Цитата: Косм22
                  1. Причин на самом деле три.
                  1.1. Перебои в работе ГКНПЦ им. М.В. Хруничева из-за перевода производств из Москвы в Омск.


                  "Перебои" начались задолго до перевода производства в Омск.

                  Цитата: Косм22
                  1.2. Неготовность космодрома Восточный для старта «Ангары» (причины известны - постоянный строительный брак и космическое воровство, даже 163 открытых уголовных дела не снижают аппетиты).


                  Вы сознательно врёте путая строительство "первой очереди" космодрома - СК под ракету "Союз-2" которое вели подрядчики "Спецстроймонтаж", уже сейчас расформированный и ТМК, которыми и были допущены брак и воровство денег, со строительством "второй очереди" УСК КРК "Амур", которое успешно полтора года ведет ПСО "Казань".

                  Цитата: Косм22
                  1.3. Неготовность МО принять РН. Именно после первого старта.


                  Опять врёте. До прошлого года МО для своих пусков использовало ракеты "Протон-М", последний запуск на нём по линии МО - 06.08.2019. Все их новые полезные нагрузки спроектированы под запуск на Ангаре.

                  Цитата: Косм22
                  2. Во многих источниках действительно говорится о том, что и второй экземпляр ушел без значительных переделок. Это говорит как раз не в пользу Ангары, а свидетельствует, наоборот, о больших проблемах.


                  Проблемы у вас на голове. laughing Кастрюля сидит плотно. Что касается второго испытательного пуска, то он выполнен на 100% успешно и как хотел заказчик.



                  Цитата: Косм22
                  Ибо уложись первая РН в паспортные данные - военные приняли бы ее без разговоров. Но - не уложилась. Вторая, видимо, тоже. Осталась с теми же проблемами.


                  Нет. Это клиника. laughing Але гараж, четыре ракеты заказаны МО на сумму в 18 млрд рублей под запуски их спутников.

                  Цитата: Косм22
                  3. МО заказало 4 изделия. Но мы не знаем, как это делается? В каких случаях военные прикладывают руку к голове с бравым возгласом "Есть!"?


                  "Но мы то знаем, что этот остров необитаем" © не моё laughing Одно сплошное бла-бла-бла

                  Цитата: Косм22
                  Вот с целью, образно говоря, поддержки штанов и сохранения оставшихся кадров и был отдан приказ руководством России Министерству обороны сделать предварительный заказ на Ангару. Авансом. Людей надо было обеспечить хоть какой-то работой.


                  Выдумщик. Военные и так собирались перейти на новый носитель. Вы совсем не понимаете, что ВСЕ их ПН уже под Ангару рассчитаны?

                  Цитата: Косм22
                  Заказ на РН, которая ни разу не летала даже с половиной заявленной ПН?


                  Заявленая ПН с Плесецка - 2,4 тонны на ГСО. Столько и вывели. С новым, не коммерческим, разгонным блоком "Персей" испытания в следующем году.
                2. +1
                  21 декабря 2020 10:42
                  Цитата: Косм22
                  Вынужденно загуляли «Протон-ПМ», КБХА и ВМЗ. Почти 16000 человек. Не просто рабочих, а спецов, разогнали ветеранов.

                  т.е. Пермский завод ,который делал двигатели РД276 тоже самое почил в бозе после принятия этой Ангары?
                  а ведь основные характеристики двигателей РД276 и РД191 совсем не в пользу РД191.сравним.
                  -РД191 ттх
                  -тяга-196 тонн
                  -удельный импульс-311с
                  -вес изделия-2300кг
                  -время работы-270с

                  РД276
                  -тяга-186 тонн
                  -удельный импульс-288с
                  -вес изделия-1070кг
                  -время работы -120 с ?
                  т.е. видим ,что РД276 чуть хуже ,чем РД191,но он и легче в ДВА раза и ещё РД276 -НЕКРИОГЕННЫЙ ,гептил кипит при 63 град. цельсия,а это резкое снижение затрат на изготовление ,транспортировку и храненение топлива,не нужно дорогое криогенное земное оборудование.
                  Т.е. особых преимуществ Ангары перед Протоном нет.Лишний раз убеждаюсь ,что создание Ангары это шаг назад и просто авантюра кремлёвских политиканов ,которые отказываются от всего советского лишь бы люди забыли про преимущества советского строя и достижения того времени.
                  Хотелось бы сравнение прокоментировал специалист по ракетам.
              2. -2
                19 декабря 2020 20:44
                Цитата: slipped
                Цитата: Косм22
                Вероятнее всего, заявленные характеристики не соответствовали выявленным. Проще говоря, нужную МО ПН первый вариант Ангары не тянул.


                Там нет первых или вторых вариантов. А5 взлетевшая на днях точно такая же как в 2014-м году. Улучшились технологии её производства.


                МОСКВА, 8 октября. /ТАСС/. Тяжелая ракета-носитель "Ангара-А5" в ходе первого испытательного запуска в 2014 году не подтвердила заложенные требования - масса выведенной полезной нагрузки оказалась меньше требуемой. Об этом глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин рассказал в интервью Андрею Ванденко в рамках спецпроекта ТАСС "Первые лица".

                "В 2014 году тяжелая "Ангара-А5" полетела, но это испытание не подтвердило заложенные требования заказчика. Выводимая масса оказалась ниже, чем нужно", - сказал Рогозин.

                По его словам, потребовалось полностью переработать конструкторскую документацию.
                1. +4
                  19 декабря 2020 20:53
                  Цитата: military_cat
                  Тяжелая ракета-носитель "Ангара-А5" в ходе первого испытательного запуска в 2014 году не подтвердила заложенные требования - масса выведенной полезной нагрузки оказалась меньше требуемой.


                  Тогда, в 2014-м, был выведен ГВМ весом в две тонны. Сейчас, в 2020-м, туда же почти в две с половиной, как заказывали.

                  Цитата: military_cat
                  По его словам, потребовалось полностью переработать конструкторскую документацию.[/i]


                  Новое же производство. Другие технологии сборки. Дешевле и проще. Поэтому и себестоимость производства снизилась. А с вводом новых станков для серийной сварки будет еще проще. Да и перенос полного цикла сборки на новую площадку не за горами.





                  1. -2
                    20 декабря 2020 09:11
                    А почему в 2014 году не сделали макет на 400кг тяжелее, чтобы требованиям заказчика он удовлетворил?
                    1. +2
                      20 декабря 2020 22:52
                      Цитата: military_cat
                      А почему в 2014 году не сделали макет на 400кг тяжелее, чтобы требованиям заказчика он удовлетворил?


                      Честно говоря не знаю, но думаю что просто перестраховались. Требовалось подтверждение правильности принятых решений системы в целом. Да и пуск с северного Плесецка тяжелой ракеты - это совершенно новое слово в нашей космонавтике. В итоге выяснилось, что базовая А5 выводит оттуда 23 тонны на НОО и 2,4 тонны на ГСО, что в целом минимум для перспективных космических аппаратов, поэтому и провели последующую модернизацию двигателя первой ступени, а также сделали новый разгонный блок и переходят к использованию криогенных технологий.

                      А вот с "Восточного" 24,5 тонны выведет, но к 2024-му году уже А5М взлетит, а там все 27 тонн будет. Она отличается от базовой А5 не только наличием модернизированного двигателя, но и большей унификацией между модулями, что еще больше удешевит её стоимость.
        3. +2
          19 декабря 2020 12:21
          все просто..когда начали подымать лунную тематику,то сначала предложили ваш подход:разработать новые ракеты,новые двигателя и вперед..а потом подсчитали,что под новые ракеты нужны новые стенды,под них же нужен новый сверхтяжелый грузовой самолет и вышло что цена лунной программы,чтобы начать осваивать Луну,даже без стоимости производства ракет,а только в их разработку имеет цееник ОТ 1,5 трлн рублей...а когда решили отталкиваться от земли,да и использовать старый задел и модульность ракет,то цена снизилась до 700 млрд рублей
          1. +1
            20 декабря 2020 16:21
            Цитата: Борис Черников
            все просто..когда начали подымать лунную тематику,то сначала предложили ваш подход:разработать новые ракеты,новые двигателя и вперед..а потом подсчитали,что под новые ракеты нужны новые стенды

            Добавлю немного - американцы врн свою SLS лепят из всего "старого", что от шаттлов осталось и других программ, Маск свое тоже лепил из старых наработок, никто не стесняется...
            Только Россия, которая является единственным в мире признанным и полноправным правоприемником СССР, должна вместо нормальной практики модернизации и постепенного развития существующего задела, с нуля изобретать велосипед только для того, чтобы кому-то что-то доказать...
        4. +7
          19 декабря 2020 12:55
          Цитата: Косм22
          Ну какой толк в этом испытании? Если РД-171МВ - это просто модификация старины РД-170?

          Вы являетесь специалистом в ракетостроении, чтобы уж так рассуждать о толке в испытаниях и о нужности модификаций? Как вы определили, что РД-170 уже старичок, не уж по времени создания?

          Цитата: Косм22
          Но что сегодня? С РН "Амур-СПГ"?

          А что с ней? Идет работа над эскизным проектом. Испытаны отдельные элементы метанового двигателя для нее, в следующем году должен пройти огневые испытания демонстратор РД-0169.
          1. -5
            19 декабря 2020 14:00
            1. Если Вы внимательно ознакомились с моим комментом, то не могли пройти мимо эпитетов "прекрасные" и "проверенные временем" по отношению в том числе и к РД-170. Вам суть понятий этих прилагательных понятна? Время создания движков к их функционалу отношения не имеет. Напротив, я задаю вопрос: почему они не используются? Что до модификаций, то модифицировать можно до бесконечности. При одном условии - нужно правильно обозначить направление движения и приоритеты. Вы считаете, видимо, что за одноразовыми носителям будущее. Я считаю иначе. Время нас рассудит.
            2. Идет. Именно об этом я и говорю. О бесконечных завтраках, сдвигах вправо и будущем времени.
            А еще о том, что деньги в РК используются нерационально. Если РД-171МВ уже на огневых, а метановыми движками еще не пахнет после первых прожигов.
            1. +3
              19 декабря 2020 16:07
              На основании каких ваших фантазий вы решили, что я за одноразовость или многоразовость?

              Цитата: Косм22
              я задаю вопрос: почему они не используются?

              Создается Союз-5 на двигателе семейства РД-170 и вы это знаете, это не использование?


              Цитата: Косм22
              Что до модификаций, то модифицировать можно до бесконечности

              Модернизируют те изделия, чьи характеристики отвечают современным требованиям. Модернизируют изделия для увеличение каких-то показателей, применения новых материалов, под современные технологии производства и уменьшения стоимость изделия, вам понятны значения этих слов?

              Цитата: Косм22
              Идет. Именно об этом я и говорю. О бесконечных завтраках, сдвигах вправо и будущем времени.

              Какие сейчас бесконечные завтраки по программе Союз-СПГ?

              Цитата: Косм22
              Если РД-171МВ уже на огневых, а метановыми движками еще не пахнет после первых прожигов.

              Работы над РД-171МВ начались в 2017 г., когда начались работы над РД-0177 (РД-0169)?
        5. +5
          19 декабря 2020 15:58
          Цитата: Косм22
          Однако, что сегодня?


          А сегодня ФПИ с Мясищевым делают сверхлегкий носитель "Крыло-СВ"

          А РКЦ "Прогресс" проектирует "Амур-СПГ", двигатели для которого делает КБХА.

          Цитата: Косм22
          Снова эксплуатация только советского наследия и ничего более. Кроме словесного пиара.


          Ну-ну. laughing Вот только ОСИ нового двигателя прошли реальные.



          Цитата: Косм22
          Ну какой толк в этом испытании? Если РД-171МВ - это просто модификация старины РД-170?


          Очень хорошая дешёвая модификация.

          Цитата: Косм22
          Да, есть прекрасные старые, проверенные временем движки РД-170 и РД-180. Коли есть необходимость - возьмите и сделайте на их основе РН!


          Странно, кастрюлю поправте жмёт laughing , как раз РД-171МВ и является двигателем первой ступени РН. laughing Тоже самое относится и к спроектированному недавно РД-180МВ.

          Цитата: Косм22
          Ведь РД-170 потянет любую ПН даже к Луне играючись.


          РД-170 - это двигатель от параблока РН "Энергия". Не потянет. Вся РН "Энергия" для этого нужна.

          Цитата: Косм22
          Летают же РН "Атлас" на 180-м?
          Но нет. Не могут. Вместо этого - какие-то модификации, усовершенствования двигателей... Уже под то ли "Союз-5", то ли под "Енисей"...


          РД-180 - это старый двигатель. РД-180МВ - новый и дешевле и мощнее.

          Цитата: Косм22
          Ибо опять одноразовость...


          Старые песни о главном? laughing

          Цитата: Косм22
          А ведь было же высказано правильно обозначенное направление. Была же выдвинута идея принципиально новой РН "Амур-СПГ". Вот куда надо было бросить все силы. Все умы. Все деньги. В разработку метановых двигателей  двигателях РД-0162/РД-0169. В отработку возврата первых ступеней РН. Но... Испытали на огневых РД-0162Д2А, и на этом все заглохло...


          "Союз-5" и "Амур-СПГ" - это разные ракеты под различную полезную нагрузку.

          РД-0162Д2А прожгли и разобрали для дефектации и изучения. laughing



          А РД-0169 - сейчас делают. Точнее делают РД-0177 для ОСИ.

          Цитата: Косм22
          А ведь смысл концепции многоразовости, похоже, дошел даже до Рогозина. Товарищ понял, как можно экономить колоссальные средства на пусках.


          Вы на презервативах тоже экономите? laughing А ну да вы же фрилансер.

          Цитата: Косм22
          Но что сегодня? С РН "Амур-СПГ"?


          Проектируют. Недавно НТЦ было по носителю.
        6. +1
          19 декабря 2020 17:15
          РД-170/171/171МВ суть полы одного древа.
          Но каждый специализирован под конкретный носитель. И соответственно различаются конструктивно. И они НЕ взаимозаменяемые. Так что Вам надо представлять, о чём пишете.
      5. +2
        19 декабря 2020 12:45
        Когда-то планировался переход пилотируемых кораблей с "Союза" на "Зенит". Интересно, сейчас такие планы есть по отношению к "Союзу-5" (переход на него пилотируемых полётов) ?
        1. +4
          19 декабря 2020 16:12
          Цитата: Bad_gr
          Когда-то планировался переход пилотируемых кораблей с "Союза" на "Зенит". Интересно, сейчас такие планы есть по отношению к "Союзу-5" (переход на него пилотируемых полётов) ?


          На данный момент пилотируемых полётов на "Союз-5" не предусматривается. Но... началось проектирование облегчённого до 16 тонн корабля "Орёл". В принципе такую полезную нагрузку "Союз-5" вывести сможет. Если понадобится тому же Казахстану.
          1. +1
            19 декабря 2020 18:10
            Цитата: slipped
            .... пилотируемых полётов на "Союз-5" не предусматривается. Но...началось проектирование облегчённого до 16 тонн корабля "Орёл". В принципе такую полезную нагрузку "Союз-5" вывести сможет.

            Понятно. Жаль, что не хотят из неё сделать рабочую лошадку для космонавтов sad
            1. +3
              19 декабря 2020 19:16
              Цитата: Bad_gr
              Понятно. Жаль, что не хотят из неё сделать рабочую лошадку для космонавтов sad


              ПТК НП будет запускаться в штатном весе в 21 тонну на Ангаре-А5П в декабре 2023-го года и начиная с 2027-го года на А5В в облегченном виде.

              Что касается пилотируемого "Союз-5" - всё возможно, нужно желание партнёров по СП.
              1. +1
                19 декабря 2020 19:22
                Цитата: slipped
                ПТК НП будет запускаться в штатном весе в 21 тонну на Ангаре-А5П в декабре 2023-го года и начиная с 2027-го года на А5В в облегченном виде.

                Спасибо за информацию.
        2. -3
          19 декабря 2020 17:35
          Планы такие были сто раз озвучены.
          Тут беда в персоналии Главного по тарелочкам.
          Он все носится со своей Ангарой как [у.м.н.ы.й.] с фантиками. Уже дважды его одергивал Борисов, после чего работы по Союзу-5 активизировались.
          На днях озвучено очередное заявление главного батутчика, что на Луну- де мы полетим не на Иртыше, а на Ангаре.
          А Иртыш даже проектировать рано. Мол надо внедрить и освоить "новые технологии", а уж опосля...
          Так что скоро последует третий окрик вице- премьера...
          1. +3
            20 декабря 2020 01:01
            Цитата: U-58
            Уже дважды его одергивал Борисов, после чего работы по Союзу-5 активизировались.


            Фигня какая-то. При чем тут Борисов и "Союз-5"? "Союз-5" - это ракета для комплекса Байтерек.

            Цитата: U-58
            На днях озвучено очередное заявление главного батутчика, что на Луну- де мы полетим не на Иртыше, а на Ангаре.


            Вы с дуба рухнули? Никогда никто не заявлял, что мы собираемся лететь к Луне используя для этого РН "Союз-5". С самого начала ПТК НП планировался к запуску на Ангаре. В варианте тяжелого корабля для испытаний на НОО. Теперь и в облегченном варианте - для полета к Луне на А5В.



            Цитата: U-58
            А Иртыш даже проектировать рано. Мол надо внедрить и освоить "новые технологии", а уж опосля...
            Так что скоро последует третий окрик вице- премьера...


            Какой проектировать? там всё давно спроектировано и уже железо делают. Откуда вы такие незнайки с личным ИМХО беретесь? laughing
            1. -1
              20 декабря 2020 06:50
              А Вы чего- нибудь общего между Союз-5 и Иртышом не находите? Ну хотя бы в основе...
              Слова майора Жирнова, сказанные еще в 1981 году войдут в историю.
              "Своей системой индексации военной техники мы вводим в заблуждение не только противника, но и себя"
              И, стесняюсь спросить, о каком Вы железе пишете, которое делают? Это о двигателе или о "морковке"? Про "где" я уж и спрашивать не буду
              1. +1
                20 декабря 2020 22:37
                Цитата: U-58
                А Вы чего- нибудь общего между Союз-5 и Иртышом не находите? Ну хотя бы в основе...


                Название "Иртыш" - это придумали журналисты для ракеты "Союз-5", которая сама по себе разработана по ОКР "Феникс" laughing , потом подхватила военная приёмка предприятия и даже Рогозину оно понравилось, правда из ТЗ позже это название вычеркнули. Но всё равно название ракеты "Иртыш" продолжает гулять в СМИ.

                Ракета-носитель сейчас называется "Союз-5". Может после первого пуска и назовут "Иртыш", а может нет. Казахи вон вообще хотят "Сункаром" назвать. laughing

                Цитата: U-58
                И, стесняюсь спросить, о каком Вы железе пишете, которое делают? Это о двигателе или о "морковке"? Про "где" я уж и спрашивать не буду


                Я же тут написал уже - готовы макеты обоих двигателей, кроме того сделан двигатель первой ступени для огневых стендовых испытаний, о котором как раз в статье и сообщают, а также динамический макет первой ступени для испытаний в сборе с двигателем. После установки нового сварочного оборудования от "Сеспель" начнётся сварка баков лётного изделия. Параллельно в НИЦ РКП будут гонять первую и вторую ступень. А казахи должны реконструировать 45-ю площадку. Запуск первого изделия в 2023-м году, ориентировочно осенью или зимой.
                1. 0
                  21 декабря 2020 07:13
                  1. Двигатель УЖЕ прошел ОИ.
                  2. Название "Иртыш" не левое, ибо кому-то там вздумалось давать названия носителям по именам великих русских рек.
                  Ваша инфа из газет , но не с предприятий....
                  1. 0
                    21 декабря 2020 13:56
                    Цитата: U-58
                    1. Двигатель УЖЕ прошел ОИ.


                    так сообщение об этом

                    Цитата: U-58
                    2. Название "Иртыш" не левое, ибо кому-то там вздумалось давать названия носителям по именам великих русских рек.
                    Ваша инфа из газет , но не с предприятий....


                    Для непонятливых повторю - ракета называется "Союз-5". https://www.samspace.ru/products/launch_vehicles/rn_soyuz5/
    3. 0
      19 декабря 2020 10:14
      эти двигателя должны войти в состав,если не ошибаюсь, второй ступени ракеты для полета наших космонавтов на Луну
      1. +5
        19 декабря 2020 16:15
        Цитата: Борис Черников
        эти двигателя должны войти в состав,если не ошибаюсь, второй ступени ракеты для полета наших космонавтов на Луну


        Если вы про РД-171МВ, то это двигатель первой и второй ступени СТК "Енисей".
        1. -1
          19 декабря 2020 17:08
          о ней родимой..как читал в целом решили ракету собрать из нескольких двигателей от разных проектов для удешевления проекта и наличия статистики запусков
          1. +3
            19 декабря 2020 17:12
            Цитата: Борис Черников
            о ней родимой..как читал в целом решили ракету собрать из нескольких двигателей от разных проектов для удешевления проекта и наличия статистики запусков


            Там еще не всё так однозначно, проект сейчас проходит стадию техпроектирования.

            Согласно техническому заданию, космический ракетный комплекс должен включать шесть кислородно-керосиновых ракетных блоков с двигателями РД-171МВ - первых ступеней ракет "Союз-5" и центрального кислородно-керосинового ракетного блока с двигателем РД-180МВ - первой ступени "Союз-6". Кроме того, в ней должен быть кислородно-керосиновый разгонно-тормозной блок на базе двух жидкостных ракетных двигателей 11Д58М.
  2. +1
    19 декабря 2020 08:07
    тяга при массе в 10 тонн превышает 800 тонн


    По дилетантской наивности предполагал , что у ракетных двигателей собственная масса существенно ниже. А тут 10 тонн... Открытие, лично для меня . Увесистый yes
    1. +4
      19 декабря 2020 08:55
      Да еще какой увестстый! Там только соствляющие подузлы такие, что без крана не подымешь.
      Поэтому изготавливать их- та еще работенка. Да чтобы не грохнуть обо что-нибудь, не забить, и станок не повредить... По сути, нужна новая технологическая оснащенность.
      Так что цена этой победы очень высока
  3. -2
    19 декабря 2020 08:27
    самого мощного в мире жидкостного ракетного двигателя
    Если он самый мощный, среди ЖРД, то превосходит и твердотопливные ТТРД. Рогозин мог написать скромнее: "самый мощный в мире ракетный двигатель" feel
    1. 0
      19 декабря 2020 10:36
      Нет, твердотопливники мощнее. SRB Шатла мощнее в полтора раза.
      Каждый ускоритель имеет стартовую тягу (на уровне моря) 14,68 МН[1] (что в 1,8 раза больше, чем тяга двигателя F-1 использовавшегося в ракете Сатурн-5 для полётов на Луну и в 1,5 раза больше, чем самый мощный из когда-либо созданных ракетных двигателей на жидких компонентах топлива — РД-170).
  4. +2
    19 декабря 2020 08:28
    Надеюсь эти полосатым не будем продавать?
    1. +6
      19 декабря 2020 08:32
      На геостационарку что американское тяжелое запулить подойдет,но лучше пусть Маском обходятся.
    2. +2
      19 декабря 2020 08:57
      Да они и не претендуют. Тем более, что у них после 30 лет застоя наблюдается заметный прогресс в моторостроении.
  5. +1
    19 декабря 2020 08:32
    Хруничевская "Ангара" уже летает,а энергиевский "Союз-5" только в эскизах!
    1. mal
      +18
      19 декабря 2020 08:57
      Цитата: avaks111
      Хруничевская "Ангара" уже летает,а энергиевский "Союз-5" только в эскизах

      Ну, когда начали проектировать Ангару, еще не было необходимости воссоздавать Зенит полностью российским. Тогда еще работала кооперация России и Украины. Поэтому у Ангары фора по времени.
    2. +3
      19 декабря 2020 08:58
      Ну да, так и есть. Эскизы Ангары в 1991 году родились.
      А Иртыш мастырят переработкой Зенита "только ещё" с 2016-го.
      1. +2
        19 декабря 2020 16:16
        Цитата: U-58
        Ну да, так и есть. Эскизы Ангары в 1991 году родились.
        А Иртыш мастырят переработкой Зенита "только ещё" с 2016-го.


        С 2018-го года.
    3. +3
      19 декабря 2020 16:16
      Цитата: avaks111
      Хруничевская "Ангара" уже летает,а энергиевский "Союз-5" только в эскизах!


      Нет. Уже сделан динамический макет первой ступени для испытаний. Уже сделан макет двигателя второй ступени тоже для испытаний.
      1. 0
        19 декабря 2020 18:32
        Цитата: slipped
        динамический макет первой ступени для испытаний.

        А внешний вид этого макета секрет ? Если нет, хотелось бы посмотреть.
        1. +1
          19 декабря 2020 19:07
          Цитата: Bad_gr
          А внешний вид этого макета секрет ? Если нет, хотелось бы посмотреть.


          А нету фото laughing Тут с трудом фото РД-171МВ одно (!) перед испытаниями выложили. Может когда повезут ступень в феврале в ЦНИИМаш на растяжку, что и покажут. А вот с варкой баков второй ступени запаздывают, в январе уже привезут макет РД-0124МС, а ставить его ещё не на что. Но это чисто производственные моменты.
          1. 0
            19 декабря 2020 19:18
            Цитата: slipped
            А нету фото

            А на словах, такая же как "Зенит" или есть заметные отличия ?
            По рисункам, прям, копия, но то рисунки ... А модель это уже близко оригиналу.
            1. +2
              19 декабря 2020 19:23
              Цитата: Bad_gr
              А на словах, такая же как "Зенит" или есть заметные отличия ?


              Диаметр баков 4,1 метра - это толще чем у "Зенита" (3,9). Да и длина немного больше. ГО планируется надкалиберный - диаметром 5,2 метра, хотя по началу будет 4,11.
  6. -10
    19 декабря 2020 09:42
    Роскосмос в очередной раз перенес сдачу эскизного проекта нового российского ракетного комплекса "Союз-5" на восемь месяцев... Причиной переноса названо отсутствие средств.

    Да какие такие огромные средства нужны для выполнения эскизного проекта? Кульманы есть, карандаши есть, инженеришки есть - только маски и "Доширак" в КБ завезти.
    1. +4
      19 декабря 2020 16:20
      Цитата: Narak-zempo
      Роскосмос в очередной раз перенес сдачу эскизного проекта нового российского ракетного комплекса "Союз-5" на восемь месяцев... Причиной переноса названо отсутствие средств.

      Да какие такие огромные средства нужны для выполнения эскизного проекта? Кульманы есть, карандаши есть, инженеришки есть - только маски и "Доширак" в КБ завезти.


      В статье неполная, запутывающая читателя информация. Имеется ввиду ЭП на КРК. Казахстан задержал принятие решения о реконструкции своего стартового комплекса на 45-й площадке Байконура, откуда планируется запуски "Союз-5". Соответственно работы по комплексу сдвинулись на более полугода вперёд.
  7. +3
    19 декабря 2020 10:18
    Пишут 59 -65 млн $ за старт и масса выводимого груза от 17 до 2,5 тонн в зависимости от орбиты и пророчат что будут использовать "Морской старт".
    1. +5
      19 декабря 2020 16:24
      Цитата: tralflot1832
      Пишут 59 -65 млн $ за старт и масса выводимого груза от 17 до 2,5 тонн в зависимости от орбиты и пророчат что будут использовать "Морской старт".


      "Союз-5" - это средняя ракета. Выводит наиболее популярные по весу спутники до 6 тонн на гео-переходную орбиту, откуда они уже своим ходом идут на геостационар.
  8. Комментарий был удален.
  9. -2
    19 декабря 2020 21:20
    Даже австралийцы додумались на парашюте ступень возвращать. Но для роскосмоса это недоступно....
    1. +2
      20 декабря 2020 01:20
      Цитата: Dzafdet
      Даже австралийцы додумались на парашюте ступень возвращать. Но для роскосмоса это недоступно....


      Во первых надо различать вес сверхлегкой ступени и вес ступени ракеты среднего класса. laughing

      Во вторых - вот знаете для чего на параблоках РН "Энергия" такие конструкции, похожие на шкафы, сверху навесили?



      На схеме видно - что это парашютные контейнеры, а также для шасси. Тогда, с тем уровнем технологий, до конца реализовать идею не удалось. Сейчас у нас есть замечательный концерн "Технодинамика", который, используя современные технологии парашютостроения и свои многокупольные системы готов предоставить возможность безопасной посадки ступени. Дело за конкретным заказом. Если это будет выгодно.



      А сам двигатель РД-171МВ он многоразовый.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»