ACES 5. На что способно новое катапультное кресло США, и какие выводы нужно сделать России?

85

Когда вопрос заходил о «последней надежде» пилотов, российские катапультные кресла К-36 и их модификации долгое время считались лучшими и своего рода эталоном безопасности и качества. Многие решения, реализованные в этих креслах, со временем были скопированы западными странами.

Подобная «слава» российским системам была обеспечена в том числе и благодаря наглядной демонстрации их эффективности на двух авиасалонах в Ле-Бурже – в 1989 и 1999 годах. Оба катапультирования происходили из положений, далёких от оптимальных.





Однако технологии развиваются, и США решились на реализацию некоторых решений, которые в теории могут обеспечить существенную прибавку в безопасности применения катапультных кресел – итоговый продукт получил обозначение ACES 5.

Давайте подробнее рассмотрим, что было реализовано в этом кресле.

Приспособление кресла к широким пределам антропометрических данных пилотов


В реактивную эру высоких скоростей проблема покидания самолёта стала более сложной – в частности, возросли риски столкновения с элементами планера при покидании самолёта.

В связи с этим катапультное кресло должно обеспечивать быстрый выход из потенциально опасной зоны.

Но такое решение сопряжено с большими перегрузками, которым подвергается лётчик, при этом более лёгкий человек подвергается более опасному воздействию в области шейного отдела позвоночника.

Также разница в весе существенно меняла центр тяжести всей системы (кресло+пилот), что не позволяло применять оптимальное распределение нагрузки при катапультировании.

Из-за этого в США долгое время были приняты ограничения: не допускались пилоты, весившие менее 60 кг, а те, кто весил 60-75, подвергались повышенному риску в случае катапультирования.

Почему данная проблема обострилась в последнее время?


Причина 1 – новые перспективные шлемы HMD с выводом визуальной информации на визор лётчика. Электроника утяжеляет конструкцию, в результате чего существующие образцы весят в районе 2,3-2,5 кг. И естественно, при катапультировании вся эта радость, воздействуя на шею, способствует увеличению травматизма. Это значит, что система катапультирования должна быть по возможности максимально «подогнанной» под конкретный вес, дабы не подвергать шею излишне сильным воздействиям.

Причина 2 – тенденция к увеличению количества женщин в ВВС США. Разность в антропометрии между М и Ж даёт наиболее значительный разброс в весе.

Что в этой системе принципиально нового?


Отдельно хотелось бы сфокусировать внимание на одном, на первый взгляд, неприметном моменте.

ACES 5, сбалансированное с учётом массы пилота, позволяет производить весь процесс принципиально иначе: вместо того, чтобы одним мощным «пинком» выкинуть пилота вертикально вверх, система плавно разгоняет кресло «вперёд и вверх», таким образом пилот скорее «плавно взлетает», нежели «выстреливается», как в большинстве современных системах катапультирования.

Насколько плавно происходит процесс, можно увидеть на видео с испытаний:


Эта деталь может не бросаться в глаза, но она принципиально важна для предотвращения травматизма. Наше тело физиологически намного лучше переносит перегрузки, направленные «от живота к спине», нежели «сверху-вниз от головы к ногам».

Кроме того, обеспечивая ускорение в горизонтальной плоскости, кресло имеет больше времени на то, чтобы «перебросить» катапультируемого через хвост самолёта, а значит, это можно делать более плавно, с меньшей вертикальной (самой опасной для нас) перегрузкой.

И именно снижение травматизма является главной целью современных разработок в этой области – важно не просто спасти пилота, но и ещё сохранить ему здоровье, в идеале оставив его в строю.

Система защиты головы и шеи


Ещё одним неприятным эффектом при катапультировании является удар головы лётчика о кресло в момент, когда кресло только выходит и попадает в воздушный поток.

Ниже продемонстрирован данный эффект в разрезе времени:


При этом также возможны разнообразные смещения головы в одну из сторон. Для решения этой проблемы была разработана соответствующая система.

В момент катапультирования специальная платформа за головой «аккуратно, но сильно» наклоняет голову вперёд, упирая подбородок в грудь. Затем набегающий поток воздуха давит голову назад по направлению к подголовнику, но система не позволяет голове удариться. Одновременно с этим боковые ограничители предотвращают поворот головы.

Выглядит эта система следующим образом:


Подобные системы уже были применены (хоть и в несколько другом виде) на французских креслах.

А вот, что может произойти без этой системы (к сожалению, не удалось найти фото лучшего качества):

ACES 5. На что способно новое катапультное кресло США, и какие выводы нужно сделать России?


Защита рук и ног


Отдельной опасности подвергаются конечности: набегающим потоком их может «отогнуть» от туловища, а затем повредить (момент весьма травмоопасный).

Поэтому ноги защищаются стандартно, и никаких ноу-хау в этом отношении не наблюдается – обычные фиксирующие петли. Также опционально продублирована защита в районе коленных суставов.


Для защиты рук была разработана специальная сеть, которая ограничивает амплитуду их движения назад.

Теоретически они более надёжны, нежели классические «подлокотники», особенно когда речь заходит о катапультировании второго члена экипажа, который «не дёргал» – его руки в момент катапультирования могут быть в любом положении, и не факт, что ограничители в районе локтей смогут их «зафиксировать».

Ниже продемонстрировано, как сети ограничивают амплитуду движения рук:


Выводы


В ряде аспектов (таких, как защита конечностей) ничего принципиально нового не произошло: уже существующие наработки были где-то целиком и полностью скопированы, а где-то грамотно доработаны. Была доработана и французская система защиты головы и шеи.

В то же время новая система с более щадящим «выбросом» открывает большие перспективы для применения разных протоколов катапультирования, каждый из которых будет наиболее безопасен в конкретных условиях (с учётом параметров полёта).

Не забыли американцы и о ряде «системных» аспектов, частично затронутых мною в предыдущих статьях (Как долго Россия будет глупо терять свои самолёты и Как работает военная авиация).

В частности, о стоимости обслуживания: согласно анонсированной информации, в этом отношении новое кресло так же имеет преимущества перед предыдущими моделями.


В столбиках указаны периоды «без обслуживания» для различных компонентов кресла.

Вопрос модернизации и смены старых кресел на новые так же не остался без внимания: был разработан набор для превращения предыдущей модели в актуальную, что должно ускорить и снизить стоимость переоснащения на новые системы.


Ожидаемое снижение рисков и перспективы развития аварийных систем в будущем



На диаграммах хорошо видны риски для более лёгких пилотов на предыдущих моделях кресел, на новой они отсутствуют.

Также по результатам симуляций и испытаний повысилась безопасность на скоростях до 1000 км/ч.

Ниже приведена диаграмма, отображающая частоту катапультирований на разных скоростях с разделением по травматизму (зелёный = без травм, жёлтый = лёгкие травмы, оранжевый = серьёзные травмы, красный = фатальные события):


Данные диаграммы показывают, что чаще всего катапультирование происходит на скоростях 300-500 км/ч, в то же время ни одно из существующих решений не может обеспечить безопасность покидания самолёта на скоростях свыше 1000 км/ч.

Если в будущем возникнет такая необходимость, то, скорее всего, для этих задач будут разрабатываться принципиально иные решения – катапультируемые капсулы.

Такой подход был реализован на самолёте F-111:


Использование капсул способно поднять безопасность лётчиков на принципиально иной уровень, так как в них пилоты защищены от воздействия всех внешних факторов (температура, давление, низкое содержание кислорода, набегающий поток воздуха).

Капсула исключает ошибки экипажа при приземлении на воду: в классическом кресле пилот должен произвести ряд сложный манипуляций перед приводнением – подобные требования не совсем адекватно предъявлять к только что катапультировавшемуся человеку.

Возможна установка надувных поплавков, которые послужат доп. амортизацией при приземлении капсулы на грунт. Ниже приведены фото спасательных капсул F-111 с поплавками:



Помимо этого, есть возможность реализации в кресле систем аварийной посадки по типу вертолётных кресел: когда есть амортизирующие элементы, защищающие пилотов вертолёта во время жёсткой посадки.

В то же время такое решение значительно сложнее технически.

Но оно может быть оправдано в случаях больших самолётов, таких как Ту-22 М и Ту-160, особенно учитывая скоростные возможности этих машин, ведь спастись на большой скорости без капсулы маловероятно. Также это актуально и в случае морской авиации, когда приводнение происходит в холодную воду.

В отношении таких самолётов важным является и фактор очерёдности покидания: их нельзя катапультировать одновременно – нужно реализовать алгоритмы разведения в воздухе (отстрел под разными углами в разные стороны).

В случае с капсулой все покидают самолёт одновременно за один раз.

В качестве альтернативного решения для защиты от набегающего потока применялись специальные щитки, однако реальная эффективность такой системы на скоростях свыше 1000 км/ч не способна обеспечить приемлемый уровень безопасности.


Фото взяты из открытых источников с сайтов:

www.iopscience.iop.org
www.collinsaerospace.com
www.ru.wikipedia.org
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

85 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    21 декабря 2020 05:07
    Отличная статья, и тема неизбитая.
    новые перспективные шлемы HMD с выводом визуальной информации на визор лётчика
    Какие то упоры, быстровыдвигаемые или надуваемые могут перебросить вес шлема с шеи на плечи.
    1. +18
      21 декабря 2020 07:11
      Правда какие выводы России следует сделать решительно непонятно. )))
      1. +16
        21 декабря 2020 08:01
        Использование капсул способно поднять безопасность лётчиков на принципиально иной уровень, так как в них пилоты защищены от воздействия всех внешних факторов (температура, давление, низкое содержание кислорода, набегающий поток воздуха).

        Да,да, так и есть. Но как без "Но" ?

        При таком решении системы спасения пилота(экипажа) появляется целый ворох технических проблем и вопросов, многие из которых будут влиять на надёжность систем самого самолёта.
        Чтобы в целом осознать глубину проблемы при таком подходе, достаточно лишь представить сколько различных кабелей,трубопроводов, информационных шин "пронизывает" кабину современного боевого самолёта...
        При "капсулизации" , всё это должно быть "легкоразъёмным", со всеми вытекающими из этого решения вопросами по надёжности, в том числе и планера.
        1. +4
          21 декабря 2020 08:06
          Цитата: БДРМ 667
          При "капсулизации" , всё это должно быть "легкоразъёмным", со всеми вытекающими из этого решения вопросами по надёжности, в том числе и планера.

          Сейчас, с развитием ЭДСУ, вопрос решается намного легче, всё таки провода и оптоволокно перебить намного легче чем механику и гидравлику, как мне кажется.
          1. +4
            21 декабря 2020 08:09
            Цитата: Владимир_2У
            Сейчас, с развитием ЭДСУ, вопрос решается намного легче, всё таки провода и оптоволокно перебить намного легче чем механику и гидравлику, как мне кажется.

            Вопрос не в затруднениях что-то "перебить", пиропатроны решат эту задачу легко, а в надёжности соединения ,"контакта" в этих узлах при длительной войсковой эксплуатации.
            1. +6
              21 декабря 2020 08:12
              Цитата: БДРМ 667
              пиропатроны решат эту задачу легко, а в надёжности соединения ,"контакта" в этих узлах при длительной войсковой эксплуатации.
              То то и оно, что разъёмы трогать не обязательно, пирогильотинки по живому это дело отчекрыжат.
              1. +7
                21 декабря 2020 08:20
                Цитата: Владимир_2У
                То то и оно, что разъёмы трогать не обязательно, пирогильотинки по живому это дело отчекрыжат.

                Было бы всё так просто, уже давно бы такая система стала обыденностью.
                Но вот взгляните на опостылевший уже всем F-35 "в разрезе". Пилот в нём почти сидит на переднем топливном баке, рядом ёмкости с кислородом.

                "Соседство" ещё то ! yes И всё это нужно как-то "подружить"...
                А ещё там, много и много чего ещё yes
                1. +6
                  21 декабря 2020 08:24
                  Некорректно по моему, всё таки Ф-111 (ну или модификацию его, не буду углубляться) специально под отделяемую капсулу создавали, в отличие от остальных самолётов. Никто в здравом уме не будет требовать переделать живой самолёт с кресла на капсулу.
                  1. +6
                    21 декабря 2020 08:37
                    Цитата: Владимир_2У
                    Некорректно по моему, всё таки Ф-111 (ну или модификацию его, не буду углубляться) специально под отделяемую капсулу создавали, в отличие от остальных самолётов. Никто в здравом уме не будет требовать переделать живой самолёт с кресла на капсулу.

                    Как не будет никто в здравом уме проектировать капсулу под каждую новую модель самолёта, а унификация здесь, как сами понимаете не возможна.

                    Иное дело - уже имеющиеся и эксплуатируемые кресла, которые с успехом могут интегрироваться в новые машины.

                    Да и вообще, зачем "отстёгивать" груду металлолома от планера, если можно просто превратить само катапультируемое кресло в капсулу, или её подобие ?
                    Тогда масса технических проблем становится менее труднорешаемыми, а многие вообще отпадают.

                    На фото американский опыт по катапультированию.... медведей-гризли fellow

                    1. +3
                      21 декабря 2020 08:40
                      Цитата: БДРМ 667
                      Как не будет в здравом уме проектировать капсулу под каждую новую модель самолёта, а унификация здесь, как сами понимаете не возможна.

                      Вот это я решительно не понимаю, в пределах класса самолётов почему бы и не унифицировать? Тем более пора задумываться об воздушно-космической технике.
                      Мишка забавный, прищуром на Снуп-Дога похож. )))
                      1. +9
                        21 декабря 2020 08:42
                        Цитата: Владимир_2У
                        Мишка забавный, прищуром на Снуп-Дога похож. )))

                        С вами бы так поступили как с ним , вы бы тоже так прищурились...
                      2. +6
                        21 декабря 2020 11:54
                        Цитата: БДРМ 667
                        С вами бы так поступили как с ним , вы бы тоже так прищурились

                        Спасибо за добрые пожелания ))). А может у мишки до катапультирования такой добрый прищур был, а после его не рискнули фотать? ))
                      3. 0
                        23 декабря 2020 20:44
                        Ну задумались вы о воздушно-космической технике. Это не вредно. А вот катапультироваться из машины в космосе - совсем другой разговор. Особенности орбитального маневрирования, скорее всего, не позволят подобрать такого бедолагу в мало-мальски разумные сроки.
                      4. 0
                        24 декабря 2020 02:27
                        Цитата: BioDRED
                        Особенности орбитального маневрирования, скорее всего, не позволят подобрать такого бедолагу в мало-мальски разумные сроки.
                        И тадааам, КАПСУЛА!
                      5. 0
                        24 декабря 2020 07:32
                        И что - капсула? Чтобы катапультировавшийся в ней пилот не повторил судьбу Лайки, эта капсула должна быть вельми тяжёлой и громоздкой. Никто на это не пойдёт.
                      6. -1
                        24 декабря 2020 08:09
                        Цитата: BioDRED
                        И что - капсула?
                        Ну скафандр-то несомненно бОльшими ресурсами жизнеобеспечения будет обладать, правда? И в понятии "воздушно-космический" есть компонента "воздушно". Так вот, капсула 60 гг прошлого века позволяла спасать пилотов на максимальной скорости в 2650 км.ч. Понимаете о чём я?
                      7. 0
                        24 декабря 2020 23:11
                        Нет, не понимаю. Потому что спасение катапультировавшегося в космосе человека - фикция. А воздушные бои на такой скорости никто не ведёт.
                      8. 0
                        25 декабря 2020 03:07
                        Цитата: BioDRED
                        Потому что спасение катапультировавшегося в космосе человека - фикция
                        Как и воздушно-космические боевые машины, но это только пока.
                      9. 0
                        25 декабря 2020 17:58
                        Пока? А что, появление воздушно-космических машин резко отменит все законы небесной механики? Я вам настоятельно советую забыть все те вжих-вжих и пиу-пиу истребителей из "звёздных войн", в космосе так летать просто невозможно.
                      10. 0
                        26 декабря 2020 03:09
                        вот ЗУР под хвост получить уже и в те годы можно было, поправьте если ошибаюсь.
                      11. 0
                        25 декабря 2020 04:12
                        Цитата: BioDRED
                        А воздушные бои на такой скорости никто не ведёт.

                        Не сразу понял, о чём Вы. Воздушные маневренные бои может быть и нет, а вот ЗУР под хвост получить уже и в те годы можно было, поправьте если ошибаюсь.
                    2. +1
                      23 декабря 2020 16:55
                      На фото американский опыт по катапультированию.... медведей-гризли

                      Про капсулу В-58 можно подробно почитать в этой статье, не смотря на кучу НО, вполне себе была работоспособная капсула
                      https://zen.yandex.ru/media/id/5ec81fa81c6c0b05eff079c2/sverhzvukovoi-bombardirovscik-v58-avariinaia-kapsula-vmesto-katapultnogo-kresla-5f5299ecc84c033ffdb1a486
                    3. 0
                      19 марта 2021 11:36
                      Была на МиГ-21 первых модификаций защита летчика подвижной частью фонаря. Кресло выходило и впереди летчика плашмя был фонарь-защищал от набегающего потока. Проблема в том, что были случаи неотделения этого самого фонаря от кресла после катапультирования. И вся эта конструкция падала как единое целое, летчик погибал.
                2. 0
                  29 декабря 2020 16:29
                  И накачать все это еще пиропатронами и о безопасности можно вообще забыть.
          2. 0
            21 декабря 2020 11:13
            К тому же, полвека назад этот вопрос как-то решили :)
        2. +1
          21 декабря 2020 11:10
          Цитата: БДРМ 667
          Использование капсул способно поднять безопасность лётчиков на принципиально иной уровень, так как в них пилоты защищены от воздействия всех внешних факторов (температура, давление, низкое содержание кислорода, набегающий поток воздуха).

          Да,да, так и есть. Но как без "Но" ?

          При таком решении системы спасения пилота(экипажа) появляется целый ворох технических проблем и вопросов, многие из которых будут влиять на надёжность систем самого самолёта.
          Чтобы в целом осознать глубину проблемы при таком подходе, достаточно лишь представить сколько различных кабелей,трубопроводов, информационных шин "пронизывает" кабину современного боевого самолёта...
          При "капсулизации" , всё это должно быть "легкоразъёмным", со всеми вытекающими из этого решения вопросами по надёжности, в том числе и планера.

          Я безусловно согласен со сложностями - это просто материал о, что бывают и такие решения.

          Они были теоретически обоснованы, они были воплощены. У них есть плюсы у них есть минусы.
          Сейчас это решение не популярно, но потенциально, кто знает как будет развивать авиация дальше.

          Ну и отсылка к истории с гибелью российских пилотов - столкнулись 2 Су-34, 4 катапультировались, 3 человека утонули.

          И это к вопросу морской авиации - если сначала человеку дают под 5-ю точку, выбрасывая его на 10 метров, так что у него сразу 10 грыж появляется (ну я утрирую), потом он получает лопатой по лицу, от набегающего потока воздуха, а затем он должен закрыть клапан, оценить расстояние до воды, вовремя отстегнуть парашют.
          Плюс на воде должен быть немного другой набор спасательных средств. Более объемный.
          Т.е. при определенных условиях это решение реально спасает жизни.
      2. +12
        21 декабря 2020 11:45
        Основные технические характеристики нашего кресла К-36Д-5 :
        Катапультное кресло обеспечивает спасение члена экипажа в диапазонах скоростей Vi (от 0 до 1300) км/ч, чисел М до 2,5 и высот полета самолета (от 0 до 20000) м, включая взлет, послепосадочный пробег, режим «Н=0, V=0» и применяется с комплектом защитного снаряжения и кислородного оборудования типа ККО-15.
        Установочная масса кресла не более 100 кг (с НАЗом)
        Год разработки: 2013
        1. +3
          21 декабря 2020 20:33
          Вот любопытно, за справочную информацию с завода производителя наших катапультных кресел, которые опубликовал для сравнения с новым американским, получил два минуса. Хотя бы один из двух минусаторов объяснил бы логику, за что ставит минус.
          1. -1
            24 декабря 2020 08:23
            оспадии да вам везде в рунете за одно только написание чего то по рф или про рф и сша но рф первым по порядку их влепят миллион мгновенно. неужто тока подключились?
            1. 0
              24 декабря 2020 10:37
              Цитата: Злая будка
              да вам везде в рунете за одно только написание чего то по рф......

              Всегда пытаюсь понять логику поступков людей. Если поведение человека для меня непонятно, то в жизни стараюсь от таких людей держаться подальше, или по крайней мере, дел не иметь. А в нэте - это уже дело привычки.
      3. bar
        +5
        21 декабря 2020 21:32
        Правда какие выводы России следует сделать решительно непонятно. )))

        Ну чего же непонятного? Там же по пунктам расписано.
        1 - делать шлемы полегче.
        2 - не принимать баб в военную авиацию.
        laughing
      4. +1
        24 декабря 2020 08:22
        обыкновенные вывводы, пока всша умирал каждый 10ый при катапультировании они стали аж в рф закупать кресла. теперь вот они наконецто почти стали делать почти нормальные катапультирования... и конечно не удержались проплатить очередной вьрос на тему своего превосходства. мало ли вырастет какой предатель и угонит в сша су57. вот именно для этого и постят такие статейки и выдают гранты всяким навальным каспаров и прочим мухамацы.
  2. +1
    21 декабря 2020 05:21
    Очень хорошая статья. Прочитал с большм интересом. good
    Автору спасибо
    1. +5
      21 декабря 2020 10:54
      Цитата: Липчанин
      Очень хорошая статья. Прочитал с большм интересом. good
      Автору спасибо

      Я очень рад, что понравилось)
      1. +3
        21 декабря 2020 12:22
        Цитата: Александр Воронцов
        Я очень рад, что понравилось)

        Побольше бы таких на ВО.
        А то половина, если не больше, статей не о чём
      2. +4
        21 декабря 2020 12:52
        Большенство травм пилоты получают от потока воздуха. У янки по их данным 40 процентов списываются после катапультирования. Процент столкновения с конструкцией самолёта равен нулю.
        1. +2
          22 декабря 2020 17:13
          У янки
          Цитата: Амба412
          Большенство травм пилоты получают от потока воздуха. У янки по их данным 40 процентов списываются после катапультирования. Процент столкновения с конструкцией самолёта равен нулю.

          У янки, может и был нулевой, а вот в СССР, похоже, что нет. Во всяком случае слушок в 70-80х годах ходил о неудачном катапультировании: автоматика фонарь не сбросила и летчик погиб. В любом случае вероятность столкновения с элементами конструкции останется.
          И оценивать травматизм по американским данным, ИМХО, не слишком корректно. Я хорошо помню статью в газете после катапультирования Квочура в Ле-Бурже. Буржуи сначала офигели, что летчик остался жив в такой ситуации, а потом офигели вторично, когда Квочур опять полетел, то ли на следующий день, то ли через пару часов. И в статье упоминалось, что у буржуинов и в СССР были разные подходы к конструкции кресел: буржуйский - вероятность спасения летчика должна быть не ниже такого-то процента; советский - летчик должен быть спасен в любом случае, в т.ч. при нулевой скорости и нулевой высоте.
          1. 0
            22 декабря 2020 18:03
            потом офигели вторично, когда Квочур опять полетел, то ли на следующий день, то ли через пару часов.


            Что говорит не только о мужестве и психологической устойчивости летчика, но и качестве рабочих рук и инженерных мозгов, в адрес которых от летчиков будет только "спасибо тебе, господи". Господь улыбнется, Он ни при чем.
          2. 0
            28 декабря 2020 22:27
            Так о чем и речь)))
  3. +9
    21 декабря 2020 05:54
    ,
    система плавно разгоняет кресло «вперёд и вверх», таким образом пилот скорее «плавно взлетает», нежели «выстреливается»,
    А если нос аварийного самолета направлен в землю да еще на критической высоте ?...такой разгон может плохо закончиться ,времени на стабилизацию кресла и выброса парашюта может не хватить.
    Кроме того как кардинально решить вопрос когда летчик при приводнении иногда запутывается в штропах парашютной системы.
    Благодарю Александр за статью...было познавательно. hi
    1. 0
      21 декабря 2020 23:18
      Цитата: Леха с Андроида.
      А если нос аварийного самолета направлен в землю

      Автономная система положения кресла постоянно считывает данные о скорости, углах и ускорениях, а машина определяет направление и силу заряда в КСМ при необходимости корректируя его путём отсечки количества пиропатронов, либо регулируя давление воздуха. Также корректируется время выпуска стабилизирующего парашюта. Всё решаемо. Продвинутое кресло Мартин Бейкер, при желании информации полно. Вот по нашему: https://lik-o-dil-es.blogspot.com/2018/03/kak-proiskhodit-katapultirovanie.html
    2. 0
      22 декабря 2020 05:43
      С языка сняли....время очень важный фактор.
    3. 0
      22 декабря 2020 17:51
      вопрос когда летчик при приводнении иногда запутывается в штропах парашютной системы


      Отец рассказывал, участвовали в поиске "морского" пилота на Востоке (очень давно дело было). Столкнулись два самолета. Один смог дотянуть, второй в море упал. Нашли. Пилот погиб. Оказался под надутой спасательной лодкой. Я спросил о причине- сказал что линь был очень короткий (веревка по "русски"). Все сработало штатно. но "накрыло надутой лодкой, летчик не смог выбраться. Захлебнулся.
      Мелочей не бывает.
  4. +1
    21 декабря 2020 07:10
    Благодарю автора за очень интересный материал. Тема нова, не "обсосана" десятки раз. Читал с удовольствием.
  5. +4
    21 декабря 2020 07:52
    Статья не очень, автор перенёс видео ряд рекламного ролика в текстовый формат. Описал американское кресло и крайне скудно (только название) упомянул К-36, правда не забыв сказать что некоторые технические решения применены с этого кресла. Не увидел сравнения. Кроме того, конструкция К-36 не стоит на месте.
    1. +6
      21 декабря 2020 11:35
      Цитата: letinant
      автор перенёс видео ряд рекламного ролика в текстовый формат

      Ну вообще нет))
      Сначала рассказал предысторию и "легендарные" первые катапультирования на авиасалоне.
      Потом как минимум 2 источника, которые никак не связаны с рекламой этого кресла - книга по физиологии, где проиллюстрировано как голова бьется о подголовник, такой своеобразный хлыстовой эффект.
      И второй источник вообще не относящийся к рекламе это статистика катапультирований, которая показывает на каких скоростях пилоты катапультируются и к чему это приводит.
      В конце еще рассказал о решении с F-111 и капсулой.
      1. +4
        21 декабря 2020 12:43
        Александр, построение вашей статьи крутится вокруг рекламного ролика. Поту что этот ролик единственное что даёт, более или менее техническую информацию. Остальное в вскользь. 0 К-36 у вас представлено только примеры применения и никаких технических подробностей. Чуть более о спасательной капсуле F-111, почему тогда не рассказали о B-58 "Хастлер". У этого самолёта система также капсульная, но при этом более оригинальная чем у F-111. А ваша статья построена, пара примеров и подробно об изделии, такое построение у рекламы.
  6. +1
    21 декабря 2020 08:36
    Интересная статья
    Все таки техника не стоит на месте, все время идёт развитие
  7. +2
    21 декабря 2020 08:43
    Тема действительно актуальная. Необходимо обеспечить в том числе адаптивный разгон при покидании самолета. Очень часто покидание происходит на приличной высоте и относительно небольшой скорости, есть запас в несколько секунд (подбили, штопор, потеря поверхности, поломка РД и пр.). Для всех этих вариантов можно предусмотреть режим сниженных перегрузок. Для остальных (у земли, на большой скорости, кабиной вниз) необходим резкий старт и управляемое отделение по скорости, вектору тяги, фазе вращения. Это помимо перечисленных в статье моментов.
    1. 0
      28 декабря 2020 22:33
      Вы не видели как Квачур двадцать лет назад катапультировался??
  8. Комментарий был удален.
  9. +1
    21 декабря 2020 08:55
    ...система плавно разгоняет кресло «вперёд и вверх», таким образом пилот скорее «плавно взлетает», нежели «выстреливается»
    Не знаю как на счёт большей эффективности. Вот видео с МиГ-29, куда бы полетело ЭТО кресло? Плавно разогналось в землю?
    1. +6
      21 декабря 2020 13:15
      Вы не совсем внимательно прочитали. Все эти пляски со "спасением" шеи пилота будут только в том случае, если это возможно в данных обстоятельствах, во всех остальных - автомат принимает решение на классическое жесткое катапультирование, даже более жесткое, чем в современных креслах.
      Просто это новое кресло будет щадить здоровье пилотов, если это возможно и ничего более.
      И если удалось "мягко" спасти, то такого пилота можно быстро вернуть снова в строй (ну, если выживет в зоне БД).
      Вопрос только к адекватности алгоритмов принятия решения.
      1. -4
        21 декабря 2020 14:23
        Цитата: vadimtt
        Вы не совсем внимательно прочитали. Все эти пляски со "спасением" шеи пилота будут только в том случае, если это возможно в данных обстоятельствах, во всех остальных - автомат принимает решение на классическое жесткое катапультирование, даже более жесткое, чем в современных креслах.
        Просто это новое кресло будет щадить здоровье пилотов, если это возможно и ничего более.
        И если удалось "мягко" спасти, то такого пилота можно быстро вернуть снова в строй (ну, если выживет в зоне БД).
        Вопрос только к адекватности алгоритмов принятия решения.

        Вообще интересная мысль.
        Ведь можно настроить и так, что если шанс приземлиться без серьёзных увечий мал, то катапультирования не происходит, и бывший пилот, таким образом, не повиснет на бюджете в виде военного пенсионера со всеми положенными льготами.
  10. -3
    21 декабря 2020 11:14
    Мало дать возможность пилоту покинуть ЛА, думаю, пора расширить функции системы спасения, чтобы сбитый пилот не пассивно приземлялся на парашюте на территорию противника навстречу своей гибели, а имел бы возможность улететь в более безопасное место, где его точно спасут или вернуться на свой корабль. Уже созданы технологии, где люди летают на реактивной тяге с крыльями и без, а мы теряем боевых лётчиков, приземляющихся на парашютах на головы врагов. Заказывать, ставить невыполнимые задачи, тогда наука начнёт думать и сделают то, что надо.
    1. 0
      21 декабря 2020 11:38
      Цитата: Гиви_49
      чтобы сбитый пилот не пассивно приземлялся на парашюте на территорию противника навстречу своей гибели

      À la guerre comme à la guerre
    2. +2
      21 декабря 2020 13:40
      В Сирии одного пилота убили еще в воздухе, а у второго при приземлении был шанс скрыться в лесном массиве и дождаться помощи, что и спасло в конечном итоге.
  11. +1
    21 декабря 2020 13:43
    Цитата: Владимир_2У
    Правда какие выводы России следует сделать решительно непонятно. )))

    Необходимо развивать беспилотную авиацию.
    мы никогда не сможем создать количество самолётов равное или хотя бы близкая к США по причине меньше экономики. Поэтому нужно делать ставку на беспилотнике, которых значительно меньше жалко чем пилотов
  12. +1
    21 декабря 2020 14:15
    Также разница в весе существенно меняла центр тяжести всей системы (кресло+пилот), что не позволяло применять оптимальное распределение нагрузки при катапультировании.
    Из-за этого в США долгое время были приняты ограничения: не допускались пилоты, весившие менее 60 кг, а те, кто весил 60-75, подвергались повышенному риску

    A ставить на кресло индивидуально подобранный балластний груз не додумались? Хайтек? Даже можно увеличить НАЗ- известно что худые жрут больше))
    Непонятно зачем "новое" кресло разгоняется ВПЕРЕД (и вверх) Ошибка перевода?
    1. +1
      21 декабря 2020 14:41
      Цитата: anzar
      Также разница в весе существенно меняла центр тяжести всей системы (кресло+пилот), что не позволяло применять оптимальное распределение нагрузки при катапультировании.
      Из-за этого в США долгое время были приняты ограничения: не допускались пилоты, весившие менее 60 кг, а те, кто весил 60-75, подвергались повышенному риску

      A ставить на кресло индивидуально подобранный балластний груз не додумались? Хайтек? Даже можно увеличить НАЗ- известно что худые жрут больше))
      Непонятно зачем "новое" кресло разгоняется ВПЕРЕД (и вверх) Ошибка перевода?

      Нет не ошибка. Кресло необходимо перекинуть через хвост, что бы пилота не разрубило.
      Если реализовывать концепцию, когда ускорение происходит только вверх, то необходимо очень большие значения перегрузки в самом травмоопасном направлении - вдоль оси позвоночника.

      Разгоняя кресло вперед вертикальная составляющая перегрузок может быть значительно снижена.


      A ставить на кресло индивидуально подобранный балластний груз не додумались?

      В этом плане есть несколько проблем.
      1 - самолет становился жестко "индивидуальным". Это очень сильно снижает операционно-эксплутационные возможности. Т.е. в Сирии к примеру когда необходимо было нанести удар, пилот просто садился в тот самолет, который был снаряжен нужными АСП для этой конкретной задачи.

      Или допустим если Вася сделал 4 вылета и устал. А самолет может совершить 5, 6 и 7.
      Но с другим пилотом - нужно опять подгонять кресло. Для начала банально не забыть об этом. А потом подгонять обратно (снова не забыть). Это все возможно но если это происходит за счет автоматики это экономит и время и надежней (не забудут).

      2- важен не только сам вес но и его распределение. Если система сбалансирована таким образом, что лишние 20 кг ближе к плечам, а их закинули в ящик ближе к ногам - черт его знает как там это кресло повернет и куда он в итоге полетит.
  13. +7
    21 декабря 2020 14:37
    А сколько времени нужно системе, что бы "плавно разогнать кресло" от момента инициации до момента выхода из самолета? Достаточно ли его?
    К примеру у К-36ДМ этот параметр 0,45 с.
  14. +1
    21 декабря 2020 14:43



    B-58 Escape Capsule
    С инидидуальной капсулой тоже было не все хорошо.
    "Гильотина" однако - с отсечением всего лишнего :)

    Автоматическое оборудование, примененное, например, в капсуле самолета В-58, осуществляет подготовку к катапультированию, само катапультирование и приземление. Подготовка к катапультированию в этой капсуле включает придание телу человека определенного положения, закрытие капсулы и ее герметизацию. Механизм катапультирования приводится в движение с помощью одного из двух рычагов, расположенных на подлокотниках кресла. После этого зажигается пороховой заряд, газы которого попадают в два привода; один из них подтягивает и фиксирует ноги, другой отодвигает туловище назад и стабилизирует положение головы. После этих операций пороховые газы проникают в механизм герметичного закрывания капсулы. Длительность этих операций составляет около одной секунды, после чего осуществляется герметизация кабины и создается давление, соответствующее высоте 5000 м, что занимает еще 2-3 с. Закрытие капсулы вызывает срабатывание нескольких концевых выключателей электрических цепей. Цепь аварийной сигнализации закрытия капсулы передает сигнал остальным членам экипажа о принятии решения на катапультирование. Другая цепь включает средства связи, передающие сигналы об аварии. После закрытия капсулы пилот сохраняет возможность управления самолетом, так как штурвал остается в своем нормальном положении внутри капсулы, а ее обтекатель имеет иллюминатор, через который можно наблюдать за показаниями приборов и частью оборудования кабины. Такая конструкция позволяет осуществить (если авария не имеет катастрофического характера) снижение, изменение направления полета и даже открытие капсулы с сохранением возможности ее повторной герметизации. Система катапультирования не зависит от подготовительных операций, поэтому сам процесс катапультирования капсулы может быть произведен и в случае их невыполнения, например при поломке или отказе устройств, обеспечивающих выполнение подготовительных операций.
    1. 0
      21 декабря 2020 16:22
      "Длительность этих операций составляет около одной секунды, после чего осуществляется герметизация кабины и создается давление, соответствующее высоте 5000 м, что занимает еще 2-3 с."
      Я правильно понял, что для катапультирования из В-58 нужно было 3-4 секунды?
      1. -1
        22 декабря 2020 13:45
        Цитата: Стройбат запаса
        "Длительность этих операций составляет около одной секунды, после чего осуществляется герметизация кабины и создается давление, соответствующее высоте 5000 м, что занимает еще 2-3 с."
        Я правильно понял, что для катапультирования из В-58 нужно было 3-4 секунды?


        Да - если не больше.
        Есть видео, где видно как захлопывается эта конструкция - зато она с большой вероятностью спасает на сверхзвуке.
        У автора хорошие графики - современные кресла не гарантируют спасение на сверхзвуковых скоростях.
  15. -1
    21 декабря 2020 15:36
    О каких антропометрических особенностях втирает автор? Кто-то видел 2-х метровых лётчиков-истребителей с массой тела за 120кг?
    1. 0
      21 декабря 2020 15:43
      пы.сы. Кстати, на прикреплённом видео с Су-30 визуально оба пилота "отстреливаются" в верх и вперёд и чётко видно, что после приземления они стоят на ногах
  16. -1
    21 декабря 2020 16:04
    Уже 60 лет гений Гая Ильича не даёт aмерикaшкам покоя... Убогость своих решений латают ворованными патентами и ацкими костылями.. Покрашено красиво.. Что там внутри неясно.. очередной франкенштейн бесмерного распила бабла и закулисной возни звезднополосатого военпрома. А отдуваться то пилотам.. И судя по тому, что они науевертили с 35-ым, отдуваться придётся часто.. К гадалке не ходи, ибо одно двигло - это одно двигло..
  17. +3
    21 декабря 2020 16:13
    Посмотрел ролики и представил, как из МиГ-29 вылетает пилот и с добавочным ускорением от движка кресла размазывается по земле. Какая прелесть... Ничего, что кресло должно спасать пилота при любом положении самолета в пространстве, любой скорости (условно) и при любом манёвре?
    К тому же, насколько я помню, требования к катапультируемым креслам у янки куда мягче русских, отчего и гораздо бОльшая травмоопасность. Хотя вес кресел меньше. Так что смотреть, что делают "там" следует, но перечеркивать свой уникальный и куда более эффективный путь нельзя.
  18. 0
    21 декабря 2020 16:46
    Главный минус капсулы - она больше. Выше вероятность повреждения вместе с самолётом и выше вероятность заклинивания в направляющих.
  19. 0
    21 декабря 2020 16:56
    Александр, спасибо за статью! Не так часто встретишь статьи на доступном языке!
    Мерси )
  20. +1
    21 декабря 2020 19:11
    Александр, спасибо за интересную статью и видео - фотоподборку!
  21. +1
    21 декабря 2020 20:09
    Конечно написано не всё, но я могу дополнить. Если лётчик катапультировался, а потом вспомнил, что забыл зажигалку в самолёте, или хочет продолжить полёт он нажимает кнопку антикатапульт и кресло догонят самолёт и точно усаживает его там, где он сидел иногда даже с риском для самолёта. Это же Америка и трепаться там не любят.
  22. Out
    +1
    21 декабря 2020 23:52
    Если не ошибаюсь на миг-21 пилота защищал фонарь при катапультировании - это к теме о капсулах и кабинах)))
  23. 0
    22 декабря 2020 09:01
    И что? Какие выводы надо делать? Что-то ничего про разработки в России.
  24. 0
    23 декабря 2020 01:13
    Кресло по цене 17 миллионов рублей за штуку. Ну-ну!
    1. 0
      5 января 2021 18:50
      Чего хотел ,пиление братец пиление..Новый миноискатель для МО РФ -600 т.р.Полный Ларгус.
  25. +1
    23 декабря 2020 11:44
    Цитата: Гиви_49
    Мало дать возможность пилоту покинуть ЛА, думаю, пора расширить функции системы спасения, чтобы сбитый пилот не пассивно приземлялся на парашюте на территорию противника навстречу своей гибели, а имел бы возможность улететь в более безопасное место, где его точно спасут или вернуться на свой корабль. .....

    Вы думаете об этом сейчас, а я видел упоминание подобных проработок в журнальной статье в 1971 году (50 лет назад!!). Катапультное кресло, как основа мини-летательного аппарата, дающего возможность пилоту пролететь несколько десятков километров и выбрать момент использования парашюта. Но, очевидно, пока все остается по-старинке. А вот за что Вас заминусовали мне не понятно.
  26. Lew
    0
    24 декабря 2020 14:07
    расширенная лекция , а точнее детский ликбез, по вводу в курс дела, что такое катапультное кресло и зачем оно нужно. При чем тут американская туфта, не понятно.
    И какая чушь с наклонением головы во время катапультирования!! Автор, ты где такой чуши начитался?
    Впрочем, чем больше амеров и натовцев в целом, будут так наклонять голову, тем меньше будет кого нам сбивать!)))
  27. +1
    25 декабря 2020 15:43
    Самому реально не доводилось катапультироваться (летал на креслах КМ-32). Но при тренировках на НКТЛ на земле ловил себя на том, что подбородком ударялся о колено в застопоренных полностью ремнях. Считаю, что в кресле чем проще системы, тем надежнее, чем больше наворотов тем больше вероятность отказов. Про капсулы вообще не для боевого самолета (при повреждении вообще не выбраться из кабины).
  28. 0
    27 декабря 2020 09:18
    Отличная статья.Автору-респект! А то всё про пушки,ракеты и пулемёты ,а как от них спастись редко где вопрос освещается.
  29. 0
    27 декабря 2020 15:06
    Вопрос, а эти кресла , кого то спасли, применялись в боевой обстановки, данных нет. Наши уже имели место применятся. Вот как они будут действовать, после этого и судить надо.
  30. 0
    29 декабря 2020 11:59
    Они бы тест в перевёрнутом полете показали, или хотя бы с нулевой скорости, а так - идеальные условия.
  31. 0
    30 декабря 2020 20:23
    Капсула-для морской авиации спасенье. А когда "сухопутникам" летающую платформу-кресло придумают?
  32. 0
    5 января 2021 18:48
    Ни о чем чисто аналитика,ну присобачили сеть ,остальное все стандартно-скорость 500-700 .Сиди и жди скорость.
  33. 0
    4 марта 2021 18:10
    то есть пилот перед катапультированием должен выровнять машину иначе я не представляю как пилот выйдет из опасной зоны когда машина идет вверх скажем да еще по радиусу

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»