Военное обозрение

Колесная САУ для армии США. Накануне испытаний

13

XM1299 - будущее гусеничной самоходной артиллерии США. Фото US Army


Армия США приняла решение о закупке 155-мм самоходных гаубиц на колесных шасси. Прямо сейчас Пентагон принимает и рассматривает заявки потенциальных подрядчиков и определяет претендентов на контракт. В начале следующего 2021 г. планируется запустить сравнительные испытания. Техника разных типов покажет свои боевые возможности, а лучший образец может стать предметом крупного контракта.

Накануне испытаний


Год назад стало известно, что армия США прорабатывает вопрос поиска, закупки и постановки на вооружение САУ с орудием калибра 155 мм и колесным шасси. Предполагается, что такая техника позволит сохранить огневую мощь самоходной артиллерии на требуемом уровне, но повысит ее мобильность, а вместе с тем и живучесть. Позже открыли прием заявок от производителей такой техники. Для ускорения работ решили принимать к рассмотрению только готовые образцы.

К настоящему времени стало известно о подаче нескольких заявок от известных производителей техники; в основном речь идет о серийных САУ, уже состоящих на вооружении разных стран. Часть предложений уже одобрена и допущена до следующего этапа программы, а также подписаны контракты на поставку техники для проведения испытаний.


Опытная САУ AM General Brutus. Фото AM General

По условиям этих контрактов, в течение первых недель следующего 2021 г. компании-разработчики должны будут предоставить по 18 самоходок своей разработки. Технику доставят на полигон Юма (шт. Аризона) для проведения огневых испытаний и сравнения. Сроки проведения этих работ пока не уточнялись. Кроме того, еще не утвержден окончательный план действий Пентагона после окончания сравнительных испытаний.

Претенденты на контракт


На данный момент определены пять участников будущих испытаний из разных стран. Любопытно, что в программе участвует только один образец американской разработки, причем он, в отличие от других конкурсантов, пока не производится серийно и не состоит на вооружении какой-либо страны.

Единственный американский участник будущих испытаний – САУ Brutus от компании AM General. Она выполнена на трехосном грузовом шасси и оснащена оригинальной артиллерийской частью с улучшенными противооткатными устройствами. Вооружение – гаубица M776 с цифровой системой управления огнем и ручным заряжанием.


Один из вариантов САУ BAE Archer. Фото BAE Systems

Компания BAE Systems представит на испытания боевые машины Archer. Такая САУ может строиться на шасси разных типов и использует артиллерийскую систему с максимальной степенью автоматизации. Операции по подготовке к стрельбе, расчет данных и перезарядка осуществляются автоматически или по командам оператора.

Компания Global Military Products в сотрудничестве с сербской Yugoimport предлагают свою САУ NORA B-52. Это изделие выполняется в разных модификациях и комплектациях. Поздние версии имеют развитое бронирование, оснащены автоматом заряжания и другими системами, берущими на себя основные операции.

Французская Nexter отправит на испытания самоходку CAESAR. С технической точки зрения эта САУ мало отличается от других конкурсных образцов. При этом она является одним из самых старых представителей своего класса и может похвастать большим количеством экспортных заказов.

На днях стало известно, что к испытаниям допущена израильская самоходка ATMOS Iron Sabre от израильской компании Elbit Systems. Это 155-мм гаубица на трехосном шасси с ручным заряжанием и развитыми средствами управления огнем. В зависимости от пожеланий заказчика, возможны те или иные доработки и изменения.


Разные модификации САУ NORA. Фото Wikimedia Commons

В профильных зарубежных СМИ упоминается возможность участия в программе ряда других производителей. Так, свои варианты колесных САУ имеются у Южной Кореи, ЮАР, Словакии и т.д. При этом неизвестно, какие из компаний подавали заявку, и кто из них в ближайшее время получит приглашение для участия в сравнительных испытаниях. Вполне возможно, что новости на этот счет появятся в самое ближайшее время.

Потребности армии


В настоящее время в армии США сложилась неоднозначная ситуация с самоходной артиллерией, и нынешний конкурс должен найти выход из нее. 155-мм гаубичная артиллерия представлена бронемашинами семейства M109, а в будущем ожидается появление новой САУ XM1299. Это гусеничные машины с ограниченной мобильностью и достаточно высокой стоимостью эксплуатации.

Более дешевыми и мобильными являются колесные образцы, и этот класс пока представлен только изделием M1128 MGS на платформе Stryker. Однако такая САУ предназначается для непосредственной поддержки огнем прямой наводкой, несет пушку калибром лишь 105 мм и имеет массу недостатков эксплуатационного характера.


Самоходка CAESAR на стрельбах. Фото Nexter Group

Причины этой ситуации достаточно просты. До недавнего времени в Пентагоне попросту не видели смысла в разработке и принятии на вооружение колесных САУ с орудиями больших калибров. Для борьбы с плохо подготовленным и оснащенным противником в Афганистане или Ираке вполне хватало самоходки поддержки M1128.

Однако в последние годы доктрины и стратегии поменялись, и теперь армия США готовится к борьбе с развитой армией противника. Среди прочего, это требует усовершенствовать самоходную артиллерию. Необходимо, как минимум, сохранить боевые характеристики и повысить мобильность. В других странах эти вопросы уже были решены путем разработки колесных САУ. Теперь их опыт в полной мере заинтересовал Пентагон.

Потенциальные победители


Точные требования армии США к перспективной САУ остаются неизвестными. Поэтому пока не удастся оценить, какой из конкурсных образцов более полно соответствует пожеланиям заказчика и имеет большие шансы победить. Простое сравнение образцов по заявленным характеристикам тоже затруднительно, поскольку каждый из них имеет то или иное преимущество перед конкурентами.


Израильская САУ ATMOS. Фото Elbit Systems

Так, САУ Brutus от AM General отличается простотой конструкции и дешевизной производства: она строится с применением серийного шасси и гаубицы, а с нуля нужно делать только оригинальную орудийную установку. Archer от BAE Systems имеет удачный автомат заряжания, обеспечивающий высокий темп стрельбы, в т.ч. на разных режимах. Компания Elbit Systems предлагает клиентам корректировать технический облик своей самоходки ATMOS в соответствии с их пожеланиями. При этом все образцы имеют схожую подвижность, обеспечиваемую современными шасси.

Возможно, из-за близости тактико-технических характеристик и отсутствия решающих преимуществ у тех или иных образцов, Пентагон еще даже не выбрал наиболее интересные. Ожидаемые сравнительные испытания помогут прояснить ситуацию и определить реальные характеристики техники – а также их соответствие пожеланиям заказчика.

Проблемы выбора


Старт сравнительных испытаний нескольких колесных самоходок назначен на начало 2021 г. Более точная дата пока не сообщалась; также остается неизвестной их продолжительность. Контракт на поставку опытной техники для этих мероприятий уже получили пять компаний, в основном иностранных. В ближайшее время могут объявить о новых участниках.

При всей нынешней неопределенности, отдаленные последствия текущей программы очевидны. Армия США определилась с необходимостью колесных самоходок и теперь ищет наилучший образец этого класса из существующих. Соответственно, в ближайшем будущем должен будет появиться контракт на крупную серию, а еще через несколько лет армия получит принципиально новые боевые возможности. Конечно, если представленные на испытания образцы соответствуют ожиданиям Пентагона.
Автор:
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. serg.shishkov2015
    serg.shishkov2015 22 декабря 2020 06:24
    +5
    История движется по кругу! Первые автопушки ПМВ, включая российские, затем наши 29К и СУ-12, КСП-76 и снова колёсные САУ начинают приобретать популярность во многих странах, Южноафриканская G-6 и чешская ДАНА раньше как местная экзотика считались!
    1. Вождь краснокожих
      Вождь краснокожих 22 декабря 2020 06:30
      +6
      Полностью с вами согласен. А ведь совсем недавно на "Арчер" и "Цезаря" смотрели как на экзотику или прихоть.
      1. Лексус
        Лексус 22 декабря 2020 06:55
        +9
        Коллега hi ,
        "колёса" дешевле "гусениц". И всё тут.
        1. serg.shishkov2015
          serg.shishkov2015 22 декабря 2020 10:20
          +4
          И дешевле и тактическая гибкость выше! Своим ходом по дорогам общего пользования, без погрузки на трейлеры! Спор между гусеницами и колёсами закончился вничью! Кроме, конечно-же ОБТ!
          1. Инсургент
            Инсургент 22 декабря 2020 11:32
            0
            Цитата: serg.shishkov2015
            Своим ходом по дорогам общего пользования, без погрузки на трейлеры!

            Коллега, когда "припечёт", то гусянка безо всяких трейлеров-шмейлеров своим ходом пойдёт и по автомагистралям, если в том возникнет острая необходимость.

            У нас в 2014 году , БМП,"Ноны", танки мотались по асфальту за милую душу от Донецка-Макеевки до Саур-Могилы и обратно ввиду острой нехватки техники. А это в одну строну километров с 70-80...

            Да, естественно, на колёсном ходу САУ более подвижна на твёрдом покрытии чем гуски, но а если дело примет плохой оборот, и противник искромсает ударами дорожное полотно, превратив его в череду воронок и вывороченного асфальто-бетонного покрытия ?
            Здесь гуски возьмут своё yes

            И вообще, стоит видимо учитывать, что САУ в любом исполнении будут двигаться в составе колонн, и поэтому и режим движения будет несколько, а то и весьма значительно отличаться от тех показателей , которые платформа может показать исходя из "табличного" ТТХ шасси.
            1. монстрила
              монстрила 24 декабря 2020 15:37
              0
              Дали прикурить свидомитам!
    2. Владимир_2У
      Владимир_2У 22 декабря 2020 14:06
      +3
      Цитата: serg.shishkov2015
      Южноафриканская G-6 и чешская ДАНА раньше как местная экзотика считались!
      У нас арткомплекс "Берег" с 1988 г. примерно в наличии, не 152 мм., но тоже весьма впечатляет.
      1. serg.shishkov2015
        serg.shishkov2015 23 декабря 2020 06:04
        +2
        Впечатляет! 4-6 САУ,1-2 машины обеспечения боевого дежурства с башней с ПКТ и самоходный КП! Подвижный наследник старой доброй Б-13!
  2. axxmanm
    axxmanm 22 декабря 2020 07:11
    +5
    Если у колесных АУ нет возможности мгновенно стрелять с остановки ( в отличии от гусеничных),
    то может лучше делать буксируемые АУ спроектированные с упором на быстроту развертывания\свертывания с автоматом заряжания и дистанционным наведением ?
    Просто классические буксируемые АУ делались без этих опций, что делало их менее мобильными и требовало очень большого расчёта , что приводило к существенному проигрышу в требуемой современными реалиями ситуации "Быстро подъехал, Быстро отстрелялся , Быстро уехал".
    Кроме того у такой автоматизированной буксируемой АУ быстрого развертывания будет больше гибкости, так как тягачом может быть как колесная так и гусеничная машина.
    Да и в самолет таких больше поместится при транспортировке.
  3. AlexVas44
    AlexVas44 22 декабря 2020 11:10
    0
    Компания Global Military Products в сотрудничестве с сербской Yugoimport предлагают свою САУ NORA B-52 .

    Как вариант, а вдруг : эта NORA B-52 на шасси КамАЗ 63501 с модифицированной советской 152-мм Д-20. laughing laughing
  4. eklmn
    eklmn 22 декабря 2020 17:42
    +1
    Для любознательных...
    US Army объявила конкурс на гаубицу - тесты 2 месяца на полигоне Юма в начале 2021. Участники - Израильская компания Elbit Systems, сербская компания Yugoimport и BAE (шведское подразделение Bofors со штаб-квартирой в Великобритании) подтвердили свое участие в мероприятии. Американская автомобильная компания AM General в сотрудничестве с Mandus Group также будет участвовать. А также Франция и Дания.
    (пер. гугл)
    Israeli, Serbian, And Swedish Self-Propelled Howitzers Are Headed To A U.S. Army Shoot-Off (thedrive.com)
    “Армия впервые объявила в июле, что ищет новые самоходные гаубицы для своих бригад «Страйкер», проявляя интерес только к проектам, которые, по крайней мере, были достаточно зрелыми для запуска в серийное производство, если они еще не были. Служба также стремится к увеличению дальности, скорострельности и мобильности по сравнению с существующими M777.”
    Компания Elbit представила последнюю версию своей автономной системы гаубицы, устанавливаемой на грузовике (ATMOS), также известной как Iron Sabre, которая представляет собой 155-мм гаубицу, установленную на грузовике, со стволом 52 калибра. Экипаж - 4 человека, скорость стрельбы - 5 выстрелов за 30сек, затем смена позиции за 110 секунд.
    https://youtu.be/W72dak1CBCU?t=2
    https://youtu.be/HsPSCb1GFn0
    “BAE Systems Bofor's предлагает Archer, еще одну устанавливаемую на грузовике 155-мм гаубицу 52 калибра. Это оружие, которое также было разработано в конце 1990-х годов, в первую очередь отличается настоящим автоматом заряжания, который подает снаряды в ружье из магазина на 21 патрон. Он также имеет отдельный магазин, загружаемый модульными метательными зарядами.
    https://youtu.be/E3QoVvtPqXY
    Компьютеризированная система управления огнем позволяет экипажу, который может состоять всего из 2 человек, установить желаемое количество заряда и затем выстрелить из пушки по желаемой цели. Экипаж может установить гаубицу всего за 14 секунд, не выходя из-под защиты бронированной кабины, которая также оснащена дистанционным боевым модулем для локальной самообороны, и произвести первый выстрел за 23 секунды. Система может выстрелить четырьмя снарядами в одну и ту же цель и снова начать движение через 74 секунды.
    https://youtu.be/d8x8ITwd4Vg
    Сербская компания Yugoimport через своего американского партнера Global Military Products (GMP) отправляет вариант своей колесной самоходной 155-мм гаубицы Nora B-52 52 калибра.
    https://youtu.be/r9Mj3KVJ__c
    Очевидно, что это становится тенденцией среди такого оружия, последние версии полной системы Nora B-52 включают возможности компьютеризированного управления огнем. Он также имеет автомат заряжания с магазином на 12 патронов, а также место для хранения еще 24 снарядов на грузовике. Самый последний вариант, также известный как Aleksander, представленный в 2017 году, имеет полностью переработанную башню с 155-мм гаубицей.
    https://youtu.be/YNya-XPAsLI
    AM General и Mandus Group представляют Brutus, 155-мм гаубицу с малой отдачей, установленную на стандартное армейское шасси семейства средних тактических грузовиков 6x6 (FMTV).
    Конфигурация Brutus, которая была замечена до сих пор, не включает в себя какую-либо автоматическую систему заряжания и не имеет ствола длиной 52 калибра. Армия также исследовала 105-мм гаубицу с малой отдачей от Mandus Group, установленную на Humvee, известном как Hawkeye, в прошлом.
    https://youtu.be/0Hmglztt9_Y
    “Французская компания Nexter заявила, что заинтересована в участии в перестрелке с последней версией своего дизайна Caesar. На рынке также имеется ряд других колесных самоходных гаубиц, произведенных другими союзниками и партнерами США.”
    https://youtu.be/eFSZigjP5ew

    Ну и последняя новость, за вчера.
    “Армейская дальнобойная пушка попадает прямо в цель на расстоянии 43 миль (70км)”
    https://www.yahoo.com/news/army-long-range-cannon-gets-201914584.html
    (пер. гугл)
    “ Разрабатываемая армейская система артиллерийской артиллерии увеличенной дальности (ERCA) поразила цель в 43 милях - или 70 км на полигоне Юма, штат Аризона, 19 декабря, используя управляемый артиллерийский снаряд Excalibur повышенной дальности.
    Пушка ERCA оснащена шасси гаубицы M109A7 Paladin Integrated Management (PIM) и заменяет орудийный ствол 39 калибра на 30-футовый калибр 58. В сочетании с боеприпасами Excalibur производства Raytheon и XM1113, использующим supercharged propellant, армия смогла значительно увеличить дальность артиллерийской стрельбы.”
    “В этом тесте армия сделала три выстрела. Первый выстрел не удался из-за очень сильного встречного ветра на большой высоте, а второй выстрел имел аппаратный сбой, но третий выстрел доказал, что служба приближается к набору правильного баланса между порохом, конструкцией снаряда и другими факторами, влияющие на увеличение дистанции, сказал Рафферти.”
    “Первый выстрел из-за ветра упал примерно на 100 метров, что, по словам Рафферти, звучит много, но это ближе, если учесть, когда боеприпас должен пройти 70 000 метров. Армия знала, что первый выстрел будет неудачным из-за ветра, но все равно хотела сделать его, чтобы извлечь уроки. Гиббс подтвердил, что на втором снимке армия изменила конфигурацию оборудования и обнаружила аппаратный сбой. В частности, армия добавила изолятор для инерционного измерительного блока, который по сути является амортизатором для противодействия скачку давления в камере. Кроме того, армия продемонстрировала, что «Экскалибур» в том виде, в каком он сейчас находится в инвентаре, выживаемость с более высокой начальной скоростью и давлением, позволяющим достичь 70-километрового диапазона и напрямую поражать цели, добавил Гиббс.”
  5. bars1
    bars1 23 декабря 2020 17:12
    -4
    А ,,Богдана" почему отсутствует?! Неважно что ее нет на вооружении ВСУ, ведь и американская Brutus сейчас в стадии прототипа.
    1. agond
      agond 26 января 2021 14:07
      0
      Глядя на опытную САУ AM General Brutus кажется, что с автомобильного крана на базе МАЗа сняли кран и поставили чего то 155 миллиметровое и больше ни чего не меняли , даже родные выносные опоры оставили , а так САУ хорошо смотрится , лавное из нее не стрелять.