Экспертная оценка снаряжения российских боевых пловцов

122

Источник: casp-geo.ru

В предыдущих своих статьях я рассматривал вопросы концептуального отставания России в сфере обслуживания авиации. И, к сожалению, в сфере подводной деятельности наблюдается схожая картина.

Что, однако, ничуть не мешает российским СМИ регулярно публиковать отчеты о том, как лихо наши боевые пловцы провели очередные учения. Но на основе увиденного большинство зрителей не всегда могут сделать выводы о качестве снаряжения и подготовки этих самых пловцов.



Поэтому сегодня мы более детально разберем всю информацию, которая есть в открытом доступе, относительно наших подводных диверсионных и антидиверсионных групп.

И начать следует с пресс-релиза компании Тетис (занимается вопросами технического обеспечения широкого спектра подводных работ, если говорить коротко – «снарягой»). Про новый Российский дыхательный аппарат АВМ-12, где была изложена логика подхода к российскому снаряжению. Ниже, кстати, продемонстрирован сам новый аппарат.

Экспертная оценка снаряжения российских боевых пловцов

В самом начале пресс-релиза есть абзац, который в свое время внушил мне немало оптимизма:

«Следует отметить, что аппарат АВМ-5 разрабатывался в начале 70-х годов по заданию ВМФ и отражал соответствующий уровень развития подводной дыхательной техники и понимания стоящих перед ней задач. К сожалению, ничего другого отечественная промышленность, десятилетиями работавшая по заданиям военных, серьезно не занимавшаяся изучением потребностей гражданского сектора, а также зарубежного опыта, предложить в течение последующих 20-ти лет не могла».

Речь в этом документе идет о том, что российскими специалистами на момент 2000-х использовались древнейшие, можно сказать, артефакты. Снаряжение концепций 70-х годов, притом в не лучшем исполнении даже для самих тех лет.

Оптимизм внушало и упоминание фундаментальной проблемы – если какой-нибудь тракторист 30 лет проработал на своем старом тракторе и не видел современных решений, то он и не сможет сформулировать качественно иные требования, потому что ничего, кроме своего трактора, и не видел. Ввиду этого у меня теплилась надежда на то, что соответствующие чины посмотрят, как оно на Западе. Ну и уж скопировать-то смогут. Но…

А, впрочем, обо всем по порядку.

Подвесные системы


Первое, что бросается в глаза – отсутствие унификации в таком важном элементе снаряжения, как подвесные системы.

Наиболее удачным вариантом для военных я бы выбрал подвесную систему Хогарта на основе моностропы. Выглядит она примерно так.


В ее основе – металлическая спинка, цельная стропа, D-кольца и брасовый ремень. Данное решение максимально надежно, служит десятилетиями, так как ломаться фактически нечему.

Она подгоняется под любого человека и под конкретные условия погружения за 15 минут, причем идеально с точностью до миллиметра. Универсальна. И позволяет на своей основе создавать бесконечное количество конфигураций, варьируя точки крепления доп. снаряжения. Ниже приведены некоторые варианты компоновки в зависимости от задач.



То есть, как мы видим, все уже давно разработали и предусмотрели. Однако наши «светлые умы» продолжают изобретать велосипед, несмотря на то, что сами же об этой проблеме написали.

«Не остался в стороне от рассмотрения и зарубежный опыт проектирования и эксплуатации воздушно-дыхательных аппаратов для водолазов. Игнорирование ранее этого опыта приводило к тому, что зачастую «изобретался велосипед», а техника оказывалась несовместимой с западной».

Но всё же продолжают игнорировать готовые выверенные решения, которые можно было бы просто списать. И глубокомысленно задаются вопросами:

«Да и водолазы весьма разные – одни выполнят кратковременные спуски на небольшие глубины (спасатели, нештатные водолазы ВМФ и т.п.), другие, наоборот, работают долго и иногда на глубинах до 60 метров. Понятно, что для каждого аппарат не сделаешь, а универсальность – это всегда компромисс между желаемым и возможным».

Рассматривая имеющийся у российских пловцов вариант, остается непонятным – а они вообще предполагают работать с каким-то снаряжением под водой? Полное отсутствие D-колец нельзя назвать никак иначе, кроме как абсурдом. Тот же буксировщик, о котором речь пойдет дальше, необходимо цеплять на D-кольцо.

Баллонная конфигурация


Если кто не понял, на фото изображен наиболее свежий вариант российского акваланга.

В качестве источника газа выбрана спарочная конфигурация с одной первой ступенью. Такое решение самое худшее из всех возможных, так как значительно повышает аварийность. Хотя преимуществом такого решения, безусловно, является цена.

В качестве более безопасного решения можно рекомендовать перейти на использование монифолда с изолятором и две первые ступени.

Что это даст? В случае утечки газа, просто перекрыв изолятор, дайвер гарантированно сохраняет себе половину газа и затем уже может приступать к поиску точного места утечки.

Второе преимущество – в случае отказа первой ступени, обмерзания или любой другой проблемы, дайвер включается в другую ступень, закрывая аварийную стойку, при этом сохраняя доступ к газу в обоих баллонах. Также расширяется возможность для помощи другому дайверу. Но такой вариант будет дороже примерно на 50 тыс. рублей (30 % цены).

Поражает и «логика» выбора объема спарки.

«Выбор 6-литровых баллонов вместо ранее использовавшихся в АВМ-5 7-литровых является вынужденной необходимостью, поскольку 7-литровые баллоны на давление 200 кгс/см2 в нашем Отечестве в настоящий момент, к сожалению, не производят».

Да-да, вы не ослышались. По сравнению с 1970-ми у нас не прогресс. У нас деградация.

Другими словами, общий объем газа в такой спарке идентичен монобаллонной конфигурации 12-литровым баллоном – таким, который дают напрокат в большинстве дайвинг-центров.

Возникает логичный вопрос: «Зачем, вообще, тогда использовать спарочную конфигурацию, если не используются основные преимущества спарки: отказоустойчивость и объем?»

То есть суть в том, что по причине отсутствия у нас баллонов большего объема, невозможно использовать адекватного вида современную конфигурацию.

И по логике здравомыслия – нужно сделать баллоны. Но нет. Мы снова не будем заморачиваться: пусть будет так, как есть. И запас воздуха у наших профессиональных боевых пловцов будет таким же, как и у начинающего любителя, который решил совершить свое первое пробное погружение в Турции.

К слову, этого газа хватит на 45 минут патрулирования в районе Крымского моста. Притом, что декомпрессионные пределы при использовании 32 % Найтрокса переваливают за 2 часа.

Здесь также стоит учесть принципиальную разницу между военным и рекреационным дайвером. Рекреационщик имеет возможность спланировать свое погружение и в любой момент прекратить его. У военного же дайвера есть боевая задача – неизвестно, что он увидит во время патрулирования, и как это отразится на профиле погружения (он может быть вынужден упасть на большую глубину, где расход газа значительно выше). Так, на 40 метрах этого газа хватит всего на 20 минут (без учета каких-либо аварийных запасов и безопасного профиля подъема).

И для сравнения: балонная конфигурация наших «вероятных друзей».


Существует ли способ исправить это?


Несмотря на концептуальную убогость выбранных решений, тем не менее, сохраняется потенциальная возможность для исправления ситуации. Выходом может стать использование дополнительного Stage-баллона с независимой первой ступенью.

В какой-то степени этот вариант может стать даже более практичным для военных целей.
Но данное решение требует продуманной и унифицированной системы креплений. То есть мы снова возвращаемся к пункту 1 – отсутствию нормальной, современной унифицированной подвесной системы.

Система аварийной подачи


Еще одним рудиментом из 70-х годов стало сохранение клапана резервного запаса воздуха.

Суть этой концепции заключается в том, что при достижении определенного давления аппарат затрудняет дыхание, сигнализируя таким образом о том, что запас воздуха иссякает. Предупрежденный дайвер должен вручную открыть клапан подачи при помощи задвижки.

Ирония в данном случае заключается в том, как сохранение этого рудимента было обыграно. Раньше клапан открывал тросик, его закусывало, и были случаи гибели дайверов по причине невозможности открыть клапан. Сейчас же тросик заменили на тягу, что и преподнесено как «улучшение». Хотя адекватным являлся бы полный отказ от подобного решения.

Благо, современный уровень производства позволяет создавать достаточно надежные и точные манометры высокого давления. А подготовленный дайвер должен постоянно контролировать остаток газа и сверять его с планом погружения.

Сухие гидрокостюмы


Одним из существенных факторов риска при работе в воде является переохлаждение. Если человек подвергается переохлаждению, он не в состоянии эффективно выполнять свою работу. Как минимум холод влияет на когнитивные способности, в том числе и на внимательность. Проблема в этой сфере напрямую сопряжена с возникновением нештатных ситуаций даже во время рядовых тренировочных погружений, не говоря уже о выполнении реальных боевых задач.

По этой причине вопрос защиты дайвера от холода является критически важным.
Наиболее эффективным решением является сухой гидрокостюм.

Взглянув на отечественные образцы, становится очевидным, что буквально все в этом костюме было подчинено одной главной цели – максимальной дешевизне.

Традиционно законодателями моды в этой сфере являются такие компании как DUI (поставляет костюмы для американских пловцов) и SANTI.

Справедливости ради, необходимо заметить, что далеко не все свои подразделения комплектуют топовыми решениями в США, как и в других армиях мира. Однако Россия в этом плане делает значительно более сильный уклон в сторону дешевизны.

Первое. Материал костюмов максимально кондовый. Это мешает двигаться, снижает комфорт и затрудняет работу со снаряжением.

Второе. Предельно маленькая размерная линейка плюс отсутствие конструктивных возможностей по подгонке костюма хотя бы по росту. На словах просто невозможно передать все неудовольствие работы в костюме, который плохо подходит по размеру. Как минимум, можно было сделать стандартную систему подгонки по росту.

Третье. Герметичная молния расположена сзади, что делает невозможным ее самостоятельное застегивание или расстегивание. То есть человек не может самостоятельно надеть такой костюм (хотя такое решение встречается в армиях мира повсеместно).

Подводный буксировщик


Буксировщик позволяет дайверу значительно увеличить район патрулирования, расстояние и скорость перемещения под водой, что многократно увеличивает боевую эффективность. Если проходить то же расстояние на ластах, это приведет к увеличенному расходу газа и к утомлению.

По этим причинам подводные буксировщики должны являться неотъемлемым элементом снаряжения. Должны. Но у нас пока не являются.

Недавно была предпринята очередная нелепая попытка создать наше отечественное решение.


Далее цитирую пресс-релизы.

В 2020 году мы с помощью НИОКР в инициативном порядке за собственные средства провели работу по разработке и изготовлению опытного образца под названием «Спрут».

То есть снова решили поставить телегу впереди лошади. Как можно создать хороший продукт, не имея личного опыта эксплуатации подобной техники?

Если неизвестны параметры погружений и задачи, как будут определяться требуемые режимы работы, мощность, запас хода?

«Отмечается, что «Спрут» превосходит по своим параметрам запросы флота, он способен разгоняться под водой до 4,5 узла (более 8 км/ч). Немецкие аппараты Bonex Infinity RS и Rotinor RD2 могут развить скорость только до трёх и четырёх узлов соответственно. При этом российский аппарат вместе с аккумуляторами весит 34 килограмма, немецкие – 40 и 42. Созданный полностью из отечественных комплектующих «Спрут» способен погружаться на глубину 60 метров. ...Ориентировочная дальность плавания – 10 миль, время работы – 130 минут».

Авторы подобных релизов проводят свои сравнения весьма лукаво. Дело в том, что немецкие аппараты выполнены в трёх вариантах - с 1,2 и 4 аккумуляторными отсеками, при этом скорость движения у этих моделей ограничена примерно одинаковыми значениями.


Модель, с которой идет сравнение по весу – самая большая, то есть вес обусловлен наличием большого количества батарей, что находит свое отражение во времени работы – целых 360 минут на максимальной тяге.

Важно также заметить, что максимальная скорость для скутера – понятие очень относительное, так как итоговая скорость будет зависеть от конфигурации снаряжения дайвера и, как следствие, его обтекаемости и сопротивления, поэтому значительно важнее показатель тяги. И, как правило, скорость в таких аппаратах ограничивается искусственно. Те, кто не боится лишиться гарантии, легко (или не очень) снимают это ограничение с целью получить более производительный скутер. Хотя подобное не может не сказаться на сроке службы батарей.

Про то, что в Rotinor RD2 встроен бортовой компьютер с системой навигации, и вовсе решили умолчать. Равно как и про то, что это является готовым и продуманным продуктом, для которого реализованы решения и для десантирования с воздуха, и для крепления на подводной лодке.


Rotinor RD2

Иными словами, получившийся аппарат на порядок хуже западных образцов, а никак не лучше. Что в целом абсолютно логично – наивно полагать, что, не имея богатого технического или пещерного опыта, коллектив, который до этого специализировался на чём угодно, только не на скутерах, с первого раза сможет создать продукт, превосходящий лучшие мировые образцы.

И в этом не было бы проблемы, если бы за всем этим проглядывались хоть какие-то осмысленные перспективы, начинающиеся с адекватной оценки собственных «достижений». Например, «мы сделали первый образец, он хуже западных аналогов, но мы будем работать, и медленно, но верно, шаг за шагом станем его улучшать».

Такая позиция внушала бы оптимизм.

Текущая же ситуация демонстрирует, что проблемы никто не видит в принципе, так как эта поделка (подозрительно похожая на авиабомбу), уже на 146 % лучше западных аналогов и на 200 % опережает «потребности флота».

То есть люди, вообще, ни с этой планеты. И ни о какой настроенности на работу речи даже не идет. При этом наличие собственного буксировщика – крайне важно, так как увеличивает эффективность пловцов на порядок.

Выводы


К сожалению, оснащение наших военных дайверов оставляет желать лучшего. Намного лучшего.

Но самое плохое не это, а то, что те действия, которые предпринимаются, являются скорее имитацией деятельности. Какими-то несогласованными конвульсиями лебедя, рака и щуки.

У командования, похоже, нет понимания, каким должен быть облик современного (именно современного) российского боевого пловца. Это делает невозможным никакое развитие, так как отсутствуют критерии для постановки четкого ТЗ.

Итог был продемонстрирован выше – мы делаем номинально свежую систему, которая является новой лишь по отношению к системе 1970-х годов. Притом, что она умудрилась даже деградировать по объему газа.

В дайвинге снаряжение должно становиться продолжением тела. Знания неотделимы от навыков, а навыки от снаряжения. Все должно быть максимально едино, унифицировано и прописано в стандартах – где крепится режущий инструмент, в каком кармане лежит запасная маска и т.д. Только после того, как будет создана единая система, станет возможным приступить к отработке навыков по ней. До этого существование боевых пловцов как по-настоящему эффективной структуры попросту невозможно.

В сухом остатке можно констатировать, что российские ПДСС (противодиверсионные силы и средства) нуждаются в полноценной реформе. Попытки эволюционно развить абсолютно древнейшие концепции являются бесперспективными и откровенно вредительскими как по отношению к людям, которые идут в воду с таким снаряжением, так и по отношению к производственным возможностям нашей страны.

P. S.


Многие вопросы я не стал разбирать в статье, дабы не утяжелять ее. К ним можно отнести: отсутствие у пловцов приборов, подводных компьютеров, шпульки и буя для маркировки мест всплытия. Отсутствие в системе штатного стропореза на поясе (!), дабы обеспечить к нему доступ двумя руками из любого положения, а не на ноге (что является своего рода кичем и пародией).

При этом могло показаться, что я излишне строг или даже предвзят. Но в завершении в качестве дополнительной иллюстрации реального положения дел приведу говорящую картинку, демонстрирующую подход к выбору снаряжения для наших элитных подразделений.

122 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    25 декабря 2020 04:51
    Автор явно разбирается в теме, но неужели всё так грустно? Хотя о чём я, натурально двадцать лет деградации и только лет десять как какие то движения начались.
    1. +24
      25 декабря 2020 05:06
      Владимир_2У - Коллега, дело в том, что и в СССР с этим всё было не радостно. Отставали мы и тогда изрядно и перескочить в сейчас в высшую лигу, без опыта, без специалистов просто не реально. Ещё одна беда - ВМФ не нужны крупные серии такого оборудования, а мелкую серию производить не выгодно. За бугром это просто решается, там существуют фирмы живущие за счёт изготовления снаряги для туристов, они нарабатывают свои компетенции годами и для них выпустить небольшую партию изделий с особыми требованиями - не проблема. У нас таких фирм нет и никогда не было.
      1. +4
        25 декабря 2020 05:11
        Цитата: Назар
        Коллега, дело в том, что и в СССР с этим всё было не радостно.
        Не буду спорить, но помню, что была какая то дыхательная система замкнутого цикла не имевшая на то время заграничных аналогов. Её даже применили для съёмок кф "Через тернии к звёздам"
        1. +5
          25 декабря 2020 05:46
          Испытывали изолирующую систему "Амфора" . Было обсуждение на ВО. Стоимость одного к-та на 2016 год была 1,6 миллиона рублей, т.е. на сегодня около 2-х. Акваланги дешевле на порядок, но они пускают пузыри и имеет меньшее время использования. Поэтому использование аквалангов для боевых пловцов раньше не приветствовалось.
          1. +17
            25 декабря 2020 09:40
            Дыхательные системы замкнутого цикла, или ребризеры, используются даже в некоторых не самых дорогих дайв-центрах. Понятно, что ребризеры в Египте врядли встретите, но в дайв-центрах стран ЮВА сертифицированные дайверы предпочитают именно "ребра". А резервные баллоны берут с собой лишь для подстраховки. На С. Марианских о-вах час погружения с баллонами примерно 150 баксов у частников, а в дайв-центрах, как правило, 200. С "ребром" цены на треть дороже. Но и с "ребром" погружение дольше. Кроме того, "ребро" компактнее и позволяет заходить в шип-реки. А с баллонами в шип-реках можно зацепиться за черт знает что. Примерно то же самое я слышал от наших российских дайверов, погружавшихся в сеноты центральной Америки. Но зато резервный баллон в случае чего можно просто бросить на глубине, и не будет жалко.

            Автор статьи правильно ведет свою мысль к тому, что экономия на оборудовании для подводных бойцов - это шаг к провалу заданий перед лицом более подготовленных противников.
            1. +3
              25 декабря 2020 21:45
              Цитата: Александр1971
              Автор статьи правильно ведет свою мысль к тому, что экономия на оборудовании для подводных бойцов - это шаг к провалу заданий перед лицом более подготовленных противников.

              Очень точно подмечено. hi От себя добавлю, что, к великому сожалению, много где хвалёное "импортозамещение" ограничивается переклеиванием бирок. Не удивительно, что "чепчики в воздух бросают", радостно визжат и пускают сопли по поводу каждой "новости" некомпетентные, пустые уря-скакуасы. В ответ на неопровержимые факты безапелляционно, агрессивно, по-хамски переходят на личности и закатывают истерику.
            2. +1
              28 декабря 2020 20:52
              Цитата: Александр1971
              Дыхательные системы замкнутого цикла, или ребризеры, используются даже в некоторых не самых дорогих дайв-центрах.

              есть у меня знакомый. офицер запаса Шайетет 13 в Израиле.
              спросил у него, почему ребризерами не пользуются гражданские аквалангисты. сказал что эта система подходит для опытных специалистов в этом деле. повышенны риск аварий для среднего пользоватиля.
              1. 0
                31 декабря 2020 08:31
                Не думаю, что боевые пловцы средние пользователи. В данном случае риск окупается большей эффективностью.
                1. 0
                  31 декабря 2020 13:52
                  Цитата: LastPS
                  Не думаю, что боевые пловцы средние пользователи. В данном случае риск окупается большей эффективностью.

                  спросил у него, почему ребризерами не пользуются гражданские аквалангисты.
              2. 0
                3 января 2021 15:00
                Цитата: Маки Авелльевич
                Цитата: Александр1971
                Дыхательные системы замкнутого цикла, или ребризеры, используются даже в некоторых не самых дорогих дайв-центрах.

                есть у меня знакомый. офицер запаса Шайетет 13 в Израиле.
                спросил у него, почему ребризерами не пользуются гражданские аквалангисты. сказал что эта система подходит для опытных специалистов в этом деле. повышенны риск аварий для среднего пользоватиля.

                Да, все верно ваш знакомый сказал.
              3. 0
                8 января 2021 11:58
                "Ребра" приобретают все большую популярность и в гражданском "обиходе". Проблема аппаратов (огрубленно) вытекает именно из замкнутого цикла (необходимости поддерживать в газе определенное содержание кислорода и удалять углекислоту, а значит постоянно контролировать состав газовой смеси). Недаром на аппаратах некоторых фирм пишут: "Это оборудование способно Вас убить".
                Военными ребризеры используются диверсионными группами (отсутствие пузырей, значительно более долгое время нахождения под водой). В статье речь шла больше о протводиверсионных задачах, где можно рассекать и на сжатом воздухе.
      2. +3
        25 декабря 2020 22:45
        Цитата: Назар
        ВМФ не нужны крупные серии такого оборудования

        Цитата: Назар
        там существуют фирмы живущие за счёт изготовления снаряги для туристов

        hi
        Так почему бы РФ не разработать то же снаряжение совместно с Beuchat (Франция).
        В советское время арбалет для подводной охоты Tarzan слямзили у Beuchat.
        В спорттоварах он продавался под названием Р-1.







        Баллоны можно купить и у Catalina Cylinders, которая производит какие хочешь, и для чего хочешь.
        Высокого и низкого давления, металлические и композитные.

        С москитным флотом как было?
        Разработали патрульный катер проекта 03160 "Раптор" на базе Combatboat 90 (Щвеция).

        Правда, флот толком не знает, что ему нужно, а конструкторы и производители – что предлагать и на какие требования ориентироваться.
        Иными словами, у ВМФ до сих пор нет четкой политики.

        раньше в России существовала мощная военно-морская структура и определением требований к малому флоту занимались управление кораблестроения или замглавкома ВМФ по вооружению, то теперь "всё по-другому и корабли, катера могут заказывать танкисты

        Отставной главком, адмирал флота, пожелавший остаться неизвестным
        1. +1
          25 декабря 2020 23:26
          Теперь вряд ли кто-то захочет с санкциями связываться. А сами уже ничего не могут. hi
          1. +6
            26 декабря 2020 00:00
            Цитата: Лексус
            Теперь вряд ли кто-то захочет с санкциями связываться

            Ты приходишь ко мне, я через завсклада, через директора магазина, через товароведа, через заднее крыльцо достаю ... санкционный товар wink
            1. +1
              26 декабря 2020 00:02
              Вот как раз и достают "из-под полы"... сами при этом сделать не в состоянии.
              1. +3
                26 декабря 2020 00:05
                Цитата: Лексус
                сами при этом сделать не в состоянии

                Катера проекта 03160 "Раптор" строят же
              2. +3
                26 декабря 2020 00:11
                После бани укради, но выпей - фельдмаршал Суворов.
                Неважно каким образом, но оснастить бойцов, и повысить обороноспособность страны.
                Вы не согласны?
                1. +1
                  26 декабря 2020 00:13
                  Есть важнейшие направления, в которых подобные схемы не работают. Передовая электроника, например. Без неё любая современная техника - негодный хлам.
                  1. +2
                    26 декабря 2020 00:22
                    Вы про габаритные модули, или про микрухи?
                    1. 0
                      26 декабря 2020 00:29
                      Швах начинается с мелочей.
                      1. +4
                        26 декабря 2020 00:36
                        Мой бывший шеф часто повторял:
                        - если надо привезём хоть из Америки.
                        Но мы iT-шники из Молдавии. Импорт комплектующих.
                        Ситуация другая.

                        Мой приятель из Севастополя говорил, что санкци - для прессы.
                        Ikea там открыла гигантские склады.
                        Любой товар из каталога доставляют за сутки.
                        Разве что переименовались для РФ.
                        Вот и все санкции.
                        Ничего личного: только бизнес.
                      2. +1
                        26 декабря 2020 00:46
                        Где отечественные АФАР и ВНЭУ? Почему матрицы в тепловизорах - белорусские? Мне недостаточно комфортно пожрать и испражниться, в отличие от "кучи" моих недоброжелателей на сайте. "Мне за державу обидно." (С) Приятно было побеседовать, но я ещё не всем ответил.
                      3. +1
                        26 декабря 2020 00:53
                        Цитата: Лексус
                        Приятно было побеседовать

                        Взаимно!
                        Вспомнилось...
                        Для актового зала Академии Наук нужен был экран с электроприводом шириной 7 метров.
                        Легально было долго.
                        Быстро, и дешевле привёз цыган на бусике.
                        ХЗ как он пересёк границу...
                      4. 0
                        26 декабря 2020 01:15
                        Цитата: Mister X
                        ХЗ как он пересёк границу...

                        "Позолотил" ручку... и не одну. laughing
                      5. +2
                        26 декабря 2020 02:02
                        Цитата: Лексус
                        "Позолотил" ручку... и не одну.

                        Цыганка с двумя маленькими детьми звонит в квартиру нового русского – перед ней мощная металлическая дверь с кучей всяких прибамбасов и засовов. Открывает хозяин. Цыганка:
                        - Красавец, позолоти ручку!
                        Новый русский:
                        - Ты чё, в натуре! Её же вместе с дверью снимут...
                      6. 0
                        26 декабря 2020 02:08
                        От меня как чёрт от ладана шарахаются, когда "лохов" от них отваживаю.
                      7. +1
                        26 декабря 2020 11:07
                        Есть какие-то способности?
                      8. +1
                        26 декабря 2020 14:45
                        Я им встречно погадать предлагаю.
                      9. +1
                        26 декабря 2020 18:09
                        Что-то про казённый дом? wink
                      10. +3
                        26 декабря 2020 18:10
                        Их этим не очень-то и напугаешь. Но жить хотят. smile
    2. +11
      25 декабря 2020 05:20
      Ну вот здесь все у нас очень даже неплохо - плюс к
      СПП-1: Специальный Пистолет Подводный и
      АПС-5: Автомат Подводный Специальный, есть еще уникальный
      АДС: Автомат Двухсредный Специальный

      российские ПДСС (противодиверсионные силы и средства) нуждаются в полноценной реформе.

      Здесь не поспорить...
    3. +4
      25 декабря 2020 08:09
      Это не движения, это конвульсии.
    4. +2
      25 декабря 2020 08:33
      Цитата: Владимир_2У
      и только лет десять как какие то движения начались.

      1. +5
        25 декабря 2020 13:25
        А причем здесь такса, которая 5 минут в жидкости "поплавала"?
        1. +2
          25 декабря 2020 14:21
          Цитата: Александр Воронцов
          А причем здесь такса,

          Это "боевая такса"!
    5. +19
      25 декабря 2020 09:38
      Цитата: Владимир_2У
      Автор явно разбирается в теме, но неужели всё так грустно?

      Увы, да (
      Цитата: Владимир_2У
      Хотя о чём я, натурально двадцать лет деградации и только лет десять как какие то движения начались.

      Во-первых это, во-вторых сфера деятельности уж очень специфическая.

      И самое страшное это концептуальное отставание.
      К примеру на западе есть четкие стандарты в некоторых системах обучения, где досконально прописана конфигурация.
      И я могу не знать француза, японца и китайца, но я буду знать что у них в правом кармане. А что в левом. Где у них стропорез в случае чего и что самое главное - их снаряжения это зеркальное отображение моего. Я могу бегло оценить всего ли ОК у него со снаряжением, и так же не зная языка указать на что-то и он поймет в чем дело.

      А у нас, смотришь фотографии - три человека и у каждого своя трассировка.
      Это вопрос о производстве чего-то еще даже не поднимался.
      1. +1
        25 декабря 2020 09:42
        Цитата: Александр Воронцов
        И я могу не знать француза, японца и китайца, но я буду знать что у них в правом кармане.
        Плюс или минус в боевой обстановке не берусь судить, но в парамедицине это принципиальное преимущество.
    6. -4
      25 декабря 2020 14:46
      Цитата: Владимир_2У
      Автор явно разбирается в теме,

      Автор навешал лапши относительно АВМ-5, но ничего не сказал про свежий АВМ-12.
    7. 0
      2 марта 2021 15:11
      В чём разбирается автор, в расписании уроков в школе? А куда делись по его мнению аппараты ИДА, замкнутого типа? Стоящие на вооружении как водолазов - разведчиков СпН, так и боевых пловцов ПДСС, (кто в теме знает разницу)?! Куда он дел ПРОТОНЫ и СЕРЕНЫ, я про буксировщики?! Прежде чем писать, просто изучите матчасть!
  2. +2
    25 декабря 2020 04:59
    Вот последняя картинка всё и разъяснила - никто в спецуре не будет пользоваться убогими недоделками, для спецов всегда найдут способ прикупить за бугром качественный "обвес".
    То что нужно создавать своё и не в разнобой, а системно - автор прав, только кто эту систему выстраивать будет ?
    1. +1
      25 декабря 2020 06:50
      Так для кого тогда предназначено описанное изделие?
      1. +5
        25 декабря 2020 11:21
        Для МО, чтобы оно его купило. Причем, не удивлюсь, если еще и дороже нормальных аналогов. А военные потом за свой счет что себе надо купят - как у нас во многих местах в армии.
  3. 0
    25 декабря 2020 05:03
    То есть, как мы видим, все уже давно разработали и предусмотрели. Однако наши «светлые умы» продолжают изобретать велосипед,

    Это ужет не изобретение велосипеда, это хождение по граблям.
    Ну почему не взять самое лучшее, можно добавить что то своё и получить готовое удобное к прменеию изделие.
    А про грабли я сказал потому, что опять начали привлекать к работе дилетантов которым абсолютно не интересно мнение людей которые будут работать с тем, что они выпустили.
    Может я и не прав, но действительно страшно с чем работают наши боевые пловцы
    1. -2
      25 декабря 2020 07:21
      Ну почему не взять самое лучшее, можно добавить что то своё и получить готовое удобное к прменеию изделие.
      Беда в том что мы даже в военных разработках оглядываемся на патенты и лицензии. Поэтому низззя просто взять лучшее и повторить. Мы же не целеустремлённый Китай со своей прагматичностью. Мы же все такие "белые и пушистые" как заявлено.
  4. +6
    25 декабря 2020 05:10
    Я даже и не знал, что кто-то в нашей стране еще разрабатывает легководолазное снаряюение. Всегда считал использование кислородных изолирующих аппаратов прерогативой специальных подразделений, а оказывается используют и акваланг. Даже стало интересно где происходит разработка современных легочных автоматов. Аппараты с замкнутым контуром дыхания позволяют значительно дольше находиться под водой и поэтому входят в комплект снаряжения для боевых пловцов, а акваланги используют только для аварийно-спасательных, исследовательских работ. Или мы уже не в состоянии производить гораздо более сложное легководолазное снаряжение, такое как изолирующие аппараты. Трехболтовку бы еще применили.
    1. -4
      25 декабря 2020 05:21
      Цитата: Konnick
      Или мы уже не в состоянии производить гораздо более сложное легководолазное снаряжение, такое как изолирующие аппараты.

      Похоже не в состоянии recourse
      1. +1
        25 декабря 2020 10:37
        Цитата: Липчанин
        Похоже не в состоянии

        Я думаю, принципиально, в состоянии. Но для серьезных разработок нужны средства, которых нет. Или нужно серийное производство, подстегнутое соответствующим спросом. В старые времена даже в Челябинске, совсем не морском городе, была морская школа ДОСААФ с подготовкой пловцов-подводников. Я сам там учился плавать еще на АВМ-1 (с редуктором на баллонах и двумя гофрированными шлангами от него, даже тогда, в 1977, мы его считали древностью) и, бывало, получалось поплавать с АВМ-5 или Украиной. Сегодня, по моей информации, такой подготовки уже нет. Насколько она массовая в стране судить не берусь, но в Крыму дайверы, которых я видел, ныряют на импорте или на старье советского производства. Поэтому рынок потребителей этого оборудования не очень большой. А потому без ГПВ ждать прорыва в этой отрасли не приходится.
        1. +11
          25 декабря 2020 11:35
          Цитата: Hagen
          Но для серьезных разработок нужны средства

          Уже не нужно ничего серьезного разрабатывать.
          Стропу с металлической спинкой?
          На западе уже все сделали и по части медицинских вопросов связанных с погружениями. И по части эргономики снаряжения (что где как крепить и чем). И по части отсеивания менее удачных конструкторских решений в сфере дыхательных аппаратов.
          Все можно списывать, не нужно ничего изобретать.
          1. +1
            25 декабря 2020 11:38
            Цитата: Александр Воронцов
            Уже не нужно ничего серьезного разрабатывать.

            В общем-то согласен. Там нет ничего "заоблачного". Но нужна производственная линия и заинтересованные энергичные производственники с обратной связью от эксплуатации. Не удивлюсь, если подобным займется "Калашников".
            1. +3
              25 декабря 2020 12:11
              Hagen (Hagen) - Серийность маленькая, цена уйдёт за облака.
              1. +1
                25 декабря 2020 12:51
                Цитата: Назар
                Серийность маленькая, цена уйдёт за облака.

                Вы правы. Я ровно о том же... плюс последствия высокой цены winked
          2. +2
            25 декабря 2020 12:07
            Александр Воронцов - Вы написали : "Уже не нужно ничего серьезного разрабатывать." - так на производстве реальных комплектов много не отпилишь, а вот на НИОКР - годами можно "буджет осваивать" и притом за результат никто не спросит. Дошло до того, что министр МО при заказе корветов, особым условием выставил - "и чтобы никаких НИОКР" - от дожили belay
            А просто скопировать буржуйские - много ль с этого корысти?
            1. +1
              31 декабря 2020 12:57
              А просто скопировать буржуйские - много ль с этого корысти?

              Запускаешь НИОКР и в его рамках копируешь, кого там волновать будет, что получившийся продукт суть есть копия общемирового стандарта, зато боевые пловцы получат нужное оборудование. Это прям еще ничего такой вариант по современным реалиям.
    2. +6
      25 декабря 2020 07:25
      Всегда считал использование кислородных изолирующих аппаратов прерогативой специальных подразделений.

      Глубину погружения в кислородниках помните? А кислородное голодание и прочие прелести связанные с этой аппаратурой?
      Интересно, почему-то никто не вспомнил про ребризеры (даже сам автор) у которых и глубина погружения, и время пребывания под водой просто несравнимы с кислородниками и воздушнобалонниками.
      1. +12
        25 декабря 2020 10:26
        Цитата: Морской Кот

        Интересно, почему-то никто не вспомнил про ребризеры (даже сам автор) у которых и глубина погружения, и время пребывания под

        Я начал писать, но получилось 2 страницы материала, которые заканчивались примерно так - "теперь вы понимаете почему было бессмысленно это обсуждать в контексте темы".
        Из уважения к времени читателей я решил не делать такой "финт"))
        Возможно отдельной темой опубликую, немного доработав, если кому интересно будет.
        1. +6
          25 декабря 2020 10:37
          Добрый день, Александр. hi
          Мне, например, интересно будет, сам в своё время походил по 3-ей группе специализации, на Чёрном и на Белом, хуже чем на канале им. Москвы нигде не было. Но вот ребризер так и не попробовал.
          Друг у меня был, Сергей Черкашин, рано ушел из жизни, к сожалению, так он у нас в стране был одним из первых специалистов по ребризерам, очень хвалил эту аппаратуру, он на них тренировал спецуру из МЧС. Мне, правда, не светило: "Я тебя, -- Говорит -- После инсульта, глубже, чем на двадцать метров не пущу." Вот так я мимо ребризера и проехал, чего там с ним на двадцати метрах-то делать. request
      2. +3
        26 декабря 2020 00:15
        "Глубину погружения в кислородниках помните? А кислородное голодание и прочие прелести связанные с этой аппаратурой?" Вы неперепутали кислородное отравление с кислородным голоданием?
        1. +1
          26 декабря 2020 23:28
          Я ничего не перепутал, написал коротко, потому как не собирался печатать здесь инструкцию по правилам пользования Индивидуальными Дыхательными Аппаратами:

          "В результате падения парциального давления кислорода в дыхательной газовой смеси понижается и парциальное давление в альвеолярном воздухе легких. В этих условиях кровь недостаточно насыщается кислородом, а ткани организма начинают испытывать недостаток кислорода, и как следствие наступает кислородное голодание."(с)

          Кислородное отравление развивается при дыхании смесью с повышенным парциальным давлением кислорода.
          1. Превышение глубины спуска сверх 20 м и допустимого времени дыхания чистым кислородом.
          2. Превышение допустимого содержания кислорода в дыхательных смесях (неисправность кислородного переключателя или редуктора).
          3. Попадание воды в регенеративное вещество «0-3».
          4. Неправильное включение в аппарат при выходе по буйрепу (открытие вентиля кислородного баллона до повышения давления в шлюзовом устройстве или отсеке).
          1. 0
            28 декабря 2020 22:34
            Если речь идет о кислородных аппаратах, то при каких условиях возникает падение парциального давления кислорода? belay request
  5. -1
    25 декабря 2020 05:47
    Цитата: Кроу
    Ну вот здесь все у нас очень даже неплохо - плюс к
    СПП-1: Специальный Пистолет Подводный и
    АПС-5: Автомат Подводный Специальный, есть еще уникальный
    АДС: Автомат Двухсредный Специальный

    российские ПДСС (противодиверсионные силы и средства) нуждаются в полноценной реформе.

    Здесь не поспорить...

    А здесь не про это.
  6. +1
    25 декабря 2020 07:13
    Читал с удовольствием. Мало того, почерпнул много интересного для себя. Спасибо автору за качественный подход к теме.
  7. +2
    25 декабря 2020 07:31
    Да..Грустненько...Стыдоба...
    А мы над чубатыми смеемся...
  8. +5
    25 декабря 2020 07:33
    Да, сейчас у нас куда ри кинь, всюду клин. Последние профессиональные конструкторские кадры покидают свои КБ, а новых нети , с нашей системой образования, не предвидится. Преемственность поколений утрачена. Теперь практически во всех сферах процветает дилетантизм и даже толково скопировать, как это делают китайцы и когда-то делали мы, не могут и не желают. Изобретают очередной велосипед и пытаются его втюхать за бюджетные деньги
  9. -10
    25 декабря 2020 07:50
    мнимое преимущество техники в пару процентов.

    Если что надо и так покупается в любой компании. Сравнивать надо людей. А если сравнивать спецназ, в пeрвой десятке нету ни США ни Англии ни Франции ни Израиля.

    США просирает все свои спецоперации самым немыслимым позорным способом.
    А насчет технологических преимуществ - жидкостное дыхание есть только в РФ.
    Глянцевые баллоны блекнут рядом с этим.
    1. +2
      25 декабря 2020 11:14
      Таки уже разработаны и применяются технологии жидкостного дыхания?
      1. +1
        26 декабря 2020 18:42
        Цитата: ares1988
        Таки уже разработаны и применяются технологии жидкостного дыхания?

        Разработаны то они очень давно, а вот применяются ли, не знаю.
        1. +1
          27 декабря 2020 11:38
          Ну про эксперименты с мышами и таксами я знаю. Вопрос в том, что между экспериментами и "живым" агрегатом, который регулярно используется бойцами на задании - дистанция очень большая. Насколько мне известно, сейчас технологии жидкостного дыхания не продвинулись дальше "животинка несколько минут подышала жидкостью и даже не померла".
          1. +1
            29 декабря 2020 18:17
            Цитата: ares1988
            Ну про эксперименты с мышами и таксами я знаю. Вопрос в том, что между экспериментами и "живым" агрегатом, который регулярно используется бойцами на задании - дистанция очень большая. Насколько мне известно, сейчас технологии жидкостного дыхания не продвинулись дальше "животинка несколько минут подышала жидкостью и даже не померла".

            Занятно. В конце 70-х читал брошюрку, там, вроде, и человеку заливали в лёгкие некую смесь - дышал. Но спорить не буду. hi
  10. -1
    25 декабря 2020 08:01
    Цитата: Кроу
    Ну вот здесь все у нас очень даже неплохо - плюс к
    СПП-1: Специальный Пистолет Подводный и
    АПС-5: Автомат Подводный Специальный, есть еще уникальный
    АДС: Автомат Двухсредный Специальный


    А к чему такое вооружение если видимость в воде, например, в Черном море не превышает 5-7метров, а в реках и озерах и того меньше. Необходимо разрабатывать сонары для боевых пловцов. Еще в советское время на соревнованиях по подводному ориентированию использовали полусамодельные подводные локаторы. На ВО имеется статья "Охота за нарушителями в портах и гаванях. Обзор зарубежных систем." https://topwar.ru/57070-ohota-za-narushitelyami-v-portah-i-gavanyah-obzor-zarubezhnyh-sistem.html . Прежде чем стрелять надо обнаружить или с этими пулялками сплошной цепью прочесывать? Прежде чем минусовать, гордые за наши подводные автоматы, подумайте - А зачем они слепому бойцу.
    Никто и не занимается кроме нас этой ерундой. Для уничтожения подводных диверсантов есть куча способов. А для боя после выхода на сушу полно другого оружия. Это как с Арматой, сделали и стали репу чесать, а где ее применять.
    1. +1
      25 декабря 2020 08:10
      wassat ернудой)) бггг! чесслово. а можн оподробнее почему типовое оружие ерунда? и какие такие иные средства?
    2. +1
      25 декабря 2020 08:16
      Цитата: Konnick
      Необходимо разрабатывать сонары для боевых пловцов

      У Розова, в цикле "Меганезия" упоминаются сонарные очки, только там вообще был мрак и сплошное задымление. Цикл очень рекомендую.
    3. +6
      25 декабря 2020 12:05
      Цитата: Konnick
      А к чему такое вооружение если видимость в воде, например, в Черном море не превышает 5-7метров, а в реках и озерах и того меньше

      В среднем видимость на ЧМ 15-20 метров. До 30.
      Если учесть что на суше 90% перестрелок с использованием пистолета происходят а дистанциях меньше 10 метров, то 20 метров под водой явно требуют наличия эффективного оружия.
    4. +1
      26 декабря 2020 00:32
      " Видимость в Черном море не превышает 5-7метров" В Черном море видимость почти всегда около 15м, а не очень редко и 25
      1. +2
        26 декабря 2020 11:54
        На Тарханкуте, может быть и 15 (25 как-то ни разу не встречал), а в проливе, как раз, не более 7 метров.
  11. +1
    25 декабря 2020 08:09
    Цитата: Морской Кот
    Интересно, почему-то никто не вспомнил про ребризеры

    Читайте комментарии, просто эти аппараты имеют и русское название - КИП или аппараты замкнутой системы дыхания. На ВО был обзор "Специальное водолазное снаряжение «Амфора».
    "В декабре 2014 года Минобороны приобрело 76 комплектов нового специального водолазного снаряжения (СВС) «Амфора» с замкнутой системой дыхания. На приобретение данных комплектов государство потратило 123,1 миллиона рублей или по 1,6 миллиона рублей за каждый комплект. Данное снаряжение поступило на вооружение подразделений подводного спецназа. В частности его получили бойцы отряда противолодочно-диверсионных сил и средств (ПДСС) Каспийской флотилии."

  12. +6
    25 декабря 2020 08:15
    Напоминает разработку отечественного высокоскоростного поезда "Сокол"... морским ЦКБ! Результат немного предсказуем. Как говорил мой наставник "Родина родила в муках, лучше бы аборт сделала". Хорошо ещё, что авиатехнику железнодорожники не делают. После фиаско с "Соколом" РЖД признало импотенцию в ВСМ и начало закупать немецкие Siemens, что сейчас именуют "Сапсан" и прочие.
  13. +3
    25 декабря 2020 08:41
    Хорошая аналитическая статья, респект автору. Догадывался, что в этой области всё не слишком хорошо, но не знал, до какой степени.
  14. +3
    25 декабря 2020 10:07
    Можно предположить, что распил везде. Несомненно есть люди понимающие что и как надо, но рулят распильщики
  15. -4
    25 декабря 2020 10:11
    Все не просто, а очень просто - ВС РФ пока что имеют полный доступ к любому импортному снаряжению аквалангистов за розничные цены, тогда зачем платить больше за НИОКР отечественного снаряжения.

    Вот когда и тут введут санкции, тогда и появятся у нас отечественный D-кольца и все остальное laughing
    1. +7
      25 декабря 2020 11:37
      Цитата: Оператор
      Все не просто, а очень просто - ВС РФ пока что имеют полный доступ к любому импортному снаряжению аквалангистов за розничные цены, тогда зачем платить больше за НИОКР отечественного снаряжения.

      Вот когда и тут введут санкции, тогда и появятся у нас отечественный D-кольца и все остальное laughing

      Проблема в том, что они плавают не в импортном, а в специально разработанном отечественном, которое хуже импортного. Т.е. деньги то на разработку того что хуже они все равно потратили.
      1. 0
        25 декабря 2020 12:07
        На фотке спецназа ФСБ все оборудование импортное (почти как у меня - за исключением ребризера) laughing

        А, понял - вы про спецназ ВМФ.
  16. +6
    25 декабря 2020 13:02
    я в 2002 году проходил службу в одной части ПДСС на дальнем востоке и у нас были ИДА-71, это коробка с дыхательным мешком и регпатроном и забавным костюмом( зато пузырьков нет и с поверхности обнаружить водолаза труднее), из оружия АПС и ПСС, оружие норм а снаряга конечно мрак, древняя и убитая в хлам, что сейчас даже подумать страшно.
  17. +4
    25 декабря 2020 13:24
    Цитата: Александр Воронцов
    Цитата: Konnick
    А к чему такое вооружение если видимость в воде, например, в Черном море не превышает 5-7метров, а в реках и озерах и того меньше

    В среднем видимость на ЧМ 15-20 метров. До 30.
    Если учесть что на суше 90% перестрелок с использованием пистолета происходят а дистанциях меньше 10 метров, то 20 метров под водой явно требуют наличия эффективного оружия.

    Как человек обнырявший весь Крым и Кавказ, занмаясь подводной охотой, один раз видел прозрачность 10 метров. В середине ЧМ не нырял, а что там делать?
  18. +4
    25 декабря 2020 13:51
    Главное, что бы реальные боевые плавцы и морской спецназ были не такими даунами, как их показывают в сериале "Морские дьяволы" по НТВ. Иначе никакая аммуниция им не поможет.
    1. +10
      25 декабря 2020 15:59
      Цитата: TatarinSSSR
      Главное, что бы реальные боевые плавцы и морской спецназ были не такими даунами, как их показывают в сериале "Морские дьяволы" по НТВ. Иначе никакая аммуниция им не поможет.

      Проблема в том, что качественно подготовленный дайвер может плавать в плохом снаряжении, но он будет с ним "бороться". И медленно деградировать.

      Но если брать вопрос подготовки - на плохом снаряжении невозможно подготовить хорошего дайвера. Навыки не существуют в отрыве от снаряжения.
      1. +1
        25 декабря 2020 18:41
        Согласен, именно по этому и нужно качественно готовить драйверов и предоставлять им лучшее снаряжение.
      2. +1
        26 декабря 2020 18:56
        Цитата: Александр Воронцов
        Цитата: TatarinSSSR
        Главное, что бы реальные боевые плавцы и морской спецназ были не такими даунами, как их показывают в сериале "Морские дьяволы" по НТВ. Иначе никакая аммуниция им не поможет.

        Проблема в том, что качественно подготовленный дайвер может плавать в плохом снаряжении, но он будет с ним "бороться". И медленно деградировать.

        Но если брать вопрос подготовки - на плохом снаряжении невозможно подготовить хорошего дайвера. Навыки не существуют в отрыве от снаряжения.

        Зачем разведчику с МРП "крутое" снаряжение? Он до берега доберется и выкинет его. Вот и не ломают голову. Вот ПДССники - другой вопрос, но они, как бы, "не на передовой", никто в них и не вкладывается. Так что, в сущности, всё нормально для страны, где "отрицательный рост экономики" даже не обсуждается laughing
  19. +1
    25 декабря 2020 13:58
    Цитата: Оператор
    А, понял - вы про спецназ ВМФ.


    Ребризер гораздо компактнее и позволяет выходить из подводной лодки через торпедный аппарат. С двумя баллонами нельзя, если только перед собой толкать.
  20. +3
    25 декабря 2020 16:15
    Видел фото с советских испытаний малошумных безвинтовых транспортировщиков для боевых пловцов на базе линейного электродвигателя. Но разработка пропала ( засекречено, понятно, было) и о ней никто даже не вспоминает. Не видел, чтобы и за границей такие выпускали.
    Сейчас технически воссоздать ее не в пример проще будет.
    1. +1
      26 декабря 2020 18:18
      Цитата: Avior
      Видел фото с советских испытаний малошумных безвинтовых транспортировщиков для боевых пловцов на базе линейного электродвигателя. Но разработка пропала ( засекречено, понятно, было) и о ней никто даже не вспоминает. Не видел, чтобы и за границей такие выпускали.
      Сейчас технически воссоздать ее не в пример проще будет.

      Подозреваю что проблема с АКБ.
      1. +2
        26 декабря 2020 18:59
        сейчас с АКБ и электроникой намного проще, чем тогда
  21. +3
    26 декабря 2020 01:54
    Цитата: Александр Воронцов

    Увы, да (

    Автор немного не в курсе. На самом деле всё не так плохо.
    Есть ребризер «Бриз», разработанный и воплощённый в «металл» Алексеем Важинским. Причём это ребро одно из лучших на сегодняшний день в мире. И я сам лично видел изготовленные ребра для МЧС. Вроде и заказ из МО был.
    Элементная база электроники была китайская, а вот остальное «железо» наше. И софт полностью разработан Алексеем.
    По поводу подвесок тут вопрос такой, сложный. Я вот сайдмаунт использую. Общепризнанная лучшая конфигурация для пещер и рэков. Подвеска гораздо легче и проще, чем спинка со спаркой. А удобство без комментариев. Если что, устриц ел. И в спарках нырял.
    Так вот, уже давно есть российский производитель подвесных систем. Александр Линёв из Нижнего. В его спинках много кто ныряет по миру. Причём его спинки оригинальной конструкции и собственной разработки. И делает он их из титана, стали и люмишки. По желанию клиента. Делает он так-же крылья, адаптеры, обвязки для стейджей и многое многое другое.
    Так что всё есть. Не нужно ничего копировать.
    Другой вопрос, что нашим властьимущим нужно пилить бабло, а с нашими производителями это сложнее, чем с импортом.
    1. 0
      26 декабря 2020 14:22
      Цитата: КСВК
      Автор немного не в курсе. На самом деле всё не так плохо.
      Есть ребризер «Бриз», разработанный и воплощённый в «металл» Алексеем Важинским.

      Помню еще самые первые посты на форумах, когда выбирали название для этого ребризера и кто-то предложил Бриз. Всем сразу понравилось.
      Проблема ни в этом.
      Здесь пишут о ребризерах как о каком-то чуде. В действительности это же довольно старая система. Как велосипед.
      И проблема не в том, что бы "сделать велосипед", хотя если посмотреть на то какие сейчас делают велосипеды топовые бренды, то становится очевидным что и велосипед велосипеду рознь. Но это уже следующий этап.

      Проблема в том, что бы сначала разработать грамотную систему в масштабе всего флота, а затем ее внедрить. Система, в которой изначально сначала стоит лошадь а уже потом телега.
      А не так что " а ну у нас нет нужных баллонов, по этому сделаем на основе того что есть".


      Так вот, уже давно есть российский производитель подвесных систем. Александр Линёв из Нижнего.

      Повторюсь - ряд вещей можно сделать в гараже. Это не может рассматриваться как проблема для государства с его ресурсами.
      Проблема в том, что 1) отсуствует системность 2) эти решения не внедряются, потому что см. п.1


      По поводу подвесок тут вопрос такой, сложный. Я вот сайдмаунт использую. Общепризнанная лучшая конфигурация для пещер и рэков.

      1) Любая цельная и продуманная система лучше безсистемности. Т.е. вопрос какая именно - это второй вопрос в очереди.

      2) Садйманут не общепризнанная и не лучшая. Это не более чем маркетинг.

      Это старая система, которая использовалась сухими спелеологами.
      Затем современные маркетологи ее достали из аналлов истории, покрасили на новый лад "узкоспециаизированная" заменили на "лучшая".
      1. 0
        26 декабря 2020 16:02
        Цитата: Александр Воронцов

        2) Садйманут не общепризнанная и не лучшая. Это не более чем маркетинг.

        Это старая система, которая использовалась сухими спелеологами.
        Затем современные маркетологи ее достали из аналлов истории, покрасили на новый лад "узкоспециаизированная" заменили на "лучшая".


        Мне всегда было смешно и непонятно, когда вкус устриц громче всего обсуждают те, кто их никогда не пробовал. ;)
        Попробуйте, вам понравится. Только найдите действительно знающего эту конфигурацию человека. Который СМОЖЕТ донести все преимущества этой системы.

        ЗЫ И по статье, простите, но ваш посыл о том, что у нас НИЧЕГО нет в корне неверен. И баллоны у нас есть и технологии их производства. Просто, вполне возможно, отсутствует экономическая целесообразность производства баллонов ВД малого литража. Транспортники производим. Баллоны для ВВД подводных лодок тоже. А там рабочее давление 400 кгс/см2. А уж лёгочные автоматы АВМов вообще могут поспорить по лёгкости дыхания с широкораспиаренными легендами и прочими апексами. А ведь это основной параметр работы ЛА. Так что простите автор, тезисы, поднятые в вашей статье, не соответствуют реальности.
        1. +1
          26 декабря 2020 16:18
          Цитата: КСВК
          Мне всегда было смешно

          Олег, что произойдет на сайдмаунте, если у вас станет аварийной 1 стойка?
          И что произойдет на спарке?

          ЗЫ И по статье, простите, но ваш посыл о том, что у нас НИЧЕГО нет в корне неверен.

          Почему ничего? То, что есть на вооружении наших пловцов я перечислил и продемонстрировал на фото. Кому мало может погуглить.

          Просто, вполне возможно, отсутствует экономическая целесообразность производства баллонов ВД малого литража.

          Вы сейчас пытаетесь придумать, почему у нас "все есть" и мы "все можем", но у пловцов этого нет?

          А уж лёгочные автоматы АВМов вообще могут поспорить по лёгкости дыхания с широкораспиаренными легендами и прочими апексами

          Ну да, осталось только придумать, почему Apeks - мировой бренд, а наши не "имеющие аналогов", какую долю мирового рынка занимают? Почему компании, которые шьют сухари для американских "котиков" - в топе мирового рынка, а наши... какую долю рынка занимают?
          1. +1
            26 декабря 2020 19:18
            Александр,за статью спасибо!
            Но здесь:"Ну да, осталось только придумать, почему Apeks - мировой бренд, а наши не "имеющие аналогов", какую долю мирового рынка занимают? Почему компании, которые шьют сухари для американских "котиков" - в топе мирового рынка, а наши... какую долю рынка занимают?" Вы уже выходите за рамки своей же статьи.Мы о снаряжении боевых плавцов,или об объёмах продаж,маркетинге?Бренд, и необходимые свойства,качество,-несколько разные вещи,не находите?Так же как товар(основное предназначение которого продаваться) ,и изделие(призванное выполнять тот или иной функционал в заданных условиях).
            Тут,в комментариях,отметилось немало подвохов(подводных охотников).Думаю они согласяться со мной,что,например,брендовыми ружьями для ПО("Cressi","Mares",и т.п.) пользуются в основном новички.Предьявляющие повышенные требования переходят на авторские ружья,самоделки.Бренды там рядом не стоят,даже не смотря на разные производственные возможности. hi
            1. +1
              26 декабря 2020 19:48
              Цитата: A.A.G.
              Предьявляющие повышенные требования переходят на авторские ружья, самоделки

              Я понял о чем вы говорите.
              Есть такие сегменты где мелкосерийное производство выделяется в положительную сторону.
              Итальянская обувь. Костюмы.
              Но здесь не тот случай.

              DUI кстати начинали так же, пошив для себя, потом для друзей, потом для знакомых и т.д.
              И сейчас никто не мешает купить масмаркет решение либо прийти в офис и заказать что-то уникальное.

              Наше снаряжение на рынке практически не представлено не по тому что это как итальянская обувь)))
  22. +3
    26 декабря 2020 11:45
    Мне кажется, для подводного патрулирования важных объектов необходимы миниатюрные подводные лодки (пусть даже открытого типа) с радарами и бортовым оружием и т.д.. Чтобы не маяться с декомпрессией, надо делать подводную обитаемую базу с диспетчерским пунктом и работать вахтовым методом.
    Что касается гидрокостюмов, то "мокрые гидры" всегда будут превосходить по удобству и теплозащите сухие. Мы, например, в молодости, покупали на местном заводе РТИ губчатую резину (8-12мм), клеили гидрокостюмы и охотились в них зимой, подо льдом, вполне комфортно часа два.
    Так как материал самодельных гидрокостюмов был довольно "нежный", то хватало такой гидры примерно на сезон. При промышленном производстве резину можно защищать проклейкой с двух сторон лавсаном. Конечно, на глубине такой гидрокостюм обожмёт давлением, но японцы, например ещё в прошлом веке додумались для изготовления гидрокостюмов использовать вместо воздушных пор микроскопические стеклянные пустотелые шарики.
    Я как-то вычитал в "Спортсмене-подводнике" про химический генератор тепла для аквалангистов, нашил маленьких мешочков, заполнил их смесью алюминиевых и железных опилок и солью и запихал под гидрокостюм - было очень жарко (дело было зимой, наверху минус двадцать) - приходилось периодически оттягивать резину и запускать в гидру воду. Плюс (правда, скорее минус), после выхода оказалось, что заполучил ожоги (с пузырями), в местах расположения мешочков.
    При промышленном производстве можно вполне рассчитать (для умеренного тепловыделения) размеры частиц железа и алюминия, или магния (соль в морской воде добавлять не нужно) и сделать простейшую схему теплорегуляции из разовых элементов.
    В общем, многие вопросы можно решить довольно простыми и недорогими способами - была бы "политическая воля"....
    1. -1
      26 декабря 2020 13:51
      Цитата: WhoWhy
      Что касается гидрокостюмов, то "мокрые гидры" всегда будут превосходить по удобству и теплозащите сухие.

      Теплопроводность воды многократно больше теплопроводности воздуха, по этой причини мокрый костюм никогда не сможет приблизиться к характеристикам сухого.
      Более того, мокрый костюм обжимает давлением и его характеристики стремительно падают с глубиной.
      А температура воды на глубине обычно ниже.

      Сухарь же работает по принципу термоса - между водой и телом всегда есть воздушная прослойка. Опускаясь ниже его просто поддувают и все.
      Кроме того под современные сухари сегодня надевают высокоэффективные поддевы, которыми регулируется толщина той самой воздушной прослойки. Ну и системы подогрева.
      1. 0
        26 декабря 2020 19:30
        "...мокрый костюм никогда не сможет приблизиться к характеристикам сухого..."
        Коллега пишет про одну из характеристик,-удобство.
        ...Никогда не говори "никогда")).Надо рассматривать условия применения,-температура,глубина,время.
        Да и сухой ГК через некоторое время перестаёт быть таковым,-подтвердит любой побегавший в ОЗК,Л-1.))
        1. +1
          26 декабря 2020 20:21
          Цитата: A.A.G.
          "...мокрый костюм никогда не сможет приблизиться к характеристикам сухого..."
          Коллега пишет про одну из характеристик,-удобство.
          ...Никогда не говори "никогда")).Надо рассматривать условия применения,-температура,глубина,время.
          Да и сухой ГК через некоторое время перестаёт быть таковым,-подтвердит любой побегавший в ОЗК,Л-1.))

          Да в любых условиях, костюм который исключает контакт тела с водой будет "теплее".
          Влага внутри - проблема давно известная и ее научились решать специализированной поддевой.
          Что не снимает необходимость адекватно подходить к температурному режиму.
          По поводу "удобства" - не совсем ясно что имеется в виду.
          1. 0
            26 декабря 2020 20:57
            "...По поводу "удобства" - не совсем ясно что имеется в виду..."
            То,что до определённых температур мокрый ГК значительно удобнее "сухаря",меньше сковывает движения.И безопаснее.При потере"герметичности"(ранения,повреждения).В ряде случаев выполняет роль давящей повязки.
            Не доводилось Вам проколоть камерное колесо на скорости?Схожий холодок ощутите проколов сухой ГК при температуре близкой к нулю.В схожей ситуации с бескамерным колесом,мокрым костюмом, ощущения не будут столь яркими.))
            1. +1
              27 декабря 2020 01:57
              Цитата: A.A.G.
              То,что до определённых температур мокрый ГК значительно удобнее "сухаря",меньше сковывает движения.

              Сухарь из современных материалов не сковывает движений (в отличии от отечественных образцов).

              Не доводилось Вам проколоть камерное колесо на скорости?Схожий холодок ощутите проколов сухой ГК при температуре близкой к нулю.В схожей ситуации с бескамерным колесом,мокрым костюмом, ощущения не будут столь яркими.))

              Мне доводилось сухарь заливать по своей глупости при +4 С, а не колесо прокалывать.

              Вода внутрь потоком не заливается, а скорее медленно травит. Внутри поддева, которая работает даже будучи мокрой. После циркуляции воды внутри не происходит так что не все так страшно.
              Что касается самих повреждений - вы когда последний раз рвали на себе одежду? Штаны? Рубашку?
              При том что в воде вы не можете двигаться так же резко как на суше, т.к. среда очень вязкая а точки опоры что бы резко оттолкнуться у вас нет.

              А сами костюмы делаются из прочных материалов и все нагруженные места усиливаются где просто более прочным материалом, а где и вовсе кевларовыми вставками, т.е. в этом месте их даже ножом не порезать, только если сильно ударить чем-то острым.

              ощущения не будут столь яркими.

              Если ваш организм функционирует нормально и он не мерзнет, то конечно ощущения будут очень неприятными. Но это лучше чем постоянно мерзнуть что бы быть готовым к затоплению.

              А что касается ощущений, то шанс "потерять" маску намного больше чем залить костюм.
              А ощущения намного ярче, т.к. это глаза и слизистая.
              Но это так же необходимо тренировать и отрабатывать регулярно.
              1. +1
                27 декабря 2020 09:24
                "...Сухарь из современных материалов не сковывает движений (в отличии от отечественных образцов)..."
                Наверное...Но не в отличии от мокрых.))Ведь там,где минимален риск повреждения костюма,в некоторых видах фридайвинга например,предпочитают вообще голый неопрен,даже без покрытия нейлоном.
                "...После циркуляции воды внутри не происходит..."
                Почему?
                "...вы когда последний раз рвали на себе одежду?.."
                Не подсматривайте!))-куртку,на этой неделе...Причём в условиях достаточной видимости,и без контакта с противником,и поверхностях не покрытых ракушечником,-тупо на работе неудачно зацепился..
                Но мы же о боевых пловцах?!Да технические подводные работы нередко предполагают контакт с равными краями металла.
                "...это лучше чем постоянно мерзнуть что бы быть готовым к затоплению..."
                Я же оговорил условия:"..до определённых температур...".Можно добавить,-в зависимости от решаемой задачи.Одно дело патрулировать периметр своего карабля,объекта(когда есть возможность подмениться),совсем другое,-рейд ДРГ.Особенно,если предстоит выход на вражий берег,и там предпочтительнее выйти сухим из воды в прямом,а не фигуральном смысле.
                Не будем спорить,что (кто) лучше: лёгкий пехотинец,или закованный в латы всадник.Каждому своя задача.
                Соответственно,и снаряга должна быть хорошая,и разная!
                "...это так же необходимо тренировать и отрабатывать регулярно..."
                Однозначно и безусловно,как и все штатные и нештатные ситуации.
                Спасибо за уделенное время. hi
      2. 0
        27 декабря 2020 12:18
        Теплопроводность воды многократно больше теплопроводности воздуха, по этой причини мокрый костюм никогда не сможет приблизиться к характеристикам сухого.

        Я вам только что написал, что в мокрой гидре зимой (сверху минус 20) спокойно охотился 2 часа. Посмотрел бы я на вас в сухом гидрокостюме через эти два часа. lol
        Суть мокрой гидры в том, что вода очень тонким слоем распределяется под костюмом, нагревается до температуры тела и этот слой не смывается и не циркулирует, то есть теплообмена не происходит. Конечно, у меня гидра была скроена абсолютно точно по моему телу. Но кто мешает, например, сделать в части мастерскую, в которой каждый воин (или специальный человек) сможет склеить (с использованием полупромышленного оборудования) гидрокостюм? У меня, дома на коленке, уходило на это три дня, по три-четыре часа. Не так уж много у нас таких частей, а потенциальные потери (если воины не справятся с задачей) неизмеримо больше цены такого оборудования.
        Более того, мокрый костюм обжимает давлением и его характеристики стремительно падают с глубиной.

        Опять же, я вам только что написал, что японцы используют микроскопические стеклянные шарики, вместо воздушных пор, поэтому с глубиной характеристики такой гидры не падают от слова "совсем". :)
        Что касается "сухаря", то при обжиме он сильно сковывает движения, а если его, как вы говорите, "поддуть", то манёвры по глубине становятся, как минимум, очень неудобны, особенно в боевой обстановке, когда появится очень непростой выбор - сражаться, или "обжиматься". В некоторых случаях, особенно при потере сознания, бойца вообще может выкинуть с глубины на поверхность, а это чревато смертельным исходом.
        1. 0
          28 декабря 2020 12:06
          Я вам только что написал, что в мокрой гидре зимой (сверху минус 20) спокойно охотился 2 часа. Посмотрел бы я на вас в сухом гидрокостюме через эти два часа. lol

          Ваша ирония мне не понятна, могу только предположить что вы не знаете возможностей сухарей и то что пещерники сидят в воде и по 10+ часов.


          Для меня вообще все это очень странно. Это как доказывать что земля круглая.
          Вы не найдете ни одно сумасшедшего, который полезет в пещеру зимой, в мокром костюме.
          Зато на форумах фридайверов очень много людей, которые поему-то любят сравнивать сухарь с мокрым.
          Зачем? Н еопняятно...
          Ну ОК, пусть пещерники, береговая охрана на Аляске, спецназ ФСБ - по незнанию и тупизне используют сухари.


          Цитата: WhoWhy
          Что касается "сухаря", то при обжиме он сильно сковывает движения, а если его, как вы говорите, "поддуть", то манёвры по глубине становятся, как минимум, очень неудобны, особенно в боевой обстановке, когда появится очень непростой выбор - сражаться, или "обжиматься". В некоторых случаях, особенно при потере сознания, бойца вообще может выкинуть с глубины на поверхность, а это чревато смертельным исходом.

          Опишите пожалуйста как происходит процесс спуска с 0 до 20 метров в сухаре.
          Что бы понимать что вы имеет в виду под сложностью.
          1. 0
            28 декабря 2020 13:05
            Опишите пожалуйста как происходит процесс спуска с 0 до 20 метров в сухаре.
            Что бы понимать что вы имеет в виду под сложностью.

            Сложность не при погружении, а при всплытии, при боевом маневрировании. Весь воздух из костюма сразу не выпустишь. Всплывать придётся только вертикально. На пятках клапанов нет. Выходящий воздух может сильно перекрыть обзор. При потере сознания и даже при отвлечении внимания на снаряжение на поясе (что-то зацепилось, или запуталось, например) может выкинуть с глубины с фатальными последствиями.
            1. 0
              28 декабря 2020 13:20
              Цитата: WhoWhy
              Опишите пожалуйста как происходит процесс спуска с 0 до 20 метров в сухаре.
              Что бы понимать что вы имеет в виду под сложностью.

              Сложность не при погружении, а при всплытии, при боевом маневрировании. Весь воздух из костюма сразу не выпустишь. Всплывать придётся только вертикально. На пятках клапанов нет. Выходящий воздух может сильно перекрыть обзор. При потере сознания и даже при отвлечении внимания на снаряжение на поясе (что-то зацепилось, или запуталось, например) может выкинуть с глубины с фатальными последствиями.

              Ну просто обжимает он при погружении ну ладно, не хотите пр погружение - давайте про всплытие.

              Глубина 50 метров. Как будет всплывать дайвер в мокром костюме? Каков порядок действий, хотя бы примерный?
              1. 0
                30 декабря 2020 12:59
                Зачем так глубоко ходить? Баратравму лёгких можно и на 1 метре получить. И что ни говори, а компенсатором плавучести можно управлять гораздо оперативней, чем стравливанием воздуха из гидрокостюма.
                1. 0
                  30 декабря 2020 13:40
                  Цитата: WhoWhy
                  Зачем так глубоко ходить? Баратравму лёгких можно и на 1 метре получить. И что ни говори, а компенсатором плавучести можно управлять гораздо оперативней, чем стравливанием воздуха из гидрокостюма.

                  С 50 более наглядно, Ну хорошо...
                  Глубина 10 метров.
                  А далее точно так же - как будет всплывать дайвер в мокром костюме? Каков порядок действий, хотя бы примерный?
    2. +1
      26 декабря 2020 21:29
      Цитата: WhoWhy
      В общем, многие вопросы можно решить довольно простыми и недорогими способами - была бы "политическая воля"....

      Как радуют вот такие комменты спецов! Спасибо!
  23. 0
    26 декабря 2020 19:08
    Отличная статья от знающего человека!
    Автору респект!
  24. 0
    26 декабря 2020 21:19
    Цитата: Александр Воронцов

    Олег, что произойдет на сайдмаунте, если у вас станет аварийной 1 стойка?
    И что произойдет на спарке?

    И там и там вы теряете половину газа и прерываете погружение.
    Цитата: Александр Воронцов

    Почему ничего? То, что есть на вооружении наших пловцов я перечислил и продемонстрировал на фото. Кому мало может погуглить.
    Вы сейчас пытаетесь придумать, почему у нас "все есть" и мы "все можем", но у пловцов этого нет?

    Существование объекта как такового и нахождение его в некоей локации суть разные вопросы. В России производится практически всё дайверское оборудование. Повторюсь ECCR Алексея Важинского, PSCR Ильи Козлова, Крылья/подвески/спинки/фурнитура Александра Линёва, сухари кто-то делает, регуляторы производятся. Почему это не закупается для снабжения БП вопрос к чиновникам, курирующим эти вопросы. И ещё немаловажный вопрос, повторюсь ёмкость рынка. А она минимальна. Я вот не нырял уже 2 года. Нет у меня более финансовой возможности нырять. А ведь ещё совсем недавно я мог себе позволить наныривать более 100 погружений в год.
    Цитата: Александр Воронцов

    Ну да, осталось только придумать, почему Apeks - мировой бренд, а наши не "имеющие аналогов", какую долю мирового рынка занимают? Почему компании, которые шьют сухари для американских "котиков" - в топе мирового рынка, а наши... какую долю рынка занимают?

    А ничего придумывать не надо. «Топ мирового рынка» и «снабжение американских котиков» невзаимосвязанные понятия. Апекс зарабатывает с гражданского рынка, а снабжение SEALS капля в море. У нас тоже самое. Только у нас нет гражданского рынка. И заказы МО не позволят прожить нашим производителям.
    1. 0
      26 декабря 2020 22:46
      Цитата: КСВК
      И там и там вы теряете половину газа и прерываете погружение.

      В том-то и дело что в спарке газ не теряется.
      Аварийная стойка закрывается и весь газ доступен.
      Одно это отличие является очень серьезным недостатком сайдмаунта и преимуществом спарки.
  25. +2
    26 декабря 2020 21:22
    При этом могло показаться, что я излишне строг или даже предвзят. Но в завершении в качестве дополнительной иллюстрации реального положения дел приведу говорящую картинку, демонстрирующую подход к выбору снаряжения для наших элитных подразделений.
    Александр, спасибо за интересную, аналитически, информационно и логично обоснованную статью! Прочёл с большим интересом! Опечалился, хотя это уже привычно. hi
  26. +1
    26 декабря 2020 21:34
    Не знаю, много ли таких спецов в ВМФ, но вряд-ли сильно больше роты. Неужели из них нельзя организовать клуб дайверов и закупить под этим соусом нормальное снаряжение, как это делается для обычных дайвер-центров? Ну да, это будет туристическое, а не военное снаряжение, но мне кажется, что для спецназа ВМФ стойкость оборудования к радиационному воздействию или электромагнитному импульсу будет не на первом месте даже во время войны, не говоря уж о повседневных задачах.
  27. 0
    27 декабря 2020 05:41
    Цитата: Александр Воронцов
    Цитата: КСВК
    И там и там вы теряете половину газа и прерываете погружение.

    В том-то и дело что в спарке газ не теряется.
    Аварийная стойка закрывается и весь газ доступен.
    Одно это отличие является очень серьезным недостатком сайдмаунта и преимуществом спарки.

    Александр, вы же вроде тетис читаете? Была же тема о вентильном цикле.
    Даже герр Макс Васильев, который точно знает толк в извращениях писал, что бессмысленно и опасно в случае отказа стойки крутить на стойках вентили. Процедура такова: вы перекрываете манифолд и с гарантированной половиной газа сваливаете наверх. Всё. Не нужно плодить сущности. Продолжать погружение не имея дублирование по газу глупо и опасно. Ведь спарка с одной рабочей стойкой это один баллон. А вот как раз с сайдом возможны варианты. Я вот раз нырял с лопнувшим шлангом ВД на одном баллоне. Ну да, вентилёк покрутить пришлось. И я вам могу привести много аргументов в пользу сайда. Но это всё не для этого ресурса.
    1. 0
      27 декабря 2020 10:19
      Цитата: КСВК
      Цитата: Александр Воронцов
      Цитата: КСВК
      И там и там вы теряете половину газа и прерываете погружение.

      В том-то и дело что в спарке газ не теряется.
      Аварийная стойка закрывается и весь газ доступен.
      Одно это отличие является очень серьезным недостатком сайдмаунта и преимуществом спарки.

      Александр, вы же вроде тетис читаете? Была же тема о вентильном цикле.
      Даже герр Макс Васильев, который точно знает толк в извращениях писал, что бессмысленно и опасно в случае отказа стойки крутить на стойках вентили. Процедура такова: вы перекрываете манифолд и с гарантированной половиной газа сваливаете наверх. Всё. Не нужно плодить сущности. Продолжать погружение не имея дублирование по газу глупо и опасно. Ведь спарка с одной рабочей стойкой это один баллон. А вот как раз с сайдом возможны варианты. Я вот раз нырял с лопнувшим шлангом ВД на одном баллоне. Ну да, вентилёк покрутить пришлось. И я вам могу привести много аргументов в пользу сайда. Но это всё не для этого ресурса.

      Закрытая стойка - это 2 баллона.


      Даже герр Макс Васильев, который точно знает толк в извращениях писал, что бессмысленно и опасно в случае отказа стойки крутить на стойках вентили.

      Вы неверно трактовали.
      Это был спор двух школ использования спарки.
      И речь шла не о возможности, а об очередности.
      Сначала закрыть изолятор, а потом стойку или сначала стойку, а потом изолятор.
      Т.е. это был спор двух "задротов" о том кто более задротичен - какой алгоритм в ситуации чья вероятность 0,000001% будет эффективней алгоритма оппонента на 0,00001%.

      Продолжать погружение никто не будет, просто на возврат будет больше газа.
  28. 0
    27 декабря 2020 13:30
    Цитата: Александр Воронцов

    Закрытая стойка - это 2 баллона.

    Хорошо. Любая из закрытых стоек оставляет вас с ОДНИМ ИСТОЧНИКОМ ГАЗА. А это один баллон. Хоть и двойной ёмкости. Так лучше? ;)
    Цитата: Александр Воронцов

    Вы неверно трактовали.
    .....
    Продолжать погружение никто не будет, просто на возврат будет больше газа.

    Если у вас правильно посчитаны газы в плане количества, то это не важно. Вы спокойно выходите с оставшейся половиной газа из спарки ИЗ ЛЮБОЙ точки погружения. А вот крутить вентили и разбираться где и что там у вас травит за спиной может оказаться фатальной ошибкой. Закрываете изолятор и вАлите. Проще быть не может. И это ГАРАНТИРОВАНО работает.
  29. 0
    27 декабря 2020 19:59
    Я понимаю, что в России есть определенная деликатность в закупке иностранного материала, но если продукт нужен, даже не в больших количествах, учитывая, что водолазные рейды не состоят из десятков тысяч человек, не лучше ли покупать за границей, если дома нет производства и лучше иностранный продукт? В России лодочные моторы, если я правильно прочитал, не производят, значит, если флоту нужны лодочные моторы, они не купили бы их только потому, что они не отечественные? Простите мой русский из гугл переводчика.
    1. 0
      31 декабря 2020 16:20
      Если бы не коррупция таких бы вопросов не было. Все что касается оборонки можно продвинуть просто апеллируя к обороноспособности - российское общество это примет, но вот если копнуть начинают всплывать факты, говорящие о том что лучше и проще закупить условную тысячу единиц оборудования для буквально штучных специалистов, а не производить своё в рамках неясной концепции и крайне ограниченных средств производства. Но вы же не распилите деньги на иностранных заказах, а если и распилите то не в том масштабе, а это экономически не выгодно власть имущим. И все бы ничего, но у нас куча народу в верхах, которые вообще не понимают специфики занимаемой должности, от того и проблемы в некоторых родах войск - невнятные концепции, непонятная техника, созданная непонятно зачем и почему именно такой и т.д.
  30. 0
    1 января 2021 17:35
    Как минимум, битву за заграничного потребителя мы при таком раскладе продули. А свои и так схавают