Авиационные скафандры СИ-1 и СИ-3М: первые самостоятельные разработки «Звезды»

14
Первой полностью самостоятельной разработкой завода № 918 (АО «НПП «Звезда») была модель высотного скафандра «СИ-1», а несколькими годами позже и усовершенствованная модель «СИ-3М». Более ранние серии ВСС – ВСС-04А, ВСС-04М, ВСС-05, ВС-06, ВСС-07 (ВКС-1) (1953–1954), не говоря о скафандрах Е.Е. Чертовского (Ч-1, Ч-3), создавались на основе скафандров ВСС, разработанных в ЛИИ, и при всех различиях отдельных элементов имели в основном одну и ту же конструктивную схему.

Авиационные скафандры СИ-1 и СИ-3М: первые самостоятельные разработки «Звезды»

Общие сведения о скафандрах СИ-1 и СИ-3М


Авиационные скафандры СИ-1 и СИ-3М были разработаны в середине 50-х гг. (1955 и 1956 гг. соответственно) прошлого века и относились к «вентиляционному типу», когда поступающие в скафандр воздух и кислород удаляются из него через регулятор давления. Такая система вентиляции получила название разомкнутой и характерна для авиационных и спасательных космических скафандров.




Второй особенностью скафандров СИ-1 и СИ-3М было наличие кислородной маски. Такой тип скафандров получил название «масочные».

В масочном типе скафандров кислородно-воздушная смесь (или чистый кислород) для дыхания подавалась через кислородную маску, а вентиляция скафандра осуществлялась воздухом от системы наддува самолета.




Скафандры СИ-1 и СИ-3М имели оболочку гермосилового типа, выполняющую одновременно функции силовой и герметичной оболочек. Как правило, оболочка изготавливалась из двух- или трёхслойной прорезиненной хлопчатобумажной ткани (перкаля).

При полете в герметизированной кабине скафандры имели избыточное давление порядка 10–20 гПа (100–200 мм вод. ст.), что позволяло расправить их оболочку и «снять» вес скафандра с тела летчика, обеспечив ему внутренний простор для движений. При разгерметизации кабины на высотах более 10–11 км в скафандре создавалось рабочее избыточное давление порядка 150–220 гПа, что было достаточным при дыхании чистым кислородом и в то же время обеспечивало приемлемую подвижность. Максимальная высота полета в скафандре составляла порядка 20 км.


1 ноября 1962 года парашютисты-испытатели П.И. Долгов и Е.Н. Андреев в скафандрах СИ-3М поднялись в стратостате «Волга» на высоту 25,5 километра и осуществили прыжок с парашютом. Для этого прыжка скафандр СИ-3М был модифицирован. Из него убрали кислородную маску и кислородный прибор, а кислород подавался в шлем непрерывным потоком (безмасочный тип скафандров, который в дальнейшем получил широкое распространение).


В момент выхода из гондолы для прыжка на парашюте П.И. Долгов распрямился и ударился шлемом о выступающий предмет люка. Удар был настолько сильным, что стекло шлема было пробито, и скафандр разгерметизировался, что привело к смерти П.И. Долгова.

Е.Н. Андреев благополучно приземлился.

Эта трагедия привела к тому, что следующие модификации скафандров были выполнены либо с двойным остеклением, либо сферический шлем был заменен шлемом с металлической каской. К большому сожалению, многие технические решения и правила безопасности в авиации написаны кровью. И об этом не стоит забывать.

Скафандры СИ-1 или СИ-3М: похожие и разные



На СИ-3М было введено наиболее эффективное решение для ликвидации неизбежного «вырастания скафандра».

На СИ-1 использовалась силовая система с применением широкого поперечного пояса с разрезом сзади, который через систему роликов был соединен с продольными силовыми шнурами корпуса (так называемая полиспастная силовая система). При наддуве скафандра пояс должен был раздвигаться, выбирая при этом длину продольных шнуров. Однако (в силу большого трения пояса об оболочку) система оказалась неэффективной для устранения «вырастания» и использовалась только для подгонки скафандров по росту.












На СИ-3М впервые применили так называемый передний подтяг – регулируемый с помощью специальной пряжки силовой ленты, соединяющей шейное кольцо с паховой зоной оболочки.

Вторым отличием СИ-1 и СИ-3М является расположение группового ввода коммуникаций: у СИ-1 с левой стороны, в то время как на СИ-3М он расположен справа.

Эти скафандры не обрели большой популярности.

Однако они стали важным этапом на пути развития конструкторской мысли и были неотъемлемой частью советского подхода к созданию авиационного и космического снаряжения.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    29 декабря 2020 12:13
    Интересная статья, в И-нете не особо много материалов о скафандрах СССР.
    1. +3
      29 декабря 2020 12:54
      Сто процентов с Вами согласен, очень интересная и малораскрытая тема!
    2. +8
      29 декабря 2020 13:10
      Однозначно, плюс. Не переливание из пустого в порожнее, а новая, мало раскрытая тема. Очень актуально для ВО, в последнее время.
    3. +3
      29 декабря 2020 18:44
      И не только по скафандрам,на прошлой неделе искал по аквалангам и нормобарическим морским скафандрам,так сказать исторический экскурс,гулькин нос,в основном забугорное,жаль.
      1. +6
        29 декабря 2020 22:35
        очень интересная и малораскрытая тема!

        Рад что понравилось, выйду из "новогоднего запоя", расскажу о скафандре "Воркута" )))) Потом об авиационном "Соколе", плавно перейдя на то, как он стал космическим, а там и до "Орлана" через лунный "Кречет" рукой подать))))
        1. +1
          30 декабря 2020 03:13
          Ждём! С наступающим Новым годом!
  2. +3
    29 декабря 2020 14:24
    Спасибо, очень интересно.
  3. -4
    29 декабря 2020 14:33
    Вот смотриш на советские скафандры и не покидает ощущение что делались они в кружке умелые ручки из того что попалось то и слепили. Смотриш на штатовские тех же годов. Ну прям конфетка. Более поздние советские уже запихивали за обе полы и амеров.
    1. 0
      30 декабря 2020 07:14
      Тогда материалы такие были, вроде прорезиненного перкаля, которые сейчас производят впечатление "старой школы". А сейчас они, несмотря на новые материалы, похоже что приостановились в развитии - например, никто не разрабатывает для военных авиаторов цельнометаллические скафы или скафы-бронежилеты с керамической и кевларовой противоосколочной защитой, скафандры с защитой человека от пожара, скафандры интегрированные в кресло-капсулу и прочие новинки.
      На гражданские самолёты скафы так и не пришли - хотя, в случае аварии, взрыва, разгерметизации, нападения, пожаров крайне важно чтобы экипаж был дееспособен и смог посадить самолёт - и тут прогресса нет. Лайнеры падают себе а заставить разработать для их пилотов защиту - и в голову никому не приходит...
      1. +3
        30 декабря 2020 09:10
        никто не разрабатывает для военных авиаторов цельнометаллические скафы или скафы-бронежилеты с керамической и кевларовой противоосколочной защитой, скафандры с защитой человека от пожара, скафандры интегрированные в кресло-капсулу и прочие новинки.

        Смотрите, по порядку:
        1 интеграция скафандра в кресло-капсулу - это нонсенс. Либо у нас полноценная защитная капсула как на В-58 и защищенный летчик , либо скафандр. Скафандр + капсула -это масло масленое, вас просто побьют летчики))).
        2 Зачем Вам СК на гражданский лайнер? во-первых, он летает на высотах до 12км и там не нужно даже подавать в маску кислород "под избытком", не нужен и высотно-компенсирующий костюм. Ту-144 у нас только на постаментах, но там летчик был полноценно защищен ВКК и скафандр в этом случае избыточен т.к. высота не выше 18км (мне говорили что даже на регулярных рейсах пилоты заходили в кабину, снимали пиджаки и надевали ВКК, но утверждать не могу т.к. сам не до конца верю, но во время испытаний так было точно).
        3 Скафандры сами по себе интегрированы с катапультными креслами (СК "Стриж" и "Баклан"). Потом, от пожара скафандр защищает более чем достаточно, если вы конечно не собираетесь запихнуть человека в камеру крематора. И то, "Стриж" в этом плане имеет высочайший уровень огнестойкости т.к. разрабатывался для Бурана и возможности катапультирования на высотах до 40км и при скоростях до М=4, и такие катапультирования проводились (об этом тоже со временем расскажу в статье).
        4 В "цельнометаллическом" (а правильней "в скафандре жесткого типа"), Вы сами готовы катапультироваться? ))))) Тогда на жестяном корпусе скафандра сразу можно клеить этикетку "консервы молотые" (((((.
        5 Специфика применения скафандров подразумевает защиту в высотных полетах и стратосфере, это не штурмовая авиация, которая подвергается плотному огню в т.ч. стрелкового оружия, а при катапультировании любой вес - это потенциальная травма летчика.
        Так что здесь все не так однозначно, как хотелось бы.
        P.S. И сети в американском катапультном кресле, о котором недавно была статья - это десятки будущих оторванных рук - так тоже кресла не делают))))))
        1. 0
          30 декабря 2020 12:57
          У астронавтов, кстати, получился удобный и применимый "интеграл" - Astronaut Maneuvering Unit. А для летчиков сложности с интегральной капсулой и они тут отстают - хотя выход из капсулы с парашютом Гагарина на кресле предусматривался ещё когда - там даже тройная интеграция была: капсула (в корабль)-в капсулу кресло катапультное - в кресло человек в скафандре.
          Если нет катапультирования - нет проблем с массой и можно делать массовые коммерческие металлические скафандры для ГА - в причинах катастрофы там регулярно присутствуют пожары и взрывные декомпрессии.
          Т. е. применимость такой защитной техники и вовсе не связана с экстремальной высотностью а скорее с техническими и аварийными рисками и может являться предметом обсуждений и размышлений
          1. +2
            30 декабря 2020 13:17
            Не забывайте, что Гагарин был первый. Там в полной мере пытались реализовать принцип "отказ на отказ". Катапультировался Гагарин на высоте 8км в то время, как СК защищал в условиях вакуума. У него даже рассматривался вариант разгерметизации, когда Гагарин был без перчаток и СК все равно обеспечивал в таком случае герметичность за счет запястных надувных манжет в то время, как руки оставались оголены (щиток остекления опускался автоматически при падении давления до 500мм.рт.ст.
            Капсула Востока - это и есть космически корабль, не надо путать его с ракетой-носителем. Американцы запускали "Меркурий" как на "Редстоуне", так и чуть позже "Атласом".
            "Взрывную декомпрессию" и "разгерметизацию" тоже не путайте: взрывная декомпрессия - это разгерметизация с четко оговоренной скоростью истечения газов, которая не должна превышать скорость выравнивания давления более чем 0,3 сек. Все, что дольше - это обычная разгерметизация. Взрывную декомпрессию на гражданском самолете вы не получите из-за больших объемов салона, а если и получите, то фюзеляж должен продольно разломиться, после чего вам уже не принципиально наличие каких-либо систем спасения((((.
            И еще раз про жесткий (металлический) скафандр для авиации - это ерунда))))
            1. -1
              30 декабря 2020 13:41
              Один товарищ, не послушался умных и стал клёпать свои ракеты из стали и у него получилось - это говорит о том что нужно думать и пробовать.
              Лайнер Aloha Airlines 243, например, сел как раз после взрывной декомпрессии.
              В принципе, в космонавтике тоже застой в таких вопросах - напрмер, станция автономного полета корпорации Грумман - её придумали в 70-80, но так и не сделали.
  4. +3
    29 декабря 2020 22:05
    Скафандры выглядят как из фант. фильмов 50-х годов. Почти инопланетяне belay

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»