Военное обозрение

Боевые самолеты. «Летучий голландец»: крейсер, который сбили на взлете

60
Мы сейчас будем говорить о довольно своеобразном самолете из неординарной страны. Речь пойдет о Голландии, которую теперь называют Нидерландами. Но тогда это была Голландия со всеми вытекающими, так что будем говорить про голландский самолет.


Боевые самолеты. «Летучий голландец»: крейсер, который сбили на взлете

В общем и целом, уже в начале прошлого века Голландия была страной «сильно так себе». Да, колонии еще оставались, но на европейской арене первых ролей страна явно не играла. Но тем не менее, флот у Голландии был, корабли строились, строились и самолеты.

У небольшой по площади и бюджету Голландии был большой козырь в кармане. Козырь звали Энтони Фоккер. Вообще Антон Герман Герард Фоккер, но будем скромнее. Энтони. В принципе, тут имя не так важно, важнее голова.


А голова у Энтони был что надо. В Первую Мировую он хорошо так поработал на благо Германии, его «Фоккер-Триплан» был одним из лучших самолетов той войны наравне с «Сопвич-Кэмел» и «Ньюпор-XXIV».

Однако, после поражения Германии, Энтони замучила тоска по родине и он вернулся в Голландию. Это приветствовалось властями, самолеты все равно были необходимы. Но с оговоркой.

В Голландии начала 30-х годов, очень сильно пострадавшей от войны именно в экономическом плане, не хватало много чего. В особенности денег. Так что строить как было принято в продвинутых странах флот из разных типов самолетов, голландцы не могли себе позволить. А потому на Фоккера и его конструкторов повесили интересную задачу по созданию универсального самолета, который можно было использовать в зависимости от обстоятельств, как штурмовик, бомбардировщик и истребитель.

И здесь конструкторы Фоккера, возглавляемые гениальным Эрихом Шацки, разработали целую теорию.


Эрих Шацки

Теорию унификации всего авиапарка на базе одной, но многофункциональной машины. Этот самолет должен был совмещать функции истребителя, разведчика и легкого бомбардировщика. Во Времена Первой мировой войны так самолеты перепрофилировали и использовали запросто, но вот в 30-е годы это было нелегко.

Однако Шацки и команда справились. Разработка самолета с разными требованиями в плане применения – это не просто. Это путь компромиссов, а компромиссы, сами понимаете – далеко не всегда ведут в светлое будущее, потому что чем-то да приходится жертвовать.

Шацки решил, что максимально выгодно будет создать семейство самолетов на базе одной конструкции, но не с помощью замены оборудования. Идея Шацки заключалась в том, чтобы создать универсальный двухмоторный самолет, сделанный по принципу двухбалочного моноплана с центральной гондолой. И вот эту гондолу и менять в зависимости от того, какая задача будет возложена на самолет.

Планировалось выпустить варианты тяжелого истребителя, ближнего разведчика-корректировщика, дальнего фоторазведчика, легкого горизонтального и пикирующего бомбардировщиков. Под эти модификации планировалось изготовить разные гондолы-фюзеляжи, а раму с моторами оставить единую.

В 1935 году проект самолета принял реальные очертания. Назвали его G.1. Смешанная конструкция из дерева и стальных труб с включением дефицитного дюраля. Моторы были французские, «Испано-Сюиза» 14Ab мощностью 680 л.с.


Вооружение планировалось устанавливать в фюзеляже. В проекте предусмотрели несколько комбинаций вооружения, а когда стало понятно, что туда запросто можно установить 2-4 пушки «Испано-Сюиза», то к разведчикам и бомбардировщикам добавился еще концепт штурмовика.

Комбинации 20-мм и 23-мм пушек и 7,92-мм пулеметов обещали весьма неплохую огневую мощь. Плюс еще был предусмотрен 7,92-мм пулемет для обороны задней полусферы у штурмана-наблюдателя, который стал еще и стрелком.


Базовой приняли комбинацию из двух 20-мм пушек и четырех 7,92-мм пулеметов в носовой части. Пока не было пушек, устанавливали восемь пулеметов 7,92-мм.


Кроме того, за кабиной пилота был оборудован бомбоотсек, в котором можно было разместить до 400 кг бомб. Бомбоотсек сохранялся даже у истребителей.

В вариантах истребителя и штурмовика экипаж состоял их двух человек, у бомбардировщика и разведчика он увеличивался до трех человек. Штурмана-бомбардира избавили от пулемета, и втиснули между стрелком и пилотом, на место внутреннего топливного бака.

В 1936 году самолет был готов, и его отправили на авиасалон в Париже, рассчитывая подзаработать. Самолет был заявлен как «Фоккер» G.1, но журналисты моментально дали ему прозвище «Faucher», то есть, «Жнец», намекая на его мощное вооружение.


Летом 1935 г. приступили к постройке опытного образца G.1, а в ноябре 36-го готовый самолет выставили на парижском авиасалоне просто под названием фирмы - "Фоккер". За мощное вооружение он получил у журналистов прозвище "Ле Фоше" -"косарь", "жнец".

В самой Голландии «Фоккера» назвали «легким крейсером».

Полетел самолет, правда, только после выставки. Но полетел весьма и весьма хорошо. Машина легко выполняла весь комплекс фигур высшего пилотажа, что для двухмоторного самолета было очень показательно.


Правда, в самих голландских ВВС начались нешуточные дебаты на тему того, стоит ли делать ставку на этот самолет, или оставить привычный одномоторный и одноместный «Фоккер» D.XXI.

А пока шли споры, G.1 заинтересовал другие страны. Первыми пришли испанцы, у них вовсю шла гражданская война и испанцам очень нужны были самолеты. Учитывая, что Лига Наций провозгласила политику невмешательства, а республиканцы не хотели приключений, то сделку оформляли через военное министерство Эстонии и подставную французскую фирму.

Первоначально планировалось приобрести 12 истребителей, потом цифра выросла до 35. Учитывая не лучшие отношения между Францией и Испанией, на самолеты должны были устанавливать американские двигатели Pratt & Whitney R-1535 «Twin Wasp Junior».

Американские моторы встали в моторамы «как родные». Но пока самолеты собирали, Гражданская война в Испании закончилась поражением заказчиков, так что самолеты были реквизированы в пользу ВВС Голландии.

Учитывая, что правительство Голландии заказало 36 самолетов, с 12-ю бывшими испанскими получилась вполне вменяемая цифра.

Правда, снова пришлось менять двигатели. У французов начались проблемы с «Испано-Сюизой», точнее, с Марком Биркигтом, потому от двигателей от этой фирмы пришлось отказаться. Не совсем понятно, почему отказались от уже прошедших испытания «Пратт и Уитни» в пользу британских «Меркьюри» VIII, которые были мощнее (830 л.с.), но с ними пришлось повозиться, встраивая в мотогондолы.

Первые «Фоккеры» пошли в войска в апреле 1939 года, перед самой войной.


В ВВС Голландии их приняли весьма тепло. Истребитель был устойчив, хорошо держался в воздухе, легко выполнял фигуры высшего пилотажа, что для машины весом в 5 тонн было весьма неплохо.

На самолеты потянулись смотреть соседи. Финны, шведы, датчане. Шведы выдали заказ на 95 машин, датчане приобрели лицензию на постройку 12 машин, венгры хотели выпускать G.1 на своих заводах.

Но началась война и стало совершенно не до торговли. Естественно, все экспортные операции были прекращены и все находившиеся в производстве самолеты пошли в голландские ВВС.

Однако здесь начались проблемы с вооружением. Пушек «Испано» не было, они остались во Франции. Хотели пустить в дело проект, разработанный для Дании, то есть, две пушки «Эрликон» и два пулемета 7,92-мм. Но в условиях войны приобрести пушки не получилось, поэтому пришлось вооружать самолеты только пулеметами.

На 10 мая 1940 года голландские ВВС имели в строю 26 G.1A. Еще 15 были учебными и на них переучивали летчиков, еще 15 машин стояли без вооружения.

И тут неожиданно для голландских ВВС началась Вторая Мировая война. В 4 часа утра (традицией стало потом) немецкие бомбардировщики нанесли визит на аэродром Ваальхавен, где в том числе стояла и одна эскадрилья G.1.


А взлететь вообще смогли только два самолета из 12-ти. Но дел наделали. Были сбиты три Не.111. Чуть позже смог взлететь еще один «Фоккер», который сбил еще два «Хейнкеля». Два «Фоккера» были повреждены, но не критично.

Бомбы, которые упали на аэродром, уничтожили три G.1.

Но когда подошла вторая волна бомбардировщиков с десантными планерами, их снова встретили «крейсеры». G.1 не был такой маневренный, как Bf.109, но его огневая мощь вполне позволяла расправляться с бомбардировщиками и транспортными самолетами.

Хотя и «мессершмиттам» доставалось. Летчик-испытатель Зондеман, на совести которого была приемка G.1, за один бой сбил «Юнкерс» Ju.52/3m с десантом и два истребителя Bf.109. Еще один истребитель G.1 над Роттердамом сбил Не.111 и Do.215, а потом сразился с эскадрильей «мессершмиттов». Естественно, был сбит, но сержант Бувалда смог посадить изрешеченную машину.

Три G.1, которые вел Зондерман, не смогли сесть на свой аэродром, к тому времени уже захваченный немцами, и приземлились на приморском пляже. Там их расстреляли немецкие истребители.

До самой капитуляции Голландии, все 5 дней, G.1 вели активную боевую деятельность: сопровождали бомбардировщики, боролись с немецкими десантами, сражались с немецкими истребителями и бомбардировщиками.


И не всегда в этих схватках играло численное преимущество немцев. Бомбардировщик «Фоккер» Т.V и два сопровождавших его G.1 были атакованы девяткой Bf.109. Понятно, что бомбардировщик и один из «крейсеров» были сбиты, удивительно то, что оставшийся «Фоккер» сбил одного «мессершмитта» и ушел!

А были и такие случаи, как атака в исполнении лейтенанта Ван Ульсена, который 12 мая в одиночку бросился на три Bf.109Е и сбил одного из них. Конечно, из самолета впоследствии два оставшихся немца сделали приличное решето, но бравый лейтенант даже дотянул до аэродрома.

Но в целом количество G.1 сокращалось. Отступая, голландцы оставляли аэродромы и через пять дней после начала войны, страна капитулировала.

Показателен факт, что немцам досталось всего 7 «Фоккеров» в более-менее исправном состоянии и четыре были на консервации. Все остальные самолеты имели боевые повреждения или вообще были выведены из строя.

Захваченные самолеты были «поставлены на крыло» и использовались как учебные.

Был интересный случай, когда два голландских летчика сумели угнать самолет и улететь на нем в Британию.

Немцы использовали голландских летчиков для облета самолетов. Но не особо доверяя голландским пилотам, немцы выпускали их в полет с минимальным количеством горючего и в сопровождении истребителей.


Как два голландца смогли дозаправить свой «Фоккер», останется тайной, но это у них получилось. А затем, знающие свою технику голландцы смогли скрыться от конвоя в облаках и каким-то непостижимым образом долетели до Великобритании. Там самолет стал предметом изучения.


Вообще «Фоккер» G.1 был одним из интереснейших самолетов той войны. Сейчас бы сказали – модульной конструкции. Маневренный, довольно быстрый и неплохо вооруженный – чего еще нужно боевому самолету?

Конечно то, что для G.1 не нашлось пушек, здорово ослабило ударную мощь самолета. Но и восемь пулеметов, сконцентрированных в носу – довольно прилично для 1940 года. В то время только «Харрикейны» несли такое количество стволов, но в крыльях, что не лучшим образом сказывалось на точности.

Если бы у голландских производителей была возможность должным образом оснастить вооружением самолет, он мог бы стать одним из лучших. Но получилось так, что «крейсер» был потоплен на взлете, за 5 дней войны, которую проиграла Голландия.


ЛТХ Fokker G.1

Размах крыла, м: 17,14
Длина, м: 11,50
Высота, м: 3,40
Площадь крыла, м2: 38,30

Масса, кг
- пустого самолета: 3 323
- нормальная взлетная: 4 790

Двигатель: 2 х Bristol Mercury VIII х 830 л.с.

Максимальная скорость, км/ч: 475
Крейсерская скорость, км/ч: 355
Практическая дальность, км: 1 500
Скороподъемность, м/мин: 787
Практический потолок, м: 9 250

Экипаж, чел: 2 человека в варианте истребителя и штурмовика, 3 человека в варианте разведчика и бомбардировщика.

Вооружение:
- 8 направленных вперед 7,92-мм пулеметов в носовой части
- 1 пулемет 7,92-мм на шкворне в хвостовом конусе
- до 400 кг бомб

Автор:
60 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Анахорет
    Анахорет 30 декабря 2020 18:08
    +8
    Мда, много проектов хороших и разных удавила оптимизация.
    А Еврооптимизация удавила и Фоккер, как авиапроизводителя.

    Единый рынок не всегда решает в пользу отдельных государств.
    Особенно, если на этом рынке уже танцует другой гигант
    1. Стропорез
      Стропорез 30 декабря 2020 18:29
      +15
      Интересная статья. Раньше про этот самолёт я совершенно ничего не знал.
      1. Анахорет
        Анахорет 30 декабря 2020 18:31
        +4
        Еще несколько лет назад на внутренних региональных рейсах в ЕС в некоторых компаниях пользовали Фоккеры, ни "перелетали" своих создателей почти на 20 лет
      2. Наблюдатель2014
        Наблюдатель2014 30 декабря 2020 21:08
        -3
        Цитата: Стропорез
        Интересная статья. Раньше про этот самолёт я совершенно ничего не знал.

        yes Полностью вас поддерживаю коллега.Интереснейшая информация.
  2. Undecim
    Undecim 30 декабря 2020 18:09
    +12
    Мы сейчас будем говорить о довольно своеобразном самолете из неординарной страны. Речь пойдет о Голландии, которую теперь называют Нидерландами.
    Нидерландами Нидерланды называют с XIV века. А Голландия - это историческая область на западе Нидерландов, состоящая из двух провинций страны - Северной Голландии и Южной Голландии.
  3. Костя Лавинюков
    Костя Лавинюков 30 декабря 2020 18:12
    +3
    Что-то в районе абзацев про Парижский авиасалон у автора пошло не так.
  4. Костя Лавинюков
    Костя Лавинюков 30 декабря 2020 18:18
    +2
    Bf 199E это что-то новое.
  5. Липчанин
    Липчанин 30 декабря 2020 18:22
    -1
    Но и восемь пулеметов, сконцентрированных в носу – довольно прилично для 1940 года.

    Куда они их только засунули. Да ещё и с боекомплектами request
    1. URAL72
      URAL72 30 декабря 2020 18:52
      +1
      "Куда они их только засунули. Да ещё и с боекомплектами"

      Молчать гусары!!! laughing
      1. Липчанин
        Липчанин 30 декабря 2020 18:58
        -3
        Цитата: URAL72
        Молчать гусары!!!

        С какого такого перепуга? belay
        1. Avior
          Avior 31 декабря 2020 01:44
          -1
          Это анекдот про поручика Ржевского:)
          О том как Наташа свечи в торт вставляла.
    2. Gato
      Gato 30 декабря 2020 20:11
      +3
      Куда они их только засунули. Да ещё и с боекомплектами

      При желании можно впихнуть и невпихиваемое... Вон англичанцы в одну из модификаций "Бофайтера" натолкали 6 пушек и 6 пулеметов. И ничего, летал. Не понятно только, как его отдачей не останавливало в воздухе.
      1. Липчанин
        Липчанин 30 декабря 2020 20:17
        -2
        Цитата: Gato
        При желании можно впихнуть

        Да я это знаю и понимаю
        Просто поражаюсь конструкторам
      2. Альф
        Альф 30 декабря 2020 21:00
        +1
        Цитата: Gato
        Вон англичанцы в одну из модификаций "Бофайтера" натолкали 6 пушек и 6 пулеметов.

        Максимум 4 пушки и 6 браунингов, пять в крыльях (1+4) и один на турели.
        Цитата: Gato
        Не понятно только, как его отдачей не останавливало в воздухе.

        Британский ночник сэр Каннингхэм писал, что после залпа пушек прицел в кабине начинал "гулять".
        1. Gato
          Gato 30 декабря 2020 21:03
          +1
          Максимум 4 пушки и 6 браунингов

          Посмотрите модификацию Beaufighter Mk III/IV
          1. Альф
            Альф 30 декабря 2020 21:07
            0
            Цитата: Gato
            Максимум 4 пушки и 6 браунингов

            Посмотрите модификацию Beaufighter Mk III/IV

            1. Gato
              Gato 30 декабря 2020 21:34
              0
              Тем не менее, проекты были. В производство не пошли из-за стоимости переделки технологической оснастки:
              Beaufighter Mk III/IV
              The Mark III and Mark IV were to be Hercules and Merlin powered Beaufighters with a new, slimmer fuselage, carrying an armament of six cannons and six machine guns that improved performance. The necessary costs of the changes to the production line led to the curtailing of the marks
              1. Альф
                Альф 30 декабря 2020 21:52
                0
                Цитата: Gato
                Тем не менее, проекты были.

                В проектах много чего было...П-38 тоже с 23-мм Мадсеном планировали, а летал он с Испано..
      3. Alexey RA
        Alexey RA 31 декабря 2020 09:47
        0
        Цитата: Gato
        Вон англичанцы в одну из модификаций "Бофайтера" натолкали 6 пушек и 6 пулеметов. И ничего, летал.

        А уж если вспомнить янки - тот же А-26. smile
        1. Gato
          Gato 31 декабря 2020 15:58
          0
          А-26

          Ну да, но так у него и "труба повыше и дым погуще" - тяжелее почти в 2 раза, как бы уже другой класс.
    3. Альф
      Альф 30 декабря 2020 21:01
      0
      Цитата: Липчанин
      Куда они их только засунули. Да ещё и с боекомплектами

      Пушки в носу, под пилотом, пулеметы в крыльях.
  6. ё-моё
    ё-моё 30 декабря 2020 18:36
    +1
    Красиво летает, но я представляю себе ощущения бортстрелка сидящего задом наперёд .
    1. Gato
      Gato 30 декабря 2020 20:20
      +2
      ощущения бортстрелка сидящего задом наперёд

      "Будешь ты стрелком-радистом, а в душе — пилот! Будешь ты летать со свистом задом-наперёд"
  7. BAI
    BAI 30 декабря 2020 18:41
    0
    самолет должен был совмещать функции истребителя, разведчика и легкого бомбардировщика.

    Почему-то мне кажется, что дальше можно было говорить про Пе-2.
    1. Гончар
      Гончар 30 декабря 2020 19:45
      +4
      Пе-2 создавался не как универсальный самолет, а как высотный истребитель ПВО и истребитель сопровождения дальней авиации. И когда "сотка" успешно прошла испытания, стало ясно, противников у немцев для него в общем-то нет. Вот и появился пикировщик, а потом из пикировщика сделали истребитель. Универсальный самолет у нас делали по программе "Иванов", и таковым стал Су-2. Отличный ближний разведчик, неплохой ближний бомбардировщик. И в начале войны зачастую вынужденно истребитель.
  8. БМП-2
    БМП-2 30 декабря 2020 18:42
    +1
    Интересно, неужели скорость независимо от варианта комплектации была у всех одинаковой?
    1. Альф
      Альф 30 декабря 2020 21:02
      +1
      Цитата: БМП-2
      Интересно, неужели скорость независимо от варианта комплектации была у всех одинаковой?

      Ну масса-то получалась разной, так что скорость могла гулять, не намного, разумеется.
      1. БМП-2
        БМП-2 30 декабря 2020 22:07
        0
        Ну не знаю: 400 кг бомбовой нагрузки - конечно, не ахти какое увеличение веса, но думаю в горизонтальном полёте километров 50-100 эти лишние килограммы наверняка должны были съедать.
        1. Альф
          Альф 30 декабря 2020 22:10
          +1
          Цитата: БМП-2
          Ну не знаю: 400 кг бомбовой нагрузки - конечно, не ахти какое увеличение веса, но думаю в горизонтальном полёте километров 50-100 эти лишние килограммы наверняка должны были съедать.

          Тоже возможно. На мустанге от внешней подвески скорость падала с 582 до 498 км/ч.
      2. sivuch
        sivuch 31 декабря 2020 09:44
        0
        Скорость могла отличаться на % , а вот скороподъемность , разгонные , производные от этих величин , т.е. скорости набора -на десятки процентов , а то и в разы .
  9. svp67
    svp67 30 декабря 2020 19:12
    +1
    Интересно было бы сравнить их в реальном бою с Bf 110 B-1 у которого было конечно меньше стволов в носу, на две штуки, но были две пушки...
    И в варианте истребителя, не хватило у Фоккера смелости оставить пилота одного...как на "Лайтинге"
    1. Gato
      Gato 30 декабря 2020 20:35
      +2
      Где-то читал, что 2-х балочная схема дает преимущество в маневре по сравнению с 2-килевой, как у 110-го. А там зайдя в хвост и пушек и пулеметов хватило бы наверное, это же не В-17.
      1. sivuch
        sivuch 31 декабря 2020 09:48
        0
        В маневренности - сомневаюсь . А вот аэродинамика у двух длинных морковок чуток получше .
        1. irontom
          irontom 1 января 2021 21:21
          0
          Что есть, то есть, вот весовая отдача рамы по сравнению с классической схемой хуже, здесь нужны для полного счастья турбокомпрессоры и система охлаждения для выхлопных газов и сжатого воздуха на двигатель которая хорошо вписалась в раму Р-38.
          А так тяжелые 2-х моторные истребители по классике выходили лучше. рамы разведка и ночные истребители с большим сектором обстрела.
          Кроме Р-38 которому одним из факторов удачности была система турбо наддува.
    2. Doliva63
      Doliva63 1 января 2021 17:16
      +1
      Цитата: svp67
      Интересно было бы сравнить их в реальном бою с Bf 110 B-1 у которого было конечно меньше стволов в носу, на две штуки, но были две пушки...
      И в варианте истребителя, не хватило у Фоккера смелости оставить пилота одного...как на "Лайтинге"

      Коль 109-го сбивал, 110-го, по логике, не проблема.
  10. Gato
    Gato 30 декабря 2020 19:55
    +1
    Интересна сама концепция универсальной платформы. Нечто похожее на современную - тактического истребителя.
    Хотя я считал, что назначение "крейсера" - это дальнее сопровождение бомбардировщиков или длительный барраж с готовностью к перехвату. Дальних бомберов у Голландии не было вроде, а длительно барражировать над мизерной страной тоже как бы незачем. Разве что колонии.
    1. svp67
      svp67 30 декабря 2020 20:39
      +1
      Цитата: Gato
      Хотя я считал, что назначение "крейсера" - это дальнее сопровождение бомбардировщиков или длительный барраж с готовностью к перехвату.

      Зато они получали фактически ОДИН самолет, но в разных исполнениях, а это резко облегчало выпуск, обслуживание, освоение...
    2. Mister X
      Mister X 31 декабря 2020 00:51
      +3
      Цитата: Gato
      Интересна сама концепция универсальной платформы.

      hi
      Позже (в 1980-х годах) похожая концепция была реализована в вертолёте Ка-126

      “Летающее шасси” Ка-126


      Ка-126 с грузо-пассажирской кабиной
  11. Undecim
    Undecim 30 декабря 2020 20:18
    +1

    Интересные документальные кадры с сайта Fokker G-1 Foundation.
    1. Bad_gr
      Bad_gr 30 декабря 2020 23:31
      0
      Винты в разные стороны крутятся, что для двухмоторной схемы плюс.
  12. Undecim
    Undecim 30 декабря 2020 20:43
    +3
    Не совсем понятно, почему отказались от уже прошедших испытания «Пратт и Уитни» в пользу британских «Меркьюри» VIII, которые были мощнее (830 л.с.), но с ними пришлось повозиться, встраивая в мотогондолы.
    В 1938 году управление авиации (LVA) для упрощения снабжения запасными частями приняло решение на все самолеты, строящиеся в Нидерландах, устанавливать двигатели Bristol Mercury VIII.
  13. Альф
    Альф 30 декабря 2020 21:14
    +2
    Фоккер Г-1.

  14. тасха
    тасха 30 декабря 2020 21:35
    +4
    Хорошая статья и самолёт интересный. Разве что...
    Однако, после поражения Германии, Энтони замучила тоска по родине
    После Версальского мира Германии запрещено иметь ВВС и авиапромышленность. Вот и разбрелись конструкторы кто куда.
    Это вам за фотографию Эриха Шацки wink drinks

    Нашёл вот:

    wink С Наступающим!
  15. Eug
    Eug 30 декабря 2020 22:11
    0
    Интересная схема для транспортника - заменил гондолу с грузом, подстыковал несколько раз'емов и в воздух...
  16. Mister X
    Mister X 30 декабря 2020 22:15
    +4
    Уважаемый автор (Роман Скоморохов)
    Позвольте подсказать
    В 2 абзацах упоминаете про авиасалон в Париже, и прозвище «Жнец»
  17. КЕРМЕТ
    КЕРМЕТ 30 декабря 2020 22:19
    0
    На фото с выставки там не И-17 засветился?
    1. ангел-истребитель
      ангел-истребитель 2 января 2021 13:26
      0
      Там засветился АНТ-35, довольно неплохой наш пассажирский скоростной самолет, и, да- И-17, к тому времени, в 1935 году, еще имевший хорошие перспективы. И кстати, "большелобый вилли", подробно рассмотрел и учел эту машину при создании своих первых вариантов Вф-109- "Берты" и "Клары".
  18. Андрей Николаевич
    Андрей Николаевич 30 декабря 2020 23:08
    +2
    На заднем плане фото- самолёт с надписью "USSR". И это 1937- 39 годы. 20 лет после революции,гражданской войны?!
    Может наших ,,деятелей,, от авиапрома, тоже, в " ФСБшные шарашки " собрать? Глядишь и авиапромышленность поднимут?
    1. Альф
      Альф 31 декабря 2020 20:01
      +1
      Цитата: Андрей Николаевич
      Может наших ,,деятелей,, от авиапрома, тоже, в " ФСБшные шарашки " собрать? Глядишь и авиапромышленность поднимут?

      Поправочка. Надо ВСЕХ "деятелей" в шараги загнать, вот только сами себя же они не посадят...
      1. Андрей Николаевич
        Андрей Николаевич 31 декабря 2020 21:56
        +1
        Это уж,точно!!!!))
  19. Mik13
    Mik13 30 декабря 2020 23:44
    +1
    Еще один истребитель G.1 над Роттердамом сбил Не.111 и Do.215, а потом сразился с эскадрильей «мессершмиттов». Естественно, был сбит, но сержант Бувалда смог посадить изрешеченную машину.

    Это называется не "сбит", а "подбит" - разница, вообще-то, принципиальная.
  20. Наган
    Наган 31 декабря 2020 00:22
    0
    Вообще-то концепт двухмоторного универсального самолета был, скажем так, не эксклюзив Фоккера. Mosquito и Beaufighter у Британии, Bf.110 и его развитие Ме.410 у немцев, Пе-2/3 у СССР.
    1. Alexey RA
      Alexey RA 31 декабря 2020 10:08
      +1
      Цитата: Наган
      Вообще-то концепт двухмоторного универсального самолета был, скажем так, не эксклюзив Фоккера. Mosquito и Beaufighter у Британии, Bf.110 и его развитие Ме.410 у немцев, Пе-2/3 у СССР.

      Плюс французское многоцелевое семейство Potez - 630, 631, 633, 637, 63.11.
    2. Альф
      Альф 31 декабря 2020 20:04
      0
      Цитата: Наган
      Пе-2/3 у СССР.

      МИ-3 (АНТ-21) у СССР еще в 1933-м взлетел.

  21. SARANCHA1976
    SARANCHA1976 31 декабря 2020 02:06
    0
    мог бы стать одним из лучших.. лучших чего? Истребитель? На 5т. Веса 1600 -1700 л.с. ну так себе тяга , скорость и 500 не выдает , маневренность? цифр нет но для двух балки с 2 моторами не думаю что фонтан. ТТХ дали версии истребителя 100% на бомбере ещё + 500кг. А 400 кг. Нагрузки ну так себе. хотелки универсальности приводят к судьбе ме110 . Чудо самолёта что то не видать.
  22. Вишневая девятка
    Вишневая девятка 31 декабря 2020 02:13
    0
    Да, прекрасный самолет. Не доводилось видеть, чтобы он хоть кому-то не нравился.

    И, что немаловажно, доступен по технологиям даже для советской промышленности более-менее. За это его любят альтернативщики.
  23. Fitter65
    Fitter65 31 декабря 2020 04:30
    +2
    Ох уж эти сказочники, ох уж эти сказки...
    Однако, после поражения Германии, Энтони замучила тоска по родине и он вернулся в Голландию. Это приветствовалось властями, самолеты все равно были необходимы. Но с оговоркой.
    а может быть всё-таки
    В 1919, после подписания Версальского мирного договора, по которому Германии запрещалось иметь ВВС и авиапромышленность, Фоккер переехал из Германии в Амстердам.
    ... В общем всё как всегда...Берём статью из "Уголка неба " + немного Вики, добавляем своёй фантазии и как всегда , статья для самых маленьких на авиационныю тему.
    Всех с Наступающим Новым Годом! Счастья, здоровья и всего чего только можете придумать, но чуточку больше drinks drinks good
    Ну и как всегда,где можно ознакомится с нормальным "жизнеописанием" данного самолёта. Авиация и Космонавтика 2000 №3 монография Владимир Котельников. "Легкий крейсер" Фоккер G.1, тот же уголок неба... hi
  24. DWG1905
    DWG1905 31 декабря 2020 09:33
    +1
    "В то время только «Харрикейны» несли такое количество стволов, но в крыльях» А шо Харрикейн был биплан?
    С Новым годом !
  25. abc_alex
    abc_alex 4 января 2021 09:23
    0
    Интересно, что мысль о создании подобного универсала: разведчик, бамбарировщик была и в СССР. Только вместо истребительной части планировалась штурмовая. Проект "Иванов" результатом которого стал Су-2. Вот только странно, что такой конструкции с двумя балками и гондолой не было на конкурсе вообще. Хотя, если в 1936 году фокер показали на салоне, время "срисовать" решение было. Тем более, что и конструкция была с применением дерева. И моторы были не запредельной мощности. У СССР был лицензионный М-85 мощностью более 700 лс. Пара таких моторов вполне могла бы потянуть советский аналог фокера. Для штурмовика пришлось бы решить проблему бронирования. Но она решалась, ведь запас на модернизацию у мотора был.
  26. Glagol1
    Glagol1 6 января 2021 13:55
    0
    Кстати, Фоккер в 90-е был в тяжелом положении и Россия, сама в тот момент не сильно в форме, предлагала поучаствовать в его приобретении. Но, ЕС забанил все это, ибо даже тогда, в период типа дружбы, брюссельские парни и тетки не могли допустить русских к собственности технологических компаний. Через 10 лет, в кризис 2008 г. аналогичная история была уже с Опель. Тоже отказали в заявке. Такие вот дела...