Боевые самолеты. По-2 на немецкий манер

140
Да, наш сегодняшний герой очень условно можно назвать боевым самолетом. Примерно так же можно было бы назвать некомбатантом повара на передовой. С одной стороны, вроде бы так, воин из повара очень условный. С другой – а попробуйте без него! Сухпай, оно, конечно, дело дельное, но на нем будешь больше выживать, чем жить. А воевать сильно условно, причем, чем дальше, тем сложнее.


Так вот и наш По-2, всю войну прозанимался самыми разными вещами: бомбил, вывозил раненых, сбрасывал грузы партизанам и окруженным, разведывал погоду, доставлял почту и приказы, и вообще, это был самолет на все случаи жизни.



Примерно такая же незаменимая штука была и у немцев. Вообще ни одна армия мира не могла успешно действовать без самолетов связи. Такие были времена, без военного интернета и систем дальней связи.

В общем, где был Вермахт, там можно было встретить и нашего героя, от песков Северной Африки до холодных фиордов Норвегии.


Fieseler Fi.156 «Storch» оказался очень удачной машиной, очень легкий, но обладавший просто уникальными летными характеристиками, главной из которых была способность сесть на площадку минимальных размеров и так же спокойно взлететь с нее. В цифрах это выглядело так: 60 метров для взлета, если дул встречный ветер от 15 м/с, то длина пробега уменьшалась до 40 м.

Здесь прекрасно сыграла идея творцов, Герхарда Физелера и Райнхольда Мевеса оснастить свое детище крылом с высочайшим на тот момент уровнем механизации.


Во-первых, на самолете были установлены автоматические предкрылки системы «Хендли-Пейдж», которые занимали больше половины длины крыла. Во-вторых, «вращающееся крыло», оригинальный закрылок, который мог выдвигаться назад-вниз и увеличивавший площадь крыла на 18%. С такими наворотам укороченный взлет становился обычным и непроблемным занятием.

В остальном самолет имел самую обычную конструкцию: фюзеляж сварен из стальных труб и обшит тканью, двухлонжеронное деревянное крыло опять же с тканевым покрытием, обшитое фанерой оперение.

Уделили создатели внимание шасси, которое было весьма продвинутым: амортизирующие стойки со свечными стальными пружинами и масляными демпферами обеспечивали отсутствие сильных ударов экипажу при посадке.

Кабина была рассчитана на трех человек, так как самолет не планировался изначально военным, то остекление было сделано от души и просто огромные стекла обеспечивали прекрасный обзор. Потолок кабины тоже был сделан стеклянным.


В качестве двигателя был выбран «Аргус» Аs-10С, легкий и довольно мощный для своего веса (213 кг), выдававший на взлете 240 л.с., а в полете 200 л.с. Топливом его обеспечивали два бака по 150 литров, расположенные за кабиной экипажа. Учитывая, что в крейсерском режиме «Аргус» потреблял 50-60 литров в час, дальность у самолета была вполне приличная.

Летом 1935 года Fieseler Fi.156 полетел, и на испытаниях его ЛТХ всем пришлись по вкусу. Летал самолетик со скоростью от 50 до 170 км/ч, взлетал откуда угодно, причем, 40 метров при встречном ветре 13-15 км/ч был нормой, а если при таком ветре воспользоваться тормозами или колодками для разгона двигателя до максимума, то «Аисту» для взлета хватало 15 метров.

Господа консультанты из Люфтваффе, за спинами которых тусовались представители армии, весомо сказали «Зер гут!» и выставили спецификацию на армейский самолет связи. ЛТХ фактически копировали данные «Аиста», но таков был тогда порядок: конкурс и никаких разговоров

Конкурс, конечно, устроили.

На конкурс пришли несколько фирм, а именно: «Байерише флюгцойгверке» с проектом Вf.163, который был очень похож на творение «Физелер флюгцойгбау», «Зибель флюгцойгверке» с моделью Si.201 и «Фокке-Вульф» с проектом автожира FW.186.

Модель от «Зибеля» была сильно радикально новаторской, с толкающим винтом, что не очень понравилось представителям Люфтваффе. А от автожира чиновники министерства открестились фактически сразу. Да и у «Байерише флюгцойгверке» было чем заняться, у них шел Bf.109, который однозначно был более интересен им, чем самолёт связи.

Изделия «Зибеля» и «Везер флюгцойгбау» (им передали проект Bf.163) запустили свои прототипы только в 1938 году, когда «Шторьх» не то что летал, а уже серийно строился. В общем, так себе получился конкурс.

Пока конкуренты пытались что-то там соорудить, Fi.156a-1 пошел покорять умы и сердца на авиасалоне в Цюрихе, который состоялся в июле 1937 года. Была показана версия, которая планировалась и для коммерческого использования, и для военных нужд. А в принципе, а-1 думали оставить для военных, а на коммерческом фронте должна была пойти версия b-1, с более богатой отделкой и дополнительными наворотами.

Однако господа из Люфтваффе сказали: «Берем все!» и о производстве коммерческий версии речь больше не заходила. А ведь b-1 была еще более продвинутой в плане механизации крыла и нововведения вроде управляемого предкрылка нового образца обещали прирост в скорости до 210 км/ч.

Но в Люфтваффе решили иначе. Там хватало специалистов, которые были в состоянии по достоинству оценить все возможности машины.


Самолет весом всего 1 240 кг и очень маленькой нагрузкой на крыло в 48 кг/кв.м. (для сравнения: у Bf.109Е-1 было 157,25 кг/кв.м.) вытворял в воздухе весьма интересные вещи. Управляемость и способность лететь машина сохраняла на скорости около 50 км/ч, а при достаточном встречном ветре самолет мог зависать. Разбег в 50 метров и пробег при посадке 18 метров – это была действительность.

Естественно, сразу же в Люфтваффе решили, что самолет способен решать больший круг задач, чем связь и разведка. На «Шторьхе» была опробована аппаратура для постановки дымовых завес, самолет пробовался на роль морского патрульного самолета с 135-кг глубинной бомбой на подвеске под фюзеляжем, как бомбардировщик с тремя бомбами по 50 кг (одна под фюзеляжем, две под крыльями). Пробовали бросать бомбы с пологого пикирования, для этого на лобовое стекло наносились прицельные метки, а вместо специального кренометра, а угол пикирования пилот определял по наклону подкосов крыла к горизонту.

Бомбардировочная версия даже прошла испытание в Испании, в составе легиона «Кондор».

Тогда же по результатам боевого применения было установлено оборонительное вооружение из одного пулемета МG.15, стреляющего назад через "линзовую" установку в крыше кабины.


Конечно, это сильно повысило шансы самолета на выживаемость, но вообще-то «Аист», порхающий на высоте 20 метров со скоростью 50-70 км/ч был очень сложной целью для любого истребителя того времени.

Одновременно со связным самолетом появился разведчик, оснащенный аэрофотокамерами и санитарный самолет с местом под носилки с раненым. Экипаж этих самолетов состоял из двух человек.

Понемногу Fi.156 начал поставляться в другие страны, его начали закупать Швейцария, Финляндия, Болгария, Румыния, Венгрия, Чехословакия. Один самолет попал в Советский Союз. Якобы, его подарил Геринг Сталину, но это больше похоже на миф. А вот то, что самолет мог быть закуплен комиссией Тевосяна – запросто. В группе было достаточно грамотных людей, способных оценить возможности самолета. Яковлев, Поликарпов, Швецов, Супрун…

Fi.156 даже хотели производить в СССР, для чего в Эстонии был подготовлен завод для сборки самолета с французским двигателем воздушного охлаждения «Рено-6Q» под названием ШС («Штабной самолет»), но прежде чем начались поставки серийных машин, в 1941 г. завод был занят немецкими войсками.

Когда началась Вторая Мировая, Fi.156 начал свою карьеру в первую очередь как спасательный самолет, вывозя сбитых летчиков. Для этого начали создавать специальные эскадрильи «Шторьхов».


Естественно, генералитет рейха тоже оценил возможности нового самолета и удобство применения. Кессельринг не только летал этим самолетом, но и сам его пилотировал. Очень уважал «Аиста» Эрвин Роммель, который использовал специально подготовленную для Африки версию Fi.156с-5 Trop. Правда, когда «Шторьха» сбили англичане, Роммель пересел на более скоростной FW.189.

Боевые самолеты. По-2 на немецкий манер
Генерал Вальтер Модель возле своего "Аиста"

Для работы в пустыне «Физелер» разработал несколько интересных вариантов, предназначенных именно для работы в сложных условиях. Кроме противопылевых и противопесчаных фильтров «пустынные» самолеты получили большой неостекленный люк в правой части фюзеляжа, который значительно облегчал погрузку и выгрузку раненых.

А в серии «е» «Аист» стал… гусеничным!

Да, для использования на аэродромах с низким качеством грунта, была разработана очень интересная версия самолета с оригинальным шасси. Каждая стойка шасси имела два независимо подвешенных колеса тандемом одно за другим с натянутой на них резиновой трубчатой гусеницей. Фото, к сожалению, найти не смог, только описание.

Эта гусеница должна была увеличить площадь соприкосновения шасси с грунтом и исключить капотирование самолета при попадании в незамеченную борозду, выбоину или на камень. С этим шасси была выпущена установочная серия для испытаний из 10 единиц Fi.156e-0.

Самолет оказался востребован. Несмотря на то, что заводы «Физелера» по полной программе нагрузили выпуском Bf.109, выпуск Fi.156 тоже рос. Для того, чтобы обеспечить потребности всех заинтересованных в «Аисте», выпуск организовали на бывших заводах «Моран-Солнье» во Франции и на заводе «Мрац» в Чехословакии.

Пиком карьеры Fi.156 стало спасение в 1943 году итальянского диктатора Бенито Муссолини группой головорезов под руководством Отто Скорцени.


Муссолини после капитуляции поселили в отеле на пике Гран Сассо Массив в Абруззи Молизе. Отель расположился на высоте 3000 метров, добраться до него можно было только по канатной дороге, которая, естественно, хорошо охранялась.


По личному указанию Гитлера была разработана головокружительная операция с применением десантников на планерах, которые должны были перебить охрану Муссолини (250 человек) и освободить его.

Вывозить дуче планировали на вертолете Focke Achgelis Fa.223 «Drache» конструкции Генриха Фокке (того самого, который «Фокке-Вульф»), но вертолет как назло сломался.


Ну тут и настал звездный час капитана Герлаха и его «Шторьха». Муссолини и Скорцени (который не захотел ножками уходить вместе со своими солдатами) были вывезены с небольшой площадки перед отелем. Да, два таких кабана, как Отто и Бенито, да еще и в условиях высокогорья – это была серьезная задача. Но «Аист» справился на «отлично».


Впрочем, эта спецоперация была единственной в своем роде. В основном же «Аисты» садились на не менее сложные площадки, но ради более простых персонажей. Зато делали это массово и запросто.


Выпуск Fi.156 для нужд Люфтваффе продолжался до августа 1944 года. Потом производство начали сворачивать в угоду истребительной программе. Однако за все время было произведено 2900 самолетов всех модификаций, около 300 из которых служили у союзников Германии.


Интересно, но с окончанием войны карьера Fi.156 не закончилась. Так как оснастка на заводах осталась, самолет был вполне себе востребован, так что после войны в небе появились Morane-Saulnier MS-501 «Criquet» родом из Франции и чешский Mráz K-65 «Čаp».

Как говорится, найдите разницу.

Можно сказать, что «Аист» - это аналог нашего По-2. По крайней мере, он выполнял для Люфтваффе те же задачи, что и По-2 в ВВС РККА, только не попробовал себя в качестве поплавкового гидроплана, в отличие от нашего самолетика.


То, что у Герхарда Физелера получился отличный самолет, это понятно. Вообще Физелер, кстати, был очень хорошим летчиком, участвовал в первой Мировой войне, сбил 19 самолетов противника и был признанным асом пилотажа. Так что понятно, с таким багажом и самолет получился весьма интересным.


Герхард Физелер в годы Первой Мировой войны

Легкий, верткий, легко управляемый. А если еще добавить то, что с транспортировкой у «Аиста» проблем не было… Дело в том, что крылья у Fi.156 можно было сложить вдоль фюзеляжа, и самолет можно было либо перевозить на железнодорожной платформе в «боевом» состоянии, ничего больше не разбирая, либо… элементарно буксировать тягачом по дороге.


Самолет, конечно, условно боевой, но его выдающиеся данные и участие в войне позволяют отдать ему должное в нашем цикле.

ЛТХ Fi.156c-2


Размах крыла, м: 14,25
Длина, м: 9,90
Высота, м: 3,05
Площадь крыла, м2: 25,20

Масса, кг
- пустого самолета: 930
- нормальная взлетная: 1 325

Двигатель: 1 х «Аргус» As-10-С3 х 240 л.с.
Максимальная скорость, км/ч : 175
Крейсерская скорость, км/ч: 150
Практическая дальность, км: 385
Максимальная скороподъемность, м/мин: 280
Практический потолок, м: 4 600

Экипаж, чел: 2

Вооружение:
- один 7,92-мм пулемет МG.15 в задней части кабины
- глубинная бомба 135 кг или 3 бомбы по 50 кг
140 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    3 января 2021 05:12
    интересно, спасибо.
    1. +2
      3 января 2021 17:27
      Во-первых, на самолете были установлены автоматические предкрылки системы «Хендли-Пейдж»,


      Автор, предкрылок был неубираемым, фиксировался "намертво" . Как на предсерийных, так и в массовой серии С . Управляемый предкрылок попробовали на серии В , но отказались , развития серия не получила.
      Упомянули о механизации и "забыли" зависающие элероны .
      Вы уж не обижайтесь, но у инженеров принят стиль описания конструкции . Должно хватать десятка предложений . А у Вас куча всего, а информации мизер.
  2. +19
    3 января 2021 05:25
    На таком самолете вылетел в свой последний полет Теодор Эйке обергруппенфюрер СС, первый командир 3-й танковой дивизии СС «Мёртвая голова» («Тотенкопф»), один из создателей системы концентрационных лагерей в нацистской Германии.
    Днем 26 февраля 1943 года его обеспокоило отсутствие радиосвязи с танковым полком, поэтому он сел в "Fieseler" Fi.156 "Шторх" (легкий одномоторный разведывательный самолет), чтобы с воздуха разобраться в происходящем. Эйке обнаружил местоположение группы эсэсовских танков неподалеку от деревни Михайловка, но с воздуха не разглядел, что соседняя деревня Артельное все еще находилась в руках русских. Его "Шторх" снизился до высоты 100 метров и начал медленно разворачиваться над хорошо замаскированными позициями Красной Армии. Русские открыли по нему ураганный пулеметный и винтовочный огонь и в мгновение ока сбили самолетик, который сгорел между двумя деревнями.


    http://hrono.ru/biograf/bio_e/eyke_t.php
    1. +2
      4 января 2021 18:34
      Что за стрекозоиды вас минусрируют !? Муравьёв бы им в штаны !
      1. +1
        11 января 2021 21:57
        Присоединяюсь к Вам, Леха с Андроида интересный факт указал!
  3. +3
    3 января 2021 05:27
    В цифрах это выглядело так: 60 метров для взлета, если дул встречный ветер от 15 м/с, то длина пробега уменьшалась до 40 м.
    Ветер с такой скоростью редкость, обычно ветер дует 2-5 м/с.
    1. Eug
      +3
      3 января 2021 08:21
      Интересно, как он при такой "летучести" садился с боковым ветром? Какой бы малой ни была посадочная скорость, а без мастерства пилота - никуда... и нигде не встречал, какое у него было аэродинамическое качество, особенно интересными были бы цифры минимального и максимального...
      1. +6
        3 января 2021 09:16
        Для Ан-2, например, критическим является боковой ветер со скоростью 7 м/с, то есть если дует боковой ветер 7 м/с, то Ан-2 уже не может садиться, так как его снесет с полосы. Широкофюзеляжные самолеты могут садиться при боковом ветре 14 м/с.
      2. +8
        3 января 2021 11:35
        При его длине пробега понятие боковой ветер условность (шутка).
        1. +8
          3 января 2021 13:28
          Цитата: mr.ZinGer
          При его длине пробега понятие боковой ветер условность (шутка).

          В принципе, да. Он и поперёк полосы мог сесть.
          1. +2
            5 января 2021 22:06
            Как в шутке. КВС говорит ВП Ан-2:
            - Что-то полоса короткая, метров 40-50...
            - Зато широкая....
      3. +2
        4 января 2021 13:14
        Цитата: Eug
        Интересно, как он при такой "летучести" садился с боковым ветром? Какой бы малой ни была посадочная скорость, а без мастерства пилота - никуда... и нигде не встречал, какое у него было аэродинамическое качество, особенно интересными были бы цифры минимального и максимального...

        Ну, боковик парируется рулем направления, возникающий при этом крен - элеронами, которые у "Шторха" были большими. А масса самолета тут ни при чем.
        Что касается а/д качества, то, конечно, при такой нагрузке на крыло оно было низким. Оценить его - примерно - можно по дальности полета и расходу топлива (максимальное) и по максимальной скорости (минимальное).
        1. 0
          21 января 2021 16:14
          ...Летчики, привыкшие к тому, что Fi-156 прощает ошибки, пилотировали самолет крайне небрежно. Особенно много аварий и катастроф происходило при посадке. Часто можно было видеть, как "Шторьх" с задранным носом буквально падал вертикально, держатсь воздухе на одних закрылках и элеронах. Перед касанием следовало немного прибавить газу, но многие пилоты игнорировали это правило и сажали самолет почти вертикально. Часто такой маневр приводил к поломкам шасси и пропеллера, а то и к вырванному из моторамы двигателю. На удивление мало аварий приводило к гибели летчиков, хотя кабина не имела антикапотажных дуг. После войны в Великобританию для испытаний перегнали один из "Шторьхов". В его эксплуатационной книжке толстым карандашом было написано: Auch der Storch is nich narrensicher! "Даже у "Шторьха" есть границы дуракоустойчивости!"...
      4. 0
        4 января 2021 19:35
        Цитата: Eug
        Интересно, как он при такой "летучести" садился с боковым ветром?

        С таким пробегом на посадке выбор направления не критичен. Важнее было определить направление ветра, что в случае отсутствия информации с посадочной площадки, определял лётчик углом сноса.
    2. +4
      3 января 2021 11:15
      смотря где))) на моей малой Родине - Южное побережье Приморского края 10-15 м/с вполне себе обычное явление
      1. +1
        10 января 2021 11:34
        да это вы точно подметили
    3. 0
      3 января 2021 14:15
      Это в зависимости где вы живёте... В горах и на побережьях ветер отличается своей силой в разы...
    4. 0
      17 января 2021 14:11
      где как в приморской зоне дело обычное. А в горах тоже.
  4. +17
    3 января 2021 06:19
    А еще он имеет не самое почетное "отличие" единственного самолета за всю войну, сбитого из пистолета. hi
    https://www.americanrifleman.org/articles/2019/5/31/aerial-gunfight-shot-down-by-a-45/
  5. +13
    3 января 2021 07:09
    "Аиста" готовили еще для одного "подвига"...в апреле 1945 года, на нем должны были вывезти Адольфа... Не свершилось. Наша артиллерия успела уничтожить предполагаемый для взлета участок.
    А вообще у немцев были более полные аналоги нашего У(По)-2, которые они из учебно-тренировочного превратили во многофункциональный самолет, в том числе и в ночной бомбардировщик...
    Arado Ar.66

    Go.145

    FW-44

    Bu-131
    1. +6
      3 января 2021 08:54
      Ну, в мемуарах наших военачальников и военкоров про "шторх" упоминается,что немцы этот самолёт использовали в Берлине "до упора" ;то есть до полного взятия города советскими войсками !
      1. +15
        3 января 2021 11:25
        hi
        С Новым Годом, Владимир!
        Модель от «Зибеля» была сильно радикально новаторской, с толкающим винтом, что не очень понравилось представителям Люфтваффе.
        Автор: Роман Скоморохов

        Да это был «летающий чемодан» какой-то!
        Аэродинамика на уровне трамвая...
        Вы как находите Siebel Si 201?
        1. +6
          3 января 2021 12:33
          С Новым Годом ! Оста....Скоморохова "понесло"! Какие ,ёлы-палы, в "Зибеле" "новации" ? belay Самолёты с толкающим винтом и "гондолой" впереди летали ещё в1МВ ! Кроме того, по ряду существенных ттх ,"Зибель" не превосходил ,а по некоторым из них и уступал "Шторху" ! yes В добавок, "Зибель-201" так и не пошёл в производство !
          1. +4
            3 января 2021 13:05
            Цитата: Nikolaevich I
            "Зибель" не превосходил ,а по некоторым из них и уступал "Шторху"

            У Si 201 длина разбега составляла не 50, а 100 метров
            вибрация хвостовой балки...
            1. +2
              3 января 2021 19:00
              Ну,да...об этом писалось в статьях ,"посвящённых" Si 201... Про 50 м у "Зибеля " я не утверждал... А вот про 50 м у "Шторха" я "услышал" ещё в советские времена ,когда читал про некое совещание с участием авиаконструкторов(авиаконструктора)... Во всяком случае ,помню,что темой совещания было создание лёгкого самолёта и в пример приводили "шторх" ... После этого Яковлев соорудил Як-12 ! ( потому и "удивило" меня упоминание 60 м с статье Скоморохова; так как в той давней статье упоминали 50 м у "шторха"...)
              1. +3
                3 января 2021 19:14
                Цитата: Nikolaevich I
                про 50 м у "Шторха" я "услышал" ещё в советские времена

                Slepcev Storch (Сербия) - копия Fi 156 в масштабе 3/4.
                Двигатель Rotax 912ULS (100 ЛС).
                На взлет 50 м, на посадку - 70.
                https://reaa.ru/threads/prodaju-shtorx-samolet-kvp.80991/
          2. +3
            3 января 2021 13:34
            Цитата: Nikolaevich I
            Какие ,ёлы-палы, в "Зибеле" "новации" ?

            Новаторской была схема размещения экипажа Si 201: пилот и наблюдатель сидели бок о бок wink
            1. +4
              3 января 2021 18:25
              Цитата: Mister X
              пилот и наблюдатель сидели бок о бок

              Вот так ? what
              1. +1
                3 января 2021 18:42
                Цитата: Nikolaevich I
                Вот так ?

                Что за машина?
                1. +1
                  3 января 2021 19:03
                  Цитата: Mister X
                  Что за машина?

                  Как я помню,"Фарман"... Вот ещё есть "картинка"...
                  1. +1
                    3 января 2021 20:06
                    Цитата: Nikolaevich I
                    Как я помню,"Фарман"

                    Я порылся: другой, но тоже французский Voisin
                    Его реплика участвовала при съёмке фильмов "Служили два товарища" и "Неуловимые мстители".
                    Киношная машина выставлена в Монино.
                    Любопытная статья про
                    https://csdfmuseum.ru/articles/203-%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%B4%D0%B2%D0%B0-%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B0
                    1. +1
                      3 января 2021 20:55
                      Да 'вуазен', конечно. Реплика, емнип, в Монино стоит.
                      1. 0
                        3 января 2021 21:00
                        Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
                        в Монино стоит.

                        Я так и написал выше
                        А вот собственно и экспонат
                      2. +3
                        3 января 2021 21:12
                        . Я так и написал выше

                        Да, простите.
                    2. +3
                      3 января 2021 21:47
                      Цитата: Mister X
                      другой, но тоже французский Voisin

                      Эти аэропланы с толкающим винтом, состоящие из густо опутанных растяжками бипланной коробки крыла, странноватой конструкции оперения и громоздкой фермы, которую язык не поворачивается назвать фюзеляжем, уже тогда выглядели старомодно на фоне элегантных монопланов «Ньюпор», «Моран» и «Депердюссен», Но, как ни странно, по скорости, скороподъемности и маневренности они были не хуже серийных монопланов.А началась их история в 1906 г., когда на лишь недавно основанную авиационную фирму братьев Вуазен пришел работать достаточно уже опытный (хотя и не в деле строительства самолетов) инженер-механик Анри Фарман. Он искал не заработка, а именно опыта — «Вуазен» был вторым во Франции авиационным предприятием после фирмы Луи Блерио. Деньги у Анри Фармана водились, и он заказал у работодателя самолет себе, в постройке которого стал принимать участие.



                      Свои самолеты братья Вуазен решили называть фамилиями заказчиков — первая заложенная машина называлась Вуазен № 1, или «Капферер». Ее покупателем был племянник миллионера и мецената Анри Дойч де ля Мерта, который и оплатил постройку. Этот самолет взлететь не смог, а успех ожидал Вуазен № 2, или «Делагранж I», предназначенный скульптору и спортсмену Леону Делагранжу. А третий аэроплан Вуазен №3 достался Фарману и назывался, соответственно, «Фарман I». Летая на нем, Анри установил несколько рекордов (формально мировых, но на деле лишь европейских, поскольку до результатов американцев братьев Райт ему было ещё далеко...

                      Анри Фарман ушел от Вуазенов и в конце 1908 г. организовал собственное предприятие в г. Шалон-сюрМарн (ныне Шалон-Шампань, это на севере Франции), где сам стал строить аэропланы, первым из которых был Фарман H. F. III (Henry Farman № 3). В 1909 г. он открыл и собственную летную школу в Реймсе, а в 1912-м объединился со своим братом Морисом, который в 1910 г. построил свой первый удачный самолет M. F. VII (Maurice Farman № 7).Так в авиации родился еще один семейный бизнес.
                      [b]Первый аэроплан Фармана – это просто переименованный «Вуазен». В дальнейшем Анри Фарман усовершенствовал его конструкцию...

                      "ФАРМАН"

                      "ВУАЗЕН"
          3. +2
            3 января 2021 14:01
            Как пример - в фильме Служили два товарища, такой самолет (с толкающим винтом) на разведку летал.
    2. +1
      3 января 2021 11:44
      . вывезти Адольфа... Не свершилось. Наша артиллерия успела уничтожить предполагаемый для взлета участок.

      Ерунда, Ханна и фон Грайм прилетели в Берлин 26 апреля (Ханна посадила 'шторьх' у Бранденбургских ворот) и оставались в канцелярии 3 дня. 29 апреля они вылетели в Киль в ставку г-а Дёница. На решение фюрера остаться в Берлине повлияла отнюдь не советская артиллерия и отсутствие взлётной полосы для 'шторьха', не надо сочинять.
      1. +1
        3 января 2021 15:07
        Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
        На решение фюрера остаться в Берлине повлияла отнюдь не советская артиллерия и отсутствие взлётной полосы для 'шторьха', не надо сочинять.

        Ну если со взлетной полосой еще и соглашусь, то с заслугой русской артиллерии, в том , что Адольф там и остался даже не спорьте...
        1. +1
          3 января 2021 17:47
          . то с заслугой русской артиллерии, в том , что Адольф там и остался даже не спорьте...

          Пять метров железобетона над фюрербункером никакой артиллерии не по зубам. Канонада советской артиллерии лишь укрепила фюрера в уверенности фатальной неизбежности конца. А 'оставили' его цианид и канистра бензина.
    3. +3
      3 января 2021 12:14
      При длиннее разбега в 40 метров???
      Цитата: svp67
      Наша артиллерия успела уничтожить предполагаемый для взлета участок.

      Он по факту мог разогнаться и взлететь в любом переулке... Ему скорее помешали бы какие нибудь провода или фонарный столбы...
    4. 0
      3 января 2021 15:37
      Да, два таких кабана, как Отто и Бенито, да еще и в условиях высокогорья – это была серьезная задача.

      Бенито Муссолини: рост 169 см., вес 70 кг ( вес пассажира ни как не больше среднестатистического )
      Отто Скорцени 193-196 см(по разным источникам).
      Сравнять антропологические данные Бенито и Отто, то же самое что уровнять по ЛТХ "Тётушку Ю" и "Шторха" wassat Автор, называйте "кабанов" своими именами - "фашисты".
      1. +2
        3 января 2021 18:00
        . Автор, называйте "кабанов" своими именами - "фашисты".

        Герлах и Скорцени расхохотались бы, услышь они эту чушь. 'Фашистом' в кабине 'шторьха' был только дуче.
    5. +1
      3 января 2021 16:07
      Цитата: svp67
      А вообще у немцев были более полные аналоги нашего У(По)-2, которые они из учебно-тренировочного превратили во многофункциональный самолет, в том числе и в ночной бомбардировщик..

      Я в целом Шторьха оцениваю повыше У/По-2. Но фишка в том, что Шторьх требовал гораздо более высокой культуры производства (и ресурсов, денег), а наш У-2 могли и шлёпали даже на мебельных фабриках. При том, что по ТТХ в целом всё же оба были вполне сравнимы. Так что да, самолётик отличный, но для мировой войны У-2 смотрится гораздо лучше.
      Как и Пантера - по факту лучший танк немцев и безусловно превосходит по совокупности боевых параметров Т-34 (даже -85) индивидуально, но на одну Пантеру мы клепали пять своих Т-34 (-85). Которые пусть и были похуже в отдельных аспектах, но лидировали в других. И всё это с гораздо меньшими затратами.
    6. 0
      7 января 2021 19:15
      Bu-131, самолет, Бельмондо, в фильме снимался про спасение мальчишки еврея из германии
  6. -11
    3 января 2021 07:16
    Скорцени от страха скорее обделался, поэтому и полез в самолет, А не сопровождал Муссолини, всю команду вскоре перебили. На Шторхе кстати навернулся и некий Рудель, сын собаки жив остался, интересно он умел летать кроме как на Штуке, хотя потом и на Фоке- Вульфе летал.
    1. +10
      3 января 2021 12:15
      . всю команду вскоре перебили.

      Нет. Парашютисты спустились в долину на фуникулере, как и было запланировано.
    2. +1
      3 января 2021 12:18
      В учебном полку ми-2 официантка с бачками с обедом для курсантов на полигоне по весу подбирали- а тут два явных негабарита по весу...
      Насколько же летучий был самолет!!!!!
    3. 0
      3 января 2021 13:04
      Ходят байки что Рудель был мягко скажем туповат что не умаляет его личной храбрости , и научившись на штуке уже ничего другого не хотел. взлетая на шторьхе прямо на взлете посадил его на дерево;)
      1. +4
        3 января 2021 13:43
        Он был упертый нацист до старости - это верно. Но летал на любых
        самолетах. После войны сбежал а Аргентину. Летал много
        и там (с своей одной ногой).
        1. -1
          3 января 2021 14:32
          Летал.. но на штурмовой фв190 в войну не пересел хотя штука под конец войны была архаична
          1. +6
            3 января 2021 15:59
            На Штуках в 44-45-м некому было летать: асы, способные пикировать вертикально на 80 градусов, уже все погибли. Только такие чокнутые супермэны, как этот, остались в единичных количествах. Штука - уникальный, сумасшедший самолет для безумных людей
            1. +2
              3 января 2021 20:51
              Цитата: voyaka uh
              На Штуках в 44-45-м некому было летать: асы, способные пикировать вертикально на 80 градусов, уже все погибли. Только такие чокнутые супермэны, как этот, остались в единичных количествах. Штука - уникальный, сумасшедший самолет для безумных людей

              У Штуки, по крайней мере на Восточном фронте, были две войны. Одна, примерно по середину Курской битвы, когда немцы имели неоспоримое господство в воздухе. И в этой войне Штука была оружием, наводившим страх. Первое в мире высокоточное оружие, могло по заказу попасть бомбой в танк или окоп с пулеметом. Добавьте вой сирены при пикировании, давивший на психику. СССР такого не имел. Да, формально Пе-2 умел пикировать, но большинство пилотов не умели и боялись, а немец знал, что даже если он на выводе из пике отключится от перегрузки, автоматика за него сработает. А еще потому, что у немцев чуть не ротный мог по радио вызвать воздушную поддержку, и по радио же дать целеуказание, а у Пе-2 рации стояли хорошо если у командира звена, а обычно только у комэска, и качество было еще то, и близко не Telefunken. Про радио в пехотных ротах и речи не было.
              А вот когда ВВС РККА отбили у немцев превосходство в воздухе, "лаптежник" стал посмешищем, учебным пособием, на котором опытные истребители учили новичков, как правильно сбивать немцев. Ни скорости, ни маневренности, и хвост прикрыт всего лишь пулеметом винтовочного калибра. В общем, без истребительного прикрытия их быстро посбивали, и со второй половины 1944 кончилось их применение по первому вызову пехоты и массированные бомбежки. Отдельные самолеты, переделанные в пушечные штурмовики, летали на охоту за танками (и, к сожалению, были в этом неплохи).
              1. +1
                4 января 2021 02:05
                Уважаемому Нагану! То, что якобы "Ю-87 с 37мм пушками были неплохи" -сочинили в ведомстве Геббельса. А сейчас поддерживают недумающие люди. Достаточно оценить очень небольшую скорострельность этих пушек, их очень малый боезапас из 7, а потом 14 снарядов на ствол и - самое главное - большой разнос их от оси самолёта в несколько метров, как станет ясно, что попасть они могли в танк скорее случайно и не более чем одни снарядом. А заброневое действие 37-мм снаряда слабое и поэтому не нужно повторять гитлеровские байки. Если бы эти штурмовики были эффективными, то их выпускали бы много, а так... Да и ещё несинхронность выстрелов разворачивала самолёт и сбивала наводку также, как и на наших Ил-2. Поэтому и у нас отказались от массового применения Ил-2 с 37-мм пушками. Довелось общаться с фронтовиком, летавшем недолго на таком Ил-2. Он утверждал, что очень тркдно было попасть в цель,так как самолёт трясёт и качает, скорострельность небольшая, синхронности нет,пушки далеко разнесены друг от друга и поэтому обстреливать можнобыло только площадные цели вроде позиций артиллерии или обозов.
                1. 0
                  6 января 2021 09:56
                  Цитата: Опричник
                  То, что якобы "Ю-87 с 37мм пушками были неплохи" -сочинили в ведомстве Геббельса.

                  К сожалению, как минимум часть побед Руделя подтверждены фотопулеметом, если верить Википедии.
                2. 0
                  6 января 2021 11:42
                  Собственно вы сами и написали почему пушечные Ил-2 не попадали по точечным целям-синхронности нет. Ну так это у Ила так, у пушечного Ju-87 синхронность как раз была, за счёт электроспуска пушек, поэтому и точность далее сотни метров чуть не в разы была выше пушек Ила того же калибра.
              2. 0
                5 января 2021 22:13
                На Штуку позднее установили спаренный пулемет.
  7. +5
    3 января 2021 07:19
    Прочёл как то "Воспоминания солдата" Г.Гудериана.Так он тоже частенько упоминал о пользе этого самолетика!
    1. 0
      17 февраля 2021 18:42
      А что пишет Гудериан о пользе ИЛ2?
  8. 0
    3 января 2021 07:44
    Кстати о поварах, читал что во время войны наш повар танк захватил, дрыном заклинил башню, и убил кого-то из экипажа топором, которые полезли посмотреть что случилось. Вроде и в газетах той поры об этом подвиге писали. По самолетику, бензина что то жрет многовато. Перед войной уже были самолетики которые укладывались в 15-20- литров на сотню, при 4-5 человеках на борту.
    1. +1
      3 января 2021 15:06
      Это ни какая не шутка, это реально парни совершили, это герои.
  9. +16
    3 января 2021 07:48
    В СССР разработкой копии этого самолета занимался О.К. Антонов, это была его первая машина, которая могла стать серийной. Серийный завод не в Эстонии, как в данном переводе, а в Шауляе. Название самолета ОКА-38. При принятии на вооружение получил название СС - самолет связи. Двигатель МВ-6, имеющий французские корни. Несколько построенных экземпляров погибло при бомбардировке аэродрома.
    1. +10
      3 января 2021 08:29
      которая могла стать серийной. ....до конца дело довёл ОКБ Яковлев со своим Як-12, однако эту нишу в авиации СССР занял легендарный биплан Ан-2,он же Анушка, он же Кукурузник...тем не менее 12-х наклепали под 5 000 штук
    2. Eug
      +5
      3 января 2021 08:30
      Я так понимаю, Як - 12 в какой-то степени тоже попытка создать подобный самолет. Интересно, в период разработки ОКА Антонов уже возглавлял КБ (судя по названию) или был еще замом Яковлева?
      1. +4
        3 января 2021 08:52
        По рекомендации самого Яковлева было было создано отдельное КБ ещё в период разработки ОКА-38. Другими работами КБ были учебный планер А-2, десантный А-7, воздушный прицеп ВП для буксировки за истребителем 500-кг бомбы. Но в 1943 году Антонов вернулся в ОКБ Яковлева его заместителем, а в 1945г переведен в Новосибирск на серийный завод начальником филиала ОКБ Яковлева. С 1946 г начата разработка СХ-2 (АН-2), позднее Новосибирский филиал ОКБ выделен в самостоятельное КБ.
    3. +2
      3 января 2021 10:24
      С местом производства этого самолёта темная история, читал и про Киев, и про Вильнюс.
  10. 0
    3 января 2021 09:02
    Недостатки Физлер-Шторьха были продолжением его достоинств- на таком самолете погиб генерал Шоберт(предшественник Манштейна на посту командующего 11-й армией), самолет совершая посадку при облете войск сел прямо на мину и был уничтожен, если бы машина не имела таких выдающихся посадочных данных пришлось садится на аэродром и генерал бы уцелел.
    1. +1
      5 января 2021 22:28
      В году так 1949 на аэродроме Воронежа или Курска при рулении Ли-2 провалился в яму и подорвался на противотанковой мине. Эхо войны...
  11. 0
    3 января 2021 09:09
    Есть информация, что именно на таком самолете в конце апреля 1945г в Берлин прилетала Ханна Рейч, чтобы вывезти А.Гитлера. Самолет сел на Берлинскую улицу возле Рейхсканцелярии, но потом был поврежден или уничтожен артобстрелом.
    1. +6
      3 января 2021 11:52
      . Самолет сел на Берлинскую улицу возле Рейхсканцелярии

      У Бранденбургских ворот.
      . но потом был поврежден или уничтожен артобстрелом.

      Чушь. Ханна и фон Грайм вылетели на нём в Киль 29 апреля.
  12. +3
    3 января 2021 09:30
    Существует легенда. Когда Сталину показали этот самолёт, он сказал: я тоже хочу такой. По всей видимости поэтому ЯК-12 похож на Аиста. И, по моему, на Аисте отрабатывали взлёт на привязи по кругу, утверждать не буду. АН-2 и ЯК-12 - разные по назначению самолёты: первый - грузовик, второй - такси, но они гармонично дополняли друг друга.
    1. +3
      3 января 2021 10:32
      Почитайте мемуары Яковлева,там всё о создании ЯК-12,а мне в детстве посчастливилось "прокатиться" на ЯК-12 (он у нас работал на с/х работах)-повезло...
    2. +2
      3 января 2021 12:32
      Сходство условное! За лужей в это же время выпускался Пайпер Каб,тоже оооочень летучий и с не менее выдающимися характеристиками. И так же пристроенный в армии америкосов. И кем только не выпускавшийся и по сей день!
  13. +5
    3 января 2021 10:31
    У США был и что удивительно есть подобный самолет, даже внешне похожий Piper J-3 Cub, он самый массовый самолет, первые экземпляры были выпущены в 1931 году. Производился в течение 80 лет.
    Очень популярен на Аляске. Стоимость современных моделей около 20 тысяч долларов. Продаются наборы для самостоятельной сборки.
    Модификации производятся до сих пор. Постоянный участник соревнований на самый короткий взлет и посадку https://m.youtube.com/watch?v=hPakbghLe38
    Кто у кого спер конструкцию"науке это неизвестно", но очень похожи.
    1. +2
      3 января 2021 23:08
      Цитата: Konnick
      Кто у кого спер конструкцию"науке это неизвестно", но очень похожи.

      Одинаковые требования рождают одинаковые конструкции.
  14. 0
    3 января 2021 10:38
    Был же и советский аналог после войны....
  15. Комментарий был удален.
  16. +4
    3 января 2021 11:20
    Фотография из музея авиации в Праге
    Видел этот самолет музеях Вены и Мюнхена, шедевральный аппарат
    Гитлера пыталась вывезти Ханна Райч, единственная женщина кавалер железного креста 1 класса.
  17. +11
    3 января 2021 11:32
    Во-первых, на самолете были установлены автоматические предкрылки системы «Хендли-Пейдж», которые занимали больше половины длины крыла. Во-вторых, «вращающееся крыло», оригинальный закрылок, который мог выдвигаться назад-вниз и увеличивавший площадь крыла на 18%. С такими наворотам укороченный взлет становился обычным и непроблемным занчятием.

    О, ужас! Лучше бы о гастрономических пристрастиях Физлера!
    Во-первых, на самолёте были установлены ФИКСИРОВАННЫЕ, а не автоматические предкрылки и они занимали ВЕСЬ размах крыла, в чём каждый может убедиться глядя на фото.
    Во-вторых,кроме закрылка ещё и элероны опускались, и выполняли роль закрылков при взлёте и посадке. Так, что работало всё крыло.
    Взлёт и посадка всё же не были столь простыми, как описывает автор. При столь большом размахе, малой скорости, отсутствия поперечного V крыла и следовательно ОЧЕНЬ большом демпфирующем моменте по крену, пилоту нужно было очень аккуратно, и в то же время быстро работать педалями (Рулём Направления), с чем Рудель например, не справился и свалился на дерево в парке штаб-квартиры люфтваффе. За, что кстати и получил соответствующую кличку.
    Ещё к сожалению, автор не упомянул присущую шторьху, методику посадки. На задросселированном газе, с полностью взятой на себя ручке, с использованием тормозов после касания, самолёт садился фактически без пробегаю
    И ещё один момент, обзор у шторьха, особенно вбок-вниз, был очень хорош, думается, что О.К.Антонов занимаясь самолётом ОКА "Аист"оценил этот момент и применил подобное остекление в своём Ан-2.
  18. +5
    3 января 2021 11:52
    Цитата: Вольный ветер
    были самолетики которые укладывались в 15-20- литров на сотню,

    При моторе в 240 л.\с. -50 литров в час полета-это очень хорошо.И пересчитайте на сотню-скорость 175 км.\ч.Самолет замечательный! hi
  19. +11
    3 января 2021 12:04
    А в серии «е» «Аист» стал… гусеничным!
    Фото, к сожалению, найти не смог, только описание.
    Автор: Роман Скоморохов

    В nevingtonwarmuseum упоминаются 2 экспериментальные серии:
    D - со сдвоенными колёсами
    E - со сдвоенными и колёсами резиновой гусеницей




    1. -8
      3 января 2021 13:22
      Скопировали с МиГ-31 (архиоднозначно).
  20. +6
    3 января 2021 12:06
    Была модификация и на лыжном шасси

    Связной Fi 156С-1 финских ВВС, 1942 г.
  21. Комментарий был удален.
  22. +8
    3 января 2021 12:52
    Нашёл книгу серии "Война в воздухе", автор Иванов.
    В ней на 70 страницах описан самолёт Fieseler Storch
    Более подробной работы я не встречал.

  23. +7
    3 января 2021 12:56
    санитарная версия Fi 156



  24. +3
    3 января 2021 13:03
    В 'Семнадцати мгновениях...' его сыграл Як-12)
    Правда, потом по полосе разбегается Bf.109, а взлетает уже Fw 190)
  25. +4
    3 января 2021 13:10
    Fieseler Fi 156 Storch в музее Мюнхен, Германия.
    Обратите внимание на шасси

    1. +2
      3 января 2021 16:36
      Вена Музей армии
  26. +2
    3 января 2021 13:22
    Сравнивать его с По-2 крайне некорректно и по функциям, и по технологическому уровню. Аналогом (клоном) является Як-12, который сделан "по образцу" после войны для генералов. Некоторые генералы любили побраконьерствовать. Однажды сам Вася Сталин попал в аварию на такой охоте (об этом писал сам А.С. Яковлев в мемуарах).
    Двигатель,видимо, скопировать не сумели (ну, это как обычно).
    1. +2
      3 января 2021 13:29
      Цитата: iouris
      Сравнивать его с По-2 крайне некорректно и по функциям

      В отличии от По-2, Шторьх никогда не использовался для ночных бомбардировок.
      1. +3
        3 января 2021 13:38
        Цитата: Mister X
        В отличии от По-2

        В отличиЕ от По-2 (так "лучше").
        Функционал. По-2 - это самолёт первоначального обучения для СССР. Он и не проектировался как "ночной бомбардировщик". "Шторх" достаточно комфортабельный самолёт связи для VIP Германии. В этом уже большая разница.
        Давайте подумаем, почему немцы не использовали "Шторх" для ночных бомбардировок переднего края советских войск? А? Может быть они не считали это эффективным способом ведения боевых действий?
        1. +2
          3 января 2021 14:02
          Цитата: iouris
          В отличиЕ от По-2 (так "лучше").

          После вчерашнего бургундского мне простительно drinks

          Цитата: iouris
          "Шторх" достаточно

          ШторЬх (так "лучше") wink

          Цитата: iouris
          комфортабельный самолёт связи для VIP

          Разве были самолёты Шторьх в VIP-комплектации?
          Да, на нём летали высокие чины, но это не FW 200 V3 «Immelmann III» с кучей уникальных наворотов.

          Уильям Грин считал его основным многоцелевым самолётом.
          Везде, где был Вермахт, обязательно можно было найти и Шторьх.
          1. -1
            3 января 2021 15:25
            Цитата: Mister X
            ШторЬх (так "лучше")

            Это смотря, на каком диалекте.
            Давайте, просто: "Storch".
            Цитата: Mister X
            Разве были самолёты Шторьх в VIP-комплектации?

            Я имел в виду не именно "комплектацию", а что самолёт германский, для, в основном, генералов. Культура производства просто сильно выше.
            1. +3
              3 января 2021 15:41
              Цитата: iouris
              для, в основном, генералов.

              На любом самолёте и автомобиле могли возить генералов.
              Их всех называть VIP-транспортом?
              Standard-Kurier- und Verbindungsflugzeug der deutschen Luftwaffe im Zweiten Weltkrieg. Er wurde zudem als Beobachtungs- und Sanitätsflugzeug eingesetzt.
              https://de.wikipedia.org/wiki/Fieseler_Fi_156
              Ни слова про генералов, верно?

              Цитата: iouris
              Культура производства просто сильно выше.

              В военное время качество сильно страдает.
              Вы не согласны?
              1. -2
                3 января 2021 19:55
                Цитата: Mister X
                В военное время качество сильно страдает.

                Всё относительно (относительно чего-то).
                Понятие качества - чисто рыночное. Товар качественный, если объём продаж достаточно высок для выживания производителя в конкурентной борьбе.
                В военное время правильно ставить вопрос о соответствии (требованиям военных, фронта). Боевая техника и вооружение должны обеспечивать заданную боевую эффективность.
                Продать на мировом рынке По-2 было невозможно, с точки зрения (германской) военной науки это был совершенно бесполезный примитивный самолётик ("рус-фанер").
                Ну и что? Всё относительно. По-2 был изделием, которое обеспечивало достижение заданной (советскими военными) боевой эффективности.
                1. +2
                  3 января 2021 20:23
                  Цитата: iouris
                  с точки зрения (германской) военной науки

                  Я изучаю в основном историю стрелкового оружия, есть публикации на ВО.
                  Наверняка вам изветно немало фактов, как постепенно ухудшалось качество германских пистолетов, винтовок, ПП.
                  Особенно к концу войны.
                  В своих статьях про немецкую бронетехнику Евгений Федоров тоже доказательно описывал падение качество их брони.
                  Неужели в авиастроении у немцев было иначе?
                  1. 0
                    4 января 2021 13:06
                    Здесь - другой вопрос. Германская промышленность всегда сильно зависела от поставок сырья из-за рубежа. Поэтому - "блицкриг". К концу войны Германия практически лишилась ресурсов. Вообще непонятно, как там умудрялись что-то делать и приводить в движение военную технику "к концу войны".
                    1. 0
                      4 января 2021 14:04
                      Цитата: iouris
                      Всё относительно (относительно чего-то).

                      Цитата: iouris
                      К концу войны Германия практически лишилась ресурсов.

                      В Германии качество выпускаемой продукции упало относительно начального периода войны?
                      1. +1
                        4 января 2021 15:52
                        Цитата: Mister X
                        В Германии качество выпускаемой продукции упало относительно начального периода войны?

                        Смотря что считать падением качества. Например, в T-IVJ отменили окраску танка изнутри, просто не успевали. Это считать падением качества или нет ?
                      2. +1
                        4 января 2021 18:13
                        Цитата: Альф
                        в T-IVJ отменили окраску танка изнутри, просто не успевали.

                        Ставлю вам + за юмор laughing

                        А теперь серьёзно.
                        Из отчёта ЦНИИ-48 (броневого института)
                        Подписан 24 декабря 1942 года
                        Основным легирующим элементов ожидаемо выступал хром, который сталевары противника добавляли в броню в пределах 1-2,5 %.
                        Следующим по значимости был молибден (0,2-0,6 %), затем кремний и никель (1-2 %).
                        Марганец, широко применяемый как легирующая добавка в советской броне, в трофейной стали не нашёл особого распространения.
                        Только в хромомолибденовой броне с низким содержанием хрома, ванадия и молибдена можно было отметить относительно высокую долю марганца – до 0,8 %.
                        В такой рецепт стали немцы добавили марганец только для желания обеспечить прокаливаемость брони на толщины 20-40 мм при одновременно низком содержании хрома и молибдена.
                        Среди причин экономии марганца была хроническая нехватка этого металла в Германии


                        Напомню: отчёт 24 декабря 1942 года, а у немцев уже нехватка марганца.
                        Вы действительно думаете, что в конце войны немцам только времени на покраску танков не хватало? wink
                      3. 0
                        4 января 2021 15:56
                        Цитата: Mister X
                        В Германии качество выпускаемой продукции упало относительно начального периода войны?

                        Упало. Например, у Вальтера ППК заменили рамку на люминий.
                      4. 0
                        4 января 2021 19:14
                        Цитата: мордвин 3
                        у Вальтера ППК заменили рамку на люминий

                        Walther PPK-L с рамкой из алюминиевого сплава разработан уже после войны, в 1950-е годы.
                      5. 0
                        4 января 2021 19:18
                        Цитата: Mister X
                        Walther PPK-L с рамкой из алюминиевого сплава разработан уже после войны, в 1950-е годы.

                        Я завтра поищу учебник "Оружие пехоты", и Вам сообщу. Не помню, куда я его засунул. hi
                      6. 0
                        4 января 2021 19:26
                        Цитата: мордвин 3
                        Я завтра поищу учебник "Оружие пехоты"

                        Его наверняка можно скачать.

                        В годы войны алюминиевый сплав использовался в MP38.
                        Из него изготавливалась рама пистолетной рукоятки.
                        На MP40 её уже штамповали из стали для удешевления.

                        Алюминий - критически важный сплав для производства самолётов и двигателей.
                        Так что алюминий экономили, а где можно - заменяли.

                      7. 0
                        4 января 2021 19:33
                        Цитата: Mister X
                        Его наверняка можно скачать.

                        Нету его в интернете. Мне его выдали за отличную стрельбу в начале 90-х. Искал я его в интернете, не нашел. Есть второе издание, а первого, где были три автора - нету. Ну, не нашел я лично.
                      8. 0
                        4 января 2021 19:56
                        Цитата: Mister X
                        Так что алюминий экономили, а где можно - заменяли.

                        А финские солдаты ножны из люминия мастерили.

                        Вот такие, например. Из сбитых наших самолетов.
                      9. 0
                        5 января 2021 00:34
                        Цитата: мордвин 3
                        Из сбитых наших самолетов.

                        Так бесплатно же.
                        Девушки шили себе платья из парашютного шёлка...
                      10. 0
                        5 января 2021 00:47
                        Цитата: Mister X
                        Так бесплатно же.

                        И это при том, что финские компании выпускали ножны из картона. Кожа тоже считалась стратегическим материалом.
                      11. 0
                        5 января 2021 00:56
                        Цитата: мордвин 3
                        финские компании выпускали ножны из картона

                        Дополнительная инфа по теме
                        https://guns.allzip.org/topic/248/1928161.html
                      12. 0
                        5 января 2021 01:03
                        Цитата: Mister X
                        Дополнительная инфа по теме
                        https://guns.allzip.org/topic/248/1928161.html

                        Не, я на Рускнайфе обитаю.
                      13. 0
                        5 января 2021 13:30
                        Цитата: мордвин 3
                        Я завтра поищу учебник "Оружие пехоты",

                        hi
                        Нашёлся?
        2. +3
          3 января 2021 14:28
          Вероятно Шторьх не имел такого летного качества как По-2, в смысле способности планирования. Основной прием бомбардировки это планирование ночью на выявленную цель с выключенным мотором. Обычная тактика атаки группой По-2 - наиболее опытные летчики провоцируют зенитки на обстрел и уходят с маневрированием, на выявленные зенитные позиции и прожектора вылетает следующая группа и подавляет ПВО, а затем сбрасываются осветительные бомбы и основной удар по наземным целям, обычной целью ночных бомбардировщиков были аэродромы. Кстати, при Корсунь-Шевченковской операции По-2 использовался для перевозки боеприпасов, вся остальная техника была парализована плохой погодой и распутицей. И очередной миф о том, что на По-2 летали только женщины- из, примерно, 70 полков НБ только один был женский.
          1. +1
            3 января 2021 19:07
            Мифа никогда небыло. Был фильм. А про выключенный мотор до сих пор не могу понять. Ведь небыло же стартера на двигателе? Как в воздухе заводить?
            1. +2
              3 января 2021 19:14
              От авторотации винта, по-моему. Но чаще просто задросселировали, т.е на холостых оборотах.
              1. +1
                3 января 2021 19:48
                Получается просто снижали до минимума обороты, чтоб снизить шум?
            2. 0
              3 января 2021 20:06
              Цитата: garri-lin
              А про выключенный мотор до сих пор не могу понять.

              Я имел счастье общаться с фронтовиком-ленинградцем, который в 16 лет, прибавив себе год, пошёл на фронт, воевал на "Невском пятачке". Он рассказывал, что ночной порой порой сверху им кричали женскими голосами: "Эй, в окопе, обозначьте линию фронта!" Это были "Ночные ведьмы".
              1. +3
                3 января 2021 20:41
                Он рассказывал, что ночной порой порой сверху им кричали женскими голосами: "Эй, в окопе, обозначьте линию фронта!" Это были "Ночные ведьмы".

                На "невском пятачке" полка Бершанской не было. Описан эпизод снабжения Эльтигенского десанта (Крым, ноябрь 1943), кроме 889 НБАП десант снабжал и 46 гвардейский НБАП Е.Д. Бершанской. К тому времени мой отец воевал в 889 НБАП.
                1. 0
                  4 января 2021 13:09
                  Цитата: Авиатор_
                  На "невском пятачке" полка Бершанской не было.

                  Я не проверял, но это не исключает участия в боевых действиях женских экипажей на любых участках фронта.
                  1. 0
                    4 января 2021 14:51
                    Исключает. Женские экипажи были в 46 Гвардейском полку ночных бомбардировщиков. Евдокия Давыдовна собирал экипажи по всей стране, даже переучивала своих вооруженцев. Полк входил в состав 325 ночной бомбардировочной авиадивизии, 4 Воздушная Армия, боевой путь - Кубань, Крым, Белоруссия, Польша, Германия. Так что Ваш ветеран путает.
        3. 0
          3 января 2021 23:18
          Цитата: iouris
          Давайте подумаем, почему немцы не использовали "Шторх" для ночных бомбардировок переднего края советских войск? А? Может быть они не считали это эффективным способом ведения боевых действий?




  27. +3
    3 января 2021 13:38
    Данный класс самолетов актуален и сейчас. Такие самолеты дешевы и просты в эксплуатации, по стоимости с джипами.
    https://m.youtube.com/watch?v=ucdb0TKu3rk
    1. +3
      3 января 2021 13:48
      Цитата: Konnick
      Данный класс самолетов актуален и сейчас.

      Сейчас "актуален" электрокар. Все начальники только и думают о том, как сэкономить на бензине... А откуда берётся электроэнергия и куда потом девать аккумуляторы думать некогда.
  28. +3
    3 января 2021 14:44
    только не попробовал себя в качестве поплавкового гидроплана
    Автор: Роман Скоморохов

    60 лет спустя появился и гидроплан.
    Производится в Сербии, разработал его Нестор Слепцев.
    Называется Slepcev Storch, представляет копию Fi 156 в масштабе 3/4.
    Поставляется в виде комплекта для самостоятельной сборки, либо как готовый к полету самолет.
    Самолет впервые поднялся в воздух в 1994 году.
    Выпускается в нескольких модификациях, втч и Гидросамолёт.




  29. +2
    3 января 2021 16:06
    Цитата: sibiryouk
    Есть информация, что именно на таком самолете в конце апреля 1945г в Берлин прилетала Ханна Рейч,

    Райч она...
  30. +1
    3 января 2021 18:05
    Да хороший самолёт получился у немцев. И не зря Яковлев на его копировпние поставил Антонова. И наработка по ОКА-38 потом Антонову сильно помогла при созданию АН-2.
    П.С. Ну и не помню у кого из пилотов фронтовиков читал, что в 45м в прибалтике или под кёниксбергом они их в качестве трофеев обнаружили и использовали как личный транспорт. Тот пилот кстати за лёгкость пилотирования и возможность парашютирования также писал!
    Читал давно на сайте Я Помню!
  31. +3
    3 января 2021 19:19
    Любопытный самолетик. Автору спасибо за хороший обзор, в каких только книгах этого Аиста не упоминали. :)

    А в комментариях по моему перестарались. :) И с По-2 сравнили и с Як-12 и с Пайпером. Однако почему то никто не видит движок в 240 л.с. у немца! даже близко у гражданских машин такого не было, Пайпер 65 л.с., По-2 и Як-12 по 100 л.с. Энерговооруженность немца вдвое выше. Явно не гражданский выбор, не экономили изначально.
  32. -1
    3 января 2021 20:47
    Как писал А.С. Яковлев, большим сюрпризом для него было использование нашего профиля Красильщикова на крыле самолёта Storch
  33. +3
    3 января 2021 21:24
    Изящная стрекозка! В сравнении с ПО-2 выглядит более технически совершенным и ТТХ получше.
  34. +3
    3 января 2021 21:58
    Цитата: Авиатор_
    Он рассказывал, что ночной порой порой сверху им кричали женскими голосами: "Эй, в окопе, обозначьте линию фронта!" Это были "Ночные ведьмы".

    На "невском пятачке" полка Бершанской не было. Описан эпизод снабжения Эльтигенского десанта (Крым, ноябрь 1943), кроме 889 НБАП десант снабжал и 46 гвардейский НБАП Е.Д. Бершанской. К тому времени мой отец воевал в 889 НБАП.


    Многие ветераны под тяжестью лет приписывали себе геройские случаи из художественных произведений. Сейчас в интернете гуляет видео с ветераном, который рассказывает про рукопашные бои. И как он сменил ППС на винтовку со штыком, так как винтовка со штыком лучше пистолет-пулемета в рукопашном бою ....и люди этому верят к сожалению.
    1. +4
      4 января 2021 13:19
      Цитата: Konnick
      приписывали себе геройские случаи из художественных произведений

      Уже "приписывали". Почти все, кто совершал "геройские подвиги" погибли. Мой дед, командир пулемётного расчёта, призванный сразу после начала войны и до июня 1943 года находившийся где-то "на границе" (или, может, за границей) Ирана, погиб (умер от ранений) на Курской дуге 14 или 15 июля. Он участвовал всего в двух боях. Во всех официальных списках погибших МО значится под другой фамилией (ошибочно изменена одна буква). Не награждён. Место захоронения точно не известно. Он точно ничего "не приписывал". И "ветераном" не стал.
  35. +1
    4 января 2021 13:47
    Цитата: iouris
    Цитата: Konnick
    приписывали себе геройские случаи из художественных произведений

    Уже "приписывали". Почти все, кто совершал "геройские подвиги" погибли. Мой дед, командир пулемётного расчёта, призванный сразу после начала войны и до июня 1943 года находившийся где-то "на границе" (или, может, за границей) Ирана, погиб (умер от ранений) на Курской дуге 14 или 15 июля. Он участвовал всего в двух боях. Во всех официальных списках погибших МО значится под другой фамилией (ошибочно изменена одна буква). Не награждён. Место захоронения точно не известно. Он точно ничего "не приписывал". И "ветераном" не стал.

    Мой дед только после войны был признан погибшим, благодаря письму земляка, офицера, члена партии. Потом, когда МО создал сайт, я нашел и письмо про деда, отправленное в МО и восстановил боевой путь , дату гибели и место. Даже наградной на его подчиненного, где просто записано -" после того как был убит командир отделения, взял командование на себя и заколол кинжалом немецкого офицера..." . Вот мой дед и был тем командиром отделения 1-й роты(командир роты и командир его взвода тоже погибли в рукопашном бою, поэтому и не было похоронки) 46-го отдельного мотоциклетного полка, в других наградных на бойцов этого полка, ставшего под Ржевом гвардейским, много упоминаний о рукопашных боях, но в траншеях. В чистом поле и не было рукопашных боев.
    А отец воевал (был призван на Дальний Восток) только три дня в окружении в составе пулем.роты 62 пульбата в ходе Сейсинского десанта в Корее и рассказывал только как быстро кончаются патроны, получил медаль Нахимова и гранатный осколок в ногу.
    1. 0
      4 января 2021 13:57
      Цитата: Konnick
      В чистом поле и не было рукопашных боев.

      Были. Почитайте "Железный дождь" Курочкина. Там эссесовцы в атаку перли. В поле. Наши их в рукопашной встретили.
  36. 0
    4 января 2021 13:54
    Турбулизатор (на передней кромке) - первая прибавка подъёмной силы.
    Закрылки - вторая.
    Флапероны, то есть оба элерона опущены и при этом продолжают работать как элероны - третья.
    При хорошем встречном ветре авиамоделистам (у нас хороший начинается с 5 м/сек) самый кайф, четвёртый разворот, глиссада, пара метров над точкой касания, работаешь с газом и РВ и мягонько так лифтиком - плюх... Лепота!!! wink
  37. 0
    4 января 2021 13:55
    Цитата: мотострелок
    они занимали ВЕСЬ размах крыла, в чём каждый может убедиться глядя на фото

    Мотострелок, вот тут Вы Романа нашего зря пинаете: в авиации принято размах крыла считать без вычета под- (или над-) фюзеляжной части. Но предкрылков над кабиной у "Шторха" - по вполне понятной причине - нет. Поэтому формулировка "больше половины длины крыла" вполне адекватна.
    ... другое дело, что Роман, видать, не знает, что у крыла нет "длины" - у него "размах". Как говорится, "дилетанта узнаешь по терминам, как птицу по полёту" (с).
  38. 0
    4 января 2021 14:16
    Цитата: мордвин 3
    Цитата: Konnick
    В чистом поле и не было рукопашных боев.

    Были. Почитайте "Железный дождь" Курочкина. Там эссесовцы в атаку перли. В поле. Наши их в рукопашной встретили.


    Курочкин самоходчик и писатель. Может он про этот бой и написал. Прочитаю. В операции Багратион все бойцы одной роты 2-го гв. МЦП, бывшего 46 МЦП, где воевал мой дед, были награждены орденами Славы
    http://www.warmuseum.by/index.php/component/k2/item/766-
    Был рукопашный, немцы пытались вырваться из котла, но у них и своего оружия уже не было.
  39. -2
    4 января 2021 18:29
    Не заметил в статье информации, что крыло для своего суперкукурузника немцы содрали с советской разработки.
  40. -1
    4 января 2021 22:02
    Весьма интересная статья.
  41. 0
    6 января 2021 00:48
    Цитата: Кот_Кузя
    В цифрах это выглядело так: 60 метров для взлета, если дул встречный ветер от 15 м/с, то длина пробега уменьшалась до 40 м.
    Ветер с такой скоростью редкость, обычно ветер дует 2-5 м/с.

    У нас в Крыму 6-10м\с норм, да и 15 частенько!
  42. +1
    6 января 2021 17:54
    Молодец Роман! Привет из Германии.
  43. 0
    17 января 2021 15:04
    Кому как, а мне было интересно.
  44. 0
    23 января 2021 04:46
    Fi.156 даже хотели производить в СССР, для чего в Эстонии был подготовлен завод для сборки самолета с французским двигателем воздушного охлаждения «Рено-6Q» под названием ШС («Штабной самолет»)


    ШС - это совсем другая кустарная машина.
    Fi.156 был запущен в серию в Союзе ССР как С[вязной]С[амолет]-1 и С[анитарный]С[амолет]-2.
  45. 0
    25 марта 2021 15:24
    сейчас самолет-аналог шторха стоит новый между 4 и 15 млн (в зависимости от производителя)
    раньше эти самолеты были намного более доступны, чем сейчас спустя 80 лет
    да и правил появилось столько, что еще за всякие страховки и лицензии отдашь еще полтора.