Авиаремонтная отрасль Украины – состояние, планы, реальные перспективы

39

Прежде чем вести речь о конкретных примерах, следует чётко обозначить важный момент: речь у нас будет идти в основном о тех промышленных объектах, которые занимаются обслуживанием авиации военной. Дело в том, что практически все ремонтные работы на воздушных судах производства «Антонова» производит входящий в тот же концерн завод 410 гражданской авиации, в последние годы обеспечивающий не менее 10 % прибыли ГК «Антонов». «На сторону» там заказы не отдают практически никогда – сами выживают еле-еле.

Главная проблема – хроническое недофинансирование со стороны государства, а также отсутствие поставок запасных частей и комплектующих, большинство из которых производится в России. Попытки «импортозамещения», предпринимавшиеся «Антоновым» начиная с 2014 года, не привели фактически ни к чему. Во-первых, цены любых ремонтных работ, в которых используются детали и узлы американского или европейского производства, не просто возрастают в разы, а буквально взлетают до небес. Во-вторых, все эксплуатируемые компанией самолёты были сертифицированы именно с «родными», российскими комплектующими. Их замена на другие, соответственно, потребует новой сертификации, что для современной Украины просто нереально.



Авиаремонтных предприятий, специализирующихся на обслуживании техники военной, «нэзалэжной» после распада СССР досталось, откровенно говоря, больше, чем нужно. Это прежде всего «МиГремонт», «Одесса авиаремсервис», Львовский и Чугуевский авиаремонтные заводы, Николаевское авиаремонтное предприятие НАРП. И это ещё не полный перечень... Впрочем, боевых самолётов украинская армия «унаследовала» тоже немало – более 1,1 тысячи единиц. Однако за годы «нэзалэжности» от этого парка мало что осталось. Очень много машин (причём находившихся в самом лучшем состоянии) было продано за рубеж, немалое их количество разбилось в авиапроисшествиях либо попросту пришло в негодность, стоя без движения на земле.

Сегодня точное количество хоть сколько-нибудь пригодных для эксплуатации военных самолётов на Украине, конечно, засекречено. Однако, по имеющейся информации, оно исчисляется не более чем парой десятков Су-27, тремя десятками Су-24М, Су-24МР и полутора десятком Су-25. Также, вроде бы, в наличии имеются 70-80 истребителей МиГ- 29, лётные и боевые качества которых вызывают самые серьёзные сомнения. Да, украинские авиаремонтные предприятия, с началом конфликта на востоке страны начавшие получать хоть какие-то государственные заказы, регулярно рапортуют о проведённых ими регламентных работах и даже «модернизациях» престарелых боевых машин...

Однако всё это не более чем попытки продлить агонию давным-давно выработавших весь мыслимый ресурс летательных аппаратов. О том, насколько они «эффективны», свидетельствует, к примеру, авиакатастрофа, случившаяся в 2018 году во время учений «Чистое небо», проходивших под Винницей. Тогда на борту упавшего истребителя Су-27УБ погиб не только украинский пилот, но и его американский инструктор. А ведь наверняка для этого полёта выбиралась лучшая из машин... «Военные» авиаремонтники сталкиваются с теми же самыми проблемами, что и их гражданские коллеги – отсутствие российских запчастей делает нормальное обслуживание невозможным в принципе. Пока что вопрос решается скупкой комплектующих в странах, бывших ранее участницами ОВД и имеющими кое-какие запасы деталей к советской авиатехнике. Но никакие «загашники» не вечны.

В Киеве это понимают прекрасно и потому в последние годы заявляют о намерениях перевести собственные военно-воздушные силы на «современные самолёты» импортного производства. Украина неоднократно провозглашала, что вскоре её пилоты пересядут на истребители поколения 4++, намекая при этом то ли на американские F-16 Block 70/72, то ли на шведские Saab JAS-39 E/F Gripen. Однако на технику подобного уровня (пусть даже и подержанную) денег в тамошнем бюджете нет и не предвидится, а дарить столь дорогие «игрушки» и так погрязшей в долгах «нэзалэжной» её «западные партнёры», понятно, не будут. Альтернативой, возможно, могли бы стать китайские машины, но отношения с Пекином Киев портит всё больше и больше, да и вряд ли китайские товарищи захотят по этому поводу иметь проблемы с Москвой.

Так или иначе, но перспективы авиаремонтной отрасли на Украине не просто туманны, а предельно печальны. По мнению многих тамошних экспертов, их просто нет – соответствующим предприятиям придётся либо менять профиль собственной деятельности, либо просто закрываться. Ведь нельзя же до бесконечности чинить самолёты, место которым давным-давно в музее авиации! Да и нечем их чинить уже... Если украинские ВВС всё-таки перейдут на зарубежные машины, это ситуацию не исправит, а лишь усугубит. Ведь сейчас действующие заводы имеют сертификацию лишь для работы с советской техникой – теми же Миг и Су.

Некоторые субъекты с особо развитой фантазией (такие, к примеру, как украинский военный эксперт Тарас Чмут) предлагают перепрофилировать авиаремонтные предприятия «на обслуживание западных пассажирских лайнеров». Неплохая идея. Вот только крайне сомнительно, чтобы кто-то подпустил украинских «спецов» к Boeing или Airbus. Тем более что в этих компаниях своих потенциально безработных сегодня хватает...

Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль в середине декабря 2020 года заявил об «утверждении правительством концепции программы государственного развития авиационной промышленности до 2030 года». Судя по обещаниям, выделять на развитие отрасли в целом 2 миллиарда гривен (5 миллиардов рублей или 70 миллионов долларов) ежегодно совершенно без всякого указания на то, откуда эти деньги возьмутся – это ещё один набор благих намерений и несбыточных прожектов. В реальности же авиаремонтную отрасль Украины, скорее всего, постигнет та же печальная участь, что и остальной её авиапром.
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    6 января 2021 05:35
    . погиб не только украинский пилот, но и его американский инструктор.
    если бы украинская сторона также "профессионально", а не как иные банд.еры, отзывалась о супротивной стророне, то конечно, жаль мальчишник.
    А, так возникает мысль, родным погибшим выдавать прапора с надписью
    Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль в середине декабря 2020 г. «утверждил правительством концепции программы государственного развития авиационной промышленности до 2030 года».
    1. +10
      6 января 2021 21:34
      За незалежную авиацию и авиапром, не чокаясь drinks
  2. +14
    6 января 2021 05:57
    В реальности же авиаремонтную отрасль Украины, скорее всего, постигнет та же печальная участь, что и остальной её авиапром.

    "Грубым дается радость,
    Нежным дается печаль.
    Мне ничего не надо,
    Мне никого не жаль.

    Жаль мне себя немного,
    Жалко бездомных собак."
    Сергей Александрович Есенин.

    А вот авиаремонтную отрасль Украины вместе с ее авиапромом не жаль.
  3. +9
    6 января 2021 06:16
    Украина неоднократно провозглашала, что вскоре её пилоты пересядут на истребители поколения 4++, однако на технику подобного уровня денег в тамошнем бюджете нет и не предвидится

    Ввиду отсутствия денег, таким будет реальный облик авиации Украины завтрашнего дня.
    1. 0
      6 января 2021 21:36
      Не все могут смотреть в завтрашний день laughing lol
  4. +3
    6 января 2021 06:18
    Зачем небратьям литаки, весь мир с ними,все будут за ридну неньку воевать smile
  5. +4
    6 января 2021 06:46
    Сведут до минимума такие предприятия и всего то... "Тихой сапой" все советское наследство там просто изничтожается...
  6. +7
    6 января 2021 06:48
    "умер Абросим, да и черт с ним"(С)
  7. 0
    6 января 2021 07:59
    Так самолеты западные в эксплуатации подороже наших выйдут! Да и запчасти тоже не из дешевых! Даже один полк на тех же ф16 в оборонном бюджете укриев пробьет гигантскую финансовую дыру, а таких полков потребуется может быть, с десяток минимум. Так что, о западных самолетах можно только мечтать. Либо же, выгавкав у той же сшы их авиастарье, не поднимать эти самолеты в воздух, во избежание их массового падёжа, или падения lol
    1. 0
      7 января 2021 10:23
      Да какой им авиаполк, пару эскадрилий Ф-16 вот потолок Украины в ВВС и то если США одну эскадрилью подарят.

      А дальше как разбогатеют лет через 10 может ещё пару эскадрилий купят.

      Вон Болгария отвалила 1,2 млрд.долларов за 8 самолётов Ф-16. За эти деньги болгары могли бы 24 Су-30СМ купить.

      Тоже Болгария страна вечно с бездарными политиками у власти. Даже удивительно как так получается у них.

      2 эскадрильи Ф-16 будут стоить 2,5 млрд.долларов. Таких денег в бюджете Украины на самолеты сегодня нет и в ближайшее будущие не предвидится.
      1. 0
        7 января 2021 16:08
        Цитата: Ratmir_Ryazan
        Вон Болгария отвалила 1,2 млрд.долларов за 8 самолётов Ф-16. За эти деньги болгары могли бы 24 Су-30СМ купить.

        И в этой связи очень подозрительна возня болгар с ремонтом Су-25 и МиГов: уж не собираются ли натовцы этими отремонтированными БЕЛАРУСЬЮ и РОССИЕЙ самолётами усилить Украину для бомбёжек Донбасса? Выгодный гешефт!
        1. -1
          7 января 2021 21:10
          И в этой связи очень подозрительна возня болгар с ремонтом Су-25 и МиГов: уж не собираются ли натовцы этими отремонтированными БЕЛАРУСЬЮ и РОССИЕЙ самолётами усилить Украину для бомбёжек Донбасса?


          Даже если допустить, что с какого-то Болгария решит за свои деньги подарить Украине 30 самолетов, то Украину 10 болгарских МиГ-29 и 20 Су-25 не сильно усилят.

          Украина уже потеряла над Донбассом около 30 самолетов и вертолетов в 2014 году, не думаю, что найдутся желающие еще раз повторить это.

          А вот БПЛА Байрактары могут представлять реальную опасность, но если они пустят их в ход это будет прямым нарушением Минских договоренностей и тогда у России будут развязаны руки, мы очистим небо над Донбассом прямо из нашего воздушного пространства, а если будет надо войдем и в их небо.

          От России до Донецка и Луганска меньше 100 км, а это меньше радиуса действия ракеты "воздух-воздух" Р-77 и Р-27.

          На самом деле думаю, просто Болгарам самим нужно иметь хоть пару эскадрилий современных истребителей, а то скоро вообще без самолетов останутся, вот и мечутся. Надо и ВВС иметь и болгарским политиками вылизать ботинки дяди Сэму, а на все это денег нет.
  8. +5
    6 января 2021 09:10
    В реальности же авиаремонтную отрасль Украины, скорее всего, постигнет та же печальная участь, что и остальной её авиапром.

    Не скорее всего, а уже... С 2015 г, то есть уже 6 лет, авиазаводы Украины не выпустили ни одного нового построенного самолета. То есть уже можно принять как факт, что авиастроения на Украине уже давно нет. А авиастроение это вам не кастрюли для скакунов начать штамповать, если потерян задел, то восстановить ее будет для такой нищей страны невозможным. Даже Россия испытывает немалые трудности с созданием новых лайнеров типа МС-21 и Ил-114, а сравнивать возможности Украины и России просто смешно. Уровень Украины это уровень Болгарии и Румынии, какими бы они себя "вяликими" ни мнили. Пускай на гиперлупах ездят, как им это обещал их министр Омелян laughing
    1. +1
      7 января 2021 17:57
      Когда Болгария то строила авиятехнику????? Помню только сычнев бэрег
      1. 0
        12 января 2021 19:24
        Солнцев бряг кажется правильнее , да и то шмурдяк ещё тот! А вот кейтчуп был неплох, натуральный и без химии!
  9. Комментарий был удален.
  10. +4
    6 января 2021 09:49
    В прошлом году у меня на Рождествеской ярмарке работали два хлопца с ВИАЗ ( 421 завод). Если смотреть на их украинские сайты, то это современные предприяти полностью загруженные. А на деле, как рассказали хлопцы, всё на уровне 1991 года. Ремонтировали два месяца убитый "Антон", получили небольшую копейку, дальше работы нет, ожидают следующий "Антон", вот и устроил к нам их родственник ко мне уборщиками на Ярмарку.
    1. 0
      6 января 2021 20:42
      Если смотреть на их украинские сайты, то это современные предприяти полностью загруженные.

      неясно, что за сайты могли такое написать
      "Укроборонпром" готовит на продажу Винницкий авиазавод
      НОВОСТИ3254 просмотра15 января 2020, 10:39Facebook6Twitter
      В "Укроборонпроме" не видят смысла сохранять предприятие.


      Фонд государственного имущества Украины опубликовал список объектов малой приватизации, в котором 9 госпредприятий концерна "Укроборонпром", в том числе Винницкий авиационный завод. В "Укроборонпроме" не видят смысла сохранять предприятие.

      Об этом сообщает ЦТС со ссылкой на Ведомости приватизации.

      Раньше завод частникам не отдавали.
      Желающие купить вполне есть- тот же Богуслаев. Винницкий завод специализировался на вертолетах, а Богуслаев активно продвигает эту тему по вертолетам.
      С месяц назад запустил производство композитных лопастей для вертолетов, активно занимается ремоторизацией и восстановлением.
      1. -3
        6 января 2021 22:20
        Мощности Мотор Сич уже загружены и требуется расширение?... Сейчас пошли французские, но вряд ли продавали завод ели бы у него были перспективы по обслуживанию этих летаков...
        1. 0
          6 января 2021 23:10
          Богуслаев- это не только Мотор сич, которая уже практически китайская, кстати.
          У него ещё и восстановление и капремонт вертолетов, центр вертолетной подготовки и некоторые другие производства, которые не являются частью Мотор Сичи.
          А Винницкий завод недозагружен и поэтому приаптизируется.
          Посмотрим, кто купит.
          1. -1
            6 января 2021 23:47
            Цитата: Avior
            У него ещё и восстановление и капремонт вертолетов, центр вертолетной подготовки и некоторые другие производства, которые не являются частью Мотор Сичи.

            хорошо,но насколько они сейчас загружены, чтобы приобретать дополнительные мощности... да и с китайцами еще окончательно...
  11. +5
    6 января 2021 10:12
    Украинские летчики самые храбрые летчики в мире, они летают на "украинских" самолетах. Одна рука на ручке управления, другая на управлении катапультой, что бы успеть.
  12. +3
    6 января 2021 12:17
    Авиаремонтировать и латать можно продолжать "на бумаге" как тот Ан-26 , который под Чугуевым вместе с 27 курсантами упал. По бумагам он якобы был недавно отремонтирован и двигатели обновлены. Так что пора из музея авиации в строй ставить.

    1. 0
      6 января 2021 22:16
      Цитата: xomaNN
      Так что пора из музея авиации в строй ставить.

      Пора на быков переходить, безопасно, дёшево и карасину не надо. "Цоп-цобе! пошёл !".
  13. 0
    6 января 2021 14:40
    без слез не взглянешь как говорится , весь этот горький катаклизм который я здесь наблюдаю
    и владимир николаевич тоже ..
  14. -1
    6 января 2021 15:39
    Что то почти весь топ новостей про украину
  15. +5
    6 января 2021 16:34
    Статья даже несколько оптимистичная, реалии куда более суровые)))
  16. +2
    6 января 2021 18:07
    "Да и пёс с ним"(с)
  17. +4
    6 января 2021 23:04
    анализируя всю эту ситуацию, возникает мысл! неужели за все время самостийности ни у одного руководителя не возникла в голове идея о покупке лицензии на какой нибудь истребитель? Пусть и старой разработки. На самом деле Украина была авиационной страной. Строить и конструировать умели. Купили бы лицензию и потом ее дорабатывали. Спустя время дошли бы до своих собственных истребителей. Ведь некоторые так делали и добивались успехов. Но все проели/пропили, а потом легли под матрасников и нацики убили страну(
    Теперь им искренне хочется пожелать упасть до уровня Эфиопии не только в авиации, но и во всех технологических сферах.
    Тем гадам, которые убивали детей и взрослых на востоке страны еще желаю дохнуть от голода и болезней. Медленно и мучительно. Оччень медленноо.
    1. Eug
      0
      7 января 2021 07:17
      Истребители? Эк Вы хватили, их нишу надо было еще отвоевывать, а тут готовое проектирование
      и производство куда более коммерчески выгодных транспортников с уже занятым сегментом рынка практически убито....
      1. 0
        10 января 2021 23:11
        сейчас да, но с 90-х если бы делали все по уму, могли бы многого достичь
    2. +1
      8 января 2021 12:44
      Была еще танковой и флотской. После распада СССР на Украине был огромнейший потенциал. Какие на Украине строили и спускали на воду военные суда!! Иногда смотрю на фото ракетного крейсера "Украина". 20 лет с лишним стоит у стенки с готовностью 95%. Превратили боевого красавца в ржавое корыто. И самим не нужен и продать не могут. .
  18. Eug
    0
    7 января 2021 07:12
    К упомянутым военным АРЗ, находившимся в Украине после распада, следует добавить Днепропетровский N 805. Ликвидирован где-то между 1993 и 1996 годом, ремонтировал МиГи - 25 и вроде с 1989 осваивал МиГ - 23, но освоил или нет - не скажу.
  19. +3
    7 января 2021 15:11
    Мы — космическая держава, Соединенные Штаты Америки тоже
    -
    Президент Владимир Зеленский

    Луна, Венера, и Марс ждут "древних шумеров", зачем размениваться на мелочи?
    1. 0
      10 января 2021 23:14
      напоминает мульт Маугли. когда шакал лизнув лапу тигру, кричал что они пойдут на север)) Вот и этот шут такой же союзник у матрасников.
  20. +4
    7 января 2021 20:54
    Судя по обещаниям, выделять на развитие отрасли в целом 2 миллиарда гривен (5 миллиардов рублей или 70 миллионов долларов)


    Етими деньгами можно покрыть только расходы на кофе и минералку для авиационной промышлености.
  21. 0
    8 января 2021 17:17
    Эроплан не трактор, его кувалдой и сваркой не отремонтируешь . Так что авиаукроремонт (исправлением карандашиком в формулярах) никому не нужон !
  22. 0
    9 января 2021 22:36
    А с каких пор про авиацию начали сочинять все кому не лень. Чинят утюги и унитазы. В авиации есть летная эксплуатация на основании РЛЭ и НПП (руководство по летной эксплуатации) и техническая эксплуатация на основе РТЭ (аналогия) и НТЭРАТ. А еще на Украине есть Конотоп, мощнейший АРЗ по вертолетной технике, как они выкручиваются с поставками комплектующих по милевским и камовским машинам мне не известно, но двигатели ТВ3-117 и Д136 они сами в Запорожье выпускают и нам , якобы, не поставляют. Но они же у нас появляются, а у них лопасти, винты, втулки НВ и прочие запчасти от нас. Наверное опять батька везде главный поставщик, от креветок с польскими яблоками до вертолетной электроники. А кое-что только они научились производить, например полиуретановые комплекты наполнителей топливных баков для МИ-26 и мы с ними договаривались и они в Сьерра-Леоне нам на наших бортах их меняли. И Кировоград у них есть. Надергал кой-чего, чинитель утюгов.
  23. +1
    10 января 2021 17:56
    Состояние "авиаремонтной отрасли Украины" характеризуют реальные дела. А это прежде всего скандалы с некачественным, непорядочным ремонтом самолётов и вертолётов ряда стран, да и своих собственных ВС. Это главное, все остальные рассуждения не стоят бумаги на которой все это написано
  24. FIN
    -2
    12 января 2021 16:56
    Тогда на борту упавшего истребителя Су-27УБ погиб не только украинский пилот, но и его американский инструктор.

    А зачем украинскому пилоту, на Су-27 американский инструктор? )))
    Да, АРЗ было много.
    Рассекреченная схема.
    Обслуживали авиацию союза.
    Сейчас меньше, но работают.
    Смысла статьи не вижу. Харалужный перепостил у кого?