Военное обозрение

Для чего ВС США используют микросамолеты? И нужны ли они России

46
Для чего ВС США используют микросамолеты? И нужны ли они России

Первый самолет Bede BD-5 micro был разработан в конце 1960 годов в США авиаконструктором Джимом Беда.


Какое-то время проект жил ничем не примечательной жизнью, до тех пор пока вооруженные силы не обратили на него свое пристальное внимание.

Дело в том, что в эру развития ракетных технологий задача обнаружения и уничтожения низколетящих малозаметных целей становилась все актуальней.

В качестве имитации таких целей применялись специальные ракеты-мишени, однако данное решение имело ряд существенных недостатков, главным из которых была цена – такая мишень была, по сути, одноразовой.

Современные варианты имеют возможность совершать приземление с помощью парашюта, однако никаких гарантий сохранения целостности ЛА нет. В то же время испытание новых радиолокационных систем в идеале требовало целую серию пусков.

Второй недостаток заключался в системе управления – ракета могла лететь только по заранее заданному алгоритму. Более совершенные системы ориентирования, в свою очередь, приводили к удорожанию такой мишени.

Стоимость же микросамолета предельно мала, ввиду максимальной простоты всей конструкции, что наглядно продемонстрировано на иллюстрации ниже.


Третье уязвимое место ракет-мишеней – это безопасность.

И эта проблема со временем становится все более актуальной, так как современная концепция войны предполагает тесное взаимодействие между различными родами войск. И неплохо было бы отрабатывать это взаимодействие во время тренировок. Но запускать обычную ракету-мишень на полигоне, плотно набитом по факту дружественными силами, может быть крайне опасным.

Использование маленького реактивного самолета, в свою очередь, открывает поистине широчайшие возможности – за одну испытательную сессию можно имитировать большое количество пусков в широком диапазоне профилей полета. Изменения можно вносить прямо на месте.

Сам самолет очень мал, нетребователен к инфраструктуре и легко доставляется в любое место. Масса машины всего чуть больше 1100 кг.


В одном транспортном самолете можно перевести сразу несколько таких машин и проводить тренировки расчетов ПВО по всей стране.

Особенно ярко преимущества такого решения проявляются при имитации залпового пуска крылатых ракет.

Поскольку Россия традиционно имеет большое количество наработок в сфере ПВО, то разработка отечественного аналога американской программы SMART-1 крайне желательна, ввиду того что она позволяет решить сразу несколько задач:

- В перспективе сэкономить деньги на замене ракет-мишеней.

- Ускорить все исследования в сфере ПВО.

- Положительно отразится на качестве подготовки личного состава.

Летные качества такого аппарата позволяют имитировать практически полный набор режимов полета: взлет, набор высоты, горизонтальный полет, снижение, развороты, «змейка», пикирование, кабрирование, пикирование с переводом в кабрирование, полет на малой высоте.
Автор:
Использованы фотографии:
http://www.smart-1.us/
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Uncle Lee
    Uncle Lee 6 января 2021 05:39
    +3
    мишень была, по сути, одноразовой.
    А этот Bede получается многоразовым ?
    1. Теренин
      Теренин 6 января 2021 06:18
      0
      winked что-то мне кажется преждевременно, бегущему кататься, на коньках, русскому мальчику, задавать такие вопросы crying не?
      Для чего ВС США используют микросамолеты? И нужны ли они России

      [media=http://]
    2. Владимир_2У
      Владимир_2У 6 января 2021 06:34
      -2
      Я так понимаю, это будет ПИЛОТИРУЕМАЯ мишень? Само собой по ней не будут ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ реальные пуски/стрельбы проводиться, но я бы побоялся. laughing
      1. mirag2
        mirag2 6 января 2021 08:40
        +9
        Самолет интересный Bede BD-5 микро,о котором тут рассказано.вот только забыли упомянуть,что создавался он,как аппарат для массового использования.Вместо автомобиля.Цена его была чуть больше 2000 долларов(в 60х годах).В 1970-х годах компания обанкротилась, и фактически было построено всего несколько комплектов самолетов.BD-5 мог преодолевать более 1000 миль и развивать скорость более 200 миль в час с двигателем мощностью 40 л.с., которому требовалось всего 400 футов для взлета взлетно-посадочной полосы. Скорость сваливания была 60 миль в час. п.с. ресурс,откуда взято видео очень интересный.Советую.
        1. Владимир_2У
          Владимир_2У 6 января 2021 08:41
          0
          Цитата: mirag2
          ресурс,откуда взято видео очень интересный.Советую

          Спасибо, но видео просматривать особо времени нет.
        2. mirag2
          mirag2 6 января 2021 08:46
          +4
          А еще реактивный БЕДЕ появлялся в двух фильмах о Джеймсе Бонде
        3. Pete Mitchell
          Pete Mitchell 7 января 2021 00:08
          +1
          Забавный самолетик, до сих пор можно купить, порядка 90 штук зеленых.
          https://www.historynet.com/why-did-this-crazy-kitplane-kill-so-many-pilots.htm
        4. venik
          venik 7 января 2021 14:18
          0
          Цитата: mirag2
          В 1970-х годах компания обанкротилась

          ========
          Да ну? Прям так и обанкротилась? Эта информация была представлена на сайте "Уголок неба" (http://www.airwar.ru/enc/la/bd8.html). Однако на том же сайте есть информация и о других, гораздо более поздних разработках той же фирмы "Bede Aircraft Corporation", последняя из которых датируется 2001 годом:
          Плииз! BD-17 Nugget 2001? Производитель "Bede Corp.:

          (http://www.airwar.ru/enc/la/bd17.html)
          Возможно, после банкротства компания прошла реструктуризацию, а может и вообще "А был ли мальчик? Может мальчика то и не было?" request
          ----------
          Цитата: mirag2
          фактически было построено всего несколько комплектов самолетов.BD-5

          ======
          Угу! Всего несколько? belay Ну, если для Вас 5100 комплектов для самостоятельной сборки и 210 готовых самолетов - это "ВСЕГО НЕСКОЛЬКО", то сколько же для Вас, уважаемый Александр означает "МНОГО"???? laughing lol
          P.S. Источник: https://avia.pro/blog/bede-bd-5-tehnicheskie-harakteristiki-foto
          P.P.S. Кстати на день сегодняшний - продолжают летать более 30 машин и еще ок. полутора сотен машин находятся в состоянии летной годности. request
  2. тлауикол
    тлауикол 6 января 2021 05:49
    -2
    Скорость у него маловата для имитации ракет, эдак проще бпла использовать . Очень медленно летит. Да и не продадут нам его, а сами лет 50 тележиться будем
    1. Коте пане Коханка
      Коте пане Коханка 6 января 2021 07:06
      -4
      Цитата: тлауикол
      Скорость у него маловата для имитации ракет, эдак проще бпла использовать . Очень медленно летит. Да и не продадут нам его, а сами лет 50 тележиться будем

      Согласен полностью! Вещь микроавиация может и полезная, но не для ПВО.
      Первое - скорости! В эпоху становления гиперзвуковых скоростей пять сотен километров несерьезно. Увеличение ТТХ приведёт к переходу микро к мини и т.д. В этом случае теряется смысл игрушки.
      Второе - человек. Он ведь будет в воздухе, когда мы будем имитировать боевые стрельбы! Да и стоимость его подготовки не дешевое удовольствие.
      Третье - искусственный интеллект и дистанционное управление. Проще разработать радиоуправляемый бла-мишень, с отработанной системой возврата аппарата по самолетному. Как минимум, что прилетит жалко, но деньги это не люди.
      Ну где-то так!
  3. Кроу
    Кроу 6 января 2021 05:51
    +12
    Летные качества такого аппарата позволяют имитировать практически полный набор режимов полета: взлет, набор высоты, горизонтальный полет, снижение, развороты, «змейка», пикирование, кабрирование, пикирование с переводом в кабрирование, полет на малой высоте.

    ПВО (как наземную,так и морскую) тренировать пригодился бы.
    1. ROSS 42
      ROSS 42 6 января 2021 06:14
      -8
      Цитата: Кроу
      ПВО (как наземную,так и морскую) тренировать пригодился бы.

      Для полного ознакомления вариантов BEDE:
      http://ru.knowledgr.com/00868897/БедBD5
      Его можно было бы использовать для подготовки лётного состава (массово). Что касается ПВО... wassat При максимальной скорости 480 км/ч (Результатом был гладкий BD-5J, самолет (на 480 км/ч) на 300 миль в час) эти тренировки ПВО напоминали бы тренировки охотников за зайцами на черепахах...
      1. mirag2
        mirag2 6 января 2021 08:43
        +1
        ))) какие тренировки??? Он был создан для массовых продаж и массовой эксплуатации вместо автомобиля...
        1. ROSS 42
          ROSS 42 6 января 2021 09:26
          -6
          Цитата: mirag2
          Он был создан для массовых продаж и массовой эксплуатации вместо автомобиля...

          yes good
          Но наше мнение и познания из материала о BEDE останутся при нас. Тут же главное успеть поставить палку...
          Вы, господа «особливо грамотные»! Хотя бы прочитайте здесь:

          Отечественную ПВО они собрались тренировать... fool
          Купите фанеры, настройте аэропланов и летите к ...матери, пока петухи не прокукарекали... laughing
        2. pmkemcity
          pmkemcity 6 января 2021 11:06
          +2
          Цитата: mirag2
          Он был создан для массовых продаж и массовой эксплуатации вместо автомобиля...

          У нас это не возможно! А что если все сядут в самолет и улетят?
  4. datura23
    datura23 6 января 2021 06:10
    +6
    призывной возраст снизят до 5 лет на случай войны , карлики лилипуты опять же .....
  5. Konnick
    Konnick 6 января 2021 06:31
    +12
    Цитата: Кроу
    тренировать пригодился бы.

    А именно расчетов РЛС. Не знаю есть ли у нас мишени, имитирующие крылатые ракеты на сверхмалых высотах. А многоразовая мишень именно для тренировки нахождения, определения и сопровождения цели в виде минисамолета с ЭПР как у КР, убивает с экономической стороны двух зайцев в виде тренировки расчетов ЗРК и одновременно летного состава без использования и расхода ресурса сверхдорогой боевой авиации и траты мишеней-имитаторов. Мысль интересная. Мишени можно оставить только для проверки боевых ЗР.
  6. Коте пане Коханка
    Коте пане Коханка 6 января 2021 07:10
    +2
    Меня напрягло другое!
    Первый самолет Bede BD-5 micro был разработан в конце 1960 годов в США авиаконструктором Джимом Беда.

    Как там у Носова, поговаривал капитан Врунгель «Как корабль Вы назовёте так он и проплывёт...»! bully
    1. illuminаt
      illuminаt 24 февраля 2021 11:06
      -1
      Автор статьи ошибся. По-английски Bede читается, как Бид (иногда произносят Бэдэ, как правильно не знаю). Беда там никаким боком. Биде разве что...
  7. Бережливый
    Бережливый 6 января 2021 07:50
    +4
    Нужно просто создать серию беспилотных мишеней малого и сверхмалого класса, и тренировать расчеты ПВО по их поиску и поражению непрерывно, а не хвататься за чужие идеи.
  8. Виктор Сергеев
    Виктор Сергеев 6 января 2021 09:56
    +1
    Вы не поверите, но есть специальные тренажеры для тренировки ПВО и для этого скоро не будет необходимости проводить дорогостоящие стрельбы.
    1. Александр Воронцов
      6 января 2021 12:36
      +6
      Цитата: Виктор Сергеев
      Вы не поверите, но есть специальные тренажеры для тренировки ПВО и для этого скоро не будет необходимости проводить дорогостоящие стрельбы.

      Есть конечно, есть и электронные пуски.

      Но использование мишени это всегда +1 шаг к боевым условиям.


      Плюс еще в чем... этими мишенями можно провести "рекогносцировку" ПВО на местности.
      Т.е. допустим в теории просчитали что локально расположенная система должна обнаруживать низколетящие цели которые будут лететь по определенному маршруту с учетом местности.

      И неплохо было бы по этому маршруту пролететь на таком самолете и получить реальные данные - что и как видно.
      1. Виктор Сергеев
        Виктор Сергеев 6 января 2021 21:31
        +2
        Реальные стрельбы это хорошо, если стрелять каждый день, но это жутко дорого. Стрельба раз в год или даже месяц бесполезна. Я сам ПВОшник (С200), учились на имитаторах, реальная стрельба бай Бог раз года в 3 на полигоне и ничего, все было прекрасно.
      2. ВАШ
        ВАШ 9 января 2021 11:27
        +1
        В качестве мишеней зачастую используют те же ракеты ЗУР. И стреляют ракетами срок хранения которых подошел к критическому сроку хранения. Так что не слишком то и тратятся. Устаревшие ракеты нужно утилизировать, а это деньги ничуть не меньше чем стоимость мишени.
        Да ещё, программы обучающие и имитирующие как цели так и собственные ЗУР стоят на каждом ЗРК. Можно имитировать налет любой сложности.
        Использование имитатора "электронный пуск" используется и в боевой обстановке. Во Вьетнаме, командир зрдн после того как расстрелял все ракеты, на С-75 их 6. Не бросился вместе с расчетом в окоп прятаться, а произвел электронный пуск. Заработал РПК (радиопередатчик команд) т.е полная имитация наведения ЗУР на цель. У америкоса сработал датчик пуска ракет и тот благополучно свалил.
        1. Александр Воронцов
          9 января 2021 12:00
          0
          Цитата: ВАШ
          В качестве мишеней зачастую используют те же ракеты ЗУР.

          Они в принципе не могут имитировать низколетящие цели, движущиеся с огибанием рельефа местности.
          Ну и вопрос безопасности, который обсуждался так же важен - в Московском регионе ракетами с истекающим сроком годности пулять самое оно)))
          + рекогнисцировка реального положения дел на конкретной местности, когда важно не то как система сама себя "развлекает", а то что реально она видит а что нет.
          1. ВАШ
            ВАШ 9 января 2021 13:03
            0
            Ну вы даете. Кто это вам сказал что боевые стрельбы проходят в местах постоянной дислокации? Ашулук, КопЯр, СарыШаган наше все. Не в курсе Телембу закрыли или все же там что-то осталось.
            1. Александр Воронцов
              9 января 2021 14:03
              -1
              Цитата: ВАШ
              Ну вы даете. Кто это вам сказал что боевые стрельбы проходят в местах постоянной дислокации? Ашулук, КопЯр, СарыШаган наше все. Не в курсе Телембу закрыли или все же там что-то осталось.

              Владимир, я не буду с вами спорить и объяснять несложные вещи.
              Буквально строкой ниже Николай Konniсk все вполне доходчиво изложил.

              Уверен, что при желании вы сможете разобраться и понять о чем идет речь и что характер цели в виде КР летящей на малой высоте с огибанием рельефа местности отличается от зенитной ракеты используемой в качестве мишени.

              А просто так писать, ради того что бы писать, или сделать видимость разговора или упаси господи "спора" не нужно.

              Считаете что нормально тренироваться на ЗР в эру крылатых ракет - ок, у нас плюрализм мнений, вас услышали.
              1. ВАШ
                ВАШ 10 января 2021 14:26
                +1
                Нет ничего сложного в том чтобы запрограммировать полет ЗУР на малой высоте. Или вы так не считаете.
                Да и спорить со мной офицером ПВО с 30 летним стажем сложно. У вас теория, у меня теория и многолетняя практика
  9. Konnick
    Konnick 6 января 2021 13:27
    +4
    Цитата: Александр Воронцов
    неплохо было бы по этому маршруту пролететь на таком самолете и получить реальные данные - что и как видно.

    А то у нас учения проводятся только на полигонах, типа Капустина Яра, в ровной как стол, местности. А с такими минисамолетами можно проводить обучение и тренировки, например, даже в Московской зоне ПВО и в районах базирования комплексов ЗРК со сложным рельефом или в районах с большой плотностью населения. Громадная экономия и постоянная возможность поддержания боеготовности.
    1. Александр Воронцов
      6 января 2021 13:47
      +3
      Цитата: Konnick
      Цитата: Александр Воронцов
      неплохо было бы по этому маршруту пролететь на таком самолете и получить реальные данные - что и как видно.

      А то у нас учения проводятся только на полигонах, типа Капустина Яра, в ровной как стол, местности. А с такими минисамолетами можно проводить обучение и тренировки, например, даже в Московской зоне ПВО и в районах базирования комплексов ЗРК со сложным рельефом или в районах с большой плотностью населения. Громадная экономия и постоянная возможность поддержания боеготовности.

      Да, вы все верно сформулировали! drinks
  10. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 6 января 2021 15:18
    +2
    У нас одно время был в тренде самолёт СР10 ! Первоначально о нём много писали ...придумывали варианты его использования...! Но.как только МО кий на него положило,то всё затихло... recourse
    1. Александр Воронцов
      6 января 2021 15:53
      0
      Цитата: Nikolaevich I
      У нас одно время был в тренде самолёт СР10 ! Первоначально о нём много писали ...придумывали варианты его использования...! Но.как только МО кий на него положило,то всё затихло... recourse

      Да, было дело.
      Прототип сделали и несмотря на то, что СР-10 в 2,5 раза больше BD-5 для озвученных задач он так же вполне подходит. Масса с топливом всего порядка 2500 кг. Но не ясно что у него с ЭПР, может так получиться что больше необходимого для имитации КР.
  11. Алекс2000
    Алекс2000 6 января 2021 15:48
    +3
    Если вспомнить, что в США масса малогабаритной часной гражданской авиации, то никакого сенсационного заголовка не потребуется.

    Используют - потому что у них есть. Россия не использует - потому что нету...
    1. Александр Воронцов
      6 января 2021 16:03
      +1
      Цитата: Алекс2000
      Если вспомнить, что в США масса малогабаритной часной гражданской авиации, то никакого сенсационного заголовка не потребуется.
      Используют - потому что у них есть. Россия не использует - потому что нету...

      Вот здесь интересно.
      Я сначала думал так же но когда зашел на сайт проекта был немного удивлен.
      Гражданское использование этого ЛА прекращено.
      В разделе вопросов висит вот это


      Если кратко, то "кататься не даем, продавать не собираемся, самолет исключительно для опытно-конструкторских и военных задач".

      Гражданское использование полностью прекращено.
      Как вариант - маленькая низколетящая, относительно скоростная (относительно гражданский вариантов винтовых Цесн и т.д.) цель.
      Какойнибудь неуравновешенный псих-одиночка, насмотревшийся фильмов про камикадзе, вполне себе может куданибудь жахнуть.
      1. Алекс2000
        Алекс2000 6 января 2021 21:04
        0
        Конкретно этот вид не используют на гражданке, выше в комментах даже чуток описали почему.
        Зато других видов до фига.Не этот - так другой применят.

        Просто там дофига. ЛА, Яхт, катеров, экстремальных видов спорта, машин, оружия, дронов...
        Того, чего у нас массого на гражданке нет.

  12. Tochilka
    Tochilka 6 января 2021 17:58
    +1
    Корни Me-163 видны невооруженным глазом. Только этот аппаратик все же безопаснее. Нашлось место для шасси, топливо не агрессивное.
  13. Кушка
    Кушка 6 января 2021 23:01
    +2
    480 км. маловато им...
    Мне офицер ПВО рассказывал, как он со
    своими подчиненными завалил на учениях
    весь полк (при проверяющих). Задачу предстояло
    пересдавать. Комполка в ярости сказал, все в
    расположение, а ты со своими д.... будешь
    торчать на полигоне хоть месяц пока их не научишь.
    А каких научить молодежь, когда Миг над ними доли
    секунд. Тогда я, говорит перегнал их к гражданскому
    аэродрому и они у меня пол-месяца учились
    "увидеть" самолет до, взять на сопровождение,
    выдать целеуказание. Так постепенно, научились
    с малых скоростей. В результате задачу сдали на
    отлично.
  14. Богатырев
    Богатырев 7 января 2021 01:22
    0
    Зачем микросамолет???!!!
    БПЛА же есть!
    1. Intruder
      Intruder 7 января 2021 03:39
      0
      Зачем микросамолет???!!!
      БПЛА же есть!
      дык, ИИ дорогой, в БПЛА:)!!! Проще пилотягу-частного нанять и пускай гоняет, за 40 баксов в час над полигоном:)))
      1. Богатырев
        Богатырев 8 января 2021 03:06
        0
        Зачем ИИ. Зачем пилот.
        БПЛА дистанционно управляется. Я понимаю, ИИ еще в боевых условиях, где сигнал могут заглушить. Но "на полигоне"-то он ЗАЧЕМ?
        1. Intruder
          Intruder 8 января 2021 14:15
          0
          Зачем ИИ.
          и его тренировать заодно, а потом использовать при противодействии комплексам и расчетам ПВО, глубокое машинное обучение, как примитивный пример оптимизации простейших нейроморфных алгоритмов...
          Зачем пилот
          целесообразно, только для снижения стоимости подготовки на учениях, без использования БПЛА, на любом полигоне без необходимости развертывания инфраструктуры для применения БПЛА, в качестве мишеней...:)
          ИИ еще в боевых условиях, где сигнал могут заглушить.
          дело даже не в отсутствии сигналов управления и телеметрии в полете, а снижении затрат на подготовку операторов комплексов управления, плюс массовое тиражирование программных компонентов для продажи совместно с комплексами боевого управления и моделирование различных тактических ситуаций в процессе обучения ИИ, увеличение боевой эффективности, со снижением ошибок "живого" оператора, и прочие "ништяки" с использованием ИИ!!!
  15. Foxmara
    Foxmara 7 января 2021 03:58
    +1
    Интересная штука. Не знаю как у нас, а для США реально актуально. Были случаи поражения мишенью своих же кораблей. Не знаю только как можно стрелять боевыми по своему летчику..
  16. Egor53
    Egor53 7 января 2021 15:20
    +1
    Выполнять функции мишени такой самолет не сможет. Он дозвуковой, и может имитировать только крылатую ракету но.... высоколетящую. Лететь на высоте менее 10 метров такой самолет не сможет даже при очень квалифицированном пилоте.
    России такие игрушки точно не нужны.
  17. Lew
    Lew 18 февраля 2021 08:58
    0
    готовят камикадз......
  18. Prole
    Prole 28 февраля 2021 10:57
    0
    Сначала задавались вопросом - в нужны ли советскому человеку личные автомобили, личные коровы, личные квартиры. потом джипиэс навигаторы, потом компьютеры, теперь самолеты. Да в промтоварный зайди ничего российского нет. от чайника до холодильники все импорт. Вот пока за россиян будут решать нужно им что то или нет то вечно и будем в одном темном месте. Абы кабы чего ни ни.
  19. Kurlander
    Kurlander 16 марта 2021 18:48
    0
    Такие самолёты производились СССР ещё середине 1980тых.. Вместо реактивного двигателя имели небольшой толкающий винт , тогда это была практически копия американского конструктора Bede BD-5. Реально сам пощупал его 1987 году Риге аэропорту Спилве на слёте самодельщиков . Там их тестировали военные лётчики испытатели. Помниться пилот приземлившись открыл фонарь очень технологически аккуратно из очень технологически безупречно стеклопластика сделанного сказал что при таких габаритах длине крыла размер москвича посадочная скорость под 200км час это развлечение для самоубийц..По виду изделие было чистейший промышленный образец все детали безупречно отлиты как на шаблонах кабина приборы по аккуратней жигуля москвича. Кажеться Стриж или Колибри он назывался.