Боевые самолеты. Почти французский «Бофайтер»

55

Это очень интересная машина. По сути, сравниться с ней по оригинальности и универсальности мог только голландский «Фоккер» G.1, о котором шла речь в самом конце прошлого года. И, если бы Франция реализовывала не все подряд планы по строительству самолетов, а только лучшие, ох, как непросто пришлось бы Люфтваффе в 1940 году…

Но идем по порядку.



Середина тридцатых годов прошлого века была ознаменована просто бешенным интересом к двухмоторным самолетам универсального характера, из которых при минимальных переделках можно было бы получить и бомбардировщик, и штурмовик, и тяжелый истребитель, и разведчик.

Вообще идея была вполне себе, вопрос стоял только в исполнении. У кого-то все получилось, у кого-то нет. Bf.110 от «Мессершмитта» в подметки не годился G.1 от «Фоккера», а британский «Бофайтер» от «Бристоля» только-только начинал учиться летать.

Ну а интересной попыткой во Франции можно было назвать конкурс на трехместный истребитель с неподвижным направленным вперед пушечным вооружением, предназначенный для перехвата, сопровождения, а также использования в качестве лидера одномоторных истребителей.

Конкурс собрал целых восемь желающих победить. И в результате появились весьма многообещающие машины: «Потэ» Р.630, «Анрио» 220, «Луар-Ньюпор» LN.20, «Романо» Ro.HO.

Истребитель от «Потэ» даже пошел в серию и показал себя вполне боевой машиной.

Боевые самолеты. Почти французский «Бофайтер»

Однако, ни один из них не мог сравниться с продуктом работы коллектива фирмы «Бреге» под руководством главного конструктора Жоржа Рикара.


Самолет получился очень приличный, многие эксперты отзывались о нем как о некоем более легком предшественнике «Бофайтера», что в целом соответствовало действительности.

Конструкция была более чем современная: свободнонесущий моноплан со средним расположением крыла. Очень много металла в конструкции, что обеспечило отличную прочность. Фюзеляж, крылья, хвостовое оперение – все было из металла.

В фюзеляже, который был сделан монококом, разместили места трех членов экипажа: пилота, штурмана и стрелка-радиста. Атакующее вооружение, состоящее из двух 20-мм пушек «Испано-Сюиза», разместили по обе стороны летчика. Стрелка-радиста вооружили пулеметом 7,5-мм МАС 1934.


В качестве силовой установки использовали два 14-цилиндровых звездообразных двигателя воздушного охлаждения «Испано-Сюиза» 14АВ 02/03, которые выдавали по 680 л.с. на высоте 3500 м.

Каждый из них развивал мощность 680 л.с. на высоте 3500 м и 650 л.с. на взлете. Моторы весьма прогрессивно вращали винты в противоположные стороны, что весьма положительно сказывалось на управлении самолетом при взлете и на рулежке. Колесные стойки убирались в мотогондолы.

Процесс постройки прототипа шел так неспешно, но, правда, и заказчик не сильно так напрягал конструкторов. Строить прототип Вг.690 начали в 1935 году, а официальный заказ на самолет поступил в начале 1937 года, когда прототип уже вовсю ждал двигателей.

Но может, так оно и к лучшему случилось.


Но одновременно с заказам на машины для испытаний, нарисовались господа из военного ведомства и начали задавать всем участникам конкурса вопросы на тему того, а может ли истребитель волшебным образом превратиться в бомбардировщик или штурмовик?

Некоторые конструкторы сказали, что «просили истребитель – получите», но у «Бреге» были готовы к такому повороту событий. И вариант двухместного штурмовика если не прорабатывался, то хотя бы рассматривался.

Однако, с момента начала работ прошло слишком много времени, чтобы все можно было отыграть назад. Потому решили вариант тяжелого истребителя оставить без изменений, назвав его Вг.690-01, а постройку двухместного штурмовика Вг.690-02 начать «с нуля».

Однако, беда пришла, откуда не ожидали. Детище фирмы «Потэ» Р.630 так понравился военным, что на производство серии этих самолетов отдали весь имевшийся запас двигателей от «Испано-Сюизы».

Самолет «Бреге» ждал около года, пока ему дадут двигатели. И только 23 марта 1938 года Вг.690-01 впервые поднялся в воздух.


Зато, когда он взлетел, сразу стало ясно, что «Бреге» побеждает «Потэ» «за явным преимуществом». Летные данные, управляемость, манёвренность – все было лучше у «Бреге». Неудивительно, что 14 июня 1938 года «Бреге» получает заказ на 100 самолетов в варианте двухместного штурмовика-бомбардировщика, обозначенного Вг.691АВ2. А впоследствии это количество было увеличено до 204 штук.

Споры были нешуточные, далеко не все в руководстве ВВС считали, что Франции необходимо столько штурмовиков. Тем не менее, производство пошло. Сама по себе переделка не была сложной, основной переделкой стала установка вместо кабины штурмана бомбового отсека на 8 бомб по 50 кг.

Одну пушку, правда, пришлось убрать. Так что в распоряжении летчика осталась одна 20-мм пушка HS404 по правому борту в передней части фюзеляжа. Вместо второй пушки установили два пулемета МАС 1934 калибра 7,5-мм. И добавили еще один пулемет 7,5-мм, который стрелял наклонно вниз-назад. Ну и штатный пулемет 7,5-мм для обороны задней полусферы у стрелка-радиста.

Для нормального размещения бомб пришлось немного увеличить носовую часть самолета, на 0,3 м. Бомбы разместились, более того, стало возможным увеличить запас топлива с 705 до 986 литров благодаря установке двух баков в мотогондолах.


Правда, возникли проблемы с двигателями. Мотор «Испано-Сюиза» 14АВ обладал необходимой мощностью и более того, отличался небольшим диаметром. Однако, ресурс этого мотора оказался значительно ниже того, что было заявлено фирмой. Плюс надежность была весьма ниже среднего.

Сама фирма-изготовитель «Испано-Сюиза», намучившись с этим мотором, решила перейти на двигатели водяного охлаждения. Это очень сильно подрывало перспективу серийного производства Вг.691, так как переделка под мотор водяного охлаждения требовало очень много времени. Поэтому «Испано-Сюизу» решили заменить на «Гном-Рон» 14М воздушного же охлаждения.


«Гном-Рон» развивал 700 л.с. на взлете и 660 л.с. на высоте 4000 м., зато обладал еще меньшим диаметром и лобовым сопротивлением.

Так самолеты с «Испано-Сюизами» получили маркировку Вг.691, а с моторами от «Гном-Рон» - Вг.693. В остальном, кроме моторов, самолеты были идентичны. Единственным отличием в поздних сериях Вг.693 стала установка двух неподвижных пулеметов, стреляющих назад, в мотогондолах.

Одновременно на базе Вг.693 был разработан тактический разведчик Вг.694. Разведчик сохранил возможность использования в качестве штурмовика, правда, для этого его нужно было серьезно довооружать. Экипаж разведчика состоял из трех человек, на месте штурмана разместили наблюдателя с аэрофотоаппаратом, а вооружение сократили до одного неподвижного курсового пулемета и подвижного пулемета у стрелка-радиста.

В войска «Бреге» Вг.691 и 693 начали поступать в войска в октябре 1939 года. В летных частях отношение было неоднозначное, летчикам самолет понравился, а вот техсостав был явно не в восторге. В основном, из-за низкой надежности моторов «Испано-Сюиза», хотя шасси тоже подвергалось критике.


Первое боевое применение Вг.693 совершили 12 мая 1940 года, на колонны немцев у Тонгерена. 11 Вг.693 атаковали порядки механизированной дивизии. Немцы встретили французские штурмовики более чем жестко, сбив 7 машин из 11, а остальные повредив так, что один упал чуть позже, второй разбился при вынужденной посадке, а из двух севших на своем аэродроме один не подлежал восстановлению, поскольку был буквально изрешечен.


Вторая группа из семи самолетов, выполнявших задание в том же районе, надо сказать, потеряла только один самолет.

Вообще успех применения штурмовиков «Бреге» главным образом зависел от того, насколько внезапной была атака. Если удавалось подойти к противнику незамеченным, то потери были невелики. Если зенитчики противника успевали заметить самолеты и организовать отпор – французы несли потери.

Очень быстро был выработан следующий регламент действий: к цели подходили на бреющем полете, затем следовал набор высоты до 900-1000 метров, пикирование, на 300-400 метрах сброс бомб и уход от цели опять на бреющем.


За две недели боевого применения штурмовики «Бреге» Вг.693 выполнили более 500 боевых вылетов в которых было потеряно 47 машин. В целом конструкция самолета зарекомендовала себя более чем прочной и позволяла выдерживать многократные попадания пуль и снарядов, несмотря на то, что конструкция не была отягощена бронированием.

Штурмовики возвращались на свои аэродромы, будучи изрядно повреждены огнем зениток. Очень выручала простая и ремонтопригодная конструкция машины, позволявшая быстро приводить самолеты в порядок. Например, замена двигателя занимала всего 1 час 20 минут.

Кстати, о двигателях. Как было сказано выше, «Гном-Рон» 14М развивал максимальную мощность на высоте 4000 метров. А применялся самолет на высотах от 200 до 1000 метров. Вообще-то стоило в штурмовиках использовать менее высотную версию двигателей, но подход французского военного ведомства был такой, что всю свою недолгую карьеру Вг.693 провоевал с не совсем подходящими для этого двигателями.


Производство самолетов «Бреге» серии 690 было прекращено, когда немецкие войска подошли непосредственно к Виллакублэ и Бурже, где собирали самолеты. До этого момента в Виллакублэ было произведено 274 самолета «Бреге» серий 693 и 695, а в Бурже собрали 30 экземпляров Вг.693.

Когда Франция капитулировала, судьба штурмовиков была печальной. Три самолета были угнаны своими экипажами в Северную Африку и там их следы потерялись. Скорее всего, не получив должного ремонта, самолеты остались на каком-то аэродроме.

Все остальные «Бреге» Вг.693 и 695 были переданы в состав войск Виши. Но когда незанятая часть Франции была оккупирована Германией, то самолеты были захвачены немцами.


Проведя испытания, немецкие специалисты не выразили интереса к штурмовикам и передали их итальянским союзникам.

26 самолетов были использованы итальянцами в качестве учебных машин. Так, собственно, закончилась судьба этого весьма интересного самолета, ставшего первым реальным штурмовиком ВВС Франции.


ЛТХ Br.693
Размах крыла, м: 15,37
Длина, м: 9,67
Высота, м: 3,19
Площадь крыла, м2: 29,20

Масса, кг
- пустого самолета: 3 010
- нормальная взлетная: 4 500
- максимальная взлетная: 4 900

Двигатель: 2 х Gnome-Rhоne 14M-6/7 х 700 л.с.

Максимальная скорость, км/ч
- на высоте: 427
- у земли: 390
Крейсерская скорость, км/ч: 400

Практическая дальность, км: 1 350
Скороподъемность, м/мин: 556
Практический потолок, м: 8 400
Экипаж, чел: 2

Вооружение:
- одна 20-мм пушка Hispano-Suiza 404
- два 7,5-мм передних пулемета Darne MAC1934
- один 7,5-мм пулемет Darne на подвижном креплении в задней кабине;
- один 7,5-мм неподвижный пулемет, установленный наклонно под фюзеляжем для обстрела задней полусферы снизу;
- на поздних вариантах по одному неподвижному 7,5-мм пулемету в гондолах двигателя для обстрела задней полусферы;
- бомбы массой до 400 кг (8 х 50 бомб)
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    8 января 2021 07:10
    Так и не понял, что хорошего было в этом "штурмовике" (немцы к стати тоже не поняли). Но для общего развития статья сгодится.
    1. +3
      8 января 2021 07:43
      Для двух моторного штурмовика нагрузка (400кг бомб) просто смешная. Это как у нашего двухместного Ил-2 (в модификации с радистом-пулеметчиком). Который у слову в перегруз мог брать от 600 до 1000 кг.
      1. 0
        8 января 2021 09:36
        Причем, практически, без бронирования... С большой натяжкой можно причислить его к штурмовикам...
        1. +1
          8 января 2021 12:30
          Да было у него бронирование , уже отвечал .
      2. +1
        8 января 2021 11:24
        Так мощность двух моторов у француза меньше, чем у единственного АМ-38. Но француз мог и на одном моторе дотянуть до аэродрома. А обычная боевая нагрузка у Ила не превышала 300 кг. С тонной он мог разве что над своим аэродромом пару кругов сделать.
      3. +4
        8 января 2021 11:44
        Цитата: Коте пане Коханка
        Который у слову в перегруз мог брать от 600 до 1000 кг.

        Это что еще за перегруз такой, что на Ил-2 тонну повесите? "Перегруз" - это как правило недолитое топливо, его на Ил-2 не то чтобы много. Или пушки прикажете снимать, как на пресловутом Ил-2Т?
        Цитата: Коте пане Коханка
        Для двух моторного штурмовика нагрузка (400кг бомб) просто смешная.

        Французский самолет в 1,5 раза легче Ил-2. Он быстрее и дальше летает. Для самолетов своего класса бомбовая нагрузка средняя по больнице.

        В конце 30-х идея (относительно) легкого ударного самолета была довольно популярна, но в СССР особо не зашла. Можно вспомнить Vultee V-11, он же БШ-1. Из самолетов военного времени - Су-2, разве что.

        Что касается двухмоторного - то один АМ-38 мощнее двух гномронов.
      4. +13
        8 января 2021 14:48
        Специально для Котов и Вождей.
        Для двух моторного штурмовика нагрузка (400кг бомб) просто смешная.
        Bre.693 AB.2 с максимальным взлетным весом 4900 кг брал 400 кг бомб.
        Для Ил -2 в двухместном варианте с двигателем АМ-38 при максимальном взлетном весе 6380 кг, чтобы сохранить более-менее приемлемые летные характеристики, была установлена нагрузка в 300 кг бомб и 8 РС-82, то есть в сумме 356 кг.

        Про 1000 кг бомб - это ненаучная фантастика.
        Броня на Bre.693 была.
        1. +7
          8 января 2021 15:29
          Судя по минусам, по ветке бродит стайка квасных патриотов-хейтеров, на которых страница из советского справочника 1944 года по самолету Ил-2 действует, как фенолфталеин на перистальтику.
          1. 0
            8 января 2021 16:07
            Да ладно , пусть себе бродит . Но , по-моему , это одинокий охотник . Можно узнать что-то новое , это важнее . Я так понял , что бронеплиты были , а бронестекло еще не присобачили . До начала войны еще не было понимания , что и как надо бронировать
            1. +6
              8 января 2021 19:50
              Цитата: sivuch
              До начала войны еще не было понимания , что и как надо бронировать

              Если так подходить то и у первых Фарманов бронирование было. Пилот обычно сковородку под зад подкладывал. Примерно как на этом "штурмовике" по площади и надежности и получалось. laughing

              Сравнение с Ил-2 по бронированию совершенно несерьезное. Да и не только с Ил..
              1. 0
                8 января 2021 20:23
                Вы это серьезно ? По-Вашему , две бронеплиты по 10 мм весом за сотню кило- это мало ? Это ,напомню , 40-й год . Что там было у современников ? Правильно , ни брони ни проектирования . Тем более , что французу бронекорпус просто не требовался . А уж если делать машину одноместной , как Хеншель или Ил-2 , то хоть весь самолёт броней обвешивай
              2. 0
                8 января 2021 22:28
                Конечно , несерьёзное . Для француза просто не было необходимости городить бронекоробку
        2. +3
          8 января 2021 15:45
          Цитата: Undecim
          Про 1000 кг бомб - это ненаучная фантастика.

          1000 кг - это торпеда 45-36АН, которую на него то ли вешали, то ли врут, и как-то больше похоже на второе. Но публике нравится. Согласитесь, одно дело Ил-2 - это советский спит девятка, да, вот такой спит девятка, вооружение и бомбовая нагрузка те же, а другое дело - практически Авенджер, только бронированный.
          1. +7
            8 января 2021 15:49
            Имеется ввиду мифический Ил-2Т (торпедоносец), которого никто нигде никогда не видел и о котором ни в одном архиве ничего не сохранилось.
            1. +2
              8 января 2021 15:56
              Цитата: Undecim
              Имеется ввиду мифический Ил-2Т (торпедоносец), которого никто нигде никогда не видел и о котором ни в одном архиве ничего не сохранилось.

              Да, он самый. Определенная часть публики живет в реальности, где якобы существующий Ил-2Т позволяет вешать на все Ил-2 табличку "тонна нагрузки", это очень удобно.
          2. 0
            8 января 2021 22:48
            Не очень понял про Мстителя . У него с бронированием все было ок . Полудюймовые плиты были обязательным акссесуаром
            1. +1
              8 января 2021 23:18
              Цитата: sivuch
              У него с бронированием все было ок . Полудюймовые плиты были обязательным акссесуаром

              Ш-ш-ш
              Своим заявлением Вы оскорбляете фанатов броневанны. А то самолет с серьезным бронированием, с возможностью бомбить с пикирования 45 град, с нагрузкой под тонну, с экипажем в три человека, с настолько огромным брюхом, что может перевозить раненного на носилках, с хорошими взлетно-посадочными характеристиками и высочайшей живучестью - и всё это на умеренном по американским меркам двигателе, аналоге АШ-82.

              Это что же получается? Измена!
              1. 0
                12 января 2021 16:03
                Цитата: Вишневая девятка
                А то самолет с серьезным бронированием, с возможностью бомбить с пикирования 45 град, с нагрузкой под тонну, с экипажем в три человека, с настолько огромным брюхом, что может перевозить раненного на носилках, с хорошими взлетно-посадочными характеристиками и высочайшей живучестью - и всё это на умеренном по американским меркам двигателе, аналоге АШ-82.

                Справедливости ради, американцы считали его недостаточно тяговооружённым. Впрочем, они и про B-29 то же самое говорили.
                1. 0
                  12 января 2021 16:17
                  Цитата: Narak-zempo
                  американцы считали его недостаточно тяговооружённым.

                  Это безусловно, у него 4,2 кг максимального взлетного веса на л.с. Хуже Ил-2.
        3. +8
          8 января 2021 16:05
          Цитата: Undecim
          Специально для Котов и Вождей.

          Виктор Николаевич, Вы делаете унизить или оскорбить меня с Назарием?
          Так будем считать, что Вы этого добились.
          Специально для песцов и детей поповых.
          В конце 41 года в ряде штурмовых полков была практика снятия с одноместных штурмовиков ИЛ-2 пушек, в связи с чем достигалась максимальна нагрузка ракет и бомб до 1000 кг. Известно как минимум о 5 переделенных машинах.
          Перегруз в по нормали в одноместном варианте составлял 600 кг.
          В двухместном 400 кг.
          Основная масса ИЛа приходилась на броню, у француза она была символичной.
          Пример потери до двух-третей самолетов принявших участие в боях. Причём от зенитного огня. И это меньше чем за месяц.
          Что, луче два не бронированых двигателя воздушного охлаждения или один водяного, в бронекоробе вопрос спорный. Впрочем как сравнивать француза надо возможно с Пе-2, а не илом.
          Хотя если Ил был настолько, плох а француз настолько хорош, почему Берлин в 45 утюжили ИЛы, а не Вre-693.
          Честь имею!
          1. +6
            8 января 2021 16:11
            Виктор Николаевич, Вы делаете унизить или оскорбить меня с Назарием?
            Так будем считать, что Вы этого добились.

            Странно, я думал, что довольно длительное время нашего общения зафиксировало взаимоуважение общающихся сторон с возможностью дружеского юмора.
            Наверное, поторопился. Не имел намерения никого из Вас ни унизить, ни оскорбить. Приношу извинения за форму изложения.
          2. +1
            8 января 2021 19:37
            две плиты по 10 мм - для 40 года совсем не мало .
            А последний Ваш вопрос - извините , демагогия .
            1. +4
              8 января 2021 21:39
              Цитата: sivuch
              две плиты по 10 мм - для 40 года совсем не мало .
              А последний Ваш вопрос - извините , демагогия .

              Я в чем то лоббирую интересы толпы или избирателей?
              Штурмовик - необходим для фронтальной атаки по сути - это самолёт поля боя. С перейди и спереди-снизу у него брони не было. Защита спины - это рудимент от истребителя. У ИЛа брони было более семи сотен килограмм, более чем в шесть раз, чем 693.
              Повторюсь двигатели также не были бронированы. Сбивались «французы» стрелковым оружием. Многие терпели катастрофы при посадке, при это в учёт боевых потерь не шли. Как и те машины которые было признано восстанавливать не целесообразным.
              1. -2
                8 января 2021 22:46
                Это про вопрос , почему не Бреге над Берлином .
                Спереди летчик был прикрыт своей батареей , сбоку- двигателями, так что в бронекоробке необходимости не было . Сами двигатели или их маслорадиаторы тоже можно было не бронировать(хоть и желательно) .Машина ,НЯЗ , могла идти с одним двигателем без снижения , в отличие от . Защита задней полусферы - рудимент ? А что , истребители поисчезали ? Кстати , с земли вдогон тоже стреляли .
                И сбивали штурмовики не стрелковкой , а хорошо организованной ЗА
                Ну и катастрофы на посадке были не только у Бреге .
                Будь у самолёта ещё несколько месяцев боевой работы , у него появилась бы и бронестекло. , и улучшенное проектирование и пара узлов подвесок .
          3. +1
            8 января 2021 20:53
            Влад, дружище, стоит ли обижаться на своих, тем более, что Вик ничего обидного не написал. smile Мы, например, с Антоном друг друга подкалываем и что, ссориться из-за этого. Подумаешь, тыща кг. туда, тыща сюда -- всё равно " Flyingfortress " нёс больше. laughing
        4. +3
          8 января 2021 16:32
          Броня на любом уважающем себя "литаке" того времени естественно должна была быть, но Вы же сами видите, что в данном случае броня защищает от атак с воздуха а не от наземного огня. К стати не подскажите общий вес брони? И что Вы думаете о стрелково-пушечном вооружении?
          1. +5
            8 января 2021 17:17
            Вес брони у «француза», если я не ошибся с переводом 120 кг. Двигатели и баки не бронировались. У ИЛа свыше 700, могу ошибаться пишу по памяти.
            Француз имеет хорошую культуру веса, но в основном за счёт цельнометаллической конструкции. Ил-2 имел деревянный набор крыльев и хвостовую оконечность фюзеляжа. По сути бронированная капсула с силовыми набором интегрированная в деревянный корпус
            Ну последнее к концу боевых действий французы потеряли 9 из 10 своих штурмовиков. Думаю если Вr-693 (Br-695) был настолько выдающимся, то потери не должны были такими катастрофическими.
            И совсем алаверды. Француз - фактически не представлялось модернизировать. Если на большенство самолетов того времени устанавливали более мощный мотор он начинал летать. У француза , любое увеличение мощности двигателя, скорость съедалась весом и габаритами моторов.
            Ну где-то так.
            1. +6
              8 января 2021 17:36
              Деревянные элементы у Ил-2 появились в ходе ВОВ, а изначально это очень даже цельнометаллический самолет. У француза же отчетливо видно , что это не самолет переднего края.
              1. +1
                9 января 2021 02:26
                Цитата: mark1
                Деревянные элементы у Ил-2 появились в ходе ВОВ, а изначально это очень даже цельнометаллический самолет.

                Серьезно? То есть Илы 41-го года выпуска цельнометаллические, Вы уверены?
                1. +1
                  9 января 2021 07:21
                  Цитата: Вишневая девятка
                  То есть Илы 41-го года выпуска цельнометаллические,

                  Вы пытаетесь приписать мне то, чего я не говорил. Деревянные элементы стали появляться в конструкции Ил-2 с лета 1941 года, т.е. в ходе ВОВ, что не так?
                  1. +1
                    9 января 2021 16:09
                    Ил-2 пошел в серию приказом А.И.Шахурина No. 739 от 14.12.40 г.. Это был на тот момент цельнометаллический самолет или что?
                    1. 0
                      9 января 2021 17:26
                      На 22.06.41 было выпущено 249 шт Ил-2, что вполне сопоставимо с количеством Бреге. Вы ,друг мой, какие то турусы на колесах разводите. Нравится в поперечной позиции находиться?
                      1. +1
                        9 января 2021 19:08
                        Не отвлекайтесь от темы, если возможно.
                        Цитата: mark1
                        Деревянные элементы стали появляться в конструкции Ил-2 с лета 1941 года, т.е. в ходе ВОВ, что не так?

                        Вы заявили, что изначально Илюшин проектировал и выдавал на испытания, которые проводились весной 41-го, цельнометаллический планер, а деревянные элементы и, соответственно, просадка летных качеств появились уже во время войны. Для меня это новая информация, поэтому мне хотелось бы подробностей.

                        Но, судя по Вашим маневрам кормой, подробностей не будет.
                      2. 0
                        10 января 2021 07:06
                        Цитата: Вишневая девятка
                        Вы заявили, что изначально Илюшин проектировал и выдавал на испытания, которые проводились весной 41-го, цельнометаллический планер, а деревянные элементы и, соответственно, просадка летных качеств появились уже во время войны.

                        Это не я заявил, это Вы заявили (Вы вообще любите за кого то что то заявлять) Речь шла о первых сериях а не о конструкторском пути в создании штурмовика. В первых сериях самолет цельнометаллический.
                      3. +1
                        10 января 2021 11:06
                        Цитата: mark1
                        В первых сериях самолет цельнометаллический.

                        Цитата: Вишневая девятка
                        Для меня это новая информация,

                        ОК, поузнаЮ.
            2. +4
              8 января 2021 18:44
              Ну последнее к концу боевых действий французы потеряли 9 из 10 своих штурмовиков.
              В литературе конкретно по Bre.693s встречаются такие цифры.
              Участвовало в боевых действиях от 106 до 128 штук. За 500 боевых вылетов потери составили по одним данным 47 машин, по другим - 79. Склоняюсь к мысли, что такая большая разница потому, что вторая цифра, скорее всего, общие потери Bre.691, Bre.693, Bre.695.
              1. +2
                8 января 2021 21:15
                Тогда объясните как из почти трёх с половиной сотен, к концу боевых действий во Франции в строю осталось 26 машин, плюс 3 перелетевших в Африку?
              2. +1
                8 января 2021 21:56
                Цитата: Undecim
                Участвовало в боевых действиях от 106 до 128 штук. За 500 боевых вылетов потери составили по одним данным 47 машин, по другим - 79. Склоняюсь к мысли, что такая большая разница потому, что вторая цифра, скорее всего, общие потери Bre.691, Bre.693, Bre.695.


                В этой же специальной литературе указывается, что половина вылетов пришлась на период странной войны, а потом описывается трагедия первого применения «963», когда из всех вернулись два, один разбился при посадке, другой был признан не ремонтопригодным. Самое интересное оба не вошли в общие потери в этот день. Учтена плюсом только одна, из второй группы.
                Ну и последнее, правительству Виши разрешили оставить все оставшиеся штурмовики, числом 26. Три машину экипажами были угнаны в Африку! Куда делись остальные самолеты этого типа?
                То есть из более 350 машин, в лётном состоянии осталось немного более трёх десятков, с учетом 6 трофейных!!!
                Из 350 вычитаем 35 и делим на 35 получаем 9. Таким образом в «утиль» за три недели ушло 9 из 10 машин данной марки.
                1. 0
                  8 января 2021 22:44
                  Это "инвентаризация" всех французских самолетов, захваченных Германией.

                  Самолетов Breguet 690-й серии всего - 99 штук. Улетело - 5. Итого - 104. Из них Bre.693 - 46.
                  1. +1
                    8 января 2021 23:14

                    Это производство самолетов. Как видим, за все время Bre.693, 695, 696 произвели 142 экземпляра. Сколько каких, в таблице нет, но в других источниках встречаем, что Bre.693 было не менее 110 штук. В ВВС поступило 106. Отнимаем 46 оставшихся. Потери - 64 штук или 60 процентов. Если разделить на 500 вылетов - 0,128 самолета за вылет.
            3. +1
              8 января 2021 19:47
              совсем не так
              Ну последнее к концу боевых действий французы потеряли 9 из 10 своих штурмовиков.
              Это как ? вроде , автор написал , что потеряно было 47 машин . Это совсем не 9 из 10 .
              И модернизировать вполне можно было - см. Bre-700C2 .
              а как минимум - прсобачить пару подвесок под крыльями под 200 кило . Собственно , в ходе войны так все и поступали
            4. 0
              10 января 2021 15:54
              Думаю если Вr-693 (Br-695) был настолько выдающимся то потери не должны были такими катастрофическими.
              Смотрим результаты первого боевого вылета у авенджера . Возможности модернизации были , даже без замены двигателя . Например , дальность - она была вдвое больше , чем у Ил-2 , т.е. порядка 400 литров можно было снять и усилить вооружение или бронирование . Нижняя пулеметная установка - ее эффективность очень сомнительна с учетом того , что стрелок был всего один . Про пулеметы в мотогондолах и говорить нечего .
              А самый радикальный способ , конечно , - это 14N . Как известно , прототип Bre-700C2 показал отличные результаты . Но это , конечно , работа не на один месяц .
          2. +1
            8 января 2021 21:34
            Приходится напоминать , что броня стала нормой уже после французской компании , а до этого нормой было ее отсутствие . У фрицев bf-109E3 с бронеспинкой , заголовником и бронестеклом появился осенью 40-го года
    2. +4
      8 января 2021 12:07
      Да много было хорошего . По скорости , скороподъемности и дальности значительно превосходил тот же Ил-2 (даже в одноместном варианте) , да и Hs-129 .Дальность , кстати , можно было урезать , а пару сотен кило пустить на вооружение и протектирование . В принципе , и бронирование и протектирование у Бреге было , но усилить никогда не лишнее . Протектирование оказалось малоэффективным и тот факт , что на большинстве других машин его просто не было , французских летчиков мало утешал . Что до бронирования , то оно было . Французы раньше других начали его ставить .
      Согласно вот этому https://wiki.warthunder.com/Br.693AB2
      оно было более чем приличным для 40-го года
      10 mm steel seat for pilot
      10 mm steel in front of gunner
      Self-sealing fuel tanks (3 in each wing)
      продолжение следует
    3. +2
      8 января 2021 16:13
      Что хорошего , уже написали и я в том числе . Сойчас хочу только добавить , что ведомство Геринга вообще очень пренебрежительно отнеслось к французским самолетам и очень зря - были очень интересные конструкции . Другое дело , что интерес мог быть в 40 , максимум 41 году . А позднее - конечно , поезд уехал .
      1. +1
        8 января 2021 17:18
        Цитата: sivuch
        Что хорошего , уже написали и я в том числе . Сойчас хочу только добавить , что ведомство Геринга вообще очень пренебрежительно отнеслось к французским самолетам и очень зря - были очень интересные конструкции . Другое дело , что интерес мог быть в 40 , максимум 41 году . А позднее - конечно , поезд уехал .

        Максимум ставили французские моторы на свои планеры.
        1. +2
          8 января 2021 19:20
          Максимум ставили французские моторы на свои планеры.
          так я и говорю --тупые .
  2. +1
    8 января 2021 10:40
    Два неподвижных пулемёта стреляющих назад, - очень неожиданно. А каков боезапас на ствол?
    1. +1
      8 января 2021 12:56
      https://www.armedconflicts.com/Breguet-Bre-695-AB-2-t110396
      1x fixed, forward-firing 20 mm HS-404 canon (60 bullets)
      2x fixed, forward-firing 7,5 mm MAC 1934 machine gun (500 bullets)
      1x flexible, rearward-firing 7.5 mm MAC 1934 machine gun in rear cockpit (700 bullets),
      1x fixed, rearward-firing 7.5 mm MAC 1934 machine gun in ventral position (500 bullets)
      но вдругих источниках , соответтвенно, другие
      https://wiki.warthunder.com/Br.693AB2
      The Br.693AB2 is armed with:
      1 x 20 mm Hispano 404 cannon, nose-mounted (90 rpg)
      2 x 7.5 mm MAC 1934 machine guns, nose-mounted (500 rpg = 1,000 total
      Defensive armament
      2 х Turret7.5 mm MAC 1934T machine gun
      Ammunition500 rounds
      Fire rate1350 shots/min
  3. +4
    8 января 2021 11:57
    Из текущих фото на немецком Ebay. Описывается как Польша 1939 года, но, на мой взгляд, принадлежит к семейству Breuget 690.
  4. +5
    8 января 2021 12:46
    На мой взгляд , автор несколько небрежно изложил историю создания самолета . Прежде всего , стоило бы сказать , что главной проблемой самолета были двигатели и не всегда эти проблемы были объективными . Скажем , конкуренция с Анри Потэ была слишком неравной - тот двери в минавиации открывал ногой . Поэтому и получил все имевшиеся тогда Испано-Сюизы в свое распоряжение .
    Далее , автор упомянул 695 модель , но не сказал , чем она отличается . А отличалась она американским двигателем Pratt & Whitney R-1535-SB4-G Twin Wasp Junior (552 kW/750 k), three-bladed propeller Hamilton-Standard . Двигатель был мощнее обоих французов , но имел большую массу , больший мидель , так что ЛТХ просели , да еще управляемость ухудшилась . А что до стандартных гном-ронов , то такие же стояли на Хеншелях . Известно , какую славу они поимели , французам еще повезло - лето во Франции и лето в С.Африке или в донских степях - это две очень большие разницы .
  5. +2
    8 января 2021 19:58
    Почти французский «Бофайтер»

    Вот даже не совсем понял это автор в похвалу или в насмешку сказал? Откровенно говоря обе машины совершенно убоги как и подавляющее большинство из этих самых двухмоторных полубомберов полуистребителей..

    Скажите честно, ну ведь никто не получился! Редкие исключения можно по пальцам одной руки пересчитать.. Ну может Лайтинг P-38, почти тот же 1939 год.. Но у него 2х1475 л/с (Allison V-1710-111). Какие тут 600-700 французских лошадок??
  6. +1
    8 января 2021 23:23
    Bf.110 от «Мессершмитта» в подметки не годился G.1 от «Фоккера»

    Смело, но безрассудно.

    Проведя испытания, немецкие специалисты не выразили интереса к штурмовикам

    Закономерно, ибо очередной "шедевр" в мечтах Романа.
  7. 0
    9 января 2021 16:40
    Роман, я бы чуть изменил название статьи: "Французский почти "Бофайтер".
    Он все же не "почти французский", а полностью французский, но именно "почти "Бофайтер".
    Это я так, придираясь по мелочам. А статья очень интересная - большое спасибо!
  8. 0
    15 марта 2021 09:30
    Пишет статью вроде бы спец, тогда почему он говорит о "крыльях" ? Если самолёт по схеме не биплан, то у него одно крыло, состоящее из двух КОНСОЛЕЙ и ЦЕНТРОПЛАНА (левая консоль крылА и правая консоль крылА). Биплан имеет два крыла - верхнее и нижнее .

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»