Боевые корабли. Крейсера. Полезнее многих воевавших

25
Сегодня начинаем не с проклятий в адрес Вашингтонского договора, сегодня у нас в виновниках Версальский. В соответствии со статьями этого договора Германия лишалась вооруженных сил и оборонной промышленности. Естественно, что на тот момент второй в мире кайзеровский флот, тоже приказал долго жить.


В соответствии со статьей 181 указанного Договора Германии разрешалось сохранить 6 броненосцев типа «Deutschland» или «Braunschweig», 6 легких крейсеров и по 12 эсминцев и миноносцев.



Союзники по Антанте оставили Рейхсмарине, как теперь стали называть военный флот Германии целых 8 крейсеров. Шесть из них были легкие крейсера типа «Gazelle» постройки 1898-1903 годов («Niobe», «Nymphe», «Medusa», «Thetis», «Arcona» и «Amazone») и два крейсера типа «Bremen» («Berlin» и «Hamburg»), заложенных в 1903 году.


В общем эти корабли могли быть использованы как учебные и не более того. Все они имели водоизмещение 2700-3700 т, благодаря угольным котлам развивали скорость не более 20 узлов и вооружались десятью 105-мм орудиями. Понятно, что ценность этих кораблей была минимальной.

Единственным плюсом этих кораблей был срок их службы, который при наличии средств позволял в ближайшее время их заменить на новые.

И как только появились средства, немцы решили все-таки построить новый крейсер. А так как средств было не столько, сколько хотелось, то с проектом особенно не стали мудрствовать, взяв самый свежий проект легкого крейсера Первой Мировой. Это был легкий крейсер типа «Кельн» второй серии. И его еще немного доработали в свете появившихся новинок.

«Кельн» при водоизмещении 5620 т оснащался двумя паровыми турбинами общей мощностью 31 000 л.с., которые разгоняли его до 29 узлов и вооружался восемью 150-мм орудиями, тремя 88-мм зенитками и четырьмя 600-мм однотрубными торпедными аппаратами.

Новый крейсер получил силовую установку мощностью 45 000 л.с., торпедные аппараты заменили на более современные двухтрубные 533-мм, орудия главного калибра решили установить в двуствольных башнях по линейно-возвышенной схеме, количество труб уменьшить до двух. В итоге корабль уложили в 5600 тонн водоизмещения.


Понятно, что закладка одного современного корабля совершенно ничего не меняла и была исключительно политическим актом.

Кстати, проблемы возникли и с местом постройки. Крупнейшая из прежних государственных верфей находилась в Данциге, который стал вольным городом и не являлся территорией Германии. Адмиралтейство в Киле, переименованное в Deutsche Werke, после раздела оказалось почти полностью приватизировано, и как военно-морская верфь функционировать не могла. Так что в распоряжении Рейхсмарине осталась только верфь в Вильгельмсхафене, где крейсер и заложили.


И тут начались неприятности. Корабль уже строился, когда были заключены Вашингтонский и Лондонский договоры. Германия этих документов не подписывала, но кто стал у немцев что-то там спрашивать? Их просто поставили перед фактом, что корабль должен соответствовать условиям договора, и все.

Вообще немцы все измеряли в обычных метрических тоннах, а в договорах имелись британские длинные (1,016 т) тонны. И немцам разрешили пересчитать в новых стандартах. Так водоизмещение нового крейсера упало до 5280 т, что позволило использовать свалившийся с неба запас водоизмещения с целях улучшения корабля.

Но чтобы немцы не особо радовались, им запретили устанавливать спаренные орудийные установки. Дескать, тогда новый крейсер будет круче «Данай» и «Каледонов» британского флота, а это не комильфо. И вообще, немцам нельзя применять новые оружейные системы.

Так что пришлось отказаться и от новых установок, и от новых орудий.


Торжественный спуск нового корабля на воду состоялся 7 января 1925 г. Имя кораблю давала Ютта фон Мюллер, вдова Карла фон Мюллера – командира знаменитого рейдера «Эмден» 1908 года постройки. Естественно, что новый корабль нарекли «Эмденом».

Боевые корабли. Крейсера. Полезнее многих воевавших

Крейсер стал сотым военным кораблем, построенным в Вильгельмсхафене для германского флота.

Главная энергетическая установка «Эмдена» состояла из 10 стандартных военно-морских котлов – 4 угольных и 6 нефтяных. Плюс 2 швейцарских турбины Браун-Бовери. В итоге мощность силовой установки составила 46 500 л.с.

На испытаниях «Эмден» выдал 29,4 узла, что было весьма прилично для того времени. Расчетная дальность плавания 6 750 миль при скорости 14 узлов. Запас топлива составляли 875 тонн угля и 859 тонн нефти.


«Эмден» стал первым немецким кораблем, у которого в силовой установке были турбозубчатые агрегаты.

Так как у Германии с нефтью все было печально, было принято решение не отказываться от угольных котлов. Их заменили на нефтяные много позже, в течении одной из модернизаций. В общем, получилось довольно экономично, дальность плавания по сравнению с «Кельном» выросла наполовину, но все было довольно громоздко.

Бронирование


Основой бронирования был фирменный немецкий бронепояс толщиной 50 мм, который имел длину около 125 м и высоту 2,9 м, на 1,3 м опускаясь ниже конструктивной ватерлинии. Бронепояс прикрывал более 80% корпуса. Замыкал бронепояс траверз толщиной 40-мм.

Бронепалуба. Набиралась из 20-мм бронеплит, а над артиллерийскими погребами количество плит удваивалось, получая толщину в 40-мм.

Рулевой привод в корме прикрывал бронекороб толщиной 20-мм.

Боевая рубка. Традиционно хорошо для всех немецких кораблей: 100-мм стенки, 20-мм крыша и пол. От нее до находящегося под броневой палубой центрального поста проходила 20-мм коммуникационная труба.

Шахты подачи снарядов тоже имели толщину 20-мм. И последнее – щиты орудий были из тех же бронеплит 20-мм.
В целом – не многие корабли могли похвастаться таким бронированием. Для легкого крейсера все было весьма впечатляюще.

Численность экипажа 582 человек, в том числе 26 офицеров и 556 матросов.

Мореходность. Тут все непросто. Немцы, естественно, хвалили свой корабль. Британцы критиковали, в основном за низкие, «стелющиеся» силуэты. Однако, если посмотреть на количество миль, которые в процессе службы прошел «Эмден», то становится ясно, что корабль был вполне удачен.

Вооружение



Главный калибр: восемь 150-мм орудий в одноорудийных башнях. Орудия располагались так же, как на крейсерах кайзеровского флота. Два орудия (№2 возвышенно над №1) в носовой части, два – в кормовой (одно на юте, одно на кормовой надстройке), два орудия по бортам у носовой надстройки направлены в сторону носа и два орудия возле второй трубы направлены в сторону кормы.

Таким образом, максимальное количество орудий, которые могли участвовать в залпе – шесть.


Попытки усовершенствовать вооружение путем установки спаренных орудийных установок предпринимались вплоть до начала войны, которое, собственно, и положило конец всем планам. Самым интересным проектом модернизации 1940 года могла стать установка четырех двухорудийных башен, которые разрабатывались для эсминцев типа «Нарвик». А зенитное вооружение усилить одним 88-мм орудием и двумя 37-мм автоматами. А пару бортовых орудий оставить для стрельбы осветительными снарядами.

Однако начавшаяся война поставила крест на модернизации и до своего конца «Эмден» прослужил с одноорудийными установками.

Зенитное вооружение составляли три 88-мм зенитные орудия Flak L/45 образца 1913 г.


Орудия обладали неплохой скорострельностью (до 15 выстрелов в минуту), досягаемостью по высоте 9 150 м и дальностью стрельбы 14 100 м. Начальная скорость снаряда 790 м/с. Боекомплект состоял из 1200 снарядов.

Располагались зенитки на надстройке позади дымовых труб.

Минно-торпедное вооружение состояло из двух двухтрубных 500-мм торпедных аппаратов с боекомплектом 12 торпед. В 1934 году аппараты заменили на 533-мм.


Крейсер мог принять на борт 120 мин.

Модернизации. Вообще «Эмден» стал самым модернизируемым кораблем Кригсмарине за всю недолгую историю. Модернизации были разными от чисто косметических до существенных.

В 1933-1934 годах заменили 4 угольных котла на нефтяные. Тогда же заменили 500-мм торпедные аппараты на 533-мм.

В 1937 году было усилено зенитное вооружение 6 автоматами 20-мм и двумя автоматами 37-мм.

В 1940 году появились два счетверенных 20-мм автомата в экспериментальных установках – прототипы знаменитого «фирлинга». Их установили побортно на палубе надстройки в районе грот-мачты. Тогда же было смонтировано размагничивающее устройство MES.

В 1941 году при переводе в учебный корабль с «Эмдена» сняли все автоматы, кроме четырех одноствольных 20-мм. Но учебному кораблю не требовалась такая защита.

В конце 1942 года были заменены все орудия главного калибра на новые и снова установлены два 20-мм «фирлинга». Установлен радар FuMO 21.

В начале 1943 года установили еще два «фирлинга» и два 20-мм одноствольных автомата.

В августе 1944 года вместо 88-мм орудий установили три универсальных орудия 105-мм, два 40-мм автомата системы «Бофорс», 20 автоматов калибром 20-мм (2 х 4 и 6 х 2).

История службы



15 октября 1925 г. на «Эмдене» торжественно подняли флаг, и крейсер вступил в строй. После прохождения испытаний, в 1926 году, крейсер, приняв на борт около сотни курсантов академии, отправился в кругосветное плавание.

15 марта 1927 г. корабль прибыл к острову Норд Киллинг (Кокосовые острова), к месту, где был потоплен ТОТ «Эмден».

В 1928 году «Эмден» совершил второе кругосветное путешествие. А всего крейсер в качестве учебного корабля совершил десять дальних плаваний, из которых 6 стали кругосветными.


Начало Второй Мировой самый старый из немецких крейсеров (к тому времени) встретил, как это ни странно, очень бодро. Одновременно с переводом корабля из ведения Учебной инспекции в Разведывательные силы пришел приказ о принятии на борт мин и постановке минных заграждений.

3 сентября «Эмден» испытал на себе удар Королевских ВВС Великобритании. 4 «Бленхейма» нанесли бомбовый удар. Бомбы легли так себе, а вот один британский самолет, ведомый флайинг-лейтенантом Эмденом (ирония судьбы!) был сбит и врезался в борт крейсера.

Повреждения оказались не очень серьезными, и через неделю ремонта крейсер продолжил свою службу.

Второй боевой операцией стал «Везерюбунг», то есть, оккупация Норвегии. «Эмден» действовал в том самом отряде с «Лютцовым» и «Блюхером». В итоге норвежцы потопили «Блюхера», повредили «Лютцова», а вот «Эмден», благодаря умелым действиям своего экипажа, не получил никаких повреждений.


Десант был высажен, пусть ему не удалось выполнить задачу по захвату Осло, с этим справился воздушный десант.


После захвата Осло «Эмден» снова был переведен в учебные корабли.

Следующее боевое применение – участие в составе «Балтийского флота» под командованием вице-адмирала Цилиакса. «Южная группа» в составе крейсера «Эмден» и трех миноносцев (Т-7, Т-8 и Т-11) оказывала поддержку немецким войскам, захватывающим остров Эзель.


"Эмден" и "Лейпциг" на Балтике

«Эмден» вступил в борьбу с советскими батареями 180-мм (№315) и 130-мм (№25а) орудий. Советские артиллеристы отогнали точной стрельбой миноносцы мористее, а на «Эмден» были брошены 4 торпедных катера Г-5.

Один катер (ТКА-83) был уничтожен огнем немецких кораблей, торпеды прошли мимо. Дальше был морской анекдот на тему «Кто круче соврет».

Немцы отчитались о потоплении двух катеров, поскольку на потопление ТКА-83 претендовали артиллеристы «Эмдена» и «Лейпцига». То количество снарядов, которые израсходовали немецкие крейсера («Лейпциг – 153, «Эмден» - 178) на один торпедный катер – это был перебор по полной программе.

Но и наши катерники спокойно отчитались о потоплении двух миноносцев и повреждении крейсера и миноносца!

Правда, потопленные и поврежденные корабли на следующий день продолжили обстрел советских позиций вплоть до полного израсходования боекомплекта. После этого «Эмден» ушел в Готенхафен и на этом для крейсера война с СССР закончилась.

Снова у «Эмдена» началась служба в качестве учебного корабля, но в конце 1942 года снова было решено привлечь корабль к участию в боевых операциях (немцы активно теряли корабли), но поражение Кригсмарине в «Новогоднем бою» круто поменяло все планы.

Хотя «Эмден» не был разобран на металл (по первоначальному плану), модернизации были отменены и крейсер остался учебным кораблем.


"Эмден" и "Кенигсберг" на Балтике

До сентября 1944 года «Эмден» был учебным кораблем, но в связи с ухудшением обстановки его снова перевели в корабли первой линии. На крейсер снова возложили обязанности по постановкам мин в Скагерраке. «Эмден» выставил более 300 мин.

Далее крейсер перевели на север, где он сопровождал конвои в Осло-фиорде и обеспечивал ПВО.

Затем крейсер снова оказался на Балтике, в Кенигсберге. На ремонте. Ремонт, правда, не был закончен, потому что к Кенигсбергу подошли советские войска. С машинами в полуразобранном состоянии, на одной турбине, с демонтированным вооружением, крейсер смог-таки уйти в Готенхафен (Гдыня), где турбину собрали, а артиллерию снова установили на места.

На борт «Эмдена» было принято много различных грузов, в том числе гробы президента Веймарской Германии генерал-фельдмаршала П. Гинденбурга и его супруги. Кроме того, на борт взошло около тысячи человек беженцев.


Караул у гробов Гинденбурга и его жены

1 февраля 1945 года «Эмден» со скоростью 10 узлов уполз из Кенигсберга и совершил переход в Киль, на верфи «Дойче Верке», где встал на ремонт. Однако, вернуться в строй из ремонта кораблю было не суждено.

2 марта 1945 года в «Эмден» попали 4 бомбы. Бомбы были небольшого калибра, до 100 кг, потому защита выдержала, но возник пожар. 3 апреля в корабль попала бомба весом 227 кг, которая пробила палубу и взорвалась в котельном отделении, разнеся там все.

В ночь с 9 на 10 апреля британские тяжелые бомбардировщики сбросили на Киль 2 634 тонны бомб. «Адмирал Шеер» перевернулся и затонул, «Адмирал Хиппер» превратился в груду металлолома. «Эмдену» разворотило корму.

После осмотра корабль вывели в бухту Хайкендорф, где посадили на мель, предварительно заложив подрывные заряды в машинных и котельных отделениях. 3 мая 1945 года заряды были приведены в действие, поставив последнюю точку в судьбе корабля.

Остатки корабля разобрали на металл после войны, в 1949-1950 годах.


Интересная судьба. Первый крупный корабль новой германии прожил существенно дольше чем построенные после него. Да, строительство его шло в сложных условиях, за постройкой наблюдали союзники-победители, не дававшие построить корабль в соответствии с современными возможностями.

Потому «Эмден» не то что устарел на верфи, он заложен был уже несовременным. И потому лучшая для него роль на флоте – роль учебного корабля.

Тем не менее, вклад «Эмдена» в развитие флота был огромен. Новый корабль такого класса – это уверенность в том, что судостроительная отрасль Германии жива. Нашли деньги, тем самым сохранили кадры, как конструкторские, так и на производстве. Ну и то количество моряков, которое подготовил в своих походах «Эмден» - оно дало возможность укомплектовать обученным личным составом другие корабли Кригсмарине.

Конечно, корабль был архаичен к началу Второй Мировой войны. Его вообще не зря назвали «последним немецким крейсером Первой Мировой». Справедливо. Да, артиллерия была на том уровне.

Но тем не менее, несмотря на то, что в 1927 году «Эмден» был устаревшим кораблем, его запас прочности обеспечил долгую эксплуатацию, что повлекло за собой длительную службу в качестве учебного корабля.


Можно покритиковать немцев, которые бросились строить корабль, не сформировав военно-морской доктрины, не проанализировав итогов Первой Мировой войны. Но такое у них было время. И «Эмден» стал своего рода символом возрождения немецкого военно-морского флота.

И, кстати, на фоне служивших тогда старых корыт, он смотрелся вполне пристойно. А уж подготовив столько офицеров для Кригсмарине – можно с уверенностью сказать, что «Эмден» полностью отработал каждый потраченный на его постройку пфенниг.

И стал интересным примером, когда корабль в мирное время оказался намного более полезным, чем в бою.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    10 января 2021 06:23
    Конечно, корабль был архаичен к началу Второй Мировой войны.
    Потому «Эмден» не то что устарел на верфи, он заложен был уже несовременным. И потому лучшая для него роль на флоте – роль учебного корабля.

    Американцы с японцами с таким утверждением не согласны. Устаревший - не значит не годен к строевой.
    Их не менее (если не более) архаичные крейсера типа "Omaha", вошедшие в строй в 1923-1925 г. г.

    и типа "Nagara", вошедшие в строй в 1922-1925 г. г.

    вовсю воевали во вторую мировую войну.
    1. +17
      10 января 2021 08:16
      Ну и наши лёгкие крейсерами из задела серии Светлана (Красный Кавказ, Красный Крым и Червона Украина) были достаточно архаичны.


      Впрочем водоизмещение решает многое, так на Красный Кавказ смогли установить четыре 180мм орудия.
      1. +3
        10 января 2021 15:23
        Цитата: Коте пане Коханка
        Впрочем водоизмещение решает многое, так на Красный Кавказ смогли установить четыре 180мм орудия.

        Для этого пришлось перепилить корабль чуть менее чем полностью...
    2. +12
      10 января 2021 08:30
      Я бы добавил сюда англичан с их легкими крейсерами типов "С", "Д" и "Е".
      Голландцев, с их легкими крейсерами типа "Ява".
      СССР, с легкими крейсерами типа "Светлана".
      В ту войну воевало все,что могло держаться на воде и вести огонь.
      И только немцы, самый мореходный из своих легких крейсеров использовали в качестве учебного.
      Впрочем, они всегда были странными.
      Например, свои броненосные крейсеры типа "Фридрих Карл", они из-за слабого вооружения ( 4*210мм, 10*150мм ) и скорости хода в 20 узлов , они сразу после их вступления в строй ( 12.12.1903 г. и 12.1.1904 г. ) записали в учебные.
      А японцы , на своих "недоделышах" ( броненосных крейсерах типов "Асама" и "Гарибальди" ), с аналогичным вооружением, и реальной длительной скоростью хода от 15 до 17 узлов, воевали.
      1. +11
        10 января 2021 09:53
        Подведя черту по рядом комментариев , можно констатировать истинность поговорки, что "воюют не корабли,а люди". Потому при правильном использовании даже устаревшее железо может воевать и побеждать.. feel
        Натренированная команда,толковый капитан и главное,что бы поставленные задачи соответствовали возможностям корабля.
    3. +4
      10 января 2021 14:44
      Порядок всегда бьет класс.
    4. 0
      10 января 2021 18:27
      И стал интересным примером, когда корабль в мирное время оказался намного более полезным, чем в бою.

      когда заложат и введут в строй авианосец "МСГорбачев-человек и президент СССР"?
      вот было бы дело возрождения флота!
      а пока все о веревках вместо канатов....
  2. +1
    10 января 2021 09:02
    а я его с другим Эмден-ом сначала перепутал. Читаю-читаю, и думаю, когда его австралиец повстречается. Тяжелые мысли после НГ.
    1. +5
      10 января 2021 09:29
      Цитата: Takashi
      а я его с другим Эмден-ом сначала перепутал. Читаю-читаю, и думаю, когда его австралиец повстречается. Тяжелые мысли после НГ.

      Там не Сидней случайно ли был?
      1. +4
        10 января 2021 15:56
        Он самый. Привет, Влад. hi
  3. +4
    10 января 2021 09:55
    Все-таки Светланы - эта другая история. Закладка 1913г. Готовность Светланы в 1917г - порядка 85%, почти полностью корпус и машины с котлами. Эмден заложен уже в другую эпоху, мог быть более современным кораблем, если бы не ограничения. Как раз Роман акцентирует на этом внимание.
    1. +2
      10 января 2021 15:31
      Цитата: Гончар
      Эмден заложен уже в другую эпоху, мог быть более современным кораблем, если бы не ограничения.

      Если бы не было Версаля был бы Вашингтон: мы бы увидели проект I/10, который по сути был "хиппером", но на элементной базе 20-х годов.
    2. +2
      10 января 2021 16:17
      Цитата: Гончар
      А так как средств было не столько, сколько хотелось, то с проектом особенно не стали мудрствовать, взяв самый свежий проект легкого крейсера Первой Мировой. Это был легкий крейсер типа «Кельн» второй серии.

      Нет, Вы не правы!
      Из текста статьи
      А так как средств было не столько, сколько хотелось, то с проектом особенно не стали мудрствовать, взяв самый свежий проект легкого крейсера Первой Мировой. Это был легкий крейсер типа «Кельн» второй серии.

      По сути ровесник проекта Светланы.
      Готовность «Светлан» также была разной от 50 до 85 процентов. Экспериментировать мы решили только с «Кавказом».
  4. +4
    10 января 2021 10:05
    Напоминает шараханье из стороны в сторону наших создателей современного Российского флота, когда есть деньги, желание, возможности, хоть какие-то. Но, на выходе получаем корабль вчерашнего дня, потому что многое из того что на нам стоит сделано в забугорье, или в штучном экземпляре!
  5. +10
    10 января 2021 11:07
    крейсера типа «Bremen» («Berlin» и «Hamburg»), заложенных в 1903 году.
    Заложены в 1902 году, в 1903 - спущены на воду.
    благодаря угольным котлам развивали скорость не более 20 узлов
    Угольные котлы тут не при чем. Дело в двигателе - паровой машине.
  6. +4
    10 января 2021 12:29
    Но и наши катерники спокойно отчитались о потоплении двух миноносцев и повреждении крейсера и миноносца!
    ,,,и кто то даже ГСС за это получил.
  7. +3
    10 января 2021 14:24
    "благодаря угольным котлам развивали скорость не более 20 узлов" - не очень удачное заявление. Дело-то не в котлах, а в паровых машинах тройного расширения.
  8. +4
    10 января 2021 14:28
    Описание фотографий из главы "История службы"
    1.) Эмден в порту Иокогамы 1931 г.,
    2) Эмден, Гонолулу, 8 февраля 1936 г.
    3) Эмден в Лиссабоне май 1935 г.
    1. +3
      10 января 2021 14:41
      исправление - 1.) Эмден в порту Иокогамы 6 мая 1931 г.,
  9. +6
    10 января 2021 15:21
    И тут начались неприятности. Корабль уже строился, когда были заключены Вашингтонский и Лондонский договоры. Германия этих документов не подписывала, но кто стал у немцев что-то там спрашивать? Их просто поставили перед фактом, что корабль долен соответствовать условиям договора, и все.

    На самом деле всё было не так... от слова совсем.
    “Эрзац “Ниобе” уже находился на стапеле, когда состоялась Вашингтонская конференция, породившая ряд ограничений на военное кораблестроения и требований к новым кораблям. Среди них, в частности, вводилось понятие “стандартного водоизмещения”, под которым понималось водоизмещение корабля, пригодного к плаванию и полностью укомплектованного всеми запасами, включая боезапас и провизию, но исключая топливо и котельную воду. Это существенно отличалось от принятого в германском кораблестроении метода расчета так называемого “конструктивного” водоизмещения, в которое включалось 40 % всех запасов. Кроме того, немцами применялись метрические тонны, тогда как для определения стандартного водоизмещения Вашингтонский договор предписывал использовать “английские” или “длинные” тонны по 1016 кг.
    Хотя Германия не входила в число стран, подписавших договор, Союзная контрольная комиссия (NIACC) – орган по контролю за соблюдением немцами версальских ограничений – разрешила им трактовать в качестве максимально допустимого водоизмещения своих кораблей именно стандартное, определяемое, как положено, в “длинных” тоннах. Как следствие, декларируемое водоизмещение строящегося крейсера “просело” еще больше – до 5280 т, что составляло всего 88 % от разрешенного. Проект подвергли доработке, чтобы использовать сэкономленный запас. Предлагалось разместить артиллерию главного калибра в четырех спаренных полузакрытых установках с легким бронированием попарно в носу и корме (что позволяло иметь в бортовом залпе все восемь орудий, а не шесть, как в утвержденном проекте), установить еще два двухтрубных торпедных аппарата, перевести котлы на нефтяное отопление и заменить турбины с прямой передачей более экономичными турбозубчатыми агрегатами. Союзная контрольная комиссия не возражала против изменений по части силовой установки, но решительно воспротивилась усилению вооружения. Таким образом, “Эрзац “Ниобе” сохранил архаичное побортное размещение артиллерии, ограничивающее число стволов в бортовом залпе.


    Так что пришлось отказаться и от новых установок, и от новых орудий.

    С учётом того, что по состоянию на 23-й год установок не было даже в бумаге, а разработкой новых орудий вообще никто не занимался, автор несколько лукавит.


    Бронепалуба. Набиралась из 20-мм бронеплит, а над артиллерийскими погребами количество плит удваивалось, получая толщину в 40-мм.

    О скосах автор почему-то умолчал, но это в порядке вещей.

    Главный калибр: восемь 150-мм орудий в одноорудийных башнях.

    Хотелось бы узнать у автора, с каких пор установка MPL C/16 на центральном штыре стала башней? :)

    а вот «Эмден», благодаря умелым действиям своего экипажа, не получил никаких повреждений.

    Чтобы всё расставить по своим местам необходимо отметить, что "умелые действия экипажа" - это разворот на обратный курс в 0535 и уход на юг к Соону, где крейсер отстаивался до вечера 9 апреля...

    Можно было бы ещё покопаться, но если автол ленится, то почему и мне нельзя? :)
    1. +1
      11 января 2021 11:32
      Цитата: Macsen_Wledig
      Хотелось бы узнать у автора, с каких пор установка MPL C/16 на центральном штыре стала башней? :)

      Вероятно с тех же пор, с каких 3.7 cm/83 SK C/30 стал автоматом. smile
      В 1937 году было усилено зенитное вооружение 6 автоматами 20-мм и двумя автоматами 37-мм.
  10. -1
    10 января 2021 16:06
    Респект! Скоморохов прям на глазах растёт!
    1. +2
      10 января 2021 21:19
      Зачем заминусили то? Действительно вполне приличная статья. Роман почти ничего не переврал, не высосал из пальца сенсационных для исторической науки выводов, даже опечаток почти нет. Бывало в его практике намного хуже. Если можете лучше, так напишите, заценим.
      1. +3
        10 января 2021 22:02
        Цитата: MooH
        не высосал из пальца сенсационных для исторической науки выводов,

        Как это нет сенсаций?
        А то что Германию заставили в 1922-23 годах исполнять условия не только Вашингтонского, но и Лондонского договоров по ограничению морских вооружений?
        Это же сенсация из сенсаций...
        1. +1
          11 января 2021 17:45
          Перечитал этот пассаж, как то там совсем все бредово написано. Еще и водоизмещение уменьшили, от чего появился запас оного, а артустановки запретили, чтоб немцы не радовались. Видимо от уменьшения водоизмещения. Вынужден согласиться, неповторимый стиль уважаемого автора - налицо. Но, уже меньше :) при первом прочтении, статья отлично зашла.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»