ВМС Франции закупают E-2D Advanced Hawkeye
Самолет ДРЛОиУ типа E-2D «Усовершенствованный Хокай» (U.S. Air Force photo by Airman 1st Class Dwane R. Young / www.navy.mil)
Париж продолжает обновление парка авианосной авиации своих Военно-морских сил. На этот раз замене подлежат уже порядком устаревшие и поизносившиеся палубные самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) E-2C «Хокай» (Hawkeye).
На смену им вскоре придет тройка модернизированных машин данного класса – самолеты типа E-2D «Усовершенствованный Хокай» (Advanced Hawkeye), разработанные и выпускаемые компанией Northrop Grumman.
Договор подписан
Госдепартамент США одобрил продажу Франции этих машин еще в июле 2020 года, а окончательные документы по данному вопросу – Письмо-оферту и акцепт оферты (Letter of Offer and Acceptance) – Министерство обороны Франции подписало со своими заокеанскими коллегами 2 декабря 2020 года (закупка самолетов осуществляется через МО США).
Таким образом, Париж стал вторым зарубежным заказчиком самолетов этого типа – ранее их в количестве 13 единиц приобрели ВМС самообороны Японии (стоимость контракта составляет около 3,135 млрд долларов, поставки машин начаты в 2019 году).
Согласно информации, изложенной в сообщении, размещенном 6 июля 2020 года на сайте Агентства по военно-техническому сотрудничеству МО США (Defense Security Cooperation Agency – DSCA), в рамках данного контракта французские военные запросили разрешение на закупку следующего вооружения, военной техники и имущества:
– три самолета ДРЛОиУ типа E-2D «Усовершенствованный Хокай»;
– 10 турбовинтовых двигателей T-56-427A (шесть двигателей установлены на самолетах, плюс еще четыре – в качестве запасных);
– три комплекта радиолокационного комплекса AN/APY-9;
– четыре комплекта системы радиоэлектронной поддержки AN/ALQ-217 (три – на самолетах, один – запасной);
– три комплекта интегрированной системы навигации и отображения информации AN/AYK-27 (Integrated Navigation Channels and Display Systems);
– пять комплектов многофункциональной системы распределения информации MIDS-JTRS/Link-16 (три установленные и два запасных);
– 10 комплектов интегрированных инерциальных/GPS навигационных систем (Embedded GPS/INS (EGI) Devices), в том числе шесть установленных и четыре запасных;
– четыре комплекта системы «свой – чужой» типов AN/APX-122(A) and AN/APX-123(A), из которых три будут изначально установлены на самолетах, а один – запасной;
– один комплект единой системы планирования боевых задач (Joint Mission Planning System).
Кроме того, в рамках контракта планируется поставить две унифицированные лаборатории комплексирования систем с соответствующим испытательным оборудованием (Common Systems Integration Laboratories with/Test Equipment). Одна из них будет находиться в Мельбурне (штат Флорида), а другая – во Франции. Плюс различное оборудование и снаряжение для летного и наземного технического составов, необходимые вспомогательное оборудование и запасные части, узлы и агрегаты, техдокументацию, различное учебное имущество и др.
Также планируется предоставить французским военным всю необходимую помощь в части оказания услуг по доставке и технической, и инженерной, и логистической поддержки – решение этой задачи будет возложено на правительство США и на подрядчика.
– подчеркивается в заявлении Агентства по военно-техническому сотрудничеству МО США.
Стоимость рассматриваемого контракта заявлена в размере около 2 млрд долларов.
Поставку всех заказанных машин планируется завершить к 2028 году. После чего три имеющиеся в строю старых «Хокая» отправят, вероятно, в утиль.
Французский Е-2С «Хокай», приписанный к эскадрилье 4F авиации ВМС Франции, совершает посадку на палубу атомного авианосца «Джордж Г.У. Буш». 11 мая 2018 года (U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist 3rd Class Brooke Macchietto / www.navy.mil)
В интересах обеспечения оперативной совместимости
– приводятся, в свою очередь, слова кэптена Пита Арробио (Capt. Pete Arrobio), руководителя отдела PMA-231, в пресс-релизе Командования систем авиации ВМС США (NAVAIR), опубликованном на их сайте 5 января 2021 года.
Упомянутый отдел PMA-231 имеет полное оригинальное наименование – E-2/C-2 Airborne Command & Control Systems Program Office. Он организационно входит в состав Управления программ тактической авиации Командования систем авиации ВМС США – Program Executive Office for Tactical Aircraft Programs, PEO(T). С сентября 2018 года этим отделом руководит контр-адмирал Шейн Гэхаган (Rear Adm. Shane Gahagan),
Данный отдел отвечает за полное и всестороннее сопровождение программ палубных самолетов ДРЛОиУ типов Е-2С «Хокай», E-2D «Усовершенствованный Хокай» и «Хокай 2000», а также палубных военно-транспортных самолетов С-2А «Грейхаунд» (Greyhound).
Так, в мае 2018 года авиагруппа морской авиации ВМС Франции в составе нескольких палубных истребителей «Рафаль М» (Rafale M) и самолетов ДРЛОиУ Е-2С «Хокай» осуществляла временное базирование на американском атомном многоцелевом авианосце «Джордж Г.У. Буш» (USS George H.W. Bush, CVN-77), в ходе которого проводила совместные мероприятия по боевой подготовке со своими американскими коллегами. От последних, кроме собственно авианосца, принимали участие самолеты его авиакрыла – истребители F/A-18E-F «Супер Хорнет» (Super Hornet) и самолеты ДРЛОиУ E-2D «Усовершенствованный Хокай».
Причем для французов в этом мероприятии была двойная польза, поскольку на тот момент они не имели возможности осуществлять полеты с собственного авианосца – тот стоял в ремонте.
Французский атомный многоцелевой авианосец «Шарль де Голль» и австралийская дизель-электрическая подлодка «Коллинз» (HMAS Collins, SSG 73) в Бенгальском заливе во время совместных учений. 22 мая 2019 года
(U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist 2nd Class Jimmy Ong / www.navy.mil)
В заключение добавим, что модернизация парка авианосной авиации ВМС Франции проводится, в том числе и с прицелом на будущее.
Как заявил 8 декабря 2020 года во время посещения компании Framatome (одного из мировых лидеров в области ядерной энергетики) президент Франции Эмманюэль Макрон,
Работы по новому плавучему аэродрому будут осуществляться в рамках программы Porte Avion Nouvelle Generation (PANG), что можно перевести с французского как «Атомный авианосец нового поколения». Первая резка металла запланирована пока на 2025 год, а ходовые испытания корабля намечены на 2036 год.
Судя по имеющимся в доступе изображениям предполагаемого внешнего вида будущего флагмана французских авианосных сил, этот корабль уже не будет похож на нынешний (своего рода «промежуточный») французский атомоход, а станет уже классическим многоцелевым авианосцем, способным решать самый широкий круг задач.
Предположительный внешний вид перспективного французского атомного многоцелевого авианосца по программе PANG
(Рисунок Naval Group из официального аккаунта министра обороны Франции Флоранс Парли в Twitter)
Наибольшая длина перспективного авианосца может достичь 300 метров, ширина по полетной палубе будет около 80 метров, а водоизмещение должно составить порядка 70–75 тысяч тонн (более подробно об этом проекте необходимо рассказать в отдельном материале).
Естественно, что новому авианосцу, который, кстати, планируется оснащать тремя электромагнитными катапультами производства американской компании General Atomics, потребуются и новые палубные самолеты разного назначения. Приобретенные модернизированные «Хокаи» на первых порах вполне для этого подойдут.
- Владимир Щербаков
- www.navy.mil; https://twitter.com/florence_parly/
Информация