ВМС Франции закупают E-2D Advanced Hawkeye

40

Самолет ДРЛОиУ типа E-2D «Усовершенствованный Хокай» (U.S. Air Force photo by Airman 1st Class Dwane R. Young / www.navy.mil)

Париж продолжает обновление парка авианосной авиации своих Военно-морских сил. На этот раз замене подлежат уже порядком устаревшие и поизносившиеся палубные самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) E-2C «Хокай» (Hawkeye).

На смену им вскоре придет тройка модернизированных машин данного класса – самолеты типа E-2D «Усовершенствованный Хокай» (Advanced Hawkeye), разработанные и выпускаемые компанией Northrop Grumman.



Договор подписан


Госдепартамент США одобрил продажу Франции этих машин еще в июле 2020 года, а окончательные документы по данному вопросу – Письмо-оферту и акцепт оферты (Letter of Offer and Acceptance) – Министерство обороны Франции подписало со своими заокеанскими коллегами 2 декабря 2020 года (закупка самолетов осуществляется через МО США).

Таким образом, Париж стал вторым зарубежным заказчиком самолетов этого типа – ранее их в количестве 13 единиц приобрели ВМС самообороны Японии (стоимость контракта составляет около 3,135 млрд долларов, поставки машин начаты в 2019 году).

Согласно информации, изложенной в сообщении, размещенном 6 июля 2020 года на сайте Агентства по военно-техническому сотрудничеству МО США (Defense Security Cooperation Agency – DSCA), в рамках данного контракта французские военные запросили разрешение на закупку следующего вооружения, военной техники и имущества:

– три самолета ДРЛОиУ типа E-2D «Усовершенствованный Хокай»;

– 10 турбовинтовых двигателей T-56-427A (шесть двигателей установлены на самолетах, плюс еще четыре – в качестве запасных);

– три комплекта радиолокационного комплекса AN/APY-9;

– четыре комплекта системы радиоэлектронной поддержки AN/ALQ-217 (три – на самолетах, один – запасной);

– три комплекта интегрированной системы навигации и отображения информации AN/AYK-27 (Integrated Navigation Channels and Display Systems);

– пять комплектов многофункциональной системы распределения информации MIDS-JTRS/Link-16 (три установленные и два запасных);

– 10 комплектов интегрированных инерциальных/GPS навигационных систем (Embedded GPS/INS (EGI) Devices), в том числе шесть установленных и четыре запасных;

– четыре комплекта системы «свой – чужой» типов AN/APX-122(A) and AN/APX-123(A), из которых три будут изначально установлены на самолетах, а один – запасной;

– один комплект единой системы планирования боевых задач (Joint Mission Planning System).

Кроме того, в рамках контракта планируется поставить две унифицированные лаборатории комплексирования систем с соответствующим испытательным оборудованием (Common Systems Integration Laboratories with/Test Equipment). Одна из них будет находиться в Мельбурне (штат Флорида), а другая – во Франции. Плюс различное оборудование и снаряжение для летного и наземного технического составов, необходимые вспомогательное оборудование и запасные части, узлы и агрегаты, техдокументацию, различное учебное имущество и др.

Также планируется предоставить французским военным всю необходимую помощь в части оказания услуг по доставке и технической, и инженерной, и логистической поддержки – решение этой задачи будет возложено на правительство США и на подрядчика.

«Планируемая поставка поддержит внешнюю политику и национальную безопасность Соединенных Штатов за счет повышения безопасности союзника по НАТО, являющегося важным элементом обеспечения политической стабильности и экономического прогресса в Европе»,

– подчеркивается в заявлении Агентства по военно-техническому сотрудничеству МО США.

«Предоставляя морской авиации (ВМС Франции) возможность повысить боевой потенциал путем замены имеющихся у нее устаревших самолетов Е-2С «Хокай», эта поставка позволит повысить потенциал Франции по противодействию текущим и перспективным угрозам. Самолеты E-2D обеспечат дальнейшее развитие и наращивание потенциала морской авиации и обеспечат поддержание совместимости с американскими Военно-морскими силами».

Стоимость рассматриваемого контракта заявлена в размере около 2 млрд долларов.

Поставку всех заказанных машин планируется завершить к 2028 году. После чего три имеющиеся в строю старых «Хокая» отправят, вероятно, в утиль.


Французский Е-2С «Хокай», приписанный к эскадрилье 4F авиации ВМС Франции, совершает посадку на палубу атомного авианосца «Джордж Г.У. Буш». 11 мая 2018 года (U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist 3rd Class Brooke Macchietto / www.navy.mil)

В интересах обеспечения оперативной совместимости


«Отдел программы Е-2/С-2 с нетерпением ожидает продолжения давно установившегося партнерства с Францией и начала новой главы в истории программы E-2D. Эти закупки повысят оперативную совместимость между американским флотом и международными партнерами»,

– приводятся, в свою очередь, слова кэптена Пита Арробио (Capt. Pete Arrobio), руководителя отдела PMA-231, в пресс-релизе Командования систем авиации ВМС США (NAVAIR), опубликованном на их сайте 5 января 2021 года.

Упомянутый отдел PMA-231 имеет полное оригинальное наименование – E-2/C-2 Airborne Command & Control Systems Program Office. Он организационно входит в состав Управления программ тактической авиации Командования систем авиации ВМС США – Program Executive Office for Tactical Aircraft Programs, PEO(T). С сентября 2018 года этим отделом руководит контр-адмирал Шейн Гэхаган (Rear Adm. Shane Gahagan),

Данный отдел отвечает за полное и всестороннее сопровождение программ палубных самолетов ДРЛОиУ типов Е-2С «Хокай», E-2D «Усовершенствованный Хокай» и «Хокай 2000», а также палубных военно-транспортных самолетов С-2А «Грейхаунд» (Greyhound).

Следует заметить, что слова о повышении оперативной совместимости флотов США и их стран-партнеров – это не просто дань моде, а констатация факта: ВМС США прилагают активные усилия для повышения такой совместимости и в этих целях регулярно организуют совместные учения и обмен опытом с военно-морскими силами стран, считающихся союзниками или партнерами в сфере обеспечения безопасности.

Так, в мае 2018 года авиагруппа морской авиации ВМС Франции в составе нескольких палубных истребителей «Рафаль М» (Rafale M) и самолетов ДРЛОиУ Е-2С «Хокай» осуществляла временное базирование на американском атомном многоцелевом авианосце «Джордж Г.У. Буш» (USS George H.W. Bush, CVN-77), в ходе которого проводила совместные мероприятия по боевой подготовке со своими американскими коллегами. От последних, кроме собственно авианосца, принимали участие самолеты его авиакрыла – истребители F/A-18E-F «Супер Хорнет» (Super Hornet) и самолеты ДРЛОиУ E-2D «Усовершенствованный Хокай».

Причем для французов в этом мероприятии была двойная польза, поскольку на тот момент они не имели возможности осуществлять полеты с собственного авианосца – тот стоял в ремонте.


Французский атомный многоцелевой авианосец «Шарль де Голль» и австралийская дизель-электрическая подлодка «Коллинз» (HMAS Collins, SSG 73) в Бенгальском заливе во время совместных учений. 22 мая 2019 года
(U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist 2nd Class Jimmy Ong / www.navy.mil)

В заключение добавим, что модернизация парка авианосной авиации ВМС Франции проводится, в том числе и с прицелом на будущее.

Как заявил 8 декабря 2020 года во время посещения компании Framatome (одного из мировых лидеров в области ядерной энергетики) президент Франции Эмманюэль Макрон,

военно-политическим руководством страны принято принципиальное решение о постройке атомного многоцелевого авианосца нового поколения, который на рубеже 2038 года должен заменить находящийся уже многие годы в строю французского флота атомоход «Шарль де Голль» (FS Charles de Gaulle, R91).

Работы по новому плавучему аэродрому будут осуществляться в рамках программы Porte Avion Nouvelle Generation (PANG), что можно перевести с французского как «Атомный авианосец нового поколения». Первая резка металла запланирована пока на 2025 год, а ходовые испытания корабля намечены на 2036 год.

Судя по имеющимся в доступе изображениям предполагаемого внешнего вида будущего флагмана французских авианосных сил, этот корабль уже не будет похож на нынешний (своего рода «промежуточный») французский атомоход, а станет уже классическим многоцелевым авианосцем, способным решать самый широкий круг задач.


Предположительный внешний вид перспективного французского атомного многоцелевого авианосца по программе PANG
(Рисунок Naval Group из официального аккаунта министра обороны Франции Флоранс Парли в Twitter)

Наибольшая длина перспективного авианосца может достичь 300 метров, ширина по полетной палубе будет около 80 метров, а водоизмещение должно составить порядка 70–75 тысяч тонн (более подробно об этом проекте необходимо рассказать в отдельном материале).

Естественно, что новому авианосцу, который, кстати, планируется оснащать тремя электромагнитными катапультами производства американской компании General Atomics, потребуются и новые палубные самолеты разного назначения. Приобретенные модернизированные «Хокаи» на первых порах вполне для этого подойдут.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    11 января 2021 10:12
    Французам нужно - у них заморские территории имеются.
    1. +12
      11 января 2021 10:14
      Цитата: malo
      Французам нужно - у них заморские территории имеются.

      авианосцу нужно. Нам хорошо,ни авианосцев ни самолётов ДРЛО...нет проблем.
      1. -12
        11 января 2021 11:28
        Нападать собираются. Поэтому и строят авианосцы. what Как и бриты ностальгируют по бывшей своей империи.
    2. +2
      12 января 2021 09:25
      Даже не в палубном самолете ДРЛО дело, нам таких как класс не хватает. crying
  2. +2
    11 января 2021 10:14
    3 самолета+4 двигателя за 2 ярда...мда..
    США, Британия, Франция..
    Индия и Китай вовсю строят авианосцы, Франция в скором времени начнет, Япония и Р.Корея лихо ими обзаведутся, как только гегемон позволит.
    Это к вопросу о целесообразности и "устаревании авианосной темы"...
    1. +6
      11 января 2021 10:27
      Цитата: Doccor18
      Япония и Р.Корея лихо ими обзаведутся

      У Японии уже есть легкие авианосцы, Корея из заказала лет через 5-7 введут в строй. Турция свой УДК/Легкий авианосец должна в этом году в строй ввести, проблема только в F35В и тд
      1. -1
        11 января 2021 10:40
        У Японии уже есть легкие авианосцы..

        Имею в виду полноценные авианосцы.
        А то в эту компанию можно лихо записать всех обладателей УДК...
        1. +7
          11 января 2021 10:46
          У японцев не УДК, а полноценный авианесущий корабль легкого класса, плохо замаскированный под «Эскадренные миноносцы-вертолётоносцы».
          Мостадонтов типа Нимиц и Форд кроме США сможет построить разве что Китай, а вот «легкие авианосцы» набирают популярность. Тот же «УДК» Америка скорее авианосец, чем УДК, на первых кораблях нет доковой камеры и до 22 F-35В на борту.
      2. +3
        11 января 2021 10:44
        У Турок будет два УДК
        1. +2
          11 января 2021 10:49
          Эрдоган вообще обещал построить полноценный отечественный легкий авианосец.
    2. 0
      11 января 2021 13:28
      До 41 года все клепали тарантайки по типу т-26 и собою же урезанные корабли. Не надо быть стадом и лезть за всеми.
  3. 0
    11 января 2021 10:15
    Хоть какая то польза Франции от НАТО, сэкономить на ДРЛО получается.
    1. +1
      11 января 2021 11:06
      Без американских катапульт у них тоже были бы проблемы
      Думаю, и финиширы тоже американские
  4. +6
    11 января 2021 10:19
    Электроника уменьшается в размерах, и возможности Хокая растут все время.
    С другой стороны, американцы меняют транспортный С-2- основа Хокая- на Конвертоплан Оспрей.
    Весьма высока вероятность замены и Хокая на оспрей, проекты ДРЛО на основе Оспрея давно бродят.
    1. +1
      11 января 2021 10:23
      Цитата: Avior
      проекты ДРЛО на основе Оспрея давно бродят

      Антенну на киль, как у нашего Ана?
      1. +8
        11 января 2021 10:29
        Разные варианты рисовали
        Но пока нет заказчика


        1. 0
          11 января 2021 10:31
          Спс, думал что винты не дадут нормально антенну поставить.
        2. +4
          11 января 2021 10:33
          Репутация Оспрей подводит, да и эксплуатация дороже. Со временем плюсы этой схемы возьмут вверх над минусами.
          А так комбинация F35В и Оспрей заправщик/ДРЛО даёт новые возможности для легких авианосцев.
          1. +5
            11 января 2021 10:42
            Репутация репутацией, но Нави пошёл на замену Грейхаундов на авианосцах на Оспреи.
            Насколько я понимаю, причина- в Грейхаунд не входит двигатель от Ф-35.
            А с учётом того, что унификацию американцы любят, то шансы у Оспрея есть. А если американцы возьмут его на свои авианосцы, будут и другие заказы.
            Поживем - увидим.
            1. +5
              11 января 2021 11:01
              Цитата: Avior
              Репутация репутацией, но Нави пошёл на замену Грейхаундов на авианосцах на Оспреи.

              Справедливости ради ситуация с аварийности улучшилась, с 2017 года нет крушений, ещё пару лет безаварийной службы и количество заказов увеличится.
              1. 0
                11 января 2021 11:09
                Тоже думаю, все ждут, пока надёжность подтвердится.
                Были проекты и топливозаправщик, и ударного, и ПЛО- нечто среднее между самолетом и вертолетом, ближе к самолету.
                1. +4
                  11 января 2021 11:14
                  В ударный вариант не верю, слишком двигатели уязвимы.
                  А так да, он отлично подходит под все вспомогательные задачи. ПЛО, РЭБ, заправщик, ДРЛО, транспортник и тд и тп
                  Кстати вариант с БПЛА интересный.
                  Эффектное видео с оспреями в сопровождении истребителей
                  1. +1
                    11 января 2021 11:22
                    Интересное видео
                    1. +1
                      11 января 2021 17:09
                      Цитата: Avior
                      Интересное видео

                      "Гадкий утенок" постепенно завоевал право быть "рабочим лебедем" везде.
    2. +6
      11 января 2021 11:17
      Цитата: Avior
      проекты ДРЛО на основе Оспрея давно бродят.

      Оспрей хорош еще тем, что он запросто может сесть на любой эсминец или даже фрегат, либо мало-мальски пригодную площадку на берегу. И не только сесть, но еще и потом оттуда взлететь. Этому C-2 никакие модернизации не научат.
      Интересно как они думают отстраиваться от помех, которые эти винты-переростки неизбежно будут отражать на радар? Разве только лопасти делать из радиопрозрачного материала.
      1. +3
        11 января 2021 11:19
        Цитата: Наган
        винты-переростки неизбежно будут отражать на радар? Разве только лопасти делать из радиопрозрачного материала.

        Насколько помню они уже радиопрозрачны. Требования по стелс ко всей технике распространяется в США.
      2. +1
        11 января 2021 11:22
        Это пока только проекты, но не думаю, что они об этой проблеме не задумывались
        В 2015 их вполне серьезно предлагали Индии и Англии в версии ДРЛО.
    3. -3
      11 января 2021 16:23
      Весьма высока вероятность замены и Хокая на оспрей, проекты ДРЛО на основе Оспрея давно бродят.

      Не взлетит )))
      Боевой радиус у Оспрея посмотрите )))
      1. +2
        11 января 2021 18:12
        Практическая дальность-
        при взлёте с коротким разбегом — 3340 км;


        Смотрим Грумман С-2 Грейхаунд
        Практическая дальность: 2 400 км
        1. -3
          11 января 2021 18:37
          Смотрим Грумман С-2 Грейхаунд

          Это просто на Оспрее ещё ничего не установленно ))) Там только РЛС больше тонны весом , с большой энергопрожорливастью . Как всё установят , так Оспрей и близко тех ТТХ не покажет ,как сейчас.
          1. +2
            11 января 2021 18:49
            Поэтому я для сравнения и взял такой же транспортник С-2, а не Хокай. Если американцы смогли с-2 заменить на Оспрея- значит, характеристики сопоставимы. Тем более, что ДРЛО и дозаправить можно.
            Но вообще то время патрулирования и дальность не одно и то же, фактор скорости тоже имеет значение
            1. -6
              11 января 2021 18:59
              Если американцы смогли с-2 заменить на Оспрея- значит, характеристики сопоставимы.

              Самолёт летает благодаря крыльям , а Оспрей - винтам , поэтому и дальность у него , при прочих равных условиях будет меньше
              1. +1
                11 января 2021 20:07
                Оспрей только взлетает благодаря винтам. Летит-на крыльях.
              2. +2
                11 января 2021 20:48
                Оспрей летает благодаря крыльям. Взлетает и садится благодаря винтам, или винтам и крыльям
  5. +1
    11 января 2021 11:49
    России тоже нужен такой пригодился бы такой лёгкий винтовой самолёт ДРЛО.

    Экономичный и более простой в эксплуатации по сравнению с А-50.
    1. Комментарий был удален.
    2. +5
      11 января 2021 12:16
      Пользуйтесь услугами Аэрофлота! smile
  6. 0
    12 января 2021 20:12
    Интересно, сколько у нас самолётов ДРЛОиУ?
    1. +2
      12 января 2021 23:58
      Современных?
      4 А50У
      ВВС России — 5 А-50 и 4 А-50У, по состоянию на 2020 год[7]

      1 А-100
      Второй намечается в 2024 году
      https://lenta.ru/news/2020/07/09/2/
      Предполагается, что А-100 заменят устаревшие А-50 и А-50У
      1. 0
        13 января 2021 21:30
        Цитата: Avior
        Предполагается, что А-100 заменят устаревшие А-50 и А-50У

        Спасибо, коллега! С наступающим Новым годом по старому стилю! drinks
        1. +1
          13 января 2021 21:33
          Спасибо! И вас то же с уникальным русским праздником Старый Новый год!
          drinks

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»