Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Сверхтяжелый танк Pz Kpfw «Maus»

Волна гигантомании, прокатившаяся перед Второй мировой, в танкостроении коснулась многих стран. Например, в СССР в 1934 году на довольно высоком уровне рассматривали предложение о строительстве бронированной машины весом 300 тонн, разрабатывался танк Т-39 массой 95 тонн. Проектами стальных монстров также увлекались американцы, японцы, англичане. Однако лишь немцы смогли воплотить данную идею в жизнь.

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Сверхтяжелый танк Pz Kpfw «Maus»
Опытный образец немецкого сверхтяжелого танка «Маус» 205/1 (Pz.Kpfw.VIII Maus) с макетом башни, вытащенный из грязи на ходовых испытаниях в Беблингене (Boblingen), Германия


Ф. Порше 8 июня 1942 года пригласили на встречу с А. Шпеером и А. Гитлером. Кто-то из троих предложил спроектировать огромный танк, имеющий на вооружении 128- или даже 150-миллиметровую пушку. Как бы там ни было, однако сейчас данный факт рассматривают как личную инициативу фюрера.


Против отвлечения сил для реализации подобных проектов категорически возражали лидеры панцерваффе и танкостроения Германии Г. Гудериан, председатель комиссии по усовершенствованию танков С. фон Гайдекампф и Г. Книпкамп. Официального заказа на проведение проектных работ не было. Об этом вскоре забыли. Только не Порше.

Являясь председателем Panzerkommission (танковой комиссии) и пользуясь расположением Гитлера, Порше все-таки удалось договориться с заинтересованными лицами о производстве своей машины. Компания Крупп должна была изготовить корпус, двигатель предоставляла Даймлер-Бенц, а провести общую сборку собиралась провести Алькетт. Кстати, Ф. Порше собирался установить на машину дизельный двигатель с воздушным охлаждением собственной конструкции, который не успели изготовить к тому времени. Ситуацию разрядил Шпеер, который уговорил конструктора использовать дизельный МВ517.

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Сверхтяжелый танк Pz Kpfw «Maus»

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Сверхтяжелый танк Pz Kpfw «Maus»

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Сверхтяжелый танк Pz Kpfw «Maus»

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Сверхтяжелый танк Pz Kpfw «Maus»


В августе 43-го года начали сборку прототипа («Порше 205») оснащенного мотором МВ509. Поставки вооружения и башни откладывалась из-за возросшего количества бомбардировок союзной авиацией предприятий Круппа. Несмотря на это испытание шасси с грузом-балластом равноценной массы вместо башни провели в декабре. Танк полностью собрали в мае 1944 года, а через месяц он прошел обкатку.

Во втором прототипе использовался дизель. Попытка была не совсем удачной, так как в результате пожара, возникшего во время испытаний, была серьезно повреждена моторная группа, и дальнейшие работы на неопределенный срок приостановились. В апреле 1945 года при приближении Красной армии к Куммерсдорфскому полигону оба танка взорвали.

Отдельные узлы, например заготовки ходовой части и башни, были изготовлены для девяти танков. Воспользовавшись сохранившимися деталями и агрегатами, советским специалистам удалось собрать один «маус» имеющий вооружение, однако без соответствующей «начинки». Этот танк сейчас экспонируется в Кубинке в музее бронетанковой техники.

В «Maus» поражает невиданная для тех лет толщина брони: от 200 до 240 миллиметров в лобовых деталях башни и корпуса. Вооружение включало две пушки: 128-миллиметровую и 75-миллиметровую расположенную справа от нее.

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Сверхтяжелый танк Pz Kpfw «Maus»
Maus с имитацией башни

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Сверхтяжелый танк Pz Kpfw «Maus»

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Сверхтяжелый танк Pz Kpfw «Maus»


Ф. Порше и в этой машине использовал полюбившуюся электромеханическую трансмиссию. Динамо-машина работала на пару тяговых электромоторов — один электромотор на одну гусеницу. Также прорабатывался вопрос преодоления по дну водных преград сверхтяжелым танком Pz Kpfw «Maus». В этом случае электроэнергия должна была передаваться по кабелю от машины стоящей на берегу.

Конструктор очень хотел применить свою оригинальную подвеску, имеющую продольные торсионы высокой динамической эффективности. Однако изготовить ее не смогли даже ведущие компании, поэтому на «маус» пришлось устанавливать пружинную подвеску завода Шкода. На один борт ходовой части приходилось 12 двойных катков сблокированных попарно и ведущее колесо расположенное сзади.

Впрочем, когда начали отчетливо проявляться реальные черты сверхгиганта, появилось официальное задание на проектирование конкурентоспособного варианта. Задание получила компания «Хеншель» под обозначением Е100. Для передвижения 140-тонной машины со скоростью около 40 км/ч должен был служить 800-сильный двигатель. Вооружение — 150- и 75-миллиметровые пушки при сохранении бронирования, аналогичного Pz Kpfw «Maus». Конец разработкам данной машины положил сам Гитлер. Конечно, ни Е100, ни «Маус» всерьез не рассматривались в качетве штатного вооружения панцерваффе. В лучшем случае им отводилась роль подвижных ДОТов используемми в промежутках между опорными пунктами пехоты. В связи с этим их скорости значения не придавали.

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Сверхтяжелый танк Pz Kpfw «Maus»


В Германии считали, что танки-гиганты – испытательные стенды для отработки различных конструктивных решений будущих бронемашин.

Технические характеристики сверхтяжелого танка Pz Kpfw «Maus»:
Год выпуска – 1944;
Боевая масса – 188 т;
Экипаж – 6 человек;
Основные размеры:
Длина по корпусу – 9230 мм;
Длина с пушкой вперед – 10090 мм;
Ширина – 3670 мм;
Высота – 3660 мм;
Защищенность:
Толщина броневых листов лобовой части корпуса (угол наклона к вертикали) – 200 мм (35 град.);
Толщина броневых листов бортов корпуса (угол наклона к вертикали) – 180 мм (35 град.);
Толщина броневых листов лобовой части башни – 240 мм;
Толщина броневых листов крыши и днища корпуса – 100 мм и 50 мм;
Вооружение:
Марка пушки – KwK44;
Калибр (длина ствола) – 128 мм (55 клб.) и 75 мм (36,5 клб);
Боекомплект – 32 и 200 выстрелов;
Число пулеметов, их калибр – 2 шт. 7,92 мм;
Боекомплект – 10 тыс. патронов;
Подвижность:
Тип и марка двигателя – MB509;
Мощность двигателя – 1080 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе – 20 км/ч;
Запас топлива – 4800 л;
Запас хода по шоссе – 186 км;
Среднее давление на грунт – 1,45 кг/см2.

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Сверхтяжелый танк Pz Kpfw «Maus»

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Сверхтяжелый танк Pz Kpfw «Maus»

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Сверхтяжелый танк Pz Kpfw «Maus»

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Сверхтяжелый танк Pz Kpfw «Maus»

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Сверхтяжелый танк Pz Kpfw «Maus»

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Сверхтяжелый танк Pz Kpfw «Maus»

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Сверхтяжелый танк Pz Kpfw «Maus»

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Сверхтяжелый танк Pz Kpfw «Maus»

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Сверхтяжелый танк Pz Kpfw «Maus»

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Сверхтяжелый танк Pz Kpfw «Maus»

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Сверхтяжелый танк Pz Kpfw «Maus»


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 27
  1. стас57 18 августа 2012 08:47
    серп и молот на первой фотке доставляет)

    а так, да, для советской армии образца 1945 расколоть "это" не составило бы особого труда.
    одним словом-не спасло)
    1. bambu 18 августа 2012 15:02
      там на башне можно ещё и звезду разглядеть))))
      это прикол чтоли)))) smile
      bambu
      1. Лич 18 августа 2012 18:51
        Ага звезду вот только ана перевернута, интересно к чему это?))
        Лич
      2. spd2001 20 августа 2012 12:53
        "Штирлицы" не только в Абвере были. soldier
        spd2001
        1. Алекс 17 февраля 2014 13:14
          Цитата: spd2001
          "Штирлицы" не только в Абвере были.
          Штирлиц вообще-то в РСХА служил, точнее - в его VI отделе.
  2. maxiv1979 18 августа 2012 09:05
    как это чудо) доставлять на фронт, непонятно
    maxiv1979
  3. itr 18 августа 2012 09:10
    он выстрел хоть один сделал ??
    itr
    1. Krilion 18 августа 2012 09:31
      нет..орудие в башню так и не было установлено...
  4. Сахалинец 18 августа 2012 09:36
    Вундервафля, банальная вундервафля и не более того.
  5. Волхов 18 августа 2012 09:44
    Это чудо для обороны подземных баз уже после войны - поэтому у него "тоннельный" габарит, внешнее бронирование и малая скорость.
    "Мышь" должна была вылезать из норы и прогонять десант, как Су - 100 на Плайя - Хирон, но в более жёстких условиях ядерной войны.
    Гитлер знал об эвакуационных базах и был за, а Гудериан не знал и думал о полевой обороне, для которой полезней много Т 4.
    Немцы за кажущейся глупостью просто скрывают другие намерения, так что это более опасный противник, чем кажется на первый взгляд.
    Волхов
    1. Космонавт 18 августа 2012 16:25
      Крыса тоже для обороны подземных баз?
      Космонавт
      1. Волхов 23 августа 2012 11:30
        Крыса - самоходка под ядерные снаряды. Первые "специальные гранаты" были в калибре "Доры" (800 мм), потом физика продвинулась и появилась возможность сделать в калибре "Крысы" (280 мм). Размеры установки диктовались пушкой, а калибр - наукой и доступной на данный момент технологией.
        Уполномоченный (министр) по ядерной энергетике в Германии упоминался в 42 году. Наземный завод по обогащению - Освенцим, подземный - в горах Гарц.
        Волхов
        1. Алекс 17 февраля 2014 13:16
          Волхов, когда читаешь ваши бредни о ядерной программе нацистов, уже не смешно.
    2. Ариец 18 августа 2012 19:11
      на первой фотке по ватерлинии грязи видно, что зарылся он в болото по самое по е*ало, или он тунель так рыл?
      и всетаки непонятно значение знака, похожего на серп и молот, если кто знает, научите молодого
      1. Волхов 24 августа 2012 11:57
        Нормальные испытания включают застревание и вытаскивание - удивительно то, что вытащили 180 т.
        Часть эвакуационных баз была на территории СССР (Печенга, ЗФИ) , возможно, этот танк был в "советской" модификации в отличие от тропической.
        Волхов
  6. болот 18 августа 2012 09:47
    Это наверно члены экипажа этого танка. smile
    1. Raven1972 18 августа 2012 22:06
      В секретных лабораториях 1го Рейсмахта ... lol
  7. SanE 18 августа 2012 10:10
    болот,
    laughing Не исключено!! laughing
    SanE
  8. maxiv1979 18 августа 2012 10:26
    совершенно не понять германских инженеров, зачем, куда? Путин не ставит такие задачи перед нами...
    maxiv1979
  9. xoma58 18 августа 2012 16:30
    Когда в Кубинке стоишь рядом с германскими танками, такими как "Маус", "Тигр", "Пантера", очень отчётливо понимаешь какому страшному зверю наши деды сломали хребет. Некоторая оторопь берёт даже от вида мирно стоящего укрощённого "Тигра". На фото я рядом с "Маусом", рост у меня 177 см.
    1. Вперёд 18 августа 2012 18:33
      Цитата: xoma58
      наши деды

      Не только деды, но и ОТЦЫ тоже ! Мой отец воевал с 1941-1945 г. г. soldier
  10. maxiv1979 18 августа 2012 16:59
    сделать огромное дерьмо с кучей железа не сложно, дайте денег любому паровозостроительному заводу и он вам таких десяток склепает, до первой речки и моста) оборонять цеха будет
    maxiv1979
    1. griha988 18 августа 2012 19:28
      абсолютнейшим образом с вами согласен! язык не поворачивается сие "чудо инженерной" мысли танком назвать!
      griha988
  11. КАРБОН 18 августа 2012 23:41
    "Гора родила "мышь"

    Только крупную и из брони)
    КАРБОН
  12. Rico1977 18 августа 2012 23:57
    всего было три мауса - первый наши сожгли во дворе Генерального штаба Германии - город Цоссен, второй во дворе Рейхсканцелярии - они воевали, и третий достался почти целый. Он в Кубинке. Чем сожгли этих монстров до сих пор неясно - по обоим здания и всем что перед ними били из всего чего можно было, и пушки от 45 до 152 мм и танки и пехота чем могла, но ведь подбили - оба танка сгорели.
    1. Прохор 19 августа 2012 20:27
      Откуда сведения, что они воевали?
      Прохор
      1. Rico1977 19 августа 2012 20:52
        Книга Успенского "Тайный советник вождя", автора книги "Неизвестные солдаты" - узнал в академии, заинтересовался, и проверил в Центральном Архиве Минобороны РФ когда готовился к диплому, была возможность. Всё верно, жаль только не многим известно
        1. Алекс 17 февраля 2014 13:28
          Цитата: Rico1977
          Книга Успенского "Тайный советник вождя",
          Ну, это конечно, сила...
      2. Kars 19 августа 2012 21:27
        Цитата: Прохор
        Откуда сведения

        есть документальный фильи)))))))))))
    2. Kars 20 августа 2012 00:19
      Цитата: Rico1977
      второй во дворе Рейхсканцелярии

      Там был КВ 2
      1. Kars 20 августа 2012 00:20
        А фото корпусов на заводе Крупппа есть в Панцершреке 5 стр 86-88
        жаль неполучаетса их вырезать.только обложка.
      2. Zerstorer 20 августа 2012 14:27
        )) А это я где-то читал... Не из книжки издательства "Экспринт" случаем?
        1. Rico1977 21 августа 2012 12:32
          Нет, Успенскому можно верить. Да и данные подтверждаются. Может быть там были сборные танки - корпуса от одних, башни от других - но определённо это были мышонки, в архиве даже фотки есть. Тот что в Цоссене - там в борту башни справа ближе к корме виднелась дыра - никак не меньше 152 мм попал. От него ли загнулся или ещё от чего не понятно. Жаль там фотки и копии делать было нельзя, да и нечем тогда было - 2001год, у меня и мобильника то не было. Там ещё приводился анализ брони интересный, о том, что каких-то примесей и добавлений в ней было гораздо меньше чем в немецкой броне 1941 года, из-за чего броня становилась более пробиваемой и более хрупкой. А так бы пробить её было бы проблематично Как-то так, я не техник, что запомнил.... Хотя, в общем, кто прав, теперь уже трудно установить...
    3. Алекс 17 февраля 2014 13:27
      Цитата: Rico1977
      всего было три мауса - первый наши сожгли во дворе Генерального штаба Германии - город Цоссен, второй во дворе Рейхсканцелярии - они воевали,
      Не надо тиражировать байки - Маусы не воевали, они даже толком испытаны и собраны не были.
  13. Игла 19 августа 2012 00:53
    Во время войны Porsche создавало вездеходы и амфибии а сейчас классные тачки.
    Игла
  14. bask 25 августа 2012 14:47
    Прикольно.Но смогли на гусеницы поставить Движок сделать и по железке 98 тон транспортировали в1945году .Но присмотреться повнимательней надо интересная железяка.
    bask
  15. Алекс 17 февраля 2014 13:31
    Такое впечатление, что Порше к концу войны просто делать было нечего, вот дурью и маялся: создавал танки для того, чтобы создавать танки.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня