Военное обозрение

Решение проблем с капотажем: об истории появления и конструкции истребителя Bell P-39 Airacobra

13
Решение проблем с капотажем: об истории появления и конструкции истребителя Bell P-39 Airacobra

Переход американской авиации на скоростные монопланы привёл к увеличению числа аварийных посадок. Среди таких была посадка с задранным хвостом, при которой самолёт своим винтом касался взлётно-посадочной полосы. В лучшем случае это приводило к повреждениям винтам, в худшем – к полной потере самолёта. Доходило и до капотажа, когда самолёт буквально делал «кульбит», переворачиваясь через носовую часть.


Это привело к тому, что один из американских лётчиков, испытавший на себе все прелести капотажа, подал рапорт командованию, в котором содержалось важное предложение. Состояло оно в том, чтобы добавить самолётам переднюю стойку. Эта стойка автоматически предупреждала бы «клевание» самолёта носом и возможное переворачивание через переднюю его часть.

Первый самолёт с управляемым колесом передней стойки вместо заднего колеса был создан в 1932 году. Правда, такой самолёт изначально носил в себе идею авиамобиля, который мог бы передвигаться к аэродрому и обратно по обычным автомобильным дорогам. Но этот самолёт постигла неудача: при попытке взлететь с поля самолёт передним колесом угодил в нору (поговаривают, в сусликовую) и перевернулся.

Первым же истребителем с полноценной управляемой передней стойкой шасси стал американский самолёт Bell P-39 Airacobra конструктора Роберта Вудса, который учёл проблемы с капотажем и предложение американского лётчика.

Об «Аэрокобре» и истории появления, а также о конструкции этого истребителя рассказывается на канале «Правда жизни»:

13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Владимир_2У
    Владимир_2У 13 января 2021 11:17
    +2
    От носовой стойки шасси поначалу отказывались из-за явления "Шимми", а потом пошло поехало.
    1. ё-моё
      ё-моё 16 января 2021 10:47
      0
      А потом просто установили на стойке гидро-азотный демпфер.
  2. AlexVas44
    AlexVas44 13 января 2021 13:41
    +3
    ...передним колесом угодил в нору (поговаривают, в сусликовую) и перевернулся.

    Из области - хотели как лучше... Боролись с капотажем на посадке, а перевернулись при взлете. Бывает... stop
  3. Горный стрелок
    Горный стрелок 13 января 2021 18:59
    +3
    Лишний раз подтверждается - что русскому здорово, то немцу ( британцу, американцу) смерть... С точки зрения британцев, неудачный самолёт прекрасно воевал с немцами на востоке. wassat
  4. hiller
    hiller 13 января 2021 21:57
    +1
    Маршал Покрышкин А.И. в своей книге "Небо войны" - очень хорошо отзывался о "Аэрокобре"!!!
  5. dmmyak40
    dmmyak40 14 января 2021 06:51
    +6
    Почему-то режет слух слово "капотаж". В русском языке принят термин "капотирование", если память не подводит...
    1. seregatara1969
      seregatara1969 14 января 2021 10:29
      0
      Не подводит. Переворачивались через капот мотора
  6. geniy
    geniy 14 января 2021 12:04
    0
    Опять всеобщая техническая безграмотность. Автор в этой статье написал, чтоб будто бы причиной капотажа был "задранный хвост". А на самом деле чтобы остановить самолет в те времена когда не было реверса (а на боевых самолетах его нет и сейчас), то единственная возможность - это нажать на тормоза основных колес. Но зажатые втугую тормоза тут же вызывают опрокидывающий через нос момент. Поэтому летчикам можно было нажимать тормоза очень осторожно. Но у новых скоростных самолетов посадочная скорость стала больше чем у старых бипланов и всем хотелось нажимать на тормоза энергично, и от этого и происходили случаи опрокидывания через нос. Кстати Чкалов погиб именно от капотажа, хотя и не от торможения а врезался в провода.
    Однако, в 1945 году появился истребитель с реверсивным винтом - это была модификация Як-9. Но уже появлялись реактивные истребители и этого замечательного свойства никто не заметил.
    А ведь реверс винта мог бы стать феноменальным спасением для самолетов - потому, что передняя стойка - это зло от технической глупости авиаконструкторов. Например был такой замечательный самолет БД-5 самолет низкоплан с низкорасположенным крылом, У него создавался мощный экранный эффект при посадке и от этого происходило много аварий - потому, что не мог затормозится. И вообще создается много самолетов высокопланов из-за боязни экранного эффекта. а ведь реверс винта - обратная тяга мог бы идеально быстро затормозить любой самолет, от чего экранный эффект мгновенно пропадает. Кстати Аэрокобра низкопланной схемы и у нее тоже мощный экранный эффект.
    1. geniy
      geniy 14 января 2021 17:18
      +1
      Мне немного любопытно - кто-то заметил неправильные суждения в моем посте, или просто это какой-то злобствующий субъект ставит минусы?
      1. вадим dok
        вадим dok 15 января 2021 16:54
        0
        "Передняя стойка-это зло от технической глупости авивконструкторов"!Во как!И до сих пор пользуются этой "глупостью"!
        1. geniy
          geniy 15 января 2021 21:01
          0
          Во как!И до сих пор пользуются этой "глупостью"!
          А чему вы удивляетесь? В мире полно технических глупостей, которыми пользуются столетиями. Например в прошлом веке был широко распространен таранный форштевень, который ставили на все корабли - даже очень маленькие миноноски и подводные лодки времен русско-японской войны. Так же у кораблей прошлого века широко распространен был наклоненный внутрь борт - это пошло еще от средневековых торговых парусников у которых портовый налог брали от ширины палубы и от этого ее старались делать как можно уже, хотя для остойчивости корабля (особенно парусного корабля) палубу желательно делать широкой.
          а кораблях да и танках пушки часто ставились в казематах - это от большого ума что ли?
          А на самолетах времен первой и второй мировой войны бомбы старались поместить внутри фюзеляжа - дескать подвешенные снаружи они создают большое сопротивление - но на самом деле авиаконструкторы применяли это от глупости. Потому, что вовсе не сопротивление, а сам вес бомб требует увеличение подъемной силы крыла, а для этого нужно увеличить угол атаки - и сразу возрастает сопротивление самолета. То есть сопротивление самолета увеличивает вес бомб - без разницы - подвешены они внутри фюзеляжа или снаружи.
          Зато в наше время реактивных самолетов и бомбы и ракеты стали подвешивать в основном снаружи - хотя наружная подвеска боеприпасов многократно увеличивает радиолокационную заметность самолета - его эффективную площадь рассеивания.
          И точно так же с кораблями: Пока это было не нужно - то в позапрошлом веке строили все корабли с наклоненными внутрь бортами, но как только началась вторая мировая - так стали строить корабли с наклоненными наружу бортами. А ведь это очень сильно увеличивало радиолокационную заметность кораблей.
          И точно так же с носовой стойкой и экранным эффектом - вместо того, чтобы применять реверс для уничтожения экранного эффекта глупые авиаконструкторы применили носовую стойку шасси, у которой неизбежно возникает шимми.
  7. tolancop
    tolancop 27 января 2021 16:45
    0
    Цитата: geniy
    ...И точно так же с носовой стойкой и экранным эффектом - вместо того, чтобы применять реверс для уничтожения экранного эффекта глупые авиаконструкторы применили носовую стойку шасси, у которой неизбежно возникает шимми....

    Носовая стойка кроме предотвращения капотажа, позволяет улучшить обзор пилоту при взлете и пробежках. Т.ч. авиаконтрукторы не глупые, а нормальные. Носовая стойка шасси - решение, к которому пришли в результате развития авиатехники.
  8. starpur
    starpur 28 февраля 2021 20:14
    0
    Читал несколько другую историю рождения "Кобры". Главная идея - двигатель расположен максимально близко к центру масс. Лётчик передвинут вперёд, обзор шикарный, носовая часть нашпигована оружием. Данные плюсы потянули за собой минусы с центровкой, следовательно и штопором. Передняя нога всего лишь решение проблемы движение на земле, но никак не спец. противокапотажное. Это моё мнение.