Военное обозрение

САУ капитана Беккера

45
САУ капитана Беккера

Отыскав упоминание об этой артиллерийской системе, я был удивлен не менее, нежели красноармейцы, обнаружившие разрушенные машины под Ленинградом в 1942 году. Немецкий и чешский «зверинец» в прицелах наши бойцы видали неоднократно, а тут...


Но начнем по порядку.

Как известно, в 1940 году английские части срочно эвакуировались из Дюнкерка, бросая оружие и амуницию. А уж тяжелую технику и подавно.

Так в распоряжении вермахта оказались образцы английских танков, которые руководство панцерваффе не заинтересовали. Зато на один из этих образчиков – легкий танк МК VI обратил внимание капитан Беккер. Тогда он был командиром 12 батареи 227 артиллерийского полка 227 пехотной дивизии.

Как инженер-механик по образованию, Беккер быстро смекнул, что после демонтажа с МК VI довольно крупной башни с бесполезным пулеметным вооружением может получиться неплохое шасси для гаубицы.

Напомним, что же из себя представлял этот исходный образец.


Легкий танк MK VI серийно выпускался в Великобритании с 1936 по 1940 год. Имел массу 5 тонн, бронирование от 3 до 14 мм, вооружение из спарки крупнокалиберного пулемета и винтовочного калибра, а также завидную подвижность в 58 км в час.

Выпущенно было 1285 штук. Но особой любовью у экипажей машины не пользовались.

Так вот, присмотрев брошенные танки, Беккер принялся за работу.

Башню и некоторое лишнее оборудование демонтировали. Получившийся проем увеличили и смонтировали в нем 105 мм полевую гаубицу leFH 16. Все это оградили частично открытой сверху и сзади бронированной рубкой.

Получилось грубо, но вместительно. Спереди экипаж прикрывала 22-мм броня, с бортов – 15-мм. По тем временам очень даже не плохо.

Масса новой гаубицы выросла до 6,5 тонн.

Но скорость упала незначительно. В разных источниках упоминается 40 и 50 км в час.

Экипаж состоял из 4 человек: командира, наводчика, заряжающего и водителя.

Максимальная дальность стрельбы составила 9200 метров. Перевозимый боекомплект – 15 выстрелов.


Испытания машина прошла успешно. И было дано добро на переработку еще нескольких машин.

Всего переоборудовали 12 экземпляров. Первыми шестью укомплектовали внештатную батарею номер 15 того же 227 го полка.

Но Беккеру и его подчиненным не долго было суждено греться на побережье Франции.

После нападения гитлеровской Германии на СССР и провала плана «Барбаросса», увязшая под Ленинградом группа армий «Север» затребовала подкреплений. И 227 дивизию перебросили на северо-запад Советского Союза.

С 15 октября батарея прибывает под Ладогу. И уже 23 числа вступает в боевые действия, выпустив более 200 снарядов.

Затем командование пытается использовать импровизированные САУ, как штурмовые орудия. Но дебют оказался не удачным – потери составили четверо раненных, включая капитана Беккера.

11 ноября первый взвод 15 батареи вступил в бой с советскими танками у деревни Хотовская горка.

Одно САУ получило 16 попаданий, но без единого пробития. Видимо, из за того, что противниками оказались советские легкие танки Т-40, вооружение которых составлял крупнокалиберный пулемет. Потери советской стороны составили два танка.

15 ноября новая попытка использования САУ в наступающих порядках . И вновь потери – трое убитых. Одно орудие повреждено, позже отремонтировано и введено в строй.

За месяц боев батарея истратила более 1300 снарядов. Оценка машины была высокой. Отмечались хорошая проходимость и надежность САУ.


Ну, а далее начался закат недолгой карьеры самоходок капитана Беккера.

16 февраля орудия батареи участвовали в отражении наступления 54 армии.

Немецкие самоходки столкнулись с тяжелыми танками КВ. И неприятным сюрпризом стало осознание, что бронебойные 105-мм гаубиц против хорошо бронированных танков бессильны.

Потери машин росли.

И, несмотря на ремонт, к 27 августа, когда началось наступление Волховского фронта, 15 батарея осталась лишь с двумя боеспособными орудиями.

Одну САУ отправили на усиление частей, пробивающих коридор к полуокруженному 366 пехотному полку. И там ее расстреляли из ПТР.

Вторую САУ направили прикрывать одну из дорог снабжения. И ее подбили танкисты 98 танковой бригады.

Судьбу еще шести самоходок отследить не удалось.

Быть может, они бесславно сгинули на бескрайних просторах Советского Союза.

А может, сгорели где-нибудь в Нормандии?

Автор:
Использованы фотографии:
сайт warspot.ru, яндекс дзен.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. malo
    malo 15 января 2021 11:10
    +41
    Спасибо автору. Не слышал про такую САУ.
    1. НДР-791
      НДР-791 15 января 2021 11:30
      +18
      Я не только не слышал, но даже глядя на фото понять не могу как это недоразумение выдерживало отдачу 105мм? Там упоры конечно видно, но с ними и не покатаешься, оперативно не повернёшься.
      1. тасха
        тасха 15 января 2021 13:19
        +4
        как это недоразумение выдерживало отдачу 105мм
        Гаубица с раздельным заряжанием, может на меньшем заряде стреляли...
        1. НДР-791
          НДР-791 15 января 2021 13:22
          +3
          Гаубица с раздельным заряжанием
          Знаю, но тогда смысла ставить 105? Скорее именно как эрзац. Сколько-то выдержит и пёс с ней.
          1. тасха
            тасха 15 января 2021 13:29
            +5
            Конечно эрзац. Тем более, что многие батареи были на конной тяге.
            Очень опасный шушпанцер получился..
            1. НДР-791
              НДР-791 15 января 2021 13:33
              +6
              многие батареи были на конной тяге.
              Привези, распряги, спрячь лошадей. Потом всё обратно уже под обстрелом...
          2. garri-lin
            garri-lin 16 января 2021 12:13
            +2
            На полную дальность не прстреляеш без полного заряда. Но на малых дистанциях должно быть эффективно. Примерно как миномет но бетонобойность побольше. По укрытьям стрелять.
        2. Абзац Эпитафьевич Ы.
          Абзац Эпитафьевич Ы. 15 января 2021 13:58
          +2
          Цитата: тасха
          как это недоразумение выдерживало отдачу 105мм
          Гаубица с раздельным заряжанием, может на меньшем заряде стреляли...

          Ошибаетесь. leFN 16 - лёгкая гаубица с унитарным снарядом.
          1. тасха
            тасха 15 января 2021 14:06
            +5
            Ошибаетесь. leFN 16 - лёгкая гаубица с унитарным снарядом.
            Странно. Источник информации будет?
            Я чтобы не рыться долго пока из вики приведу:
            "The high explosive round was supplied in two components. Each was loaded separately as a two-part round. The high explosive shell would be loaded first followed by the cartridge propellant case. Depending on the range of the target, different sized bags of propellant were inserted into the cartridge. The gun was not fitted with a muzzle brake"

            Статья 10.5 cm leFH 16 Geschützwagen Mk VI 736 (e)
            1. Абзац Эпитафьевич Ы.
              Абзац Эпитафьевич Ы. 15 января 2021 15:07
              +6
              Да, виноват, бинарное заряжание. Перепутал,простите hi
              1. тасха
                тасха 15 января 2021 15:53
                +7
                Дело житейское. Вы помогли найти опечатку - в тексте статьи: leFN 16. Правильно: leFH 16. Мы с вами молодцы wink hi
      2. Абзац Эпитафьевич Ы.
        Абзац Эпитафьевич Ы. 15 января 2021 14:05
        +4
        Цитата: НДР-791
        Я не только не слышал, но даже глядя на фото понять не могу как это недоразумение выдерживало отдачу 105мм? Там упоры конечно видно, но с ними и не покатаешься, оперативно не повернёшься.

        Эту гаубицу умудрялись и в трофейные французские БА втыкать)
    2. Кроу
      Кроу 15 января 2021 11:32
      +18
      Цитата: malo
      Спасибо автору.

      Присоединяюсь!
      Цитата: malo
      Не слышал про такую САУ.

      Я тоже - тем интереснее читать,согласитесь!Воз за это "ВО" и нравится - всегда можно почитать что-то новое и интересное!
    3. Вождь краснокожих
      15 января 2021 15:32
      +18
      Спасибо всем, прокомментировавших статью. Я с детства интересуюсь бронетехникой и, поэтому, прочитав о данном экземпляре сам удивился и поспешил поделиться информацией.
  2. Cowbra
    Cowbra 15 января 2021 11:34
    +7
    Английские танки традиционно вызывают дикий ржач. Кстати, по сей день - пример - Челенджер в Ираке наткнулся на окоп:

    ...и таки отъездился
    Вот и этот уродец был не лучше. Но сумрачные тевтоны даже из него что-то сделать сумели!
    1. НДР-791
      НДР-791 15 января 2021 11:39
      +4
      Челенджер в Ираке наткнулся на окоп:
      wassat На фото у него и ДО окопа колея какая-то вихляющая drinks И, кстати, все наши образцы у которых ухи британские торчат тоже себя показали не айс!
      1. hohol95
        hohol95 15 января 2021 11:55
        +4
        Кроме танкетки Т-27, танков Т-26; 28; 35 - были ещё? Из которых ещё торчали британские уши?
        Т-28 воевали до 1944 года.
        Т-26 закончили войну в 1945.
        Гоминдан свои Т-26 эвакуировал на Формозу и не списывал до 50-годов прошлого века.
        1. НДР-791
          НДР-791 15 января 2021 12:03
          +3
          Т-28 воевали до 1944 года.
          Т-26 закончили войну в 1945.

          Я с этим и не спорю. Только уже далеко не в первозданном виде, вот я о чём. У нас и МС-1 под Москвой немцев гоняли.
          1. hohol95
            hohol95 15 января 2021 12:12
            +5
            Из, какого европейского танка предвоенного образца не торчали британские уши? Только у французских. А танкетки так все потомки британский "коробочки" К-Л. А в первозданном виде к 1939 году мало танков осталось. Модернизация. По факту использования в войсках и под воздействиями веяний времени.
            1. Вождь краснокожих
              15 января 2021 22:59
              +3
              Ну, к примеру, чешский lt - 38. Оригинальная подвеска.
        2. Alexey RA
          Alexey RA 15 января 2021 16:09
          +5
          Цитата: hohol95
          Кроме танкетки Т-27, танков Т-26; 28; 35 - были ещё? Из которых ещё торчали британские уши?

          А як же! Из них, правда, тоже торчали уши - но уже Микки-Мауса. smile
          1. hohol95
            hohol95 15 января 2021 16:32
            0
            Смешно... И забавно. good hi
            1. Alexey RA
              Alexey RA 15 января 2021 17:31
              +7
              Цитата: hohol95
              Смешно... И забавно. good hi

              1. hohol95
                hohol95 15 января 2021 20:03
                +1
                Это "тевтоны" придумали! Наверно для того, чтобы их танкам не давали "кликухи" по форме люков - они люки на 3 и 4 делали в бортах башни. Кроме командирского конечно.
              2. hohol95
                hohol95 15 января 2021 20:07
                +3
                Подобное прозвище подходит и к Т-34-76 с башней-гайкой. Так же два круглых люка, как уши...
                1. Alexey RA
                  Alexey RA 16 января 2021 15:21
                  +5
                  Цитата: hohol95
                  Подобное прозвище подходит и к Т-34-76 с башней-гайкой. Так же два круглых люка, как уши...

                  Да у Т-34 с "гайкой" - идеальные "уши" Микки-Мауса.

                  У БТ форма люков немного подкачала - они овальные.
  3. Дмитрий Макаров
    Дмитрий Макаров 15 января 2021 11:40
    -6
    Частенько поражаюсь уродливости гитлеровских эрзац-систем. Воевать таким оружием могли только потенциальные пораженцы.
    1. hohol95
      hohol95 15 января 2021 11:58
      +8
      Своих шасси не хватало вот и придумывали подобные конструкции из захваченных у врага машин. Французские танки так-же переделывали в разные самоходы.
    2. Александр Морозов
      Александр Морозов 15 января 2021 12:21
      +12
      Ну вот тоже Эрзац система, и ничего воевала.
      https://topwar.ru/1851-tank-ni-1.html
    3. мордвин 3
      мордвин 3 15 января 2021 12:49
      +5
      Цитата: Дмитрий Макаров
      Частенько поражаюсь уродливости гитлеровских эрзац-систем. Воевать таким оружием могли только потенциальные пораженцы.

      А каким, именно?
  4. bubalik
    bubalik 15 января 2021 18:09
    +5
    Альфред Беккер- незаурядная личность оказывается.
  5. Saxahorse
    Saxahorse 15 января 2021 21:43
    +4
    Статья хорошая, автору спасибо! Правда с фотками какая то беда, последние какие то мелкие совсем.
    1. volodimer
      volodimer 17 января 2021 16:11
      +3
      Самоход не массовый, потому портфолио скудное. Хорошо, что автор такие смог представить.
  6. Коте пане Коханка
    Коте пане Коханка 15 января 2021 22:40
    +4
    ХАУ Вождь! Спасибо за САУ, честно не знал о ее существовании !!
    1. Вождь краснокожих
      15 января 2021 23:01
      +3
      Всегда рад поделиться. Если откопаю ещё что ни будь, обязательно постараюсь написать)))
  7. bairat
    bairat 15 января 2021 23:09
    +4
    Пусть эрзац и смешной. Но дело свое делал. У нас вот не догадались легкие танки переделать в САУ, и это плохо.
    1. volodimer
      volodimer 17 января 2021 16:13
      +1
      Мне всегда было интересно, какие самоходы типа Штуга или Мардера можно было на основе БТ замутить. what Хотя БТ с 76мм орудием в некотором смысле им уже был.
      1. bairat
        bairat 18 января 2021 10:18
        +1
        База Мардера, Pz 2, или Pz 38, чем БТ их хуже?
      2. Вождь краснокожих
        18 января 2021 10:30
        +1
        На базе БТ фины расставались - САУ получилась наподобие нашего КВ2!)))
        А вот румыны умудрились даже Т 60 приспособить под наше же советское орудие.
        1. volodimer
          volodimer 20 января 2021 10:49
          +1
          Спасибо за информацию, посмотрел. С румынской самоходкой понятно. В принципе, мы перейдя от Т-60 к Т-70 создали СУ-76, так что подобное у нас было. Если вместо ЗИС-3 поставить ЗИС-2 был бы неплохой лёгкий пт-самоход. Но при наличии СУ-85 не актуально.
          А вот финский "КВ" впечатлил. Хотя, зря они башню решили делать, с открытой неподвижной рубкой можно было аналог sIG-33 сделать.
          И мы тоже могли, если бы 152 мм 1910/37 поставили. На ДВ БТ было достаточно для подобной переделки, только заводов не было.
          Японцам такие самоходы точно вряд ли бы понравились.
          1. Вождь краснокожих
            20 января 2021 13:17
            -1
            ЗиС 2 ставили на легкобронированной тягач "комсомолец", но после выстрела машина так долго качалась, что наводить было сложно.
            А, вообще, с САУ в СССР было так трудно потому что перед войной любое предложение часть танков переделать в самоходки могло быть расценено, как "враг народа" - танков и так не хватало для амбициозных планов.
            1. volodimer
              volodimer 20 января 2021 13:28
              0
              Про сау на базе "комсомольца" знаю, та база была для сау явно слабовата. Перед войной БТ-7А это видимо был максимум. Но меня, собственно говоря, удивляет отсутствие попыток переделать явно устаревшие БТ в сау в году этак 43м. Видимо, сильно сказывалась нехватка линейных танков.
  8. Андрей Жданов-Недилько
    Андрей Жданов-Недилько 15 января 2021 23:11
    +3
    Думаю, что таки у нас сгорели вместе с гансами... А вообще, интересная штука, по своей сути - самоделка. Но вот не судьба.
  9. DrEng527
    DrEng527 16 января 2021 15:18
    +3
    кстати, хороший вариант переделки двухбашенных Т-26 в САУ, при установке старых трехдюймовок...
    1. Вождь краснокожих
      18 января 2021 10:32
      0
      Делали в блокадном Ленинграде. Мало, правда, кажется шесть штук всего. И за щитовым прикрытием.
  10. Комментарий был удален.