Военное обозрение

Второй шанс для NEMO. Модернизация минометного комплекса и возможные заказы

37

На протяжении нескольких лет финская компания Patria Oyj предлагает заказчикам минометный комплекс NEMO (New Mortar). Боевые модули этого типа поставлялись нескольким странам, а в будущем ожидаются новые заказы. Кроме того, компания-разработчик продолжает развитие проекта и внедряет новые важные функции.


Огонь на ходу


12 января компания Patria сообщила о завершении испытаний обновленного самоходного комплекса NEMO. От предыдущей версии он отличается усовершенствованной системой управления огнем, допускающей ведение огня на ходу. Базовая версия миномета могла стрелять только с места или с короткой остановки, обеспечивающих расчет данных и наведение.

Отмечается, что подобные функции ранее были внедрены в корабельный вариант миномета NEMO Navy. Однако от простого их переноса на сухопутные платформы отказались. Из-за роста требований потенциальных заказчиков и постоянного изменения облика современной войны на суше было решено разработать новый вариант СУО, изначально учитывающий все актуальные факторы.

Обновленные средства управления обеспечивают прием целеуказания и наблюдение за полем боя без необходимости остановки. Расчет данных для стрельбы так же осуществляется на ходу, с поправками на движение бронемашины. Для выстрела остановка не требуется.


Вместе с пресс-релизом о завершении нового этапа работ был опубликован рекламный видеоролик с демонстрацией нового режима стрельбы. В нем показана стрельба с разными углами возвышения при движении по дороге и бездорожью. Кроме того, в кадр попали некоторые элементы СУО и особенности работы экипажа.

Компания-разработчик указывает, что новые режимы огня повышают общую мобильность самоходного миномета на поле боя или на закрытых позициях. Вследствие этого противник не имеет возможности определить точное местоположение боевой машины и нанести эффективный контрбатарейный удар. Такие особенности обновленного комплекса рассматриваются как важное конкурентное преимущество.

Возможный контракт


С 2018 г. армия США осуществляет поиски перспективной самоходной артиллерийской системы для усиления подразделений типа Brigade Combat Teams. Им требуется защищенная и высокомобильная боевая машина с орудием калибра 120 мм, способным стрелять прямой наводкой или с закрытых позиций. Компания Patria ответила на такой запрос, предложив свой комплекс NEMO.


В мае прошлого года «Патриа» и Центр вооружений Командования развития боевых возможностей армии США (Combat Capabilities Development Command, CCDC) подписали договор о совместной работе. В соответствии с этим соглашением, финская компания с проектом NEMO присоединяется к американской исследовательской программе Cooperative Research and Development Agreement (CRADA). Целью программы являлось совместное проведение работ и последующие испытания иностранной техники – с прицелом на принятие на вооружение армии США.

В конце июня Patria Oyj подписала новый договор с компанией Kongsberg Defense & Aerospace AS. Последняя должна будет предоставить свои производственные мощности в США для сборки опытных и, возможно, серийных минометов NEMO для американской армии.

В октябре компания Patria официально присоединилась к программе Foreign Comparative Testing (FCT). В рамках FCT силами CCDC и предприятий-участников планируется провести ряд испытаний представленных образцов с целью определения реальных характеристик и их соответствия требованиям армии США. Изделие NEMO будет проверяться на полигонах США и Финляндии.


Сроки проведения испытаний пока не уточнялись. По всей видимости, они начнутся в этом году и займут не менее нескольких месяцев. Если комплекс NEMO покажет и подтвердит высокие боевые и эксплуатационные характеристики, компания-разработчик может рассчитывать на получение крупного контракта от армии США.

Технические особенности


Минометный комплекс Patria NEMO выполнен по модульному принципу. Основным его элементом является автоматизированное боевое отделение с башней, пригодное для установки на разные носители, как на сухопутные бронемашины, так и на катера или корабли. Также в состав комплекса входят операторский пульт управления и сопутствующие приборы, укладки для боекомплекта и т.д.

В автоматизированном боевом отделении помещается качающаяся артиллерийская часть с противооткатными устройствами для 120-мм казнозарядного миномета. Конструкция боевого отделения позволяет вести огонь в любом направлении с возвышением от -3° до +85°. Комплекс оснащен механизмом заряжания, обеспечивающим скорострельность до 10 выстр./мин. Подача боеприпасов из укладки в механизм осуществляется вручную.

Во всех версиях, включая последнюю, NEMO оснащается полностью цифровой СУО. В нее интегрированы оптико-электронные средства для поиска целей на поле боя, система спутниковой навигации, а также средства связи для приема стороннего целеуказания. Расчет данных для стрельбы и наведение орудия осуществляются в автоматическом режиме.


Комплекс NEMO изначально имел несколько основных режимов боевой работы, а после недавней модернизации появились новые. При помощи штатной оптики комплекс может решать задачи артиллерийской разведки и корректировки, в т.ч. с выдачей данных сторонним потребителям или штабам. Основной задачей является огневое поражение обнаруженных или назначенных целей.

Используя разные выстрелы, 120-мм орудие может вести огонь прямой наводкой или навесную стрельбу, в т.ч. с большими «минометными» углами возвышения. Обеспечивается стрельба одиночными, сериями и в режиме MRSI. Возможна стрельба с подготовленной позиции, с короткой остановки или на ходу.

Опытный образец обновленного комплекса NEMO, показанный в рекламных материалах, построили на колесной платформе Patria AMV. Машины в такой комплектации (но со старой СУО) уже несколько лет служат в армии Словении. Саудовская Аравия монтировала финские боевые отделения на шасси LAV II. Возможно применение и иных машин – по желанию заказчика. ВМС Объединенных Арабских Эмиратов в недавнем прошлом установили некоторое количество комплексов NEMO на патрульные катера. Также демонстрировалась модификация миномета на базе стандартного 40-футового контейнера.

Минометные перспективы


Компания-разработчик нескромно именует комплекс NEMO лучшим изделием своего класса в мире. Несмотря на такие эпитеты, он не пользуется особой популярностью среди заказчиков. К настоящему времени удалось продать около полусотни комплексов в разной комплектации, что явно не соответствует званию «лучшего в мире».


Ограниченный интерес потенциальных заказчиков обусловлен несколькими факторами, одним из которых до недавнего времени была невозможность стрельбы в движении. За счет обновления СУО от этого и некоторых других недостатков успешно избавились, что позволяет рассчитывать на рост интереса.

Особое значение для компании Patria Oyj сейчас имеют программы армии США CRADA и FCT. В ходе этих работ финской технике предстоит показать себя с самой лучшей стороны, благодаря чему может появиться крупный заказ на серийное производство. Американским сухопутным войскам нужно большое число самоходных минометов по типу NEMO, и их заказ по своим размерам и стоимости может превзойти все предыдущие контракты третьих стран.

Успешное прохождение испытаний в США и последующее получение крупного заказа способны стать дополнительной рекламой для комплекса NEMO. По результатам таких событий компания «Патриа» сможет рассчитывать на новые контракты от других стран.

Таким образом, один из самых интересных современных образцов самоходной артиллерии, пока не пользующийся большим спросом, получает второй шанс на коммерческий успех. Этому способствует как интерес со стороны крупного потенциального заказчика, так и недавняя модернизация с появлением новых функций. Удастся ли на этот раз комплексу NEMO реализовать свой коммерческий потенциал, станет ясно в ближайшем будущем.
Автор:
Использованы фотографии:
Patria Oyj
37 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Протон
    Протон 17 января 2021 05:23
    +4
    Хорошая машина, ничего не скажешь.
    Нашему Лотосу такая СУО точно бы не помешала.
    1. Mister X
      Mister X 17 января 2021 12:02
      +2
      hi
      Ролик, о котором упоминает автор


      Комплекс NEMO в универсальном контейнере
    2. yehat2
      yehat2 11 мая 2021 10:16
      -1
      1 ударный БПЛА и плевать - двигается этот немо или нет.
      конечно, возможность стрельбы на ходу - это лучше, чем отсутствие, но вот насколько это эффективно?
      Миномет и так оружие не очень точное - а стрельба на ходу не может не увеличить разброс.
      И последний вопрос - как часто можно вот так свободно и безнаказанно двигаться, при этом имея отличное целеуказание?
      По мне так , 100мм гаубица с БМП-3 нисколько же хуже.
  2. Липчанин
    Липчанин 17 января 2021 05:59
    +3
    Ничего не скажешь, грозное оружие
    Используя разные выстрелы, 120-мм орудие может вести огонь прямой наводкой или навесную стрельбу, в т.ч. с большими «минометными» углами возвышения. Обеспечивается стрельба одиночными, сериями и в режиме MRSI. Возможна стрельба с подготовленной позиции, с короткой остановки или на ходу.
    1. Протон
      Протон 17 января 2021 06:50
      +7
      Вот меня тоже немного поразила возможность ведения огня на ходу. Понятно, что скорее всего, есть ограничения на скорость хода и углы заваливания машины. Но всё равно - внушает.
      Наличие колесного хода тоже плюс, ведь это не машина переднего края.
      1. Липчанин
        Липчанин 17 января 2021 06:53
        +6
        Цитата: Протон
        Вот меня тоже немного поразила возможность ведения огня на ходу.

        Да вообще отличная машина.
        Столько возможностей.
        Молодцы фины
        1. Zaurbek
          Zaurbek 17 января 2021 10:06
          0
          Если не заинтересует ВС США, то останется в небольшом количестве.
      2. ВПП
        ВПП 17 января 2021 11:59
        +1
        ПАН и Аистенок, благо кидать машинка будет мины с глубины тылов бтгр (4-6 км).
  3. Cowbra
    Cowbra 17 января 2021 07:04
    -2
    Ну я так понял, модернизировали СУО? Ну молодцы, да. Я правда одно не вкурил, миномет от пушки принципиально отличается отсутствием противооткатных устройств. По горизонтали стрелять - у него кукушку не сдует?
    1. Intruder
      Intruder 17 января 2021 07:22
      +3
      По горизонтали стрелять - у него кукушку не сдует?
      стабилизатор то, там по-любому быть должен, иначе смысл режима - стрельбы в движении!? СУО скорее всего синхронизированна с ним, для отслеживания углов и вибраций при движении, другой вопрос, на сколько это все эффективно? Испытания пройдет, тогда увидим жизнеспособность данной конструкции именно в движении, хотя если на кораблях и катерах испытали, то возможно задел уже есть для сухопутной версии...
      1. Авиатор_
        Авиатор_ 17 января 2021 17:19
        +1
        если на кораблях и катерах испытали,

        Ну так корабли в движении уже больше 100 лет неплохо стреляют, да и орудия у них примерно лет 70 как стабилизированы. Однако для стабилизации танковой пушки морские системы не подошли, пришлось новые разрабатывать. Здесь тоже новая разработка СУО?
    2. Протон
      Протон 17 января 2021 07:27
      +4
      У данной модели противооткаты есть, иначе точно башню оторвёт. laughing
      Принципиальное отличие миномёта от пушки - большие углы возвышения, гладкий ствол и отсутствие гильзы в выстреле.
      1. Cowbra
        Cowbra 17 января 2021 07:30
        +2
        Цитата: Протон
        У данной модели противооткаты есть, иначе точно башню оторвёт.

        Тогда какой она миномет? У нас как-то в Нонах не миномет, а комбинированое ОРУДИЕ. А у них что, пушка, стреляющая исключительно минами - миномет? Разница-то принципиальная, там и цена и скорострельность разная будет с откатом и без
        1. Протон
          Протон 17 января 2021 07:46
          +2
          Согласен, это не чистый миномёт. Видимо по "привычке" такие оружия и называют миномётами.
        2. SpbGenn
          SpbGenn 17 января 2021 09:02
          -5
          Эта Nema - суть двухствольный миномет, а фактически, наша Нона, но без нарезки ствола при аналогичной скорострельности - для финнов это слишком дорого да и нет ноу хау. Баллистических вычислитель же был установлен на морских АК-360 уже в 80 гг. 100% плагиат с советского изделия.
        3. ProkletyiPirat
          ProkletyiPirat 18 января 2021 18:15
          +1
          Цитата: Cowbra
          Цитата: Протон
          У данной модели противооткаты есть, иначе точно башню оторвёт.

          Тогда какой она миномет?

          для начала повторяю слова выше
          Цитата: Протон
          Принципиальное отличие миномёта от пушки - большие углы возвышения, гладкий ствол и отсутствие гильзы в выстреле.

          Что касается "противооткатных систем" то они могут быть, а могут и не быть у миномёта, всё зависит от МАССЫ снаряда, а вовсе не от "типа орудия".

          Вообще главные отличия миномёта это во-первых траектория полёта снаряда(очень крутая, при больших углах и малых скоростях), во-вторых способ стабилизации траектории(за счёт пассивного оперения), всё остальное может быть и у других типов орудий, и при этом не быть у миномёта, и потому не являются признаком "миномётности".
          1. Cowbra
            Cowbra 18 января 2021 19:43
            -1
            Ну-ну. Главное отличие миномета - что это дешевый заменитель артиллерии. Изобретен по этой причине капитаном Гобято в Порт-Артуре, не было орудий, клепали из самоварных труб черти что. Это же сохраняется по сей день - например потому Украина выпускает Молоты. Остальное - плюс-минус пол-лаптя. Василек например явно дешевле орудия, минометность есть. Мины в минометах могут быт и корректируемыми, а ствол один пес дешевле. А траектория снаряда может быть и гаубичной и при минимальном заряде.
            1. ProkletyiPirat
              ProkletyiPirat 19 января 2021 00:03
              +1
              Цитата: Cowbra
              А траектория снаряда может быть и гаубичной и при минимальном заряде.

              Вообще-то минимальном угле, а не заряде....
              Да и про стоимость это вы загнули, по вашему видимо миномёты тюльпан(2С4) дешевые и из самоварных труб? Про самоварные, а то и водопроводные это вообще "очень смешно" для всех знающих основы ствольной металургии(нафига там перекристализация), пусть в это и верят обыватели, но факты говорят обратное...
              1. Cowbra
                Cowbra 19 января 2021 00:58
                0
                Пороховой заряд в гильзе бывает разным. Я про орудия, а не минометы. Соответственно и начальная скорость ниже.
                Тюльпан для такого калибра - копеечная стоимость ствола. Из труб, реально водопроводных - клепали минометы - и не раз, в мирное время, ясно, этим никто заниматься не будет.
      2. Intruder
        Intruder 17 января 2021 19:02
        0
        гладкий ствол
        гладкий не принципиальное отличие, у танковых орудий также бывает гладкий канал ствола....:)
        1. Petro_tut
          Petro_tut 18 января 2021 12:45
          +1
          у танковых орудий также бывает гладкий канал ствола....:)

          Сейчас скорее наобарот- у танковых пушек бывают нарезы laughing
          1. Intruder
            Intruder 18 января 2021 13:04
            0
            у танковых пушек бывают нарезы
            и УРВ в виде ПТУР, и прямо из канала ствола wink
    3. Симаргл
      Симаргл 17 января 2021 08:50
      +2
      Цитата: Cowbra
      миномет от пушки принципиально отличается отсутствием противооткатных устройств
      А 2Б9 «Василёк»?
      1. Cowbra
        Cowbra 17 января 2021 09:26
        -1
        Цитата: Симаргл
        А 2Б9 «Василёк»?

        И что Василек? Разве там есть компенсаторные механизмы? Лупит отдачу в пол... Как есть миномет. Ну лафет вместо плиты. так в горах плиту тоже снимают, прям в скалу
        1. Симаргл
          Симаргл 17 января 2021 09:32
          +5
          Цитата: Cowbra
          Разве там есть компенсаторные механизмы?
          Ствол, вообще-то, на пружине висит. И когда угол наводки до −1° - "в пол" это куда?
      2. Протон
        Протон 17 января 2021 10:41
        +4
        Да, всё правильно. У 2Б9 установлены пружины. Это возможно только при небольших калибрах, увеличь калибр до 120 мм. и эти пружины превратятся в железнодорожные рессоры. laughing А если ставить гидравлику, то это уже будет сложно и габаритно для миномёта.
        Поэтому "Василёк" это скорее исключение из классических миномётов.
        Но лупит он классно! soldier
        1. Daoden
          Daoden 18 января 2021 17:28
          +1
          Видел я стрельбу из Всилька... так себе "лупит"..
          Когда сдавал я и мой миномётный взвод выпускной экзамен на военной кафедры на полигоне (на отлично сдали кстати), нам показывали стрельбу из Василька с неполной кассетой (3мины из 6 возможных) практически прямой наводкой (ну примерно +5..+10 градусов)..
          Похоже заряжающий напутал тогда с зарядом или тот кто расчет делал и мина ушла едвали на 300-400 метров вперед.. и хорошо что была "прямая наводка" основной разлет осколков ушел вперед, однако и я и еще несколько парней слышали как справа и слева от нас прошли несколько осколков по траве.. было стрЁмно belay
          а потом вторую мину в кассете заело и нас выгнали оттуда, а бывалые остались принимать "роды" soldier
          1. Daoden
            Daoden 18 января 2021 17:35
            +1
            Кстати мы, тогда помню считай Уыиграли доп "цель", противотанкисты тогда не поразили одну из мишеней и нам и дальнобойщикам поставили задачу - уничтожить мишень, в итоге мы ее второй 80-миной (с поправкой) накрыли раньше)), чем дальнобои, они промазали 2 или 3 раза, не помню точно.. soldier
            1. Протон
              Протон 19 января 2021 12:02
              0
              Мне тоже всегда боевые стрельбы и полевые выходы нравились. Т.к. со школы дружил с математикой и физикой, стрельба и расчёт поправок были для меня не очень сложной задачей.
              С уважением! hi
    4. Zaurbek
      Zaurbek 17 января 2021 10:08
      +2
      У этих, как и у НОНы и Лотоса все есть как у гаубицы.....и противооткраты и все остальное. Колеса поотлетают от отдачи 120мм мины без них.
    5. voyaka uh
      voyaka uh 17 января 2021 23:52
      +3
      "миномет от пушки принципиально отличается отсутствием противооткатных устройств"///
      ---
      Не этим. У миномета БЧ вылетает вместе с зарядом. "Артиллерийская мина", или по-простому - минометная мина. В отличие от артиллерийского снаряда.
      Противоткатные научились делать.
      В Израиле стреляют из 120 миномета прямо с джипа Хамви. И отдача не ломает его слабое шасси.
      1. avib
        avib 6 апреля 2021 13:13
        0
        С Хамви в армии вроде нет - это на продажу - SandCat а не хамви,
        но во всех пехотных бригадах, в каждом батальоне есть 7 отделение с 120 мм миномётами на М113 Зельда.
  4. SpbGenn
    SpbGenn 17 января 2021 08:46
    -7
    Внедрили это изделие армии США?! Молодцы!! По умению дать взятку финны мастера мирового уровня!)). Ma tunnen asiaa.. =))
  5. Комментарий был удален.
  6. SpbGenn
    SpbGenn 17 января 2021 09:05
    -8
    Впарили это изделие армии США?! Финны- мастера мирового уровня по даче взяток!! Tunnen asian... )))
  7. Грац
    Грац 17 января 2021 18:27
    0
    вроде сами скандинавы признали, что машина даже для них дороговато вышла
  8. zvan
    zvan 18 января 2021 15:12
    0
    наша вена похоже почила в бозе. А жаль такая машина нужна и на новом уровне!
  9. Сергей Куликов_3
    Сергей Куликов_3 18 января 2021 17:43
    0
    На суше в Финлядии есть шанс стрельнуть 10км и куда-нибудь заныкаться, а вот на море какая тактика использования таких минометов?