Особенности экспорта израильских БПЛА

31
Особенности экспорта израильских БПЛА

Тяжелый БПЛА Elbit Systems Hermes 900 состоит на вооружении более 10 стран. Фото Elbit Systems

На протяжении долгих лет лидирующее положение на мировом рынке беспилотных авиационных комплексов военного назначения сохраняет за собой Израиль. Компании этой страны разрабатывают, производят и поставляют зарубежным странам большое количество БПЛА разных типов, а также организуют лицензионное производство на иностранных площадках.

Общие показатели


По известным данным, в области БПЛА работает порядка 50 израильских компаний, от небольших организаций до крупных концернов. В общей сложности они предлагают на рынке ок. 160-170 типов беспилотной техники всех классов. Беспилотниками военного назначения занимается пятая часть этих компаний, в основном развитые и крупные организации. За последние десятилетия они вывели на рынок ок. 70 образцов техники.



Усилиями собственной промышленности Израиль почти полностью закрывает потребности своей армии в БПЛА; закупаются только отдельные образцы. Производственные мощности крупных компаний достаточны для быстрого и полного выполнения внутренних заказов, а также для полноценного выхода на международный рынок.


Легкий Elbit Skylark III. Аппараты серии Skylark эксплуатируются почти в 20 странах. Фото Elbit Systems

За последние годы израильские БПЛА поставлялись более чем в 50 иностранных армий. По общим объемам поставок Израиль занимает ок. 40% от мирового рынка, причем ранее этот показатель был значительно выше. На беспилотники приходится ок. 10% от общего военного экспорта страны. Основными заказчиками на данный момент являются страны Европы, получающие более половины подобной продукции. Порядка 30% идет в армии Азии, а другие регионы получают менее 20% изделий.

Готовая продукция


Основные доходы от экспорта БПЛА обеспечиваются продажей готовых комплексов, собранных в Израиле. Темой контрактов становится техника ряда основных классов. За рубеж отправляются легкие и сверхлегкие беспилотники разведывательного назначения, средние машины и барражирующие боеприпасы.

В качестве крупного и выгодного заказчика израильской беспилотной техники следует вспомнить Азербайджан. Первые заказы от этой страны поступили еще в 2007-2008 гг., и затем неоднократно появлялись новые. Более того, до недавнего времени азербайджанская армия покупала БПЛА только у Израиля. Подобное сотрудничество позволило за 10-12 лет создать достаточно крупный и мощный беспилотный воздушный флот.

Сотрудничество Азербайджана и Израиля началось с договора на средние БПЛА Aeronautics Aerostar и Elbit Hermes 450. В начале и середине десятых годов последовали новые контракты, предусматривавшие поставку техники иных типов. За счет последовательной закупки беспилотников разных типов со временем были закрыты все основные ниши.


Британский Watchkeeper WK450. Фото Минобороны Великобритании

Беспилотные комплексы от Elbit Systems, IAI и других компаний покупает множество стран со всех континентов. Клиентами становятся страны с разным промышленным потенциалом. Это и развивающиеся страны, не имеющие собственной школы авиастроения, и более развитые государства, считающие оптимальной закупку импортной техники вместо создания своих образцов.

Список покупателей израильских беспилотников постоянно расширяется за счет новых стран. Так, в декабре стало известно, что в 2020 г. несколько разведывательно-ударных тяжелых БПЛА Hermes 900 отправили в Марокко. Поставка техники состоялась на фоне потепления отношения двух стран, причем за несколько месяцев до возобновления дипломатических отношений.

Лицензионное производство


По желанию заказчика, израильские компании готовы поставлять не только готовую продукцию, но и сборочные комплекты для лицензионного производства. Такой подход использовался в сотрудничестве с несколькими странами и привел к взаимовыгодным результатам.

В 2007 г. израильская компания Elbit Systems и британская Thales UK создали совместное предприятие UAV Tactical Systems, задачей которого стал выпуск разведывательно-ударного аппарата Watchkeeper WK450. Последний представлял собой вариант израильского Hermes 450, доработанный по требованиям Великобритании. Первый полет такой машины состоялся в 2010 г., а с 2014-го серийная техника поступала в войска.


БПЛА армии Азербайджана на параде 10 декабря 2020 г. Фото Bmpd.livejournal.com

Уже упомянутый Азербайджан в начале прошлого десятилетия заключил соглашение на лицензионное производство нескольких типов БПЛА. Завод Azad Systems был построен при участии компании Aeronautics и вскоре освоил сборку аппаратов Aerostar и Orbiter-2M. Позже удалось нарастить степень локализации, а также освоить сборку комплексов других типов. Впрочем, наиболее сложные изделия по-прежнему приобретались в готовом виде.

В 2009 г. Россия приобрела у Израиля два готовых разведывательных БПЛА IAI Searcher II. Машины хорошо показали себя на испытаниях, в результате чего в 2010 г. появился договор о лицензионном производстве. Сборка техники из импортных комплектующих была налажена на Уральском заводе гражданской авиации. В российских ВВС израильский Searcher II получил название «Форпост».

По мере продолжения производства «Форпостов» принимались меры по повышению степени локализации. В 2019 г. начались летные испытания модернизированного БПЛА «Форпост-Р». Он полностью собран из российских агрегатов и имеет существенные отличия в конструкции и функциях. Имеются сведения о дальнейшем развитии проекта с теми или иными положительными последствиями.


БПЛА "Форпост" - лицензионная версия IAI Searcher II. Фото Минобороны РФ

Одновременно с «Форпостом» в производство поставили легкий разведывательный БПЛА «Застава». Это была лицензионная копия израильского Bird-Eye 400 от компании IAI. Объемы производства такой техники были незначительными; попытки доработки не предпринимались. В то же время, «Заставы» позволили наработать опыт для дальнейшего создания собственных проектов этого класса.

Лицензионное производство израильских БПЛА запускалось и в ряде других стран. Кроме того, в ряде случаев компании-разработчики совместно с иностранными партнерами дорабатывали исходные проекты. Впрочем, не все эпизоды подобного сотрудничества к настоящему времени дошли до реального выпуска техники. Так, остается неопределенным будущее лицензионного производства БПЛА в Индии, Польше и других странах.

Опыт и экспорт


В настоящее время Израиль занимает лидирующие позиции на международном рынке БПЛА военного назначения. По количеству производителей, ассортименту моделей и объемам продаж с Израилем в этой сфере могут конкурировать только США. При этом в отдельных направлениях израильская промышленность сохраняет отрыв от американской.

В основе подобных успехов лежит несколько факторов. В первую очередь, это большой опыт крупных израильских компаний. Они начинали исследования в области беспилотной авиации еще несколько десятилетий назад, и в начале восьмидесятых первые образцы поступили на вооружение. В дальнейшем работы продолжались с понятным результатом. В итоге Израилю удалось не только наработать необходимый опыт, но и обеспечить отрыв от зарубежных стран, в т.ч. наиболее развитых в промышленном отношении.


Оператор работает с БПЛА "Застава". Фото Минобороны РФ

Используя имеющийся опыт и доступные технологии, на рубеже девяностых и двухтысячных годов израильская промышленность создала целый ряд удачных БПЛА, продемонстрировала их в своей армии, а также нашла зарубежных покупателей. Успешная эксплуатация в своей стране и за рубежом сделала дополнительную рекламу – и последовали новые заказы.

Свой вклад в общие успехи сделало наличие массы проектов разных классов. Кроме того, важным оказался гибкий подход к сотрудничеству с зарубежными партнерами. Израильские компании готовы дорабатывать проекты, выдавать лицензии и т.д. В ряде случаев это тоже становилось конкурентным преимуществом.

В итоге Израиль смог занять порядка 40% мирового рынка военных беспилотников. Несмотря на активное развитие направления БПЛА в ведущих странах, крупный передел рынка ожидать не стоит. В то же время, следует предполагать, что в ближайшем будущем, по следам недавних конфликтов, спрос на беспилотные авиационные комплексы вновь вырастет – и израильские компании не упустят свою выгоду.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    15 января 2021 18:08
    Им бы наших чиновников -бюрократов, они бы у нас массово закупали убпла am А то , планов грамадьё, обещаний вагон, а на выходе пока что только 3 Ориона в армии! По хорошему израильтянам завидую, что делают убпла не только для себя, но и узурпировали львиную долю мирового рынка бпла!
    1. +4
      15 января 2021 18:18
      Как минимум, два чиновника есть на сайте -минусанули меня!!! wassat
      1. +4
        15 января 2021 18:41
        Цитата: Бережливый
        -минусанули меня!!!

        Это за то, что завидуете им по-хорошему!
        1. 0
          16 января 2021 16:36
          А надо по плохому, т.е. по черному?
          1. +1
            16 января 2021 17:25
            Цитата: вадим dok
            А надо по плохому, т.е. по черному?

            Конечно! Так мы их напугаем и обескуражим!
    2. +1
      16 января 2021 16:35
      Даже 4 против!
  2. 0
    15 января 2021 18:19
    И подвинуть их сможет только Китай
    1. +12
      15 января 2021 18:27
      Цитата: Zaurbek
      И подвинуть их сможет только Китай

      Несомненно. Но наши тоже это понимают. В последнее время делается упор уже не дальность полета и время нахождерия в воздухе, а на защищенность каналов связи и качество средства наблюдения. Вот нароботки Рафаэля по "Прозрачному полю боя"...
    2. 0
      15 января 2021 18:29
      Если США снимет ограничения на продажу своих БПЛА то они подвинут Израиль и Китая вместе взятых. Они в сфере беспилотников лидер с 1944 года.
      1. 0
        15 января 2021 19:01
        Есть масс сегмент, а есть уникальные и специализированные машины.....вот здесь Китай уронит цены и спутает санкции и другие ограничения в поставках бпла.
      2. +4
        16 января 2021 12:31
        Они в сфере беспилотников лидер с 1944 года

        Не совсем так. Израильтяне пионеры именно по той концепции БПЛА, которая привалирует сейчас в мире. У американцев корни тоже из Израиля растут, почитайте про Дженерал атомикс и Абрахама Карема, который и начинал эту тему в ЦАХАЛ в 70 годы.
    3. -3
      15 января 2021 20:26
      А Турки со своими ударными ? Реальное участие в конфликтах, куча уничтоженной техники в том числе ПВО , в том числе "неимеющиханалоговвмире".....Китайцы таким похвастаться не могут
      1. +7
        16 января 2021 09:45
        Турки не лидеры и никакие не соперники Китаю, Израилю и уж тем более Штатам, они им и близко не ровня. По простой причине что все важнейшие критические узлы и элементы турецких дронов закупаются как раз таки у США, Китая, Израиля и Европы. И не надо сразу сказки о импортозамещении, кто в теме тот прекрасно понимает что электроника, чипы, программное обеспечение, оптика, тепловизоры, двигательные установки и т.д и т.п. есть только у стран лидеров и самопальшину и кустарные нововведения взамен этих узлов превращают ваш дрон в самолетик из авиамодельного клуба. Санкции туркам только начинают прилетать, и дальшe будет только хуже
  3. -15
    15 января 2021 18:20
    Торгуют там, где позволили "большие дяди" (США и РФ, в некоторой степени - ЕС). Где не позволили - торговли нет. Поэтому условности, типа доли рынка и пр. - не позволяют с высокой степенью достоверности утверждать, что такая ситуация сохранится в ближайшей перспективе.
    1. mal
      +24
      15 января 2021 18:27
      Цитата: Stena
      Торгуют там, где позволили "большие дяди" (США и РФ, в некоторой степени - ЕС)

      Думаю, что Израиль прислушиваться в плане продаж БПЛА может только к Штатам. Остальные вряд ли могут повлиять на решения.
      1. -9
        15 января 2021 21:19
        Цитата: mal
        Думаю, что Израиль прислушиваться в плане продаж БПЛА может только к Штатам. Остальные вряд ли могут повлиять на решения.

        Влияют на решения тот, кто кто рынки сбыта открывают - РФ, США, ЕС, Индия. Остальные - это крохи с барского стола - куда и позволяют влезть для завоевания рынка; те кто комплектующие поставляют - США, в первую очередь; те кто технологии предоставляют - США, ЕС; те кто НИР и ОКР осуществляют по рассматриваемой теме и идею дают - СССР, РФ, США.
        Пока США дает деньги и открывает некоторые рынки сбыта для продукции Израиля, и Германия платит репарации, а СССР/РФ - предлагает бесплатные идеи и технологии - тогда есть преимущество пред такими же мелкими странами, как и сам Израиль.
        Тягаться с крупными игроками на протяжении длительного периода времени - в нашем случае - ближайшие лет 20 - вряд ли получится.
        У РФ - уже свои технологии и возможности. У США - свои. Иран - и тот свои. Индия - это и РФ и США. Китай - относительно дешевая копия и Израиля, и США и РФ по выпускаемой продукции в этой сфере.
        Не вижу в будущем Израиль в виде не то что лидера, а и в качестве даже серьезного игрока - в этой сфере при текущем состоянии дел в Мировых Империях.
        В настоящее время Израиль куёт железо - пока горячо. Пока - есть - как есть.
        1. mal
          +16
          15 января 2021 21:22
          Цитата: Stena
          В настоящее время Израиль куёт железо - пока горячо. Пока - есть - как есть

          Да, мы про настоящее время и говорим hi
  4. +5
    15 января 2021 18:56
    Цитата: Zaurbek
    И подвинуть их сможет только Китай

    В сложившейся ситуации,да. Только Китай потенциально может посоревноваться за рынок. Но им тут слишком много еще работы,так что время есть. И "новинки" не за горами. В частности,автономные обучающиеся аппараты....
  5. +12
    15 января 2021 20:09
    Следует понимать, что серьёзные БПЛА, это кроме самих летательных аппаратов и станций управления, ещё и операторы,техническое обслуживание, система хранения и логистики. Это целая философская концепция командования и уровней подчинённости завязанная на взаимодействи с родами войск. Все это за один день ни изучить, ни построить, ни увязять, ни внедрить нельзя. Однако, армии сделавшие это один раз сегодня -- завтра смогут добавлять новые и новые системы. Пример тому Азербайджан. Давно имея весь уже работающий израильский комплекс, достаточно быстро и легко подключил турецкие системы.
  6. +2
    15 января 2021 20:18
    Цитата: А. Привалов
    Следует понимать, что серьёзные БПЛА, это кроме самих летательных аппаратов, ещё и операторы,техническое обслуживание, система хранения и логистики. Это целая философская концепция командования и уровней подчинённости завязанная на взаимодействи с родами войск. Все это за один день ни ни изучить, ни построить, ни увязять ни внедрить нельзя. Однако, армии сделавшие это один раз сегодня -- завтра смогут добавлять новые и новые системы. Пример тому Азербайджан. Давно имея весь уже работающий израильский комплекс, достаточно быстро и легко подключил турецкие системы.

    И турки тоже в этом плане подсуетились Использовали возможности сотрудничества с НАТО...
    1. +2
      15 января 2021 20:28
      И с Израилем, до Эрдогана
  7. +2
    16 января 2021 13:36
    Вообще-то надо уже переходить на реактивные беспилотники
    с крейсерской скоростью 800 км/ч, стелс, разведывательно-ударные.
    С ограниченной возможностью защиты ракетами ВВ от истребителей и
    вертолетов противника.
    Такие аппараты станут основой всех ВВС лет через 15
  8. -1
    17 января 2021 08:53
    Еврейская буржуазия захватив арабские земли, понаделала воздушных шушпанцеров для контроля свободолюбивых палестинцев. Всё прогрессивное человечество осуждает создание воздушных бандитов, действующих по указке Тель-Авива из Вашингтона
    1. 0
      20 января 2021 00:47
      именно! Вот такое, как вы, "прогрессивное человечество" сидит у себя на засаленной кухне, со стаканом водяры и тухлой селёдкой, и дружно осуждает "воздушных бандитов из Тель-Авива"!
      Воздушный бандит---РОМАНТИКА....
      1. 0
        20 января 2021 07:21
        А вам, сионистам, лишь бы побомбить невинных. Бессердечные и жестокие. В тайгу, на лесоповал вас надо, для воспитания гуманизма.
        1. 0
          20 января 2021 09:15
          Именно! Только об этом и мечтаем! "Побомбить НЕвинных". Вот русский солдат ковровыми бомбардировками только винных уничтожал. Прям целыми поселениями в расход. И лесоповал вековой не помог...
          1. 0
            20 января 2021 09:24
            Цитата: Данила46
            Именно! Только об этом и мечтаем! "Побомбить НЕвинных". Вот русский солдат ковровыми бомбардировками только винных уничтожал. Прям целыми поселениями в расход. И лесоповал вековой не помог...

            А ты сионист маму-Русию не трожь своими обрезанными конечностями. Ты на себя в зеркало смотри, кто бедных сирийцев подло из-за угла стреляет? Кто несчастным хизбалонам не даёт прохода? Кто на голландских холмах скоммуниздил всю воду, и Асаду теперь приходиться из-за этого водку пить.
            1. +1
              20 января 2021 09:40
              Твой любимый царёк маму-россию с сотоварищами распродаёт по частям. А ты за бедных хизбалонов печёшься? Ты туда свой разум возмущённый то оберни, а то всё просрёшь... Про всё остальное могу сказать словами Суворова: ЧТО В БОЮ ВЗЯТО, ТО СВЯТО. и НА ВОЙНЕ ВСЕ СРЕДСТВА ХОРОШИ.
              П.С. Не обрезаный я. Родители коммунистов испугались....
              1. +1
                20 января 2021 10:53
                Цитата: Данила46
                Твой любимый царёк маму-россию с сотоварищами распродаёт по частям. А ты за бедных хизбалонов печёшься? Ты туда свой разум возмущённый то оберни, а то всё просрёшь... Про всё остальное могу сказать словами Суворова: ЧТО В БОЮ ВЗЯТО, ТО СВЯТО. и НА ВОЙНЕ ВСЕ СРЕДСТВА ХОРОШИ.
                П.С. Не обрезаный я. Родители коммунистов испугались....


                Могу поспорить, что в андаса кравит ты не служил.
                1. 0
                  20 января 2021 10:58
                  не служил. Служил в шерионе. А почему именно андаса тебе на ум пришла?
                  1. +1
                    20 января 2021 11:00
                    потому как ты на первой же мине бы взорвался.
                    Лех, хамуд, аль тафриа ле-хаверим шельха
                    1. Комментарий был удален.
                      1. Комментарий был удален.