Военное обозрение

Нелегкий выбор для американского флота

40
В связи со сменой руководства страны, военные США, особенно флотские, очень болезненно и с опаской смотрят в день завтрашний. Те высказывания, которые появляются в печати (а с цензурой в США полный порядок, демократия все-таки), свидетельствуют об этом весьма ярко.



Особенно выделился адмирал Майк Гилдей. Начальник отдела планирования военно-морских операций Оперативных сил, между прочим.

«Я чувствую, что если флот потеряет голову, если мы сойдем с курса и отвлечемся от тех вещей, на которых нам нужно сосредоточиться, я думаю, что мы не сможем восстановиться в этом столетии».

У флота США примерно те же проблемы, что и у российского: как ни странно, но американцы тоже балансируют между необходимостью изымать из состава флота старые корабли и вводить в строй новые.

И вот американский адмирал решил бить тревогу, поскольку с его точки зрения если продолжать задерживать постройку и сдачу кораблей флоту и перерасходовать средства, выделяемые на постройку новых кораблей, то вся программа обновления флота США может оказаться под угрозой.

Новые технологии – это прекрасно, но прежде чем интегрировать их в структуры кораблей, следует досконально все проверить и оттестировать. Иначе новые технологии стоить будут дорого, но ущерб от их недоработок будет просто колоссальным.

Понятно, на что намекал адмирал, и с его мнением стоит согласиться. Но все же насколько их проблемы схожи с теми проблемами, которые одолевают наш флот…

Гилдей указал на неудачи с введением в строй новейших кораблей. Литоральные корабли класса «Фридом», авианосцы класса «Форд», эсминцы типа «Замволт» - все они отстают от графика, причем, отстают серьёзно, речь идет не о месяцах. А насколько при этом не могут уложиться в бюджет – это вообще тема отдельного разговора. Неприятного.

Адмирал Гилдей в своем выступлении сказал, что пришло время отделить развитие технологий и их внедрение непосредственно от самого строительства кораблей. Главный упор, по его мнению, надо сделать на испытания, многоплановые и разнообразные, а уж потом и внедрение новшеств на строящиеся корабли.

Умно. Тем более, что на подходе к реализации для флота США программа производства новых фрегатов класса «Созвездие». И именно при строительстве этих кораблей будет применен такой принцип внедрения новшеств, дабы не обрекать новые корабли на бесконечные ремонты и доработки нового оборудования.

Разумно, особенно если учесть то, что первые корабли проекта должны будут встать в строй в 2026 году.

Интересно, что Гилдей выступил с докладом и заявлениями сразу после того, как военно-морское ведомство опубликовало свой 30-летний план кораблестроения и документ о будущей структуре Военно-Морских Сил. Основной целью публикаций можно считать разъяснение налогоплательщикам США целей и задач по модернизации американского военно-морского флота на довольно длительный период.

Снова логично, ибо страшно представить, сколько денег можно «освоить» за 30 лет.

Ну и планы, кстати, вполне себе захватнические. Демонтаж «экспериментальных корпусов боевых кораблей прибрежной зоны, устаревших крейсеров, который флот пытается вывести на пенсию в течение многих лет и более старых доковых десантных кораблей (LSD).

Стоит перевести. Первые четыре «Фридома» идут в утиль.


За ними – наиболее старые «Тикондероги». Ну с десантными кораблями-доками давно все понятно.


Плюс в плане стоит приговорить береговые станции «Aegis-ashore». Не в смысле разобрать, как старые корабли, а передать в ведение береговых сил. Пусть противоракетной обороной занимаются сухопутные силы, а моряки смогут сосредоточиться на своих основных задачах на море.

В настоящее время военно-морской флот США эксплуатирует одну береговую систему «Aegis» в Румынии, а другая строится в Польше. Япония должна была купить две системы, но в прошлом году отменила сделку.

В целом, завтра ВМФ США должно выглядеть, как решение основных задач именно флота, а не сопутствующих структур, типа радарных станций в Румынии.

«Если это не приведет нас к тому, что мы сможем лучше контролировать все моря и проецировать силу в нужные нам районы океана, мы должны задаться вопросом, почему мы делаем эти инвестиции.

Мы должны подумать о том, чтобы избавиться от всего лишнего, потому что это не является тем, что нам действительно нужно сделать. Есть корабли, в которые мы инвестировали в прошлом, или возможности, которые мы инвестировали в прошлом, которые не увеличили нашу способность выполнять эти две фундаментальные миссии (контроль и применение силы – прим)».

Надо ли говорить, что этот план более чем серьезная декларация намерений американского командования по приведению флота в порядок?


Но и это еще не все новости.

После многолетних дискуссий Военно-морской Флот и Корпус морской пехоты готовятся всерьез рассмотреть программу размещения противокорабельных ракет большой дальности на борту десантных кораблей, которые, как ожидается, будут играть большую роль в оспаривании китайских притязаний в Тихом океане.

Впервые было четко сказано, что программа развития вооружений будет направлена именно против КНР, точнее, развития китайского присутствия в АТР.

Размещение ударной ракеты морского базирования на этих небольших плоскогорьях соответствовало бы стремлению добавить больше возможностей американскому флоту, поскольку «Китай и Россия выдвигают свое собственное оружие дальнего действия в море».

Ну да, стоит согласиться, поскольку темпы роста китайского флота обескураживают, а российский флот действительно начал обозначать свое присутствие в АТР, поскольку это зона и наших интересов, в области наших территориальных вод.

Эстафету громких заявлений принял командующий экспедиционным флотом Трейси Кинг. По его мнению, в распоряжении КМП и экспедиционного флота находятся весьма удачные десантные корабли LPD 17, которым, к сожалению, не хватает именно ударной силы для защиты от возможного противодействия противника.


Трейси ратует за оборудование десантных кораблей противокорабельными ракетами, но не для того, чтобы LPD стали ударными платформами, а для того, чтобы повысить реальное выживание кораблей в условиях противостояния с другими флотами.

Новая морская ударная ракета, являющаяся результатом партнерства Raytheon-Kongsberg, планируется к установке на литоралы, то есть, прибрежные боевые корабли и на новый ракетный фрегат класса «Созвездие».

Ракетное ударное вооружение давно являлось мечтой Корпуса морской пехоты США. Точнее, создание высокомобильных установок по типу российских «Балов», чтобы КМП мог стрелять противокорабельными ракетами большой дальности с наземных транспортных средств берегового базирования. Это добавило бы еще ударных возможностей флоту, который поддерживает все операции морской пехоты.


В прошлом году «Raytheon» получил 48 миллионов долларов на интеграцию ракеты NSM (Naval Strike Missile) в структуру сил морской пехоты. На протяжении года шли работы по изучению возможностей, вместе с Naval Strike Missile эксперты Корпуса рассматривали новую противокорабельную ракету «Lockheed Martin» большой дальности и модернизированный «Гарпун» от «Boeing».

Однако исследования не закончены, они все еще продолжаются.

КМП всерьез рассматривает вариант, при котором десантные операции можно будет проводить без классической поддержки авианосцами, в особенности нового поколения, поскольку освоение F-35 затянулось. А более мощное ракетное вооружение «позволит амфибиям продвигаться в такие места, как Южно-Китайское море и Северная Атлантика, с лучшей защитой».

Северная Атлантика… запомним.


Вспоминаем, как выше адмирал флота говорил о необходимости выведения из строя старых «Тикондерог». Если убрать хотя бы половину из 22 крейсеров, то это одномоментно лишит флот США сотен пусковых установок для «Томагавков».

Смогут ли фрегаты класса «Созвездие» компенсировать эти потери? Нет. Они будут нести от 8 до 16 ракет такого класса, что для компенсации «Тикондерог» однозначно не хватит.

Конечно, более чем сомнительно выглядит применение десантных кораблей в Северной Атлантике (читай – у наших вод), а вот в Южно-Китайском море – вполне. Так что частичная компенсация потерь от вывода из строя старых крейсеров, конечно, возможна, но смотрится как акт отчаяния.

Простите, но плавучий дебаркадер с ПУ «Калибр» на середине Псковского озера до ликвидации Договора РСМД смотрелся куда более внушительно, чем десантный корабль, пытающийся что-то такое изобразить в районе Шпицбергена, например.

Как-то это не сочетается в планами, которые озвучил адмирал Гиллей. Рост бюджета флота на 4% в год, 355 боевых кораблей к 2040 году… И десантные баржи с ПКР. В Северной Атлантике.

А делать все равно что-то придется. Дыр в структуре ВМС США намного больше, чем видно на первый взгляд.

Председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли, известный своими резкими и неожиданными высказываниями в стиле покойного Маккейна, сказал, что он готов оказать давление на другие службы, чтобы они отказались от финансирования, но гарантировать, что флот получит деньги, необходимые ему для роста.

«Это очень, очень трудный процесс, который нам предстоит пройти. Это будет безжалостно. Там будет много кровопусканий (в долларах – прим) и много чего еще будет брошено. Нам придется сделать это в ближайшие годы, в этом нет никаких сомнений».

Когда такое говорят столь высокопоставленные господа, начинаешь сомневаться в том, что в стране Большого Печатного Станка можно решить все проблемы так, как это нам порой пытаются внушить.

Да, администрация Трампа внесла свой вклад, составив и выпустив оборонный бюджет на сумму 759 миллиардов долларов на 2022 год. И многие программы подверглись сокращениям, особенно те, которые были связаны с операциями далеко за пределами США.

Флоту из этой суммы достанется «всего» примерно 167 миллиардов долларов на проектирование и строительство более 100 новых кораблей, как обычных, так и беспилотных. Сюда же входит капитальный ремонт атомных авианосцев.

В целом, сокращение расходов на внешние операции поможет оплатить 82 корабля и 21 беспилотное судно, которые в настоящее время планирует купить ВМФ США. Рост ассигнований на строительство кораблей действительно имеет место быть. В 2022 году на судостроение будет потрачено 27 миллиардов долларов, а к 2026 году цифра достигнет 33 миллиардов долларов.

Это значительно больше, чем 19 миллиардов долларов в бюджете 2019 года, не так ли?

Однако здесь есть один интересный момент, который сможет изменить ситуацию. У команды Байдена может быть свое видение оборонного бюджета, которое она, как ожидается, обнародует в апреле.

Учитывая само отношение нового президента США к вопросам внешней политики, вполне возможно, что и оборонный бюджет может быть изрядно пересмотрен.

Ждем апреля, этот месяц может принести очень много новостей и сюрпризов.
Автор:
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Мыхалыч
    Мыхалыч 18 января 2021 05:56
    +9
    "Первые четыре «Фридома» идут в утиль..."- американцы явно "скромничают". Можно сказать что в утиль пойдет целый тип боевых кораблей как уже сданных ВМС США, так и еще строящихся – так называемых литоральных боевых кораблях (Littoral combat ship – LCS) типа «Фридом» (Freedom). И дело не в том, что они бесполезны. И не в запредельной стоимости. И даже не в том, что редукторы корабельной главной энергетической установки (ГЭУ) не выдерживают максимальный ход, и со скоростью 47 узлов, которая была коньком этого проекта, он не сможет ходить никогда – с этим тоже смирились. Но в конце 2020 года выяснилось, что они вообще не могут двигаться быстрее сухогруза более-менее длительное время. То есть это не просто металлолом, это еще и почти неподвижный металлолом. Для полноты картины не поленитесь, не смущайтесь и пройдите :https://vz.ru/world/2021/1/12/1079616.html
    1. voyaka uh
      voyaka uh 18 января 2021 09:50
      0
      Тип "Фридом" не надо было делать вообще.
      В них ничего интересного.
      Тримараны Independence гораздо лучше, что и продемонстрировано.
      1. ТермиНахТер
        ТермиНахТер 18 января 2021 12:56
        +2
        Они одинаково хреновые. Разница только - очень плохо или совсем хреново))) так что, в ближайшем обозримом будущем, матрасный ВМФ ожидает серьезный "провал" в надводном компоненте, а если еще и "тикондероги" пойдут на иголки, то совсем.
    2. sevtrash
      sevtrash 18 января 2021 11:16
      +4
      Американцы идут на эксперименты, что могут себе позволить. Уровень развития экономики, точнее, позволяет. Поэтому они и лидеры в большей части вооружений, эксперименты дают им информацию, опыт, из ошибок рождается новое, если эти ошибки понять и использовать их к лучшему. Интересно, конечно. Особенно, когда смотреть со стороны и знать, что все это не направлено против твоей страны.
  2. Кроу
    Кроу 18 января 2021 06:34
    +15
    Флоту из этой суммы достанется «всего» примерно 167 миллиардов долларов на проектирование и строительство более 100 новых кораблей, как обычных, так и беспилотных.

    Шоб я так жил, как вы прибедняетесь!
    1. апро
      апро 18 января 2021 07:13
      -17
      А работать не пробовали?
    2. Вождь краснокожих
      Вождь краснокожих 18 января 2021 08:41
      +1
      Посмотрел фото, где плывут строем и сразу припомнилось:
      ..." Красиво плывут...
      Кто?
      Вон, группа в полосатых купальниках..."
      laughing
  3. KKND
    KKND 18 января 2021 06:51
    +2
    Простите, уважаемый Автор, что заставило Вас ̶п̶е̶р̶е̶о̶б̶у̶т̶ь̶с̶я̶ изменить свое мнение? Вы выпустили целую серию статей что флот особо России не нужен а теперь пишите:
    Цитата: Роман Скоморохов
    а российский флот действительно начал обозначать свое присутствие в АТР, поскольку это зона и наших интересов, в области наших территориальных вод.

    Вот процитирую Вас в Вашей статье от 07.09.2020. "Нужен ли сильной России сильный флот?"
    Цитата: Роман Скоморохов
    России, естественно, нужен флот. Тот, который будет охранять берега и прибрежные зоны от любых поползновений. Тот флот, который будет реально угрожать нанесением удара по потенциальному противнику ядерными боеголовками.

    Но играть в дорогостоящие игрушки типа крейсеров-авианосцев… Давайте все-таки серьезно отнесемся к вопросам «демонстраций флага». И прикинем, насколько они экономически выгодны.

    Извините, но старый корабль, демонстрирующий флаг третьим странам типа Венесуэлы, – это не уровень «великой морской державы». Это смех сквозь горькие слезы.

    Не получается что Ваше мнение изменилось под действием каких то "факторов" на противоположное? what
    1. SovAr238A
      SovAr238A 18 января 2021 13:06
      +2
      Цитата: KKND
      Не получается что Ваше мнение изменилось под действием каких то "факторов" на противоположное? what


      лишь бы не вещества...
    2. SanichSan
      SanichSan 18 января 2021 21:06
      0
      эммм... what вы пишите:
      Цитата: KKND
      Вы выпустили целую серию статей что флот особо России не нужен а теперь пишите:

      а потом цитируете:
      Цитата: KKND
      России, естественно, нужен флот. Тот, который будет охранять берега и прибрежные зоны от любых поползновений. Тот флот, который будет реально угрожать нанесением удара по потенциальному противнику ядерными боеголовками.

      Но играть в дорогостоящие игрушки типа крейсеров-авианосцев… Давайте все-таки серьезно отнесемся к вопросам «демонстраций флага». И прикинем, насколько они экономически выгодны.

      Извините, но старый корабль, демонстрирующий флаг третьим странам типа Венесуэлы, – это не уровень «великой морской державы». Это смех сквозь горькие слезы.

      где логика? belay
      и как это связано с проблемам американского флота, о чем собственно статья?
  4. Cowbra
    Cowbra 18 января 2021 06:59
    +5
    Для нас было бы фигово, если бы они взялись за ум и перестали шлепать дорогостоящие нерабочие макеты. По счастью, этого не произойдет никогда. Пусть командование не , пусть конструкторы, мощности и возможности что надо построить - есть. Все решают не они. Есть оружейное лобби. Сейчас очевидный перекос в сторону Рейтеон, а Рейтеон делает только ракеты(что не помешало им выиграть конкурс на разработку замены Бредли, гы-гы-гы) - значит будут баржи с ракетами - и не гавкать тут мне! Адмирал он, панимаш. В Рейтеоне чихнут своим сенаторам - завтра проснешься юнгой
    1. Шарнхорст
      Шарнхорст 18 января 2021 12:35
      -1
      Я думал, что Климкины и Тимошкины только у нас паникуют, ан нет, за океаном своих всепропальщиков в адмиральских погонах хватает! am
  5. Semenov
    Semenov 18 января 2021 07:07
    +27
    У флота США примерно те же проблемы, что и у российского: как ни странно, но американцы тоже балансируют между необходимостью изымать из состава флота старые корабли и вводить в строй новые

    Действительно. С той лишь разницей, что нашему ВМФ желательно суметь прикрыть БМЗ, а американскому флоту хочется контролировать мировой океан.
  6. rocket757
    rocket757 18 января 2021 08:26
    0
    Нелегкий выбор для американского флота

    Не наши проблемы!
    Вот когда сделают какой то выбор, это может стать и НАШЕЙ проблемой!
  7. APASUS
    APASUS 18 января 2021 08:45
    0
    В очередной раз попытка добиться выделение средств для ,на мифическое отставание ВМС США .Умерили бы аппетит,а то один только Zumwalt стоит как пол авианосца ,а ему еще не могут найти применение.И таких проектов для ВМС там с десяток
  8. kamakama
    kamakama 18 января 2021 10:28
    0
    Распил и откат там существует так же, как и здесь. Пусть несколько в другой форме, усложненный (нужно проводить работу с общественным мнением, создавать внешние угрозы и т.п.) - но существует
  9. timokhin-a-a
    timokhin-a-a 18 января 2021 10:52
    -1
    эсминцы типа «Замволт»


    Пожалуйста, прекратите называть Зумвалта Замволтом. То, что по правилам английского языка Zumwalt действительно читается как "Замволт", это одна история.
    То, что Элмо Рассел вслух произносил свою фамилию "Зумвалт", и с ней с рождения до смерти проходил - другая история.
    Не путайте.
    1. Avior
      Avior 18 января 2021 11:37
      +2
      Пожалуйста, прекратите называть Зумвалта Замволтом. То, что по правилам английского языка Zumwalt действительно читается как "Замволт", это одна история.
      То, что Элмо Рассел вслух произносил свою фамилию "Зумвалт", и с ней с рождения до смерти проходил - другая история.

      Elmo Russell Zumwalt

      Пишется Замволт, читается Зумвалт. smile
    2. Юрий В.А
      Юрий В.А 19 января 2021 13:47
      0
      То, что адмирал вслух произносил свою фамилию на манер немецких предков Зумвалт, не означает, что он не откликался на Замволт и вообще, может он надеялся, что русские будут называть его Триумфалт.
  10. Bradley
    Bradley 18 января 2021 12:25
    +1
    Жду от Тимохина сравнение нового американского корвета с нашим 20380.)
    1. demiurg
      demiurg 18 января 2021 13:22
      +4
      Давно у США корветы появились? А фрегатам Созвездие они будут проигрывать в мореходности. Да вертолетам получше будет жить на Созвездии, и топлива там не 20 тонн будет.

      Хотя если смотреть правде в глаза, Стерегущие (20380/20385) это очень хорошая замена буревестников (1135/11356). Это никак не корветы в общепринятом понимании этого слова.
      Корвет на смену Альбатросам/Оводам надо делать на базе Каракурта. Чтобы дешево и сердито.
      1. Bradley
        Bradley 18 января 2021 14:15
        +1
        Ааа, да, точно, фрегаты, а не корветы. Ошибочка моя.
        Тогда бы с 22350 сравнить бы.)

        Даа, нам вертушка новая нужна, свой Си-Хок.
        1. shahor
          shahor 18 января 2021 17:51
          0
          Цитата: Bradley
          Тогда бы с 22350 сравнить бы.)

          Ну, американец на 2000 тонн крупнее будет...
    2. timokhin-a-a
      timokhin-a-a 18 января 2021 19:49
      0
      Констеллейшн это фрегат, не корвет.
      1. Bradley
        Bradley 18 января 2021 21:17
        +1
        Констеллейшн это фрегат, не корвет.

        Ждем статью..)) Вы подкованный человек, Вас приятно читать. Надеюсь, что что-нибудь напишите про них.)
        1. timokhin-a-a
          timokhin-a-a 18 января 2021 22:24
          0
          Да пока рано. Если кратко, то это "сушёный "Арли Бёрк" - корабль, выполняющий те же задачи, но меньше и дешевле. И хуже.

          Мне например просто непонятно, зачем они американцам в принципе.
          1. OgnennyiKotik
            OgnennyiKotik 18 января 2021 23:08
            -1
            Относительно дешевый, массовый фрегат. Проверенный проект, без сюрпризов, если будут отставание то небольшие. В случае необходимости можно наладить массовый выпуск.
            Вместо Перри они ничего путного не сделали, а его задачи остались. Гонять эсминцы для патрулирования морских путей, демонстрации флага, охраны судов и тд мягко скажем неразумно. Это все таки основная задача фрегатов.
            1. timokhin-a-a
              timokhin-a-a 19 января 2021 00:41
              +1
              Так у них угроз нет, для парирования которых делали "Перри"
              1. OgnennyiKotik
                OgnennyiKotik 19 января 2021 00:46
                -1
                Так появляется. Китай набирает обороты, появилась опасность, а флот строится годами, если не десятилетиями. Если не начать сейчас, завтра поздно будет. После развала СССР, флот США прожектами занимался, могли позволить себе, сейчас нет.
                1. timokhin-a-a
                  timokhin-a-a 19 января 2021 09:47
                  0
                  Так Констеллейшн не самый оптимальный вариант
                  1. OgnennyiKotik
                    OgnennyiKotik 19 января 2021 09:53
                    -1
                    Почему? FREMM отличный проект, выпускается серией, изменения под FFG(X) небольшие.
                    1. timokhin-a-a
                      timokhin-a-a 19 января 2021 13:40
                      0
                      Для эскорта он избыточен по УРО и РЭВ и недостаточен по вертухам.
          2. Простой
            Простой 19 января 2021 11:20
            0
            Цитата: timokhin-a-a
            Мне например просто непонятно, зачем они американцам в принципе.


            Ну не от хорошей жизни.

            Как "рабочие лошадки" за небольшие деньги, без головных болей - например.
            Оборонный бюджет для флота в 167 миллиардов ( в свете того, что во флот хотят "втиснуть" последний "писк моды" беспилотники-афера с которой неизвестно в какие деньги уложится)- для американцев это мало.
            Поэтому и решились на дешевый (но с проверенными технологиями) корабль. Так сказать финансирование на данные корабли выделено, пока кто то не перидумал и не "закопал" эти же неньги на аферу с беспилотниками с неизвестным результатом.

            Моё мнение.
  11. voronin
    voronin 18 января 2021 13:38
    +18
    если мы сойдем с курса и отвлечемся от тех вещей, на которых нам нужно сосредоточиться, я думаю, что мы не сможем восстановиться в этом столетии

    Начало панических настроений. До шваха им конечно еще далеко.
  12. Niko
    Niko 18 января 2021 14:18
    +2
    Ну что тут скажешь.....жаба как известно самый страшный зверь:может любого задушить. А вообще,завидовать богатым и здоровым:это нормально
  13. shahor
    shahor 18 января 2021 17:38
    +1
    Автор что-то напутал с новыми фрегатами, полагая, что они будут нести не более 16 Томагавков. 16- это количество ПУ для пкр типа NSM (на первом этапе). Для томогавков имеется 32 ПУ. Плюс- ПУ для ЗРК. Состав оборудования и вооружения для фрегата сформирован, остался резерв в 100 тонн. Пустяк, конечно, но приятно. Можно что -нибудь еще ...пристроить полезное для боевого корабля. У итальянцев на фрегатах этого типа стоит на вооружении 8 кофемашин.
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 18 января 2021 22:41
      0
      Mk 41 с 32 ячейками, Mk 49 с 21 зенитной ракетой RIM-116 RAM, 16 ПУ для rgm-184
      57-мм орудие
      Лазерная установка
      1. shahor
        shahor 18 января 2021 23:09
        +1
        Цитата: OgnennyiKotik
        Mk 41 с 32 ячейками, Mk 49 с 21 зенитной ракетой RIM-116 RAM, 16 ПУ для rgm-184
        57-мм орудие

        Спасибо за уточнение. Автору статьи за невнимательность- порицание.
        1. OgnennyiKotik
          OgnennyiKotik 18 января 2021 23:10
          -1
          Солидарен полностью. Видимо взял какой-то из проектов FREMM, не уточнив что проект для США отличается.
          Кстати, резерв под лазер оставили, поэтому и такой калибр Арт установки.
  14. Простой
    Простой 19 января 2021 12:00
    0
    Интервью адмирала Михаеля Гилдея корреспонденту с DefenseNews:

    https://www.defensenews.com/naval/2020/08/17/top-us-navy-chief-talks-connecting-tech-recovering-from-accidents/