Военное обозрение

«После десяти лет МиГ-ЛМФС останется без клиентов»: на Западе оценили ход работ по новому истребителю

72

За последние два десятилетия российский производитель истребителей МиГ вошёл в «крутое пике» из-за коммерческого успеха самолетов Сухого, вызванного широким распространением семейства «Фланкеров» и появлением машины пятого поколения Су-57 и ударного беспилотника С-70 «Охотник».


Взгляд с Запада на МиГ-ЛМФС


Данное мнение высказывает итальянское издание Defense Analysis, попытавшееся оценить перспективы развития лёгких истребителей МиГ. Как утверждается, под эгидой «Ростеха» соответствующие работы ведутся. При этом перспективная боевая платформа будет подходить для трансформации в беспилотник.

Как считает издание, целью этих работ, стартовавших в 2015 году, является создание более легкого типа истребителя с одним двигателем и низкими затратами на его закупку и содержание. Стоимость при этом будет сильно отличаться от «Фланкеров», что будет выгодно широкому спектру зарубежных стран. Новая машина получила обозначение ЛМФС (лёгкий многофункциональный фронтовой самолет).

Ряд аналитиков считает, что его создание ведётся с оглядкой на ранее отменённый проект МиГ-1.44. пятого поколения. В частности, бюро Микояна стремилось достичь «поглощения» радиолокационных волн благодаря инновационной экспериментальной электромагнитной плазме, которая будет генерироваться повсюду вокруг фюзеляжа.

МиГ-ЛМФС имеет компоновку, явно заимствованную у МиГ-1.44. При взлетной массе около 15 тонн и габаритах, почти аналогичных МиГ-35 (длина 15,5 метров и размах крыла около 11,5 метров), МиГ-ЛМФС сможет нести до 5 тонн боевой нагрузки, в том числе перспективные ракеты средней дальности Х-77М, которые будут размещены в одном или двух внутренних отсеках для повышения незаметности.

Также ожидается установка 30-мм пушки ГШ-301, а что касается силовой установки, то обсуждается 11-тонный тяговый агрегат на базе двигателя РД-33МК-35. МиГ-ЛМФС сможет преодолевать до 4000 км с максимальной скоростью 2500 км/ч.

Сроки не терпят


Создание многоцелевого стелс-истребителя ЛФМС позволит МиГ бороться за мировой рынок в период, когда на нём потребуется замена истребителей категории МиГ-29, F-16 и Saab JAS 39 Gripen

- отмечается в издании, которое считает, что после отказа от одномоторных самолётов России «больше нечего предложить тем странам, которые давно просят легкие истребители, оснащенные одним двигателем». В частности, недавно вьетнамское военное руководство заявило о поиске современной замены МиГ-21.

Сейчас еще неизвестно, сколько времени займёт разработка нового МиГа. Но ожидание еще 10 лет для развёртывания производства ЛФМС может означать потерю будущих клиентов и безуспешность проекта, который не имеет шансов к реализации

- делает вывод издание.

72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. ФЕОДОР
    ФЕОДОР 15 января 2021 05:56
    +10
    Про эту плазму , уж лет 30-ть как рассказывают ! Но никто её не видел в деле ...... recourse
    1. Ка-52
      Ка-52 15 января 2021 06:38
      +3
      Про эту плазму , уж лет 30-ть как рассказывают ! Но никто её не видел в деле

      не будет работать плазма вокруг фюзеляжа в качестве стэлс-компонента. Скорее всего ее проявления будут искажать метку от самолета на экране РЛС, затрудняя идентификацию, опознавание и наведение
      1. PN
        PN 15 января 2021 06:44
        +1
        Почему не будет? Если тот же радиосигнал через нее не проходит...
        1. Ка-52
          Ка-52 15 января 2021 06:53
          +11
          она сама будет отлично светиться и без облучения ее РЛС
          1. KCA
            KCA 15 января 2021 07:18
            +3
            И много в мире ЗРК с ОЛС? Потом плазма бывает разная, в самых обычных лампах дневного света тоже плазма, но светится не она, а люминофор, помню эти газоразрядные лампы ещё называли холодного света
            1. Ка-52
              Ка-52 15 января 2021 08:03
              +2
              И много в мире ЗРК с ОЛС?

              а про БРЛС вы запамятствовали? И матрасная AN/AAQ-37 и наша ОЛС-35.
              дневного света тоже плазма,

              чтобы поглотить радиосигнал необходима высокая электронная плотность облака ионизированного газа ИМХО. Напомню принцип стелс - радиосигнал должен либо поглотиться, либо отразиться в сторону от РЛС, источника зондирующего радиосигнала. На обычном принципе это достигается либо применением ферромагнитных покрытий (поглощение) либо применением в конструкции самолета плоскостей, отражающих сигнал не под прямым углом. Как это реализовать в плазменном облаке?
              1. KCA
                KCA 15 января 2021 11:26
                0
                А вы про дальность обнаружения бортовых ОЛС забыли? Пара десятков километров, дальность действия РВВ малого радиуса
                1. Ка-52
                  Ка-52 15 января 2021 12:02
                  +1
                  А вы про дальность обнаружения бортовых ОЛС забыли? Пара десятков километров, дальность действия РВВ малого радиуса

                  да ладно! laughing ОЛС-35 дает дальность обнаружения цели типа истребитель в заднюю полусферу 80-90км, в ППС - 30-35км. При чем тут РВВ, не совсем понял мысль?
                  1. KCA
                    KCA 15 января 2021 12:58
                    +1
                    Корабельная ОЛС "Сириус" стран НАТО:
                    - дальность обнаружения самолета или сверхзвуковой ПКР более 20 км, дозвуковой ПКР - свыше 12 км;
                    - точность целеуказания превышает 1 мрад;
                    - число одновременно отслеживаемых целей до 500, причем 32 наиболее опасные из них выбираются автоматически по заданным критериям;
                    - темп ложных тревог при работе по реальным фонам менее одной в час;
                    - угол обзора по углу места до +14 градусов;
                    - скорость обзора по азимуту 78 об/мин;
                    - спектральный рабочий диапазон - D (8 -12 мкн);
                    - матрица ФПУ изготовлена из сплава кадмия, ртути и теллура с числом элементов 1024 и внутренним мультиплексированием;
                    - криогенная система обеспечивается холодильной машиной Стерлинга;
                    - потребляемая электроэнергия 115В, 60 Гц, 4,5 кВт.
                    Сколько энергии вырабатывает отбор от двигателя или ВСУ истребителя? Дальность обнаружения цели и наведение на 90км? нюню. РВВ при том, что когда ОЛС засечёт истребитель, тот уже отстреляется ракетами, я не физик, но есть статьи про возможность радиолокации через плазменное облако
                    1. Ка-52
                      Ка-52 18 января 2021 04:38
                      0
                      Корабельная ОЛС "Сириус" стран НАТО:
                      - дальность обнаружения самолета или сверхзвуковой ПКР более 20 км, дозвуковой ПКР - свыше 12 км;

                      прежде чем писать подобное стоит наверное думать головой? ПКР, высота полета над поверхностью моря на заключительном отрезке траектории - 3-5м. в условиях отражений подстилающей водной поверхности, в переднюю полусферу.... Это вам ни о чем не говорит? Подсказка - это самые сложные условия для обнаружения из всех возможных. Было бы так просто - разработчики ПКР не гнались бы за такой моделью полета БП.
                      Официальные характеристики ОЛС-35 (на наших Сухарях) не слишком отличаются от того, что я писал выше:

                      Зона автосопровождения +/-900 по азимуту, - 150…+600 по углу места.
                      Дальность обнаружения ВЦ (самолет типа Су-30):
                      - в ЗПС до 90 км, в ППС – до 35 км.
                      Измерение дальности до ВЦ от 0,2 до 20 км, до НЦ – до 30 км.
              2. Елена Захарова
                Елена Захарова 15 января 2021 14:06
                +2
                Как это реализовать в плазменном облаке?

                А зачем в плазменном облаке реализовывать то, о чём Вы написали?
                1. Аэродромный
                  Аэродромный 15 января 2021 16:17
                  -4
                  Цитата: Елена Захарова
                  Как это реализовать в плазменном облаке?

                  А зачем в плазменном облаке реализовывать то, о чём Вы написали?

                  да...давайте лучше перейдём на протоплазму, это болеевязкая субстанция,там должны гаситься любые волны, и даже здравый смысл...( я пересмотрел "охотников за приведениями)
  2. Ка-52
    Ка-52 15 января 2021 05:58
    +3
    За последние два десятилетия российский производитель истребителей МиГ вошёл в «крутое пике» из-за коммерческого успеха самолетов Сухого, вызванного широким распространением семейства «Фланкеров» и появлением машины пятого поколения Су-57 и ударного беспилотника С-70 «Охотник».

    РСК МиГ уже пару лет как стал жертвой слияния с ПАО "Сухой". И рулит им Илья Сергеевич Тарасенко, который же был и есть директором Сухого
    1. Вежливый Лось
      Вежливый Лось 15 января 2021 07:37
      +9
      Цитата: Ка-52
      РСК МиГ уже пару лет как стал жертвой слияния с ПАО "Сухой". И рулит им Илья Сергеевич Тарасенко, который же был и есть директором Сухого

      Представьте: сидит этот самый Илья Сергеевич у себя в кабинете. Вдруг - телефонный звонок! Он снимает трубку, а там ему: "...э-э-э, добрый день. Нам срочно нужен легкий самолет с одним двигателем. Времени на раскачку нет..."
      1. Ка-52
        Ка-52 15 января 2021 08:30
        +7
        что то не звонит этот вежливый и узнаваемый голос request
        1. Вежливый Лось
          Вежливый Лось 15 января 2021 08:40
          +1
          Цитата: Ка-52
          что то не звонит этот вежливый и узнаваемый request голос

          Мож почитает наши комментарии и...
          1. Alex777
            Alex777 15 января 2021 16:38
            +1
            В 2018 уже позвонил. СУВВП. Одномоторный.
            Возможно, под эту тему и сливали все вместе.
            И движок "второго этапа" от Су-57 будет супер.
            1. bayard
              bayard 15 января 2021 22:46
              +1
              Цитата: Alex777
              В 2018 уже позвонил. СУВВП. Одномоторный.
              Возможно, под эту тему и сливали все вместе.

              Насколько слухи долетали , СУВВП занимается КБ Яковлева .
              Ну , или то , что от него осталось .
              Но архитектура там конечно ... специфичная , адаптированная именно под УВВП , под размещение вентилятора , либо двигателей вертикальной тяги ... В результате стоит ожидать нечто подобное Ф-35 ... Быть может более изящное ...
              А для массового лёгкого однодвигательного самолёта всё это излишне .
              Он должен быть масимально прост , удобен в обслуживании и иметь приемлемую(не высокую) цену .
              Эдакий Ф-16 , J-10 или если угодно МиГ-21 нашего времени .
              Поэтому двигатель "Изделие-30" , фюзеляж а-ля то , что на картинке , БРЛС АФАР , БРЭО и вооружение из задела Су-57 , и получим то , что нам и надо .
              Главное - не перемудрить , как вышло у амеров с Ф-35 .
              И будет не самолёт , а песня .

              А СУВВП , если таковой будет нужен и полезен нашим ВС , если его потребное количество будет оправдывать стоимость его разработки и запуска производства (за счёт привлечения партнёров , либо предзаказа от интересантов) , нужно создавать отдельным проектом . Не в ущерб ЛФМИ .
              Ибо СУВВП будет точно не простым и не дешевым .
              Но по БРЭО и по двигателю ... быть может по кабине и ещё кое по каким элементам унификация не просто возможна , но и желательна .
              1. Alex777
                Alex777 16 января 2021 00:28
                0
                Ибо СУВВП будет точно не простым и не дешевым

                Возможность базироваться на пятачке все окупит.
                Для фронтового легкого истребителя это главное.
                Конкурентов (Ф-35В забыли) нет от слова совсем.
                И флот (любой) с удовольствием его будет брать. hi
                1. bayard
                  bayard 16 января 2021 01:10
                  +3
                  Эта тема обсуждалось уже на сайте несколько лет назад , я писал на эту тему , излагал своё видение такого самолёта ... после этого было принято решение проработать этот вопрос . КБ Яковлева получило заказ на эту проработку . Но ключ к этой теме - новый двигатель "Изделие-30" , без него такой самолёт с вменяемыми характеристиками невозможен .
                  Сейчас этот двигатель уже на подходе , а значит и тема СУВВП становится актуальной и возможной к реализации . Но всерьёз заниматься таким самолётом можно только если есть чёткое понимание , что он нужен и органично впишется в структуру ВС РФ .
                  Тактическая авиация вполне успешно может совершать посадки на подходящих участках шоссе и взлетать с них . А авианесущих кораблей , способных принять на палубу такие самолёты у нас нет и много не будет ... Пока строятся два .
                  "Кузнецов" не в счёт .
                  Если будет осознана необходимость в именно таких самолётах , допустим для базирования на небольших островах Курильской гряды и пр. , в прифронтовой\приграничной полосе и на плоскопалубных УДК , то затеваться стоит . При этом максимально унифицировав по вышеуказанным компонентам этот проект с проектом ЛФМИ .
                  Если же будет решено , что истребители обычного взлёта-посадки предпочтительней по экономическим , логистическим и прочим(подготовка кадров) причинам , то сосредоточить конструкторские кадры нужно на более актуальных темах и проектах .
                  ... у нас сечас тема Ил-112 ... да многие прочие , подвисли из за нехватки квалифицированных конструкторских кадров .
                  hi
                  1. Alex777
                    Alex777 16 января 2021 06:16
                    +2
                    Но ключ к этой теме - новый двигатель "Изделие-30" , без него такой самолёт с вменяемыми характеристиками невозможен.

                    Полагаю, что с этим движком СУВВП будет очень неплох. Пингвина точно по ЛТХ обставит. bully

                    Но всерьёз заниматься таким самолётом можно только если есть чёткое понимание , что он нужен и органично впишется в структуру ВС РФ.

                    Борисов в 2018 заявил, что работы запущены.

                    Тактическая авиация вполне успешно может совершать посадки на подходящих участках шоссе и взлетать с них.

                    Рискну предположить, что уже сейчас у нас самолетов больше чем "подходящих участков". А там не только требования к полотну. Надо ГСМ, боеприпасы, запчасти и пр. иметь под рукой. Не у каждой дороги удобно это размещать. В сторонке от лишних глаз надо.

                    А авианесущих кораблей , способных принять на палубу такие самолёты у нас нет и много не будет

                    Во-первых, сколько авианесущих коралей будет - у нас молчат и правильно делают. Зачем будить лихо? Надо молча строить.
                    Во-вторых, самолет будет особенный.
                    Сдается мне, что желающие подтянуться. И индусам он нужен. И Египет может для Мистралей заинтересоваться.
                    Да и Эрдогану что-то надо на свой УДК Anadolu сажать. wink

                    Если будет осознана необходимость в именно таких самолётах , допустим для базирования на небольших островах Курильской гряды и пр. , в прифронтовой \ приграничной полосе и на плоскопалубных УДК , то затеваться стоит.

                    ИМХО о том и речь. Аэродромов рассредоточения у нас мало. А еще Север надо прикрывать. hi
                    1. bayard
                      bayard 16 января 2021 07:23
                      +1
                      Цитата: Alex777
                      Полагаю, что с этим движком СУВВП будет очень неплох. Пингвина точно по ЛТХ обставит.

                      Это смотря какую компановку выберут . Если такую же как у Ф-35 , то и ЛТХ будут схожими - тяга двигов у них примерно одинакова . Но у нашего будет заметно большая удельная тяга (тяга на килограмм веса) . Если будут пихать в корпус вентилятор вертикальной тяги и внутреннюю подвеску вооружения , то раздуют фюзеляж как и у "беременного пингвина" .
                      Нужна иная компановка , позволяющая иметь более "стройный" и аэродинамичный фюзеляж , без внутренних подвесок(для лёгкого самолёта это нонсенс) и без вентилятора вертикальной тяги , на двигателях вертикальной тяги , как на советских вертикалках . Они (ДВТ) весят гораздо меньше громоздкого вентилятора с трансмиссией и кожухом . Сэкономленный вес и лучшая аэродинамика с лихвой покроют дополнительный расход топлива на укороченный взлёт и посадку . А на рулёжке перед взлётом и после посадки , обычный истребитель жжет топлива и того больше ... Но об этом я уже писал и повторяться не стоит .
                      Если будут делать нормальный боевой самолёт УВВП с классической внешней подвеской вооружения , аэродинамичным фюзеляжем и ДВТ , получат ТТХ как у МиГ-29\35 . А это для СУВВП очень , ОЧЕНЬ неплохо .
                      hi
                      1. Alex777
                        Alex777 16 января 2021 20:49
                        +1
                        Это смотря какую компановку выберут . Если такую же как у Ф-35 , то и ЛТХ будут схожими - тяга двигов у них примерно одинакова .

                        Компоновку Ф-35 в Штатах проектировали изучив детально Як-141. Но у них было бредовое ограничение по созданию унифицированных самолетов.
                        Наши, изучив все последствия и не имея ненужных ограничений, сделают все красиво. Уверен.
                        Тяга у "Изделия-30" выше чем у Пингвина.
                        Если будут делать нормальный боевой самолёт УВВП с классической внешней подвеской вооружения , аэродинамичным фюзеляжем и ДВТ , получат ТТХ как у МиГ-29\35 . А это для СУВВП очень , ОЧЕНЬ неплохо .

                        Так и будет. С большим интересом жду. Наш СУВВП будет серьезным прорывом в авиации. ИМХО. hi
                      2. bayard
                        bayard 16 января 2021 21:28
                        +3
                        Цитата: Alex777
                        Тяга у "Изделия-30" выше чем у Пингвина.

                        Нет , тяга у них примерно одинакова , или у 30-го даже чуть поменьше , но наш двигатель гораздо легче , почти в два раза . Думаю именно столь высокие удельные характеристики и задерживают завершение работ над двигателем , его доводку , ибо планка взята очень высоко . Там переменная контурность - режим 2-х и 3-х контурной конфигурации в зависимости от скорости и режимов полёта . Такое и для последней модификации Ф-35 пытаются создать .
                        Форсажная тяга у Ф-35 - 19,5 т.с. , у "Изделия-30" , в зависимости от температуры на лопатках турбины - от 18 до 19,5 т.с.
                        Но максимальная безфорсажная тяга Ф-35 - 13 т.с. , а вот у "Изделия-30" - 11 т.с. Но думаю , что такая тяга при режиме форсажной тяги в 18 т.с. , а при повышении температуры подрастёт на тонну-полторы .
                        Пока работы над двигателем не закончены , рано говорить о его конечных характеристиках , ибо повышая температуру , мы сокращаем ресурс двигателя . А за ресурс сейчас идёт борьба пожалуй даже бОльшая , чем за лишний килограмм тяги .
                        Но пока нет никакой уверенности , что проработка темы СУВВП приведёт к созданию и принятию на вооружение такого самолёта . И даже если он появится , то будет это ещё нескоро . Может быть к концу десятилетия ... если мы конечно доживём .
                      3. OgnennyiKotik
                        OgnennyiKotik 16 января 2021 21:42
                        +1
                        Цитата: bayard
                        Но пока нет никакой уверенности , что проработка темы СУВВП приведёт к созданию и принятию на вооружение такого самолёта

                        На самом деле рынок испытывает голод в таких самолетах. Многие страны их закупили бы, но единственный поставщик США. В теории можно запустить совместную разработку с Индусами или Китайцами. По факту, двигатель 4\5 такого самолёта.
                      4. bayard
                        bayard 16 января 2021 22:07
                        +1
                        На сотрудничестве с Китаем и Индией мы уже обожглись . С Китаем сейчас обжигаемся на проекте совместного широкофюзеляжного лайнера . С Индией нам облома с Т-50 хватило .
                        Но мы конечно "можем повторить" . yes
                        Нам нужен не столько партнёр в разработке , сколько гарантированный покупатель . Можно предложить такое ... Ирану . smile
                        Заинтересоваться готовым самолётом могут многие , но для этого такой самолёт нужно сделать . Хотя бы в опытно-демонстрационном облике .
                        А пока , дождёмся "Изделия-30" и ЛФМИ , а КБ Яковлева пусть работает .
                        Если получится , лишними они точно не будут .
                  2. EvilLion
                    EvilLion 18 января 2021 08:36
                    0
                    Если на Изд 30 поднимут тягу не до 18 тонн, как обещают (у F-35 19, А можно и больше, сам движок крупнее), а до 16.5 - это уже будет прорыв.
  3. Грица
    Грица 15 января 2021 15:04
    0
    Цитата: Ка-52
    что то не звонит этот вежливый и узнаваемый гол

    Потому и не чешется Илья Сергеевич
  • bk0010
    bk0010 15 января 2021 21:00
    +1
    Цитата: Вежливый Лось
    Нам срочно нужен легкий самолет с одним двигателем.
    Зачем? Летчиков у нас мало, готовить их особо негде (после Сердюкова), задач много, на двигателе, конечно, сэкономить можно, но непринципиально. По мне, после того, как для Су-57 допилят движок и радар, надо модернизировать все заводы, чтобы клепать на них только Су-57, вместо истребителей, перехватчиков и фронтовых бомбардировщиков.
    1. bayard
      bayard 15 января 2021 23:52
      +2
      Цитата: bk0010
      Зачем? Летчиков у нас мало, готовить их особо негде (после Сердюкова),

      Лётчиков можно подготовить . На это нужно время , но и на разработку и запуск в производство ЛФМИ времени понадобится немало . А вот "зачем" ... посмотрите на карту РФ - на протяженность границ , прикиньте сколько истребительных полков нужно , чтобы прикрыть всю их протяженность .
      К тому же использование только тяжелых истребителей нерационально по экономическим соображениям - дороги не только сами самолёты , но и стоимость их жизненного цикла . Времени на межполётное обслуживание для тяжелого двухдвигательного самолёта нужно гораздо больше , да и топлива он расходует за вылет в два раза больше .
      В масштабах ВКС это очень большие цифры .
      Именно сейчас и 10 - 15 лет назад ставка на тяжелые машины была оправданной - самолёты уже есть в наличии(советские) , содержать можно лишь ограниченное их число , количество полков сокращено ... поэтому при масштабах нашей страны тяжелые истребители были рациональней .
      Но времена меняются , угрозы растут . Нам объективно нужно развернуть дополнительно минимум 10 новых полков в ВКС и столько же новых для Морской Авиации .
      Если строить только тяжелые , это просто разорительно . Да и избыточны возможности тяжа для ограниченных , локальных задач . Да и на экспорт только тяжелые истребители не нужны - спрос на лёгкие одномоторные в несколько раз больше ... но России предложить в этом сегменте нечего .
      Дошло до того , что такие страны , как Пакистан(вместе с Китаем) и Индия стали от безнадёги разрабатывать собственные лёгкие истребители ... what
      Нам ЛФМИ нужен как воздух . Именно он , а не дорогой и непростой в обслуживании МиГ-35 поможет резко нарастить боевые возможности ВКС и не разорить бюджет .
      И заработать на экспорте .
      К тому же сейчас никто такой истребитель из лидеров авиастроения ... не разрабатывает . Так что у нас есть неплохой шанс успеть с предложением такого продукта раньше других .

      Надо делать .
      1. bk0010
        bk0010 16 января 2021 12:45
        0
        Цитата: bayard
        Если строить только тяжелые , это просто разорительно
        Мне кажется, что экономия на одном двигателе выйдет непринципиальная. На остальном сэкономить не получится (ну, или вместо истребителя получится мишень). Плюс, то, что при двух двигателях - летное происшествие, при одном станет аварией или даже катастрофой.
        1. bayard
          bayard 16 января 2021 15:21
          +4
          Цитата: bk0010
          Мне кажется, что экономия на одном двигателе выйдет непринципиальная.

          Именно принципиальная - на одном двигателе "Изделие-30" ЛФМИ сожрёт за вылет в два раза меньше топлива , чем Су-57 . Это огромная разница . За жизненный цикл это многие тысячи тонн ...
          На одном самолёте .
          И это только топливная эффективность .
          Далее .
          Время , стоимость и сложность обслуживания .
          Межполётное и регламентное обслуживание 2-х двигателей требует в два раза больше времени и человеко-часов . А значит и стоит БОЛЬШЕ .
          А это время межполётной подготовки , оперативность и опять же - стоимость .
          Вдвое больше запчастей необходимо .
          При замене двигателей менять не один , а два ...
          А насчёт живучести ... У нас до МиГ-29 и Су-27(перехватчики Су-15 и МиГ-25 не в счёт - это ПВО) все самолёты были однодвигательные , и ничего , наш однодвигательный МиГ-23 по скорости всех своих двухдвигательных соперников делал(с Ф-15 и Ф-14 был примерный паритет) , был быстрее первых МиГ-29 и имел бОльшую дальность .
          Причиной того , что у нас приняли решение впредь строить только двухдвигательные истребители , была Вьетнамская война . При этом получилось забавно :
          - в СССР отметили преимущества двухдвигательной компановки , в том числе по живучести ...
          - в США напротив , очаровались нашим лёгким МиГ-21 , и требовали себе именно ТАКОЙ ЛФМИ , настаивая , что таких лёгких истребителей должно быть 70% от списочного состава истребительной авиации , и лишь 30% - тяжелых .

          То есть выводы у обеих сторон получились ... противоположные .
          В результате американцы , всю войну провоевавшие на "Фантомах"(ничего другого подходящего у них просто не было) , получили свой вожделенный "а-ля МиГ-21" - F-16 . И были им ОЧЕНЬ довольны .
          А у нас появилась пара очень похожих МиГ-29 и Су-27 .
          И не сказать , что в плане эксплуатации наши техники были довольны . А стоимость жизненного цикла первых модификаций МиГ-29 была даже дороже , чем у Су-27 ... Компановка была гораздо более плотной .
          Отсюда вывод - американские конструкторы и командование сделали правильные выводы , и получили замечательный самолёт .
          А наши - ошиблись , ибо кроме несколько лучшей живучести , получили очень сложный и дорогой в обслуживании самолёт . И его не слишком большой успех на внешнем рынке за СТОЛЬКО лет , тому подтверждением .
          А иначе и быть не могло .
          Это - диалектика .
          И банальная логика .
          1. bk0010
            bk0010 16 января 2021 17:48
            0
            Цитата: bayard
            Причиной того , что у нас приняли решение впредь строить только двухдвигательные истребители , была Вьетнамская война .
            Причиной того , что у нас приняли решение впредь строить только двухдвигательные истребители было то, что много летчиков билось на однодвигатльных. Недавно на сайте проходило. Кроме того, с одним нашим двигателем МИГ-29 не мог тягаться с F-16, а его делали для борьбы с F-16.
            1. bayard
              bayard 16 января 2021 18:32
              0
              Цитата: bk0010
              Кроме того, с одним нашим двигателем МИГ-29 не мог тягаться с F-16, а его делали для борьбы с F-16.

              Его делали для "завоевания господства в воздухе в прифронтовой зоне" . А появились они с Ф-16 практически одновременно , примерно стоили один другого , но наш конечно был побыстрей и несколько маневренней .
              Но ценой этому преимуществу была сложность обслуживания и цена жизненного цикла .
              Можно ли было сделать однодвигательный истребитель с характеристиками МиГ-29 ?
              Вполне .
              И у КБ Сухого были такие предложения .
              И двигатель АЛ-31Ф позволял это осуществить .
              Но тут спор не о том . Наши генералы насмотревшись на "Фантомы" и увлечённые их выдающимися на тот момент возможностями и живучестью(нередко уходил из боя на одном двигателе) , сформулировали техзадание , в котором чёрным по белому прописали - "только два двигателя , разнесённые меж собой" .
              И получили два выдающихся самолёта (29-й и 27-й) .
              по замыслам тех лет следующее поколение должно было сменить их в строю в середине 90-х . Поэтому и ресурс планера предусматривался ... ограниченным . Особенно у МиГ-29 .
              Но наступили новые времена . Цена вопроса стала иметь значение и ... выяснилось , что в эксплуатации МиГ-29 даже дороже чем тяжелый Су-27 .
              И их стали продавать за рубеж .
              Из строя .
              Сокращая как возможно их численность в ВВС(позже ВКС) .
              И возникла парадоксальная ситуация , что в строевых частях у нас лёгких истребителей в два с лишним раза меньше , чем тяжелых .
              В отличии от тех же США и прочих стран имеющих как лёгкие , так и тяжелые истребители в ВВС .
              У всех две трети парка истребителей - лёгкие .
              У нас наоборот - тяжелые .
              И это была вовсе не "военная хитрость" , а банальная цена вопроса цены и эффективности .
              Но если численность истребительной авиации планируется довести до необходимых величин , то разумней это делать при помощи развёртывания новых полков на лёгких истребителях с одним двигателем .
              ... А новые Су-57 будут приходить на смену списываемым Су-27 .
  • Липчанин
    Липчанин 15 января 2021 06:18
    +3
    на Западе оценили ход работ по новому истребителю

    Ну на "западе" конечно "всё" про нас знают. (сарказм, если что)
    Допускаю, что не всё так гладко, но не до такой степени, что "всё пропало, бросай мешки, вокзал отходит"
  • rotmistr60
    rotmistr60 15 января 2021 06:27
    +7
    МиГ-ЛМФС сможет нести до 5 тонн боевой нагрузки
    У Су-27 боевая нагрузка 8 т, разница конечно есть, но легкий наверное и потому, что один двигатель? А ведь действительно небогатым странам хотелось бы приобретать современные, но не дорогие самолеты. Поэтому при введение в строй на экспорт действительно достойный экземпляр. Вот только вопрос когда?
    1. dauria
      dauria 15 января 2021 07:46
      +8
      А ведь действительно небогатым странам хотелось бы приобретать современные, но не дорогие самолеты.

      Так он давно есть. Шведский SAAB JAS-39E "Грипен" . И сделан он с упором на простоту наземного обслуживания . Быстрота замены, встроенная система контроля, эксплуатация "по состоянию". Один офицер с ноутбуком и пять негров. Один движок, схема идеальна для маневра на сверхзвуке, нагрузка на крыло , тяговооруженность , небольшая ЭПР. Всё сбалансировано -не рекордный, а просто хороший. Не "стэлс", но близко .США из штанов выпрыгивали, чтобы зажать этого конкурента своим F-16. А кое где и F-35 мог бы подвинуть чуток, там где американец со своими наворотами излишним будет.
      1. Аэродромный
        Аэродромный 15 января 2021 16:19
        -1
        Цитата: dauria
        А ведь действительно небогатым странам хотелось бы приобретать современные, но не дорогие самолеты.

        Так он давно есть. Шведский SAAB JAS-39E "Грипен" . И сделан он с упором на простоту наземного обслуживания . Быстрота замены, встроенная система контроля, эксплуатация "по состоянию". Один офицер с ноутбуком и пять негров. Один движок, схема идеальна для маневра на сверхзвуке, нагрузка на крыло , тяговооруженность , небольшая ЭПР. Всё сбалансировано -не рекордный, а просто хороший. Не "стэлс", но близко .США из штанов выпрыгивали, чтобы зажать этого конкурента своим F-16. А кое где и F-35 мог бы подвинуть чуток, там где американец со своими наворотами излишним будет.

        всё так, но два сердца лучше.
      2. В.И.П.
        В.И.П. 15 января 2021 21:26
        +1
        Помимо Гриппен и Ф-16, есть ещё однодвигательные самолёты. Индийский Tajes, китайские FC-1( JF-17) три модификации в том числе с АФАР коей нет на самолётах РФ, JL-9 (FTC-2000) , J-10( F-10 ) четыре модификации...Желающих иметь однодвигательный самолёт немало...
  • BoratSagdiev
    BoratSagdiev 15 января 2021 06:30
    +4
    "МиГ-ЛМФС имеет компоновку, явно заимствованную у МиГ-1.44" - не может быть!... просто совпадение.
    Всем же известно, что в СССР делали только калоши и валенки(С), валенки для Африки, калоши для чукчей.
    1. Eug
      Eug 16 января 2021 09:02
      0
      Как по мне, скорее минус, чем плюс. Это про компоновку, не про пост.
  • oracul
    oracul 15 января 2021 06:33
    +3
    Такова реальная жизнь. Обстоятельства меняются ( это и санкции, и пандемия, и кризисы, и предательство, и утечка мозгов, и появление нового и неизведанного у конкурентов), держать руку на пульсе, упорно работать, больше учиться и поменьше дёргаться.
  • Бережливый
    Бережливый 15 января 2021 07:09
    +4
    Тут они правы, что в варианте легкого однодвигательного самолета у нас нету ничего, а ведь это тоже сегмент мирового рынка вооружения. Это хорошие деньги, это рабочие места, это новые технологии. ...и это все не у нас ...
  • FRoman1984
    FRoman1984 15 января 2021 07:13
    +10
    Цитата: rotmistr60
    МиГ-ЛМФС сможет нести до 5 тонн боевой нагрузки
    У Су-27 боевая нагрузка 8 т, разница конечно есть, но легкий наверное и потому, что один двигатель? А ведь действительно небогатым странам хотелось бы приобретать современные, но не дорогие самолеты. Поэтому при введение в строй на экспорт действительно достойный экземпляр. Вот только вопрос когда?

    Никогда.
    Нет ничего, от слова совсем. Ни двигателя, ни авионики, ни х..ра. Вспомните историю с Жук-А. 15 лет делали-делали так и не сделали. Они Миг-35 ВКС толкают со старым радаром.

    Этот проект, если он состоится, будет утопией. У МиГа нет кадров, чтобы потянуть проект. Их удел - вечно модернизировать МиГ-29, создавать там уже ничего не умеют и не могут
    1. Тит_2
      Тит_2 15 января 2021 12:07
      +4
      Понятна Ваша категоричность,но оставлять одно КБ "Су" считаю плохая затея
      1. Hexenmeister
        Hexenmeister 15 января 2021 12:45
        +1
        Почему одно? А работы по Миг-31, что разве Сухой ведет? Просто в рассматриваемом сегменте Миг ничего уже давно выдать не может...
  • Zaurbek
    Zaurbek 15 января 2021 09:18
    +6
    Вряд ли это будет мини 1.44. Эта тема была одной из "веток" 5 поколения. ЕЕ и американцы рассматривали, но победила концепция Ф22 и Ф23. Есть Ф-35, есть в разработке Японец, Кореец, Британец и Европеец. Вот это и есть концепты легкого-среднего истребителя. Есть какие то результаты по Су57 .....есть ТРД - Изделие 30.

    Компиляция всего этого и даст нам облик ЛФМС. Картинки и модели уже рисуют и публикуют. А то, что на картинке - это мысль 80 х годов
  • Andrey.A.N.
    Andrey.A.N. 15 января 2021 09:48
    0
    Смысла нет, экспортировать технику, не интересующую свои ВКС, игра в рулетку на слабых позициях. У классики МиГа позиции неплохие - золотая середина, можно сказать, не сырой вариант с хорошей репутацией, цены зависят от объема заказов, тут от наших ВКС многое зависит, возьмут объем сбивая цену, возьмут индусы и ещё собьют, другие подтянутся, ещё дешевле будет, если с производителем сразу это утрясут. Классическая компоновка МиГ явно покруче любого однодвигательного, а цена может стать соразмерной.
    1. Zaurbek
      Zaurbek 15 января 2021 10:10
      +2
      Главное - унификация по ключевым узлам с Су57. ТРД - кабина-оружие. Может, найти страну компаньона, как это сделали с Ф35.
      1. Andrey.A.N.
        Andrey.A.N. 15 января 2021 15:08
        +1
        Это вряд-ли, компаньонами в сфере ВТС, ВПК уже вероятно наелось. Да есть уже МиГ-35, от него наверное пляшут. С грунтовых полос летает, а что еще может быть в легком истребителе особого, чего нет у МиГа-35? Только скрытого размещения боевой нагрузки, тут уже на примере Су-57 знают, как сохранив параметры эту нагрузку переселять. Режущая кромка "стелса" на отражающих участках не проблема.
        1. Zaurbek
          Zaurbek 15 января 2021 15:37
          +3
          У него нет двигателей нового поколения......а со старыми зачем делать? И мировой опыт и рынок показал, что однодвигательный самолет более востребован.
          1. Andrey.A.N.
            Andrey.A.N. 15 января 2021 15:44
            0
            На легких машинах и не будет бесфорсажного сверхзвука. Вот допустим на тяжелом МиГ-31 меньше половины тяги к массе надо на сверхзвук, на Су-35 уже ближе к единице, на легких совсем близко. А так, движки там самые передовые.
            1. Zaurbek
              Zaurbek 15 января 2021 16:07
              0
              Ну не только тяга определяет....если не делать упор на авианосец. Не вижу смысла.
              1. Andrey.A.N.
                Andrey.A.N. 15 января 2021 16:32
                0
                Не видишь смысла в легком фронтовом истребителе, способном работать с грунтовых полос, вылет которого гораздо дешевле. Или смысла в готовой и отшлифованной поколениями технике, превосходящей однодвигательную по крайней мере приемистостью турбин(две поменьше меняют режим быстрее, чем одна большая). А смысл гробить классную технику ради кота в мешке, очевиден?
                1. Zaurbek
                  Zaurbek 15 января 2021 18:14
                  0
                  Миг23 мог работать с грунтовых полос?
                  1. Andrey.A.N.
                    Andrey.A.N. 15 января 2021 19:47
                    0
                    Его заменили более способными. А на счет крейсерского сверхзвука, он достигается тремя способами, либо увеличивать кинетическую энергию самолета, либо кинетическую энергию турбины(может урановый лом ей в ось загнать, чтоб достигала больших оборотов), либо тупо двигатель побольше, все три варианта критически снижают разгонные характеристики после любого торможения, маневренность в воздушном бою. Вот если это перехватчик, типа МиГ-31, оно нормально, но если перед истребителем ставятся задачи по сопровождению штурмовой, бомбардировочной или пассажирской(десантной), авиации, тихоходной, там сверхзвука хватит и форсажного, маневренный воздушный бой важнее.
                    1. Zaurbek
                      Zaurbek 16 января 2021 09:07
                      0
                      Потому, что не было нужного ТРД, вот и поставили 2шт
          2. Eug
            Eug 16 января 2021 08:57
            0
            Бесфорсажный вариант изд.30 не рассматриваете?
        2. Eug
          Eug 16 января 2021 08:59
          0
          Может быть еще меньшая стоимость жизненного цикла.
  • Лорд Ситхов
    Лорд Ситхов 15 января 2021 10:09
    +1
    Под проект уже 4 млрд выделили. Посмотрим что получится.
    1. Zaurbek
      Zaurbek 15 января 2021 10:27
      +2
      Ну ТРД уже есть......
    2. Тит_2
      Тит_2 15 января 2021 12:19
      +1
      Хорошо что волевое решение уже приняли.,но....освоени средств к сожалению не гарантирует результат.
      1. Лорд Ситхов
        Лорд Ситхов 15 января 2021 13:27
        -1
        Будем посмотреть. Денежки считать уже научились, это не янки с их чудовищным распилом бюджета))
  • Стройбат запаса
    Стройбат запаса 15 января 2021 18:00
    +2
    Вот только в статье нестыковочка с роликом. Написано "ракеты Х-77М", а в ролике говорят "ракеты К-77М", то есть, Р-77М, как я понимаю. А вообще интересный проект, вот только его, скорее всего, задавит ОКБ Сухого.
    1. mal
      mal 15 января 2021 21:28
      +19
      Цитата: Стройбат запаса
      А вообще интересный проект, вот только его, скорее всего, задавит ОКБ Сухого

      Будущее покажет. Однодвигательный самолет давно напрашивается.
      1. Стройбат запаса
        Стройбат запаса 16 января 2021 08:19
        0
        Напрашивается он уже лет 30, а воз и ныне там. ОКБ Сухого еще в конце 90-х активно пыталось продвинуть проект однодвигательного С-54.
  • Eug
    Eug 16 января 2021 08:55
    +1
    Энергетически никто не пытался оценить, какой мощности бортового генератора требует создание этого плазменного облака? Как я понимаю (только догадки), на Су-35 стоит два ГП -35 мощностью по 35 кВт, и это без плазмогенератора. И на фига тянуть старый РД-33, пусть и многократно модифицированный, почему не взять бесфорсажный вариант изд.30 той же тягой 11 тонн? У бесфорсажного варианта наверняка расход топлива в разы меньший будет, диаметр, правда, больше. И унификация по двигателю. Как по мне, на "бесхвостке" малозаметности не будет точно, а если еще с "ковшом" подфюзеляжного воздухозаборника - сиять будет так, что никакая плазма не поможет. Как по мне, если хотят делать ЛМФС на описанных в статье идеях - чистый распил на старом багаже.
  • ElTuristo
    ElTuristo 16 января 2021 11:30
    0
    Надо Погосяна и его подельников для начала придать суду.Это свора в угоду американцам из GE зарубила все попытки МИГ организовать производство нового истребителя -современного аналога Миг-21.
  • Eug
    Eug 16 января 2021 21:25
    0
    Тема легкого истребителя интересует уже давно. Считаю, что по ряду причин он безусловно перспективен и нужен, и сейчас есть возможность разработать его относительно быстро и недорого, основываясь на разработках двигателя и оборудования для Су-57. Характеристики двигателя "второго этапа" (изделия 30), основные - бесфорсажная тяга 11 000, на форсаже - 18 000 при габаритах и массе чуть меньше чем у "изделия 117", удельный расход топлива ниже на 10-12%. Что смущает - довольно большие диаметр и длина этого двигателя, даже без форсажной камеры, но, скорее всего, интегральная схема позволит этого "не заметить". Возникает соблазн спроектировать ЛМФС на основе БЕСФОРСАЖНОГО варианта практически в габаритах МиГ-21, при этом взлетный вес по сравнению с МиГ-21 заметно увеличится (вес пустого - 7400 (из них БРЭО-500), нормальный взлетный - 12 000, максимальный без малозаметности, т.е. с внешней подвеской - 15 000, пушка 9А1-4071К - 2 шт.(с боезапасом на каждый ствол по 150 снарядов - 360 кг.), нормальная нагрузка во внутренних отсеках - 760 кг (2 УР РВВ-МД и 2 УР РВВ-СД с катапультно-пусковыми устройствами), топлива во внутренних баках - 2400 кг., соответственно в варианте с максимальным взлетным весом подвеска внутренняя 760 кг. плюс подвеска внешняя 3000 кг., топлива во внутренних баках 2400 кг. плюс - опционально - 1300 кг. (ПТБ вместо нагрузки). Желательно предусмотреть подвеску КАБ-500 и других боеприпасов той же весовой категории полуутопленным образом при снятых крышках отсеков. Вариант СВВП не рассматриваю, альтернативой считаю ОВТ и трамплин на ВПП (по аналогии с "Кузнецовым", эксперименты проводились на случай взлета с ВПП с неповрежденного участка 300 метров). Все оборудование (с несколько урезанными параметрами и соответственно меньшими габаритами и массой), схемы комплексирования систем - с Су-57. Как-то так...
  • FRoman1984
    FRoman1984 17 января 2021 07:08
    -1
    Я «за» один тяжелый самолёт типа Су-35 или Су-57. С размерами-то нашей страны и протяженностью границ. Который бы сочетал в себе функции и ПВО тоже. И это для логистики будет лучше и дешевле: нет большой номенклатуры запчастей на несколько типов самолетов, обучение кадров опять же.
    Я понимаю небольшие по территории государства, которым нужен легкий и недорогой (хотя как сказать недорогой на примере Рафаля или последней модификации Ф-16) самолёт для функций ПВО, а тяжелому развернутся негде.

    Говорите, нужен нам легкий самолёт для завоевания господства в воздухе в прифронтовой полосе (МиГ-29). Концепция 70-80х годов, когда думали, что ещё возможны войны танковыми армиями. Ну а сейчас какая роль будет у МиГ-29, когда войны стали другими, технологии изменились?
  • alberigo
    alberigo 19 января 2021 12:35
    0
    Такие самолеты и нам не помешают. Ибо в случае заварухи истребителей много не бывает.
  • ROMANO
    ROMANO 21 января 2021 17:52
    0
    ...МиГ-ЛМФС сможет преодолевать до 4000 км с максимальной скоростью 2500 км/ч...

    Не сможет он с такой скоростью 4000 км преодолеть. И ни один истребитель в мире не сможет. Да и не только ни один истребитель.