Военное обозрение

Если у афганских душманов не было самолётов, для каких целей СССР использовал истребители - повествование лётчика

24
Если у афганских душманов не было самолётов, для каких целей СССР использовал истребители - повествование лётчика

Казалось бы, что делать советским истребителям в афганском небе при учёте того, что у противника нет боевой авиации. Ведь истребительная авиация предназначена в первую очередь для завоевания господства в воздухе, поиска и уничтожения воздушных целей. Но истребительная авиация ВВС СССР в Афганистана при всём при том не просто присутствовала, но и выполняла важнейшие боевые задачи.


Одна из задач, которая лётчиками истребительной авиации в Афганистане выполнялась – поддержка сухопутных операций с воздуха. Порой одно только появление советских самолётов вызывало панику у противника (душманов) и помогало сухопутным частям (например, десанту) решать боевую задачу без «лишних» потерь.

Достаточно известная операция с применением МиГ-23 ВВС СССР состоялась в 1982 году – у афганско-иранской границы. Эти истребители осуществляли истребительное сопровождение самолётов Су-17, которые в свою очередь «прокладывали путь» для десятков вертолётов с десантом.

В программе «Специнформ» на канале TacticMedia вышло интервью с советским лётчиком Михаилом Огерем, выпускником Харьковского ВВАУЛ.

Михаил Огерь являлся в своё время пилотом истребителя МиГ-23, совершив в общей сложности более двух сотен «афганских» вылетов.

Он рассказывает о выборе профессии, об афганских буднях, об обстрелах боевиками аэродромов базирования, о средствах ПВО, применявшихся противником, о целях использования истребителей.

Повествование лётчика:

24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. certero
    certero 17 января 2021 05:27
    +2
    Надо было ещё пакистанской авиация на границе программно стучать и тогда было бы всё хорошо
    1. Липчанин
      Липчанин 17 января 2021 05:38
      +1
      Цитата: certero
      Надо было ещё пакистанской авиация на границе программно стучать и тогда было бы всё хорошо

      Это ведь пакистанцы Руцкого сбили
      1. Аэродромный
        Аэродромный 17 января 2021 05:49
        +4
        Если у афганских душманов не было самолётов, для каких целей СССР использовал истребители
        там были истребители-бомбардировщики...что за вопрос у Автора ?
        1. iouris
          iouris 17 января 2021 12:38
          +2
          Цитата: Аэродромный
          там были истребители-бомбардировщики...что за вопрос

          Там были истребители-бомбардировщики и истребители-перехватчики.
          Истребители-бомбардировщики "высокоточные" Су-17 в условиях высокогорной местности со сложным рельефом оказались малоэффективны. В Союзе на полигоне бомбили только с углами до 20 град или с горизонтального полёта. Наиболее эффективным (в смысле "высокоточным") способом бомбометания в Афганистане оказалось бомбометание с пикирования с углами около 40 градусов. Безопасно вывести из такого пикирования можно не всякий самолёт. Поэтому МиГ-23МЛ.
          1. bober1982
            bober1982 17 января 2021 13:25
            +1
            Цитата: iouris
            В Союзе на полигоне бомбили только с углами до 20 град или с горизонтального полёта.

            Вы,конечно же сильно погорячились,так утверждая.
            Цитата: iouris
            Наиболее эффективным (в смысле "высокоточным") способом бомбометания в Афганистане оказалось бомбометание с пикирования с углами около 40 градусов. Безопасно вывести из такого пикирования можно не всякий самолёт. Поэтому МиГ-23МЛ

            Эффективным способом бомбометания,такая работа не могла быть,поскольку ввод в пикирование выполнялся на очень большой высоте и,соответственно сброс бомбы и вывод из пикирования,тоже на большой высоте.Что конечно влияло на точность бомбометания.
            1. iouris
              iouris 18 января 2021 12:58
              0
              Цитата: bober1982
              Вы,конечно же сильно погорячились,так утверждая.

              На основании изучения материалов полигонных бомбометаний трёх авиаполков: МиГ-21СМТ, МиГ-27, МиГ-29 (за год). А Вы на каком основании сомневаетесь?
              Цитата: bober1982
              Эффективным способом бомбометания,такая работа не могла быть

              Ну, давайте обсудим. С цифрами в руках (и в голове).
              Герой репортажа говорит, что не оценку "отлично" круговой относ бомбы не должен превышать 100 м (по дальности и по направлению). Скорее всего он имеет в виду бомбометание с горизонтального полёта в ручном режиме. Что подтверждается данными полигонных измерений, изученных в апиб, эксплуатировавших указанные выше типы самолётов в середине 1980-ых.
              При нормировании относа бомбы используется характеристика рассеяния вероятное отклонение Е (а не среднее квадратическое отклонение "сигма") (как правило, величина рассеяния по дальности вдвое превышает величину рассеяния по направлению), рассеяние авиабомб является нормальным, а систематическая погрешность принимается нулевой. На этом основании, если относ бомбы не превышает "четырёх Е" (правило "трёх сигм"), то следует считать, что пилот задачу выполнил, а "большой" относ бомбы - результат сочетания случайных факторов (если конечно, результаты фотоконтроля не позволят выявить грубые ошибки пилота).
              При бомбометании с пикирования (угол 20 град) величина рассеяния уменьшается приблизительно в полтора раза, т.е. Едальн =60 м, Енапр=30 м.
              Очевидно, что увеличение угла пикирования свыше 20 град будет сопровождаться уменьшением числовых значение характеристик рассеяния.
              Кроме того, у бомбардировщика МиГ-27 капот скошен, что улучшает обзор земли. У истребителей МиГ-23, напротив, капот, закрывающий РЛС, затрудняет обзор земли, что ухудшает точностные характеристики и не позволяет прицеливаться по точечной цели, когда угол пикирования ниже 20-23 град.
              Что касается Афганистана, где характерным является горный рельеф, который умело использовал противник для защиты от авиации, то пикирование с углами выше 40 град часто было единственным возможным способом бомбометания. Здесь у манёвренного МиГ-23МЛ конкурентов не было, поскольку МиГ-29 в Афганистане не применялись.
              Кстати, герой репортажа говорит о том, что использовались углы пикирования, близкие к 90 град. А что было делать??
              1. bober1982
                bober1982 18 января 2021 13:08
                0
                Цитата: iouris
                На основании изучения материалов полигонных бомбометаний трёх авиаполков: МиГ-21СМТ, МиГ-27, МиГ-29 (за год).

                О каких полигонных бомбометаний МиГ-29 можно толковать?,да ещё с ваших слов,Вы их изучали.
                А полигонные бомбометания Су-7,Су-17,Су-24,Су-25 не изучали?
                Цитата: iouris
                При нормировании относа бомбы используется характеристика рассеяния вероятное отклонение Е

                Цитата: iouris
                При бомбометании с пикирования (угол 20 град) величина рассеяния уменьшается приблизительно в полтора раза, т.е. Едальн =60 м, Енапр=30 м.

                У меня в дипломе военного училища записано,в графе специальность - штурман-инженер авиационной тактической.
                И,читать Ваши рассуждения довольно интересно,как это народ понимает,бросать бомбы с пикирования и горизонтального полета.
                1. iouris
                  iouris 19 января 2021 22:20
                  0
                  Цитата: bober1982
                  О каких полигонных бомбометаний МиГ-29 можно толковать?,да ещё с ваших слов,Вы их изучали.

                  Я их не "изучал", а анализировал. Все самолёты - это одна адиб, и один полигон.
                  За год в (те годы) редкий экипаж ФА совершал больше 12 бомбометаний одного вида, поэтому для вычисления характеристик рассеяния приходилось анализировать данные за два-три года, отбирать "лидеров", которым удалось сделать 30...33 бомбометания.
                  Не понял, в чём Вы меня подозреваете? Мало ли что у кого написано в дипломе. Вы же не занимались аналогичной работой. Вам (экипажу) ставили оценку: "5", "4", "3" и т.д. И всё.
                  1. bober1982
                    bober1982 19 января 2021 22:43
                    0
                    Очень запутанно,трудно понять,что Вы говорите.
                    Бомбили много (все,не только я),...
                    какие лидеры,какие больше 12 бомбометаний,какие 30-33 бомбометания,не понятно
                    1. iouris
                      iouris 20 января 2021 14:47
                      0
                      Абисняю. Если Вы не изучали и применяли статистику и теорию вероятностей для решения актуальных научных или практических инженерных задач, то понять невозможно. Статистика и теория вероятностей - это непопулярные сегодня раздел математики.
                      При оценке уровня индивидуальной готовности лётчика к бомбометаниям с заданной точностью в типовых задачах проверяются две конкурирующие гипотезы. Гипотеза №1 состоит в том, что характеристики рассеяния несущественно отличаются от заданных. Альтернативная гипотеза состоит в том, что характеристики рассеяния у данного лётчика существенно отличаются от заданных. Это, к сожалению, всё что можно сказать о точности бомбометаний свободно падающими бомбами у данного лётчика ИБА или ША. Методику оценки "по среднему баллу" назвать научной невозможно. Оптимальной является оценка величин параметров рассеяния (их четыре: две оценки среднеквадратического отклонения и две оценки матожидания).
                      Для вычисления достаточно точных и надёжных статистик (оценок параметров рассеяния у лётчика) необходимо минимум 30...33 реализации. При меньшем числе реализаций достоверно оценить вероятность попадания экипажем (лётчиком) бомбой в типовую заданную цель размером не представляется возможным. Остаётся одно: присваивать 3, 2, 1 класс волевым решением.
                      Добавлю, что результаты в своё время реализованы в 4-ом Центре боевого применения и переучивания летного состава (4 ЦБП и ПЛС). Акт о реализации утвердил "советский и российский военный лётчик, начальник 4 ЦБП и ПЛС, генерал-майор, лётчик-снайпер, Заслуженный военный лётчик Российской Федерации" А.Н.Харчевский.
                      PS Тем кто не знал или забыл рекомендую найти материалы в Интернете об А.Н.Харчевском.
                      1. bober1982
                        bober1982 20 января 2021 16:34
                        0
                        Цитата: iouris
                        При оценке уровня индивидуальной готовности лётчика к бомбометаниям с заданной точностью в типовых задачах проверяются две конкурирующие гипотезы.

                        Уровень подготовки летчика (экипажа) к полетам на бомбометание проверяется на
                        контроле готовности,без всяких гипотез.
                        Цитата: iouris
                        необходимо минимум 30...33 реализации. При меньшем числе реализаций достоверно оценить вероятность попадания экипажем (лётчиком) бомбой в типовую заданную цель размером не представляется возможным

                        С чего Вы так решили? Уж,что-что,а достоверность бомбометания оценивалась,в основном,быстро и точно,без какой либо .....30-33 реализации.Хорошо известно - каждый полет неповторимый,так же и любое бомбометание - неповторимое,а Вы что-то толкуете про мат.описание (книга была,вредная и непонятная).
                        Вспомнилось, ...... 725-ый,много!.......если можно,нолик уберите! Шутка конечно.
  2. Шалтай
    Шалтай 17 января 2021 07:01
    +6
    1. Никогда не был в Афганистане.
    2. Не жду одобрения и промолчал-бы, если бы это было из другого цикла передач.
    3. Благодарен советским воинам прошедшим Афганистан.
    Весной смотрел передачу из этого-же цикла, где был рассказчиком представитель другого рода войск.
    Он много рассказывал о том что как было. В рассказе не раз упоминал о своих "спортивных достижениях" во время прохождения службы, подразумевающих вручение грамот , медалей и кубка. Беда в том , что ни одному человеку при службе в Афганистане не присуждались упомянутые спортивные звания. Спортивной терминологией человек владеет также, как если бы я станцевал балет.
    На передачу была масса положительных отзывов в комментариях, немного тяжко было читать , что на волне патриотизма люди не хотели замечать , что рассказчик как минимум отчасти-вольный или не вольный самозванец.
    Несколько комментариев из сотен все-же было от людей, кто просек. Впоследствии негативные комментарии были удалены.
    Создателем цикла передач нужно быть внимательней.
    1. Авиатор_
      Авиатор_ 17 января 2021 15:04
      +2
      Здесь обсуждается двухчасовой ролик конкретного лётчика-афганца, а Вы приводите Ваше мнение о другой передаче с липовым ветераном афгана. Надо бы назвать его, а то получается, как в песне: "Если кто-то, кое-где, у нас порой..."
  3. iouris
    iouris 17 января 2021 12:27
    -4
    Интересный рассказчик. Много примечательных бытовых и боевых подробностей, отражающих время и характер советских авиаторов. По времени требует терпения, но оно того стоит. Спасибо.
    PS Подумалось: вообще-то сегодня это украинский лётчик: родился на Украине, окончил украинскую школу, украинское военное авиационное училище... Сюрреализм
    1. bobwings
      bobwings 17 января 2021 13:29
      +2
      Он москвич. Только учился в училище в Харькове.
      1. iouris
        iouris 17 января 2021 17:57
        +1
        Он учился в Чугуеве. Это родина украинского художника Ильи Ефимовича Репина. Кстати, это училище сегодня переименовано в институт имени украинского лётчика Ивана Кожедуба (не, не трижды Героя Советского Союза).
        И это не сюр?
        1. bober1982
          bober1982 17 января 2021 18:12
          +2
          Цитата: iouris
          Он учился в Чугуеве

          В 1960 году Чугуевское ВАУЛ преобразовали в высшее учебное заведение и,в 1961году переименовали в Харьковское ВВАУЛ
          Цитата: iouris
          Это родина украинского художника Ильи Ефимовича Репина

          По-веселили конечно,удачи Вам
        2. Avior
          Avior 18 января 2021 14:30
          0
          Харьковский национальный университет Воздушных Сил имени трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба (ХНУВС) — крупнейшее высшее военное учебное заведение, занимающееся подготовкой кадров для Воздушных cил Вооружённых cил Украины. Основан в 1930 году, реорганизован в 2003.

          Обединили и укрупнили несколько авиаучилищ.
    2. Авиатор_
      Авиатор_ 17 января 2021 15:00
      +5
      вообще-то сегодня это украинский лётчик: родился на Украине, окончил украинскую школу, украинское военное авиационное училище... Сюрреализм

      Про сюрреализм - это Вы точно подметили. Только родился и школу закончил он в Москве, а учился в Харькове в советском авиационном училище, это где во времена СССР Вы нашли "украинские военные училища"?
      1. bober1982
        bober1982 17 января 2021 15:48
        +1
        Цитата: Авиатор_
        а учился в Харькове в советском авиационном училище

        А службу проходил в советском 168-ом истребительном полку.
  4. Сергей Никифоров
    Сергей Никифоров 17 января 2021 16:53
    -2
    Знаю, в моё время в Шинданте стояли СУ-25, их там обкатывали В Кабуле стояла эскадрилия Миг23 зачем, не знаю, боевого применения лично я не видел Это 1983-1985
    1. bober1982
      bober1982 17 января 2021 17:20
      0
      Цитата: Сергей Никифоров
      Это 1983-1985

      Примерно в это время началась замена "афганских" МиГ-21 на МиГ-23
      Чтобы перевооружить авиагруппировку 40-ой Армии на более современный истребитель,требовалось время.
    2. iouris
      iouris 17 января 2021 18:08
      +3
      Ну, началось: "Сомневаюсь, следовательно существую".
      Всё предельно понятно: рядом враждебный Пакистан, вооружённый F-16. Войска и штурмовики, оперирующие рядом с границей надо прикрывать (ракету ведь можно пустить даже из-за границы). Кроме того, только МиГ-23МЛ (не М) оказались способными для бомбометания с большими (свыше 40 град) углами пикирования, что часто было единственно эффективным способом бомбометания.
      Так в 1984 году пярнусский авиаполк, только что перевооружённый на МиГ-23МЛ выделил эскадрилью, которую возглавил подполковник А.Н. Левченко, который посмертно стал Героем Советского Союза. (Прямым попаданием из ДШК на пикировании убит при оказании поддержки группе ВДВ, попавшей с тяжёлую ситуацию).
  5. Николай Р-ПМ
    Николай Р-ПМ 21 января 2021 20:22
    0
    после просмотра видео, уже неделю не могу оторваться от цикла интервью "мы воевали в Афгане". Потрясающий проект.