«Лоханки» на поле боя – бронетехника Первой мировой

48

Какими же были первые танки, появившиеся на полях сражений?

«Пионерами» в данном вопросе считаются британцы, однако на самом деле на производство танков их вдохновили военные союзники – французы. Многие специалисты сегодня считают Renault FT самым успешным танком Первой мировой войны. Более того, вооруженные силы нескольких стран, в том числе США, приобрели лицензии на выпуск этой машины и использовали различные ее модификации до самой Второй мировой.



Франция


К 1917 году французы сделали прототип, который молниеносно запустили в серийное производство. К концу войны 4500 штук были поставлены на поля сражений практически без всяких дополнительных усовершенствований. Да и к чему?

Renault FT в своем легком весе был почти совершенством. Экипаж танка состоял из двух человек, находившихся один за другим в пространстве, имевшем ширину чуть меньше плеч взрослого мужчины. Впереди водитель, сразу за ним командир-стрелок.

Задний «хвост» был разработан таким образом, чтобы машина легко преодолевала окопы, а современное шасси хорошо работало практически на любом грунте и рельефе. Однако находиться в машине было тем еще «удовольствием»: почти все свободное пространство занимала аппаратура. Четырехцилиндровый двигатель в задней части, рычавший и грохотавший как адская кузница, был отделен от экипажа только тонкой перегородкой.

Механик-водитель буквально «влипал» в рычаги управления. Командир нависал над ним так близко, что единственным способом связи или управления был хороший пинок в спину. Павда, при этом разрабатывалась целая система «кодовых» пинков...

Дело вовсе не в бесчеловечности конструкторов, а в том, что поначалу они планировали использовать FT лишь для коротких атак, и потому не сильно заботились о комфорте экипажа. Ну, приходилось командиру этой машины все время стоять... Потерпит!

Однако жизнь внесла свои коррективы, и со временем разработчики Renault были вынуждены все-таки добавить в его конструкцию некоторые изменения, хоть как-то облегчившие мучения несчастных членов экипажа.

Вооружение FT изначально состояло из 37-миллиметрового полуавтоматического короткоствольного орудия или 7,92-миллиметрового пулемета. К сожалению, французский

«танк успеха»

оказался технически ненадежным.

Треть свежих экземпляров, покидающих фабрики, приходилось немедленно возвращать в ремонт. Из-за постоянной нехватки деталей обслуживание на поле боя было довольно сложным. Ситуация усугублялась также скверным качеством топливных фильтров и ремней вентилятора. В последние месяцы Первой мировой войны 10 % машин на передовой стояли в ожидании запчастей.

Германия


Поначалу, какими бы ужасными ни были танки Антанты для немцев, они сочли, что дешевле и эффективнее сосредоточить свою энергию на разработке противотанковой артиллерии, а не на постройке собственных аналогичных машин. Однако со временем до тевтонов дошло, что без «брони» на современном театре военных действий – никуда. С изрядным запозданием, но они тоже начали двигаться в этом направлении.

Единственный немецкий танк Первой мировой войны был, скорее, неплохо вооруженным транспортным средством, нежели танком в современном понимании – пусть даже и с поправкой на то далекое время. Его дешевая стальная броня толщиной 20–30 миллиметров защищала разве что от вражеских пуль, но не от гранат.

Зато внутрь дымного и громыхающего «чрева» этого чуда техники экономные немцы умудрились запихать аж 17 солдат! Кроме того, тридцать тонн веса и низкий клиренс сделали A7V пригодным для использования разве что на приличных европейских дорогах. С другой стороны, вооружен он был что надо.

Также немецкий A7V давал фору конкурентам еще кое в чем: два бензиновых двигателя Daimler в 200 лошадиных сил сделали его самой мощной боевой машиной своего времени.

В результате он оказался непревзойденным по скорости движения, хотя данная характеристика никогда не использовалась из-за большого расхода топлива, и в реальности он делал не более 5 километров в час. При этом запас хода составлял 60 километров – несмотря на 500-литровый топливный бак.

Что обязательно стоит отметить в A7V, так это его невероятно качественное изготовление, которое было ужасно дорогостоящим, поскольку проводилось вручную. Из-за последнего стандартизация была практически невозможна. Не было двух одинаковых деталей...

Италия


Подобно французам и немцам, итальянцы отказались от трапециевидной конструкции английских танков.

Усиленно работая, они хоть и с некоторым опозданием, но также поставили в строй бронированных представителей новой армии. В 1917 году были готовы только планы, сам же прототип Fiat появился только в 1918 году. Что заставляет вспомнить об их творении по имени Fiat 2000, так это его вес, вооружение и броня.

Во вращающейся башне 40-тонного монстра находилась самая мощная на тот момент пушка с калибром 65 миллиметров. В состав бортовой системы вооружения, помимо нее, входили восемь 6,5-миллиметровых пулеметов. Его двадцатимиллиметровая броня была сделана из бронеплиты высочайшего качества, которая по своим свойствам превосходила все современные образцы.

Впрочем, в 1917–1918 годах итальянцам ничего не оставалось, как использовать для своих войск «лицензионные» французские FT.

США


Соединенные Штаты, которые вступили в войну в ее последние месяцы, также появились на европейском поле боя с «вторичной» версией Renault FT. Но практически в то же время Ford Motor Company (первая в США) представила проект полностью американского танка.

Он был легче FT всего на 3 тонны, был шире, что делало его более устойчивым, чем «француз». Стрелок и командир находились уже не друг за другом, а рядом. Однако двигатель не был отделен от салона, поэтому пребывание в зловонном, жарком и шумном внутреннем пространстве, по многочисленным отзывам, сильно снижало боевые качества экипажа...

Еще одним серьезным недостатком этого 3-тонного танка было отсутствие поворотной платформы. Таким образом, его можно было рассматривать только как самоходный 7,62-миллиметровый пулемет, хотя в свое время он считался достаточно маневренным с его 90-сильным двигателем и максимальной скоростью 12 километров в час.

Тем не менее, Ford не успел приобрести серьезный боевой опыт потому, что из заказанных армией 15000 единиц, к концу войны только две прибыли в войска США, дислоцированные во Франции.

Вот такими они были – первые боевые «лоханки».

Композитная броня, сверхсильные двигатели, компьютеризированные системы управления огнем, мощные орудия – все это было еще впереди.

Так начиналась танковая эра человечества.
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +24
    19 января 2021 18:11
    Странная статья, Англичане все таки были первыми про МК 1 можно было упомянуть. Да и у французов сначала появились Сен-Шамон и Шнедер.
    1. +24
      19 января 2021 18:41
      Цитата: Александр Морозов
      Странная статья

      Учитывая, кто автор - ничего странного. Харалужный прекрасно знает, что "танковая" тема соберёт массу просмотров, и он за свою тошнотворную писанину таки наскребёт немного мелочи. Жаль, что этот митрофанушка не потратит её на профильную литературу. Может, тогда не стал бы мести пургу, что британцев на создание танка вдохновил рено ФТ17.
    2. +19
      19 января 2021 18:41
      Цитата: Александр Морозов
      Странная статья,

      Действительно...странноватая ! fool "Бла-бла-бла" скороговоркой...и усё ! request И наплевать "автору" ,что в "статейке" в строках остаются огрехи ,подобно "конским яблокам " от старого мерина (как вариант: "орешки" от старого козла.... wink ) ! Что нового и интересного сообщил нам "автор" ? Да ни... ХХХ !
      1. +18
        19 января 2021 18:46
        Поразительно! Даже такую плодотворную тему можно испортить! Тут же диссертации можно творить!
        Честно, не понимаю политики редакции - автора только безграмотные не критикуют, но его упорно печатают. Может, написать коллективное письмо - просьбу хотя бы сократить количество его статей?
        1. +13
          19 января 2021 18:52
          Цитата: Вождь краснокожих
          Может, написать коллективное письмо - просьбу хотя бы сократить количество его статей?

          Ну, разве что так. Ведь за совет "убиться об стену" могут и забанить...
          1. +10
            19 января 2021 18:54
            Да, критиковать в открытую авторов не рекомендуется. Даже, если есть железные аргументы. Ну, наверное, нужно подумать как создать таковое обращение к Смирнову.
            1. +8
              19 января 2021 19:21
              Цитата: Вождь краснокожих
              Ну, наверное, нужно подумать как создать таковое обращение к Смирнову.

              Не думаю,что поможет...но идея !Есть же в низу строка: Ответить . Цитата . Жалоба Если не один-два , а более...в общем,группа товарищей напишет ,то ...неужто и в этом случае модераторы сделают "губки трубочкой" ?
        2. +3
          20 января 2021 17:37
          Я уже предлагал как-то в комментах перенести имя автора в самое начало статьи. Пусть публикуются, я просто читать не буду, сразу будет видно кого гнать надо. А то вишь чо, я открыл, бред увидел, до коментов долистал, а вроде как рекламу увидел значит деньги отработаны.
      2. +17
        19 января 2021 19:04
        Цитата: Nikolaevich I
        Что нового и интересного сообщил нам "автор" ? Да ни... ХХХ !

        Ну почему же ничего интересного,я вот узнал,что
        «Пионерами» в данном вопросе считаются британцы, однако на самом деле на производство танков их вдохновили военные союзники – французы.

        Цитата: Александр Морозов
        про МК 1 можно было упомянуть.

        Ну или хотя бы фото выложить,думаю,что он этого достоин...

        Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
        Учитывая, кто автор

        Давно пора привыкнуть к его своеобразной,мягко выражаясь,манере подачи материала читателям)))
        1. +6
          19 января 2021 19:31
          Цитата: Кроу
          считаются британцы, однако на самом деле на производство танков их вдохновили военные союзники – французы.

          what Это каким же образом ? belay
          1. +4
            19 января 2021 21:26
            P.S. Прототип английского танка "Маленький Вилли" появился в сентябре 1915 г....первые французские танки "Шнейдер" и "Сен-Шамон"- в 1916 г. Немного позднее,появился "Рено"... Кто Кого Вдохновил ?
            1. +4
              20 января 2021 10:16
              . Прототип английского танка "Маленький Вилли" появился в сентябре 1915 г....первые французские танки "Шнейдер" и "Сен-Шамон"- в 1916 г. Немного позднее,появился "Рено"... Кто Кого Вдохновил ?

              Владимир, лучше промолчим.... Можно еще упомянуть, что все "заверте.." с испытаний трактора "Холт", но "автор" явно про это не знает.
              1. +1
                20 января 2021 15:52
                Цитата: Пане Коханку
                лучше промолчим

                Хорошо...согласен ! yes
                1. +1
                  20 января 2021 15:54
                  Хорошо...согласен

                  Пойдемте Бубалика обсуждать про подлодки! Там статья - так статья. drinks
                  https://topwar.ru/179071-podvodnaja-vojna-u-beregov-juzhnoj-afriki.html
    3. +1
      20 января 2021 21:52
      hi
      Зря потратил время на чтение половины статьи.
      Затем ещё на комментарий столько же.

      Renault FT
      имевшем ширину чуть меньше плеч взрослого мужчины
      Автор: Александр Харалужный

      Это как?
      Танками управляли дети, раз взрослые не помещались?

      приходилось командиру этой машины все время стоять... Потерпит!

      Автор, вы хоть Википедию открывали?


      A7V
      броня толщиной 20–30 миллиметров защищала разве что от вражеских пуль, но не от гранат.

      Тут нет ошибки?
      Каска Адриана (1915) была из стали толщиной 0,7 мм
      Она защищала солдата от осколков и шрапнели.
      А броня танка 20–30 мм не могла?
  2. +24
    19 января 2021 18:24
    Жалко, что отменили "-" за качество публикуемого материалла. Эх жалко.
    1. +2
      20 января 2021 11:50
      Цитата: hohol95
      Жалко, что отменили "-" за качество публикуемого материалла. Эх жалко.

      Вы извините, я под вашим комментарием кнопку "!" нажал, указал "Другое" и текст жалобы:
      "Это не жалоба на комментарий, а поддержка данного комментария. Пожаловаться хотим на малоинформативную и неграмотную статью автора Александра Харалужного. Недостоверная информация, отсутствие иллюстраций."
      1. +2
        20 января 2021 12:00
        С моими 6 предупреждениями... Забанят на вечно - сменю "масть и шкуру"! Или плюну слюной на всё и " уйду босиком по росе"!
    2. 0
      21 января 2021 13:50
      Цитата: hohol95
      качество публикуемого материалла

      hi
      Халтура? Чего удивляетесь?
      Автор только 1 год на сайте,
      а публикаций дольше, чем дней в году
      1. +1
        21 января 2021 14:12
        У господина Харалужного тяга к графомании...
  3. +14
    19 января 2021 18:34
    Авто каждый день фигачит статью за статьёй и каждый день его во многих комментариях критикуют за низчайшее качество этих статей, но воз и ныне там, видимо мазохист...
    Чем делать плохо, так лучше не делать.
    1. +15
      19 января 2021 19:48
      Совершенно четкий ассоциативный ряд с Ляпис-Трубицким и его "Гаврилиадой"
      1. +14
        19 января 2021 23:19
        Цитата: mr.ZinGer
        Совершенно четкий ассоциативный ряд с Ляпис-Трубицким и его "Гаврилиадой"

        laughing Это +100!
        Ляпис-Харалужный!

        Служил Гаврила на топваре,
        Он без особенных затей
        Легко высасывал из пальца
        В день по десятку-два статей...
        1. +4
          20 января 2021 00:06
          Перед сном вредно смеяться, плохо спать будешь. laughing
      2. +6
        20 января 2021 10:13
        Совершенно четкий ассоциативный ряд с Ляпис-Трубицким и его "Гаврилиадой"

        Ребят, это ужасно, если честно. recourse Отвечаю всем сразу. drinks
        Владимир, у меня ощущение, что про английские танки в этой поделке нет ничего по простой причине - там было столько нюансов и модификаций, что для их описания именно нужны хоть какие-то, но знания. У "автора" их нет. От слова "совсем". Поэтому он и пропустил английскую ветку танкостроения.
        Коллеги, я понимаю, что второй раз подряд нарываюсь на осуждение администрации (с уважением к ней!), но скажу крамолу. Когда г-н Самсонов пишет про то, что "монгол не было, были скифо-арии и славяно-негры", это уже называется емким словом "самсоновщина". Предлагаю ввести еще один термин - "харалужество". Для обозначения вот таких вот...... я не знаю, как назвать культурным словом данное "творение"!
        Авто каждый день фигачит статью за статьёй и каждый день его во многих комментариях критикуют за низчайшее качество этих статей, но воз и ныне там, видимо мазохист...
        Чем делать плохо, так лучше не делать.

        Полностью соглашаюсь.
        Жалко, что отменили "-" за качество публикуемого материалла. Эх жалко.

        Алексей, я с Вами.
        Всем участникам спасибо, мы едины во мнении. soldier Айда Бубалика читать про подлодки у берегов Африки! drinks
        1. +3
          20 января 2021 14:10
          soldier рад стараться soldier подводные лодки - круть good
          1. +3
            20 января 2021 14:12
            подводные лодки - круть

            Да, Сергей "любимого конька оседлал"! good
            рад стараться

            Будем жить! drinks
            1. +2
              20 января 2021 14:29
              Конька? Если статья о подводных лодках значит и конёк не горбунок, а самый морской конёк! laughing
              1. +2
                20 января 2021 14:38
                Если статья о подводных лодках значит и конёк не горбунок, а самый морской конёк!

                Он эту тему любит! good
      3. +1
        21 января 2021 13:56
        Цитата: mr.ZinGer
        ассоциативный ряд с Ляпис-Трубицким и его "Гаврилиадой"

        hi
        Очень шустрый автор: публикуется везде, где только возможно.
        Народный журналист...
  4. BAI
    +7
    19 января 2021 18:44
    Renault FT самым успешным танком Первой мировой войны

    Renault FT заложил схему построения танка, которая стала общепризнанной и используется до сих пор. Другие схемы не применяются. Шведы попытались один раз сделать безбашенный танк, но пошло дело.
    1. -3
      19 января 2021 20:35
      как эт не применяются, а немецкие схемы времен ВОВ, да и меркава, несколько иная.
    2. +3
      19 января 2021 22:34
      Цитата: BAI
      Renault FT заложил схему построения танка

      Верно, он стал эталонным. Я бы назвал его удачным, но никак не
      Цитата: BAI
      самым успешным танком
      . Если разбирать его боевую работу в ПМВ с первого боя под Плуази до американского наступления в Шельде (то есть, с марта по ноябрь 1918-го), то ничего особо триумфального усмотреть, конечно, нельзя - НО! он был пионером - технически несовершенным (по понятным причинам), без внятной доктрины применения (тоже понятно), но, тем не менее - маленьким великим танком (уж простите за пафос)). А вообще, этой "иконе стиля" я бы посвятил отдельный цикл. И уж точно - не за авторством Харалужного. Этому самое место только около пропагандонской кормушки.
    3. +2
      20 января 2021 09:16
      Соперником Рено был как раз безбашенный танк Пежо, но выбрали Рено.
      1. +3
        20 января 2021 10:20
        Соперником Рено был как раз безбашенный танк Пежо, но выбрали Рено.

        занимаетесь образовыванием "автора", Вячеслав Олегович? hi Он такими темпами скоро про самураев писать начнет, или про рыцарей... как Вы думаете, сколько он кликов получит? Чисто так, из осуждения? negative
        1. +3
          20 января 2021 16:21
          Вот знаете что, уважаемый, пане - сказано не мной "ученого учить - только портить". Напротив: вот был у него плохой материал про штыки - в итоге сейчас уже готово 4 материала тоже про штыки и... много лучших, во всех отношениях! А уж фото... самому нравятся. А не было бы его статьи - когда бы я еще за штыки взялся? Вот написал он про... "это" - я тут же полез в "закрома", а там... сейчас вот пишу и радуюсь. Спасибо человеку хочу сказать за подсказку!
          1. +2
            20 января 2021 16:24
            Спасибо человеку хочу сказать за подсказку!

            Ну, я говорить такое не буду, пане, но если плохой пример одного служит побуждением к хорошей деятельности других - это тоже польза. hi Ждем!
            1. +2
              20 января 2021 16:33
              Две уже на модерации и уже даже ее прошли, две у меня в архиве... пятая готова к работе...
              1. +3
                20 января 2021 16:37
                Две уже на модерации, две у меня в архиве... пятая готова к работе...

                Мы - ждем. Я, кстати, в пятницу упоминал Ваш цикл про "трехлинейку". ВикНик тогда хорошее дополнение написал. В общем, парадокс, Вячеслав Олегович - есть грамотные авторы, есть подкованные читатели (многие из которых пишут - взять хотя бы Михаила и Бубалика), а нас пичкают неадекватными поделками от дилетанта Харалужного. recourse
  5. +6
    19 января 2021 20:29
    Когда был в Кубинке, обратил внимание, что на FT 17рено передний большой каток деревянный, обитый по ободу железом.
    1. +6
      20 января 2021 05:10
      Правильно обратили! yes
      Так и есть! Технологии начала ХХ века!
  6. +10
    19 января 2021 21:09
    Prosba trudyashchikhsa, vishshe "shedevri" etogo avtora nepublikovat.
  7. +2
    19 января 2021 21:55
    . Его дешевая стальная броня толщиной 20–30 миллиметров защищала разве что от вражеских пуль, но не от гранат.


    Отмечу лишь, что максимальная толщина описанной выше брони FT-17 составляет 22 мм и это только на небольшом участке.
  8. +6
    19 января 2021 22:08
    Данная статья уверенно переплюнула даже опусы Скоморохова. Прям антирекорд negative
    1. +7
      19 января 2021 23:25
      Цитата: BORMAN82
      Данная статья уверенно переплюнула даже опусы Скоморохова. Прям антирекорд negative

      Ну-у, напрасно Вы, дуиаю... Скоморохова временами читать всё же интересно. Даже несмотря на некоторые его стилистические перлы. А писанина Х-ного стабильно убога. Вне зависимости от темы.
  9. Хорошо бы на главной странице в области клика рядом с названием статьи указывать автора, чтобы заранее знать: стоит читать или нет.
  10. +9
    20 января 2021 06:28
    О, Господи, вроде бы уж все есть, все было... и опять это детский сад... Доколе, Господи?
  11. +2
    20 января 2021 10:32
    печально что картинок нет. теперь придётся в гугле искать отображение этих фиатоф и немецких транспортов.