Военное обозрение

«Дозор-Б»: как Украина пытается решить проблему некачественной брони на своих бронемашинах

40

История проекта бронемашины «Дозор-Б» - еще одно масштабное фиаско военной промышленности самостийной Украины. Потребность в легкой колесной бронемашине для нужд спецподразделений в Киеве осознали еще в самом начале нулевых годов. Впервые экспериментальный образец бронемашины представили на оружейной выставке в далеком 2004 году. В 2006 году в Киеве отчитались о завершении разработок бронемашины, а в 2011 году лицензию на производство «Дозор-Б» купила польская компания «Mista».


Правда, поляки, видимо взяв пример со своих «горячих» балтийских соседей, раскачивались медленно: только в 2013 году они завершили подготовку производственной линии для «Дозор-Б». В 2014 году второй экземпляр «Дозор-Б» был представлен на полигоне Национальной гвардии Украины под Харьковом, а затем руководство страны заявило: машину будут производить и во Львове, на Львовском бронетанковом заводе. Крепость брони «Дозор-Б» на полигоне перед камерами испытывал лично тогдашний президент Украины Петр Порошенко.

В настоящее время история «Дозора-Б», как мы видим, насчитывает уже не менее 17 лет. За это время Украине удалось выпустить менее двух десятков бронемашин. Большая часть эксплуатируется на Украине, один опытный образец находится в Польше и еще 2 бронемашины приобрел Сенегал. Украинские «Дозор-Б» находятся на вооружении 95-й аэромобильной бригады Вооруженных сил Украины.

Но небольшое количество выпущенных «Дозоров» - это не главная проблема. Куда хуже то, что качество бронемашин стало предметом многочисленных шуток. Остроумные пользователи глобальной паутины даже успели переименовать «Дозор-Б» в «Позор». И ладно бы опозориться в сети, главное не опозориться на поле боя, но для украинских бронемашин такой финал вполне ожидаем.

На видео - еще несколько лет назад Украина с гордостью презентовала свою новую бронированную машину. Но что-то пошло не так...



А сталь то ненастоящая…


Еще весной 2016 года появилась информация о результатах проверки партии бронемашин, сошедшей с конвейера Львовского бронетанкового завода. На двух бронемашинах были обнаружены трещины в корпусах. Если бы речь шла о сотнях бронемашин, то брак в двух из них еще можно было допустить, но ведь «Дозоров» и так мало.

Как Украина пытается решить проблему некачественной брони?

Затем качеством брони «Дозор-Б» заинтересовались в Национальном антикоррупционном бюро Украины. Сотрудники НАБУ осуществили выемку документации технического характера в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению им. А.А. Морозова. Следователи попытались установить, чем объяснялось решение производителей перейти с использования запланированной стали марки 71 на сталь марки Armstal-500.

В результате экспертизы было установлено несоответствие закупленной для новых бронемашин стали нормам Евросоюза. Выяснилось, что у бронированных листов отсутствовало антикоррозийное покрытие, не была проставлена индивидуальная маркировка листа бронированной стали. Химический анализ брони специалистами «Южмаша» показал, что она не соответствует заявленным характеристикам. Появилась и еще одна интересная деталь: металл оказался подозрительно похожим на продукцию Новолипецкого металлургического комбината в России - тот сорт стали, которые вообще не применяется для производства бронетехники.

В «Укроборонпроме» попытались опровергнуть критику брони: говорили и об информационных вбросах с целью дискредитации прекрасной бронемашины, и о том, что броня «Дозор-Б» изготовлена в Польше и используется в армиях стран НАТО. В итоге Украина закупила партию польских бронеавтомобилей «Онцилла», которые, впрочем, также не прошли испытания.

Что ждет «Дозор-Б» впереди


В 2018 году «Дозор-Б» получил дополнительное навесное бронирование. Он стал более защищенным, получив, по словам производителей, способность выдерживать обстрел из крупнокалиберного оружия. Навесным бронированием укрепили жизненно важные зоны бронемашины и ее десантный отсек. От использовании прежних вариантов стали решили отказаться. Но всех проблем так и не удалось решить. Нужны крупные заказы, а о них пока только говорят.

В августе 2020 года новый министр стратегической промышленности Украины Олег Уруский, прибыв в Харьков и посетив то самое Харьковское конструкторское бюро по машиностроению (ХКБМ) им. А.А. Морозова, пообещал кардинальную чистку руководства «Укроборонпрома». Также чиновник анонсировал упомянутые выше большие заказы на производство «Дозор-Б» от украинских силовых ведомств.

Но смогут ли украинцы выпустить новые партии «Дозор-Б» уже с нормальной броней или все же окажутся правы сетевые скептики, окрестившие бронемашину «Позором»? Покажет время. И многое будет зависеть не только от производителей, но и от чиновников в «Укроборонпроме».



Пока Харьковский завод объявил о закупочной кампании по запчастям и комплектующим для производства упомянутой бронетехники. Издание Defense Express публикует номенклатурные позиции в документах от октября 2020 года.

Ранее ХКБМ приобрело у ЛБТЗ комплект стапелей для сварки корпуса бронемашины «Дозор-Б» по 375 468 гривен (около 1 млн рублей по официальному курсу).
Автор:
Использованы фотографии:
Твиттер/ДК УкрОборонПром
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Инсургент
    Инсургент 19 января 2021 14:19
    +13
    Крепость брони «Дозор-Б» на полигоне перед камерами испытывал лично тогдашний президент Украины Петр Порошенко.


    Пальцем тыкал, или лбом проверял ?
    1. Кроу
      Кроу 19 января 2021 14:29
      +22
      Ответственно подошел - и пальцем тыкал,и лбом проверял.
      1. Инсургент
        Инсургент 19 января 2021 14:36
        +13
        Цитата: Кроу
        Ответственно подошел - и пальцем тыкал,и лбом проверял.


        Вот спасибо ! yes Не встречал это фото.

        Наклеечку прилепил , боров... Вона збереже yes
      2. ВАШ
        ВАШ 19 января 2021 14:37
        +8
        Ещё подышал на стекло. Качественно сделано. Не расплавилось.
        1. Инсургент
          Инсургент 19 января 2021 14:42
          +9
          Цитата: ВАШ
          Ещё подышал на стекло. Качественно сделано. Не расплавилось.

          Но, после его перегара, повторный стресс, даже в 5,45 "на излёте", конкретно это стёклышко уже не перенесёт ...
      3. КОМандирДИВана
        КОМандирДИВана 19 января 2021 14:56
        +3
        Это видимо Хаммер американский из числа переданных украинцам американцами, а не Дозор
        1. sedoj
          sedoj 19 января 2021 15:10
          +2
          Это не видимо, это Хаммер и есть. Первая партия американской поставки. У которой затем резина на ходу разваливалась.
          1. yehat2
            yehat2 19 января 2021 15:27
            +4
            это списанные хаммеры.
            и вообще, украина в основном списанное вооружение закупает за границей - самоходные гаубицы, броневики и бронетранспортеры, катера, джавелины и т.д.
            Думаю, сумма откатов и теневой прибыли там просто бешеная.
            1. sgrabik
              sgrabik 19 января 2021 18:09
              +2
              Всё старьё, списанное в утиль, продаётся на Украину под видом нового и самого эффективного вооружения!!! Каклам и такое старьё за счастье, на безрыбье и рак рыба!!!
        2. Инсургент
          Инсургент 19 января 2021 15:42
          +5
          Цитата: КОМандирДИВана
          Это видимо Хаммер американский из числа переданных украинцам американцами, а не Дозор

          Не суть важно. В корне то, что недопрезиденты недоразумения лично участвуют в церемониях такого рода, которые в нормальных странах просто "текучка".

          А у них - "перемога",знаковое событие,телеге пятое колесо прифигачили...
          1. Borik
            Borik 19 января 2021 17:04
            +3
            Как Украина пытается решить проблему некачественной брони?


            Как,как, да взять да зашпаклевать все трещины и заново покрасить. А красить они умеют, красиво у них это получается.
            1. ccsr
              ccsr 19 января 2021 18:37
              -1
              Цитата: Borik
              Как,как, да взять да зашпаклевать все трещины и заново покрасить. А красить они умеют, красиво у них это получается.

              Я бы не стал столь иронично оценивать их возможности, хотя бы потому что на Украине был один из головных академических институтов материаловедения в СССР, который был создан в пятидесятых, и который известен не только нашим специалистам, но и во всем мире своими разработками. Конечно после развала СССР у них там произошёл огромный провал, но при желании они в нулевых могли действительно разрабатывать серьезную броню:

              По состоянию на начало 2008 года, институт имел возможность:
              - организовать опытно-промышленное производство элементов броневой защиты из керамических композиционных материалов и изготавливать бронежилеты I - V классов защиты

              Правда в 2019 году свидомые выставили на продажу опытный завод, но это не значит что сам институт не работает. И если вольют в него деньги, что конечно сомнительно, то они смогут создать и нужную броню. Но я с трудом в это верю...
              1. sgrabik
                sgrabik 20 января 2021 08:49
                -1
                Давайте лучше будем опираться на сегодняшнюю ситуацию по этому институту и по всем головным его подрядчикам, даже бронетанковый завод им. Малышева в Харькове практически не работает, перебиваясь незначительными ремонтами и модернизациями старой техники советского периода, а вы о каких то там прорывных технологиях в создании суперброни тут говорите, глупости всё это, допускаю что при Януковиче это всё, вполне возможно, успешно работало, а при майданных скакунах, незаконно захвативших власть на Украине, практически вся наука и производство деградировали и находятся сейчас в глубоком упадке!!!
                1. ccsr
                  ccsr 20 января 2021 12:45
                  -1
                  Цитата: sgrabik
                  на Украине, практически вся наука и производство деградировали и находятся сейчас в глубоком упадке!!!

                  В этом я не сомневаюсь, как и в том, что на Украине до сих пор в научной среде трудятся те, кто свои ученые степени получал в СССР. Поэтому я и оговаривал, что нужно определенные условия для возрождения, да и то я сомневался, что они смогут возродится. Кстати, бронетанковый завод это не профильный академический НИИ, где мозги у многих сохранились еще с советских времен.
      4. mu1972
        mu1972 22 января 2021 23:39
        0
        +100% к жизни,+50% к броне+80%
    2. ТермиНахТер
      ТермиНахТер 19 января 2021 18:59
      0
      Пукал в сторону "Позора", но это не важно. Важно, что котлету Параше занесли, все остальное - ерунда.
  2. businessv
    businessv 19 января 2021 14:29
    +12
    Ранее ХКБМ приобрело у ЛБТЗ комплект стапелей для сварки корпуса бронемашины «Дозор-Б» по 375 468 гривен (около 1 млн рублей по официальному курсу).
    Даже не знаю, что можно сказать российскому читателю по поводу продукции украино - польского тандема?! Лично мне безразлична судьба недобронемобиля, который не могут довести до ума в течение 17 лет, как и судьба людей, которые это допустили! Мне очень интересно, есть ли заказы на наш "Тигр", испытания которого на его устойчивость к взрывам и выстрелам я видел в Военной приёмке. И если заказы есть, то сколько? soldier С Крещением Христовым всех! Всем здоровья, добра и благополучия! smile
    1. dvina71
      dvina71 19 января 2021 14:42
      +8
      Цитата: businessv
      Мне очень интересно, есть ли заказы на наш "Тигр"

      ...В дальнем зарубежье помимо КНР «Тигры» трудятся в Иордании, Монголии, Уругвае, Конго, Гвинее и Словакии. По некоторым сведениям некое количество «Тигров» было передано нашими военными сирийским военнослужащим...
      1. Инсургент
        Инсургент 19 января 2021 14:45
        +3
        Цитата: dvina71
        и Словакии

        В Словакию-то, страну-члена НАТО,"Тигр" каким ветром занесло ? belay
        1. dvina71
          dvina71 19 января 2021 14:46
          +4
          Цитата: Инсургент
          В Словакию-то, страну-члена НАТО,"Тигр" каким ветром занесло ?

          В полицию.
          1. Инсургент
            Инсургент 19 января 2021 14:50
            +6
            Цитата: dvina71
            В полицию.

            Я,чесслово,"Ниву" в полиции Чехии видел, но "Тигр" в Словакии,пусть даже в полиции,для меня неожиданность yes
            Сейчас буду искать информацию.

            1. Инсургент
              Инсургент 19 января 2021 14:59
              +2
              Цитата: Инсургент
              Сейчас буду искать информацию.


              Да,так и есть.Оказывается в 2016м,на ВО была краткая статья об этом, но тогда я был занят несколько иными делами,и информация от меня "ускользнула".
            2. yehat2
              yehat2 19 января 2021 15:28
              +4
              Ниву закупала и Англия - более 200 штук для сельской полиции, в США у фермеров популярна.
              1. Инсургент
                Инсургент 19 января 2021 15:36
                +3
                Цитата: yehat2
                Ниву закупала и Англия - более 200 штук для сельской полиции, в США у фермеров популярна.

                Так и УАЗ "Патриот" начали продавать в США через итальянскую фирму-прокладку.
                Компания Bremach Inc. стала официальным дистрибьютором УАЗ "Патриот" и "Пикап" в США и с октября 2020 года продаёт российские внедорожники под собственным шильдиком.
                УАЗ "Патриот" получил в США новое имя - Bremach Taos, модель в кузове "Пикап" окрестили Brio.
                Цена внедорожника Taos - 26 405 долларов (примерно 1.97 млн рублей).

                1. yehat2
                  yehat2 19 января 2021 15:39
                  +3
                  Итальянцы тюнингуют сильно машину, а в Англию Нива шла почти без изменений - там только сидушки и другую мелочевку меняли. В Германии есть стабильная тусовка фанатов ВАЗа, но они покупают в год не более 3-4 тысяч.
                  1. Инсургент
                    Инсургент 19 января 2021 15:49
                    +4
                    Цитата: yehat2
                    В Германии есть стабильная тусовка фанатов ВАЗа, но они покупают в год не более 3-4 тысяч.

                    И в Швеции. "Нива" по всему миру катается, и что интересно с самыми доброжелательными отзывами, в отличии от некоторых российских СМИ и "экспертов" - "сколько можно это старьё клепать, пора на свалку"...

                    Вот и "Нива-тревелл" ещё толком в продажу не поступила, а на неё уже льют из всех помойных вёдер.

                    1. Кот_Кузя
                      Кот_Кузя 20 января 2021 06:49
                      +1
                      Цитата: Инсургент
                      в отличии от некоторых российских СМИ и "экспертов" - "сколько можно это старьё клепать, пора на свалку"...

                      Нива это классика, отличный автомобиль для своего предназначения - поездок по бездорожью с относительным комфортом, причем за очень небольшие деньги. Жил бы на селе - однозначно купил бы Ниву.
                      1. nsm1
                        nsm1 24 января 2021 10:51
                        +1
                        У меня была в распоряжении короткая нива, для обслуживания кустов.
                        Давно, когда еще хорошие дороги не везде были.
                        Исключительно положительные впечатления, крутая машинка.
            3. Авиатор_
              Авиатор_ 19 января 2021 20:54
              +1
              А я в ЮАР "Ниву" встретил
            4. Авиатор_
              Авиатор_ 19 января 2021 20:59
              +1
              Вот здесь лучше видно
      2. businessv
        businessv 19 января 2021 19:03
        0
        Цитата: dvina71
        ...В дальнем зарубежье помимо КНР «Тигры» трудятся в Иордании, Монголии, Уругвае, Конго, Гвинее и Словакии.

        Класс! good Спасибо за информацию, коллега! smile
    2. ВПП
      ВПП 19 января 2021 14:47
      0
      Тигр - 7тонн недоразумения. Дань моде. Насытят МО/«Гвардию»/МВД - начнут новомодную тележку-багги стряпать.
  3. Андрей Николаевич
    Андрей Николаевич 19 января 2021 15:07
    +3
    ,, кооператоры" несчастные. Уголь Донбасса-"из Пенсильвании " газ Газпрома-" из Европы", броня - из Новолипецка. Национальная черта- обмануть друг- друга. Странный народец....а как скакали,в 91, скакали- в 2004. Скакали- в 2014.. Украина- - географическо- политическое недоразумение.
    1. zenion
      zenion 19 января 2021 16:20
      0
      Самое главное, основнэ, пидпалыты хату, щоб у сусида сральнык згорив.
  4. zenion
    zenion 19 января 2021 16:18
    0
    Трещины можно законопатить пластилином, главное, что бы на голову не текло. Если на машине есть ствол, то во время движения можно из буряка гнать самогон марки "Самжэнэ" типа французский.
  5. sgrabik
    sgrabik 19 января 2021 18:20
    +1
    Анекдот про "хохло Дозор": Это дырявое ведро на колёсах, что, разве ещё и ехать может??? Может, но не далеко и хреново-хреново!!!
  6. Кonstanty
    Кonstanty 19 января 2021 19:49
    +1
    Извините, в названии есть ошибка. В нем написано "Дозор" вместо "Позор" laughing
  7. Саша с Уралмаша
    Саша с Уралмаша 19 января 2021 20:36
    +1
    Да !Обосрись некачественная броныя усраинских войск!
  8. DKuznecov
    DKuznecov 19 января 2021 20:44
    -4
    Статья эммм, немного кособокая.
    С одной стороны, автор хочет похвалить наших соседей,
    что вооружаются, по силам и возможностям.
    С другой стороны - ругает за такие потуги.
    Трещины (какие интересно, где именно)
    в небольшой (!) (какой именно ?) партии машин...
    Сорт стали не тот (плавки разные бывают, где цифры, интересно)
    НЛМЗ приплели, типа по-слухам, он тут сбоку-припека (а чего тут страшного).
    В-общем, статья похожа на сплетни бабулек на лавочке у подъезда,
    никакой конкретики и куча корвалола.
  9. APASUS
    APASUS 19 января 2021 22:03
    0
    Дааа ,тяжелая судьба у машины
    У опытных образцов новых украинских бронемашин «Дозор-Б» во время испытаний образовались сквозные трещины в бронекорпусе. 05.04.2016
    В результате поставки этих машин в Вооруженные силы Украины пришлось отложить.
    По данным СМИ, трещины длиной около 40-50 сантиметров находятся в зоне расположения двигателя. Броневики, на которых обнаружились эти дефекты, прошли немногим более 400 и 100 километров.