Один день советского солдата: хроника 1980-х

82

Служба в Советской армии. Для одних это воспоминания, от которых потянет к «рюмке горького чая», для других – тоже воспоминания, но уже с налётом позитивной ностальгии. Для многих – это что-то из рассказов отцов и дедов. И чем дальше от нас уходит советская эпоха, тем с более разными чувствами одни будут о ней вспоминать, а другие пытаться понять, что же было потеряно в 1991 году.

В своё время советское Гостелерадио создавало документалистику, которая была посвящена Вооружённым силам страны, тому, как проходят службу молодые солдаты – новобранцы – и те, кто уже успел «потоптать плац» и, возможно, понюхать пороха.



К такой документалистике относится и лента от 1987 года – «Один день советского солдата».

Те, кто проходил в то время службу, вспоминают, что подобного рода документальные фильмы часто называли «В гостях у сказки». Причина проста - уж слишком всё «идеалистично», «гладко причёсано» в подобного рода лентах.

Несмотря на то, что такие документальные сюжеты носили, главным образом, пропагандистский характер, тем не менее, сегодня они привлекают к себе внимание. И голоса другие, и лица другие, и размышления - тоже. Всё другое...

Повествование ведётся от лица заместителя командира взвода:

82 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    20 января 2021 18:56
    Не могу смотреть...
    Воспоминания захлёстывают.
    Так и хочется в то время вернуться...
    1. +9
      20 января 2021 19:03
      Да, кажется недавно всё это было, эх!
      1. +2
        20 января 2021 19:10
        Цитата: фигвам
        Да, кажется недавно всё это было, эх!

        Да как вчера в СА провожали...
      2. 0
        26 января 2021 16:43
        Тем боле каждый здесь представляет как такие фильмы на самом деле снимались!)))
    2. +7
      20 января 2021 19:13
      время -это такое ..что....даже.около стояли.были и будем. мимо летит и не видимо.на хлеб не намажешь , а числиться самым дорогим ресурсом во Вселенной.
      1. +14
        20 января 2021 19:16
        Да уж. Остались только воспоминания. И ведь в основном хорошие. Плохое как то забылось... smile
        1. +3
          20 января 2021 22:14
          Цитата: Липчанин
          Да уж. Остались только воспоминания. И ведь в основном хорошие. Плохое как то забылось... smile

          И хочется выпить drinks
  2. +10
    20 января 2021 19:03
    Какая красота , как молоды мы были!
    1. +11
      20 января 2021 19:11
      Цитата: Stav
      Какая красота , как молоды мы были!

      Какие планы на жизнь строили... smile
      1. +8
        20 января 2021 20:49
        Цитата: Липчанин
        Какие планы на жизнь строили...

        Недавно снится мне сон, иду я как бы молодой, мимо ворот своего подразделения и думаю, вот тут я буду служить. И вдруг "стоп"! Ведь всё это уже было и прошло! Всё это в прошлом!.......Такой вот сон. А так постоянно снится моё возвращение на службу в моё подразделение. Даже сегодня снилось. Не отпускает....
        1. +5
          20 января 2021 20:56
          Цитата: майор147
          Недавно снится мне сон,

          Мне где то лет до 45 примерно раз в 6 месяцев снилось, что стою я на плацу и вдруг с других площадок начинают взлетать боевые ракеты...
          А это значит война....
          Значит сейчас ответка прилетит и спрятаться негде, степь кругом...
          И такая тоска...
          Просыпался в поту smile
          1. +2
            21 января 2021 09:03
            Цитата: Липчанин
            Мне где то лет до 45 примерно раз в 6 месяцев снилось, что стою я на плацу и вдруг с других площадок начинают взлетать боевые ракеты...
            А это значит война....
            Значит сейчас ответка прилетит и спрятаться негде, степь кругом...
            И такая тоска...
            Просыпался в поту

            А я среди ночи просыпался и трясущимися руками пил на кухне коньяк. Снилось, что никак не могу магазин в АКМС вставить. Я его туда - а он не лезет...
        2. +11
          20 января 2021 22:48
          [quoteНедавно снится мне сон][/quote]
          А мне лет до 50 снилось, что снова призвали. Недоумеваю - как же так? Отслужил уже... И одна только мысль - да ничего уже не боюсь, всё знаю и со всем справлюсь.
          1. +4
            21 января 2021 15:01
            Цитата: Александр Копычев
            [quoteНедавно снится мне сон]

            А мне лет до 50 снилось, что снова призвали. Недоумеваю - как же так? Отслужил уже... И одна только мысль - да ничего уже не боюсь, всё знаю и со всем справлюсь.[/quote]
            ===
            обычно сны забываются, но вот один из тех, которые отпечатался прочно:
            - призвали на срочку повторно, на призывном и в части (той же) пытаюсь доказать/вразумить начальству и прапору комвзода, что уже проходил службу, документов на это нет, не помнят, и тащу я службу вторично )
            1. 0
              21 января 2021 19:56
              обычно сны забываются, но вот один из тех, которые отпечатался прочно:

              Да разве такое забудешь? Я не о снах. За долгую жизнь заметил, что в мужских беседах об Армии можно вспоминать бесконечно... И всё тяжёлое представляется весёлым, и "подвиги" свои с годами круче. А всякая пена давно смыта чистой водой воспоминаний. А в своих снах, как и Вы, являлся в свою батарею, надо так надо, не вопрос. Два года быстро пролетят.
          2. 0
            22 января 2021 11:22
            Я думал что это только у мня
    2. +5
      20 января 2021 20:03
      Цитата: Stav
      Какая красота , как молоды мы были!

      Да, сдать страну без боя нужно постараться, нужно быть очень большим молодцом
  3. +10
    20 января 2021 19:07
    Судя по тактическому знаку на БРДМах, это противотанкисты 24 Самаро-Ульяновской Железной дивизии.
    1. +4
      20 января 2021 20:30
      Цитата: AlexGa
      Судя по тактическому знаку на БРДМах, это противотанкисты 24 Самаро-Ульяновской Железной дивизии.

      Как Вы ее там успели рассмотреть... Обычно такие фильмы снимали в "придворных" дивизиях, в той же Кантемировской или Таманской, но спорить не буду, тем более, что на посту номер один у них очень примечательное знамя показано было.
      Я так думаю, что сейчас об этом там уже не вспоминают
      Приказ заместителя Народного комиссара обороны о возвращении 24-й Бердичевской стрелковой дивизии Боевого Красного Знамени № 035 20 февраля 1944 г.
      В августе месяце 1941 г. в районе деревни Анютин, Чериковского района, Могилёвской области в неравном бою с немецкими захватчиками погибли три неизвестных офицера Красной Армии, несшие с собою Боевое Красное Знамя 24-й стрелковой дважды Краснознамённой Самаро-Ульяновской Железной дивизии.
      Это знамя было сохранено и передано в 1943 г. Красной Армии бывшим солдатом 301-го Бобруйского пехотного полка старой русской армии колхозником Дмитрием Тяпиным.
      Для сохранения славных боевых традиций старейшей дивизии Красной Армии вернуть 24-й стрелковой Бердичевской дивизии Боевое Знамя и впредь её именовать: «24-я стрелковая Бердичевская Самаро-Ульяновская дважды Краснознамённая Железная дивизия».
      За сохранение Боевого Знамени старейшей дивизии Красной Армии патриота Советской Родины — гражданина Дмитрия Тяпина навечно зачислить в списки одного из полков 24-й стрелковой Бердичевской Самаро-Ульяновской дважды Краснознамённой Железной дивизии и представить к награждению орденом Красного Знамени.
      Заместитель Народного комиссара обороны Маршал Советского Союза Василевский
      1. +7
        20 января 2021 20:51
        Цитата: svp67
        Я так думаю, что сейчас об этом там уже не вспоминают

        Легендарная дивизия была, но после распада СССР вошла в состав ВС Украины, в 2014 году 24-ая отдельная механизированная Самаро-Ульяновская, Бердичевская, ордена Октябрьской Революции, трижды Краснознаменная, орденов Суворова и Богдана Хмельницкого Железная бригада участвовала в боевых действиях на Донбассе, попала в Изваринский котёл, командир бригады сбежал, бросив личный состав, бригада понесла большие потери, часть прорвалась, часть попала в плен к ополченцам, многие перешли на российскую территорию и сдались. Вот такой бесславный конец и позор sad
        1. +5
          20 января 2021 21:18
          Жаль, прославленная дивизия, а досталась...
        2. 0
          22 января 2021 11:24
          Вы говорите о двух разных подразделениях
        3. +2
          22 января 2021 12:13
          Изменилось название. Другое Знамя части. Ордена и места славы не упоминается при названии части. 24-ая бригада умерла вместе с Союзом. Укропы слепили совершенно новое подразделение. И вот эта новая бригада,свободная от истории, героев и морали воевала на Донбассе.
      2. +10
        20 января 2021 21:10
        Я с ними на Запад-81 впервые столкнулся. У них примечательный знак - в круге две горы и дорога петляющая. Из придворных они единственные кому не присвоено Гвардейское звание, а это сразу бросается в глаза. Вы же помните как снимались в те времена рекламные фильмы про армию. Историей этой дивизии я интересовался ещё в школе. Семья военная, традиции военные, поэтому и интересы военные. 24 дивизия до войны базировалась в Молодечно и Воложине Минской области. В первые дни войны, уже под Лидой им досталось сильно. Группа разведбата дивизии в немецких тылах выносили Боевое Знамя. Последние погибли под Чериковым. Остальное Вы написали. Мой друг заменился в Прикарпатье, а я в Белоруссию. Как только хохлатые самостийность провозгласил и, друг перебрался в Орджо, в зону ЧП. Да что говорить, развал Союза по всем нам военным дорого обошёлся. Нам в Белоруссии проще было, как только избрали Лукашенко, страна сделала шаг назад в СССР. Нациков местных загнали под лавку, но глядя на события сейчас-не добили гадов.
        1. 0
          25 января 2021 08:48
          Учитывая, что никакого иного обоснования существования РБ, кроме нациков, не существует, это даже не смешно. Просто бестолковых попросили не гавкать раньше времени.
  4. +4
    20 января 2021 19:22
    Ах как хочется в то время в ту армию ,где же ты добрый наш Советский Союз который оболгали и грязью облили сегодняшними горе правители и торгашы
    «Вставай страна огромная»
    твое время ещё настанет
    1. +6
      20 января 2021 20:02
      Ах как хочется в то время в ту армию ,где же ты добрый наш Советский Союз который оболгали и грязью облили сегодняшними горе правители и торгашы
      «Вставай страна огромная»
      твое время ещё настанет

      Разве все эти правители и торгаши не из того же Советского Союза? А, наверное, Союз на другую планету улетел, оставив нас болезных тут мучится.
      Советский Союз который оболгали и грязью облили

      Кто его сейчас грязью обливает? Вот где тащат во власть всякую либерастню, вот там и обливают. РФ сейчас чуть ли не последний оплот
      1. -3
        20 января 2021 20:22
        Торгаши были везде и всегда но не они балом правили, а сейчас бывшие бандиты из 90х переименовали себя бизнесменов и имеют огромное влияние на власть
        А о каком оплоте вы ведёте речь ?))
        Оплот чего? Вы съездите в Монако и увидите собственными глазами какой он наш российский оплот .
        1. -1
          20 января 2021 20:28
          Цитата: vavilon
          Торгаши были везде и всегда но не они балом правили, а сейчас бывшие бандиты из 90х переименовали себя бизнесменов и имеют огромное влияние на власть
          А о каком оплоте вы ведёте речь ?))
          Оплот чего? Вы съездите в Монако и увидите собственными глазами какой он наш российский оплот .

          Вы говорили про обливание грязью. При чем тут вообще Монако?
          а сейчас бывшие бандиты из 90х переименовали себя бизнесменов и имеют огромное влияние на власть

          И насколько они имеют огромное влияние на власть? Такое же как на Украине, или чуточку пониже?
          1. 0
            20 января 2021 21:01
            Ну во первых это вы писали а не я что РФ последний оплот, а я вас спросил оплот чего ? , вот и я вам посоветовал отправится в Монако и увидеть тот самый современный российский оплот на который вы так уповаете.
            1. -1
              20 января 2021 21:06
              Цитата: vavilon
              Ну во первых это вы писали а не я что РФ последний оплот, а я вас спросил оплот чего ? , вот и я вам посоветовал отправится в Монако и увидеть тот самый современный российский оплот на который вы так уповаете

              Вы издеваетесь, или мне просто кажется?
              1. -1
                20 января 2021 21:14
                Уважаемый , прочтите внимательно от начало до конца нашу с вами дискуссию а не перекручивайте все с ног наголову
                С уважением .
                1. +1
                  20 января 2021 21:20
                  Цитата: vavilon
                  Уважаемый , прочтите внимательно от начало до конца нашу с вами дискуссию а не перекручивайте все с ног наголову
                  С уважением .

                  Крайне уважительно все прочитал, но так и не нашел связи между:
                  наш Советский Союз который оболгали и грязью облили

                  и Монако

                  Вы говорите немного о разных вещах, но решительно отказываетесь это понимать
                  1. -2
                    20 января 2021 21:28
                    «РФ сейчас чуть ли не последний оплот»

                    Это ваши слова ?
                    1. 0
                      20 января 2021 21:55
                      Цитата: vavilon
                      «РФ сейчас чуть ли не последний оплот»
                      Это ваши слова ?

                      В плане:
                      наш Советский Союз который оболгали и грязью облили

                      Практически да
                      1. -2
                        20 января 2021 22:09
                        Практически нет а теоретически да
                      2. -1
                        20 января 2021 22:22
                        Цитата: vavilon
                        Практически нет а теоретически да

                        Практически, потому что есть еще определенные страны.
                      3. -2
                        20 января 2021 23:11
                        Всему своё время
      2. +5
        20 января 2021 20:34
        Оплот чего именно? Главная несущая основа Союза Советских Социалистических Республик - коммунистическая, марксистско-ленинская идеология. Она же главный и единственный смысл его, Советского Союза, существования как такового.
        1. 0
          20 января 2021 20:37
          Цитата: Terran Ghost
          Оплот чего именно? Главная несущая основа Союза Советских Социалистических Республик - коммунистическая, марксистско-ленинская идеология. Она же главный и единственный смысл его, Советского Союза, существования как такового.

          Как же с вами тяжело, человек писал про то, что Союз оболгали и грязью облили. При чем тут вообще идеология?
    2. 0
      20 января 2021 20:31
      Снова задам два неудобных вопроса.
      1) Верите ли Вы в то, что коммунизм (который по Марксу - с "от каждого по способностям, каждому по потребностям", правом каждого на свободное развитие, отмиранием государства как политической сущности, потребительским товарным изобилием) в принципе можно построить?
      2) Если ответ на первый вопрос "да" - считаете ли Вы, что коммунизм можно построить теми методами, которыми его строила РСДРП(б)/РКП(б)/ВКП(б)/КПСС?
      Просто возможно неприятная для многих истина в том, что без марксистко-ленинской идеологии Советского Союза не бывает и быть не может в принципе.
    3. 0
      26 января 2021 13:13
      быть храбрым честным дисциплинированным воином с достоинство и честь быть всегда готовым выступить......помнишь вавилон а я помню Присягу .служил 64-67 а где же были военные когда произошел развал СССР засунули свою честь в одно место я имею основном офицеров. до сих пор не могу найти концов как в то время произошел раздел ВС . ..не могут объяснить распад СССР Присяга отменена бери сидор и по домам так что ли а достоинство а честь. а прежнего времени уже не настанет как бы нам с Вами не хотелось
  5. +9
    20 января 2021 19:29
    уже с налётом позитивной ностальгии

    Это да... Хотя фильм, конечно, агитка. День советского солдата сильно зависел от срока службы. К примеру:
    1. Перед рассветом солдатам снились обычно совсем другие композиции.
    2. Вместо зарядки старослужащие обычно расползались по сушилкам, каптеркам и прочим нычкам досматривать п.1
    3. Утренний развод мало напоминал парад на Красной площади под оркестр.
    4. Солдат, сидящий в библиотеке... это фантастика.
    5. Новенькая техника - тоже фантастика, а вот начищенные гуталином колеса - чистая правда laughing
    ... и т.д.
    1. +9
      20 января 2021 21:02
      Цитата: Gato
      фильм, конечно, агитка.

      Вот типичный день советского солдата призыва осень-1977 года в Учебном центре войск связи г. Самарканд.
      1. Подъём, умывание, заправка постелей, построение, развод на строительные работы.
      2. Завтрак, развод на строительные работы.
      3. Обед, строительные работы.
      4. Ужин, (варианты) а. наряд на чистку картошки до 2-х ночи; б. продолжение строительных работ до 21-30 час. с последующим подъёмом ночью на пару часов, для занятий по изучению станции Р-404.
      И так 6 месяцев с незначительными вариациями. Итог: - 44 кг веса и умение включать и выключать станцию.
    2. +1
      20 января 2021 22:46
      Цитата: Gato
      уже с налётом позитивной ностальгии

      Это да... Хотя фильм, конечно, агитка. День советского солдата сильно зависел от срока службы. К примеру:
      1. Перед рассветом солдатам снились обычно совсем другие композиции.
      2. Вместо зарядки старослужащие обычно расползались по сушилкам, каптеркам и прочим нычкам досматривать п.1
      3. Утренний развод мало напоминал парад на Красной площади под оркестр.
      4. Солдат, сидящий в библиотеке... это фантастика.
      5. Новенькая техника - тоже фантастика, а вот начищенные гуталином колеса - чистая правда laughing
      ... и т.д.

      Несогласен с пунктом 4 wassat
      Я на тумбочке дневального ночами почти все сочинения Ленина прочитал за службу в армии laughing Библиотека в нашей части была хорошая, правда, в основном Ленин-Брежнев, но была и вся русская классика почти в полном собрании good
      1. +2
        21 января 2021 06:03
        Библиотека она, конешно, бывала. Но не потерять (в армии другой термин немного) взятую книгу было тудно. Т. к. Потом за нее платить. А тырили книги на туалетную бумагу и т. п. цели. Таким уважением среди болтшинства населения пользовалось печатное слово.
        1. 0
          23 января 2021 22:13
          Ну не все так трагично. Наибольшим уважением армейской общественности пользовались СМИ, в частности "Красная звезда" (для снобов) и окружная газета для всех остальных
    3. -1
      21 января 2021 01:09
      Gato (Сергей) Вчера, 19:29
      Хотя фильм, конечно, агитка.

      Меня тоже - "терзают смутные сомненья"(ц)
      На коллаже -
      1. Главный герой фильма "Один день советского солдата" - сержант В. Шамин. 1987 год.
      2. Актёр Александр Фатюшин в роли сержанта Карпенко.
      Фильм "Весенний призыв". 1976 год.


      "Совпадение? Не думаю"(ц) wassat lol
      1. +1
        21 января 2021 06:06
        Первый порыв был - такую ерунду смотреть не буду. Сказки про это мне не нужны.
        Почитал коменты, и думаю: мож глянуть, поржать...
    4. 0
      23 января 2021 20:29
      Плюс конечно. Добавлю от себя!
      Замка никто бы первым из стоящих на тумбочке будить не осмелился. Ибо есть дежурный и это его проблемы. А ьудить дедушку СА да ещё замка? Не смешите.
      Вот брдмки не рассмотрел. Фагот Конкурс?
      Я так понимаю что снималось это всё в какой то придворной дивизии. И вот эти съёмки им таки попили кровушки.
      Техника снималась боевая а не рядовая учебная. Поэтому и колёса в гуталине. Зампотех и бойци потом отмывая долго наверное вспоминали кино.
      Солдаты в столовке как в кафе? С смешками и разговорчиками, . Там же расписанная очередь по подразделениям. И если тот же замок не в духе то молыдым могли и 5 минут на обед не дать.
      Ну и вечером сержанты с офицерами пьют чаёк и поют песни под гармонь?
      Ну это точно в гостях у сказки.
      У офицера на вечер свои планы. И даже у дежурного по части таких идей не возникнет. Ему бы проверить отбой да что бы самоходчики не сильно шалили.
  6. +2
    20 января 2021 19:31

    Как то так.... soldier
    1. +3
      20 января 2021 20:32
      ---------------
  7. +6
    20 января 2021 19:37
    Очень сильно от места службы зависело. В учебке да, довольно похоже на фильм. По крайней мере не дай бог офицер или сержант увидит что при встрече солдат-солдат они честь друг другу не отдали, наряд как минимум обеспечен. Ну и вообще устава устав.
    В войсках уже совсем все по другому. Меньше устава больше жизни так сказать :)
    В командировках вообще партизанщина сплошная.
    1. +3
      20 января 2021 20:46
      Цитата: Yakut
      В войсках уже совсем все по другому. Меньше устава больше жизни так сказать

      Абсолютно верно
      Учебка и ВЧ, небо и земля
      В учебке мл. сержант уже недосегаемый начальник. Офицер, небожитель.
      В части офицеры с капитана как минимум начинаются laughing
      1. +4
        20 января 2021 21:11
        Да да. В ВВС офицеры и прапора обычно ходили в летной или технической форме. Погон нет, гарнизон большой (дивизия стратегов), всех не упомнишь, идешь и гадаешь кто тебе на встречу прет прапор мазута со склада ГСМ или подполковник :)
        1. +3
          20 января 2021 21:20
          У нас когда "Интеркосмос" начался, ещё чуднее было. Как только приезжали на тренировки интерэкипажи, с ними приезжали иностранные журналисты
          А так как космос у нас как известно был мирный, практически весь ЛС увозили их части, а тех кто оставался, переодевали в "песочную" робу.
          Это что то вроде пижамы. На ногах сандали, на голове беретка.
          И строжайший приказ, обращаться только по имени отчеству laughing
          1. +5
            20 января 2021 21:47
            Ну да в СА чудес хватало. У нас два борта были в Аэрофлот перекрашены. Работали в Афгане и в Анголе. Экипажи в Аэрофлотовской форме с гражданскими документами летали. Типа если собьют или посадят не там где надо, то идет отмазка. Мы гражданский борт потеряли ориентировку :)
            1. +4
              21 января 2021 01:33
              ох уж этот Аэрофлот! Единственная гражданская авиакомпания с самолетами ДРЛО на вооружении smile
              1. +2
                21 января 2021 05:33
                Цитата: Avior
                Единственная гражданская авиакомпания с самолетами ДРЛО на вооружении

                Ага, а так же умевшая доставлять своих "пассажиров" в любую точку мира
    2. +4
      20 января 2021 21:24
      В командировках вообще партизанщина сплошная.

      Особенно командировки "на целину" (это когда ежегодно собиралась автомобильная кампфгруппа на уборку урожая в сельское хозяйство) - там вообще гражданка со всеми втекающими и вытекающими последствиями fellow
  8. +6
    20 января 2021 20:13
    И голоса другие, и лица другие, и размышления - тоже. Всё другое...

    1. +8
      20 января 2021 22:19
      Нетипично выглядит слишком взрослым на фото, старше своих лет.
      Сразу видно, что в армии пользовался уважением.
      К сожалению, он разбился во время репетиции в цирке:(((
      1. 0
        26 января 2021 17:07
        ПКМ чтоли тащит ? :) У меня брат вспоминал как у них на БАМе,в 75-м,в роте здоровый жлоб-москвич отхватил от щуплого пацана из Оренбурга "люлей". И заплакал. А смотрелся таким "гулливером"...
  9. +8
    20 января 2021 21:26
    Фильм откровенно пропагандистский, конечно, но носталия- настоящая.
    Было комедийное шоу в 90 х, Маски, одну из серий об армии снимали в нашей части, на нашем плацу- смотрю периодически, ностальгия выше крыши:)))
  10. +1
    20 января 2021 21:57
    Службу я начинал в "технической" учебке...Когда приблизился срок "распределения", то одним из ужасов для нас курсантов была перспектива надеть красные погоны ;то есть попасть в мотострелковую часть или в УР! Все предпочитали носить чёрные...или голубые погоны; то есть попасть в "технические" войска или в ВДВ! Мне удалось проносить чёрные погоны от начала до конца службы...
  11. +2
    20 января 2021 22:19
    Мне, после увольнения в запас, лет пять часто снился один и тот же сон, что меня снова забирают в армию, хотя я точно знаю, что отслужил. Не то, что бы кошмар, но уж очень не хотелось. Примерно после десятого просмотра этого сна я уже понял, что не отвертеться и пошел служить, но уже как бы "дедом". Стало легче, а потом и вовсе прошло.
    Всякое бывало. И хорошее, и плохое. Начинал в сержантской учебке (ПВО) под Рузой, на оператора СРЦ. Потом, ленинградская отдельная армия ПВО страны. Бывал на полигоне, под Сары Шаганом, стреляли...
    1. +4
      21 января 2021 03:35
      Мне много лет такой же сон снился. Перестал, уже когда мне лет 45 исполнилось... Я им все доказывал, что не могу опять в молодые, т.к. уже был раньше дедом... :)
      1. 0
        21 января 2021 07:26
        Именно об этом.
        Не сажу, что в нашей части была уж очень лютая дедовщина. Да и к тому же я был сержантом, что снимало с меня часть обязанностей. Но и всё же, на первогодок ложилась вся грязная и тяжелая работа. Ну и конечно, некое психологическое давление. В моём же взводе дедки понтовались передо мной по полной программе. Другое дело в том, что мои "массогабаритные" характеристики не позволяли им входить со мной в близкий контакт и я достаточно твердо пресекал неподчинение там, где это касалось их служебных обязанностей.
  12. 0
    20 января 2021 22:42
    А что не так? Ну не один день показан, а масштабные учения... Только до этого сколько дней потрачено и сколько пота пролито? А лирика? Она всегда была, не такая политизированная, но была!
  13. +2
    21 января 2021 02:42
    брдм - как много в этом слове! для меня
    правда у меня была рхзбм
  14. +4
    21 января 2021 03:33
    Я дембельнулся в 87м. Что-то - похоже на правду. Половина - точно из "приходи сказка". Не обращались сержанты на "вы" к рядовым. Ну и разные рода войск у всех были. У нас - боевые дежурства "6 по 6". Спали в сутки 1й год по 5- 5,5 часов суммарно. Какие там нафиг шахматы?
    1. +2
      21 января 2021 06:10
      Что? Правда на "вы" ? laughing
      Придется кино посмотреть. Как домой приду.
      А потом историки напишут: воспоминания все ваша - это наратив, верить нельзя. А вот фильмец - документ. Так оно и было
    2. +2
      21 января 2021 20:05
      Не обращались сержанты на "вы" к рядовым.

      Это и самое страшное, когда на Вы... тогда, не обессудь - Устав!!!
  15. +3
    21 января 2021 03:49
    Вернуться бы обратно в то время.Хоть ненадолго
  16. +2
    21 января 2021 09:57
    Помнится только хорошее.Ну гоняли не слабо и окестр на разводе был,благодарен за это.Жаль только что кончали 111гв.пдп.105гв.вдд.Но добрая память осталась.75-77.
  17. Naz
    +1
    21 января 2021 12:48
    Мда, а я автомата в армии не видел. Только на гражданке стрелял.
  18. +1
    22 января 2021 09:15
    Как раз служил 86-88. Как вчера было...
  19. +1
    22 января 2021 12:29
    Как у нас в учебке в/ч 20222 Раздольное под Владиком 1985
  20. 0
    23 января 2021 23:04
    - Вспомнил,как принимали присягу после КМБ... 28 декабря - холодина под 30!
    - И над плацем флаг - от мороза из красного ставший розовым... wink
    - Думал, после двух зим в армии, никогда не прогреюсь...
    - Выстроят на вечернюю поверку: Мороз, темнота... И в клубе самодеятельность репетирует:"... Чья здесь вина, может пойму... " и " Птицы вечером весенним к нам летят издалека..." yes
  21. 0
    25 января 2021 10:09
    Мои БРДМки, я тоже служил на них. ПТАБ-2 в Мотострелковом полку ЗГВ. До этого в Ковровской учебке, Владимирская область.
  22. 0
    26 января 2021 17:00
    Узнаю родную "краснознаменную"...
  23. 0
    1 марта 2021 10:38
    Передача "Служу Советскому Союзу" называлась - В Гостях у сказки. Особенно понравилась столовая и мирно сидящие зольдаты за столом. Никто не забирает у молодых сахар и масло ,нету кусков вареного сала с шерстью вместо мяса. Зольдаты в новой поглаженной форме, А сержант с баяном в ленинской комнате просто обрадовал ,с таким идиотским выражением лица обычно изображались герои плаката "не хватайся за оголенный провод". Не видно душар бегущих в столовую за жаренной картошкой для дедушек, не видно офицеров штаба с пузами , да вообще ничего реального не видно. Наша армия была прогнившая ,как и все государство СССР ,в нее шли очень много бездельников и приспособленцев ,за хорошей зп, за возможностями вовремя получить жилье, съездить в ГСВГ или ЮГВ, а вот "за речку" что то не было большой очереди. Не показаны кадровые части с кучей офицеров бездельников ,получающих довольствие, звезды и при этом не видивших солдат и приходивших в штаб на работу, а не на службу. Нашли что вспоминать, молодость - она конечно хорошая штука, но, слишком много дряни вокуг было накидано.