«Танки-предтечи» из Франции…

184

Самый странный прототип танка на свете: «ползоход» инженера Буаро. Фото Landships.info

«Приготовьтесь к войне,
Возбудите храбрых;
пусть выступят,
поднимутся все ратоборцы.
Перекуйте орала на мечи
И серпы ваши – на копья;
Слабый пусть говорит: «я силён».
(Иоиль 3,9-10)

Танки мира. Не так давно на ВО появился материал про… французский танк «Рено», и в нём было заявлено, что это французы вдохновили англичан на создание первого танка, ну, много всего там было написано интересного… кроме того, что действительно следовало бы написать. А следовало бы написать, что да, действительно первыми машины для действия на поле боя в Первую мировую войну начали строить именно они, французы, вот только вдохновить их «танки» кого-то и на что-то могли разве что случайным образом, настолько они были несовершенными технически. И это действительно так, потому что самый первый изготовленный ими в металле «танк», цель которого была рвать заграждения из колючей проволоки и прокладывать дорогу своим войскам, на танк не походил совершенно! И да, «устройство» это было построено во Франции, а называлось оно «машина Буаро». Причём построить её удалось в двух вариантах, и оба они по праву заслуживают название самых необычных боевых машин того времени.

Едва только манёвренный период Первой мировой войны закончился, как французским солдатам пришлось тут же столкнуться с заграждениями из колючей проволоки, которые им нужно было как-то преодолевать!




Вот он во всей красе – воистину «велик и по-настоящему ужасен»! Фото Landships.info

«Ползоход» Буаро


Резать их специальными ножницами было прежде всего опасно. Рвать снарядами – слишком дорого и иррационально. И вот тут-то своё слово и решил сказать инженер М. Буаро, первая машина которого была испытана на местности уже в декабре 1914 года. Всякому, кто её видел, она представлялась, наверное, чем-то чудовищным, поскольку это была восьмиметровая рама, состоявшая из шести плоских плит, соединённых с помощью шарниров. Внутри неё конструктор разместил некую кабину пирамидальной формы, в которой стоял мотор мощностью всего 80 л.с. и были предусмотрены места для двух членов экипажа. Кабина имела колёса и могла медленно перекатываться по рельсам внутри рамы, при этом огромные плиты, словно гусеничные траки, «мостили» перед этим чудовищем дорогу.

«Танки-предтечи» из Франции…
А вот на схеме «ползоход» выглядит нелепо, но не страшно! Фото Landships.info

То есть плиты поочерёдно падали сверху на грунт и… своим весом рвали и вдавливали в землю проволочные заграждения, ну а за машиной вполне свободно могла идти пехота. И так как вес у неё был 30 тонн, да к тому же ещё и габариты соответствующие, то и дорогу она могла проложить через самые многорядные заграждения. Только вот скорость у неё была всего лишь 3 км/ч! К тому же она совершенно не могла поворачивать! Вдобавок ещё и представляла собой просто замечательную цель для вражеской артиллерии. Поэтому сразу после испытаний от неё отказались.


Вот надо же было такое придумать… Фото Landships.info

«И как же она поворачивала?»


Буаро, однако, духом не пал, а тут же предложил военным более компактную версию с бронированным корпусом, меньше по размерам, которая теперь могла не только рвать колючую проволоку, но и форсировать траншеи шести футов шириной. Но… скорость всего 1 км/ч, равно как и радиус поворота, составлявший 100 метров, не оставили ей ни малейшего шанса быть принятой на вооружение. Кстати, совершенно не ясно, каким же образом она это делала, и что за механизм на ней стоял.


«Буаро № 2». Машина стала меньше, компактнее, но, пожалуй, на вид ещё ужаснее… Фото Landships.info


А это она же во время испытаний на местности. Фото Landships.info

Но раз она хоть как-то поворачивала, значит, что-то «поворотное» на ней всё-таки было. И на этот раз конструктор даже предложил установить в её дверцах, справа и слева по бортам, вооружение из двух пулемётов, для чего увеличил экипаж «машины» до 3 человек. Но и в таком вооружённом и усовершенствованном виде она «не пошла»!


Наверное, они тоже недоумевают – а где же у неё руль? Фото Landships.info

«Брето-Прето» – побеждать резаком и пулемётом


О провале «машин Буаро» узнал другой француз – инженер Д. Л. Брето, и идеи Буаро вдохновили его на свой собственный вариант машины для преодоления проволочных заграждений. Только вот он решил не давить их, а резать при помощи особого механического резака, представлявшего собой вертикальную пилу с механическим приводом. Образец для испытаний взялась изготовить фирма «Прето», из-за чего это новое устройство и получило двойное название: «Брето-Прето». В законченном виде оно представляло собой пятитонный забронированный колёсный трактор, вооружённый пулемётом «Гочкис» в небольшой башне.


Устройство Брето. Сами зубья были неподвижными и служили только лишь для захвата проволоки, а резала их особая цепь, устроенная по принципу современной мотопилы

Испытания сразу 10 таких «тракторов» начали проводить 22 августа 1915 года. Выяснилось, что… в целом машина неудачная. Тогда в сентябре решили поставить приспособление Буаро на бронеавтомобиль «Рено» М.1915, причём из-за добавочного веса пулемётную башню потребовалось снять. Но и с этой машиной ничего путного не получилось. И тогда в качестве шасси решили использовать гусеничный трактор «Джеффри Квад», поставлявшийся во Францию из США и использовавшийся французской армией в качестве транспортёра-буксировщика тяжёлых орудий. Однако и его шасси с «лунным рельефом» на поле боя не справилось. Он застрял в траншее, откуда его еле-еле вытащили. Третья конструкция – на базе трактора «Бэби Холт», имела корпус из специальной котельной стали и поступила на испытания в декабре 1915 года. Резак Брето на него даже ставить не стали, а постарались прежде всего выяснить уровень его проходимости. Полностью бронированный «Бэби Холт» планировалось вооружить двумя пулемётами «Гочкис» – один в носу справа по курсу, а другой в башне, установленной на корпусе. Вот это уже хотя бы как-то было похоже на танк, и опыт работы над этой машиной в какой-то мере отразился на дизайне танка «Шнейдер» СА.1.


Цепная пила на тракторном колёсном шасси

«Электротрактор» Габэ и Обрио


Затем ещё два французских инженера Поль Обрио и Густав Габе всё в том же 1915 году на шасси сельскохозяйственного трактора «Фильтц» соорудили странную, очень даже странную боевую машину, в чём-то похожую на бронебашню с двумя передними тракторными колёсами большого диаметра, которые были ведущими. Вооружение – 37-мм скорострельная пушка. Экипаж – два человека: водитель и командир, который одновременно был и стрелком, то есть и наводчиком орудия, и заряжающим. Но самое необычное в её конструкции кроме внешнего вида заключалось в двигательной установке, в качестве которой они использовали электромотор, получавший питание по тянущемуся за этим «трактором» кабелю.


«Крепость» – машина Габэ и Обрио. Фото из книги «Рассвет славы»

Внутри этот «танк» не имел ни батарей, ни электрогенератора – ничего! Зато был кабель, который сматывался со специальной катушки. И уже к ней подсоединялся либо мобильный, либо стационарный источник тока! Разумеется, боевая машина, за которой волочится «хвост» из кабеля, для армии была признана совершенно непригодной. И хорошо уже то, что оба конструктора это поняли и предложили усовершенствованный вариант, имевший в корпусе бензиново-электрическую двигательную установку и вдобавок на гусеничном ходу. Машина имела длину 6 м, ширину – 2,5 м, высоту – 2 м, боевой вес – 8-10 тонн. В августе 1915 года военные заказали конструкторам 10 таких «танков» для проведения испытаний. Но двигатель мощностью всего 45 л.с. оказался слишком слабым. Заявленной скорости поэтому и эта их машина так и не развила.


Боевая машина П. Фрота. Как видите, тогда строили всё подряд, даже не задумываясь о том, будет ли это вообще работать.
Фото Landships.info

«Тяни-толкай» Фрота


Ну а в марте опять же 1915 года инженер П. Фрот, работавший в компании «Северный канал», также предложил «боевую машину», похожую на… «тяни-толкай». Весила она 10 тонн, имела два поста управления и могла двигаться на поле боя вперёд-назад, даже не разворачиваясь. Заграждения из колючей проволоки она должна была давить за счёт формы корпуса и колёс, на которые эта проволока бы попадала. Двигатель в 20 л.с. находился в центре корпуса. Экипаж из 9 человек включал четырёх стрелков-пулемётчиков и трёх их помощников. Скорость машины была всего 3-5 км/ч, и к тому же выяснилось, что на пересечённой местности передвигаться она фактически не могла.


Боевая машина П. Фрота. Рисунок современного художника


На поле боя она была совершенно беспомощна… Фото Landships.info

Вот это, собственно говоря, и все достижения французской инженерной мысли, которые в 1915 году могли хотя бы в чём-то вдохновить англичан…


В итоге на поле боя вышли вот такие ромбовидные машины, которые и стали первыми в мире танками! Кадр из кинофильма «Новый Гулливер» (1935)

Более подробно обо всех вышеназванных машинах вы, уважаемые читатели ВО, можете прочитать опять-таки на наших страницах в материалах прошлых лет:
Экспериментальная инженерная машина Appareil Boirault №2 (Франция)
Проекты сочлененных танков Boirault Train Blindé (Франция)
Бронемашина Frot-Laffly (Франция)

Есть и интересная литература, посвящённая этой теме, причём и на русском, и на английском языке:
1. Ричард Огоркевич. Танки: 100 лет истории. Издание на русском языке, ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2019.
2. Vauvallier, F. (2014). The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles 1914-1940. Histoire and Collections Publishing, France.
3. Zaloga, S. (2010). French Tanks of WW1. Osprey Publishing.


P.S. Администрация сайта и автор выражают глубокую благодарность А. Шепсу за выполненные им иллюстрации к статье.
184 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    30 января 2021 05:55
    Да уж, порезвились французы от всей души laughing
    Как видите, тогда строили всё подряд, даже не задумываясь о том, будет ли это вообще работать.

    Гениально good
    1. 0
      31 января 2021 09:39
      Да, художника обидеть каждый может..
  2. +7
    30 января 2021 06:02
    А создание британского танка лоббировал сам Черчилль )).
    1. +10
      30 января 2021 07:28
      Цитата: Krasnodar
      А создание британского танка лоббировал сам Черчилль )).

      Возглавлявший в то время флот его величества.
      Вячеслав Олеговичу спасибо, про многие чудо-юдо из статьи читал, но фотографии, рисунки и схемы вижу впервые.
      С уважением, Влад!
      1. +6
        30 января 2021 08:34
        Цитата: Коте пане Коханка
        Цитата: Krasnodar
        А создание британского танка лоббировал сам Черчилль )).

        Совершенно верно. Будучи Первым Лордом Адмиралтейства, он принимал участие во многих вопросах, касающихся войны )).
        1. +3
          30 января 2021 19:21
          А за провальную Дарданелльскую операцию лишился своей должности
          1. +3
            30 января 2021 19:59
            Сам уволился
      2. +5
        30 января 2021 10:17
        А я вот о многом из статьи узнал впервые. Видимо из за того, что все таки эти машины и проекты больше нужно относить к инженерным машинам.
        Если же говорить о том, кто навеял на создание танков... Давайте уже и Леонарда Давинчи вспомним...
        Но материал интересен, спору нет.
        1. 0
          1 февраля 2021 12:27
          Давайте уже и Леонарда Давинчи вспомним...


          Вспоминать надо Леонардо да Винчи (не путать с черепашкой Микеланджело и песиком Бетховеном).
      3. +8
        30 января 2021 19:42
        Так и выполнены первые английские танки Марк как сухопутные броненосцы
        - морской дизайн: единое пространство внутри и башни по бокам.
        А гусеницы - чтоб не мешали - по периметру.
        Явно конструировали не автомобилисты, а моряки.
        1. +1
          30 января 2021 23:12
          ВикиВики -
          В итоге, весной 1915 года при британском Адмиралтействе был создан специализированный «Комитет по сухопутным кораблям». Создание этого института курировала Военно-морская авиационная служба (англ. Royal Naval Air Service, сокр. RNAS), которая была весьма заинтересована в бронированных боевых машинах для охраны своих континентальных береговых баз. Главой комитета стал директор Управления морского строительства Юстас Теннисон Д’Энкур

          Оказывается были задействованы и морскиё лётчики.
  3. +14
    30 января 2021 06:10
    Работы над тяжёлыми бронированными наступательными машинами велись до Первой мировой всеми участниками будущего конфликта,русский военный теоретик генерал-фельдмаршал Милютин ещё в 1912 году пророчески писал, что "машина всё более и более будет брать верх над мускульной силой человека.Вместо полевых орудий с конскою упряжью войдут в состязание на поле сражения подвижные бронированные батареи,и битва сухопутная уподобится битве морской".
    Здесь мы не только не отставали,но и опережали многих!Достаточно сказать,что основная отличительная деталь любого старинного и современного танка (гусеница) родилась в России,в Саратовской губернии.Уроженец села Никольского Вольского уезда крестьянин Федор Абрамович Блинов в 1878 году получил патент (привилегию) на "Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам".Эта конструкция и стала родоначальницей гусеничного движителя.
    "Бронеход" инженера-кораблестроителя Василия Менделеева (сына великого химика),по сути,был первым наброском сверхтяжёлого танка:170-тонная гусеничная бронемашина почти 13-метровой длины,вооружённая морским 120-миллиметровым орудием."Бронеход",или танк Менделеева,так и не был воплощён в металле:расчётная стоимость экземпляра оказалась сравнима с расходами на строительство боевой подводной лодки.
    А вот эту машину принято считать первым русским танком

    В июне 1915 г. прошли испытания "Вездехода",в результате которых выявились неплохие разгонные качества и маневренность танка,его высокая скорость,хорошая проходимость даже в условиях канавы и глубокого песка.Но, несмотря на увеличение скоростных характеристик "Вездехода" Пороховщикова,к концу 1915 автомобильный комитет ГВТУ посчитал,что данная машина недостаточно совершенна,поэтому денег на ее доработку тоже не дали.
    А вот "царь-танк" инженера Лебеденко был построен и испытан - хотя и с неутешительными результатами.

    По замыслу Лебеденко гигантские колёса должны были с лёгкостью преодолевать проволочные заграждения и окопы. Увы,на первых же испытаниях выяснилось:хотя передние колёса действительно "ломали березы, как спички",по воспоминаниям очевидцев,но задняя рулевая пара малого диаметра завязла в песчаном грунте.Вытянуть "царь-танк" не смогла даже его мощная силовая установка из двух снятых с подбитого германского дирижабля 240-сильных двигателей "Майбах".Уже построенная машина так и осталась стоять на месте испытаний,в лесу,пока в 1923 году не была разобрана на металлолом.
    1. +7
      30 января 2021 07:52
      Вождь! Если о популизме, само название «техники» согласно легенды связано с Россией! На первых танках ради секретности писали «танк, осторожно Петроград». Причём русскими буквами.
      Так что у нас, британцев и американцев танк (ёмкость, цистерна) так и осталась самоназванием танка. У французов танк называется «шар» - повозка, у поляков - «чог» - гусеница.
      По поводу танка Менделеева - игры разума, все по максимуму вплоть до 152мм орудия и пневмоподвески которыми не могут похвастаться современные ОБТ!
      Царь-танк банально удачный пиар ход, в виде личного подарка царю модели успешно преодолевающей увесистые Тома свода законов Российской Империи.
      Вездеход - мал и имел неудачную компанировку. Водитель и командир-стрелок сидели рядом.
      Вниманием вами обойдён Рыбинский танк N2. Вот он наиболее близок к тому, что выползло на поля сражений во вторую мировую!
      1. +6
        30 января 2021 07:58


        Нашёл только современный рисунок и схему первой модели танка Рыбинского завода с 107мм пушкой.
      2. +7
        30 января 2021 08:39
        Цитата: Коте пане Коханка
        Вездеход - мал и имел неудачную компанировку. Водитель и командир-стрелок сидели рядом.

        Там было место лишь для одного! Заберитесь на мой профиль - первую из 24 страниц - там статья про ВСЕ танки Пороховщикова...
        1. +6
          30 января 2021 09:00
          Цитата: kalibr
          Цитата: Коте пане Коханка
          Вездеход - мал и имел неудачную компанировку. Водитель и командир-стрелок сидели рядом.

          Там было место лишь для одного! Заберитесь на мой профиль - первую из 24 странице - там статья про ВСЕ танки Пороховщикова...

          Лень идти на первый этаж laughing
          Если верить Каторину. Испытывали «вездеход» догрузив мешками с песком.
          Предполагалось поставить на него пулеметную башню, но одновременно управлять «водить» и стрелять один член экипажа не мог. В двоем в эту «малютку» могли влезть члены экипажа только «бок-о-бок», но тогда все рано терялся смысл пулеметной башни. Эксперименты покатушек на пару, насколько я помню были - читал. Оба члена экипажа умещались на том же мешке с песком, который имитировал вес брони, водружения и башни!
          О комфорте в те времена никто не думал - отсылаю вас Вячеслав Олегович к вашей книге «Танки тотальных войн» с рисунками уважаемого Шепса - РеноФТ17 в разрезе. Насколько я помню командиру предполагалось во время боя стоять, позже сидеть в тканевой петле и только потом ему предложили стальную табуретку!!! Аналогичная эволюция была и у других танков и броневиках!
          С искренним уважением, привет Басе!
          1. +5
            30 января 2021 09:31
            Цитата: Коте пане Коханка
            вашей книге

            Помню, как же... И Вам хорошего утра. А у нас в Пензе снег, ветер... а мне идти на рынок за продуктами высокого качества. И Бася ответно Соне передает привет - спит себе на диване после утренних игр! А Злата поехала учиться водить машину. Езда по городу...
          2. +7
            30 января 2021 11:03
            Насчёт первого этажа - не удержусь.

            Индикатор среднего класса.
            Двухэтажный дом построил.
            На первый этаж послать ещё некого.
      3. +4
        30 января 2021 08:49
        Цитата: Коте пане Коханка
        Вниманием вами обойдён Рыбинский танк N2. Вот он наиболее близок к тому, что выползло на поля сражений во вторую мировую!

        На который вообще ничего нет, кроме этой схемы. Ни воспоминаний очевидцев, ни расходных фактур... на чернила и работу чертежников... НИЧЕГО!
        Будет статья продолжение этой темы еще про один французский танк. Вообще чудо техники. Но... только на бумаге. Так что бумажные "чудеса" любопытны, слов нет. Но не говорят ни о чем!
        1. +3
          30 января 2021 09:15
          Цитата: kalibr
          Будет статья продолжение этой темы еще про один французский танк. Вообще чудо техники. Но... только на бумаге. Так что бумажные "чудеса" любопытны, слов нет. Но не говорят ни о чем!

          Блуды хватало везде и всегда! От шаро-танков со скобами внутри, для привода «пердячим паром», до «бронеколпаков» на автобусы!
          «Народное творчество масс»! см. В.О. Шпаковский feel
          Луи Рено придумал не доразумение которое потом копировали все от США до России.
          Повторюсь - схема компанировки данного танка актуальна до сих пор.
          1. +4
            30 января 2021 10:49
            Может всё-таки компановка , а не "компанировка"? Извиняюсь, но немножко глаз ломает...
            1. +8
              30 января 2021 11:19
              Может всё-таки компановка , а не "компанировка"?
              Компоновка.
      4. +2
        30 января 2021 17:36
        Царь-танк банально удачный пиар ход, в виде личного подарка царю модели успешно преодолевающей увесистые Тома свода законов Российской Империи.

        Да-да, Каторин сотоварищи очень хорошо описал это в книге, узнаЮ. yes А модель таки самодержец оставил себе! drinks
    2. +7
      30 января 2021 08:37
      Цитата: Кроу
      В июне 1915 г. прошли испытания "Вездехода",в результате которых выявились неплохие разгонные качества и маневренность танка,его высокая скорость,хорошая проходимость даже в условиях канавы и глубокого песка.Но, несмотря на увеличение скоростных характеристик "Вездехода" Пороховщикова,к концу 1915 автомобильный комитет ГВТУ посчитал,что данная машина недостаточно совершенна,поэтому денег на ее доработку тоже не дали.

      Я уж не стал писать, что была на ВО и моя статья про этот "танк". Как раз на основе документов... и... как бы так сказать... "пропаганда советского времени" сильно это убожество приукрасило. Реально там танком и не пахло! Еще подробнее об этом в моих книгах "Танки эпохи тотальных войн" и "Танки уникальные и парадоксальные".
    3. +6
      30 января 2021 08:47
      Цитата: Кроу
      Вытянуть "царь-танк" не смогла даже его мощная силовая установка из двух снятых с подбитого германского дирижабля 240-сильных двигателей "Майбах"

      У него был фрикционный привод на колеса!!! Два автомобильных колеса прижаты к ободу большого колеса слева и справа! Малейшая сырость и грязь и они проскальзывали. Мощная... Какой... такое вообще сконструировал?
    4. +6
      30 января 2021 15:36
      Вождь, Вы название статьи читали? Причём здесь всё то, что Вы написали, всем и так давно известно, что "слон - истинно русское животное". Охота Вам перепечатывать то, что уже давно было опубликовано на этом сайте, и о "танке" Лебеденко и о машине Пороховщикова.
    5. 0
      30 января 2021 23:13
      Запамятовали ещё и изобретение боевого гиперболоида! Инженером Гариным hi
    6. 0
      30 января 2021 23:54
      Цитата: Кроу
      "Бронеход" инженера-кораблестроителя Василия Менделеева (сына великого химика),по сути,был первым наброском сверхтяжёлого танка:
      Только внешне: по задачам он был мобильным орудием береговой обороны ("Берег" на сегодняшние деньги).
  4. +2
    30 января 2021 06:17
    Французы такие затейники...из оружия делают французскую булочку.
    А вот когда за дело берутся немцы или русские получается реальное оружие.
    1. +1
      30 января 2021 06:31
      Цитата: Леха с Андроида.
      .из оружия делают французскую булочку.

      И женскую косметику lol
      1. +5
        30 января 2021 07:37
        Цитата: Липчанин
        Цитата: Леха с Андроида.
        .из оружия делают французскую булочку.

        И женскую косметику lol

        Да эти «извращенцы» ещё придумали танк RenoFT17 с деревянными ведущими колёсами.
        Не могу понять только почему классическую компанировку - этого «круассана» повторяют 99% совершенных боевых танков!!! request
        В том числе Т-90? feel
        1. +2
          30 января 2021 07:42
          Цитата: Коте пане Коханка
          В том числе Т-90?

          Понятия не имею lol
          А ещё я не понял почему у них пилы сзади? request
          Задом вперёд на колючку? laughing
          1. +4
            30 января 2021 08:04
            Не только они!
            Наши отечественные:


            Гарфорд-Путилов

            Первый танк Рыбинского завода
            В обоих случаях предполагалось, что воевать будем залом на перед! yes
            1. +9
              30 января 2021 15:45
              Наши отечественные:

              Влад, привет! drinks Всем остальным многодражайшим людям - тоже привет! drinks
              На двух первых твоих фото запечатлен "Гарфорд", причем на втором - уже немецкий трофей, видимо, использовавшийся в полицейских целях при подавлении восстания.
              До этого пушечные машины были представлены штучными "Маннесманн-Мулаг" и "Паккард". Но в 1914-м году за рубеж отправляется Закупочная комиссия полковника Секретева (впоследствии - генерала). Как ты понимаешь, автомобилей в РИА было столько, сколько мог наплакать обиженный котик. sad Вот и занимались закупкой автомобилей и также - уже бронемашин. soldier
              Среди них были бескапотные грузовики американской фирмы "Гарфорд". На их базе разработать броневик взялся начальник Офицерской стрелковой школы - генерал-борода Николай Михайлович Филатов. Двигатель был слаб - всего 30 л.с., подвижность и поворотливость были отвратительными, но все искупалось системой вооружения! good Филатов на своем же ружейном полигоне (Хорошо быть монополистом с "базой" и прочими плюшками!) перебрал несколько артсистем, и остановился на 76-мм отечественной "короткой" пушке. Потому что она развивала лучшее осколочное и фугасное воздействие. yes

              Обрати внимание на обилие наград у личного состава. У офицера справа - орден с мечами, за боевые заслуги. Именно так и воевали русские бронечасти - лихо, стойко и профессионально! Наверно, они были рекордсменами по наградам... soldier
              "Гарфордов" было построено 30 штук для армии. Посмотрев на них, 20 штук дополнительно заказали моряки.
              Первым же отчечественным "танком" был бронетрактор полковника Гулькевича. Сначала взяли трактор "аллис-чалмерс", и испытывали его на полигоне, включая перевозку пушки - той самой, короткой, предложенной Филатовым.

              Далее трактору продумали конструкцию, и обшили броней, как и у "гарфорда", установив 76-мм короткую пушку в башне сзади. Был произведен в единичном экземпляре. Тут он уже с "советскими знаками различия:

              Тут отмечу, что генерал Филатов предложил ту самую "танковую пушку поддержки", которая в отечественной бронетехнике будет жить еще 25 лет - на танках Т-28, Т-35, БТ-7А и прочих. Далее начнется уже увеличение длины ствола - к концу 30-х толщина брони у танков выросла! drinks
              1. +7
                30 января 2021 17:40
                я реально не понял, за что какая-то обиженка всандалила мне минус за "гарфорды" и Филатова. Это клинический идиотизм, он не лечится. negative
                1. +4
                  30 января 2021 17:47
                  Николай не понимай близко к сердцу! Если бы ты своего кота попрекнул гартфордом, то получил от обижинки плюс!
                  Все мы с историей и поперёк горла многим, кто возразить не в состоянии, но минус влепить инкогнито в легкую!!!
                  1. +4
                    30 января 2021 17:50
                    Все мы с историей и поперёк горла многим, кто возразить не в состоянии, но минус влепить инкогнито в легкую!!!

                    я просто реально не понял, почему умный и развернутый комментарий получил минус.. Теперь же затрудняюсь оценить ценность подобных индивидов как для сайта, так и для генофонда, в целом. Мне кажется, стране нужны умные люди... what
                    Влад, спасибо! drinks
                2. +4
                  30 января 2021 17:51
                  Допустим, если узнаешь, что у человека аллергия на фамилию «Филатов» или слово «генерал» будет легче?
                  1. +3
                    30 января 2021 17:56
                    будет легче

                    Если у него именно такая аллергия, то будет легче поставить диагноз. Тем более, у меня есть знакомый Добрый Доктор. wassat
                    1. +2
                      30 января 2021 18:23
                      Цитата: Пане Коханку
                      будет легче

                      Если у него именно такая аллергия, то будет легче поставить диагноз. Тем более, у меня есть знакомый Добрый Доктор. wassat

                      Практичнее сразу - клизму!!!
                      ВикНик называет данную публику емко и метко - хомячки.
                      1. +3
                        30 января 2021 18:46
                        ВикНик называет данную публику емко и метко - хомячки.

                        Он как только не называет - поэтому и самый пострадавший из нас за правду. lol Зато таки получил заслуженный титул! good
                  2. +2
                    30 января 2021 18:35
                    Он женофоб, и его аллергия на Пане Коханку. laughing
                    1. +3
                      30 января 2021 18:45
                      Он женофоб, и его аллергия на Пане Коханку.

                      То есть, если не знаешь, что Пане Коханку был мужиком, то можно минусы ставить? laughing drinks
                      1. +3
                        30 января 2021 18:57
                        А ему, может, и всё равно, мужик, или баба, он, может, до сих пор со своим полом определиться не может, и выражает своё отношение доступными методами. Смотри на него как врач на пациента из "тихой" палаты. laughing
                  3. Цитата: Korsar4
                    Допустим, если узнаешь, что у человека аллергия на фамилию «Филатов» или слово «генерал» будет легче?

                    Регистрироваться на Военном Обозрении с аллергией на слово "генерал" - это... мазохизьм какой-то!!! laughing laughing
                    1. +2
                      1 февраля 2021 20:22
                      Если есть термин - кто-то ему соответствует.
              2. +3
                30 января 2021 18:32
                Коля, привет. hi
                На втором сверху снимке весь народ в русской форме, может быть это русский трофей, отбитый у немцев, а не
                уже немецкий трофей,

                Не пеняй за дотошность, smile drinks
                1. +5
                  30 января 2021 18:44
                  На втором сверху снимке весь народ в русской форме

                  Дядя Костя, я имел в виду вот этот снимок.

                  И каски там - немецкие. Похоже, пушку сняли, выставили вместо нее немецкий "максим".
                  Вот еще два фото этой машины:

                  и

                  Это - таки немцы! request
                  1. +3
                    30 января 2021 23:17
                    Это же парни из "фрайкора"! Ну очень германцы обожали "Голову Адама"!
                    ВикиВики -
                    В начале 1919 года отряды фрайкора под руководством Густава Носке подавили выступления немецких коммунистов и крайне левых социал-демократов, намеревавшихся провозгласить советскую власть.
                    Фрайкором Вальдемара Пабста, созданным на основе Гвардейской кавалерийской стрелковой дивизии, были без суда убиты Карл Либкнехт и Роза Люксембург. Непосредственными исполнителями являлись капитан Хорст фон Пфлюгк-Хартунг, лейтенанты Герман Сушон, Рудольф Липман, Генрих Штиге, Ульрих фон Ритген, Курт Фогель, рядовой Отто Рунге.
                    Финансовую поддержку фрайкоров и других формирований размером в 500 миллионов марок обеспечил «Антибольшевистский фонд» германской промышленности, аффилированный с Антибольшевистской лигой Эдуарда Штадтлера.
                    1. +1
                      1 февраля 2021 11:22
                      Ну очень германцы обожали "Голову Адама"!

                      Алексей, привет!
                      Наши тоже обожали в 1917-м году - образовывали "части смерти". Кстати, экипажи броневиков туда часто записывались. В данном случае они были действительно более стойкими морально по отношению ко всему, что творилось после Февраля в армии и на флоте.
                      Вот, например:
                      https://coollib.com/b/343222-mihail-borisovich-baryatinskiy-bronekollektsiya-1997-n-01-10-broneavtomobili-ostin/read
                      Бронеавтомобили «Остин» 2-й серии. 9-й броневой автомобильный дивизион «смерти», лето 1917 года.
                      1. +1
                        4 февраля 2021 20:49
                        И всё же "тевтоны" "Головой Адама" пользовались до 1945 года!
            2. +3
              30 января 2021 16:56
              Первый танк Рыбинского завода

              А он разве был сделан в "железе"?
              1. +2
                30 января 2021 17:51
                Цитата: Морской Кот
                Первый танк Рыбинского завода

                А он разве был сделан в "железе"?

                Что не знаю, то не знаю. Но это дядя Костя был возможно самый реальный и необходимый к исполнению танк в России. Увы реализовать мы смогли до революции только полутанки.
                Позже мы уже творчески копировали и переигрывали Рено!
                Сначала «Борец за свободу товарищ Ленин», а потом МС-1.
              2. +2
                30 января 2021 18:53
                Блин, у тебя в каком посте написано про немецкий трофей? Я из него и имел в виду вторую сверху фотографию, правда там и вовсе не "Гарфорд".
              3. +2
                30 января 2021 23:18
                А он разве был сделан в "железе"?

                Его и в гофрокартоне то не смогли сваять lol !
    2. +6
      30 января 2021 08:36
      Цитата: Леха с Андроида.
      Французы такие затейники...из оружия делают французскую булочку.
      А вот когда за дело берутся немцы или русские получается реальное оружие.

      Миражи у них весьма и очень. Да и не только recourse
      1. +6
        30 января 2021 09:06
        Цитата: Krasnodar

        Миражи у них весьма и очень. Да и не только


        Альберт как Главкот сайта предаю Вас анефине за упоминание летающей «блуды» на ветке тварей «ползущих»!
        laughing
        Ради Бога только не обижайтесь, но прощение получите только после того как вслух перечислите все танки Франции!!! am
        1. +5
          30 января 2021 10:05
          1) Шнайдер и Сен Шамон
          2) Реношки (R35, NC27, FT 17, UE)
          3) Char 2C
          Продолжить? ))
          1. +4
            30 января 2021 16:14
            Альберт, моё почтение. smile
            Экзамен выдержан, прощение получено. laughing
            А как у вас там относились к "Леклерку"? Я читал совершенно различные отзывы об этой машине. drinks
            1. +4
              30 января 2021 16:17
              Я не танкист ))
              Мнение ребят, служивших во Франции - лучше Абрамса и Меркавы. Чем лучше - я так и не понял request С советскими и российскими танками мне их никто не сравнивал hi
              Думаю, что неплохой.
              1. +4
                30 января 2021 16:22
                Понятно.
                Просто на слуху, как правило, Абрамсы, Леопарды, да наши машины, а о французе как-то не очень.
                1. +4
                  30 января 2021 16:34
                  Мое почтение, Константин hi
                  Да боевого применения там по нулям - триста с фигом танков на вооружении французских ВС (не легиона), около 4 сотен у Дубая, который воинственностью не отличается ))
                  Поэтому как то судить о нем затруднительно. Про AMX-13 ещё можно чето сказать - применялся в операции Мушкетёр 1956, в т.ч. Хейль ХаШирьоном и в 1967-м на Синае. В Шестидневную был довольно эпический бой между ними и Т-55, когда обнаружив еврейский авангард, состоящий из французов, самоходных миномётов и БТР-а, заполненного минами, арабы сразу взорвали последний, повредив, заодно, несколько АМХ-сов. Остальные оказались довольно неэффективны против 55-х. Цахалят спасли пришедшие на помощь М-48, ЕМНИП, или Шоты. hi
                  1. +4
                    30 января 2021 16:52
                    Альберт, а шо такое
                    Шоты. smile

                    Что до "Полстапятки", то это великолепная машина, я учился на них в учебном полку.
                    1. +4
                      30 января 2021 17:05
                      Центурионы в израильской версии. 55-ки - да, прикольные. Еврейцы их много трофейными взяли, тоже под себя переделали и хвалили. ))
                      1. +5
                        30 января 2021 17:15
                        Еврейцы их много трофейными взяли,

                        Так я вже писал, шо от экипажа зависит многое.
                        У меня был один знакомый аспирант из УДНа, именно в шестидесятые он был переводчиком у наших военных советников в Египте, так рассказывал, что офицеры у них ещё нормальные ребята, а всё что ниже -- полный кошмар, донести хоть что-то можно только через битьё морды лица. Он сам, сугубо гражданский человек, ездил по вызовам, когда наши офицеры-советники были заняты. Правда, морду не бил, этим занимались египетские офицеры.
                      2. +2
                        30 января 2021 19:52
                        В Израиле считают иначе - египетские офицеры относятся к своим солдатам, как к отбросам, нету изначальной сортировки подходящих каждому роду войск людей и там, где в Израиле даже на КМБ доброжелательно на пальцах объяснят и разжуют все на пальцах, в Египте будут бить морду, а как бойцы они не плохие, включая танкистов и артиллеристов.
                      3. +2
                        30 января 2021 20:48
                        Не знаю, если есть кому объяснять, то можно объяснить всё, но определённая категория только оплеуху и понимает. Сам служил, насмотрелся, и это при всеобщем неполном среднем, а с феллаха что взять.
                      4. +2
                        30 января 2021 21:51
                        Значит феллаха надо ставить поваром, водителем, на логистику. В Египте хватает больших и густонаселенных городов, в которых достаточно грамотной молодежи для набора в боевые части. Тех же иорданцев израильтяне могли только задавить массой, причём потери с ними несли равные. Вопрос отбора и должной подготовки. hi
                      5. +2
                        30 января 2021 22:27
                        Ну, спорить не буду, тебе лучше знать тамошние местные условия, я ведь только по рассказам людей могу судить.
                        А с подготовкой и отбором и у нас были проблемы, кого только ни призывали, лишь бы план выполнить. Не знаю как сейчас со срочниками, но, думаю, мало что изменилось -- менталитет. request
                      6. +2
                        31 января 2021 07:58
                        В любой стране мира армия является паразитической (т.е. ничего не производящей) организацией. Ее эффективность выявляется только во время войны, которая случается относительно редко. Поэтому там всегда бардак, был и будет. Там где войны чаще, картина несколько другая hi
                      7. +1
                        30 января 2021 23:23
                        В Египте хватает больших и густонаселенных городов, в которых достаточно грамотной молодежи для набора в боевые части.

                        Значит не стремится эта грамотная молодёжь в египетскую армию!
                        Из новостной ленты -
                        Египетский офицер признал неспособность армии страны победить террористов на Синае
                        ...«Рядовые военнослужащие имеют недостаточный уровень подготовки, а офицеры почти не занимаются решением этой проблемы», - добавил мужчина.
                      8. +1
                        31 января 2021 07:59
                        Тут подготовка, а не грамотность )).
                      9. +1
                        4 февраля 2021 20:43
                        Подготовка рядового или офицерского состава? Или обоих вместе?
                      10. 0
                        4 февраля 2021 22:39
                        Обоих вместе
                      11. +6
                        30 января 2021 17:32
                        55-ки - да, прикольные. Еврейцы их много трофейными взяли, тоже под себя переделали и хвалили. ))

                        Еврейцы, насколько мне помнится. первыми озаботились защитой личного состава,и на базе трофейных Т-55 сделали удачный тяжелый БТР "Ахзарит". До этого подобным занимались лишь англо-американцы, которые на базе "шерманов" и канадских танков "Рэм" делали БТР "Кенгуру".
                        На самом деле, Альберт - уважение еврейцам за то, что берегут людей. soldier
                        Ребят, поржать хотите? sad Моя отъехала. Пошел покурить на лестницу, блин.. Дернул ручку двери (закрытие), а ключи дома оставил! Трезвый! В общем, ситуация инженера Щукина, как Антон сказал - я ему отписал, он поржал. Я хоть не голый был, но из имущества - ламповый мобильник и сигареты. lol
                        Вот, вызвал службу открытия дверей, только сейчас в хату зашел... request
                      12. +5
                        30 января 2021 17:54
                        Может знак: пора курить бросать?
                      13. +4
                        30 января 2021 17:56
                        Впрочем, в тёплом подъезде (или все же парадном?) вряд ли почувствовал трагизм ситуации.
                      14. +6
                        30 января 2021 18:12
                        Впрочем, в тёплом подъезде (или все же парадном?) вряд ли почувствовал трагизм ситуации.

                        Я привык говорить "парадная", с детства. Бабка учительницей была, начала еще до войны преподавать, она же меня и читать научила. good Вот, как она говорила, я и запомнил. drinks У нас открытый балкон на лестнице, там и курю - моя запах не переносит. Думаю, многие мужчины-курильщики сталкивались с этим. Но мы должны уважать наших девушек! love
                        Может знак: пора курить бросать?

                        Сергей, это знак, что надо прекращать быть клиническим дундуком, и проверять наличие ключей в кармане, прежде чем дернешь ручку на закрытие. wassat
                        У нашей сотрудницы сегодня День Рождения. Проектировщик высшего класса, дама, приятная в общении, и вообще красивая женщина. love Вот, в таких мыслях я и пошел курить, взяв мобильник, но забыв ключи! request Ее-то я поздравил, покуривая.. а потом подошел к двери, и понял, что повторяю опыт инженера Щукина. belay Спасибо нашему Антону 3x3zsave - он меня хоть развлек, пока я на балконе топтался! drinks
                      15. +4
                        30 января 2021 18:19
                        Понятно. Женщина симпатичная виновата.

                        Лучше концентрацию не терять.
                        Впрочем, при перегрузе такое случается.
                      16. +4
                        30 января 2021 18:41
                        Впрочем, при перегрузе такое случается.

                        Перегруза пока нет. Так, пока мосты навожу на этот год. drinks
                      17. +4
                        30 января 2021 19:14
                        "На свете нет бабы такой,
                        Чтобы нас опечалить сумела.
                        Важнее душевный покой,
                        А бабы последнее дело!"(с)
                      18. +4
                        30 января 2021 21:01
                        “Говорил я Фоксу: «Кабаки да бабы доведут его до цугундера» (с).
                      19. +3
                        30 января 2021 21:17
                        Ну, Николаю уже было предупреждение, надеюсь до цугундера не дойдёт. smile
                        "И вот по тундре, по железной дороге..."(с)
                      20. +2
                        30 января 2021 22:37
                        «Я знаю множество примет,
                        Я знаю, где есть ход запасный» (с).
                      21. +2
                        30 января 2021 23:12
                        "Я знаю множество котов, что ищет Скотланд Ярд,
                        На побегушках у него, а он их Бонапарт"(с0
                      22. +2
                        31 января 2021 03:12
                        “Мы все глядим в Наполеоны.
                        Двуногих тварей миллионы
                        Для нас орудие одно» (с).
                      23. +2
                        31 января 2021 06:24
                        "И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой"(с)
                      24. +2
                        31 января 2021 06:39
                        «Уж лучше пой, чем выть!» (с).
                      25. +2
                        31 января 2021 06:58
                        "И тот, кто с песней по жизни шагает,
                        Тот никогда и нигде не пропадёт"(с)

                        Заявление, конечно, спорное.))
                      26. +3
                        31 января 2021 07:13
                        «Миру нужно песенное слово.
                        Петь по-свойски, даже как лягушка» (с).

                        Когда человек поёт - его видно лучше.
                      27. +2
                        31 января 2021 07:26
                        Поэтому на посту петь запрещено уставом, в числе прочего. ))

                        "С берез неслышен, невесом
                        Слетает желтый лист,
                        Старинный вальс "Осенний сон"
                        Играет гармонист."(с)

                        А вот про гармонь в уставе ни слова не сказано.
                      28. +3
                        31 января 2021 07:43
                        «Только взял боец трёхрядку:
                        Сразу видно - гармонист» (с).

                        Если уметь как Харитонов петь - любой заслушается.
                      29. +3
                        31 января 2021 08:38
                        "Стукнул раз -- специалист, видно по нему"(с)
                      30. +3
                        31 января 2021 08:41
                        «Какой тебе павлин-мавлин? Не видишь? Мы кушаем» (с).
                      31. +2
                        31 января 2021 08:46
                        "Если б я был султан, то имел трёх жен"(с)
                      32. +3
                        31 января 2021 09:01
                        «Только шашка казаку в степи жена» (с).
                      33. +3
                        31 января 2021 09:18
                        "Кому и кобыла - невеста"(с)
                      34. +3
                        31 января 2021 11:17
                        «Мужичок, вы почто животно мучите?!” (c).
                      35. +2
                        31 января 2021 12:52
                        "Эй, братья по полу, кричу, мужики!"(с)
                      36. +3
                        31 января 2021 13:19
                        «Академик по китам,
                        Академик по котам» (с).
                      37. +2
                        31 января 2021 13:20
                        "Орут коты, смеёшься ты, а он уехал в Баден-Баден"(с)
                      38. +3
                        31 января 2021 14:55
                        «И, верно, счастлив там, где люди посмешнее» (с).
                      39. +1
                        31 января 2021 20:37
                        "Довольно счастлив я в товарищах своих"(с)
                      40. +2
                        31 января 2021 22:44
                        «- Что стоят Ваши эполеты?
                        - Я честью их достал.
                        И Вам их не купить!» (с).
                      41. +1
                        31 января 2021 23:17
                        "Вы, чьи широкие шинели
                        Напоминали паруса,
                        Чьи шпоры весело звенели
                        И голоса."(с)
                      42. +2
                        31 января 2021 23:33
                        «Серые глаза - рассвет» (с).
                      43. +1
                        31 января 2021 23:36
                        "На рассвете стонет раненый солдат,
                        На рассвете расстаются влюблённые"(с)
                      44. +2
                        1 февраля 2021 06:28
                        «Комбат, батяня» (с).
                      45. +1
                        1 февраля 2021 16:40
                        "Занималась алая. алая заря"(с)
                      46. +2
                        1 февраля 2021 20:20
                        «Глухари на токовище» (с).
                      47. +1
                        1 февраля 2021 21:04
                        Паханы на толковище. laughing
                      48. +1
                        1 февраля 2021 22:39
                        «А в подвалах и полуподвалах
                        Ребятишкам хотелось под танки» (с).
                      49. +1
                        1 февраля 2021 22:44
                        "По полю танки грохотали,
                        Танкисты шли в последний бой"(с)
                      50. +1
                        1 февраля 2021 23:24
                        «Голова обвязана,
                        Кровь на рукаве» (с).
                      51. +1
                        1 февраля 2021 23:58
                        "А вдоль дороги стоят мёртвые с косами... И тишина..."(с)
                      52. +1
                        2 февраля 2021 00:25
                        «Раззудись, плечо!
                        Размахнись, рука!» (с).
                      53. +1
                        2 февраля 2021 01:07
                        "Ах эти руки, руки трудовые!"(с)
                      54. +1
                        2 февраля 2021 05:23
                        «Ах, эти ночи, ночи, ночи, ночи.
                        Вы не забудьте снять колечко, между прочим» (с).
                      55. +1
                        2 февраля 2021 05:49
                        "Любовь - кольцо, а у кольца
                        Начала нет и нет конца"(с)

                        Загляни на пистоли со штыками Шпаковского.))
                      56. +1
                        2 февраля 2021 05:53
                        Ладно. Все ли там хорошо?
                      57. +1
                        2 февраля 2021 06:59
                        Всё хорошо и даже прикольно. smile
                      58. +4
                        30 января 2021 19:13
                        ... и вообще красивая женщина.

                        "Что нас губит: Вино, Карты и Женщины!"
                        Весьма популярная у сидельцев в своё время татуировка. laughing
                      59. +4
                        30 января 2021 19:03
                        (или все же парадном?)

                        Различие между Москвой и Питером: подъезд-парадное; бордюр-поребрик. Слова разные -- суть одна.
                      60. +2
                        30 января 2021 19:04
                        Сергей прав -- это знак Свыше! Бросай курить, а то в следующий раз уже никуда не дозвонишься. laughing
                      61. +3
                        30 января 2021 19:58
                        Бывает request Хорошо, что мобильник заряжен был.
                        Насчёт еврейцев - на любую заварушку дают старьё, в основном. При наличие хорошей техники.
        2. +3
          30 января 2021 16:11
          Влад, привет! А чем плох "Мираж"? Я, кроме похвальных отзывов, даже в советской спецпрессе, о нём ничего плохого не слышал. Конечно, от подготовки пилота зависит многое, если не всё, но не об этом же речь. drinks
          1. +3
            30 января 2021 16:21
            Цитата: Морской Кот
            Влад, привет! А чем плох "Мираж"? Я, кроме похвальных отзывов, даже в советской спецпрессе, о нём ничего плохого не слышал. Конечно, от подготовки пилота зависит многое, если не всё, но не об этом же речь. drinks

            Не в мираже дело. Статья о диплодоках и иных ползущих «тварях»! Мираж игрушка порхающая, не по теме однако!
            1. +3
              30 января 2021 16:24
              Да ладно, товарищ полковник, чего зазря придираться. Сидим, разговариваем, закусываем, семейное дело. smile drinks
              1. +4
                30 января 2021 16:46
                Я и особо не скребусь!
                Просто не удержался и с ёрничал, над Альбертом. До этого правда егозил маленько с Вячеславом Олеговичем, который подзабыл цитаты своих работ и начал последние опровергать.
                При этом все хорошо и отлично - я наконец благодаря Вячеславу и Виктору понял как «диплодок» перемещался!!!
                1. +4
                  30 января 2021 16:54
                  А что за цитатиы? Я как-то пока не разобрался.
                  1. +4
                    30 января 2021 18:00
                    Цитата: Морской Кот
                    А что за цитатиы? Я как-то пока не разобрался.

                    Про танк сына Менделеева «игры разума».
                    Про вездеход «мал и имел неудачную компоновку».
                    Вячеслав Олегович, не вспомнив их начал отсылать меня к своим книгам!!! laughing
                    1. +2
                      30 января 2021 18:26
                      Творческие личности, как правило, склонны к некоторой рассеянности. wink drinks
                2. +3
                  30 января 2021 17:08
                  Цитата: Коте пане Коханка
                  Я и особо не скребусь!
                  Просто не удержался и с ёрничал, над Альбертом. До этого правда егозил маленько с Вячеславом Олеговичем, который подзабыл цитаты своих работ и начал последние опровергать.
                  При этом все хорошо и отлично - я наконец благодаря Вячеславу и Виктору понял как «диплодок» перемещался!!!

                  Да я просто написал, что зря над французскими поделками прикалываются - вполне себе норм оружие выпускают. И Хеннесси Парвдис зачетный. Ив Сен Лоран поделки тоже ниче так laughing
    3. +6
      30 января 2021 08:40
      Цитата: Леха с Андроида.
      Французы такие затейники...из оружия делают французскую булочку.

      Они сделали Рено ФТ-17 - это искупает все!
      1. +6
        30 января 2021 09:04
        Они сделали Рено ФТ-17 - это искупает все!
        - абсолютно согласен с вами hi
        1. +5
          30 января 2021 09:16
          Цитата: faiver
          Они сделали Рено ФТ-17 - это искупает все!
          - абсолютно согласен с вами hi

          А нам как родине Т-34 толика прощения будет? laughing
          1. +5
            30 января 2021 09:29
            А нам нужно чье то прощение? what
            1. +4
              30 января 2021 11:17
              Цитата: faiver
              А нам нужно чье то прощение?

              Вот именно!
              1. +2
                30 января 2021 16:06
                Привет, Вячеслав! hi
                Интересная статья -- долог и тернист был французский путь к их знаменитому Рено Ф-17.
                А по поводу всех этих монстров, надо бы создать отдельную рубрику типа "Кунсткамера ВО" и первым номером, из чистого патриотизма, поместить там агрегат Лебеденко. smile
                1. +3
                  30 января 2021 17:34
                  Цитата: Морской Кот
                  А по поводу всех этих монстров, надо бы создать отдельную рубрику типа "Кунсткамера ВО" и первым номером, из чистого патриотизма, поместить там агрегат Лебеденко.

                  Она бы часто пустовала эта рубрика... А Лебеденко -да, он это заслужил на 100%.
            2. +4
              30 января 2021 16:51
              Цитата: faiver
              А нам нужно чье то прощение? what

              А искупление французам?

              Если ставить точку в французском танкостроении необходимо помнить, что они кроме Рено-ФТ-17, сделали первый тяжелый серийный танк, первый серийный танк с противоснарядным бронированием и первый танк с автоматом заряжания орудия среднего калибра.
              Так что они молодцы и без Миражей.
              1. +3
                30 января 2021 17:35
                Цитата: Коте пане Коханка
                Если ставить точку в французском танкостроении необходимо помнить, что они кроме Рено-ФТ-17, сделали первый тяжелый серийный танк, первый серийный танк с противоснарядным бронированием и первый танк с автоматом заряжания орудия среднего калибра.

                Ай, да, Владислав!
      2. +2
        30 января 2021 09:21
        Они сделали Рено ФТ-17 - это искупает все!

        Не спорю smile ...но я больше любитель французских бипланов тех времен...танки конечно на тот момент были очень примитивны. hi
        1. +1
          30 января 2021 11:20
          танки конечно на тот момент были очень примитивны
          - как и бипланы smile
          1. +2
            30 января 2021 12:26
            Французский биплан СПАД С-7 был одним из лучших истребителей ПМВ.

            http://www.airaces.ru/warplane/spad-s-7.html
      3. +4
        30 января 2021 16:04
        Цитата: kalibr
        Они сделали Рено ФТ-17 - это искупает все!

        икона стиля, да.

        но "уиппет" всё равно быстрее))
        1. +2
          30 января 2021 18:37
          В смысле, быстрее довозит экипаж до окончательного финала?))
          1. +1
            30 января 2021 19:01
            это как посмотреть. Или увозит экипаж от окончательного финала)
            1. +2
              30 января 2021 19:08
              С такой неуклюжестью, как-то не верится. "И на полной скорости (5 км. в час) танки пошли в атаку. laughing Или сколько там у "Гончей" было (или "Борзая", забыл перевод).
              1. +1
                30 января 2021 19:10
                вроде, 14 км/ч. Убежать можно)
                1. +2
                  30 января 2021 19:16
                  Ну, прямо как ракета. smile
                  1. +4
                    30 января 2021 19:26
                    Ну полноте, Костя...1917-ый на дворе был)
                    1. +3
                      30 января 2021 19:30
                      "Тортилла" в атаке?! laughing Впечатляет!
                      1. +3
                        30 января 2021 19:33
                        Цитата: Морской Кот
                        "Тортилла" в атаке?! laughing Впечатляет!

                        Костя, впечатлись "тортиллой с десантом":


                        А теперь попробуй это развидеть! laughing
                      2. +3
                        30 января 2021 20:46
                        Бедная черепаха, это не "десант", это полный звиздец и психологическое оружие. Не знаю как насчёт "коня на скаку", а черепахе точно каюк, если с неё эту бабу не скинут. Где юннаты и Общество защиты животных?! am
    4. +5
      30 января 2021 15:53
      Уважаемый камрад Лёха, Вы немного не правы, именно французы во времена Первой Мировой придумали ту классическую компоновку танка, которая, в принципе, и поныне используется во всём мире (за исключением, пожалуй, Израиля, евреи со своей "Меркавой" пошли "своим путём").
      Я имею в виду французский танк Reno F-17.


      На нижнем рисунке танк "Рено" BS аж c 75-мм гаубицей "Шнейдер".
      1. +3
        30 января 2021 16:27
        Цитата: Морской Кот
        за исключением, пожалуй, Израиля, евреи со своей "Меркавой" пошли "своим путём")

        Поменяв местами МТО! Шведы уходили ещё дальше со своими безбашенными S-103.
        1. +4
          30 января 2021 16:49
          До безбашенного танка могли додуматься только "безбашенные" конструктора, самоходка -- она и есть самоходка. laughing
          1. +3
            30 января 2021 18:08
            Цитата: Морской Кот
            До безбашенного танка могли додуматься только "безбашенные" конструктора, самоходка -- она и есть самоходка. laughing

            От части вы правы! Особенно учитывая, что орудие наводилось корпусом танка!
            Но опять первыми были французы - вытащив на поля сражений первой мировой свои бронетрактора!
            Да и наводить с помощью корпуса по горизонтали первыми пытались «лягушатники» на В-1тер или бис. Запамятовал маленько.
            К слову, шведы слямзили и Менделеевскую идею с пневмоподвеской танка! Айда прохендеи!
            На первый этаж вскопано не пойду, кошка выслушала сходила, но справочники не принесла!!! laughing
            1. +2
              30 января 2021 18:24
              Но опять первыми были французы - вытащив на поля сражений первой мировой свои бронетрактора!

              Временной нонсенс -- когда были французы, и когда был выпущен швед. "Всё новое, это хорошо забытое старое?" laughing
              К слову, шведы слямзили и Менделеевскую идею с пневмоподвеской танка! Айда прохендеи!

              А разве пневмоподвеска не применялась на других моделях танках за эти полстолетия разницы?
              P.S. У нас только что был личный доктор нашего Лаки, ну и досталось бедняге.
              1. +1
                30 января 2021 21:00
                Цитата: Морской Кот
                P.S. У нас только что был личный доктор нашего Лаки, ну и досталось бедняге.

                Доктора увезли в больницу?
                1. +2
                  30 января 2021 21:13
                  Досталось всем троим, ибо мы с Машей держали бандита, пока доктор проводил необходимые манипуляции. Слава богу для всех всё прошло без тяжких телесных повреждений. laughing
                  1. +1
                    31 января 2021 16:26
                    Доктор ушёл домой, Маша искупила свою вину вкусняшкой из холодильника! Дядя Костя ты свои тапки от кота спрятал? lol
                    1. +1
                      31 января 2021 20:36
                      Наш кот не имеет в своём характере ни грамма подобного сволочизма. И вообще, он эстет, и предпочитает делать подписку на свежем воздухе.
                      1. +1
                        31 января 2021 21:02
                        Респект и уважуха Лайки! good
                      2. +1
                        31 января 2021 21:12
                        Имеет регулярно вкуснятину и почёсывание мохнатого пуза. smile
      2. +3
        30 января 2021 17:36
        Цитата: Морской Кот
        На нижнем рисунке танк "Рено" BS аж c 75-мм гаубицей "Шнейдер".

        О нем статья уже готова и на модерации - ждите!
  5. +8
    30 января 2021 09:45
    Кабина имела колёса и могла медленно перекатываться по рельсам внутри рамы, при этом огромные плиты, словно гусеничные траки, «мостили» перед этим чудовищем дорогу.

    Схема движения этого инженерного чуда. Военные прозвали его диплодоком.
    1. +2
      30 января 2021 16:52
      Спасибо Виктор Николаевич! hi
    2. +6
      30 января 2021 19:21
      Цитата: Undecim
      Военные прозвали его диплодоком.

      А 70 лет спустя назвали бы...ну, сами знаете)
  6. +4
    30 января 2021 10:37
    Брето-Прето
    Ширли-Мырли)))
    Нет, просто сейчас, конечно, это очень забавно смотрится. Хотя во все века подобных дуроизобретений хватало... Ту же "куриную мину" вспомнить, где взрыватель должны были обогревать живые куры...
  7. +5
    30 января 2021 12:10
    Хммм..."мечты,мечты...где ваша сладость ?...." Судя по "множеству" проектов, и тогдашний народ уже знал, что "мечтать не вредно" ! Можно "до кучи" добавить и "танки" Менделеева, Пороховщикова ...

    А в начале прошлого столетия ,в период англо-бурской войны появились сухопутные бронепоезда ! Чем не сочленённые танки того времени ? Сочленённые танки , которые "приписывали" себе и которыми гордились конструкторы в конце того же столетия , и которыми "бредят" ,даже, в начале 21 века ! wink


    1. +6
      30 января 2021 12:25
      P.S.А что же касаемо "любимчиков" периода сразу после 1МВ , то к таковым отношу "Скелетон" !

      То есть ,своего рода танковый "лего" ! Ну, а чё ? Нужно иметь лишь "скелет"...а там добавил лишь "модуль" (любой!) и новая техника готова: хоть танк,хоть САУ (причём, любая : штурмовая или иная...),хоть БТР ! fellow
      Я так думаю !
      1. +3
        30 января 2021 16:30
        Цитата: Nikolaevich I
        о есть ,своего рода танковый "лего" ! Ну, а чё ? Нужно иметь лишь "скелет"...а там добавил лишь "модуль" (любой!) и новая техника готова: хоть танк,хоть САУ (причём, любая : штурмовая или иная...),хоть БТР !


        Насколько я встречал в литературе конструкторы Скелетона банально решали вопрос преодоления лунных пейзажей при малом объеме бронированного пространства.
  8. +4
    30 января 2021 13:29
    Строго говоря идея к тому времени уже была и без того весьма ощутимой - уже существовал как таковой трактор , был известен и разработан принцип гусеницы для него, существовали бронеавтомобили ,в которых до определенной степени были проработаны вопросы интеграции вооружения и бронирования.
    Прогресс по росту мощностей двигателей уже шел ,по крайней мере в самолетостроении,дирижаблестроении и создании ПЛ. То есть наработки ,в общем то, имели все промышленно развитые государства. Однако ключевой для идеи танка была идея функционального,высокопроходимого трактора с мощным мотором - без этого танк был бы небоеспособен . Так что предтечу идеи танка стоит искать в наиболее удачных конструкциях тракторов той эпохи - все эти инженерные машины со скоростями 1-2 км/ч это полный забей.
  9. +3
    30 января 2021 14:02
    чем то на танк -скелет смахивает первое фото
  10. +5
    30 января 2021 15:48
    Резать их специальными ножницами было прежде всего опасно.


    но идеи были)
    Имею в виду киллен-стрэйт с резаком для торпедных сетей)
    1915 г.

    1. +2
      30 января 2021 16:34
      Не знаю? Я со своей колокольни послезнания считаю, что проще было придумать якорь с лебедкой. Якорь с цепью закидывается за проволочные загорождения и потом вся колючка вытягивается паровой лебедкой.
      1. +4
        30 января 2021 16:50
        Французы выстреливали гарпун из мортирки в колючку и тянули обратно воротом. Не эффективно.
        1. +2
          30 января 2021 18:11
          Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
          Французы выстреливали гарпун из мортирки в колючку и тянули обратно воротом. Не эффективно.

          Надо было механизировать данный процесс, с помощью паровой машины или ДВС!
          1. +3
            30 января 2021 19:31
            Цитата: Коте пане Коханка
            Надо было механизировать данный процесс, с помощью паровой машины или ДВС!

            Ну, Котэ, думаю, градус бурления инженерной мысли во время ПМВ был несомненно высок, не стОит требовать лишнего с позиций послезнания))
      2. +3
        30 января 2021 17:47
        Якорь с цепью закидывается за проволочные загорождения и потом вся колючка вытягивается паровой лебедкой.

        Это воплотил офицер Виктор Поплавко в своем "штурмовом бронетранспортере" "Джеффери". Мало того, что шасси броневика было полноприводным, Полпавко еще придумал "подминающее устройство". Ну, и кошки, и штурмовые мостики - тоже использовалось на данных машинах. "Джеффери" были сведены в отдельный дивизион, и предназначались для прорыва обороны противника. Ждали своего часа, но так и не дождались - были использованы, как обычные броневики.
        1. +3
          30 января 2021 18:19
          Николай спасибо, честно об этом не знал!!!
          1. +3
            30 января 2021 18:38
            Николай спасибо, честно об этом не знал!!!

            Николай Филатов по проверке машины Поплавко "Чародей" писал: "Результаты испытаний поражают!" good Машина подошла к окопам и рядам проволоки на полигоне. С помощью кошек растащили проволоку, навели штурмовые мостки, переехали траншею. Все было сделано быстро и качественно. yes
            Сам же Поплавко предлагал для своих броневиков отдельную тактику: десятки машин подходят на рассвете к линиям обороны противника. В каждой находится десант в несколько человек, вооруженный гранатами, кинжалами и "маузерами" - видимо, имелся в виду, все же, пистолет, как скорострельное оружие - пистолеты-пулеметы и штурмовые винтовки тогда еще известны не были. Броневики растаскивают проволоку, и подходят к траншеям. Десант броневиков кидает гранаты, и в траншеи вламывается. Первая линия очищена. Через траншеи наводят штурмовые мосты, возимые также на броневиках, машины движутся дальше. То же повторяется со всеми линиями траншей. Основная "густая цепь пехоты", по словам Поплавко, движется следом - "огня по ней не будет". stop
            По сути, Виктор Поплавко первым предложил штурмовую тактику мотострелковых подразделений! soldier Кончил плохо - погиб при репрессиях в СССР. recourse Фото его в комментарии выше - это он выпрыгивает с подножки завязшего на полигоне "Чародея". soldier
            Броневики Поплавко предназначались для особой миссии - прорыва позиций противника при наступательной операции. Поэтому вооружение их было из двух пулеметов в абразурах спереди и сзади, амбразуры же имели ограниченный угол обстрела. Как я уже сказал, были сведены в отдельный дивизион Особого назначения, и своего часа так и не дождались - при развале фронта в 1917-м использовались, как обычные броневики. Ряд их был захвачен австрийцами (есть фото), часть - "украинизирована". Но некоторые служили и советской власти!