Военное обозрение

«УПМК» – советская установка для перемещения и маневрирования в космосе (1968)

39
В феврале 1984 года во время полета Шаттла (STS 41B) было впервые осуществлено отделение человека от космического корабля с удалением на 91 м при помощи установки для перемещения MMU.


В феврале 1990 года уже наши космонавты А.А. Серебров и А.С. Викторенко осуществили «полеты», удалившись от станции «Мир» на расстояние 33 м и 45 м соответственно, при помощи установки для перемещения «21КС».

Однако в середине 60-х гг. велись успешные работы по созданию изделия УМПК – установки для перемещения и маневрирования в космосе.

Изначально УМПК разрабатывалась для перспективного скафандра СКВ и предусматривалась техническим заданием аж с 1961 года. Основным назначением УПМК являлось обеспечение возможности космонавту в скафандре выполнять работы с отделением от поверхности корабля/орбитальной станции (например, для ремонта полезной нагрузки, летящей рядом с КК) и облет космического корабля для его осмотра и инспекции, а также транспортировать грузы и проводить спасательные операции и т.д.

«УПМК» – советская установка для перемещения и маневрирования в космосе (1968)

Для этого установка должна была удовлетворять ряду специфических требований. Так, УПМК должна была хорошо сочетаться со скафандром. Ее конструктивная схема должна была учитывать особенности и ограничения, накладываемые скафандром, особенно в части работы с органами управления и обзора. Считалось целесообразным, чтобы органы управления установки были аналогичны органам управления космического корабля, к которым привыкли космонавты. Габариты не должны были препятствовать выносу ее через люки КК.


С приходом на «Звезду» Г.И. Северина работы по созданию УПМК были форсированы уже применительно к разрабатываемым в 1964–1966 гг. «мягким» скафандрам (см. сылку) для выхода в открытый космос.


Сначала эта работа проводилась для эксплуатации на кораблях типа «Восход» с использованием для выхода в открытый космос шлюзов «Волга», на которых планировалось применение скафандра «Ястреб».

После прекращения работ по этим кораблям создание УПМК продолжилось в рамках программы «Алмаз», где так же планировалось применять СК «Ястреб» и ранец РВР-1.


Создание первого опытного образца установки УПМК было завершено в 1968 году. И она могла быть использована при выходе в открытый космос.

Установка была выполнена в виде «подковы», охватывающей космонавта в скафандре спереди, и включала в себя комбинацию двух систем исполнительных органов.

Первая состояла из маршевого и тормозного блоков пороховых ракетных микродвигателей (по 42 в каждом блоке) для линейных перемещений вперед-назад.

А вторая из 14 воздушных реактивных двигателей, обеспечивающих линейные и угловые перемещения космонавта по шести степеням свободы.

Блоки с одиночными пороховыми двигателями были скомпонованы таким образом, чтобы линия действия тяги каждого из двигателей проходила через центр масс системы человек в скафандре/УПМК. Включение одиночных пороховых двигателей осуществлялось с пульта управления.




При замене СК «Ястреб» на «Орлан» для осуществления внекарабельной деятельности (ВКД) на ОС «Алмаз» планировалось разработка УПМК для СК «Орлан».

К сожалению, дальнейшие работы были прекращены из-за отсутствия в то время конкретных задач, решаемых с использованием установки и соответствующего оснащения пилотируемых объектов.
Автор:
Использованы фотографии:
https://zen.yandex.ru/media/id/5ec81fa81c6c0b05eff079c2/upmk-sovetskaia-ustanovka-dlia-peremesceniia-i-manevrirovaniia-v-kosmose-1968-g-5fc7e285aa857937980b8b4c
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. мнеПо
    мнеПо 23 января 2021 11:08
    +17
    все прекрасно знают,что кроме галош в Союзе ни чего делать не умели.фсе вы врете.
    1. Инсургент
      Инсургент 23 января 2021 11:16
      +6
      Цитата: мнеПо
      все прекрасно знают,что кроме галош в Союзе ни чего делать не умели.фсе вы врете.

      Зато КАКИЕ галоши были good !!! О попе , и колокольне , все знают yes
    2. Тит_2
      Тит_2 23 января 2021 11:25
      +2
      С языка сняли.....а так познавтельно,ну достаточно необычно все выглядит.
    3. aybolyt678
      aybolyt678 23 января 2021 11:57
      +5
      Цитата: мнеПо
      все прекрасно знают,что кроме галош в Союзе ни чего делать не умели.фсе вы врете

      а еще самолеты, корабли, космические корабли, танки, и автоматы Калашникова. Скажите что для людей ничего не делалось? - а автоматы Калашникова для чего? laughing
      1. Doliva63
        Doliva63 24 января 2021 18:04
        +1
        Цитата: aybolyt678
        Цитата: мнеПо
        все прекрасно знают,что кроме галош в Союзе ни чего делать не умели.фсе вы врете

        а еще самолеты, корабли, космические корабли, танки, и автоматы Калашникова. Скажите что для людей ничего не делалось? - а автоматы Калашникова для чего? laughing

        А мне вот Старка нравилась. Теперь днём с огнём не найти sad
    4. 210окв
      210окв 23 января 2021 14:26
      +3
      Вот интересно. Просматриваю ВО и вижу следующее. Достижения более развитой цивилизации сегодня не в тренде, зато все возбудились по анальному.
      1. Doliva63
        Doliva63 24 января 2021 18:05
        +1
        Цитата: 210окв
        Вот интересно. Просматриваю ВО и вижу следующее. Достижения более развитой цивилизации сегодня не в тренде, зато все возбудились по анальному.

        Простите, это вы про какую цивилизацию?
        1. 210окв
          210окв 24 января 2021 18:07
          +2
          Странный вопрос. Про советскую конечно.
          1. Doliva63
            Doliva63 24 января 2021 18:11
            +1
            Цитата: 210окв
            Странный вопрос. Про советскую конечно.

            А, понял. Лишку выпил, наверное. Простите drinks
            1. 210окв
              210окв 24 января 2021 18:48
              +1
              Коллега, не увлекайтесь. Завтра понедельник. Ну, а мне уже сегодня на работу... hi winked
      2. Роман123567
        Роман123567 27 января 2021 11:49
        +1
        Достижения более развитой цивилизации сегодня не в тренде, зато все возбудились по анальному.


        Тренд последние 20 лет диктует отнюдь не какой-то там анальный..

        Хотя.. если речь про того анального, который заявил, что дворца у него нет, а если бы хотели построить, то построили.. Ну так его никакие достижения не интересуют, кроме царского кресла..
        1. 210окв
          210окв 27 января 2021 12:23
          0
          Я имел в виду всего навсего один день. А про Лёшу, то да. Его интересует только власть. Более ничего. А что, неужели он озабртится нуждами работяг? Это ч м о ещё то!
    5. Косм22
      Косм22 23 января 2021 16:21
      -4
      Кроме галош ничего делать не умели...
      Ну почему же?
      Кое-что, как следует из статьи, делать умели.
      Для чего? Зачем?
      А хрен его знает...
      Ибо "дальнейшие работы были прекращены из-за отсутствия в то время конкретных задач, решаемых с использованием установки и соответствующего оснащения пилотируемых объектов."
    6. MORDVIN13rus
      MORDVIN13rus 24 января 2021 20:12
      0
      а где было сказано что в СССР одни галоши делали?
  2. Avior
    Avior 23 января 2021 11:14
    -2
    Не совсем понял- в ботинках со шнурками в отрытый космос выходили? Ещё и штанины задрались...
    1. БДРМ 667
      БДРМ 667 23 января 2021 11:34
      +6
      Цитата: Avior
      Не совсем понял- в ботинках со шнурками в отрытый космос выходили?

      Ботинки - наружный защитный слой ступней скафандра.
      Цитата: Avior
      Ещё и штанины задрались...

      Что вы хотите от макета в экспозиции музея ?
      1. Avior
        Avior 23 января 2021 13:16
        +1
        Да, спасибо, я разобрался уже, наружный слой негерметичный
    2. Комментарий был удален.
    3. Бшкаус
      23 января 2021 16:36
      +8
      Не совсем понял- в ботинках со шнурками в отрытый космос выходили? Ещё и штанины задрались...

      Нет, скафандры и Ястреб и Беркут использовались и как спасательные, и как для выхода в космос. У скафандра есть герметичная и силовая оболочка: герметичная из прорезиненной ткани внутренняя, силовая внешняя. Штанины скафандра сделаны чулком т.е. герметичны, а ботинки надеваются поверх герметичной оболочки скафандра. То, что "поднята штанина" - это дополнительная защитная оболочка, защищающая силовую (сам скафандр) от механических воздействий (если зацепится, и порвется, то именно внешняя - защитная. Второе предназначение защитной оболочки - скрыть сам скафандр от "любопытных западных глаз". ))))) Так что все нормально, для манекена в музее сойдет)))). Если есть вопросы по конструкции скафандра и т.п, спрашивайте, с большим удовольствием отвечу.
      1. Avior
        Avior 23 января 2021 17:14
        +1
        Да, спасибо большое за разъяснение, а ты выглядит на первый взгляд как-то странно выглядит, я не мог себе представить герметичность в ботинках такого типа.
        1. Бшкаус
          23 января 2021 18:17
          +4
          я не мог себе представить герметичность в ботинках такого типа.

          Если дойдут руки, то расскажу про высотно-компенсирующий костюм ВКК-47, который рассматривали в качестве альтернативы скафандру "Сокол" для КК Союз после гибели Союза -11. Вот там все было сурово: Гермошлем, а все остальное под компенсирующим костюмом (не герметично), одни перчатки чего только стоили - внушают природный страх и отчаянье а ботинки уже одевались на босу ногу, ну в смысле не на босую, там были компенсирюущие носки, но они тоже не герметичны.
      2. Intruder
        Intruder 24 января 2021 04:09
        -1
        у меня один, такой маленький вопросик..., как в таблицу попала: "тяга воздушных реактивных двигателей"??? belay надеюсь что неосознанно и совершенно случайно!? fool
      3. Narak-zempo
        Narak-zempo 24 января 2021 09:26
        0
        Интересно было бы увидеть статью с так сказать, послойным сравнением советских и американских скафандров разных поколений.
        1. Бшкаус
          24 января 2021 13:08
          +4
          Интересно было бы увидеть статью с так сказать, послойным сравнением советских и американских скафандров разных поколений.
          согласен, это действительно интересно: я сейчас сравниваю СК-1 Гагарина и "нави марк-4" Шепарда и Гленна, хочу тоже в виде публикации оформить, но это долгоиграюще
  3. Intruder
    Intruder 23 января 2021 11:26
    -1
    Очень кратко, как-то ожидал большего..., если честно!
    Про установку спасения космонавта УСК, производства НПП «Звезда», к скафандру Орлан-М и последующим модификациям, что-то будет?
    Или про западные аналоги, типа: Simplified Aid For EVA Rescue and Manned Maneuvering Unit !?
    1. Бшкаус
      23 января 2021 16:46
      +8
      Очень кратко, как-то ожидал большего..., если честно!

      Вы батенька хотите очень много и очень сразу;)
      Я эту статью задумывал не как обзор имеющихся установок, (хотя такой доклад-лекция у меня будет весной на научно-техническом семинаре в Гамбурге, но онлайн), а как цикл статей, посвященных установкам для маневрирования и это только первая самодостаточная часть о конкретной установке по образу и подобию статей об авиационных скафандрах, которые с конца декабря начали публиковаться на ВО и надеюсь продолжу дальше, плавно перейдя к космическим. Так что наберитесь терпения: будет Вам и 21КС и "Сейфер" для Орлана. Только вот Орлан-М - это уже прошлый век, после него уже была куча модификаций, сейчас эксплуатируется Орлан-МКС2. По поводу американских установок пока не знаю!!! Для начала хочу уточнить, насколько эта тематика вписывается в политику сайта ))))). Но И по MMU и по установке для Джемини у меня тоже есть опубликованные материалы в блоге, а в понедельник выложу про пистолет для перемещения в космосе, который использовали на Джемини, пытались на Скайлебе и делали модернизацию для Аполлона.
      1. Intruder
        Intruder 24 января 2021 04:03
        -1
        Только вот Орлан-М - это уже прошлый век
        Ну, что Вы так!?:) Отличная система для своего времени, буквально на его базе целая плеяда создавалась последующих поколений...:)
      2. merkava-2bet
        merkava-2bet 6 февраля 2021 14:53
        +1
        А также огромная просьба,побольше схем,чертежей и рисунков.
        А теперь вопрос к Вам,были ли в СССР разработки или программы экстренного спасения/эвакуации космонавтов с КК/ОС,то есть на другой КК или с орбиты на Землю.Просто прочитал про аварийный надувной шар/скафандр для применения на МТКК Спейс Шатлл в экстренном случае.
        1. Бшкаус
          6 февраля 2021 16:12
          +1
          Просто прочитал про аварийный надувной шар/скафандр для применения на МТКК Спейс Шатлл в экстренном случае.
          Приятно слышать, что мою статью про спасательные капсулы PRS тоже читают;) У американцев эта необходимость возникла в связи с тем, что Шаттл был одновременно и орбитальной станцией и космическим кораблем в одном флаконе, поэтому любая поломка - это была поломка спускаемого аппарата. В отечественной космонавтике орбитальная станция всегда была отдельна от СА (Союза), а Союз сам имел возможность многодневных автономных полетов. Так что в случае аварии экипаж ОС попросту покидал ее на Союзе. Исключение Буран, но я не встречал материалов, описывающих варианты спасения, как например это проработали Американцы для Шаттла (на эту тему я тоже писал отдельную статью). К тому же, Буран не планировался как полноценная замена имеющимся ОС.
  4. VOENOBOZ
    VOENOBOZ 23 января 2021 13:05
    +1
    Космос , но всё просто и понятно , краны, кнопки, рычаги.
  5. Knell Wardenheart
    Knell Wardenheart 23 января 2021 14:03
    -2
    Крайне громозкий аппарат с огромным количеством излишне здоровенных элементов , этаких рычажищ в стиле "ИС-2" . В силу этого для каких то спасательных миссий подошел бы врятли - одевался бы слишком долго и выдвижение оператора было бы также длительным делом. Хотя функционал и хорош, это направление было по сути технологическим тупиком и не более чем демонстратором технологий.
    1. Бшкаус
      23 января 2021 16:47
      +13
      Крайне громозкий аппарат с огромным количеством излишне здоровенных элементов

      И не говорите, для меня вообще загадка, как я вырос пользуясь дисковым набором в телефоне))))
    2. Intruder
      Intruder 24 января 2021 04:05
      +1
      Крайне громозкий аппарат с огромным количеством излишне здоровенных элементов , этаких рычажищ в стиле "ИС-2" .
      все брутально и надежно, без всяких там "сенсорных интерфейсов" и прочего баловства...
  6. evgen1221
    evgen1221 23 января 2021 17:16
    -1
    Видел в журнале Юный Техник эту штуку.
    1. evgen1221
      evgen1221 23 января 2021 17:51
      +1
      Журнал года этак 88-89 был и это смотрелось тогда пацану,крайне хайтеково. А вот то что это годов 60г разработка и вообще недопилена-этого не знал. Спасибо за просвещение.
  7. Undecim
    Undecim 23 января 2021 18:21
    +6
    Цитата: Бшкаус
    По поводу американских установок пока не знаю!!! Для начала хочу уточнить, насколько эта тематика вписывается в политику сайта

    Странная мысль. Самсоновский суперэтнос в политику сайта вписывается, харалужничество вписывается, а космическая тематика не вписывается?
    1. Бшкаус
      23 января 2021 22:56
      +4
      Самсоновский суперэтнос в политику сайта вписывается, харалужничество вписывается, а космическая тематика не вписывается?

      В политику сайта надеюсь что вписывается, а вот как отреагирует публика? Короче видно будет, по отечественным обязательно пройдусь целиком
  8. рюрикович
    рюрикович 23 января 2021 19:39
    +2
    Интересный материал! Автору плюс good yes
  9. Falcon5555
    Falcon5555 24 января 2021 20:47
    0
    Раньше, давно- давно, была такая телепередача - "Вокруг смеха", а в ней была рубрика "Что бы это значило?", где показывались разные странные фотографии и предлагалось придумать им объяснение. Вид сзади - как раз для этой рубрики. laughing
  10. Edvid
    Edvid 28 января 2021 02:38
    0
    Устройство для изменения ориентации в безопорном пространстве. Состоит из двух параллельно расположенных роторов-гироскопов на общей оси вращения. При этом на оси выполнен кардан или шаровой шарнир, расположенный между роторами. По периметру роторов располагают четыре силовых элемента (рычаги, кулачки, домкраты…) с возможностью приложения к плоскости роторов поперечной силы давления… Приложение противоположных моментов к противоположно вращающимся гироскопам вызывает их общий поворот перпендикулярно силе давления. Устройство может быть малогабаритным и не требует выброса рабочего вещества.