Военное обозрение

Как советские бомбардировщики ДБ-3Ф летом 1941 немецкие «Мессершмитты» на аэродроме под Вильнюсом уничтожали

12

В определённых кругах бытует мнение о том, что в первые месяцы войны Красная армия была настолько безнадёжной, что продвижение вглубь СССР для вермахта было лёгкой прогулкой. Успели сформироваться живучие мифы о том, что никаких контрмер РККА не предпринимала и не могла предпринять, а высшее руководство страны «пребывало в панике».


Тем удивительнее для людей, в умах которых укоренились такие характеристики первых месяцев войны, становятся обратные факты. Красная армия в целом ряде случаев уже на первом этапе войны наносила гитлеровцам немалый урон, который приводил для них к совершенно неожиданным последствиям.

Уже в первые недели боевых действий гитлеровская авиация понесла существенные потери в Литве – на аэродроме Парубанек близ Вильнюса. Три советских бомбардировщика ДБ-3Ф, входящие в состав 100-го дальнебомбардировочного авиаполка, в сложных метеоусловиях атаковали аэродром, на котором размещались немецкие истребители.

Командиром этого авиазвена был лейтенант Павел Субботин. Тройка советских самолётов уничтожила и повредила несколько вражеских «Мессершмиттов», проведя весьма дерзкую атаку – особенно с учётом того, что первые попытки действий в воздушном пространстве над югом Литвы и севером Белоруссии были для воздушного флота СССР не столь успешными.

О событиях, связанных с атакой на аэродром Парубанек, рассказывает Михаил Тимин на канале Tactic Media:

12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. svp67
    svp67 21 января 2021 14:20
    +5
    Один единственный удачный вылет принес больше побед, чем все до этого... Ну так бывает. И все это не отменяет факта, что наши пилоты делали все возможное для победы
  2. ВПП
    ВПП 21 января 2021 14:22
    +6
    А почему «страйк»? Звучит ярче чем русское «удар»?
    1. Reklastik
      Reklastik 21 января 2021 14:59
      +4
      А зачем лубочный "Т-34" с бесталанным Петровым сняли? "Жаворонок" 1964-го года был плох?)
      1. сибиряк54
        сибиряк54 18 марта 2021 14:23
        +1
        "Жаворок " к сожалению(laughing )Фильм Советского Союза-некомильфо!
  3. Cowbra
    Cowbra 21 января 2021 14:32
    +8
    Да с мифами все понятно. Мифотворцы скрипят пером, не покладая рук, а развенчивать народу лениво. Пример - рейд Баданова. Так весь Запад голосит. что фрицы в Тацинской потеряли около 40 самолетов, а коль Баданов заявил о 450 - "вывсеврети"!
    Есть в этой истории один весьма спорный момент - сколько же танкисты Баданова подавили там в Тацинской немецких самолетов? Сами танкисты утверждали, что до 400. По немецким данным упоминается потеря 74 или 50 самолетов - практически на порядок меньше. "Принято верить немцам", ага. Но зачем же тогда танкисты специально запрашивали Центр: "Что нам делать с такой прорвой самолетов?" и получали специальные ЦУ по поводу наиболее эффективного способа уничтожения летной техники. Как-то не сходится.
    Разгадка, вероятно, в дневниковой записи В. Рихтгофена - номинального командующего немецкой авиацией в районе Сталинграда, что в Тацинской потеряны 22 летных Ju52 и 24 летных Ju86. То есть, говоря о потери 50-70 самолетов, фрицы просто имели ввиду только летнопригодные самолеты! Вот что отмечается в книге Ларинцева-Заблотского "Воздушные мосты третьего рейха": "...фактически в строю было не более 30—35% от штатной численности авиачастей". Собственно в Тацинской был большой ремонтный узел, где самолеты восстанавливались и дооснащались для работы по "воздушному мосту". О потери матчасти ремонтных частей немцы особо сокрушались. Получается, что если вылетело порядка 120 самолетов, осталось на базе 50 летных самолетов и это треть от общей численности на базе, то действительно в Тацинской должно было остаться порядка 400 самолетов, причем не только транспортных. В Тацинской базировались разведчики, бомбардировщики, штурмовики, двухмоторные истребители и пять полков авиации румын. В этой посудной лавке было где разгуляться "слону" Баданова! Характерно, что в базе данных М. Хольма данные движения матчасти люфтваффе за декабрь 1942-го отсутствуют. Напрочь.
    Видать, там были такие цифры, что немецкие штабы их озвучить не решались - "теряли" только "летнопригодные самолеты", ага.
    1. Алексей Зоммер
      Алексей Зоммер 21 января 2021 17:14
      0
      Да как бы там не было.
      50,70, или 400 самолётов, в любом случае цифры огромные.
  4. Кроу
    Кроу 21 января 2021 14:37
    +9
    никаких контрмер РККА не предпринимала и не могла предпринять, а высшее руководство страны «пребывало в панике».

    Никто ни в какой панике не пребывал,что завыдумки.Вот факты:
    В ответ на начало массированных воздушных налетов немецко-фашистской авиации на Москву Ставка Верховного Командования приняла решение приступить к бомбардировке столицы фашистской Германии – Берлина.
    В историческом вылете над Берлином побывало пять самолетов 1-ого минно-торпедного авиационного полка (мтап) 8-й авиабригады ВВС Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) под командованием полковника Е.Н. Преображенского,

    Полковник П.Н. Преображенский с экипажем своего корабля
    остальные экипажи отбомбились по Штеттину.О неожиданности действий морских летчиков говорит тот факт,что наутро немецкие радиостанции сообщили в эфир о попытке 150-ти самолетов Великобритании прорваться к Берлину.Всего балтийскими летчиками на столицу Германии было совершено восемь налетов,последний из которых состоялся в ночь на 4 сентября 1941 года.Помимо авиации КБФ столицу фашистской Германии бомбила 81-я авиационная дивизия дальнего действия (аддд) дальнебомбардировочная авиация до 5 сентября 1941 г. произвела 10 налетов на Берлин и другие города Германии: Кенигсберг, Штеттин, Данциг и Свинемюнде, сбросив на них 21,5 тонны бомб.
  5. Pavel57
    Pavel57 21 января 2021 14:51
    +2
    На любой войне существуют и мифы и реальные факты побед. Мне бы хотелось их разделить.
  6. Вадим Ананьин
    Вадим Ананьин 21 января 2021 15:11
    +2
    Тут можно вспомнить и Брестскую крепость и много другого, скрывать неудачи и потери немчики не чурались. Как и с Генерал-Морозом, можно подумать наши не мерзли и замерзали но немчики и сейчас врут и будут врать дальше что они не проиграли ту войну- это все пропаганда Кремля и искажение истории, как и все остальные Европеоиды.
  7. Ros 56
    Ros 56 21 января 2021 15:23
    +2
    Кто интересовался авиацией, тот в курсе как это все было в начале войны, правда мало в советское время было на эту тему публикаций. Странное было отношение со стороны властей к начальному периоду ВОВ. А зря, мальчишек это не смущало, мы все гордились Маресьевым и Супруном.
  8. Магог_
    Магог_ 23 января 2021 13:56
    -2
    Здесь уместно рассмотреть предвоенный доклад Рычагова П.В. на декабрьском совещании высшего командного состава КА ( 23 - 31 декабря 1940 г. ). Поскольку речь в статье о действиях нашей боевой авиации в первые дни гитлеровского вторжения, то интересно понять что думали, планировали и готовили в руководстве ВВС КА накануне решающих событий. Текст этого доклада можно посмотреть здесь : http://militera.lib.ru/docs/da/sov-new-1940/40.html или анализ этого доклада в книге Мухина Ю.И. "Война и мы. Книга 1." Основной вопрос доклада : как достичь господства в воздухе в условиях широкой наступательной операции КА. В докладе предлагалось начать военные действия массированным авиаударом по аэродромам противника с целью уничтожения техники и баз снабжения авиации врага. Насколько это было возможно показал опыт войны и конкретно описываемый в статье пример... "Тройка советских самолётов уничтожила и повредила несколько вражеских «Мессершмиттов»". Война в целом показала, что урон от таких массированных налётов не превышал 7 % ! А сил и подготовки требовал неизмеримо больше. Да и сам Рычагов в своём докладе высказал некие сомнения в эффективности таких действий... Тем не менее, ничего другого в руководстве ВВС, видимо, предложить на то время не могли, и военные действия показали, что самой главной ошибкой с нашей стороны было слишком близкое расположение наших аэродромов к границе и к противнику, который смог быстро ( в течение нескольких часов ! ) до них "дотянуться " своими передовыми танковыми клиньями и решить задачу достижения превосходства в воздухе... Отсутствие достаточного количества подготовленных и оснащённых аэродромов в оперативной глубине наших войск значительно упростило противнику решить эту задачу. Тут уместно вспомнить и "непогрешимого и непобедимого" Начальника ГШ КА того времени ! Вся подготовка к войне с нашей стороны на его совести...
    1. стас57
      стас57 24 января 2021 17:37
      +1
      Мухина Ю.И.

      ууууууууууууууууууууууууууу, тяжко все