Корпорация «МиГ» разработала и запатентовала систему, исключающую попадание истребителя в штопор

22
Корпорация «МиГ» разработала и запатентовала систему, исключающую попадание истребителя в штопор

Корпорация "МиГ" разработала и запатентовала комплексную систему, ограничивающую предельно допустимые нагрузки самолета и исключающую попадание машины в штопор. Об этом сообщает пресс-служба ОАК.

В корпорации пояснили, что новая система состоит из двух частей, которые не позволяют попасть самолету в штопор. Система запатентована и уже устанавливается на самолеты МиГ-35 и МиГ-29М/М2, что позволило значительно улучшить тактико-технические характеристики истребителей.



Первая из ее составных частей позволяет пилоту при любом действии ручки управления оставаться в пределах допустимых углов атаки, исключая попадание самолета в штопор. Целью создания второй является сохранение предельно допустимой перегрузки боевой машины при маневрировании во всех плоскостях

- говорится в сообщении.

Отмечается, что работы над новой системой велись в течение пяти лет, были проведены испытания на множестве режимов полета, система доказала свою полезность, при этом не ухудшив технических свойств самолетов.

В пресс-службе ОАК напомнили, что предыдущие образцы ограничителей предельных режимов были механическими и не позволяли летчику полностью контролировать выход самолета на предельный режим работы самолета. Новая система позволяет при любом режиме полета оставаться в рамках допустимых показателей перегрузки.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    21 января 2021 16:52
    "...Новая система позволяет при любом режиме полета оставаться в рамках допустимых показателей перегрузки. ...."
    =========
    Вот уж, что точно НЕ ПОМЕШАЕТ! Для такой сверх-маневренной машины, как МиГ - "то, что доктор прописал"!
    1. 0
      21 января 2021 16:57
      казалось,что с появлением двигателей с ОВТ,эта проблема отпала... request
      1. +8
        21 января 2021 17:03
        Цитата: Аэродромный
        казалось,что с появлением двигателей с ОВТ,эта проблема отпала... request

        ========
        Увы - нет! Скорее, даже наоборот: резко увеличилась маневренность, а вместе с этим и риск (при ошибке пилота) попасть в "закритическое" состояние..... request
        1. +6
          21 января 2021 17:42
          Цитата: Аэродромный
          казалось,что с появлением двигателей с ОВТ,эта проблема отпала...

          Цитата: venik
          ========
          Увы - нет! Скорее, даже наоборот: резко увеличилась маневренность, а вместе с этим и риск (при ошибке пилота) попасть в "закритическое" состояние.....


          Собственно,отлично,что автоматика взяла на себя заботу о предотвращении сваливания самолёта,но нюанс ещё и в в том, что для сохранения сверхманевренности настройки системы не должны быть чрезмерно и избыточно строги, иначе истребитель станет слишком "вальяжным".
          1. +6
            21 января 2021 17:55
            Цитата: Инсургент
            Собственно,отлично,что автоматика взяла на себя заботу о предотвращении сваливания самолёта,но нюанс ещё и в в том, что для сохранения сверхманевренности настройки системы не должны быть чрезмерно и избыточно строги, иначе истребитель станет слишком "вальяжным".

            ========
            Был уже такой прецедент когда-то: На МиГ-23МЛД поставили систему предотвращения "сваливания" на критических режимах полета (еще электромеханическую). Тогда были опасения (и небезосновательные!), что она ограничит маневренность самолета.... Увы, МиГ-23МЛД - оказался самым вертким из всего семейства (при этом - и аварийность - резко снизилась!)..... request Причина оказалась в том, что пилоты перестали опасаться маневрировать на режимах близких к критическим, понимая, что "система - не допустит"! drinks
            1. +4
              21 января 2021 17:58
              Цитата: venik
              ========
              Был уже такой прецедент когда-то: На МиГ-23МЛД поставили систему предотвращения "сваливания" на критических режимах полета (еще электромеханическую). Были опасения, что она ограничит маневренность самолета.... Увы, МиГ-23МЛД - оказался самым вертким из всего семейства (при этом - и аварийность - резко снизилась!)..... Причина оказалась в том, что пилоты перестали опасаться маневрировать на режимах близких к критическим, понимая, что "система - не допустит"!


              Ну если в корпорации МиГ смогут(смогли) соблюсти все тонкости, то почему нет ?
              Я только за улучшения yes
              1. +2
                21 января 2021 18:01
                Цитата: Инсургент
                Ну если в корпорации МиГ смогут(смогли) соблюсти все тонкости, то почему нет ?
                Я только за улучшения

                ========
                Будем надеяться, тем более, что опыта (положительного!) им в этом вопросе, как видите - "не занимать"! wink
          2. +1
            22 января 2021 04:34
            Собственно,отлично,что автоматика взяла на себя заботу о предотвращении сваливания самолёта,но нюанс ещё и в в том, что для сохранения сверхманевренности настройки системы не должны быть чрезмерно и избыточно строги, иначе истребитель станет слишком "вальяжным".

            автоматика не парирует переход в скольжение и сваливание. Откуда вы все это тут пишите??? Автомат предупреждает через випросигнализатор об опасности сваливания.
            Автомат предотвращения сваливания дает команду на РУС в позицию "от себя" на пикирование, чтобы увеличить путевую скорость и прервать переход в сваливание. Но такая система стоит далеко не на всех самолетах. И оно и понятно почему
      2. +6
        21 января 2021 17:23
        Цитата: Аэродромный
        казалось,что с появлением двигателей с ОВТ,эта проблема отпала... request
        Тут другое:
        Ограничитель предельных режимов, установленный на предыдущих моделях истребителей – МиГ-23 и МиГ-29, – был механическим. Ручка управления самолетом отталкивалась автоматически, как только максимальный угол атаки был достигнут. Это мешало пилоту полностью контролировать выход самолета на предельный режим работы. Благодаря модернизированным системам летчик сможет при любом режиме полета остаться в рамках допустимых показателей перегрузки.
        Источник: https://www.aex.ru/news/2021/1/21/222234/
        Здесь, очевидно, появилась новая программная примочка. Теперь ручка управления нервировать руку пилота своими толчками не будет. Просто при достижении предельных параметров полёта ЭДСУ сама прекратит их наращивание. Smart, однако. smile
      3. +1
        22 января 2021 04:30
        казалось,что с появлением двигателей с ОВТ,эта проблема отпала...

        и каким боком ОВТ к предотвращению ситуации, провоцирующей скольжение и сваливание?
  2. +8
    21 января 2021 17:11
    Для УБ вариантов - замечательно.
    Что же касается "чистых" истребителей и перехватчиков - было б неплохо реализовать возможность отключения: собачьи свалки в современной боевой авиации малоактуальны, но запас не помешает, может и "управляемый штопор" пригодиться.
    1. +2
      21 января 2021 18:03
      Насчет "собачьи свалки ... малоактуальны" утверждать наверное рано. Предотвратить сближение и маневрирование с потерей скорости, далеко не всегда выйдет. Особенно если заметили друг-друга на небольшой дистанции, на малой высоте с коротким радиогоризонтом, или в горах. И очевидно, что ракета ближнего боя развернется если и быстрее, на том и загнется её ресурс сопровождения цели.
      1. +1
        21 января 2021 18:24
        Бесспорно, точно предсказать фактические боевые применения затруднительно. Но статистически большинство задач, с учетом ттх и скоростей в частности, наиболее вероятно будут решаться на дальней дистанции.
        1. 0
          21 января 2021 18:29
          Наверное согласитесь, что статистика строилась не достаточно корректно, в основном на операциях, в которых было явное преимущество одной разведки над другой, это преимущество сейчас нивелируют очень многие.
      2. 0
        21 января 2021 22:07
        Поэтому лётчик пускает ракету БД не на максимальную дистанцию, а примерно на ее половину (или ближе) по маневренной цели. Чтобы оставался большой запас энергии на манёвры.
        1. 0
          21 января 2021 22:17
          Есть разница, между тем кто пустил ракету вперед, и тем, кто пустил вперед для разворота назад. Вверх как с корабля не пустишь, любой лом воздушным потоком поломает на выходе из гнезда.
          1. 0
            22 января 2021 00:28
            AIM-9x(v2) крайне маневренны и почти невосприимчивы к ЛТЦ. Могут развернуться «назад».
            Но Ф-16/18/35 в начале боя определенно окажется на встречном курсе - будет обмен пусков ракетами МД, здесь многое зависит от ракет, (и, конечно, летчика, его подготовки).
            Далее завяжется бой на 1круге/2 кругах, где Миг, при наличии двигателей с ОВТ будет иметь преимущество по маневру.
            Но опять же, многое будет зависеть от пилота и групповой тактики (наиболее вероятна не одиночная встреча).
    2. 0
      21 января 2021 18:15
      Цитата: JcVai
      Что же касается "чистых" истребителей и перехватчиков - было б неплохо реализовать возможность отключения:

      =======
      Ну, насколько мне известно, на МиГ-23МЛД, такая возможность предусматривалась.... Собственно говоря, там система срабатывала только на тех режимах полета, когда возникала опасность непреднамеренного сваливания..... А так, ввести "МЛД" в "управляемый штопор" - вроде как без проблем было.
  3. +8
    21 января 2021 17:15
    Раньше, в 70-80гг у нас на машинах ИА стояла тактильная сигнализация , слегка ударяло по ручке, при макс. допустимом угле атаки.
  4. +3
    21 января 2021 19:07
    Когда в начале 80-х появился Ф-16 с такой системой, израильские асы Миражей
    и Кфиров очень ругались:
    "Не доверяют нам, ничего не дает сделать, руки связаны"
  5. +2
    21 января 2021 19:56
    На фото прямо хищники))
    Видел в полёте миг-29, машина впечатляет)))
    1. -1
      21 января 2021 22:08
      Не хватает беспереплетного фонаря, как у Ф-16. Это очень облегчает наблюдение в БВБ.