Прозрачность и секретность. Новые подробности проекта ПАК ДП
В последние дни поступило несколько любопытных сообщений о проекте «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» (ПАК ДП). Так, было объявлено о начале опытно-конструкторских работ, а кроме того, в свободный доступ попали некоторые организационные и технические подробности. Доступная информация пока не позволяет составить полную картину, но раскрывает ее основные моменты.
По последним данным
Несколько дней назад на профильных ресурсах обратили внимание на две госзакупки, размещенные на одноименном государственном сайте. Предметом интереса стали закупки №31908747186 «Выполнение работ СЧ НИР шифр «ПАК ДП-Вымпел» от 31 декабря 2019 г. и №32009404905 «Исследование аэродинамических характеристик модели ПАК ДП в АДТ Т-102» от 14 августа 2020 г. Следует отметить, что эти документы были известны и ранее, но только сейчас они были открыты на официальном ресурсе.
В качестве заказчика обеих закупок выступила РСК «МиГ». Были опубликованы различные документы, содержащие несекретную информацию организационного и технического характера. В частности, из них известно, что в корпорации «МиГ» новый проект ПАК ДП носит рабочее обозначение «Изделие 41», что соотносится с известным неофициальным индексом МиГ-41.
Буквально на следующий день после публикаций о двух закупках, 22 января, любопытные сведения огласил «Ростех». В публикации ко Дню авиации войск ПВО были раскрыты текущие работы и планы по развитию парка самолетов-перехватчиков МиГ-31. Кроме того, кратко упомянули разработку перехватчика следующего поколения. Сообщается, что проект ПАК ДП находится на стадии опытно-конструкторских работ.
Из официальных источников
Следует напомнить, что руководство РСК «МиГ» и неофициальные источники российских СМИ ранее неоднократно затрагивали тему разработки ПАК ДП и раскрывали ту или иную информацию. Часть таких сведений впоследствии получала подтверждение и позволяет составлять более полную картину.
В середине 2017 г. руководство организации-разработчика рассказывало, что перехватчик нового типа сможет развивать скорость более М=4. Также появлялась информация о потенциальной возможности перехвата объектов на низких орбитах. В середине 2019-го в РСК «МиГ» рассказали, что новый самолет будет построен с применением современных технологий, а одним из преимуществ перед нынешним МиГ-31 станет увеличенный радиус перехвата.
К закупке от 14 августа 2020 г. было приложено техзадание на выполнение одного из предыдущих исследований, дающее некоторые подробности. В 2017-18 гг. Центральный аэрогидродинамический институт по заказу РСК «МиГ» уже проводил составную часть научно-исследовательской работы (СЧ НИР) по исследованию модели ПАК ДП в аэродинамической трубе. Тогда изделие «41» прошло более 240 испытаний на разных режимах. В приложении к техзаданию приводилась программа таких испытаний.
В проекте договора к закупке №31908747186 упоминалось, что к концу 2019 г. необходимо выполнить обоснование научно-технической концепции ПАК ДП. В эту работу входило определение перспектив самого изделия ПАК ДП, анализ зарубежных разработок, оценка задела для реализации проекта, поиск способов интеграции перехватчика в ВКС и т.д.
Вопросы облика
В техзадании на исследования в ЦАГИ отмечалось, что аэродинамический облик модели «41» не является секретным. Изображения изделия не приводились, но из программы испытаний понятны некоторые ее особенности. Другие черты перехватчика пока остаются под вопросом.
По всей видимости, ПАК ДП получит планер комбинированной конструкции из металлических и композитных деталей. Возможно использование схемы «бесхвостка» или «утка». Хвостовое оперение будет включать только пару килей с рулями направления. Механизация крыла состоит из трех секций элевонов на каждой плоскости и трехсекционных тормозных поверхности.
Прочие аспекты проекта ПАК ДП пока не раскрыты в желаемой мере, хотя и имеют место разнообразные оценки и прогнозы. Так, очевидно, что для самолета «41» будет создан принципиально новый прицельно-навигационный комплекс, превосходящий аппаратуру существующих МиГ-31, в т.ч. последней модификации «БМ». Основой этого комплекса станет РЛС неизвестного типа. По своим параметрам она должна превосходить серийное изделие «Заслон». При той же или большей дальности действия, эта станция должна засекать и сопровождать малозаметные цели. Также необходим рост быстродействия бортовых систем и полноценная интеграция в современные и перспективные системы управления войсками.
Прошлые заявления о скоростях более 3-4М указывают на необходимость применения нового турбореактивного двигателя. В то же время, не исключается применение одного из существующих или разрабатываемых образцов с подходящими характеристиками. В частности, на уровне слухов циркулировали сообщения о возможной интеграции «Изделия 30», разработанного для ПАК ФА.
Остается открытым вопрос вооружений. Как и предшественник, МиГ-31, новый ПАК ДП должен нести специализированную ракету дальнего перехвата. Около года назад сообщалось, что разработка такого изделия началась и ведется в рамках проекта «Многофункциональный ракетный комплекс дальнего перехвата» (МРК ДП). При его создании могут использоваться наработки по существующей ракете средней дальности К-77М.
Тактико-технические характеристики будущего ПАК ДП остаются неизвестными, однако сообщалось, что по основным параметрам и возможностям он будет превосходить МиГ-31. Это говорит о необходимости получения скорости не менее М=3, практического потолка более 20-21 км и боевого радиуса свыше 700-750 км. Основным оружием МиГ-31 является ракета «воздух-воздух» Р-33, последняя модификация которой имеет дальность до 300 км. Новая ракета проекта МРК ДП должна показывать, как минимум, не худшие характеристики.
Прозрачность и секретность
Разработка «Перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата» продолжается уже несколько лет. Регулярно появляются новые сведения, как от разработчиков, так и из неофициальных источников прессы. За счет этого постепенно формируется все более подробная и точная картина – хотя полностью она сложится не слишком скоро и часть данных по-прежнему останется закрытой.
Следует ожидать, что наблюдаемые процессы продолжатся и в будущем, причем не только в контексте «Перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата». При дальнейшей разработке проекта будет соблюдаться необходимый режим секретности, но одновременно следует ожидать некоторую прозрачность работ. Это позволит авиационной промышленности создать новый самолет и не раскрыть его тайны, но при этом подогреть интерес публики и дать ей повод для гордости.
Информация