Секреты южноафриканской ядерной бомбы

72

Многоцелевой штурмовик Blackburn Buccaneer ВВС ЮАР

На протяжении большей части холодной войны ЮАР находилась в статусе страны-изгоя из-за проводимой политики апартеида – официальной политики расовой сегрегации, которая проводилась правящей крайне правой Национальной партией с 1948 по 1994 год. Против страны действовали различные санкции, которые достигли своего пика к концу 1980-х годов. Наиболее активно политику жёстких санкций в отношении ЮАР проводили СССР и США, обе страны при этом, естественно, руководствовались своими собственными мотивами.

Несмотря на санкционное давление, которое продолжалось почти четверть века, а во многом и благодаря накладываемым ограничениям, Южно-Африканская Республика сумела создать и развить собственный оборонно-промышленный комплекс. В конечном итоге это позволило ЮАР обзавестись собственной ядерной бомбой и разработать средства доставки ядерного оружия. При этом ЮАР остаётся единственной страной в мире, которая, создав ядерное оружие, добровольно от него отказалась.



Предпосылки к созданию в ЮАР ядерного оружия


Первоначально ЮАР сфокусировалась на развитии мирной атомной энергетики. По сути, ядерная программа стартовала уже в 1948 году, когда была образована Южно-Африканская корпорация атомной энергетики. Вплоть до конца 1960-х годов программа развивалась по мирному сценарию. До этого времени страна тесно сотрудничала с США в рамках официальной программы «Атомы за мир». Программа была санкционирована и предусматривала продажу ЮАР американского исследовательского ядерного реактора. Исследовательский ядерный реактор SAFARI-1 был доставлен в страну в 1965 году.

Обратить внимание на военный потенциал ядерных исследований ЮАР подтолкнули многочисленные военные конфликты и пограничная война, в которую страна втянулась в 1966 году. Южноафриканская пограничная война или война за независимость Намибии продлилась 23 года с 1966 по 1989 год и шла на территории современных Намибии и Анголы. В ходе конфликта армия ЮАР столкнулась не только с повстанцами, но и с хорошо подготовленными силами, поддерживаемыми СССР, в том числе частями Кубинской армии.


Испытание ядерной бомбы мощностью 23 кт в Неваде, 1954 год

Собственное ядерное оружие вооружённые силы ЮАР решили заполучить именно в свете возможного использования в этом разрастающемся с годами конфликте. Для этого у страны имелись все четыре необходимых компонента: сырьё, возможность обогащать добываемые материалы до оружейного состояния, обученный и подготовленный персонал, а также наличие способности выпускать или приобретать компоненты для ядерного оружия.

Проще всего решался вопрос с сырьём. ЮАР обладает одними из самых крупных запасов урана на планете, входя по этому показателю в первую десятку стран. По разным оценкам, запасы природного урана в ЮАР оцениваются в 6-8 процентов от общемировых. Ещё в конце Второй мировой войны именно Южно-Африканская Республика стала поставщиком сырья для ядерных программ Вашингтона и Лондона. Только в США тогда было поставлено примерно 40 тысяч тонн оксида урана.

Взамен на поставки урана в США специалисты и учёные из ЮАР получили возможность работать на американских ядерных объектах. Всего в Америке работало более 90 технических специалистов и учёных из африканской страны. Этот задел помог ЮАР уже в 1970-е годы приступить к созданию собственного ядерного оружия. Полное прекращение сотрудничества с США в ядерной сфере в 1976 году уже не могло помешать реализации ядерной программы ЮАР. К тому же страна нашла новых партнёров. Считается, что активные совместные разработки по созданию ядерного оружия и средств доставки страна вела с Израилем и Пакистаном.

Какое ядерное оружие было доступно ЮАР?


Разработанные в ЮАР ядерные боеприпасы были достаточно примитивны и относились к моделям ядерного оружия первого поколения. Инженеры Южно-Африканской Республики реализовали «пушечную схему». Данный способ детонации применим только в урановых боеприпасах. Классическим примером пушечной схемы является печально известная американская бомба «Малыш», которая была сброшена в конце Второй мировой войны на Хиросиму. Мощность таких бомб ограничена десятками килотонн в тротиловом эквиваленте. Считается, что мощность ядерных зарядов ЮАР не превышала 6-20 кт.

Суть «пушечной схемы» ядерного оружия заключается в выстреливании пороховым зарядом одного из блоков делящегося материала докритической массы (так называемая «пуля») в другой неподвижный блок – «мишень». Блоки рассчитывают таким образом, чтобы при их соединении с расчётной скоростью общая масса становилась надкритической, а массивная оболочка заряда гарантировала выделение значительного количества энергии раньше, чем блоки могли испариться. Конструкция таких зарядов обеспечивала предотвращение испарения «снаряда» и «мишени» до момента их столкновения с необходимой скоростью.

Секреты южноафриканской ядерной бомбы
Планирующая бомба Raptor I, на основе которой в ЮАР был создан ядерный боеприпас HAMERKOP

Считается, что всего в ЮАР было собрано шесть ядерных зарядов, включая первый экспериментальный. Первый образец под кодовым названием «Hobo» был собран в 1982 году, затем устройство переименовали в «Cabot». Мощность экспериментального заряда составляла 6 килотонн в тротиловом эквиваленте, пяти серийных образцов, созданных позднее – до 20 кт. Ещё один боеприпас так и остался незавершённым до момента свёртывания ядерной программы.

Средства доставки ядерного оружия ЮАР


Работая над средствами доставки ядерного оружия, ЮАР, по сути, гарантировано могла рассчитывать только на наиболее простой авиационный способ. При этом свои ядерные устройства в Южно-Африканской Республике старались создавать с прицелом на использование различных способов доставки, включая баллистические ракеты средней дальности.

Но основная ставка была сделана на ядерную планирующую бомбу с телевизионной системой наведения под кодовым обозначением HAMERKOP. С африкаанс переводится как «молотоглав», одна из птиц семейства пеликанообразных. Согласно местным мифам, появление данной птицы считалось предвестником скорой смерти.

В качестве носителя ядерных боеприпасов рассматривались британские двухместные палубные штурмовики Blackburn Buccaneer. ВВС ЮАР начали получать данные самолёты в 1965 году, несмотря на то, что годом ранее Великобритания ввела в отношении страны эмбарго на поставку оружия. Минобороны ЮАР заказало у Лондона 16 самолётов в ударном варианте Buccaneer S50 наземного базирования. Эти многоцелевые штурмовики были адаптированы к использованию в жарком климате, дополнительно получили пару вспомогательных двигателей Bristol Siddeley BS.605 и не имели складывающихся крыльев.

Поставка была осуществлена на том условии, что самолёты будут использоваться исключительно в оборонительных целях, в том числе для защиты морских коммуникаций. В действительности же самолёты приняли активное участие во время боевых действий на территории Анголы, а также рассматривались как носители ядерного оружия. По этой причине Великобритания позднее отменила опцион на поставку ЮАР ещё 14 аналогичных боевых самолётов.


Многоцелевой штурмовик Blackburn Buccaneer S2B Королевских ВВС

Вместе с этим самолётом могла использоваться южноафриканская управляемая бомба H-2, впоследствии получившая обозначение Raptor I. Базовый вариант такой планирующей бомбы с ТВ-наведением имел дальность действия до 37 миль (59,55 км). После того как блок наведения бомбы захватывал цель, управление боеприпасом можно было передать на другой самолёт, находящийся в радиусе 125 миль от бомбы.

Именно на базе Raptor I и был создан боеприпас с ядерной боеголовкой, получивший название HAMERKOP. Данный боеприпас позволял использовать самолёты Blackburn Buccaneer, известные также как Hawker Siddeley Buccaneer, вне зоны досягаемости кубинских комплексов ПВО советского производства. В дальнейшем на базе данного боеприпаса уже в 1990-е годы была создана управляемая планирующая авиабомба Denel Raptor II, которая экспортировалась в Алжир и Пакистан. Считается также, что специалисты ЮАР могли помочь Пакистану в создании собственной крылатой ракеты Ra'ad, оснащённой ядерной боеголовкой.

Пытались в ЮАР создать и собственные баллистические ракеты для доставки ядерных боеприпасов. Южноафриканские инженеры тесно сотрудничали с Израилем. Для этого планировалось использовать ракеты-носители RSA-3 и RSA-4. Под этими марками в рамках южно-африканской космической программы строились израильские ракеты «Шавит».

При этом ракеты оказались несовместимы с достаточно крупными ядерными боеголовками. А возможности научно-промышленного комплекса ЮАР не позволяли довести данный проект до логического завершения в 1980-е годы. В конечном итоге предпочтение было отдано более простым и доступным авиационным боеприпасам.

Отказ ЮАР от ядерного оружия


Решение отказаться от ядерного оружия было принято ЮАР в 1989 году ещё до отмены политики апартеида и прихода к власти Нельсона Манделы. Все шесть собранных бомб и боеприпас, находящийся на стадии сборки, были утилизированы. В 1991 году страна подписала Договор о нераспространении ядерного оружия. 19 августа 1994 года в стране завершила работу миссия МАГАТЭ, которая подтвердила факт уничтожения всего ядерного оружия, а также выразила удовлетворение переходом ядерной программы ЮАР исключительно в мирное русло.


Запуск израильской ракеты «Шавит» (RSA-3)

Решение об отказе от ядерного оружия было принято в том числе с учётом мнения военных кругов страны, которые на основе многолетнего опыта трансграничных военных конфликтов не выявили необходимости и потребности в применении подобного оружия. Свою роль оказало и фактическое завершение 23-летней Южноафриканской пограничной войны.

Подписанные в 1988 году Нью-Йоркские соглашения предписывали вывод войск ЮАР и Кубы с территории Анголы и предоставление Намибии независимости. Военная необходимость во владении ядерным оружием полностью отпадала, да и для разработки эффективных средств доставки оружия за пределы африканского континента могли потребоваться десятилетия и огромные финансовые вложения.

Преимуществом добровольного отказа от ядерного оружия был и процесс восстановления стабильности в регионе, а также возвращение доверия к стране и улучшение отношения к ЮАР на международной арене. Стране, имидж которой был основательно подпорчен многолетним угнетением коренного населения и секретной разработкой ядерного оружия, которая при этом никогда не претендовала на роль мировой сверхдержавы, такое политическое решение было только на руку.
72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    28 января 2021 18:05
    Спасибо , весьма интересно , о ядерном оружии ЮАР не много пишут .
    1. nnm
      +12
      28 января 2021 19:03
      Только как то скромно роль Израиля отражена, нейтральным "считается".
      Нет, очень даже реально - от технологий, совместной разработке шахт до испытания Израилем своих изделий на территории ЮАР.
      1. +2
        28 января 2021 21:55
        Цитата: nnm
        Только как то скромно роль Израиля отражена, нейтральным "считается".
        Нет, очень даже реально - от технологий, совместной разработке шахт до испытания Израилем своих изделий на территории ЮАР.

        Насколько мне известно, Израиль создавал свое ЯО в кооперации с Францией. И испытания проводил на ядерных полигонах Франции. Разумеется это не отменяет участия Израиля в ядерной программе ЮАР.
        1. Насколько мне известно, Израиль создавал свое ЯО в кооперации с Францией. И испытания проводил на ядерных полигонах Франции.

          В 1986 г. Израиль провёл ядерные испытания в районе о. Принс-Эдуард, принадлежащего ЮАР, т.е. не только на французских полигонах.
  2. +9
    28 января 2021 18:12
    Интересная страна ЮАР.фактически уничтожили белую цивилизацию.и главную скрипку играли англосаксы.
    1. -23
      28 января 2021 18:19
      Цивилизация была из ебропейцев.
      Уничтожили и ладно.
      Туда ей и дорога.
      1. +26
        28 января 2021 18:25
        Ох, а нынешняя цивилизация в юар такая прогрессивная...
        1. -14
          28 января 2021 18:27
          Мне как-то обе параллельны...
          Про свою землю надо думать, а не плакаться по иностранцам.
          1. +8
            28 января 2021 19:51
            Никто не плачется. Или изучать историю других стран непатриочно?
        2. +6
          28 января 2021 22:26
          Мда... А вы представьте на секунду негров - с ядерной бомбой... Эта жуть похлеще Саддама с Кимами...

          Но вообще - я так и не понял, кого там собирались остекловывать буры.. По зулусам в саванне что ли хреначить ядрёным батоном?
          1. +2
            29 января 2021 07:55
            Написали же, по кубинцам, если что.
  3. +18
    28 января 2021 18:27
    Интересно а как сейчас под управлением чёрных развивается наука и техника в ЮАР?
    1. +22
      28 января 2021 18:35
      Никак. Только ископаемые из страны вывозятся.
      1. +4
        28 января 2021 19:44
        Цитата: El Dorado
        Никак. Только ископаемые из страны вывозятся.

        Вы о какой стране?
    2. nnm
      +6
      28 января 2021 19:04
      Украину видели ?!
      - ЮАР первых лет после апартеида.
      1. +3
        28 января 2021 19:12
        Тык, соседи по менталитету. Цегабон
      2. +1
        28 января 2021 19:12
        Цитата: nnm
        Украину видели ?!
        - ЮАР первых лет после апартеида.

        Вот потому у них и забрали атомное оружие, а то они как африканцы с ним бегали бы вдоль наших границ...
        1. -12
          29 января 2021 11:24
          Жалко, что у РФ в своё время не забрали
          1. +4
            29 января 2021 13:03
            Цитата: Kildin
            Жалко, что у РФ в своё время не забрали

            А чего ж не попробовали? За свои зубы испугались?
          2. +1
            29 января 2021 15:49
            Жалко, что у РФ в своё время не забрали

            А что хорошего бы для нас вышло из этого?
    3. +16
      28 января 2021 19:34
      Интересно а как сейчас под управлением чёрных развивается наука и техника в ЮАР?

      У них есть государственная программа вытаскивания страны из ямы. Вкладываются средства в школы и университеты. Школьных учителей собирают по всей Африке, преподавателей ВУЗов тоже. Одно плохо - государство бедное, весь доход от алмазов, золота, урана и угля - у транснациональных корпораций. Отдельное затруднение - на территории живут 10 разных племён с абсолютно разными языками (суахили, зулу ...) Английский - язык межнационального общения (как в СССР был русский). Был там в 2012 году на конференции по высокоскоростной съёмке (ICHSIP). В авиационном центре смотрел экспериментальные установки. Их около десятка, но достойны внимания лишь две, маленькая сверхзвуковая аэродинамическая труба и трансзвуковая, построенная в 1986 году. Организация конференции была очень хорошей - чем беднее страна, тем лучше она проводит конференцию.
      1. +22
        28 января 2021 20:28
        Почти все племена - из группы банту. Кхоса, суту, зулу.
        Они понимают друг друга. Немного бушменов - у них другой язык.
        Банту худо-бедно понимают или английский, или африкаанс.
        Но у них еще миллион гастарбайтеров из Анголы, Мозамбика.
        Белые так же разобщены, как и черные. Англичане, буры, "пОра" (португальцы), немцы,
        греки, евреи - все порознь.
        Еще масса индийцев и мулатов (coloured). Расистский дурдом, короче.
        Я там работал года полтора в начале 90...
        1. +7
          28 января 2021 20:33
          Ну, английский кое-как знают, у меня осталось такое впечатление, по крайней мере в Претории.
          1. +10
            28 января 2021 20:38
            Но страна красивая, климат - идеальный...
            Какое шоссе между Джоханесбургом и Преторией...
            А спуск на Дурбан - 300 км плавно-вниз , а Кейптаун...
            Кому досталась? sad
            1. +9
              28 января 2021 20:50
              Мало времени было, меньше недели, поэтому нигде и не был. Один день выделен был на национальный парк. Степь - как у нас в Крыму или в Оренбурге, только деревья и кусты другие. Австралийцы заявляли, что их степь такая же.
              1. +6
                28 января 2021 21:11
                Точно. good Степь средней полосы.
                Только среди коров иногда страусы пасутся.
        2. -3
          28 января 2021 22:20
          Цитата: voyaka uh
          Я там работал года полтора в начале 90...

          Ну и как на ваш взгляд, этот зоопарк мог создать атомную промышленность, для создания ядерного оружия?
    4. +6
      28 января 2021 20:03
      Цитата: 210окв
      Интересно а как сейчас под управлением чёрных развивается наука и техника в ЮАР?

      Так же, как и у нас под управлением.."белых"
    5. +12
      28 января 2021 20:11
      Забыл ещё добавить - те, кто работает, нормальные люди, а вот бездельники - форменные обезьяны. К белым это тоже относится. Ректор универа Претории - белая тётка, главный аэродинамик - индус (в 5 поколении живёт в ЮАР)
    6. +11
      28 января 2021 20:30


      Звери по дороге из аэропорта

      Виктор Щельев и ректор универа Претории

      семейство львов в национальном парке

      Слева направо - Виктор Щельев (ИОФАН), аспирантка немца из DRL, индус, главный аэродинамик ЮАР (Кавендра Найдоо), немец из DRL
  4. 0
    28 января 2021 18:44
    Глубже нужно тему раскрыть... А то-" Считается, что главную роль...."Вроде как, автор Сам в сомнении. Появление Пакистана, плод британской дипломатии. Израиль в создании ЯО играл практически первую скрипку. Вы можете себе представить, что Англия, США или Израиль в 2021 году поставляет в ЮАР средства доставки таких боеприпасов? А чего боятся, таких боеприпасов же нет... Магатэ это подтвердила.
    А испытания готового боеприпаса проводились в районе Арктики..Проскакивала где-то такая информация.
    1. +6
      28 января 2021 18:57
      Цитата: ПРАВОкатор
      Вроде и испытания проводились в районе Арктики..
      Вместе с Израилем, только в Антарктике, в районе острова Буве.
      Американский спутник засёк.
      1. Цитата: nsm1
        Цитата: ПРАВОкатор
        Вроде и испытания проводились в районе Арктики..
        Вместе с Израилем, только в Антарктике, в районе острова Буве.
        Американский спутник засёк.

        Не Буве, а Принс-Эдуард.
  5. 0
    28 января 2021 18:47
    Официальная версия конечно интересная, но так ли это было на самом деле, мы не знаем и вряд ли узнаем в ближайшее время.
    Другая не менее правдоподобная версия заключалось в том, что никакой бомбы самостоятельно южноафриканцы создать не могли, хотя бы потому что у них не было для этого кадров. Активный интерес к недрам ЮАР проявляли израильтяне, которым было наплевать на апартеид, потому что они хотели урвать жирный кусок не только в урановых рудах, но и в алмазных трубках. Вот поэтому они пообещали южноафриканцам сделать им бомбу, а заодно самим провести натурные испытания, чтобы убедится в правильности выбранных ими решений. После испытаний, когда поднялся шум во всем мире, они быстро свернули свою программу, чтобы дистанцироваться от этого и не потерять расположение США. Судьбу южноафриканской бомбы конечно решали США и Европейские страны, которые испугались, что после изгнания белых, атомная бомба может оказаться в руках африканцев, а это вообще могло серьезно ударить по экономическим интересам Запада в Африке. Так что только наивные люди могут поверить, что южноафриканские власти могли создать самостоятельно атомную бомбу, тем более что у них даже своего носителя для этого не было.
    В какую версию верить, каждый решит сам.
    1. 0
      28 января 2021 19:00
      Ага, физиков у них нет...
      Сказки.
      На практике даже самые малоразвитые страны на такое способны, было бы желание.
      1. -3
        28 января 2021 19:09
        Цитата: nsm1
        Ага, физиков у них нет...

        Дело даже не в самих физиках-теоретиках, а в том что нужно иметь огромное количество инженерно-технического персонала, причем большинство из них даже не из ядерной области. И еще нужны специализированные производственные мощности для различных испытаний, а этого в ЮАР тоже не было в нужной номенклатуре.
        Вот этого всего в ЮАР и не было, но по вашему это такая мелочь - ну-ну...
        Цитата: nsm1
        На практике даже самые малоразвитые страны на такое способны, было бы желание.

        Вы великий "физик-теоретик" - почему тогда они до сих пор это не сделают?
        1. -2
          28 января 2021 19:17
          Цитата: ccsr
          а этого в ЮАР тоже не было в нужной номенклатуре
          С чего бы?
          Нормальная страна, денег завались, всё решаемо и решено.
          Цитата: ccsr
          Вы великий "физик-теоретик" - почему тогда ни до сих пор это не сделают?

          Вы проспали, уже...
          Северная Корея, Пакистан...
          1. -4
            28 января 2021 19:28
            Цитата: nsm1
            С чего бы?

            Школы научной не было для таких проектов.
            Цитата: nsm1
            Нормальная страна, денег завались, всё решаемо и решено.

            Ну и почему тогда Саудовская Аравия до сих пор своим ядерным оружием не обзавелось, у них еще больше денег?
            Цитата: nsm1
            Вы проспали, уже...
            Северная Корея,

            Так эта страна сделала ставку на создание атомной бомбы и бросила все силы на это, посылая своих студентов и ученых в Китай и СССР. Да и корейцы по образованности и интеллекту это не африканцы и не буры, занимающиеся сельским хозяйством на своих фермах.
            Цитата: nsm1
            Пакистан...

            И эти сделали ставку на ядерное оружие, потому что их соседи им обзавелись. У ЮАР разве были соседи с ядерной бомбой?
            1. -1
              28 января 2021 19:34
              Цитата: ccsr
              Школы научной не было для таких проектов.
              Чушь.
              Про это как раз написано в статье.
              Цитата: ccsr
              Ну и почему тогда Саудовская Аравия до сих пор своим ядерным оружием не обзавелось
              Это Вы всерьёз?!
              Любой школьник знает - у саудовского верблюда два горба, один свой, другой американский.
              Цитата: ccsr
              посылая своих студентов и ученых
              Вы статью не читали.
              Посылала.
              Цитата: ccsr
              У ЮАР разве были соседи с ядерной бомбой?
              Да.
              Контингент СССР в Анголе.
              Да это и не важно, важнее что у их противников было и есть численное превосходство.
              1. -2
                28 января 2021 22:13
                Цитата: nsm1
                Про это как раз написано в статье.

                Это они так преподносят, чтобы наивные люди в это поверили.
                Цитата: nsm1
                Это Вы всерьёз?!

                Естественно - Турция, Бразилия, Индонезия и еще с десяток стран могли бы тоже давно создать атомную бомбу, если поверить в вашу версию. Но как-то у них не получается...
                Цитата: nsm1
                Контингент СССР в Анголе.

                Это вообще за гранью разумного - вряд ли кому в голову пришлось бы вооружать наших советников ядерным оружием. Вы, как я понял, великий фантазер на военные темы, но лучше вам спустится на землю.
                1. -6
                  29 января 2021 05:37
                  Цитата: ccsr
                  Это они так преподносят, чтобы наивные люди в это поверили.
                  С чего бы не верить?
                  Конструкция хорошо известна, сложностей не представляет...
                  Уж лучше верить аргументированой позиции, чем глуповатому "не может быть потому что не может".
                  Цитата: ccsr
                  Но как-то у них не получается...
                  Замечательно у них получится как только будет нужда.
                  Таро Асо в своё время заявил, что Японии для этого полгода нужно.
                  Цитата: ccsr
                  вооружать наших советников
                  Это вообще за гранью разумного, Вы в Армии служили?
                  Какие советники, что за фантазии и ерунда?!
                  Зачем?!!
                  Советники что - сами по себе?
                  За ними страна, СССР!
                  Авиацию и пр. средства доставки уже отменили?
                  Как бы ни мала была вероятность, её отметать нельзя было.
                  ЗЫ: аргументов у Вас нет, статью не читали, полагаю дальнейшие препирательства бессмысленными...
                  1. 0
                    29 января 2021 13:02
                    Цитата: nsm1
                    Конструкция хорошо известна,

                    А технологию, производственную базу, обученный персонал вы тоже по картинкам из интернета создадите?
                    Цитата: nsm1
                    Замечательно у них получится как только будет нужда.

                    Расскажите эти сказки наивным - даже Иран пока ничего создать не в силах, а уж они весь интернет изучили.
                    Цитата: nsm1
                    Таро Асо в своё время заявил, что Японии для этого полгода нужно.

                    В свое время только две страны смогли создать АПЛ типа Тайфун и Огайо. Как показали расчеты западных экономистов (был даже какой-то доклад светилы) экономика Японии, Германии Великобритании и других стран мира просто рухнет, если они попытаются сделать подобную АПЛ. Вот поэтому не надо нам впаривать мысль, что создать ядерное оружие очень просто. Его даже хранить непросто, как и доставлять, и специалисты это знают.
                    Цитата: nsm1
                    За ними страна, СССР!

                    Вы еще наплетите, что наши регулярные войска были в том регионе во время войны.
                    Цитата: nsm1
                    аргументов у Вас нет, статью не читали, полагаю дальнейшие препирательства бессмысленными...

                    Отдохните, если переутомились...
                    1. -3
                      29 января 2021 13:11
                      Цитата: ccsr
                      А технологию, производственную базу,
                      На колу мочало, начинай сначала!
                      Прочтите статью в конце концов!
                      Пакистан, Северная Корея - создали.
                      Это факт.
                      А Вас пустая болтовня, вообще без аргументов.
                      "Не могут, не могут, не могу" - и с чего слушать эту бредятину?
                      С чего не могут, когда смогли?
                      И не они одни.
                      Аргументы где?
      2. +2
        28 января 2021 22:32
        Ну хорошо - а на чём они уран крутили до оружейного? Вряд ли на центрифугах - где ж их взять им? Тогда что? Диффузионный способ - мягко говоря не из лёгких и дешёвых, ускорителя у них тоже явно не было..
    2. 0
      28 января 2021 20:02
      Цитата: ccsr
      никакой бомбы самостоятельно южноафриканцы создать не могли, хотя бы потому что у них не было для этого кадров.
      Каких кадров? Создать бомбу пушечного типа может любой грамотный инженер выпускник школы! Проблема только в одном: обогащение урана, которое или энергозатратно, или очень хитрое с технической точки зрения.
      1. -5
        28 января 2021 22:14
        Цитата: Симаргл
        Каких кадров? Создать бомбу пушечного типа может любой грамотный инженер выпускник школы!

        Тогда почему до сих пор Южная Корея, Бразилия, Турция, Италия, Испания и др. его не создаст?
        1. +1
          28 января 2021 22:21
          Цитата: ccsr
          Тогда почему до сих пор Южная Корея, Бразилия, Турция, Италия, Испания и др. его не создаст?
          Это очень дорого (обогащение, сопровождение жизненного цикла) - во-первых , очень хлопотно (доказать едрическому клубу, что оно необходимо) - во-вторых.
          КНДР, с фактически голым задом и под санкциями - имеют.
          Ядерный заряд сам по себе не сильно сложен. "Толстяк" не засекречен, т.к. сложен в производстве, а вот "Малыш" до сих пор секретен. Но, как я говорил, его может воспроизвести более-менее грамотный инженер - дело в концентрате U235.
          1. -4
            28 января 2021 22:26
            Цитата: Симаргл
            Это очень дорого (обогащение, сопровождение жизненного цикла) - во-первых , очень хлопотно (доказать едрическому клубу, что оно необходимо) - во-вторых.

            И как это бедные граждане Израиля так легко им овладели и содержать его научились, наплевав на все ядерные клубы?
            1. +2
              29 января 2021 18:45
              Цитата: ccsr
              И как это бедные граждане Израиля так легко им овладели и содержать его научились, наплевав на все ядерные клубы?
              Пока "крыша" есть - они могут всё, в пределах, разрешённым "крышей", а потому...
              Официально Израиль о наличии у него ядерного оружия никогда не сообщал, он не подтверждает и не опровергает наличие у себя ядерного оружия. При этом Израиль не подписал Договор о нераспространении ядерного оружия
              1. 0
                24 апреля 2021 14:00
                Забавно другое. Что-то все помалкивают о том, что юаровская и израильская программы создания ядерного оружия и средств его носителей были взаимосвязаны. Собственно, это была совместная программа разработки Израиля и ЮАР. Джон Буль на определенном этапе играл и на Израиль с ЮАР. Правда закончил с несколькими пулями в черепе от Моссада, когда решил ещё деньжат подзаработать в Ираке.
  6. +4
    28 января 2021 19:11
    Да, а потом к власти пришло мандела, и развалила экономику страны, начав геноцид по африкански -массово изгоняя из ЮАР белое население, в первую очередь, учителей и людей с высшим образованием. Досталось на орехи и местным ученым -оборонщикам, но это совсем другая история....
    crying lol
    1. +5
      28 января 2021 20:47
      Неравда. Мандела белых не изгонял. Он был неглупый тип,
      понимал, что без белых - им черным хана.
      Но белые с образованием сами повалили из страны кто-куда,
      не дожидаясь пинка.
      Терки у черных начались с белыми фермерами- бурами.
      Вот их начали постреливать и выжимать уже в 90-х
      1. +2
        28 января 2021 20:49
        Цитата: voyaka uh
        Но белые с образованием сами повалили из страны кто-куда,
        не дожидаясь пинка.

        И подчас очень удачно. Илон Маск из ЮАР.
        1. +7
          28 января 2021 21:06
          Причем откуда из ЮАР - из Претории, из очень консервативной среды.
          Я как-то заблудился в богатых пригородах Претории. Навигаторов
          тогда не было. Вижу - какой-то старик в саду за высокой оградой.
          Я вылез из тойоты, подошел: "куда ехать на шоссе?" . Он приближается.
          Не сразу сообразил, что с дробовиком у пояса. Я: "заблудился" (lost).
          Он так наводит двустволку... Я - руки вверх и медленно-медленно к машине... laughing
          Претория...
          Маск - молодец, что свалил с одним чемоданчиком оттуда.
          1. 0
            30 января 2021 12:39
            Ну там как и везде люди разные. Я переписываюсь с одним в Порт-Элизабете живет, в местном универе работает. Нормальный совершенно. Любитель военной истории. Красную армию уважает.)))
  7. +8
    28 января 2021 19:42
    В качестве носителя ядерных боеприпасов рассматривались британские двухместные палубные штурмовики Blackburn Buccaneer.
    Не только. Рассматривались и британские Canberra B12.
  8. +2
    28 января 2021 19:44
    Единственная страна которой все это оказалось невероятно выгодно и нужно - это Израиль)
  9. +2
    28 января 2021 21:00
    "...Считается, что активные совместные разработки по созданию ядерного оружия и средств доставки страна вела с Израилем и Пакистаном...."
    ========
    А вот тут то автор (Сергей Юферев), как раз и "в корне неправ" (в отношении Пакистана)! Пакистанская ядерная программа отставала от "юаровской" - примерно на полтора десятилетия!!!!
    Если первая "юаровская бомба", датируется 1982 годом, то Пакистан, в этот момент только-только приступил к обогащению урана..... А собственную бомбу испытал только в 1998 году! Т.е, 16 лет спустя!!!
    P.S. Что-то здесь "не вяжется".... Похоже автор, так и не изучил проблему по-серьезному!
    P.P.S.Ну а насчет Израиля - то абсолютно все верно! Тогда же и возникла некоторая напряженность между "генеральными союзниками" на Ближнем Востоке. В конечном счете, США все-таки добились "выхода" Израиля из "юаровской программы", что, кстати и немало способствовало её (программы) свертыванию... request
    1. -1
      28 января 2021 22:24
      Цитата: venik
      P.S. Что-то здесь "не вяжется"....

      Все вы правильно подметили, и наши военные специалисты придерживались такой же точки зрения.
  10. +1
    28 января 2021 21:24
    Хороший материал.В ЮАР поддерживался достаточно высокий уровень образования,при апартеиде .Пусть не для всех было это образование ,но уровень позволил разработать технологию ,построить ядерную промышленность.
  11. +1
    28 января 2021 21:58
    Хоть ЮАР от ЯО и отказались, а у них есть своя АЭС Коберг — действующая первая и единственная атомная электростанция ЮАР и Африки. На АЭС установлены два реактора французского типа CP1 PWR с общей мощностью АЭС – 1 880 МВт. Сооружение АЭС Коберг было начато в 1976 году, а закончено пуском первого энергоблока в 1984. Второй энергоблок был запущен на год позже, если юаровцам приспичит они могут и возобновить программу создания ЯО
  12. +3
    29 января 2021 00:01
    Да ЮАР была под санкциями только на бумаге.Производили практически все.СССР водка Столичная везде ,цена 10 $,таже Столичная но с надпечаткой зеленого цвета в правом верхнем углу (производства ЮАР) 5 $.Разницы ни какой.Зачем платить больше.Фирма KWV имела винные погреба вторые в мире после Франции.Вот кого бамбанула перестройка.Сами ЮАровцы говорили,наш президент захотел славы и Нобелевки ,как ваш Горбачев.Причем всю эту пагубность поняли сразу.Пропала страна.Там их (белых) просто вырезают,оставшиеся живут только за счет охраны ЧВК и то что негры не могут ни чего производить,ума не хватает.У белых проблема с эмиграцией,ни кто не хочет их брать.Апортеид понимаешь ли был у вас.Среди полицейских было внегласное соревнование кто больше набьет негров до пенсии,самые крутые за тысячу переваливали.
  13. 0
    29 января 2021 00:05
    Что-та не помню, чтобы США оказывали давление на белое правительство ЮАР. Хрень какая-то. Скорее помогали им
    1. 0
      29 января 2021 06:17
      Tакие страшные санкции laughing
      Программа была санкционирована и предусматривала продажу ЮАР американского исследовательского ядерного реактора. Исследовательский ядерный реактор SAFARI-1 был доставлен в страну в 1965 году.
  14. 0
    29 января 2021 13:37
    Как тут не вспомнить "Инцидент Вела"? Взрыв был, владельцы заряда неизвестны.
    1. +1
      30 января 2021 08:06
      А чего неизвестного? Евреи в тихушку заряд испытали в обход французов. Ибо лягушатникам веры до конца ни в чём не было. Они же и самую примитивную технологию юаровцам слили. По бартеру. И если бы спутник "случайно" на орбите не случился, никто бы и не знал, что и как... Как-то так...
  15. 0
    29 января 2021 17:30
    Интересно! Спасибо огромное! Теперь бы про ЯО Пакистана почитать. Ждем!
  16. +1
    30 января 2021 14:09
    Автор максимально отвёл участие Израиля от ядерной программы ЮАР. Чувствуется предвзятость и недобросовестность автора в этом вопросе. ЮАР стала не нужна Израилю, т.к. израильское ядерное вооружение было испытано и принято на вооружение Израиля.
  17. 0
    1 февраля 2021 16:00
    Цитата: Тарелка
    Жалко, что у РФ в своё время не забрали

    А что хорошего бы для нас вышло из этого?

    Возможно власть вела бы себя более благоразумно
  18. Экологическое ядерное устройство класса " Брюссель": https://nspap.livejournal.com/89062.html
    За долю секунды он может нагреть весь Брюссель до 10 миллионов градусов.
    Больше на: https://kwfs.livejournal.com/765.html
  19. 0
    15 марта 2021 10:41
    Отказ от ядерного оружия был мудрым решением. Страшно подумать, какие могли быть последствия, попади оно в руки негров: как можно видеть по загаживанию их руками некогда процветающей страны, политика апартеида не была безосновательной жестокостью. Они были не готовы к циилизованному образу жизни, поэтому была насущная необходимость оградить общество от них.
  20. 0
    24 июня 2021 18:54
    У ЮАР и космическая программа была. Вроде и первая пересадка сердца тоже там же была сделана. А сейчас нигеры, захватив небоскрёб - восхищаются гением Белого человека: из лифтовых шахт у них мусоропровод получается. Подробнее можно почитать на Крамола.ру.