Авиационный скафандр «Сокол»: создавался для самолетов, стал «космонавтом»

12

Одной из визитных карточек отечественной космонавтики и, в частности, АО «НПП «Звезда», является космический спасательный скафандр «Сокол». Однако мало кто знает о том, что у этого скафандра имелся прямой потомок – авиационный скафандр «Сокол», разработанный во второй половине 60-х – начале 70-х гг.

Как и скафандр «Воркута», авиационный СК «Сокол» изготавливался с двумя раздельными оболочками: внешняя – силовая (из прочных видов ткани) и внутренняя – герметичная. В отличие от СК «Воркуты», имевшей губчатую герметичную оболочку толщиной 3–5 мм, для «Сокола» применялась листовая прорезиненная ткань.



«Сокол» был последним авиационным скафандром, изготовленным в начале космической эпохи. В этом скафандре, в отличие от предыдущих, было предусмотрено использование противогаза, обеспечивающего защиту летчика до посадки в самолет или после приземления в случае химического заражения местности.


Авиационный СК «Сокол» применялся в комплекте с гермошлемом ГШ-9, шлемофоном ШЛ-4Д, вентилирующим костюмом ВКС-2, гермоперчатками ГП-4 и ГП-5, а также противоперегрузочным костюмом ППК-1АС.

Авиационный «Сокол» имел рабочий режим избыточного давления 0,25кгс/кв. см. Однако в случае возникновения признаков высотно-декомпрессионной болезни допускался временный переход на «аварийный» режим 0,4 кгс/кв. см.

Практическая высота применения скафандра составляла до 50 км. Допустимая индикаторная скорость полета при катапультировании составляла 1400 км/ч.

Кроме того, скафандр обеспечивал время пребывания в холодной воде до 12 часов.

Применение высотного скафандра предполагалось на изделии Т-4 («сотка»).


Несмотря на то, что авиационный СК «Сокол» не получил массового распространения, он стал своеобразным «эталоном».

Он собрал в себя все удачные решения и наработки, среди которых были:

- Использование двухслойной оболочки с раздельными силовым и герметичным слоями.
- Система типоразмеров оболочки.

А также успешны конструкции:

- силовых систем и шарниров мягкой оболочки,
- гермоперчаток,
- гермоподшипников,
- гермошлема.

Все вышеперечисленные системы в последующем применялись на космических скафандрах мягкого типа. Благодаря чему удалось в сжатые сроки создать первые космические скафандры.

А в начале семидесятых экстренно разработать на основе имеющегося задела авиационных СК «Сокол» спасательный скафандр для КК «Союз», получивший название «Сокол-К» (космический).
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    28 января 2021 11:25
    Интересная тема, но думаю что одно другому не мешает, главное людей сохранить.
  2. 0
    28 января 2021 11:50
    можно ли его как то с коррелировать с высотными костюмами на миг-25\31 ?

    какая либо причина не замены за "Сокол" высотных костюмов ввс ссср\рф
    1. +3
      28 января 2021 13:32
      можно ли его как то с коррелировать с высотными костюмами на миг-25\31 ?

      На высотах более 18 км есть два типа защиты от гипоксии: 1- это скафандр, внутри которого создается постоянное давление и кислородная газовая среда в которой полностью находится человек. 2-высотно-компенсирующий костюм. Проблема всех скафандров в том, что они жутко неудобны, ограничивают движение, поле зрения и т.п. поэтому, их особо не любят. Да чего там греха таить, не особо то любят и гермошлем т.к. он громоздкий и сильно мешает. В итоге, учитывая что самолеты летают максимум на высоте 25км, то там, где можно обойтись без скафандра, летчики стараются использовать ВКК и гермошлем т.к. до 25км он обеспечивает защиту. Но и на эту высоту у нас самолеты поднимаются редко и не все, поэтому, если полеты проходят на высотах до 18-20км, тогда летчики предпочитают уже обычную КМ из-за удобства применения.
      1. +2
        28 января 2021 15:55
        Цитата: Бшкаус
        Да чего там греха таить, не особо то любят и гермошлем т.к. он громоздкий и сильно мешает
        Обзор вниз (на приборы) и правда ужасный. А статья вкусная, но мало. )))
      2. +2
        29 января 2021 07:41
        а что такое КМ?
        1. +2
          29 января 2021 09:29
          а что такое КМ?
          КМ - термин, сокращенно обозначающий "кислородная маска", а далее через дефис прописывается ее модель, пр. КМ-34, КМ-35, КМ-36М и т.п. "СК" - скафандр, "ЗШ" - защитный шлем, "ГШ"-гермошлем, "ВКК" - высотно-компенсирующий костюм, "ППК" - противоперегрузочный костюм, но стоит помнить, что ВКК имеет камеры противоперегрузочного устройств "ПУ" )))))))), которые позволяют использовать ВКК в качестве ППК.
          1. +1
            29 января 2021 23:39
            спасибо
            про ВКК я знал
            все остальное не знал
            прошу вас если даете специфические абревиатуры - давайте расшифровку
            тут хватает одного Даманцева :)
            1. +3
              30 января 2021 12:03
              прошу вас если даете специфические абревиатуры - давайте расшифровку
              хорошо, постараюсь более внимательно давать пояснения. Обычно при первом упоминании стараюсь давать полное название и в скобках поясняю что дальше будет сокращенно. Но если все равно тяжело оринтироваться, то буду чаще писать полные названия. Прекрасно понимаю, что для неподготовленного читателя это тяжело -сам такой в других областя_)))