Военное обозрение

Авиационный скафандр «Сокол»: создавался для самолетов, стал «космонавтом»

14

Одной из визитных карточек отечественной космонавтики и, в частности, АО «НПП «Звезда», является космический спасательный скафандр «Сокол». Однако мало кто знает о том, что у этого скафандра имелся прямой потомок – авиационный скафандр «Сокол», разработанный во второй половине 60-х – начале 70-х гг.


Как и скафандр «Воркута», авиационный СК «Сокол» изготавливался с двумя раздельными оболочками: внешняя – силовая (из прочных видов ткани) и внутренняя – герметичная. В отличие от СК «Воркуты», имевшей губчатую герметичную оболочку толщиной 3–5 мм, для «Сокола» применялась листовая прорезиненная ткань.

«Сокол» был последним авиационным скафандром, изготовленным в начале космической эпохи. В этом скафандре, в отличие от предыдущих, было предусмотрено использование противогаза, обеспечивающего защиту летчика до посадки в самолет или после приземления в случае химического заражения местности.


Авиационный СК «Сокол» применялся в комплекте с гермошлемом ГШ-9, шлемофоном ШЛ-4Д, вентилирующим костюмом ВКС-2, гермоперчатками ГП-4 и ГП-5, а также противоперегрузочным костюмом ППК-1АС.

Авиационный «Сокол» имел рабочий режим избыточного давления 0,25кгс/кв. см. Однако в случае возникновения признаков высотно-декомпрессионной болезни допускался временный переход на «аварийный» режим 0,4 кгс/кв. см.

Практическая высота применения скафандра составляла до 50 км. Допустимая индикаторная скорость полета при катапультировании составляла 1400 км/ч.

Кроме того, скафандр обеспечивал время пребывания в холодной воде до 12 часов.

Применение высотного скафандра предполагалось на изделии Т-4 («сотка»).


Несмотря на то, что авиационный СК «Сокол» не получил массового распространения, он стал своеобразным «эталоном».

Он собрал в себя все удачные решения и наработки, среди которых были:

- Использование двухслойной оболочки с раздельными силовым и герметичным слоями.
- Система типоразмеров оболочки.

А также успешны конструкции:

- силовых систем и шарниров мягкой оболочки,
- гермоперчаток,
- гермоподшипников,
- гермошлема.

Все вышеперечисленные системы в последующем применялись на космических скафандрах мягкого типа. Благодаря чему удалось в сжатые сроки создать первые космические скафандры.

А в начале семидесятых экстренно разработать на основе имеющегося задела авиационных СК «Сокол» спасательный скафандр для КК «Союз», получивший название «Сокол-К» (космический).
Автор:
Использованы фотографии:
https://zen.yandex.ru/media/id/5ec81fa81c6c0b05eff079c2/aviacionnyi-skafandr-sokol-5ffde3c4d65541786bcb8ad5
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Ros 56
    Ros 56 28 января 2021 11:25
    0
    Интересная тема, но думаю что одно другому не мешает, главное людей сохранить.
  2. slowpokemonkey
    slowpokemonkey 28 января 2021 11:50
    0
    можно ли его как то с коррелировать с высотными костюмами на миг-25\31 ?

    какая либо причина не замены за "Сокол" высотных костюмов ввс ссср\рф
    1. Бшкаус
      28 января 2021 13:32
      +3
      можно ли его как то с коррелировать с высотными костюмами на миг-25\31 ?

      На высотах более 18 км есть два типа защиты от гипоксии: 1- это скафандр, внутри которого создается постоянное давление и кислородная газовая среда в которой полностью находится человек. 2-высотно-компенсирующий костюм. Проблема всех скафандров в том, что они жутко неудобны, ограничивают движение, поле зрения и т.п. поэтому, их особо не любят. Да чего там греха таить, не особо то любят и гермошлем т.к. он громоздкий и сильно мешает. В итоге, учитывая что самолеты летают максимум на высоте 25км, то там, где можно обойтись без скафандра, летчики стараются использовать ВКК и гермошлем т.к. до 25км он обеспечивает защиту. Но и на эту высоту у нас самолеты поднимаются редко и не все, поэтому, если полеты проходят на высотах до 18-20км, тогда летчики предпочитают уже обычную КМ из-за удобства применения.
      1. Владимир_2У
        Владимир_2У 28 января 2021 15:55
        +2
        Цитата: Бшкаус
        Да чего там греха таить, не особо то любят и гермошлем т.к. он громоздкий и сильно мешает
        Обзор вниз (на приборы) и правда ужасный. А статья вкусная, но мало. )))
        1. Intruder
          Intruder 28 января 2021 16:39
          +1
          надо массово просить автора, о продолжении по теме....:)
          1. Бшкаус
            28 января 2021 18:23
            +4
            надо просить автора о продолжении по теме

            Если в хронологическом порядке, то дальше скафандр Гагарина. Там тоже поле не паханое: вначале делали один, в феврале 60го вовсе отказались от скафандра и делали защитный костюм типа мск. Потом снова метнулись и начали работы над СК-1 ЗА 7 месяцев до полета!!! Будет интересно, напишу и о надувных манжетах, благодаря которым в ск сохранялась герметичность в слусае разгерметизации, если космонавт снял перчатки. Но тему с гагаринским СК я думал начать публиковать в марте, ближе к 60 летию полета
            1. Intruder
              Intruder 29 января 2021 06:34
              0
              Ожидаем с привеликим...,терпением feel
            2. пищак
              пищак 30 января 2021 07:35
              0
              Цитата: Бшкаус
              надо просить автора о продолжении по теме

              ....Но тему с гагаринским СК я думал начать публиковать в марте, ближе к 60 летию полета

              hi Ну да, и вот после такого смачного, завлекательного и многообещающего, "спойлера" Вы, уважаемый Автор, теперь(
              ещё почти в разгаре зимы winked ) обрекаете нас, своих благодарных читателей, на муки терпеливого ожидания начала "мартовских публикаций"??! wink
              Статья Понравилась! good
              1. Бшкаус
                30 января 2021 14:12
                +2
                Ну да, и вот после такого смачного, завлекательного и многообещающего, "спойлера" Вы, уважаемый Автор, теперь(

                Ну зачем же так? я публикую примерно раз в неделю, завтра у нас митинги Навального, так что дня два-три, а то и неделю, все о них только и будут говорить))))).
                Потом начнется февраль: будет статья про ВМСК-2, который был еще зеленого цвета с гермошлемом ГШ-4, опять же, были жалобы что статья про УПМК не раскрыла тему 21КС и "Сейфера", вот вам еще продолжение, а там глядишь уже и март с гагаринским продолжением, Беркут, Ястреб, лунный Орел и лунный Кречет, один "Сокол" чего стоит: там и про ВКК-47 который хотели вместо скафандра и история разработки Сокола, и его модификации... А там ведь еще "Орланы" напрашиваются, Марс-500. А авиационный Баклан, а "Стриж" для бурана? ))) В общем, еще надоест)) А вообще, перед тем как перейти к космическим скафандром, правильно будет опубликовать две статьи, одна из которых посвящена типам конструкции скафандра (мягкий, жесткий, полужесткий), что бы понимать, какие преимущества и недостатки и где какой лучше использовать и про их типы герметизации, а то в космических скафандрах об этом много говорится.
                1. пищак
                  пищак 30 января 2021 15:42
                  +1
                  hi О-ооо, такие классные у Вас наметки! good Это Здорово!!! fellow Жду с нетерпением! yes
                  Помню до сих пор, как ещё младшим школьником( в своих мечтах, будущим лётчиком-истребителем и советским космонавтом winked ), посещая авиаучилище, внезапно открыл для себя( на стендах и схем-плакатах одного из учебных "циклов") и был восхищён остроумной целесообразностью комплексов жизнеобеспечения экипажей самолётов! yes
                  Успешного осуществления Ваших интереснейших Творческих Планов и Крепкого Здоровья, уважаемый aka Бшкаус! good hi
      2. kytx
        kytx 29 января 2021 07:41
        +2
        а что такое КМ?
        1. Бшкаус
          29 января 2021 09:29
          +2
          а что такое КМ?
          КМ - термин, сокращенно обозначающий "кислородная маска", а далее через дефис прописывается ее модель, пр. КМ-34, КМ-35, КМ-36М и т.п. "СК" - скафандр, "ЗШ" - защитный шлем, "ГШ"-гермошлем, "ВКК" - высотно-компенсирующий костюм, "ППК" - противоперегрузочный костюм, но стоит помнить, что ВКК имеет камеры противоперегрузочного устройств "ПУ" )))))))), которые позволяют использовать ВКК в качестве ППК.
          1. kytx
            kytx 29 января 2021 23:39
            +1
            спасибо
            про ВКК я знал
            все остальное не знал
            прошу вас если даете специфические абревиатуры - давайте расшифровку
            тут хватает одного Даманцева :)
            1. Бшкаус
              30 января 2021 12:03
              +3
              прошу вас если даете специфические абревиатуры - давайте расшифровку
              хорошо, постараюсь более внимательно давать пояснения. Обычно при первом упоминании стараюсь давать полное название и в скобках поясняю что дальше будет сокращенно. Но если все равно тяжело оринтироваться, то буду чаще писать полные названия. Прекрасно понимаю, что для неподготовленного читателя это тяжело -сам такой в других областя_)))