Самоделки для ТВ и «танк Делахайе»

64

Сочлененный зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-СА» во время генеральной репетиции парада на Красной площади. Как видите, спустя сто лет сочлененные боевые машины в армии все-таки появились. Фото: Владимир Замятин

«Вы в танкисты не годитесь:
В танке вы не поместитесь!

«Дядя Степа» С. Михалков

Танки мира. Значение информации в жизни общества понимают все. Чем ее больше, тем лучше во всех отношениях. И тем насыщеннее и разумнее, и рациональнее становится наша с вами жизнь, чем больше в нашем распоряжении имеется самой разнообразной информации. А уж как ею воспользоваться – зависит от многих обстоятельств, включая и врожденные.

Вот, например, не так давно на ВО появилась статья о первых французских танках Первой мировой войны. Ну что особенно нового можно о них сказать? Однако если вот поискать, то можно было бы найти очень интересный материал о французском танке, существовавшем тогда, правда, только в проекте. Но, тем не менее, даже в таком виде, он сыграл в истории техники определенную роль.




Одна из таких вот наидоступнейших самоделок по принципу «из всего, что под руками» – сочлененный двухсекционный вездеход. Корпуса – из пластиковых упаковок для сыра или сметаны (в те годы они были именно такими). Ось вращения корпусов – полистироловая вязальная спица, шины – кистевые резиновые эспандеры, редуктор – самодельный из двух шестеренок от поломавшихся механических игрушек. Привод – электромоторчик ДП-10 стоимостью 1 рубль. Интересно, что военные много лет говорят о сочлененных танках, однако на вооружении они все еще так и не появились. Хотя тягачи Павези известны с 20-х годов прошлого столетия.

Однако рассказ о нем мне придется начать совсем с другого.

А именно с детского технического творчества, которое я пропагандировал на пензенском ТВ с 1980 по 1991 год и на куйбышевском ТВ с 1985 по 1988. Каждая передача продолжалась ровно 30 минут. А рассказывалось в ней, как из простых и доступных материалов делать различные самоделки.

Каждый год название цикла менялось. И несколько трансформировалась его информационная направленность. Самый первый цикл назывался «Давайте делать игрушки». И он был рассчитан на самых юных.

Затем были циклы «Студия юных техников», «Как человек стал великаном», «Звезды зовут» и «Ребятам-изобретятам». И о чем они? В общем-то, понятно по их названиям.

На каждую передачу требовался сценарий. А он, в свою очередь, писался как статья в один из наших популярных журналов: «Юный техник», «Школа и производство», «Семья и школа», «Моделист-конструктор».

Ну что делать, если за каждую передачу платили буквально гроши – 40 рублей на пензенском ТВ и 57 рублей – на куйбышевском. Причем сумма гонорара зависела от населения области. То есть от того, сколько людей могли смотреть ТВ.

Ну, а после выхода статьи в журнале она автоматически становилось еще и главой в очередную книгу. Что, в общем-то, помогало следовать правилу «не жить на одну зарплату» на вполне законных основаниях.


Вариант гусеничного сочлененного вездехода – вот такие машины, правда, мы с вами видели уже даже на военных парадах на Красной площади, – с корпусами из полистироловых мыльниц. Колеса, гусеницы – все можно было взять от сборных моделей танков завода «Огонек». Самодельным, по сути, в этой самоделке был разве что узел соединения корпусов, имевший четыре степени свободы, и пластины на которых должны были крепиться опорные катки ходовой части. Блок управления был готовый, вот только танков для изготовления этой модели нужно было покупать не один, а два. Но все это только лишь стимулировало развитие нашей промышленности. Так что на ТВ подобный подход к детскому конструированию только одобрялся.

Каждая самоделка собиралась прямо в эфире на глазах у телезрителей, поскольку 80 % передач тогда проводилось без записи – экономили пленку.

Приходилось что-то делать в полуготовом варианте, какие-то детали дублировать по два-три раза, чтобы показать процесс изготовления. И, конечно, все буквально надо было рассчитывать по минутам. Потому как, если бы в итоге самоделка не полетела бы или не поплыла, это был бы неслыханный позор и ужас.

Более того, специальный редактор при этом за тобой следил и ставил потом тебе оценку. А эти оценки превращались в баллы по социалистическому соревнованию редакций. И подводить своих коллег по цеху было просто… аморально. Да и при большом количестве «троек» контракт с автором и ведущим (а он как правило заключался на один год) немедленно разрывался.


А вот за эту «игрушку» мне удалось даже получить авторское свидетельство на промышленный образец. Вроде бы обычный плавающий танк, да? Но суть этой новации в том, что ведущие колеса у него в отличие от ПТ-76, имевшего водометный движитель (рис. слева внизу), находились вверху и при движении на плаву создавали поток брызг, который как раз и был отмечен в качестве привлекательного игрового эффекта. Правда, на реальных танках ведущие колеса так не ставятся, но зато они на тяжелых тракторах и карьерных экскаваторах они именно так и расположены.

Понятно, что приходилось рассказывать о самых передовых и интересных технических разработках. И, соответственно, делать по этим разработкам модели.

И вот однажды в магазине игрушек я заметил очень интересный вездеход на колесном шасси с колесами на треугольной раме. При движении по ровной плоскости этот вездеход ехал на восьми колесах, располагавшихся внизу. Но стоило ему наехать на преграду, как треугольные рамы почему-то начинали прокручиваться. И проходимость игрушки резко повышалась.

Статья в журнале «Моделист-конструктор» помогла узнать, что этот необычный движитель придумал у нас инженер Р. М. Никифоров из Ангарска. И не просто придумал, а еще и получил на него авторское свидетельство. Опытные машины с таким шасси назвали «Террастар» – «Земляная звезда». А вездеход-игрушка на таких «треугольных колесах» стал выпускаться в Москве на заводе «Орленок».


Модель вездехода «Террастар»: 1 — втулка колесной рамы; 2 — колесная рама; 3 — шестерни привода; 4 — ось шестерен привода; 5 — ось передних колес; 6 — схема колесной рамы; 7 — схема шестеренчатого привода колес; 8 — вал редуктора; 9 — электродвигатель; 10 — колеса; 11 — ось задних колес; 12 — собранная модель; 13 — схема движения вездехода по мягкому и твердому грунту

Ничего особенного я тогда в передаче не предложил. А всего лишь показал, как можно сделать такое вот шасси самому. И как починить сломавшуюся игрушку завода «Орленок». А еще поставить на его шасси новый самодельный корпус, чтобы ваша игрушка не походила бы на то, что уже есть у всех других.

И как же я теперь жалею, что в те годы у меня не было доступа к информации из иностранных источников. В частности, из французских. Потому что тогда я взял бы за основу очередной своей самоделки, безусловно, другой проект. А именно проект «танка Делахайе», известный за рубежом еще с 20-х годов прошлого века.


Вот об этом проекте Уолтера Кристи я тогда тоже не имел ни малейшего понятия. А какая просто шикарная игрушка из него могла бы получиться.

А было так, что еще в марте 1918 года два инженера фирмы «Делахайе» Луи-Гастон Сабате и Амеди-Пьер Варле подали заявку на патент на принципиально новый танк.

Танки даже в 1918 году были все еще относительно новой техникой. Поэтому неудивительно, что в то время разные предложения по их совершенствованию буквально появлялись одно за другим. Но конструкция Сабате и Варле очень сильно отличалась от существовавших в то время танков времен Первой мировой войны.


Французский патент FR504609 от марта 1918 года, на котором показано устройство гусеничного треугольного колеса. Как видите от движителя завода «Орленок» оно отличается только лишь отсутствием гусеничного обода.

В их конструкции использовались собственные патенты «Делахайе» на гусеницы, поданные в январе 1918 года.

В них использовалась относительно обычная установка гусеничной ленты с ведущей звездочкой большого диаметра спереди и колесом такого же размера сзади, которое также использовалось для натяжения гусеницы.

Между этими двумя колесами большого диаметра находились три маленьких колеса, являвшихся ходовыми катками. Менее обычной частью этой гусеничной системы было то, что над этими двумя большими колесами находился центральный поворотный узел крепления для всей гусеницы, позволяющий ей проворачиваться как одно целое, и на нем же была ведущая звездочка для цепи, которая, в свою очередь, приводила в движение переднюю звездочку.

Данная конструкция была более чем пригодна для военных целей. Поскольку оснащенные таким движителем машины имели бы более высокую степень проходимости, чем те, у которых были обычные гусеницы от трактора «Холт». Ну, а то, что гусеницы поворачивались вокруг этой своей центральной оси, гарантировало, что они всегда будут иметь наилучшее сцепление с землей. А значит, и возможность преодолевать самые сложные препятствия.

Но самое интересное, что еще в июле 1917 года инженер Сабате без участия Варле подал заявку на патент на транспортное средство для перемещения по полю боя штурмовой артиллерии. По сути дела, это была одна из первых конструкций передвижного моста, позволяющего форсировать встретившиеся на поле боя препятствия и, прежде всего, овраги.

Но тут в голову инженерам пришла мысль о том, что сочетание идеи 1917 года с патентами 1918 года и комбинации многоугольного колеса и гусеничного хода может привести к еще более впечатляющим результатам. И так оно и оказалось. Их усилиями появилось совершенно неортодоксальное треугольное гусеничное колесо.

Хотя внешне конструкция этого колеса и кажется очень сложной, на самом деле она относительно проста.

Как и в оригинальных патентах от января 1918 года, гусеницу, обегавшую все три ведущие колеса, вращал расположенный по центру рамы этих колес вал, причем через три паразитарные шестерни. На самом валу была насажена ведущая звездочка, закрепленная между «сэндвичем» из двух больших треугольных пластин, на которых по углам крепились колеса с приводом от паразитарных шестерней.

На ровной поверхности машина двигалась на колесах-гусеницах, как обычный танк или трактор. Но на рыхлом грунте (или же, встретив препятствие) они проворачивались и начинали крутиться как одно целое. Такое устройство позволяло легко двигаться по неровной и пересеченной местности, а также преодолевать траншеи и вертикальные стенки.

Поэтому следующий шаг конструкторов был вполне логичным: соединив треугольный вездеходный движитель и подвижно сочлененный корпус, они в итоге смогли предложить танк принципиально новой конструкции.

Танк, получивший название «Armement des chars de guerre», представлял собой сочлененное двухсекционной шасси, каждая секция которого имела одинаковую форму и размер. Причем они обе могли довольно значительным образом смешаться относительно друг друга.

Самоделки для ТВ и «танк Делахайе»
Французский патент FR504610 марта 1918 года на двухсекционный танк с башней, расположенной между секциями. Гусеницы на нем обычного типа.

Между этими секциями находилась башня с вооружением, которая могла поворачиваться на 360 градусов и также перемещаться в вертикальной плоскости. Это позволяло ей иметь угол возвышения от 45 до 60 градусов, при угле снижения – 2 градуса вперед и назад. И таким образом обстреливать даже самолеты.

Крепление вооружения было жестким, что было удобно, так как экономило место внутри башни. Дополнительное вооружение находилось внутри двух частей корпуса и включало в себя два пулемета. Следовательно, для экипажа каждой части корпуса требуется не меньше двух человек, включая одного водителя и одного стрелка. Если в башне будет еще как минимум 2 человека, то экипаж машины должен будет состоять не менее чем из 6 человек.


Секционность боевых машин в то время, вообще, была, что называется, в тренде. Вот, например, проект сочлененного танкового бронепоезда, уже известного нам инженера Буаро – «создателя знаменитого «танка-ползохода», в котором вместе соединялись сразу три танка СА.1, но с двумя 75-мм орудиями в полубашне и электронрансмиссией по типу танка «Сен-Шамон».

Каждая секция корпуса должна была иметь собственный двигатель и трансмиссию с приводом на два гусеничных агрегата. Если один из двигателей выходил из строя, танк все равно мог бы двигаться, хотя и с ограниченной подвижностью.

Достоинства проекта были очевидны. Но поскольку война к тому времени, как на него были получены последние патенты, уже завершилась, то интереса к нему никто особо не проявил. Да, в общем-то, и был он довольно-таки сложным.


Двухсекционный «танк Делахайе» на четырех треугольных гусеницах-колесах. Рисунок современного художника на основе схемы, обнаруженной в свободном доступе в Интернете.

В любом случае, именно из-за сложности этот танк так никогда на вооружение принят и не был.

Ну, а к 1930-м годам подобного рода новации уже и вовсе не имели никакого значения. Поскольку у Франции в это время уже был хорошо бронированный и вооруженный танк Char B1. Причем с гораздо более традиционной компоновкой.

Очень жаль, конечно, что я не знал обо всем этом в те годы. А то непременно сделал бы его модель. И подал заявку на танк-игрушку с уникальной ходовой частью «инженера Никифорова». Да еще и специально адоптированную для серийного производства на заводе «Орленок».

P. S.


Автор и администрация сайта выражают глубокую признательность А. Шепсу за качественно и своевременно выполненный рисунок «танка Делахайе».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

64 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. BAI
    +11
    1 февраля 2021 18:22
    Как видите, спустя сто лет сочлененные боевые машины в армии все-таки появились

    Они появились значительно раньше (м.б. в недостаточном количестве). И ВО писал об этом.



    ДТ 10 - служит с 80-х годов. 3-е фото. Алеут - с 2018 . 2-е фото. А на первом фото - техника 1965 года. Все СССР-Россия.
    Есть "Торнадо", на сочлененной базе.
    1. +7
      1 февраля 2021 18:42
      В книге обо всем этом было...
      1. +11
        1 февраля 2021 19:38
        Где то в 1984м году решили мы с товарищами сделать самоделки из "юного техника". Вездеход, вроде, какой то. А там нужны были микроэлектродвигатели и редукторы к ним. И мы тайно поехали на электричке в Киев! Там ещё на троллейбусах с пересадкой. Приезжаем в магазин "Юный техник", а там моторы есть, а с редукторами беда - дефицит! Купили, что было, а потом как не мучались, ровно платформа ехать не хотела....
        Так обидно было - магазин большой, а в нем рейки, фанера, железки и радиодетали.
        1. +14
          1 февраля 2021 20:48
          И мы тайно поехали на электричке в Киев!

          Стратегически неправильный подход был! Такие вещи надо было искать в райцентрах, а то и вовсе в сельмагах. По разнарядке они туда поступали, но местные не покупали. Именно таким образом мне удалось купить несколько ГДР-овских моделей для склейки, в т.ч. крейсер "Варяг" (!), а также совсем уж невероятную в наших краях вещь - моторчик, кажется МК-17, для кордовой модели. Да... тогда я пах этанолом, эфиром и касторкой laughing
          1. +8
            1 февраля 2021 21:46
            Так я и жил тогда в райцентре! Но магазина типа "Юный техник" у нас не было. Зато от старших товарищей слыхали о таком "счастье" в столице республики. Разочарование наше детское не имело границ...
            А вот авиамотор Мк 12 мне отец как раз из Чернигова привез - там они запросто лежали на полках.
            1. +1
              3 февраля 2021 01:18
              В Ижевске был магазин "Юный техник", мой любимый. Все скопленное "непосильным"... богатство там оставлялось. Будучи уже вполне взрослым не мог пройти мимо... Вот пришел после армии в 1986... (магазинчик переехал в отдаленный район), созрел, добрался и ... Сильно удивился. То есть для "работы" там было практически все, но не для моделиста. Все! больше я в "Пинал-техник" не ездил - далеко и не продуктивно . А потом и идея магазина закономерно умерла, превратившись в заурядный хозмаг, торг площадь кому-то чем-то выгодна... Какая ниша в 90-х была пролюблена... Обидно. Когда очухались слегка. Стало поздно. Восточные соседи с рынков наши модели поперли. А ведомо - были у нас исключительные спецы, даже в пром масштабе... Хотя-бы НПО "Тантал", как его в последние Советские годы называли. Автомодели - строго 1:43. Работа - ни с чем не сравнить... Хотя были грузинские "Сихарули", в но пластик в основном... Да ладно.. я же не каталог коллекции пишу, не историю реставрации каждой единицы. Грустно стало. Как мы внукам историю техники подаем...
              Алиса - смотри - это "мерседес" Ой! мерседес! Мерседес - это Алиса! А можно, я на нем покатаюсь? Как можно? Вы же только что познакомились!
              1. +1
                3 февраля 2021 08:40
                Чем лично мне нравились наши модели автомобилей - у них открывались капот и двери! Может с точки зрения моделизма и не очень эстетично было, но в 12 лет это казалось верхом совершенства!)
                1. +1
                  3 февраля 2021 08:58
                  hi Ну как же капоту не открыться! Модели "москвича" 408 и 412 отличались только двигателем, как ни странно. Хотя в реале их отличить можно было по характерной "задней оптике" yes
          2. 0
            2 февраля 2021 17:04
            Да в те времена и не поймешь, где и что искать. В 1987 году от обилия и номенклатуры радиодеталей в радиомагазинах г.Львова по сравнению с пустыми московскими глаза разбегались. В моем райцентре не самого дальнего подмосковья вообще ловить было нечего. Ходовые радиолампы для телевизора, правда можно было купить без проблем и в сельском универмаге, но ... это все.
            Т.ч. где-то было густо, а где-то пусто.
      2. +2
        2 февраля 2021 13:46
        Вариант гусеничного сочлененного вездехода – вот такие машины, правда, мы с вами видели уже даже на военных парадах на Красной площади, – с корпусами из полистироловых мыльниц.

        С корпусами из полистироловых мыльниц такие машины на военных парадах не видел. =_=
    2. +6
      1 февраля 2021 18:56
      Алеут - с 2018 . 2-е фото.

      Так ведь это просто копия шведской машины. Нет? smile
      1. +3
        2 февраля 2021 14:17
        Цитата: Морской Кот
        Так ведь это просто копия шведской машины. Нет?

        Именно!
    3. +3
      1 февраля 2021 19:21
      Этот курганский сочлененный вездеход с активным прицепом, я видел еще в 1984 году в Острогожске, на полигоне в/ч 20115, это автомобильная учебка для подготовки водителей МАЗ-537, 543, БАЗ -135. Машина с объемной гидропередачей. И очень удивился появлению этой машины на Красной площади со словами "новая техника" hi
  2. +9
    1 февраля 2021 18:22
    Когда хочется чего то инновационного:
    1. +1
      2 февраля 2021 12:33
      Гениально! экипаж не только в броне капсуле .. . Но и вынесен за пределы боевого модуля с боеприпасами. Вам патент бы на это оформить` с.. good, Плюсом модульность туда же и панцирь и мсту причепить можно !!!
  3. +13
    1 февраля 2021 18:27
    Самодельным, по сути, в этой самоделке был разве что узел соединения корпусов, имевший четыре степени свободы,

    Этот узел имеет две степени свободы.
    1. +6
      1 февраля 2021 18:41
      А сколько надо для детской самоделки? Больше и не надо!
      1. +8
        1 февраля 2021 18:44
        Согласен, но юные изобретатели должны уметь правильно считать степени свободы соединения.
        1. +6
          1 февраля 2021 18:56
          Ах, это... Ну, у меня всегда было плохо с математикой, Виктор Николаевич. Смотрю на одно, а пишу другое...
          1. +1
            2 февраля 2021 15:50
            Думаю юные изобретатели тех лет, соединяя 2 П- образные детали от конструктора на болт, добивались 3 степеней свободы))))
  4. +4
    1 февраля 2021 18:30
    Шикарные самоделки! Помню их в своём детстве
  5. +9
    1 февраля 2021 18:42
    Вячеслав Олегович Отлично , за работу с Детками ещё одно Отлично hi ! Все эти собиралКи - конструкторы, великолепно развивают Детские Мозги, тренируют выдержку и абстрактное мышление. Сейчас просто Бум на всяческие сборные модели, начиная с самых маленьких (по возрасту) заканчивая моделями которые без инженерных знаний и не собрать! Огромное количество военной техники, в частности танков ( и едут, и стреляют как пульками так и ИК пушками, дымы пускают, железками клацают)... на любой вкус и цвет, вопрос разве только в Цене ( серьёзные модели от 500 $). Но... глаз просто радуется с каким азартом дети постигают технику через игры. С ув. Алексей.
    1. +13
      1 февраля 2021 18:53
      Все это так, уважаемый Алексей! Но мне бегать все это внедрять, развивать, проталкивать... Нет ни сил, ни здоровья, ни желания. Был у меня и свой журнал, и фирма, и производство на подоконнике, но всему этому время ушло. Убедился, что сегодня для меня самое легкое, доступное и приятное - сидеть дома, ездить по разным интересным местам и писать... Иногда работать руками на даче... Вон пару автоматов сделал... А так, все остальное невыгодно ни в каком отношении. Всякому времени - свои песни! Кстати, 4 года опять в школе внучки всем этим с детьми занимался бесплатно. Но внучка выросла...
      1. +3
        2 февраля 2021 01:08
        Цитата: kalibr
        Но мне бегать все это внедрять, развивать, проталкивать... Нет ни сил, ни здоровья, ни желания.

        Снимаю шляпу, коллега! Сегодня большинство так считает. С уважением! hi
  6. +7
    1 февраля 2021 18:53
    Насколько я знаю, первыми приняли на вооружение сочленённый гусеничный вездеход в восьмидесятых годах шведы -- Bandvagn BV-206, разработан в 1974г. исключительно для Арктических условий.

    У нас на парадах, до настоящего времени, я такого не помню, хотя не пропускал ни одного.
    1. +9
      1 февраля 2021 19:33
      Шведы и САУ сочлененное пробовали.
      1. +5
        1 февраля 2021 19:37
        Интересно, почему не пошло на вооружение? Двигун и БО отдельно, это очень неплохо.
        1. +8
          1 февраля 2021 20:33
          Там в 70- е была целая программа по бронетехнике - UDES.
          В рамках программы было создано несколько оригинальных образцов.

          Легкий танк UDES 19.

          Истребитель танков UDES 03.
          Но в серию ничего не пошло. Причины - надо искать, программа не особо освещалась в печати.
          1. +4
            1 февраля 2021 20:57
            В то время и немцы с американцами клепали совместный танк (не помню индекс), но он не пошел, а наработки янки вроде использовали при создании "Абрамса".
            1. +4
              1 февраля 2021 21:06
              Main Battle Tank 1970s, у нас его называли МВТ-70.

              Немецкий вариант KPz 70.

              И американский.
              1. +5
                1 февраля 2021 21:53
                Совершенно верно -- МВТ-70.
                Вик, а ведь фирма "Делайе" ещё задолго до Второй мировой выпускала широчайший ряд автомобилей различного класса, в т.ч. очень красивые легковые авто. У меня проблемы с древним лэптопом -- ничего не открывается, может Вы поместите для наглядности парочку престижных "Делайе", вдруг кто-то не видел.
                Мы уже как-то делали это вместе.
                1. +8
                  1 февраля 2021 22:03

                  Delahaye 165, кузов Figoni et Falaschi (1939)
                  1. +6
                    1 февраля 2021 22:05

                    Delahaye 134 N Labourdette Cabriolet, 1933
                    1. +5
                      1 февраля 2021 22:07

                      Delahaye 135 MS (1936)
                      1. +7
                        1 февраля 2021 22:08

                        Delahaye 175S Roadster актрисы Дианы Дорс, кузов Saoutchik (1949)
                      2. +6
                        1 февраля 2021 22:24
                        Я хе говорю, конфетки, а не машины. smile good
                      3. +4
                        1 февраля 2021 22:28

                        Delahaye 235MS Coupé, кузов Chapron(1953)
                      4. +4
                        1 февраля 2021 22:37
                        Видел фото родстера с такой же облицовкой. Интересно, что случилось с фирмой, почему она прекратила существование, машины-то были хороши, а ещё они и грузовики делали, и автобусы, только вот на ниве бронетанковых войск я от них ничего не заметил, разве что проект, описанный в этой статье.
                      5. +4
                        1 февраля 2021 22:43
                        В 1956 году слились с компанией Hotchkiss et Cie и образовав Hotchkiss-Delahaye.
                      6. +4
                        1 февраля 2021 22:47
                        Что-то на слуху остался один Гочкис, а Делайе куда-то пропало, как та буква, что вместе с Б сидела на трубе.))
                      7. +5
                        1 февраля 2021 23:05
                        В том же 1956 году Hotchkiss-Delahaye слилась с с компанией Brandt, торговая марка Delahaye прекратила существование, возникла компания Hotchkiss-Brandt, которая, в свою очередь, в 1966 году слилась с Thomson-Houston Electric Company. В 1970 году торговая марка Hotchkiss тоже прекратила существование.
                      8. +6
                        1 февраля 2021 23:56
                        "Так проходит слава мирская", но память всё равно остаётся.
        2. +6
          1 февраля 2021 20:42
          Сложно. Тут после Т 72 в Т 55 пересел и понимаешь "Господи! Как же просто и просторно!"
          Там ещё третий прицеп нужно будет цеплять - с запчастями!)))
          1. +7
            1 февраля 2021 20:59
            Я, когда после "Полстачетвёрки" забрался в 34-85, так просто обалдел, места -- хоть пляши камаринского.
        3. +2
          1 февраля 2021 21:56
          Цитата: Морской Кот
          Интересно, почему не пошло на вооружение? Двигун и БО отдельно, это очень неплохо.

          Серьезно? Переворот после первого выстрела из положения, как на фото. Либо сошник делать. Ствол зачем так высоко? Все равно по навесной траектории стреляет. Судя по длине ствола - гаубица. Если дешево - буксируемый вариант. Если, как у людей, то на обычное танковое шасси.
          1. +4
            1 февраля 2021 22:01
            Серьёзно. Что-то не заметно, что самоходка опрокидывается при выстреле (фото). Да и я имел в виду не САУ, а танк. А у людей бывает по-всякому, у некоторых вообще не бывает никак.
            1. 0
              1 февраля 2021 22:27
              Цитата: Морской Кот
              Серьёзно. Что-то не заметно, что самоходка опрокидывается при выстреле (фото). Да и я имел в виду не САУ, а танк. А у людей бывает по-всякому, у некоторых вообще не бывает никак.


              Ощущение, что выстрел холостой. ИМХО, конечно. Впрочем, можете дальше строить обиженку.
              1. +3
                1 февраля 2021 22:33
                ... дальше строить обиженку.

                С чего бы?
  7. +1
    1 февраля 2021 19:23
    Цитата: Морской Кот
    Алеут - с 2018 . 2-е фото.

    Так ведь это просто копия шведской машины. Нет? smile

    Так называемый Лось, выпускался с 1974 года. Похож
  8. +5
    1 февраля 2021 19:26
    Как и в оригинальных патентах от января 1918 года, гусеницу, обегавшую все три ведущие колеса, вращал расположенный по центру рамы этих колес вал, причем через три паразитарные шестерни. На самом валу была насажена ведущая звездочка, закрепленная между «сэндвичем» из двух больших треугольных пластин, на которых по углам крепились колеса с приводом от паразитарных шестерней.

    А вот художник Шепс правильно определи конструкцию, что видно из его рисунка.
    Детально проработанная ходовая часть представляла собой равносторонний треугольник на концах которого находились основные колеса равного диаметра. Нижнее заднее колесо было ведущим, а вращающийся момент от двигателя передавался на него при помощи шестерен. На всех трех “гранях” было установлено по три дополнительных (натяжных) ролика.
    От шестерни привода не бывает, привод от двигателя.
  9. +3
    1 февраля 2021 19:47
    Вообще подобные штуковины сейчас вовсю разрабатывают... Тут и колесно-шагающий движитель, тема давняя:

    Где-то кстати, встречал концепт робота-сапера на таких феньках - с ними он любую лестницу на раз- два делает
    И переход с гусянки на колеса
  10. +8
    1 февраля 2021 19:51
    Госпидя ! В комментарии к предыдущей статье я уже "приводил" изображения "сочленённых танков" периода англо-бурской войны (безрельсовых бронепоездов" ! Мне не жалко ! Могу и ещё !



    1. +3
      2 февраля 2021 06:16
      Владимир я думаю, что термин "сочленённый" к бронетягачу с бронеприцепами не относится.
      Вы, скорее всего, это сами знаете и поправка не нужна. Но..."Госпидя!" hi
      1. +3
        2 февраля 2021 08:53
        hi Михаил,я думаю ,что не трудно понять ,что словосочетание "сочленённые танки" применительно к "бронетягачу с бронеприцепами " содержит иронию ! wink В данном комменте я ..."типа пошутил"! Но ,"по большому счёту",чем и более современные разработки не "бронетягач(бронетолкач) с бронеприцепом" ? what Ведь, и в начале прошлого века могли прокатиться на броне тягаче с одним "бронеприцепом" ! bully
    2. +4
      2 февраля 2021 10:03
      В комментарии к предыдущей статье я уже "приводил" изображения "сочленённых танков" периода англо-бурской войны (безрельсовых бронепоездов" !

      Фото хорошие. drinks Впервые такие вижу. Может, просто не искал...
  11. +3
    1 февраля 2021 22:56
    Автор и администрация сайта выражают глубокую признательность А. Шепсу за качественно и своевременно выполненный рисунок «танка Делахайе».
    Спасибо всем за интересную статью! Прочитал с большим удовольствием и местами с удивлением! Спасибо! good
    1. +5
      2 февраля 2021 08:05
      Цитата: businessv
      и местами с удивлением!

      А вот это особенно радует!
  12. +1
    2 февраля 2021 01:11
    Цитата: Undecim
    Этот узел имеет две степени свободы.
    Относительно нуля - четыре, относительно осей - две. hi
    1. -1
      3 февраля 2021 19:37
      Цитата: businessv
      Относительно нуля - четыре

      А в каком месте Вы там ноль поставили?
      1. 0
        4 февраля 2021 15:40
        Цитата: Полимер
        А в каком месте Вы там ноль поставили?

        Коллега, но ведь пересечение осей координат всегда принимается за ноль, верно? Значит движение вверх, вниз и вправо, влево и есть движ относительно нуля.
        1. -1
          4 февраля 2021 17:18
          Цитата: businessv
          Коллега, но ведь пересечение осей координат всегда принимается за ноль, верно?

          Верно! Так вот я и спрашиваю, а где там начало координат? Например, рука человека, если мне склероз не изменяет, имеет 27 степеней степеней свободы, но (!) - это относительно тела, которое считается неподвижным... в общем, мы сейчас рискуем в СТО удариться. В данном случае, любой из элементов системы двухзвенного "танка", имеет только две степени свободы относительно другого элемента. О том и речь.
  13. +1
    2 февраля 2021 03:30
    Уважаемый Вячеслав !!! После статьи вспомнилась книга ""Незнайка в солнечном городе"" да простят потомки, но Носов был прав!!! drinks а ещё ближе Лавров!
    1. +7
      2 февраля 2021 08:04
      После "Незнайки" мы в кружке на ОблСЮТ сделали космический вездеход, в котором как бы он не падал и не переворачивался, космонавт останется цел. Там кабина на балансире переворачивалась. И на конкурсе "Космос" 1982 г. он занял призовое место! Очень понравился космонавтам! "Хоть кто-то о нас подумал!"
  14. +2
    3 февраля 2021 01:48
    Стало мне грустно. Почему это интересные вещи обнаруживаются в последний момент. вроде специально захожу на сайт. Утро - вечер... Что за карма... Опоздать. Обидно crying
    Замечательная статья. Спасибо.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»